Повышение квалификации как оплачивается

Содержание

Работник направляется на повышение квалификации частично с отрывом от производства — 3 часа рабочего времени он будет тратить на обучение и еще 3 часа по окончании рабочего дня. Таким образом, совокупно 6 часов в день работник затрачивает на обучение. Кроме того, обучение проводится по выходным дням. Между работодателем и работником не заключалось какое-либо соглашение относительно прохождения последним повышения квалификации. Работник работает по графику пятидневной рабочей недели с 9.00 до 18.00 с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, и ему не установлен суммированный учет рабочего времени. Каким образом следует производить оплату 3 часов рабочего времени и 3 часов нерабочего времени, а также обучение в выходной день (учитывается ли пропорционально количество часов от отработанного времени)?

23 ноября 2017

Согласно части первой ст. 21, части первой ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое в силу положений ч. 2 и ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется, в частности, посредством реализации программ повышения квалификации.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (части первая и вторая ст. 196 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ).
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому за дни повышения квалификации, в которые работник не работал, ему выплачивается средний заработок, который исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922), а за рабочие дни начисляется обычная заработная плата.
Вместе с тем, как это следует из вопроса, в рассматриваемом случае время, затрачиваемое работником на повышение квалификации, приходилось не на весь его рабочий день (смену), а лишь на его часть. Причем до времени, отведенного на прохождение повышения квалификации, работник выполнял свои трудовые обязанности.
Приведенная выше ситуация законодательством напрямую не урегулирована. Однако, учитывая то обстоятельство, что согласно ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени, а также то, что по смыслу части первой ст. 129 и ст. 187 ТК РФ средний заработок выплачивается работнику только за время повышения квалификации, приходящееся на его рабочее время, а за выполняемый труд ему должна выплачиваться заработная плата, мы полагаем, что в дни, когда работник и работал, и повышал квалификацию средний заработок следует сохранить за рабочие часы, пропущенные в связи с обучением. За время, в которое он выполнял трудовые обязанности, ему должна быть начислена и выплачена заработная плата, предусмотренная его трудовым договором. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда (смотрите ответ 1, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Поскольку порядок расчета среднего часового заработка для работников, в отношении которых не введен суммированный учет рабочего времени, нормативными правовыми актами не установлен, работодатель должен самостоятельно решить, как исчислять часть среднего дневного заработка, которая пропорциональна пропущенным в связи с повышением квалификации часам*(1).
Что же касается вопроса о необходимости и порядке оплаты прохождения работником повышения квалификации в его нерабочее время по окончании его рабочего дня и в выходные дни, то он трудовым законодательством также однозначно не решен. Норм, прямо обязывающих работодателя оплатить такие дни и часы, нет.
Анализ трудового законодательства показывает, что в нем установлена лишь обязанность работодателя оплатить в повышенном размере сверхурочную работу сотрудника, выполняемую им за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 99 ТК РФ, ст. 152 ТК РФ), а также любую работу в выходные дни (ст. 153 ТК РФ). Причем Верховный Суд РФ в своем решении от 20.06.2002 N ГКПИ02-663 распространил действие последней статьи на случаи выезда в командировку в выходной день. Однако повышение квалификации не является ни работой, ни командировкой. Поэтому можно утверждать, что законодательство не предусматривает обязанности работодателя оплатить нерабочие часы и выходные дни, в которые работник проходил такое повышение квалификации. Такая позиция занимается некоторыми судами при рассмотрении исков работников о взыскании с работодателя соответствующих сумм (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2017 N 33-18229/17).
С другой стороны, необходимо помнить, что и ежедневный (междусменный) отдых, и выходные дни относятся ко времени отдыха работника (ст. 107 ТК РФ). Время отдыха — это время, когда работник не просто свободен от исполнения трудовых обязанностей, но которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Очевидно, что время, когда работник по распоряжению работодателя проходит повышение квалификации не может быть использовано им по своему усмотрению. Работник вынужден проводить свое свободное время на учебе. Потеря времени отдыха при направлении на повышение квалификации фактически приводит к дискриминации такого сотрудника по сравнению с теми, кто продолжает трудиться по установленному графику (ст. 3, ст. 132 ТК РФ).
При этом из части пятой ст. 196 ТК РФ следует, что работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. По заложенному в ней смыслу данная норма предполагает, что работнику, направленному на повышение квалификации работодателем, должны гарантироваться необходимое время отдыха, предусмотренное трудовым законодательством, или компенсация за его потерю.
Таким образом, учитывая, что работник, указанный в вопросе, при прохождении повышения квалификации в свое нерабочее время хотя и не выполняет при этом трудовую функцию или служебное поручение, однако все равно лишается возможности использовать время отдыха по своему усмотрению, полагаем, что справедливо оплатить такому работнику часы обучения, приходящиеся на время, следующее за окончанием его рабочего дня, а также занятые обучением выходные дни. Данная точка зрения также находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.07.2014 по делу N 33-6316/2014).
Разумеется, при отсутствии норм, регулирующих вопрос о необходимости оплаты нерабочего времени работника, затраченного им на прохождение повышения квалификации, в законодательстве отсутствуют также и положения, которые определяли бы размер соответствующей оплаты. Правда, в разъяснениях специалистов Роструда встречается позиция, согласно которой, в частности, время повышения квалификации, приходящееся на часы, следующие за окончанием рабочего дня работника, должно оплачиваться по правилам ст. 152 ТК РФ, то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (смотрите ответ 2, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Однако, на наш взгляд, позиция Роструда по данному вопросу не может быть принята во внимание, поскольку из ст. 99 и ст. 152 ТК РФ следует, что оплате по правилам, установленным последней статьей, подлежит только выполнение работником своих трудовых обязанностей за пределами установленного для него рабочего времени.
В связи с изложенным мы можем рекомендовать заключить письменное соглашение с работником, направленным для повышения квалификации, на основании части второй ст. 197 ТК РФ, в котором предусмотреть соответствующую обязанность работодателя по оплате в согласованном сторонами размере времени, пришедшегося на часы, следующие за окончанием рабочего дня сотрудника, и на его выходные дни.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что ввиду правовой неопределенности, отсутствия однообразной правоприменительной практики и официальных разъяснений по данному вопросу все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением. Поэтому мы рекомендуем Вам обратиться с запросом в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml) в соответствии со ст. 356 ТК РФ, а также Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

2 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учеба без отрыва от производства

Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:

  1. Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
  2. Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
  3. Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.

Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее. Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора. Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.

Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.

Узнать больше

Учеба с отрывом от производства

Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.

Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Учеба в выходной день

Выходные дни — это время отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда человек свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вы можете направить сотрудника на обучение в выходной только с его письменного согласия.

Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.

Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом. Работодатель должен руководствоваться ст. 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.

На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст. 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.

Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.

В статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) перечислены основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. В частности, среди них упомянут «период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска» (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ). Однако это положение не распространяется на время нахождения работника в командировке, поскольку, во-первых, Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее – Положение № 749), установлена специальная норма. А во-вторых, нельзя считать направление работника в командировку, в том числе с целью переобучения, освобождением от работы, потому что в это время работник освобожден от выполнения своих прямых служебных обязанностей, но не от возложенного на него служебного задания.
Заболевшему во время командировки работнику, в том числе направленному на переобучение, оплачивают больничный на общих основаниях (пункт 25 Положения № 749). Пособие назначают за все время болезни, пока работник по состоянию здоровья не имеет возможности приступить к выполнению служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства. За это время ему также возмещают расходы по найму жилья (если он не находится на стационарном лечении) и выплачивают суточные. Единственным условием оплаты этих расходов является наличие правильно оформленного листка нетрудоспособности.
Заболев в командировке, работник перво-наперво должен сообщить о болезни в свою организацию. Об этом положено знать руководителю и табельщику. Узнав о болезни, табельщик начинает проставлять в табеле по этому работнику отметки о неявке по невыясненным причинам. И уже после выяснения всех обстоятельств проставляет либо «командировку с целью переобучения», либо «временную нетрудоспособность».
И еще один важный момент. Заболевший на переобучении работник может и не получить документ, свидетельствующий об окончании курса. Тем самым он не выполнит порученное ему служебное задание.
Эту ситуацию нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины. Дисциплинарным проступком, согласно статье 192 ТК РФ, признают неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Понятно, что в этом случае в отчете о выполненной работе в командировке работнику надо указать, что невыполнение задания связано с его болезнью.
Также могут возникнуть вопросы о правомерности включения расходов на командировку, в которой работник не достиг поставленных перед ним целей. Особенно если такие расходы участвуют в формировании базы, облагаемой налогом на прибыль организаций. Понесенные убытки при этом можно принимать как в бюджетном, так и в налоговом учете. В частности, в налоговом учете такие расходы относят на прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подпункт 48.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ).

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

С необходимостью периодического обучения трудовым навыкам сталкивается любой работодатель. Наемный персонал учат при приеме на работу, изменении технологических составляющих трудового процесса. Периодически нужно повышать квалификацию не только рядовым сотрудникам, но и руководителям. Для этого используют методики обучения, как с отрывом от производства, так и без отрыва от выполнения непосредственных должностных обязанностей. У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки.

Обучение наемного персонала

Любой наниматель заинтересован в обучении персонала. Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют формы и методы обучения наемного персонала (ТК РФ, ст. 196).

Кадровые подразделения, совместно с другими отделами и управлениями внутри компании разрабатывают наиболее подходящие методы и продолжительность учебы для каждой категории работников.

После того, как разработана наиболее подходящая для нужд бизнеса система актуализации знаний и навыков персонала, ее общие положения закрепляют в локальных нормативных документах. Например, в кадровой политике.

Также можно внести необходимость повышения квалификации или переобучения в коллективные соглашения с работниками.

Систему обучения персонала нужно согласовать с представителями наемного персонала.

Это связано с тем, что актуализация трудовых навыков и знаний является одной из необходимых составляющих трудовых взаимоотношений. Построение системы обучения персонала не должно дискриминировать обучающихся сотрудников по отношению к остальным работникам, их права должны быть защищены.

В зависимости от нужд бизнеса организовать обучение можно как с отрывом от производства, так и без него.

Без отрыва от выполнения трудовых обязанностей организуют обучение вновь принятых работников (наставничество, ученичество), проводят ознакомление с новыми технологиями или методами ведения производства, нововведениями в различных сферах и т. д.

Суть такой методики обучения состоит в том, что получение новых навыков и знаний происходит на рабочем месте, одновременно с выполнением трудовых обязанностей. Для обучения используют механизмы, инвентарь и программы, которыми работник пользуется в повседневной деятельности.

Например, компания обновляет программное обеспечение для ведения бухгалтерского и налогового учета. Представители фирмы-разработчика ПО приходят в бухгалтерию и обучают сотрудников использованию нового программного продукта.

Преимуществами такого метода обучения персонала являются:

  • краткосрочность;
  • получение навыков, нужных здесь и сейчас;
  • минимизация затрат на обучение;
  • совмещение повседневных трудовых функций и процесса обучения;
  • использование производственных возможностей компании-нанимателя.

Однако такая методика обучения не подходит для повышения квалификации персонала, получения смежных специальностей или фундаментальных профессиональных знаний.

Обучение с отрывом от производства

Наравне с обучением на рабочих местах, используется и метод обучения с отрывом от производства.

Суть его состоит в том, что обучающийся сотрудник во время учебы не выполняет свои непосредственные обязанности.

Обучение с отрывом от производства проводится сторонними организациями.

Конечно, наниматель может предоставить свои помещения для проведения курсов и семинаров, но сам процесс обучения организуют специальные учебные заведения или уполномоченные организации.

Например: работникам фирмы, которая специализируется на выпуске пищевой продукции нужно пройти периодическое квалификационное обучение по санитарным нормам и правилам. Компания-наниматель может предоставить собственное помещение для организации таких курсов, но сам процесс обучения будут проводить сотрудники местного центра гигиены и эпидемиологии.

В некоторых случаях учеба с отрывом от производства совмещается с выполнением трудовых обязанностей. Это происходит, когда ежедневная учебная нагрузка меньше установленного времени работы.

Например, до обеда работник находится на курсах повышения квалификации, а после обеда приезжает на рабочее место и выполняет свои должностные обязанности.

Хотя такой метод обучения персонала и является более затратным для нанимателя, однако он обладает рядом преимуществ:

  1. Периодическое повышение квалификации работников дает возможность создавать внутри организации кадровый резерв на руководящие должности.
  2. Работники получают более фундаментальные знания по своей профессиональной области и смежным профессиям. Это позволяет компании быстрее и лучше адаптироваться к происходящим в экономике изменениям.
  3. Предоставление возможности повышения профессиональной квалификации хороший инструмент для мотивации персонала.

На время учебы за работником сохраняется рабочее место и производится оплата.

Поэтому в табеле учета рабочего времени необходимо фиксировать часы, которые работник затрачивает на обучение с отрывом от производства. Как правило, такое время обозначают кодом «ПК» (повышение квалификации).

Как оплачивается обучение с отрывом от производства

В процессе обучения без отрыва от выполнения должностных обязанностей, работник получает либо свою обычную заработную плату, либо заранее оговоренную оплату за труд (например, по ученическому договору). Это становится возможным, поскольку получение новых знаний совпадает с работой на нанимателя.

Если оплатой учебы без отрыва от производства ситуация достаточно понятная, то с обучением вне работы возникают нюансы.

Законодательно установлено, что в период обучения с отрывом от производства, работнику производится оплата исходя из среднего заработка (ТК РФ, ст. 187).

Кроме того, при нахождении места учебы в другом населенном пункте, направленному на учебу сотруднику, выплачивают командировочные.

Вопросы по выплатам возникают в двух ситуациях.

Во-первых, работник может совмещать учебу и работу. Например, 3 часа в день находиться на курсах, а 5 часов — на работе. В этом случае, за отработанное время он получает зарплату, а за учебные часы — средний заработок.

Во-вторых, наниматели нередко заставляют работников учиться во внерабочее время — по вечерам или выходным дня.

Это время также нужно оплачивать.

Схема та же за рабочее время работник получает заработанные деньги, а учеба рассчитывается исходя из среднего заработка.

Это связано с тем, что работник тратит на обучение то время, которое ему положено для отдыха (межсменного или еженедельного) от работы. Он не распоряжается этими промежутками времени по своему усмотрению и связан обязательствами по прохождению курсов.

Необходимость устанавливать за часы обучения двойную оплату, либо компенсировать их дополнительным выходным днем, нет. Потому что работник, хотя и ограничен в свободе распоряжения этими временными промежутками, трудовых обязанностей в период учебы он не выполняет.

Для учета всех нюансов оплаты за обучение в вечернее время или выходные дни, рекомендуется заключить с обучающимся сотрудником специальное соглашение. В этом документе и оговариваются нюансы оплаты за прохождение курсов, которые устраивают и работника, и нанимателя.

Обучение с отрывом от производства является более затратным для нанимателя способом актуализации знаний и навыков наемного персонала. Однако оно позволяет работникам получить современные и более фундаментальные знания, чем обучение без отрыва от рабочего функционала.

Чтобы избежать дискриминации обучающегося персонала, на время учебы с отрывом от производства, за ним не только закрепляется рабочее место, но и назначается определенная оплата. Она рассчитывается исходя из среднего заработка.

Мирошниченко Валерий Андреевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *