Помещение для животных

Минприроды разработало требования к приютам для

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЮТОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХИ УСТАНОВЛЕНИЮ НОРМ СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ В НИХ

1. Настоящие методические указания подготовлены в целях реализации пункта 7 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об обращении с животными).

2. Приютом для животных (далее — приют) является специально оборудованный имущественный комплекс, созданный в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которые владельцы отказались.

3. Приюты могут быть предназначены для смешанного содержания животных разных видов и пород, учитывая их биологическую совместимость, или иметь специализацию по содержанию только одной определенной категории животных.

4. Приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях и должны располагать:

— вольерами для содержания собак;

— теплыми вентилируемыми помещениями для содержания кошек (в течение года температура в них должна поддерживаться в пределах от +20 °C до +25 °C);

— площадкой для выгула собак;

— блоком изолятора;-блоком карантина;

— ветеринарным блоком;

— санитарным блоком;

— дезинфекционно-моечным помещением;-бытовым помещением для обслуживающего персонала;

— хозяйственными помещениями для хранения кормов, обеспечивающие условия хранения, определенные изготовителем кормов, или кормо-кухней для приготовления кормов из натуральных продуктов;

— складом для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря;

— морозильными камерами для временного хранения биологических отходов;

— контейнерной площадкой, контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов;

— иными помещениями и оборудованием, необходимыми для обеспечения условий содержания животных в приюте.

5. Вольеры для основного поголовья собак и помещения для содержания основного поголовья кошек должны быть отделены от блоков изолятора и карантина.

6. Новорожденные животные должны содержаться с матерью до окончания периода естественного кормления (не менее 1 месяца с момента рождения).

7. Входы на территорию приюта для персонала и въезды для транспорта должны быть оборудованы дезинфекционными барьерами.

8. Приют должен иметь централизованные, децентрализованными или иными системами водоснабжения и водоотведения, электро-теплоснабжения, наружного освещения.

9. Штатная численность сотрудников приюта определяется в зависимости от количества содержащихся в приюте животных и видов выполняемых работ.

В штате приюта, кроме административно-управленческого персонала, следует предусматривать обслуживающий персонал, ветеринарных специалистов, специалистов по социальной адаптации животных (кинологи, фелинологи), технический персонал.

10. При расчете численности рекомендуется иметь 1 одного обслуживающего работника и одного специалиста по социальной адаптации животных на каждые 80 животных.

При содержании в приюте более 150 животных рекомендуется организация собственной ветеринарной службы, при меньшем количестве животных в приюте возможно заключение договора на ветеринарное обслуживание со сторонней ветеринарной организацией.

11. Владельцы приютов должны соблюдать требования к содержанию животных и организации деятельности приютов, установленные статьями 9 и 16 Закона об обращении с животными.

12. К ежедневному содержанию животных относятся:

— осмотр всех животных и мест их содержания;

— кормление, поение животных;

— выгул собак, включая физические нагрузки;

— уборка и дезинфекция мест содержания животных, площадок для выгула и подсобных помещений;

— мытье посуды для животных и инвентаря, лотков для кошек;-замена гигиенического наполнителя (для кошек);

— частичная или полная замена подстилочных материалов (сена, опилок или иного подстилочного материала) в помещениях (вольерах) (для собак).

13. Вывоз биологических отходов и их утилизация осуществляется на регулярной основе специализированными организациями на договорной основе в соответствии с установленными ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

14. Животные в приюте могут содержаться как в индивидуальных, так и в групповых вольерах и клетках в зависимости от социализации животных и их индивидуальной совместимости. Собаки и кошки должны содержаться раздельно.

15. Вольер для каждой собаки включает минимально 2 м 2 пространства для движения (открытый вольер) и 1 м 2 крытого вольера (будки, кабины). Будка (кабина) должна защищать животное от холода, осадков, жары и других погодных явлений и должна обеспечивать температуру воздуха при нахождении в ней собаки не ниже +7 °C).

16. Размеры площадки для выгула собак должны быть достаточными для выгула в течение суток всех животных, содержащихся в приюте. Численность одновременно выгуливаемых собак определяется из расчета 8 м 2 площади на одну собаку. Высота ограждения должна составлять не менее 2 м.

17. Помещение для кошек должно состоять из крытой утепленной части, необходимой для обеспечения минимальных потребностей животного в движении и примыкающей к ней выгульной площадки или помещения в отапливаемом строении приюта, оборудованном клетками или вольерами группового содержания, при соблюдении нормы не менее 1 м 2 площади на одно животное. Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений и обеспечивать температуру при нахождении кошки от +20 °C до +25 °C.Лотки для испражнений должны устанавливаться из расчета не менее 1 лотка на 3 кошки.

18. Вход в помещение для содержания кошек должен быть оборудован буферной зоной, состоящей из сетчатого тамбура.

19. Площадка для выгула кошек должна примыкать к помещению для содержания и быть огорожена со всех сторон, в том числе сверху. Размеры для выгула в течение суток всех животных, содержащихся в приюте. Численность одновременно выгуливаемых кошек определяется из расчета 1 м 2 площади на 1 кошку. На площадке должны быть размещены игровые устройства для кошек, гамаки и другие средства обогащения среды, лотки с наполнителем для испражнений.

20. Правила поведения посетителей приюта и волонтеров, а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта размещаются на стендах при входе в приют.

22. В приюте для животных осуществляется учет и регистрация всех содержащихся животных на бумажных и электронных носителях. Основой такого учета является журнал движения поголовья животных в приюте для животных, форма которого приведена в приложении к настоящим Методическим указаниям.

23. В районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, приюты для животных должны предусматривать содержание животных преимущественно в теплых помещениях.

Приложение к Методическим указаниям по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них (форма)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЮТОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ И УСТАНОВЛЕНИЮНОРМ СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ В НИХ»

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях реализации пункта 7 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об обращении с животными). Целью принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации является утверждение Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, на основе которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут установлены региональные Порядки организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них.

Приюты для животных являются основной инфраструктурной базой для действий по ответственному обращению с животными и требования к организации их деятельности определены статьей 16 Закона об обращении с животными.

Животные без владельцев, которые по разным причинам не возвращены на прежние места их обитания после отлова, вакцинации, мечения и стерилизации, животные, от права собственности на которых владельцы отказались, а также животные, которые по иным причинам требуют заботы человека, определяются в приюты для животных, которые должны иметь необходимые условия для жизни и здоровья содержащихся в них животных с учетом их биологических потребностей и особенностей.

Согласно части 3 статьи 16 Закона об обращении с животными приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Методические указания изложены без излишней детализации, что позволит субъектам Российской Федерации принять свои Порядки, учитывающие в рамках общих положений реально сложившиеся особенности субъектов Российской Федерации, а также учесть разные организационно-правовые формы приютов для животных.

«Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС www.komitet4.km.duma.gov.ru», 2019

Вопрос: Тождественны ли понятия «площадки для выгула животных» и «места для выгула домашних животных», применяемые в законодательных актах Российской Федерации? Каков порядок установления границ мест для выгула домашних животных, а также установления мер административной ответственности за несоблюдение правил выгула домашних животных?

Ответ: Прежде всего следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных.

При этом правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Положениями вступившего в силу 27 декабря 2018 г. (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об ответственном обращении с животными) установлено требование о недопущении выгула домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Исходя из анализа иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе требования по выгулу домашних животных, также можно отметить применение различной терминологии. Так, согласно пункту 9.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54, для выгула домашних животных в жилых районах и населенных пунктах должны быть определены специальные территории, обозначенные табличками.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» применяются термины «обустройство площадок для выгула домашних животных», а также «строительство мест для выгула домашних животных».

С учетом вышеуказанных правовых норм полагаем, что все обозначенные термины употребляются в значении специально отведенных территорий для выгула домашних животных, что может говорить об их идентичности по своей сути.

Относительно вопроса установления границ мест для выгула домашних животных считаем необходимым отметить следующее. Как уже обозначалось ранее, вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования, утверждаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования (части 1 и 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Кроме того, согласно Общим рекомендациям к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 — 2022 гг., утвержденным Минстроем России, площадки для выгула собак отнесены к элементам благоустройства.
Так, в Московской области данный вопрос урегулирован положениями Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Частью 2 статьи 16 указанного Закона размеры площадок для выгула собак, размещаемых на территориях жилого назначения, должны составлять 400 — 600 кв. м, на прочих территориях — до 800 кв. м. В условиях сложившейся застройки можно принимать уменьшенный размер площадок исходя из имеющихся территориальных возможностей.

Доступность площадок — не далее 400 м. На территории микрорайонов с плотной жилой застройкой — не далее 600 м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий принимается не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха — не менее 40 м. Указанные нормы в дальнейшем нашли свое отражение в принятых правилах благоустройства муниципальных образований Московской области (см. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 октября 2018 г. N 204/19 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Ступино Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 ноября 2018 г. N 09/62 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27 декабря 2018 г. N 56/13 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Подольск Московской области» и др.).

В случае отсутствия на уровне субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего общие требования к размерам площадок для выгула собак, такие требования устанавливаются соответствующим муниципальным нормативным правовым актом. Так, в соответствии с пунктом 8.4.1 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных Муниципальным правовым актом города Владивостока от 15 августа 2018 г. N 45-МПА, размеры площадок для выгула домашних животных не должны превышать 600 кв. м и не быть менее 50 кв. м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий составляет не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха — не менее 40 м. Площадки для выгула домашних животных должны размещаться за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов.

Тем самым, по нашему мнению, установление границ мест выгула домашних животных является компетенцией соответствующего органа местного самоуправления и они могут быть определены правилами благоустройства территории муниципального образования.

По вопросу привлечения лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, необходимо учитывать следующее.
В настоящее время возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, определена статьей 21 указанного Федерального закона.
При этом до настоящего времени соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушений (далее — КоАП) не внесено. Тем самым следует признать, что данная сфера правоотношений требует дальнейшего совершенствования и корректировки.
Однако также следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в частности, относятся: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом вышеуказанных положений в настоящее время положениями законов большинства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил выгула домашних животных, так как сами правила выгула домашних животных определены соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления (см. например, статью 71 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», статью 4.5 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», статью 6.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», статью 3.2 Закона Московской области от 4 мая 2016 г. N 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и др.). При этом следует отметить, что рассматриваемый вид административного правонарушения зачастую устанавливается отдельной статьей, а не статьями, определяющими правонарушения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем полагаем, что в настоящее время с учетом недавнего срока вступления в силу Федерального закона об ответственном обращении с животными практика его применения только формируется и возникающие при этом проблемные вопросы потребуют их дальнейшего решения и возможной корректировки соответствующих положений законодательных актов в рассматриваемой сфере правоотношений.

С 1 января 2020 года в силу вступили положения федерального закона, регулирующие деятельность по обращению с животными. Согласно закону о защите животных, питомцы, от которых владельцы отказались, а также бездомные животные должны содержаться в специальных приютах. Избавление от животных без передачи их новому владельцу или в приют не допускается.

В соответствии со статьей 16 этого закона, государственные, муниципальные или частные приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Законом запрещена организация приютов для животных в квартирах любых форм собственности.

Какими должны быть приюты для животных?

Все созданные приюты должны быть зарегистрированы в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС ВетИС). Согласно закону, нормы по организации приютов для животных в каждом регионе регулируются типовыми положениями о приюте для содержания безнадзорных животных.

Ранее правительством России были утверждены правила содержания животных в приютах, разработанные Минприроды. Они обязывают владельцев приютов определять их вместимость, а также допускают возможность оказания на их территории платных услуг.

Согласно установленным нормам, приюты должны располагать:

— вольерами для содержания собак;

— теплыми вентилируемыми помещениями для содержания кошек;

— площадкой для выгула собак;

— блоком изолятора;

— блоком карантина;

— ветеринарным блоком;

— санитарным блоком;

— дезинфекционно-моечным помещением, бытовым помещением для обслуживающего персонала;

— хозяйственными помещениями для хранения кормов, обеспечивающими условия хранения, определенные изготовителем (или кормо-кухней для приготовления кормов из натуральных продуктов);

— складом для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря;

— морозильными камерами для временного хранения биологических отходов;

— контейнерной площадкой, контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов;

— иными помещениями и оборудованием, необходимыми для обеспечения условий содержания животных в приюте.

Вольеры для животных должны быть отделены от блоков изолятора и карантина, а входы на территорию приюта для персонала и въезды для транспорта должны быть оборудованы дезинфекционными барьерами.

В приютах должны быть системы водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, наружного освещения.

Каким должен быть размер вольеров?

Животные в приюте могут содержаться как в индивидуальных, так и в групповых вольерах и клетках. Собаки и кошки содержатся раздельно.

Вольер для каждой собаки должен включать минимально 2 кв. м пространства для движения (открытый вольер) и 1 кв. м крытого вольера (будки), защищающего животное от холода, осадков, жары и других погодных явлений.

Температура воздуха в крытом вольере должна быть не ниже +7 °C.

Площадки для выгула собак должны иметь размер из расчета 8 кв. м площади на одну собаку. Высота ограждения — не менее 2 м.

Помещение для кошек должно состоять из крытой утепленной части и примыкающей к ней выгульной площадки или помещения в отапливаемом строении приюта при соблюдении нормы не менее 1 кв. м площади на одно животное.

Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений. Температура в ней должна быть от +20 °C до +25 °C.

На площадке для выгула должны быть размещены игровые устройства, а также лотки с наполнителем для испражнений (не менее одного лотка на трех кошек).

Сколько человек должно работать в приюте для животных?

Штатная численность сотрудников приюта определяется в зависимости от количества содержащихся в приюте животных и видов выполняемых работ. Кроме административно-управленческого персонала в приюте должен быть обслуживающий персонал, ветеринарные специалисты, специалисты по социальной адаптации животных (кинологи, фелинологи), а также технический персонал.

В соответствии с методическими рекомендациями, на одного обслуживающего работника и одного специалиста по социальной адаптации животных должно приходиться не более 80 четвероногих обитателей приюта.

Если в приюте более 150 животных, то рекомендуется создание собственной ветеринарной службы, при меньшем количестве животных допускается заключение договора на ветеринарное обслуживание со сторонней ветеринарной организацией.

Вопрос-ответ Каких собак чаще всего заводят россияне?

Какие обязанности должны выполнять владельцы приютов?

Владельцы приютов и уполномоченные ими лица, согласно Федеральному закону N 498-ФЗ от 27.12.2018, обязаны:

— соблюдать общие требования к содержанию животных;

— проводить осмотр, соблюдать карантин в течение десяти дней для поступивших в приюты животных и проводить вакцинацию против бешенства и иных заболеваний;

— проводить маркирование метками;

— стерилизовать поступивших в приюты животных без владельцев;

— содержать поступивших животных до наступления естественной смерти либо до возврата прежним или новым владельцам;

— возвращать хозяевам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

— обеспечивать владельцу потерявшегося питомца возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах зверей;

— размещать в интернете сведения о находящихся в приютах животных;

— вести учет поступивших и выбывших из приютов животных.

Ежедневно работники приюта должны выполнять следующие функции:

— осмотр всех животных и мест их содержания;

— кормление, поение;

— выгул собак, включая физические нагрузки;

— уборка и дезинфекция мест содержания, площадок для выгула и подсобных помещений;

— мытье посуды для животных и инвентаря, лотков для кошек;

— частичная или полная замена подстилочных материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *