Порядок проведения конкурса по отбору управляющей организации

Законодательно закреплено, что прерогатива выбора управления имуществом МКД, лежит исключительно на собственниках помещений. Когда они тянут с выбором или в принципе отказываются от принятия какого-либо решения, то муниципальные органы проводят организацию и проведение открытого муниципального конкурса. В некоторых случаях его признают несостоявшимся, на основании того, что документально зафиксирована полная неявка участников мероприятия. В публикации подробно описывается процесс правильного проведения конкурса по выбору новой управляющей компании.

Основания для проведения открытого конкурса (ОК)

Конкурс по выбору новой управляющей компании в открытом режиме проводится, когда владельцы МКД не избрали тип домового управления из-за:

  • невозможности собраться жильцам всем вместе и прийти к какому-то общему решению
  • отсутствие реализации принятого решения на собрании
  • на основании признания в суде несостоятельности собрания и принятия решения
  • все попытки собраться повторно не увенчались успехом
  • большинство жителей проигнорировало ранее принятое решение и не заключены договоры с УК
  • жильцы не подали соответствующие бумаги для госрегистрации специальной частной коммунальной фирмы
  • построена новостройка и получено эксплуатационное разрешение

Нередки случаи, когда администрация района или города отказывается проводить открытые конкурсы не желая выполнять обязанности, регламентированные 161 статье ЖК. Другими словами, организатор прикрывает те УК, которые должны быть заменены по решению собрания жильцов. В арбитражной практике встречаются случаи, когда орган местного самоуправления самостоятельно предоставил право управления домом фирме, без проведения ОК. А это не соответствует требованиям антимонопольного закона о защите конкуренции ч. 1 ст. 13 ФЗ.

Законодательство

Основным и главным законом по деятельности и выбору УК является Жилищный кодекс. Основные правила и положения:

  • Ст. 162 регулирует предпосылки для начала процесса открытого конкурса по выбору управляющей организации
  • В ст. 164 описаны причины, почему должен быть проведен ОК муниципалитетом
  • Если речь идет о новых объектах, то в ст. 161 ЖК России организатор размещает объявление на своем сайте о начале конкурсного отбора
  • Статья 200 регулирует временной период получения уведомлений со стороны ЖЭК и выбранной УК
  • ФЗ 189 от 29.02.04 фиксирует проведение в действие ЖК и деятельность контролирующих учреждений

Принципы соответствия торгов

При проведении торгов местная администрация ссылается на внутренние регламенты. Как правило, в каждом муниципалитете они свои и написаны с учётом местных особенностей и организационной структуры администрации. Главное, чтобы они не противоречили основному законодательству и Жилищному Кодексу. Чтобы ознакомиться с этими документами нужно зайти на сайт администрации и изучить порядок действий.

Участники

С одной стороны участниками являются жильцы мкд и орган местного самоуправления, а с другой – претенденты на управление многоквартирным домом. По закону, общее количество УК, которые претендуют на участие в конкурсе не ограничено, единственное нужно заранее уведомить организатора о своем участии.

Предмет торга

Предметом конкурса по открытому отбору управляющей организации является получение права управлять общедомовым имуществом. Деятельность регулируется заключенным договором между сторонами. Помимо этого, к предмету относят финансовые средства, которыми в дальнейшем будет распоряжаться управляющая компания, ежегодно или ежеквартально предоставляя отчёты о проделанных работах. Во время торгов УО соперничают между собой, предлагая лучшие условия работы по, сниженными тарифами ЖКХ.

Конкурсная документация и организация осмотра МКД

Муниципальный конкурс запрещает какие-либо переговоры с претендентами до старта торгов. Перед официальным объявлением начала торгов, администрация и инициативная группа составляют следующие документы:

  • Акт общего технического состояния помещений
  • Графики последних осмотров профильными специалистами и их экспертное заключение
  • Список обязательных функциональных обязанностей, необходимых для содержания помещений и близлежащей территории
  • Договор управления
  • Регламентированный порядок проведения организатором открытого конкурса
  • Заявление на фигурирование в торгах УО
  • Протокол заседания и итоги голосования

Под организацией осмотра всего имущественного фонда мкд понимается – составление специального акта о техсостоянии домовых помещений. Мероприятие проводится ОМС с привлечением узких специалистов (если это необходимо).

Как составляется и подается конкурсная заявка на управление мкд

Конкурс не может проводиться, а собрание считается несостоявшимся, если были допущены УО с неправильно оформленными заявками. При заполнении важно указать следующую информацию:

  • название и юридическую форму управления организации
  • код ОКПО, место регистрации
  • банковские реквизиты
  • документ-соответствие претендента ранее установленным правилам проведения торгов
  • квитанция о внесении средств, в качестве обеспечения заявки на участие (это необязательно и определяется организатором конкурса)
  • финансовый баланс фирмы за последнее время
  • данные директора и главного бухгалтера

Форма должна быть напечатана на компьютере, распечатана и подписана руководителем предприятия.

Правила рассмотрения заявлений

Для того чтобы быть полноправным участником открытых торгов, заявитель подает заявку, оформленную по специальной форме. Эти заявления должны храниться в закрытых конвертах, до момента вскрытия и оглашения всех претендентов. Прием заявок прекращается за 1 день до вскрытия конвертов. Законодательно определено, что заявки принимаются в течение 25 дней с момента публикации информации о начале торгов.

Сроки проведения

УК должна быть выбрана не позже 60 дней с момента сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию. Законодательно разрешается, если жильцы не смогли уложиться в ранее отведённый срок, то можно продлить время на принятие решения еще на 1 месяц.

Как определяется победитель

Когда инициаторами конкурса являются жильцы дома, то победитель определяется в результате голосования. Отданные голоса фиксируются специальной комиссией в протоколе собрания. Комиссия состоит из: председателя, заместителя и секретаря. Избираются на эту должность люди из числа инициативной группы жильцов или представителей органов местного самоуправления. Полученные результаты подсчитываются ранее выбранной комиссией и записываются в специальный протокол.

Если общее количество голосов отданных за одну управляющую организацию не превышает 51%, то собрание считается недействительным. Необходимо чтобы больше половины жильцов проголосовали за 1 компанию. Более того, на самом собрании должны присутствовать больше ⅔ от всех собственников жилья. Если количество присутствующих будет меньше, то результаты считаются необъективными.

Также важно, чтобы голосование проходило в одном помещении – поквартирный сбор голосов или агрессивная агитация недопустимы. Когда инициатором торгов выступает местная администрация, то во время голосования его голос добавляется к основным.

ПП РФ № 1541 с 01.01.19 поменял подход к отбору управляющих организаций на открытом конкурсе. Теперь организаторы самостоятельно утверждают единственный перечень работ и услуг. Участники не предлагают сделать большее количество работ за утвержденную цену, а способны выполнять конкретные услуги за меньшие деньги.

Победителем считается компания, которая способна выполнить указанные работы по меньшей стоимости.

С 01.01.19 года появились 2 новых требования к участникам:

  1. Отсутствие долгов перед ресурсоснабжающими фирмами за 2 и более периода
  2. Отсутствие задолженности по выплатам административных штрафов за совершение правонарушений в сфере коммерческой деятельности по управлению мкд

Заключение договора управления многоквартирным домом

Победившая управляющая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента конкурса, предоставить организаторам подписанный договор на управление мкд. А в течение 20 дней, обязана передать подписанный договор на подпись жильцам многоквартирного дома. Если сроки будут не соблюдены, то организатор вправе считать, что УК умышленно уклоняется от своих обязательств и аннулировать результаты конкурса.

Если это происходит, то стать победителем может другой претендент торгов с наибольшим количеством голосов. Если и этот участник окажется несознательным, то организатор вправе через суд обязать выполнять свои ранее взятые обязательства. Условия договора могут быть разными и зависят от выбора собственников жилья. Срок действия должен указываться непосредственно в самом документе, но не более 3х лет.

Что делать если конкурс на управление мкд не состоялся

ПП РФ от 21.12.2018 № 1616 кардинально поменял принцип выбора управляющей организации (УО) для МКД, потому что торги не состоялись из-за неявки участников или собственников. Теперь новые правила предписывают самостоятельно назначить органу местного самоуправления новую УК. Согласно новому документу, муниципалитет самостоятельно определяет:

  • Перечень работ, услуг и размер платы, по которым они будут выполнены УО
  • Назначает исполнительную УК

Фирмы включаются в список по дате подачи заявления или дате составления протокола вскрытия конвертов и рассмотрения на предмет правильного составления заявок. Списки должны быть размещены в ГИС ЖКХ. Предусмотрен самостоятельный отказ управляющей компании от функциональных обязанностей, только после получения назначения на мкд. Муниципалитет должен выбрать из перечня ту фирму, у которой на балансе находится меньше домов на обслуживании.

Можно ли обжаловать результаты конкурса, ответственность муниципалитета

Часто разгорается настоящая война между собственниками жилья, муниципальными органами и управляющими компаниями. Основная причина – это навязывание УО без письменных уведомлений собственникам жилья. Ситуация возникает не на ровном месте, часто этому предшествует, невозможность самостоятельно организоваться и принять решение собственникам жилья по временному управлению их мкд. Когда жильцы затягивают с принятием решения в дело вступают органы местного самоуправления. С точки зрения закона, все должно происходить прозрачно, но на деле, все чаще озвучиваются факты подтасовки результатов конкурса для «проталкивания» своих УК. И зачастую жильцы ставятся перед фактом конкурсной передачи их дома победившей организации. Бывает, что и не возникает претензий – всех устраивают результаты проведенного конкурса.

Но, бывают случаи и обратные. К сожалению, пассивность собственников приводит к принудительной передаче имущества мкд выбранной муниципалитетом УО. В случае категорического отказа подчиняться результатом открытого конкурса, можно обратиться в суд. Результаты госконкурса оспорить можно, но возникает проблема исполнения решений. Ситуация может затянуться на многие месяцы, даже года. В таких случаях муниципалитет полностью защищен: тарифы устанавливает он и документы тоже ведутся в соответствии с законом.

Примеры документов

Образец извещения о проведении открытого конкурса

Образец протокола рассмотрения заявок

Образец конкурсной документации

Образец протокола открытого конкурса по отбору УО

И по факту выходит, что недовольные собственники должны будут предоставить подтверждающие документы о том, что конкурс был проведён неправомерно. А это практически нереально. Если все прошло в рамках закона, то теперь можно будет поменять компанию через 1 год или по факту сбора доказательств о том, что УК не соблюдает свои функциональные обязанности. Поэтому опытные юристы настоятельно рекомендуют воспользоваться правом самостоятельного выбора управляющей организации, чтобы в дальнейшем избавить себя от длительных и муторных судебных заседаний.

Постановление от 14 декабря 2018 года №1541. В Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом внесены изменения, которыми в ходе конкурсных процедур предусматривается пошаговое снижение цены договора управления многоквартирным домом. Цель принятых решений – создать конкурентную среду при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний многоквартирными домами, снизить цены на управление многоквартирными домами и, как следствие, финансовую нагрузку на собственников квартир.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 14 декабря 2018 года №1541

Подготовлено Минстроем России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы (утверждён распоряжением Правительства от 16 августа 2018 года №1697-р).

Жилищным кодексом предусмотрено, что в случаях, если в течение шести месяцев в доме не выбран способ управления, если это новый дом или если управляющая организация прекратила управление домом, то орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Правила проведения такого конкурса (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства от 6 февраля 2006 года №75.

Правилами было установлено, что организатор конкурса определяет в составе конкурсной документации в том числе перечень и стоимость дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общая стоимость таких работ и услуг, заявленная участником конкурса, является критерием определения победителя при проведении конкурса. При этом предусматривалось, что цена договора управления многоквартирным домом и, соответственно, стоимость жилищной услуги не меняется в связи с проведением конкурса. Участник конкурса определяет перечень дополнительных работ и услуг и принимает на себя обязательство выполнять предложенные им дополнительные работы за плату, размер которой указан в конкурсной документации. Вместе с тем на практике контроль за выполнением победителем конкурса дополнительных работ в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом не проводится. Со стороны недобросовестных управляющих организаций имеют место злоупотребления при заявлении на конкурсе перечня дополнительных работ.

Подписанным постановлением в Правила внесены изменения, которыми в рамках конкурсных процедур предусматривается пошаговое снижение цены договора управления многоквартирным домом. Также предусматривается отказ от использования в качестве критерия определения победителя конкурса стоимости дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Цель принятых решений – создать конкурентную среду при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний многоквартирными домами, снизить цены на управление многоквартирными домами и, как следствие, финансовую нагрузку на собственников квартир, привлечь на рынок управления многоквартирными домами добросовестные управляющие организации.

Наименование: ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 112 от 17 апреля 2019 года О создании конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым
Дата: 17.04.2019

Cкачать:ms-word

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДВЕДЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 112

от 17 апреля 2019 года

с. Медведевка

О создании конкурсной комиссии по отбору управляющих

организаций для управления многоквартирными домами,

расположенными на территории муниципального образования

Медведевского сельского поселения Джанкойского района

Республики Крым

В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»,

1. Утвердить состав конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить Положение о конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

3. Постановление вступает в силу со дня его официального обнародования на сайте администрации Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (медведевское.рф.).

4. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

Председатель Медведевского сельского совета

-глава администрации Медведевского

сельского поселения В.В.Мельник

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к постановлению администрации

Медведевского сельского поселения

Джанкойского района Республики Крым

от «17» апреля 2019 г. №

СОСТАВ

конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым

Мельник В.В.

— председатель Медведевского сельского совета -глава Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, председатель комиссии

Топольян З.З.

Заместитель главы Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, заместитель председателя комиссии

Сейтумерова Э.Э.

— ведущий специалист по правовым (юридическим) вопросам администрации Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Якивчик Е.П.

— ведущий специалист по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам администрации Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым

Примак А.А..

— ведущий специалист по землеустройству и территориальному планированию администрации Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым

Скороход И.А..

— депутат, Медведевского сельсовета Джанкойского района Республики Крым

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

к постановлению администрации

Медведевского сельского поселения

Джанкойского района Республики Крым

от «17» апреля 2019 г. № 112

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций

для управления многоквартирными домами, расположенных

на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения

Джанкойского района Республики Крым

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75, и определяет порядок работы конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Медведевского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее — конкурсная комиссия).

1.2. Организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до размещения извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года.

1.3. Конкурсная комиссия руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. В состав конкурсной комиссии должно входить не менее 5 человек, в том числе должностные лица органа местного самоуправления, являющегося организатором конкурса.

1.4. Членами конкурсной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурса (в том числе лица, являющиеся претендентами, участниками конкурса или состоящие в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, а также родственники претендента (участника конкурса) — физического лица (физических лиц), состоящего в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние претенденты, участники конкурса (в том числе лица, являющиеся участниками (акционерами) указанных организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурса). В случае выявления таких лиц организатор конкурса обязан незамедлительно исключить их из состава конкурсной комиссии и назначить иных лиц в соответствии с настоящими Положением.

1.5. Задачами Конкурсной комиссии являются:

1.5.1. создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;

1.5.2. добросовестная конкуренция;

1.5.3. эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;

1.5.4. доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

II. Функции конкурсной комиссии

2. Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:

2.1. Прием заявок на участие в конкурсе;

2.2. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе;

2.3. Оценка заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией;

2.4. Проверка соответствия претендентов требованиям;

2.5. Отстранение участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам;

2.6. Принятие решения о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе (направление претендентам, не допущенных к участию уведомлений о принятых решениях);

2.7. ведение и оформление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

2.8. Определение победителя конкурса;

2.9. ведение и оформление протокола о результатах проведения конкурса.

III. Порядок подготовки и проведения заседаний

3.1. Руководство работой конкурсной комиссии осуществляет председатель конкурсной комиссии, а в его отсутствие — заместитель председателя конкурсной комиссии.

3.2. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и проводит конкурс.

3.3. Секретарь конкурсной комиссии должен своевременно и должным образом уведомлять членов конкурсной комиссии о месте, дате и времени проведения заседания конкурсной комиссии.

3.4. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании конкурсной комиссии присутствует более 50 процентов общего числа ее членов, при этом каждый член конкурсной комиссии имеет 1 голос.

3.5. Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании. При равенстве голосов решение принимается председателем конкурсной комиссии.

3.6. Решения конкурсной комиссии в день их принятия оформляются протоколами, которые подписывают члены конкурсной комиссии, принявшие участие в заседании. Не допускаются заполнение протоколов карандашом и внесение в них исправлений.

3.7. На заседаниях конкурсной комиссии могут присутствовать представители ассоциаций (союзов) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или специализированных потребительских кооперативов, ассоциаций собственников помещений в многоквартирных домах, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также представители общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), действующих на территории субъекта Российской Федерации. Полномочия указанных представителей подтверждаются документально.

3.8. На заседаниях конкурсной комиссии могут присутствовать претенденты, участники конкурса или их представители, а также представители средств массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *