После МВД в прокуратуру

Содержание

В чем отличия прокуратуры и полиции?

Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви. Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов. Судебная власть – сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.

Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?

Прокуратура – понятие и характеристика

Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, как выполняются законы на местном и государственном уровне. Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям. Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.

Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Полиция – понятие и характеристика

Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.

Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия. Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод. Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.

Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?

По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Характер деятельности

Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного. Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью. В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия. В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.

Взаимодействие с судом

Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд. В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Чем отличается прокуратура от полиции? Пожалуйста, срочно нужно.

Функция задана формулой y=9x^2+9x+4. Найдите значение функции при x=3​ Шахова работала оператором котельных установок в ООО «Кондор». Согласно заключению Медицинской клиникоэкспертной комиссии ей рекомендованы работы без физической нагрузки. Работодатель предложил Шаховой перевод на должность курьера, от которой последняя отказалась, и трудовой договор с ней был прекращен по состоянию здоровья по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Шахова обратилась в суд.​ Задание 5. Прочитайте нълеказывания, Объясните смысл определений, которые авторы как науке. Что в них общего? В чем состоит значение экономической нау ки? Какое место она занимает среди других наук? P.I. Хайлбронер: Экономика «.превратилась в парица социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четыр​ Общество 10 класс. Помогите с решением) Пример религиозной нормы экономиста Ответы по 1 главе обществознание очень срочно 6 класс Помогите пожалуйста сделать задание по естествознанию. Как взаимосвязаны природне ресурсы и полезные ископаемые. Привезти примеры и дать объяснение.​ Помогите пожалуйста по обществознанию Автор утверждает, что «стадии жизненного пути человека по своей природе являются социальными в той же мере, что и биологическими». Опираясь на знания обществоведческого курса, свой жизненный опыт, раскройте это утверждение применительно к любым трём стадиям жизни человека. Кто нибудь может объяснить легко и ясно 6 главу конституции РФ? Помогите мне просто не понять её ни как.

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей. В частности, ТС.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс. Нет. Заявитель не может определять подследственность. В ходе доследственной проверки (про которую ТС не слышал) подследственность может кардинально измениться. Ускорить процесс можно при самогоноварении. Сроки проверки по сообщениям о преступлении, а также следствия и дознания определены УПК РФ.

В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. Бред. Дознаватель — это лицо, на которое письменным поручением начальника органа дознания возложены полномочия органа дознания (ст. 41 УПК РФ). Говоря по простому: начальник отдела полиции может своим приказом поручить сотруднику отдела провести дознание по тому или иному материалу. Для соблюдения принципа разделения труда (чтоб не грузить всех подряд) в ОВД существуют отделения дознания, которые специализированы именно на функции расследования уголовных дел небольшой степени тяжести.

А именно, дознание производится (чтобы вы не гуглили):

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: Нет. Не работники, а сотрудники -дознаватели. Работники вставляют стекла в рамы, кладут кирпич и моют полы в кабинетах.

пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, Нет

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика. Фраза без смысла.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов

Нет. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

(следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. Нет. Только СКР, ФСБ, МВД. В прокуратуре следователей нет (ст. 151 УПК РФ).

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий –Нет. Только предусмотренные УПК РФ.

значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, (Нет в УПК понятия «более сложное». Преступления делятся по степени тяжести, а не по сложности. Бытовуха зачастую гораздо сложнее контрабанды..

а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки».Нет. Это разные органы предварительного следствия. Как левая рука не является помощницей правой.

Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.Нет понятия «простой состав преступления». Состав един для всех преступлений.

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Бред бредский. В ОВД имеются отделения дознания. Они, как правило, и расследуют уголовные дела.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Нет. Не может и не дает. Следователь может дать поручения органу дознания, но не дознавателю. Каким таким «иным структурным подразделениям»? ТС хоть имеет представление о структуре правоохранительных органов?

Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Нет. По согласованию с начальником органа дознания. Все постановления дознаватель утверждает начальником органа дознания.

Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий. Зачем следователю проводить проверочные мероприятия? Для этого есть орган дознания. Следователь должен установить наличие или отсутствие признаков состава преступления и возбудить уголовное дело в случае их наличия.

Заключение.

Итого, что мы имеем:

1. ТС не читал УПК РФ, не понимает систему уголовного права и не различает основных понятий.

2. ТС не знает структуру правоохранительных органов, их взаимосвязь, компетенцию и сферу деятельности. про такие сложные понятия, как «орган дознания» и подавно.

3. Учиться, тебе надо, ТС, а не писать посты о вещах, о которых ты имеешь крайне поверхностное представление.

НЕ НАДО ПРОДОЛЖЕНИЯ!

Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура, нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и др.

Правоохранительные органы

Идеальным обществом была бы такая организационная структура, в которой все люди сами исполняли бы законы, но пока это невозможно. Люди не настолько совершенны, чтобы они не нарушали закон, и, естественно, государству нужны органы, которые бы следили за исполнением законов или предотвращали противоправные действия граждан.

Виды правоохранительных органов

В систему правоохранительных органов входит очень много организационных структур: суды РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел (полиция), таможня и др. организации.

ФСБ

Федеральная служба безопасности (рис. 1) – одна из самых старых организаций, осуществляющих правозащитную и правоохранительную деятельность в России. ФСБ много раз структурировалась и по-разному называлась: НКВД, КГБ, в царское время – жандармерия. Основной работой этой организации является контрразведка (защита государства от шпионских акций иностранных государств), борьба с терроризмом, защита государственных интересов в самых разных областях. Угроз у государства может быть много, и их достаточно сложно структурировать. До недавнего времени для государства не существовало такой угрозы, как кибертерроризм, потому что не было Интернета, теперь это объективная и конкретная угроза, которой противостоит ФСБ. Готовят будущих сотрудников данной организации в специальной академии ФСБ, она находится в Москве и в 2011 году отмечала свое 90-летие. Там обучают специалистов разного уровня и разной направленности: контрразведка, шифровальное дело, переводчики (это отделение считается одним из самых сильных во всем мире). ФСБ имеет свои структурные подразделения почти во всех городах России. Почти во всех государствах мира существуют подобные структуры, например в США это Федеральное бюро расследований (ФБР).

Рис. 1. Сотрудники ФСБ (Источник)

Адвокатура

Кроме правоохранительных органов в состав организаций по контролю над законностью входят адвокатура и нотариат. Они не относятся к правоохранительным органам непосредственно, потому что не занимаются правоохранительной деятельностью. Адвокатура занимается защитой и представлением интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или если к человеку государство, в лице определенных органов, предъявляет какие-то претензии, человек может обратиться к адвокату, который будет его законным представителем в судах. Адвокаты, защищая интересы граждан, защищают закон, но не являются правоохранительными органами в прямом смысле слова.

Нотариат

Нотариус фиксирует те или иные правовые акты, документы. Он свидетельствует о том, что заключена та или иная сделка, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества (рис. 2).

Рис. 2. Нотариус (Источник)

ФСО

Тесно связана с ФСБ Федеральная служба охраны. Это специальное подразделение, которое занимается охраной высших должностных лиц государства. ФСБ и ФСО – схожие службы, а в прошлом они входили в единый Комитет государственной безопасности. Сотрудники ФСО охраняют не только первых лиц государства, они также занимаются охраной объектов государственного значения и иностранных делегаций, которые приезжают в РФ. Подготовка сотрудников осуществляется тоже в специальной академии, где молодые люди готовятся по разным специальностям: охрана первых лиц, радиообеспечение и т. д. Подобные структуры тоже есть в различных странах мира. В США есть Специальная служба охраны президента, занимающаяся еще и контрразведкой и конкурирующая с ЦРУ и ФБР. ФСО таких функций не выполняет.

Проблема загранпаспортов

Реформы в сфере правоохранительных органов затронули, в первую очередь, нотариат. Ставится вопрос о передаче этой организации полномочий по выдаче заграничных паспортов. Эта функция является трудоемкой и длительной по времени. В Советском Союзе граждане мало ездили за границу, так как государство было более закрытым. Сейчас Россия глубоко интегрирована в мировое сообщество, граждане РФ выезжают за границу не только посмотреть мир, но и работать, покупать там имущество, недвижимость. Интеграционные процессы, которые запущены в мире, неизбежно приводят к постоянному перемещению граждан. Проблема с загранпаспортами будет решена, если эти функции будут переданы нотариату.

Частные охранные агентства

Существуют и другие организации, занимающиеся правоохранительной деятельностью: частные охранные предприятия (рис. 3) и детективные агентства. Такие организации занимаются охраной частных, а иногда и государственных объектов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений общественного порядка. Поскольку они занимаются правоохранительной деятельностью, хотя и являются частными организациями, должны выполнять свои функции в рамках закона.

Рис. 3. Частная охрана (Источник)

Таможня

Федеральная таможня – это правоохранительная служба, которая занимается защитой государства по его границам. Таможенники являются первым барьером на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар для продажи в РФ. Таможенники занимаются сбором государственных пошлин из ввозимых товаров, которые облагаются специальным государственным налогом. Если бы ввозимые товары не облагались таким налогом на территории РФ, они бы стоили дешевле, но тогда российские товары такого же качества, могли бы не выдержать конкуренции, а это означало бы потерю рабочих мест для российских рабочих. Вследствие этого социальная напряженность в стране могла бы возрасти. Для того чтобы защитить отечественного производителя, страна проводит политику протекционизма, политику поддержки российского производителя. Таможня является одной из старейших организаций. Вплоть до времен Петра І в стране существовала и внутренняя таможня. При пересечении границы одного района с другим, любой купец должен был заплатить налог.

Частные детективные агентства

Частная детективная деятельность осуществляется специальными организациями, агентствами или отдельными лицами, имеющими специальную лицензию. Нельзя заниматься правоохранительной деятельностью, не будучи специально подготовленным человеком. Никто не может организовать детективное или охранное агентство, не имея на это определенных прав. Как правило, люди, работающие частными сыщиками, имеют юридическое образование, служили в вооруженных силах или работали в правоохранительных органах. Человек, работающий в этой сфере как частное лицо, должен уметь хранить тайну, поэтому такая деятельность лицензируется государством.

Рис. 4. Курсанты полиции (Источник)

Правоохранительные органы, которые будут рассмотрены на следующем уроке

На данном основном уроке шла речь об органах занимающихся лишь косвенно правоохранительными функциями, на следующем уроке пойдет речь о правоохранительных органах занимающихся такой работой непосредственно: полиции (рис. 4), прокуратуре, судах.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. E-college.ru (Источник).
  2. Piter-press.ru (Источник).
  3. Be5.biz (Источник).

Домашнее задание

  1. Запишите краткую характеристику основных правоохранительных органов РФ.
  2. Составьте 3 теста на тему правоохранительных органов России.
  3. Составьте небольшой список последних новостей, связанных с ФСБ или ФСО, используя интернет-ресурсы.
  4. * На основе ваших исторических знаний и материала урока, проведите исследование: какие функции правоохранительных органов являются самыми важными на ваш взгляд? Подумайте, насколько эффективны те или иные структуры этих органов, с помощью чего можно было бы улучшить их эффективность?

Тема 2.5. Правоохранительные органы в России

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 17

Основные понятия: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, их виды, правомочия прокуратуры, органов внутренних дел, нотариата, адвокатуры, министерства юстиции

Понятие правоохранительных органов

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни людей, стоят на страже соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого он создает специальные органы, называемые правоохранительными, которые осуществляют правоохранительную деятельность.

Правоохранительные органы –государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся:

1. Суды

2. Прокуратура

3. Министерство юстиции и его органы

4. Органы внутренних дел

5. Органы контрразведки

6. Таможенные органы

7. Адвокатура – негосударственные органы

8. Третейские суды – негосударственные органы

Правоохранительная деятельность – это особая разновидность государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

Основные задачи правоохранительной деятельности


§ Защита и охрана прав, законных интересов граждан, государственных и общественных организаций

§ Борьба с преступностью и иными правонарушениями

§ Обеспечение законности и правопорядка в обществе

Функции:

§ Исключительная направленность на охрану и защиту права в целом

§ Строгое соответствие закону юридических мер воздействия в ходе осуществления правоохранительной деятельности;

§ Осуществление правоохранительной деятельности с помощью юридических мер воздействия;

§ Реализация правоохранительных мер в определенном законном процессуальном порядке процессуальном порядке;

§ Осуществление правоохранительной деятельности соответствующими правоохранительными органами:

— Конституционный контроль (надзор) — Конституционный суд Российской Федерации;

— Прокурорский надзор — система органов прокуратуры;

— Выявление и расследование преступлений:

— органы дознания;

— органы предварительного следствия.

— Правосудие осуществляют:

— суды общей юрисдикции, военные, арбитражные, третейские

— Организационное обеспечение деятельности судов:

— аппараты судов;

— судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

— Выявление и расследование преступлений

— органы дознания

— органы предварительного следствия

— Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам:

— адвокатура и юридические консультации.

2.5.2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция

Прокуратура

Важнейшим правоохранительным органом в России является прокуратура.

Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением иных действующих на территории России законов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ и никому более.

В прокуратуре работают следователи различных рангов, помощники прокуроров, начальники главных управлений, оперативные работники отделов, руководители отдельных органов прокуратуры и т.д.

Работа в органах прокуратуры отличается жесткой дисциплиной и соподчиненностью. Однако все прокуроры, от районного до Генерального, предпринимают попытки устранить выявленные нарушения закона. Вышестоящие прокуроры могут давать нижестоящим указания, которые являются обязательными для исполнения. Вышестоящие прокуроры могут изменять, отменять решения нижестоящих.

Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской федерации — высшее должностное лицо.

Его назначает на должность Совет Федерации — одна из палат российского парламента по предоставлению Президента. Информация о назначение или освобождении от должности Генерального прокурора публикуется в печати. Генеральный прокурор назначает на должность прокуроров субъектов федерации городов, районов. Ему подотчетны все прокуроры.

Прокуратура –это правоохранительный орган, который в отличие от суда может более оперативно реагировать на нарушение прав и свобод граждан и организаций, в т.ч. и носящих имущественный характер. Закон «О прокуратуре» возлагает обязанность осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов.

Одним из направлений прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основные направления прокурорской деятельности:

— надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и юридических лиц;

— надзор за органами милиции;

— прокуратура ведет расследование наиболее опасных преступлений;

— прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в которых представляют интересы государства.

Прокуратура, в составе которой работают профессионалы, не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она обеспечивает законность в государстве и принимает меры к устранению нарушения закона.

Прокуратура принимает участие и в правотворческой деятельности.

Полномочия прокурора

Полномочия прокурораследующие:

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий;

— производить проверки;

— требовать представления необходимых документов;

— вызывать лиц для дачи объяснений по поводу нарушений законов;

— возбуждать уголовные дела;

— приносить протесты и представления.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Протест прокурора – это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведения его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора может быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления.

Прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора – это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо должно принять соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и о результатах сообщить прокурору в письменной форме.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он всегда участвует в делах об убийствах, организованной преступности, взяточничестве, контрабанде, а также может участвовать в судебном разбирательстве гражданских дел — о лишении родительских прав, о восстановлении на работу, выселении граждан без предоставления жилья и пр.

Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены право и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой административную или уголовную ответственность.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения, по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанавливает строгой формы обращения (жалобы) к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным.

Жалобапрокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

а) сведения жалобщика о себе (ФИО, адрес, телефон):

б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допущено нарушение;

в) существо допущенного нарушения.

Жалоба, как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, вручена лично, либо передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если обращение к прокурору было сделано в устной форме, оно тоже регистрируется – в книге личного приема, в которой отражается и содержание ответа прокурора, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Правоохранительные органы российской федерации

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция.

3. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

4. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.

1. Понятие правоохранительных органов

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Демократическое государство берет на себя задачу стоять на страже соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными.

Правоохранительные органы -это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т. е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права. Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, к числу которых относятся органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, прокуратура, органы предварительного расследования и другие. Наряду с государственными создаются и действуют общественные организации и объединения, активно участвующие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации, оказывающие юридическую помощь населению, различные общественные комиссии, создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.). Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция.

Прокуратура

В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание

прокуратуры относится к XIVXIXвв.). Впервые прокуратура появилась во Франции при короле ФилиппеIV, ордонансом которого от 25 марта 1302 г. она учреждалась как орган, представляющий интересы монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в началеXVIIIв., а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались «людьми короля». Прокуроры защищали интересы королевской короны, следили за тем, чтобы вельможи самостоятельно не присваивали себе титулы, не вмешивались в торговлю и дела университетов. Прокурор также имел право вникать в деятельность по отправлению судебной процедуры. Значительное место в деятельности прокуратуры занимала обязанность фискалата, т. е. обеспечение интересов казны. Россия созданием прокуратуры обязана ПетруI. В своем указе 1722 г. император четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

В современной России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ законов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Формы прокурорского реагирования на нарушение закона

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Обращение к прокурору

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанавливает строгой формы обращения к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным. Жалоба прокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

А) сведения жалобщика о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон);

Б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допущено нарушение;

В) существо допущенного нарушения.

Жалоба, как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, вручена лично либо передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если обращение к прокурору было сделано в устной форме, оно тоже регистрируется — в книге личного приема, в которой отражается и содержание ответа прокурора, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено.

Прокурор, разбирая жалобу, в отличие от суда не может принять решение по существу — он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения протеста или представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

Органы внутренних дел

В системе правоохранительных органов Российской Федерации важное место отведено органам внутренних дел, представляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, министерства внутренних дел субъектов Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др. Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет Министерство внутренних дел РФ, подчиняющееся Президенту и Правительству Российской Федерации. Главными задачами МВД, равно как и всей системы органов внутренних дел, являются:

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— защита объектов независимо от формы собственности;

— обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление, раскрытие и расследование преступлений;

— обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Полиция

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав полиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную полицию.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции



Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответственно ведомственными структурами. Глобальные реформы, которые были проведены в сфере деятельности полиции, требуют организации и осуществления на высоком уровне эффективности прокурорского надзора, так как в основе укрепления обеспечения правопорядка (безопасности) лежит организация работы прокуратуры и полиции.

Ключевые слова: полиция, прокурорский надзор, Конституция, прокуратура, нарушение законности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» (далее ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1) .

Статьей 52 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон № 3-ФЗ от 07.02.2011), определено, что «надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» .

Прокурорский надзор определяется совокупностью связанных между собой положений носящий общетеоретический, правовой, методический характер, который раскрывается, прежде всего, в определении предмета, целей и задач прокурорского надзора, а также его функциональности и содержательности деятельности прокуратуры по обеспечению законности, правопорядка (безопасности).

По сути, прокуратура — это орган государства, который стоит на защите прав и свобод человека и гражданина (законных интересов страны).

Поэтому с точки зрения как научного, так и практического подхода, задачи прокурорского надзора должны рассматриваться путем условного разделения их на три вида: общие, специальные и частные.

Общие задачи, которые определяются Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398 , ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1 , а также рядом отраслевых законодательств (уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, далее УПК РФ , Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532, далее ГПК РФ и т. д.) заключаются в укреплении законности и охране от различного рода посягательств. Специальные задачи, объем и содержание которых определяются направлениями прокурорского надзора, являются одновременно и общими задачами, так как они вносят конкретику в их решения (своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых субъектами, недопущение безнаказанности). Частные задачи более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные и различаются в зависимости от направления прокурорского надзора от вида применяемого средства, от конкретных условий, в которых осуществляется прокурорский надзор. Примером этому может служить своевременное получение информации о конкретном нарушении закона, истребования материалов для проверки, опротестование незаконных приговоров и решений суда и прочее. При этом целями решения частных задач служит результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, в частности ее важнейшая функция — прокурорский надзор.

Законодательными органами вопросы, связанные с деятельностью полиции были существенно пересмотрены. Прежде всего, эти вопросы, связанны с регулированием миграционной политики; отбывания административного ареста; осуществлением контроля за иностранными гражданами; оборота оружия; обеспечения экономической безопасности; пресечения коррупции; в области лицензионно-разрешительных работ; дорожной безопасности и выдачи (обучения) водительских удостоверений и другие.

С учетом, сложившихся изменений, органы прокуратуры также должны пересмотреть свои надзорно-контрольные функции по вышеуказанным направлениям. А причиной отдельного выделения вопросов осуществления прокурорского надзора над полицией, является то, что полиция Российского государства, в отличие от иных федеральных органов исполнительной власти, является основным субъектом обеспечения исполнения политики государства в сфере правопорядка и безопасности.

Поэтому прокурорский надзор за деятельностью полиции, являясь особым видом полномочий прокурора, в целях обеспечения верховенства законов, должен обеспечивать и контролировать соблюдение Конституции Российской Федерации и иных законов всеми сотрудниками органов внутренних дел МВД Российской Федерации.

Немаловажный аспект при осуществлении прокурорского надзора заключается в том, что органы прокуратуры «не подменяют иные государственные органы», иными словами, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор, не должны дублировать выполнение функций, которыми наделены органы полиции.

Осуществление прокурорского надзора выражается в применении актов прокурорского реагирования, вынесенных по результатам проведенных проверок на основании поступивших обращений, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц на противоправные действия полиции.

В статье 53 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 закреплено, что «действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд» .

Таким образом, обжалование незаконных действий сотрудников полиции, является наиболее важным способом защиты своих прав и свобод граждан и иных субъектов и восстановления нарушенных интересов.

С другой стороны, это также является эффективным средством укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с волокитой, должностными злоупотреблениями, бюрократизмом и прочее.

Предметом обжалования могут являться любые действия или бездействие сотрудников полиции, в результате которых нарушаются права и свободы субъектов; создаются препятствия для их осуществления, в случае если в отношении данного субъекта незаконно возложена какая-либо обязанность либо незаконно привлечен к ответственности.

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствии с положениями Приказа Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» .

В целях реализации своих основных полномочий по осуществлению прокурорского надзора, прокурор вправе беспрепятственно находится на территории и в помещения в органах полиции, истребовать материалы и документы, касающихся вопросов прокурорской проверки, требование объяснений от должностных лиц полиции и граждан по факту нарушения законности.

В случае установления фактов нарушения законности, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении с привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, либо к иной установленной законом ответственности, выносит мотивированное постановление об освобождении лиц, которые были подвергнуты незаконному к административному задержанию несудебных органов; выносит протест на правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Рассмотрим более подробно акты прокурорского реагирования, наиболее часто применяемые в отношении сотрудников полиции:

Протест прокурора или его заместителя приносится на правовой акт, который противоречит закону в орган или должностному лицу, издавшие этот акт. Срок рассмотрения протеста осуществляется в течение 10 дней с момента его поступления. В случае, если обстоятельствами требуется немедленное устранение нарушения, прокурор вправе сократить срок рассмотрения протеста.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается в течение месяца. Уполномоченные органы обязаны в течение месяца со дня внесения представления предпринять меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Вынесение прокурором мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц полиции, а также, при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Одной из составляющих функции прокуратуры является прокурорский надзор в уголовно применительной практике.

Статьей 37 УПК РФ определены основные полномочия прокурора в ходе осуществления уголовного преследования.

Из анализа данной статьи следует, что в полномочия прокуратуры входит осуществление контроля при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В случае выявления фактов нарушений уголовного законодательства по материалам, находящихся в производстве прокуратуры, при наличии повода и оснований возбуждения уголовного дела, выносит постановление и направляет материалы в следственные органы или органы дознания.

На протяжении всего периода расследования, прокурор в пределах своих полномочий, дает письменные указания по устранению нарушений законодательства, которые были допущены в ходе дознания или предварительного следствия.

На прокурора возложена обязанность, связанная с вопросами избрания, отмены или изменения меры пресечения, а также иных процессуальных действий, проверяет законность и обоснованность решений должностных лиц об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела; рассматривает вопросы, в пределах полномочий по заключению соглашений о сотрудничестве, в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством; отменяет постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя; в случае необходимости отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования; в случае разрешения вопроса по подведомственности, на основании мотивированного решения, производит изъятие уголовного дела у органа дознания и передает его следователю; утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; возвращает уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования и прочее. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение или отказывается от осуществления уголовного преследования.

Из анализа, приведенных правовых актов мы видим, что прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законом осуществляемые прокурорами, наделены законодательством комплексом универсальных полномочий, которые предоставляют широкие возможности для предотвращения, выявления и пресечения нарушений законов должностными лицами органах полиции.

Литература:

Правоохранительные органы: МВД, прокуратура и Министерство юстиции

Правоохранительные органы – группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.

Классификация

Правоохранительные органы России:

  • конституционный суд и контроль;
  • МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
  • суды общей юрисдикции;
  • адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
  • министерство юстиции;
  • ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
  • прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.

Правоохранительные органы в стране выполняют самые важные функции: охрану общественного и государственного строя, защиту свобод и прав граждан, укрепление правопорядка и законности, охрану интересов и законных прав различных предприятий и организаций, а также борьбу с преступностью. При этом правоохранительные органы РФ делятся на три основных вида: прокуратуру, МВД и Министерство юстиции.

Прокуратура

Прокуратура – целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В структуру входят прокуратуры: генеральная, субъектов РФ, специализированные и военные, городов и районов. Главные направления деятельности:

  • надзор за выполнением законов;
  • координация деятельности органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей;
  • опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону;
  • расследование преступлений.

МВД

МВД выполняет функции органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении их безопасности, охране правопорядка. В структуру МВД входят:

  • криминальная полиция;
  • федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям;
  • следственный комитет;
  • служба общественной безопасности;
  • служба собственной безопасности;
  • миграционная федеральная служба;
  • внутренние войска страны и т. д.

Министерство юстиции

Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:

  • центральный аппарат;
  • организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
  • территориальные органы и учреждения.

Основная деятельность органа заключается в правовом обеспечении деятельности Президента и Правительства РФ, создании необходимых реформ, функционировании судов, госрегистрации нормативных актов и уставов объединений, организации и развитии юридических услуг, повышении квалификации кадров юстиции, организации деятельности по охране интересов и прав граждан, организации исполнительной и уголовной системы и их правовое обеспечение.

Правоохранительная система США

США отличаются от других стран тем, что единого полицейского управления там просто нет, понятия «полиция США» тоже. Каждый крупный город и штат располагает своим полицейским ведомством, которое абсолютно не зависит от других. Причем такие отдельные ведомства могут иметь даже частные крупные транспортные предприятия.

Федеральные ведомства в США есть, но они расследуют именно федеральные преступления. Например, ФБР, АНБ и т. д. Основная нагрузка ложится на полицию городов и штатов, где начальник полиции носит звание комиссара. Шефа полиции назначает глава штата или города, также он может быть выбран законодательным органом или всенародным голосованием. Главы округов имеют звание «шериф», избираются на должность повсеместно и могут самостоятельно назначать заместителя. В обязанности шерифа входит также содержание и обеспечение окружной тюрьмы и безопасности в зале суда при процессах.

Правоохранительные органы Великобритании

В Великобритании существует следующая судебная система:

  • Верховный суд – в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
  • Суд Короны – считается высшим по уголовным делам;
  • Высокий суд – включает Канцлерское и Семейное отделения;
  • Окружные суды;
  • Суды магистрата – в них входят мировые и полицейские отделения;
  • Специализированные суды – военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии – это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.

Судебная система Франции

Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:

  • кассационный суд, в который входят палаты по гражданским и уголовным делам;
  • апелляционный суд, включающий те же палаты;
  • трибуналы – основное звено системы, где дела рассматриваются коллегиально (состоят из трех судей и включают в себя также отделения по гражданским и уголовным делам);
  • специальные органы, в которые входят суда: высший, государственной безопасности, морской, военный, коммерческий, третейский и т.д.

Одновременно во Франции есть Государственный совет – он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров. Главная административная инстанция во Франции – это трибуналы, создающиеся на территории сразу нескольких департаментов. Второстепенная – трибуналы, создающиеся в судебно-административных округах.

Прокуратура в зарубежных странах

Правоохранительные органы зарубежных стран в виде прокуратуры в основном выполняют функции поддержки гособвинения в судах, а функций надзора не имеют вовсе.

США

Например, в США судебные органы имеют две прокуратуры: штатов и федеральную. Генпрокурор, который возглавляет последнюю, одновременно является и министром юстиции страны. Федеральная прокуратура занимается уголовными делами, поддержкой гособвинения в судах, прекращением уголовных дел, отказом от гособвинения до вердикта присяжных. А прокуратуры штатов могут иметь не только разные названия, но и различный порядок организации.

Великобритания

В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел. Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства. Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия. Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.

Франция

Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах. Помимо этого она проводит надзор за непосредственным расследованием преступлений. Руководит прокуратурой министр юстиции, но в его обязанности не входит исполнение функций прокурора.

Различие полиции и прокуратуры?

Чем занимается полиция,а чем прокуратура? В чем различие между ними и к кому обращаться?
Именно эти вопросы иногда вводят в ступор достаточно большое количество юридически неподкованного населения.
Достаточно часто граждане задают вопрос — куда же мне обращаться при нарушении моих прав?
Для более легкого ответа в будущем на этот вопрос давайте попробуем разобраться в полномочиях данных органов.
B1.Прокуратура
Прокуратура — это система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, иными словами в ее задачу входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.
Цель надзора:единообразное и точное исполнение законодательства на территории РФ всеми организациями,должностыми лицами и гражданами.
Общая деятельность прокуратуры определены ФЗ «О прокуратуре РФ».
Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:
1.За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
2.За соблюдением прав граждан.
3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
4.За выполнением работы приставами.
5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.
На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.
Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений.
B2.Полиция
Полиция- это система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции.
Общая деятельность полиции определена ФЗ «О полиции «.
Что входит в государственные услуги полиции?
1.полиция принимает заявления, сообщения граждан об административных правонарушениях
2.полиция принимает сообщения, заявления граждан, о преступлениях
3.полиция принимает заявления, сообщения о происшествиях
4.полиция принимает решения и рассматривает обращения, заявления, сообщения граждан
5.полиция принимает меры по сообщениям, уведомлениям, заявлениям
B3.Отличие между полицией и прокуратурой.
По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.
1.Исходя из определения.
Исходя из определения данных понятий можно сделать вывод,что прокуратура осуществляет в большей своей части надзор (это наблюдение и постоянный присмотр за исполнением законодательства),а полиция обеспечивает в большей своей части охрану (совокупность мер, направленных на предупреждение и своевременную защиту охраняемого от внешних и внутренних угроз).
2.Характер деятельности.
Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.
3.Предмет деятельности
Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного.
Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

!!!ВАЖНО!!!
Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.
В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия( В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом)
4.Взаимодействие с судом
Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.
В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.
Итак,можно сделать вывод :
Полиция — огран исполнитиельной власти, а прокуратура — надзорный орган. Прокуратура расследует преступления как правило тяжкие и особо тяжкие, резонансные дела, либо отличающиеся особой сложностью( по трудовым спорам, по семейным делам, по совершению преступлений, по проблемам на производстве, с жалобами на коллекторные фирмы, по пропаже людей, по вопросам, связанным с гражданскими делами и вопросам ЖКХ и т.д )
В полицию, в основном, идут по уже совершенным преступлениям. (Это кражи, побои, аварии на дороге и т.д.)
Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *