Правила досмотра

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084; Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6333; Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6154; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3094; Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3891; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826; Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26; Федерального закона от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26). 3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. 4. (Часть 4 утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26) (Статья 1 в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826) Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров 1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26); 2) пассажир — лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26); 3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически); 4) имущество пассажира — багаж, а также ручная кладь и (или) иное имущество пассажира, находящиеся при нем во время перевозки; 5) потерпевший — пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред; 6) страховщик — страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков (далее — профессиональное объединение страховщиков) для осуществления обязательного страхования; 7) страхователь — перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования; 8) выгодоприобретатель — потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц — супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего — лица, фактически понесшие такие расходы; 9) договор обязательного страхования — договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный между страховщиком и страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом; 10) страховой случай — возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям; 11) (Пункт 11 утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26) 12) (Пункт 12 утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26) 13) (Пункт 13 утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26) (Статья 3 в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826) Статья 4. Цели и принципы обязательного страхования 1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда, а также установления процедуры получения выгодоприобретателями возмещения вреда (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 2. Основными принципами обязательного страхования являются: 1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; 2) защита посредством обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826); 3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок. Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности 1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084). 5. (Часть 5 утратила силу на основании Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084) 6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о: 1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда; 2) страховщике, с которым перевозчиком заключен договор обязательного страхования, наличии его филиалов и представительств в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826); 3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). 8. Информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего, иным выгодоприобретателям, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). Статья 6. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом 1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора. 2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования. 3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6-9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей. Глава 2. Договор обязательного страхования, его заключение, особенности его прекращения Статья 7. Заключение договора обязательного страхования 1. Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в письменной форме на основании письменного или устного заявления страхователя в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) страховщиком страхователю (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826). 2. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса. 3. Договор обязательного страхования является публичным договором. 4. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования любому обратившемуся за этим перевозчику. Статья 8. Условия договора обязательного страхования 1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. 2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно: 1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826); 2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4826); 3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

К нам за юридической консультацией обратился гражданин с вопросом: Обязан ли сотрудник полиции производя осмотр или досмотр личных вещей составить протокол осмотра и протокол досмотра соответственно? Какие действия может совершить сотрудник полиции производя осмотр или досмотр? Вправе ли охранник в магазине самостоятельно произвести досмотр личных вещей, находящихся при гражданине?

Что бы понять, что такое осмотр или досмотр и какова между ними принципиальная разница необходимо для начала разобраться что такое Досмотр.

Досмотр является процессуальным действием и мерой административного принуждения. Порядок производства досмотра довольно жестко регламентирован Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Что такое Досмотр

Как установлено частью 1 статьи 27.7 КоАП РФ личный досмотр – это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Ключевыми словами в данном определении являются обследование без нарушения конструктивной целостности. Т.е. лицо, производящее досмотр вправе взять предмет в руки и изучить его. Если это сумка то должностное лицо вправе в присутствии владельца самостоятельно обследовать ее содержимое.

При осмотре таких действий сделать нельзя. Осмотр это внешнее обозрение без обследования. Т.е. должностное лицо лишь вправе внешне осмотреть предмет. В этом и заключается разница осмотра от досмотра. Кроме того после осмотра соответствующий протокол не составляется.

Существуют два вида досмотра: личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при гражданине. Личный досмотр – досмотр содержимого предметов одежды, в которую одет гражданин. При личном досмотре должностные лица вправе потребовать снять для досмотра предметы одежды. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Как производится Досмотр

Досмотр вещей производится с обязательным участием двух понятых либо с применением видеозаписи. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Как при личном досмотре, так и при досмотре вещей должностными лицами в обязательном порядке составляется протокол досмотра, который подписывается должностным лицом, понятыми и лицом в отношении которого была применена эта мера обеспечения. Копия протокола досмотра обязательно должна быть вручена досматриваемому лицу.

Кто вправе производить Досмотр

Правом осуществлять досмотр граждан наделены в рамках осуществления ими полномочий сотрудники полиции, военнослужащие войск национальной гвардии, должностные лица военной автоинспекции, должностные лица пограничных и таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы-исполнители, должностные лица органов на которых возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица государственного экологического надзора, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Перечень указанных лиц перечислен в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

Данный перечень исчерпывающий и иному, расширенному толкованию не подлежит. Как мы видим в этот перечень не входят сотрудники охраны магазина или супермаркета. Требование, предъявленное сотрудником охраны и адресованное к гражданину о предоставлении вещей, находящихся при нем незаконно. Сотрудники охраны вправе лишь потребовать выложить из корзины выбранный товар, и то, когда эти товары являются собственностью магазина. Когда вы их уже приобрели эти товары становятся вашей личной собственностью.

На представленном видео описан пример того, чего сотрудники охраны и продавцы были не вправе делать.

В случае возникновения спорных ситуаций с работниками магазина и, если спор урегулировать мирно не получается, всегда необходимо вызывать сотрудников полиции, при этом мы рекомендуем все споры фиксировать с помощью аудио или видео.

Ни для кого не секрет, что метрополитен, как и любой другой объект общественного транспорта, является зоной повышенной опасности и пристального внимания как со стороны правоохранительных органов, так и сотрудников службы безопасности. На просьбу проверить содержимое сумки, рюкзака или иного багажа, большинство пассажиров реагирует вполне буднично, но многие усматривают в этом нарушение прав и законодательства. Борьбу с терроризмом не следует путать с вмешательством в частную жизнь гражданина.

«Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, принятая правительством, в качестве основной цели ставит защиту жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сотрудник службы контроля на метрополитене может предложить пассажиру пройти через рамку лишь в добровольном порядке. Обязать или попытаться вырвать силой ту или иную вещь для досмотра, он не имеет права»,— говорит юрист Елизавета Бурлюк

При отказе добровольно пройти через рамку металлоискателя или показать содержимое сумки, досмотр пассажира и его багажа может быть произведен только сотрудником полиции в рамках прав и полномочий, предоставленных ему ФЗ «О полиции». Правом же проводить досмотр пассажира и его багажа, сотрудники метрополитена не наделены. Сотрудники службы безопасности метрополитена имеют право выборочно проверять пассажиров. Тотального досмотра нет. Особое внимание вызывают неадекватные пассажиры, а также те, у кого при себе тяжёлый рюкзак или большая сумка.

«Подозрительных пассажиров попросят пройти через рамку и добровольно показать свои вещи. Отказавшихся проходить досмотр, в метро просто не пустят. Поклажу помещают в специальный сканер, проверяют металлодетектором или «обнюхивают» с помощью специального прибора, который является газоанализатором и улавливает взрывчатые вещества»,— поясняет юрист Елизавета Бурлюк

В случае если запрещённые вещества будут обнаружены, сотрудники службы безопасности могут отказать пассажиру в проезде и вызвать сотрудников полиции. Задерживать, а тем более применять физическую силу к подозрительному пассажиру, они не имеют права. Сотрудники органов правопорядка могут провести досмотр, но он должен проходить в присутствии понятых, а все действия должны быть внесены в протокол.

«Пассажирам следует с пониманием относиться к работе и просьбам сотрудников службы безопасности на транспорте. Даже если вы опаздываете, не следует пытаться силой прорваться на станцию метрополитена, иначе сотрудники полиции могут задержать вас за нарушение правил поведения и составить административный протокол. Это может занять куда больше времени, чем проверка сумки в сканере, тем более, следует помнить, что ряд вещей, например оружие или опасные вещества, перевозить в общественном транспорте запрещено»,— советует юрист Елизавета Бурлюк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *