Правила подключения

Постановление от 30 декабря 2013 года №1314. Правила регламентируют процедуру выдачи технических условий и непосредственного подключения строящихся (построенных, реконструируемых) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям. Определяются существенные условия договора об осуществлении подключения к газораспределительным сетям. Устанавливаются требования к выдаче технических условий для подключения к газораспределительным сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.Документом также вносятся изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года №1021). Указанные изменения определяют порядок и принципы регулирования размера платы, а также взаимосвязь этого процесса с регулированием тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 30 декабря 2013 года №1314

  • Постановление от 30 декабря 2013 года №1314 в действующей редакции

Документ разработан ФСТ России в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ о необходимости учёта особенностей законодательства о газоснабжении при выдаче технических условий на подключение к объектам газоснабжения, а также во исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года №35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О газоснабжении в Российской Федерации” и в отдельные законодательные акты», устанавливающего порядок регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Постановлением утверждаются Правила, определяющие порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых к сетям газораспределения объектов капитального строительства. Правила регламентируют процедуру выдачи технических условий и непосредственного подключения строящихся (построенных, реконструируемых) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям. Определяются существенные условия договора об осуществлении подключения к газораспределительным сетям. Устанавливаются требования к выдаче технических условий для подключения к газораспределительным сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Документом также вносятся изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года №1021). Указанные изменения определяют порядок и принципы регулирования размера платы, а также взаимосвязь этого процесса с регулированием тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Постановлением выделяются три группы потребителей газа с различными подходами к регулированию размера платы:

— потребители с газоиспользующим оборудованием с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 куб. м (с учётом расхода газа ранее подключённого в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя), для простейших подключений на небольшом расстоянии – не более 150 м в сельской местности и не более 100 м в границах городских поселений (это мощность, достаточная для работы газоиспользующего оборудования в составе бытовой плиты и котла, обеспечивающих проживание в частном доме площадью до 280 кв. м семьи из четырёх человек);

— потребители, максимальная мощность газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. м газа в час включительно и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет менее 6 атмосфер включительно, кроме случаев, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту;

— потребители, максимальная мощность газоиспользующего оборудования которых составляет свыше 500 куб. м газа в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 6 атмосфер, а также в случаях, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту (для сложных проектных решений, предусматривающих водные переходы, горизонтально наклонное бурение и другие сложные проектные решения).

В соответствии с решением Правительства РФ к первой группе потребителей также отнесены субъекты малого и среднего предпринимательства, намеревающиеся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности с максимальным расходом газа не более 15 куб. м в час.

Для первой группы потребителей газа устанавливается размер платы в рамках предельных уровней – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Для второй группы потребителей газа предусмотрено определение размера платы на основании устанавливаемых стандартизированных тарифных ставок.

Для третьей группы потребителей газа размер платы устанавливается на основании индивидуального проекта по технологическому присоединению.

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.

Подключение газа по новым правилам

В Республике Беларусь аналогичным документом считается Указ 368 о газификации (Указ Президента от 2 июня 2006 г. №368 «О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан») ссылка на скачивание, который утверждает единый порядок подключения природного газа для граждан Республики Беларусь, а так же стоимость подключения.

Наиболее распространенные нарушения положений Правил подключения № 1314 со стороны ГРО

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

В соответствии с п. 59 Правил подключения технологическое присоединение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Встречаются случаи, когда газораспределительные организации (ГРО, Исполнитель) злоупотребляют своими правами и не соблюдают положения договора о подключении и/или Правил подключения, тем самым нарушая положения действующего законодательства РФ.

ГРО обязаны соблюдать ограничения, действующие для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке в силу того, что являются субъектами естественной монополии (ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

При несоблюдении вышеуказанных ограничений газораспределительные организации несут административную ответственность или ответственность, предусмотренную антимонопольным законодательством.

Наиболее встречающимися нарушениями являются следующие случаи:

1. Нарушение сроков осуществления мероприятий по подключению.

Пунктами 85, 85.1 Правил подключения предусмотрены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые дифференцируются по категориям заявителей.

При нарушении установленного срока со стороны ГРО даже на 1 день заявитель вправе обратиться в Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (антимонопольный орган) с жалобой на действия Исполнителя, а также потребовать уплатить в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки.

2. Навязывание дополнительных прав и обязанностей Заявителю при подключении по п. 112 Правил подключения.

В п. 112 Правил подключения перечислены случаи, когда Заявитель вправе выполнить мероприятия по подключению не только в пределах границ своего земельного участка, но и до границ участка Заявителя (категория заявителей – индивидуальный проект).

Если Заявитель указал в заявке о заключении договора о подключении перечень мероприятий, который намерен выполнять собственными силами по п. 112 Правил подключения (например, проектирование и строительство сети газораспределения), а ГРО выдала договор о подключении по типовой форме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 г. № 713, не адаптируя положения договора о подключении под ситуацию Заявителя (иногда ссылаясь на то, что скорректируют положения договора после утверждения размера платы тарифным органом), тем самым возлагая на себя дополнительные обязанности (по разработке проектной документации и/или строительству сети газораспределения), за которые предусмотрена плата.

Сначала стороны должны распределить обязательства по договору, т.е. определить на кого из сторон возлагается обязанность по разработке проектной документации и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя. Затем, исходя из того, какие обязанности будут возложены на газораспределительную организацию, уполномоченный орган утвердит размер платы за подключение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, выполняемому газораспределительной организацией.

Стоимость мероприятий (в том числе по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя), выполняемых Заявителем, не может быть включена в размер платы за подключение по индивидуальному проекту.

В силу п. 111 Правил подключения в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения после разработки и проведения экспертизы проектной документации Заявитель компенсирует исполнителю фактически понесенные им подтвержденные расходы, связанные с разработкой и проведением экспертизы проектной документации, но не более размера указанных расходов, отраженного в договоре о подключении.

Таким образом, если при заключении договора не распределить права и обязанности сторон по договору, то в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения денежные средства, уплаченные ГРО за выполнение мероприятий по проектированию сети газораспределения не подлежат возвращению в полном объеме.

Правилами подключения предусмотрен порядок урегулирования разногласий между сторонами в случае, если одна из сторон не согласна с предложенным проектом договора о подключении.

Согласно п. 77 Правил подключения Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий.

При несогласии ГРО внести изменения в положения договора на этапе заключения Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

3. Необоснованное увеличение размера платы за подключение (технологическое присоединение).

Размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен, и является обязательным приложением к договору о подключении.

Необоснованное увеличение размера платы за подключение может происходить за счет:

– применения вместо стандартизированных тарифных ставок укрупненных нормативов цен на строительство или локального сметного расчета;

– применения стандартизированных тарифных ставок/укрупненных нормативов цен на строительство/локального сметного расчета (в зависимости от обстоятельств дела) не соответствующих проектной документации, разработанной ГРО (например, проектом, разработанным ГРО, предусмотрено строительство газопровода, пункта редуцирования газа, установление различных устройств и сооружений, но не предусмотрена установка отключающих устройств, однако предварительный размер платы, рассчитанный ГРО включает в себя эти работы);

– технические условия содержат информацию о подключении к газопроводу, находящему на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя (например, в 5 метрах от границы вашего земельного участка проходит газопровод, но ГРО выдает технические условия на подключение к газопроводу, находящему от вас в 300 м. За счет увеличения длины строящегося газопровода увеличивается размер платы за подключение);

– непринятие во внимание всего пакета документов, приложенного Заявителем к заявке о заключении договора о подключении или к запросу на выдачу технических условий.

По данному вопросу необходимо пояснить следующее.

Пунктами 8, 69 Правил подключения предусмотрен перечень документов, прилагаемых к запросу и/или заявке, с учетом варианта подключения (подключение к сетям ГРО, подключение к сетям основного абонента, подключение посредством уступки мощности и т.д.)

Например, при подключении к сетям основного абонента необходимо приложить к запросу/заявке его согласие на технологическое присоединении.

В ряде случае Исполнитель не принимает во внимание указанный документ, выдает проект договора о подключении к своим сетям газораспределения, находящимся на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя, чем газопровод основного абонента, тем самым увеличивая размер платы за подключение.

В такой ситуации Заявитель вправе подготовить в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного Исполнителем проекта договора о подключении протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении условий договора о подключении.

При необоснованном увеличении размера платы за подключение Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 и/или п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Кроме того, ввиду того, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию Заявитель вправе направить обращение в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен.

4. Уклонение ГРО от заключения договора о подключении/выдачи технических условий.

Правилами подключения предусмотрено единственное основание для отказа от заключения договора о подключении или выдачи технических условий: отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе отсутствие пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы.

Если ГРО отказывает в выдаче указанных документов по иным причинам, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 5 ч.1. ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

5. Невыдача со стороны ГРО документов, оформляемых в процессе осуществлении мероприятий по подключению после завершения определенного этапа.

По завершении определенного этапа по подключению оформляются, например, акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению, акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, рекомендации по устранению замечаний, выявленных в результате мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Иногда ГРО игнорируют необходимость своевременной выдачи указанных документов, что приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по подключению.

Если ГРО уклоняется от выдачи документов, предусмотренных положениями договора о подключении и Правил подключения, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ.

Распоряжение Правительства РФ — дорожная карта снижения сроков и препонов по газификации.

Если Вам начнут в ГРО говорить, как им сложно жить — ссылайтесь смело. Часть пунктов должны действовать уже с марта 17 года.

Разъяснения (письмо) ФАС в части технологического присоединения к газопроводам (10.2015)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 15 октября 2015 г. N АГ/56690/15

О ПРАВИЛАХ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СЕТЯМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Обращение от 07.09.2015 рассмотрено. По результатам рассмотрения сообщаем.

По первому вопросу обращения сообщаем следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 были утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила) и внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее — Основные положения), в части дополнения их разделом «VI. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

В соответствии с Правилами подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.

Необходимо отметить, что пунктом 34 Правил предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий для случая, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее — основной абонент).

Таким образом, действие Правил в части технологического присоединения объектов капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента распространяется только в части определения и предоставления технических условий.

Кроме того, государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляемое в соответствии с Основными положениями, не распространяется на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа.

Вместе с тем на газопроводы, как и на другие объекты гражданских прав, распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае использования имущества без согласия собственника собственник в праве требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, основной абонент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к сети газопотребления, выданного в соответствии с пунктом 34 Правил, в рамках договорных отношений.

Как указывалось выше, Правила и Основные положения не распространяются на случаи подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, принадлежащим основному абоненту.

Полагаем, что в таких случаях мероприятия по технологическому присоединению могут быть осуществлены в рамках договорных отношений.

По второму вопросу обращения сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 69 и подпунктом «б» пункта 71 Правил к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя.

Таким образом, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства и на земельный участок. В случае отсутствия одного из двух выше указанных правоустанавливающих документов к заявке прикладывается копия имеющегося в наличии у заявителя одного правоустанавливающего документа.

Также сообщаем, что согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому в том числе относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, по мнению ФСТ России, право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в силу закона одновременно с государственной регистрацией права на помещение в таком доме и не требует обязательной государственной регистрации, в связи с чем заявители могут предоставить копию документов, свидетельствующих о праве собственности на такое помещение.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством газификация многоквартирных домов допускается только в случаях, когда это предусмотрено проектной документацией и, как правило, мероприятия по газификации указанных объектов осуществляются в процессе их строительства.

По третьему вопросу обращения сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 61 Правил заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

б) увеличения объема потребления газа и (или) пропускной способности (для сети газораспределения) подключаемого объекта капитального строительства;

в) изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 88 Правил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 Правил.

Обращаем внимание, что в пределах границ земельного участка заявителя стоимость мероприятий по строительству сети газопотребления, а также стоимость установки газоиспользующего оборудования в настоящее время не подлежит государственному регулированию.

Вместе с тем, в случае если для подключения газоиспользующего оборудования при наличии пропускной способности газораспределительной сети, свидетельством чего являются выданные технические условия, не требуется проведение мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка заявителя, то плата за технологическое присоединение не взимается.

Необходимо отметить, что в случае необходимости осуществления мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной сети, а также строительства подводящего участка газопровода расчет стоимости подключения осуществляется в соответствии с положениями Правил и Основных положений.

Постановлением № 305 от 19.03.2020 Правительство скорректировало основные законодательные акты в сфере газоснабжения:

— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314;

— Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162;

— Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021;

— Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549;

— Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410;

Рассмотрим, какие изменения вступят в силу с 31.03.2020 и чем они обусловлены.

Новшества в процедуре определения платы за подключение.

1. Внесены уточнения в части определения платы за подключение, если газопровод проходит в границах участка заявителя.

Если планируется подключить объект капстроительства с максимальным расходом газа, не превышающим:

– 15 куб. метров в час (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) или

– 5 куб. метров в час (для прочих заявителей),

и отсутствует необходимость создания сети газораспределения до границ участка заявителя (газопровод проходит в границах участка заявителя), то плата за подключение должна определяться с учетом стандартизованной тарифной ставки, связанной с осуществлением ГРО мониторинга технических условий и фактического присоединения (врезки).

Данное правило закреплено в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18. Включение аналогичного положения в Основные положения № 1021 является вполне логичным, но по сути не влечет каких-либо изменений.

2. Более существенные изменения произошли в части платы за подключение по «индивидуальному проекту».

Изменены критерии отнесения заявителей к категории «индивидуальный проект».

Без изменения остаются такие критерии как:

  • · проведение лесоустроительных работ,
  • · переходы через водные преграды,
  • · прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий,
  • · компенсация заявителем мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения.

Что меняется?

Исключено из перечня мероприятий по «индивидуальному проекту» проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа. Теперь плата за указанные мероприятия будет рассчитываться исходя из утвержденных стандартизированных тарифных ставок.

Прокладка газопровода бестраншейным способом по «индивидуальному проекту» будет осуществляться для газопроводов наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров. В остальных случаях – по утвержденным стандартизированным тарифным ставкам.

Исключается из категории подключения по «индивидуальному проекту» подключение объектов с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа.

Таким образом, исключены такие критерии отнесения к «индивидуальному проекту» как:

– проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;

– прокладка газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

— максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования составляет более 500 м3/час;

— проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Основных положений № 1021 можно здесь.

Отметим, после вступления в силу изменений возникает необходимость в новых видах стандартизированных тарифных ставок, и изменениях в действующих Методических указаниях по расчету размера платы за подключение утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18.

Правительство РФ поручило ФАС России в 3-месячный срок привести методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение в соответствие с принятыми изменениями.

Предположительно к 01.07.2020 возможно появление новых видов стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за подключение.

Новшества в процедуре подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения

В январе 2019 года Кабмин обозначил 12 направлений улучшения инвестиционного климата, среди которых технологическое присоединение к инженерным сетям (распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р, ознакомиться можно здесь).

Реализация мероприятий по данному направлению имеет целью облегчить условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в России, сделать процедуру подключения более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.

Что меняется в действующем порядке?

1. Наиболее существенные изменения внесены в пункт 112 Правил подключения.

Ряд мероприятий по подключению до границ участка своими силами теперь смогут выполнять только заявители, соответствующие критериям «индивидуального проекта».

По общему правилу мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются владельцем газифицируемого объекта, а мероприятия по подключению до границы земельного участка осуществляются газораспределительной организацией.

До 31.03.2020 Правила подключения предусматривали исключения из этого правила — случаи, когда заявитель вправе выполнить мероприятия по подключению до границ своего участка самостоятельно (за исключением врезки (фактического присоединения)).

Для того чтобы воспользоваться указанным правом заявитель должен был соответствовать одному из следующих критериев:

– максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования должен составлять более 500 м3/час;

– проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа.

Это так называемое «подключение по 112 пункту». Плата за такое подключение определялась ГРО по «индивидуальному проекту» и в последствии утверждалась тарифным органом.

Новая редакция Правил подключения, предусматривает, что заявитель может выполнить мероприятия по подключению за границами своего земельного участка, если размер платы за подключение устанавливается по «индивидуальному проекту».

Однако как указано выше, подключение объектов с расходом газа свыше 500 м3/час и (или) с проектным давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, теперь не является основанием для отнесения заявителя к категории «индивидуальный проект».

Теперь к критериям «индивидуального проекта» относится только:

– проведение лесоустроительных работ;

– переходы через водные преграды;

– прокладка газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

– прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий;

– компенсация заявителем расходов по выполнению мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения.

При наличии одного из вышеуказанных критериев заявитель вправе самостоятельно осуществить часть работ до границ своего земельного участка.

Новая редакция пункта 112 Правил подключения предусматривает исключительное право ГРО на разработку проектной документации (и проведения ее экспертизы), мониторинга технических условий и осуществления фактического присоединения (врезки).

2. Сокращен срок подключения для заявителей первой категории.

До 31.03.2020 в зависимости от необходимости получения разрешения на строительство срок осуществления мероприятий по подключению составлял 9 месяцев (если разрешение на строительство ГРО не получала) и 1 год (в иных случаях).

После вступления в силу изменений для заявителей первой категории предусмотрен общий срок подключения – 8 месяцев.

3. Установлен новый порядок внесения платы за подключение для заявителей первой категории.

До 31.03.2020 законодатель предусмотрел для заявителей первой категории двухэтапную оплату за подключение: 50/50.

Теперь договор о подключении будет содержать 3 этапа оплаты мероприятий за технологическое присоединение, и выглядеть следующим образом:

– 50 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;

– 35 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня выполнения исполнителем обязательств по строительству газопровода до границ участка заявителя и его подготовке к пуску газа;

– 15 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении.

4. Для заявителей второй и третьей категории исключена возможность установить с ГРО по соглашению сторон порядок и сроки внесения платы. Следует уточнить, что ранее подобная возможность устанавливалась только в случае, если срок реализации мероприятий по подключения составлять менее 1,5 лет.

Теперь вне зависимости от срока осуществления мероприятий по подключению, указанного в договоре о подключении, заявители второй и третьей категории будут платить в следующем порядке:

а) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;

б) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 3 месяцев со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;

в) 35 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 1 года со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;

г) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении).

5. Взаимодействие между ГРО и тарифными органами переводят в электронный формат.

Теперь для сокращения срока подключения и автоматизации процесса ГРО в оперативном порядке могут направлять заявления об установлении размера платы за подключение по индивидуальному проекту в электронной форме.

Данное правило закреплено в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18. Включение аналогичного положения в Правила подключения № 1314 является вполне логичным, но по сути не влечет каких-либо изменений.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил подключения можно здесь.

Новшества в процедуре заключения договоров на поставку газа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

С 31.03.2020 подать заявку на заключение договоров на поставку газа станет возможным до осуществления ГРО врезки.

Для этого необходимо приложить к комплекту документов акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Указанный документ выдается заявителю после проверки выполнения технических условий – строительства заявителем сети газопотребления и установки газопотребляющего оборудования. При отсутствии замечаний со стороны ГРО на стадии проверки выполнения технических условий заявитель может обратиться к поставщику газа за заключением договора на поставку газа.

Кроме того, к заявке о заключении договора поставки газа необходимо приложить документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований в части:

– технического обслуживания сети газораспределения и (или) газопотребления,

– внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В случае, если сеть газопотребления заявителя является опасным производственным объектом или объектом технического регулирования дополнительно необходимо приложить документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований в части технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, локализации и ликвидации аварийных ситуаций (последствий аварий).

Конкретный перечень документов законодатель не указывает. Это может повлечь ситуацию, когда каждый поставщик газа установит свои требования к составу предоставляемых документов.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил поставки газа № 162 можно здесь.

Новшества в процедуре поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан

С 31.03.2020 заявка, подаваемая гражданином-заявителем, в адрес поставщика газа может не содержать реквизиты акта об определении границ раздела собственности, так как указанный документ больше не нужно направлять.

Теперь комплект документов к заявке должен содержать акт о подключении (технологическом присоединении).

По аналогии с процедурой заключения договора поставки газа с промышленными потребителями подать заявку на заключение договоров на поставку газа станет возможным до осуществления ГРО врезки.

Для этого необходимо приложить к комплекту документов акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Указанный документ выдается заявителю после проверки выполнения технических условий – строительства заявителем сети газопотребления и установки газопотребляющего оборудования. При отсутствии замечаний со стороны ГРО заявитель может обратиться к поставщику газа за заключением договора на поставку газа.

Стоит обратить внимание, что в отличии от покупателей газа — юридических лиц (ИП) в этой ситуации покупатель газа – гражданин в последующем обязан предоставить поставщику акт о подключении, т.к. исполнение обязательств поставщика газа по договору поставки газа осуществляется со дня подписания газораспределительной организацией и абонентом указанного документа.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан можно здесь.

Новшества в использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Как и в предыдущих нормативных актах меняется перечень документов, которых прилагаются к заявке о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

С 31.03.2020 акт об определении границ раздела собственности на газораспределительной (присоединенной) сети прилагать к заявке на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования больше не нужно.

Вместо него необходимо приложить:

– акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (в случае, если договор заключается до завершения мероприятий по подключению. Теперь специализированная организация не сможет отказать заявителю в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если фактического присоединения еще не было;

– акт о подключении (или договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения).

Если заявитель пожелал заключить договор до фактического присоединения, то специализированная организация приступает к техническому обслуживанию со дня подписания между газораспределительной организацией и потребителем акта о подключения (и соответственно его предоставления специализированной организации-стороне по договору на техническое обслуживание).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *