Право на уважение

Право на уважение человеческого достоинства

Источник — сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru

Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(ст. 5.61. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности — ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?

Медицинский осмотр в школе может считаться медицинским освидетельствованием, если врач, проводивший осмотр, имеет соответствующую квалификацию.

Статья 21 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 21 Конституции РФ гласит:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Комментарий к Ст. 21 КРФ

1. Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека — значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).

Закон устанавливает, что даже наказание, применяемое к лицам, осужденным за совершение преступления, не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Из положения о праве всех лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства (п. 1 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах) исходит и действующий УИК РФ, провозглашая, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 12).

Человек тем более не может быть умален в своем достоинстве на том основании, что он привлекается в качестве подозреваемого или обвиняемого и в отношении него осуществляется уголовное преследование. Статья 9 УПК запрещает в ходе уголовного судопроизводства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья, и устанавливает, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Конкретизируются эти запреты, в частности, в требовании, чтобы проведение таких следственных действий, как освидетельствование и личный обыск, осуществлялось дознавателем и следователем одного пола с освидетельствуемым (обыскиваемым) и в присутствии понятых такого же пола.

Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплены в законодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318), имеет право, в частности, на: уважительное и гуманное отношение; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»//Ведомости РФ. 1992. N 33. ст. 1913).

Действующее гражданское законодательство называет достоинство личности в числе нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых (ч. 1 ст. 150 ГК). В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК). Если же моральный вред был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом — выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Причем человек может добиваться признания по суду распространенных в отношении него сведений не соответствующими действительности и тогда, когда лицо, распространившее такие сведения, невозможно установить. Условия и порядок осуществления гражданином права на ответ или опровержение распространенных СМИ сведений, порочащих честь и достоинство человека, весьма детально регламентированы в ст. 43-46 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (Ведомости РСФСР. 1992. N 7. ст. 300; с изм. и доп. по состоянию на 16 октября 2006 г.).

Конституционный Суд расценил как нарушение достоинства личности также лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства (Постановление от 16 мая 1996 г. N 12-П), лишение человека возможности восстановить свои права, нарушенные в результате террористического акта (Определение от 27 декабря 2005 г. N 523-О), ограничение права осужденного добиваться смягчения своей участи (Определение от 11 июня 2006 г. N 406-О).

Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 306 УК РФ). Особые меры установлены законодательством для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, представителя власти, военнослужащего (ст. 297, 298, 319, 336 УК).

2. Запрет подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию является одним из принципиальных положений международного права, закрепленным в целом ряде международных актов о правах человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г.; Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1982 г.; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г.; Основных принципах обращения с заключенными и Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г. и др. (см.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 1992).

В соответствии со ст. 1 Конвенции против пыток (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г.//Ведомости СССР. 1987. N 45. ст. 747) под пыткой понимается любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое и нравственное), чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, наказать за действия, которые оно или третье лицо совершило или в которых подозревается, а также запугать либо принудить к действиям. Причем в Конвенции речь идет о пытке лишь как о такой боли или таких страданиях, которые причиняются государственным и должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, либо по их подстрекательству, с их ведома или молчаливого согласия. Это, как представляется, свидетельствует о том, что основная задача всех вышеперечисленных международных документов, как и ст. 21 Конституции России, состоит в защите человека прежде всего от произвола государства, его органов и должностных лиц.

Нарушение запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 301 (незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (принуждение к даче показаний).

Согласно Конвенции, в понятие «пытка» не включаются боль и страдание, которые возникают в результате применения законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Таким образом, все те непременные страдания, которые связаны с задержанием подозреваемого, заключением обвиняемого под стражу или осуждением виновного, не могут быть истолкованы как применение пытки. Другое дело, что при определенных условиях даже эти меры, оставаясь внешне легальными, могут приобретать черты пытки. Именно так должно расцениваться заключение лица под стражу, произведенное в целях получения от него «признательных» показаний при отсутствии требуемых статьями 97 и 108 УПК оснований для применения этой меры пресечения. В пытку, сочетающую в себе элементы физического и нравственного страдания, фактически превращается и содержание под стражей до суда в течение нескольких лет.

Из решений Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека следует, что обращение с человеком или применяемое к нему наказание должно расцениваться как бесчеловечное, унижающее достоинство и тем самым как запрещенное статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если оно таково, что вызывает в жертвах такого обращения чувство страха, страдания и неполноценности, которые заставляют их ощущать себя униженными и попранными (см.: Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург: Совет Европы, 1994. С. 14-15; постановления ЕСПЧ по делу 26 октября 2000 г. «Кудла против Польши» и от 20 января 2005 г. по делу «Майзит против Российской Федерации»). При этом Европейский Суд указал, что степень страдания и унижения как составляющих запрещенного статьей 3 Конвенции обращения, «унижающего достоинство», должна быть в любом случае выше степени страдания и унижения как неизбежного элемента той или иной конкретной формы правомерного обращения или законного наказания.

Как частный случай насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения Конституция и международно-правовые документы рассматривают проведение без согласия лица медицинских, научных и иных опытов.

Предусматривая определенные механизмы защиты от такого рода действий, законодатель, в частности, записал в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, что пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. Этим же Законом ограничивается (как по кругу медицинских учреждений, так и по основаниям и условиям) применение методов диагностики, лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, а также биомедицинские исследования (ст. 43). С учетом особенностей статуса лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, Закон специально устанавливает запрет проводить в отношении этих лиц испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований (ч. 3 ст. 29).

Такого же плана особая оговорка предусмотрена Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами: они имеют право на предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки (ч. 2 ст. 5).

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ч. 8 ст. 43), а также Закон «О средствах массовой информации» (ч. 2 ст. 4) (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г. и от 16 октября 2006 г.//СЗ РФ. 1995. N 30. ст. 2870; СЗ РФ. 2006. N 43. ст. 4412) запрещают пропаганду методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке, а также использование в теле-, видео- и кинопрограммах, в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье

  • Авторы
  • Файлы

Боков Ю.А. Мезина О.Н. 159 KB В контексте исторического развития государства и права можно выделить одну очень важную тенденцию — возвышение человеческого достоинства, путем предоставления человеку всё большего объема прав и свобод, а также обеспечения гарантий их реализации. Реализация большинства прав и свобод способствует обеспечению достоинства человека: право на жизнь; право определять и указывать свою национальную принадлежность; участвовать в управлении делами государства; иметь в частной собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им; на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами и др.

Человеческому достоинству уделяется повышенное внимание по следующим причинам: во-первых, оно принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства; во — вторых, является базисом для многих конституционных прав и свобод; в — третьих, выступает в качестве действенной гарантии не только для конституционных прав, но и прав, закреплённых отраслевым законодательством.

Конституция РФ 1993 года оказала важную роль в возвышении идеи достоинства личности, установив, что оно охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам (ст. 21). Однако, Конституция не закрепила определения человеческого достоинства.

Характеризуя этимологическое содержание слова «достоинство» отметим, что это «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Г. Гегель отмечал, что уважать достоинство человека должно не только государство, но и отдельные лица.

Следует согласиться с позицией В.В. Невинского, указывающего, что достоинство человека — это неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами других людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве.

Необходимо отметить, что достоинство личности включает в себя внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, внимательное, чуткое, этическое отношение со стороны органов государства.

Итак, достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.

Достоинство принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и непередаваемо, даже в науке справедливо подчёркивается, что оно должно признаваться даже за пределами биологической жизни человека — зародыша (эмбриона) и трупа человека. Например, проблемы искусственного оплодотворения, прерывание беременности женщины, защита чести и достоинства умершего. Возможность принятия достойной смерти также важная гарантия человеческого достоинства.

Известно много реальных событий, подобных указанным в легенде о царе Афин — Эгее. Царь отправив сына Тесея на остров Крит для борьбы с Минотавром, договорился, что корабль придет под теми или иными прусами в зависимости от победы или поражения. Тесей победил, но забыл об уговоре, корабли возвращались домой под черными знамёнами, символизирующими поражение. Эгей, увидев знак беды, бросился со скалы. Нормы морали того времени устанавливали, что смерть — лучше бесславия. В подобном случае только смерть, как это ни странно, могла сохранить человеку его достоинство личности.

Рассматривая вопрос о самоубийстве нельзя обойти вниманием и проблему эвтаназии — ускорения смерти больного какими-либо действиями или средствами по его просьбе. Например, весной 2004 года смертельно больная женщина, у которой поражены мозговые центры, ответственные за двигательные функции, проиграла слушание, в ходе которого она пыталась получить в Верховном суде в Лондоне разрешение для своего мужа на то, чтобы он помог ей покончить с собой. Женщина хотела бы покончить с собой, но в силу своего физического состояния не могла этого сделать без посторонней помощи. По британским законам, попытка самоубийства не является преступлением, однако помощь в совершении самоубийства противозаконна. Трое членов Верховного суда постановили, что, право на человеческое достоинство, которое обеспечивается британскими законами, не предусматривает права на достойную смерть. Судьи решили, что говоря о человеческом достоинстве, имеется ввиду право вести достойную жизнь настолько, насколько это возможно. Наверное с точки зрения права данное положение верно, но а вот с точки зрения нравственности не совсем.

Важной проблемой эвтаназии является возможность ее применения в евгенических целях, например, в гитлеровской Германии в 1939 году была подписана директива, в соответствии с которой разрешалась эвтаназия — умерщвление социально бесполезных личностей (душевнобольных, алкоголиков, энцефалитиков и др.).

В заключение можно отметить, что в 20-м столетии уже сделано многое для наиболее полного обеспечения человеческого достоинства. Нормативно закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, правда согласно ежегодным отчетам международных организаций в России это продолжает иметь место. Притчей во языцах стали, объяснительные работников милиции, о том, что подозреваемые и обвиняемые сами себя вдруг начинают бить до сотрясения мозга, а то и случайно падают семь раз и более на нож и от ножевых ранений умирают. В заявлении Уполномоченного по правам человека Волгоградской области указывается, что по приговору суда люди могут быть осуждены только к лишению свободы, а не к лишению здоровья, например, в местах лишения свободы царит туберкулез. Примечательно решение Европейского суда по правам человека, вынесенное весной этого года, когда российский гражданин добился возмещения морального вреда, причиненного ему тем, что он находился в переполненном следственном изоляторе, приходилось спать поочерёдно, в три смены, нары этого гражданина находились у места общего пользования, со специфическим запахом. Существенное внимание уделено защите и охране окружающей природной среды, ибо трудно представить какие виды человеческой жизни могут появиться из-за загрязнённой окружающей среды, уже сейчас продолжительность жизни является значительно ниже чем в начале 20 века, количество детишек с признаками уродства также возрастает. Введены ограничения методов и средств ведения войны; ограничено применение смертной казни (а вспомним как казнили в древнем мире, в средние века); установлен минимальный размер оплаты труда, который в развитых странах выше прожиточного минимума и т.д. Однако не следует забывать, что только тогда можно достичь более существенного результата и наиболее полного обеспечения достоинства личности, когда все органы государства и местного самоуправления, отдельные граждане и их объединения будут руководствоваться принципом уважения прав и свобод, будет существовать реальное гражданское общество. Пока же многие живут по губительному для общества принципу — «Моя хата с краю».

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградорва. — М., 1999. — С. 177.

Гегель Г. Соч. Т. 7. Л., 1934. С. 10.

Конституционное право России: Учебник/Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. — М., 2003. — С. 118-119.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года по делу по проверке конституционности положения ч. 1. Ст. 547 и ч. 2. Ст. 51 УПК РСФСР//Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М.. 1988. С. 218.

Библиографическая ссылка

Боков Ю.А., Мезина О.Н. ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 43-45;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22058 (дата обращения: 11.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *