Предоставление адвоката

Утверждено:
Советом
ННО «Адвокатская палата
Кировской области»
20.02.2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ
Об адвокатском запросе

1.Общие положения

1.1. Адвокатский запрос – это официальное обращение адвоката в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

1.2Основная цель адвокатского запроса — это сбор доказательств для оказания квалифицированной юридической помощи лицу, чьи интересы адвокат представляет.

1.3.По адвокатскому запросу адвокату могут быть предоставлены следующие сведения: справки, характеристики, предметы, документы, фотоматериалы, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

2. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

2.1.Содержание адвокатского запроса

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов Кировской области;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии- электронный адрес и номер телефона/ факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилия, имя, отчество физического лица (при наличии письменного согласия этого лица) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последнее- при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии). Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии;

15) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

2.2. Порядок оформления адвокатского запроса

Адвокатский запрос может быть оформлен как на бумажном носителе, так и (или) в электронном виде.

Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

2.3. Порядок направления адвокатского запроса

Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).

Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации – при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

3. Сроки рассмотрения адвокатского запроса

3.1.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

4.Основания отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

4.1.В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом. При этом информацией с ограниченным доступом признается: сведения, которые отнесены законом к государственной тайне, информации с ограниченным доступом, врачебная, банковская, коммерческая, налоговая тайны, тайна связи, сведения о совершенных нотариальных действиях.

4.2.В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

5.Ответственность за необоснованный отказ в ответе, нарушение сроков ответана адвокатский запрос

5.1.Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6.Ответственность адвоката за систематическое несоблюдение установленных законодательством требований к адвокатскому запросу.

6.1.Систематическое несоблюдение адвокатом установленных законодательством требований к адвокатскому запросу, разглашение адвокатом информации с ограниченным доступом, которая оказалась в его распоряжении в связи с адвокатским запросом, является основанием для возбуждения в отношении адвоката дисциплинарного производства и последующего прекращения статуса адвоката.

7.Порядок регистрации адвокатского запроса

7.1.Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием (приложение №1).

Приложение N 1

к требованиям к форме, порядку

оформления и направления

адвокатского запроса

Рекомендуемый образец

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ АДВОКАТСКИХ ЗАПРОСОВ

Рег. N адвокатского запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата — органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Фамилия, имя, отчество (при наличии), адвоката, направившего запрос

Реквизиты ответа на адвокатский запрос

Положение об адвокатском запросе

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации —

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 146-ФЗ)

Комментарий к статье.

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации (юридическому лицу) документированной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы и (или) касающейся ее прав и обязанностей.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также некоторыми другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регулирует также порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации (ст. 8) на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 3).

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20).

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Информация по запросам граждан и организаций предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно). Оператор персональных данных (владелец документированной информации о физических лицах) обязан предоставить информацию бесплатно по требованию граждан, которых она касается.

Наряду с указанными федеральными законами обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также некоторыми другими законами. Так, например, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. ст. 8, 10).

Соответствующую информации о своей деятельности, касающейся граждан и (или) организаций, могут предоставлять им по запросу органы государственной власти, органы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и суды (в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации»).

2. Диспозиция комментируемой статьи такова, что данное административное правонарушение может быть совершено как в форме бездействия (например, когда должностное лицо в ответ на обращение не предпринимает каких-либо действий, направленных на получение информации определенным гражданином или организацией, — просто отказывает выдать запрашиваемую информацию или не предоставляет копию требуемого документа), так и в форме действия (например, когда информация предоставляется несвоевременно или предоставляется заведомо недостоверная информация).

Неправомерный отказ в предоставлении информации может быть как в устной форме, так и в виде письменного ответа на запрос, как без каких-либо обоснований, так и со ссылками на необходимость обеспечения охраны государственной или коммерческой тайны, тайны следствия и т.п.

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления информации по запросу (заявлению) гражданина или организации (юридического лица). Предоставление запрашиваемой информации после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Под предоставлением заведомо недостоверной информации понимается сообщение сведений или выдача документальных, материалов (копий, справок и т.п.), не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными.

Отказ в предоставлении информации в ходе рассмотрения гражданского, административного или уголовного дела (например, в предоставлении возможности ознакомления с материалами дела или снятия копий документов) не может квалифицироваться по данной статье. Эти отношения регулируются соответствующим процессуальным законодательством, а неправомерные действия (бездействие) следователей или судей (например, отказ в удовлетворении ходатайства о предоставлении информации, об ознакомлении с материалами дела), нарушающие право истцов (заявителей), ответчиков, обвиняемых, подсудимых и т.п., квалифицируются как нарушения норм процессуального права.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (бездействия).

3. Субъект данного правонарушения — специальный: должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина, права и обязанности организации (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Это должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, прокуратуры, следственного комитета, полиции, судьи и др.

Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данное правонарушение очень важно четко отграничивать от состава преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ с точно таким же названием. Поскольку три из четырех элементов состава практически одинаковы, разграничение следует проводить по объективной стороне, прежде всего по последствиям правонарушающих деяний. Для состава преступления необходимо, чтобы подобные «деяния причинили вред правам и законным интересам граждан». Такая формулировка уголовно-правовых последствий представляется нечеткой и некорректной, поскольку неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, образующий состав административного правонарушения, тоже причиняет вред его праву на получение информации.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовер… 1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъект… 120 3-21-2019 Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, перед… Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — влекут наложение административного штра… 87 3-21-2019 Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрация… Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российск… 108 3-21-2019 Статья 5.33. Невыполнение соглашения Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение администра… 116 3-21-2019

_______________________________ (полное или сокращенное адресата,
куда направляется адвокатский запрос) _______________________________ (почтовый адрес адресата)
от адвоката Васильева Алексея Львовича
регистрационный номер 77/12611,
адрес: 115533, г.Москва, ул.Нагатинская, д.6
Адвокатская контора №158,
тел.8-903-540-83-43
АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС № __
В связи с заключением Соглашения об оказании юридической помощи №___ от _____ (дата), руководствуясь п.1 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях оказания квалифицированной юридической помощи (подозреваемому, истцу, ответчику фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица) по делу № ___ (конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении) в таком то суде (указывается наименование суда) прошу для приобщения к материалам указанного дела предоставить _____ (запрашиваемые сведения, справку, характеристику и т.д.) Ответ прошу передать (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать на руки). Предупреждаю: В соответствии со ст.5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей. Приложение:_________
Адвокат (подпись) А.Л.Васильев
_____ (дата)

Под «адвокатским запросом» понимают направление письменного обращения в различные органы и организации. Это могут быть органы власти, местного самоуправления, общественные организации, прочее. Данный запрос отсылается с целью получения информации, которая нужна специалистам для оказания юридической помощи.

На запросы подобного вида отправляются сведения в виде справок, выписок, характеристик, документов, отдельных предметов, фото -, видео -, аудиоматериалов и прочее.

Срок ответа нотариуса на адвокатский запрос

Адвокаты, занимающиеся делами физических и юридических лиц, имеют право направлять запросы и получать информацию по делу, которое представлено им для рассмотрения (п. 1 ч. 3 ст. 6 «Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Данные сведения они могут получить в виде справок, выписок, документов, представленных органами государственной власти, администрациями населенных пунктов, общественными организациями в соответствии со статьей 6.1 ФЗ.

Ответ на адвокатский запрос должен быть направлен соответствующими органами и организациями в срок, не превышающий один месяц со дня получения документа. Документы, а также копии, заверенные нотариально, должны отправляться по адресу, указанному в запросе.

Иногда для сбора информации по запросу может понадобиться больше времени, чем установленный законом срок. В таком случае выделяется дополнительное время в один месяц. Адвокат, направивший запрос, должен быть извещен о сложившей ситуации и продлении срока подготовки документов.

В Федеральном законе от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорится о том, что адвокат имеет право собирать информацию, которая необходима ему для юридической консультации и помощи клиентам.

Он может запрашивать сведения в органах государственной власти и администрации населенных пунктов, в общественных организациях различной направленности. Ответ обычно представляется в виде справок, характеристик, выписок и т. д.

Данные ответы должны быть направлены адвокату в срок, не превышающий 1 месяц со дня поступления адвокатского запроса (пп. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Кто относится к наследникам третьей очереди?

Имеют ли внуки право на наследство,

Требования к содержанию адвокатского запроса

Адвокатский запрос должен содержать следующую информацию:

  • название органа государственной власти, местного самоуправления, общественной организации, куда отправляется данный запрос;
  • полный адрес органа или организации по месту направления запроса;
  • личные данные адвоката;
  • личный номер регистрации адвоката в государственном реестре адвокатов субъекта РФ;
  • данные о соглашении, подписанном адвокатом и клиентом, об ордере или доверенности (номер документа, дата его выдачи и дата подписания соглашения);
  • название адвокатского образования, в котором данный специалист занимается своей профессиональной деятельностью;
  • данные о почтовом адресе, электронной почте, номерах телефона и факса специалиста, направляющего адвокатский запрос;
  • название документа (адвокатский запрос);
  • номер запроса, внесенный в журнал регистрации всех запросов, направляемых адвокатом;
  • ссылка на нормы Федерального закона, на основании которого адвокат направляет данный запрос (записывается в преамбуле документа);
  • личные данные физического лица или название юридического лица, в отношении которых посылается данный адвокатский запрос;
  • процессуальное положение лица, по поводу которого направляется запрос, номер дела, находящегося в процессе рассмотрения (если адвокат принимает участие в деле, рассматриваемом в конституционном, гражданском, административном, уголовном или арбитражном суде);
  • какие именно сведения хочет получить адвокат — справки, выписки, характеристики, прочее;
  • каким способом адвокат хочет получить требуемую информацию (по почте, по факсу, на электронный адрес, лично в руки, прочее);
  • список документов, отправляемых вместе с адвокатским запросом (если таковые были приложены к запросу);
  • дата, когда была осуществлена регистрация запроса;
  • фамилия и инициалы, а также подпись адвоката.

Образец адвокатского запроса здесь.

Ответственность нотариуса за отказ от предоставления информации адвокату

В том случае, если адвокат получает отказ в выдаче сведений, затребованных в адвокатском запросе, по отношению к должностным лицам, которые не отвечают на запрос, предусмотрены штрафные санкции. Их размер составляет от 1 до 3 тысяч рублей. В Законе №160-ФЗ от 2.06.2016 года был дополнен абзац первый статьи 5.39 КоАП.

Предлагаем вашему вниманию содержание статьи 5.39 «Отказ в предоставлении информации» Закона №160-ФЗ от 2.06.2016 года.

В данной статье говорится о том, что за незаконный отказ в предоставлении адвокату или любому гражданину, имеющему законное право получить данную информацию, или, если информация не предоставлена в установленные законом сроки, а также за предоставление заранее неправдивых сведений, налагается административный штраф. Его оплачивают должностные лица. Размер штрафа равен 1-3 тысячам рублей.

Была ли Запись полезна? 7 из 10 читателей считают Запись полезной.

16 марта 2017 г. 15:30

Суд не стал рассматривать жалобу адвоката на то, что правоприменители могут решать, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания помощи

Анализируя определение Конституционного Суда РФ, эксперты указали, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, в праве на получение информации они приравнены к обычным гражданам, а следовательно, их право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, является в большей степени декларативным.

Адвокат Михаил Мошкин обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положением подп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающего право адвоката на сбор необходимых для оказания юридической помощи сведений, в том числе путем направления адвокатского запроса, во взаимосвязи с положением п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, согласно которому основанием для удовлетворения требований о признании незаконными оспариваемых решений лица, наделенного государственными полномочиями, является признание их судом нарушающими права административного истца.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы дают правоприменителям возможность по своему усмотрению определять, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания юридической помощи.

Поводом для обращения с жалобой стала следующая ситуация. Адвокат, представляя интересы некоммерческого садового товарищества, в связи с подготовкой документов для обращения в суд направил в местную администрацию адвокатский запрос о предоставлении заверенной копии решения о выделении в 1991 г. земельного участка, принадлежащего другому лицу. Но в предоставлении документа было отказано.

При попытке оспорить отказ суды общей юрисдикции признали действия должностного лица местной администрации законными. Суды установили, что запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа и не может быть предоставлена по запросу адвоката, не имеющего доверенности от правообладателя, в то же время копия истребуемого документа имеется в распоряжении административного истца. В связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии нарушения прав адвоката.

Рассмотрев представленные материалы, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. В опубликованном 13 марта Определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО КС РФ указал следующее. В соответствии с Конституцией РФ любая информация, затрагивающая права и свободы граждан, должна быть доступна им при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус для нее. При этом допускается возможность установления в отношении той или иной информации режима ограничения свободного доступа (Определения от 12 мая 2003 г. № 173-О, от 29 января 2009 г. № 3-О-О и др.). Однако это не лишает адвоката возможности при рассмотрении судом конкретного дела с участием его доверителя обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию (Определение от 29 сентября 2011 г. № 1063-О-О).

«Оспариваемые законоположения, устанавливающие право адвоката на сбор информации, необходимой для оказания юридической помощи, и гарантии обеспечения им судебной защиты данного права согласуются с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, – подчеркивается в Определении № 244-ОО. – Оценка же того, того, был ли установлен режим ограниченного доступа к запрашиваемым сведениям и нарушены ли права адвоката отказом в предоставлении ему информации, как связанная с установлением фактических обстоятельств дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации».

Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн, проанализировав это определение КС РФ, обратил внимание на то, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, их предназначение в судопроизводстве и роль в обществе, их право на получение информации приравнено к праву обычных граждан.

«Нет необходимости в обосновании тезиса о том, что адвокат как защитник и представитель в различных видах судопроизводства, как профессиональный участник состязательного процесса должен иметь более широкий и гарантированный доступ к информации для оказания квалифицированной юридической помощи, чем обыкновенный гражданин», – указал он. Соответственно, должна быть предусмотрена и повышенная ответственность адвоката за неправомерный доступ к информации или ее неправомерное распространение, однако это потребует пересмотра всего комплекса отношений, связанных с защитой информации, отметил Евгений Рубинштейн.

«Судя по последним изменениям в Закон об адвокатуре, а именно исходя из анализа пункта 6 статьи 6.1, законодатель в настоящее время не только не готов к обсуждению этого вопроса, но и не видит в нем никакой актуальности», – заключил советник ФПА РФ.

Член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин добавил, что ранее уже высказывал сомнения относительно возможностей получения большого количества информации по адвокатским запросам в связи с существованием законодательного положения о том, что в случаях, если адвокат запрашивает сведения, в отношении которых установлен режим ограниченного доступа, то рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными законодательством для соответствующей категории сведений.

«По адвокатскому запросу невозможно получить данные о состоянии здоровья своего подзащитного или иных лиц, данные о телефонных соединениях и месте нахождения абонента в момент соединения, сведения о банковских счетах физических и юридических лиц и некоторую другую информацию», – пояснил он.

Борис Золотухин подчеркнул, что именно такую позицию и обозначил Конституционный Суд РФ, указав, что «…любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты» и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.

«Считаю, что это определение подтвердило мой вывод о том, что сбор адвокатом сведений в пользу доверителя – в большей степени декларация, чем реализация права на защиту», – резюмировал эксперт.

Поделиться Прямая ссылка на материал: Поделиться: Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *