Содержание
- Компания и кампания — в чем разница?
- Кампания или компания — как запомнить? Есть ли проверочное слово?
- Рекламная кампания, избирательная кампания — в каких случаях пишется «а»
- Компания друзей, коммерческая компания — в каких случаях пишется «о»
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
- Как неправильного писать
- Значение: «компания» и «кампания»
- Примеры предложений со словами «кампания»
Компания и кампания — в чем разница?
Компания и кампания — два существительных, которые в русском языке часто путают. Это слова-омофоны, они одинаково звучат, но пишутся по-разному и означают разные вещи. Какой вариант употреблять — зависит от значения и от контекста.
-
Компания — это группа людей, сообщество или фирма.
Компания друзей.
Собраться большой компанией.
Компания «Газпром». -
Кампания — это комплекс мероприятий, событий или совокупность военных операций.
Рекламная кампания.
Предвыборная кампания.
Военная кампания 1812 года.
Кампания или компания — как запомнить? Есть ли проверочное слово?
Путаница вызвана безударной гласной — а или о. А поскольку оба слова — иностранного происхождения, в русском языке нет проверочных слов, чтобы сделать сомнительную букву ударной и устранить сомнения.
У англичан с этим проще — слова company и campaign отличаются и написанием, и произношением.
-
Слово компания происходит от латинского compania. Буквально это означает «те, кто вместе ест хлеб», «сотрапезники» — от латинского panis, хлеб.
-
А вот слово кампания образовано от латинского campus — «поле», в том числе поле боя.
Итак, проверочного слова в русском языке нет, но вы можете придумать и запомнить подходящее предложение:
Компания «Орбит» проводит рекламную кампанию в Англии.
Рекламная кампания, избирательная кампания — в каких случаях пишется «а»
-
Рекламная кампания
-
Предвыборная кампания
-
Избирательная кампания
-
Приемная кампания в вузах
-
Посевная кампания
-
Кампания в защиту животных
Буква «а» пишется и в производных словах. Например, кампанейщина — бессистемная, авральная работа с целью угодить начальству.
Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской.
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)
Началась широкая кампания по разоблачению космополитов во всех областях искусства и науки, и Мандельштама объявили антипатриотом.
Василий Гроссман. «Все течет» (1955-1963)
Delivery Club уже не первый раз проводит громкие рекламные кампании.
Delivery Club перешел на личности // «Коммерсант» (2019)
Компания друзей, коммерческая компания — в каких случаях пишется «о»
-
Коммерческая компания
-
Авиакомпания
-
Консалтинговая компания
-
Страховая компания
-
Компания приятелей
-
Компания девушек
-
Веселая компания
-
За компанию с кем-то
-
Кают-компания
Буква «о» пишется и в производных слова. Например, компанейский — то есть любящий компанию, коллективист.
В 1867 году пароходная компания владела двенадцатью судами, из которых восемь было колесных и четыре винтовых.
Жюль Верн. «Двадцать тысяч лье под водой» (1869-1870)
Надя рассказала ей о компании, где она познакомилась с этим Ломовым.
Василий Гроссман. «Жизнь и судьба» (1960)
Гендиректор PSA Карлос Таварес с гордостью заявил, что его компания стала второй среди автогигантов по рентабельности.
«Кто встанет у руля нового автогиганта» // «Ведомости» (2019)
Вот вы видите слово «кампания», написанное через «а». Скажите, в нём есть ошибка? Мы знаем людей, которые уверены, что данное слово всегда пишется через «о» и другого варианта написания не существует. Скажем просто: это не так.
Есть два разных слова: компания и кампания — имеющих разные значения, от которых, собственно, и зависит выбор гласной.
Чем кОмпания отличается от кАмпании? И существует ли вообще второе слово…
Компания (от французского compagnie) — это…
общество или группа людей, объединённых чем-либо;
торговое или промышленное предприятие, организация, объединение предпринимателей.
Кампания (от французского campagne)— это…
совокупность военных операций, объединённых общей стратегической целью и проводимых в определённый период времени;
совокупность мероприятий, работа, проводимая в определённый период для осуществления какой-либо важной общественно-политической или хозяйственной задачи;
цикл непрерывного действия каких-либо механизмов;
период непрерывного плавания или операций военно-морского флота (устаревшее).
Таким образом, мы видим, что «компания» и «кампания» являются омофонами, то есть звучат одинаково, но пишутся по-разному, а также имеют разные значения.
В русский язык оба слова пришли из французского, но если копнуть чуть глубже, узнаём кое-что интересное. Латинское compania, образованное от panis (хлеб), дословно переводится как «сохлебники», в древние времена так называли людей, разделяющих друг с другом трапезу. А сесть за один стол с человеком означало стать ему близким другом.
А вот латинское campania образовано от campus (поле), поэтому в его значение первоначально входили такие понятия как работа в поле, поле боя, поход.
Современные значения рассматриваемых слов несколько изменились, но сохранилось принципиальное различие: компания — это о людях, кампания — это о действиях.
Поэтому понять и запомнить становится очень просто: компания может провести кампанию, а кампания провести компанию — нет.
Компания проводит кампанию
Примеры:
Компания друзей, составить кому-либо компанию, тёплая компания, торговая компания, крупная компания, заключение договора с компанией.
Военная кампания, рекламная кампания, избирательная кампания, вести кампанию, предвыборная кампания, пропагандистская кампания.
Задаетесь вопросом: «рекламная кампания» или «компания», как правильно? Если мы обратимся к толковым словарям русского языка, то увидим разницу между этими словами. Разберемся по порядку.
Языковая норма требует при прилагательном «рекламная» употреблять существительное с гласной «а» – кампания.
Какое правило применяется
Через «о» пишется существительное, имеющее значение «организация, предприятие» или «группа людей». Через «а» пишется лексема, которая имеет значение «совокупность мероприятий».
В обоих случаях проверить себя можно, заменив сомнительное слово синонимом.
Важно отметить, что данное прилагательное может сочетаться с существительным, написанным через «о». Это происходит в том случае, если автор имеет в виду «фирму, занимающуюся рекламой».
Примеры предложений
- Каждый раз перед выборами разворачивается масштабная рекламная кампания.
- Старт рекламной кампании пришелся на конец текущего года.
Проверь себя: «Праобраз» или «прообраз» как пишется?
Как неправильно писать
В данном контексте недопустимо писать существительное через гласную «о» – компания.
В Сети нередко вспыхивают дискуссии, как корректно писать — «компания» или «кампания». В русском языке употребляются оба слова, но они имеют разные значения. По сути, это омонимы — термины, имеющие одинаковое произношение, но индивидуальные подходы к написанию. Ниже рассмотрим особенности и значение каждого варианта и закрепим тему примерами.
Оба слова «компания» и «кампания» употребляются при написании, но в разных значениях. В первом случае речь идет об организации, группе друзей или сообществе, а во втором — о группе событий или мероприятий. С учетом этого фактора принимается решение, что писать в первом слоге — «а» или «о».
Как неправильного писать
Ошибка в написании возникает в том случае, если человек неправильно интерпретирует термин. К примеру, в предложении со словом «кампания» можно сделать ошибку и написать «компания» или наоборот. Иные случаи ошибочного применения происходят редко.
Ошибки в написании связаны с тем, что буква «а» и «о» в первом слоге находятся без ударения. Кроме того, оба слова имеют зарубежное происхождение и в русском языке не имеют проверочных вариантов. В английском проще, ведь здесь имеется проверка — «компании» или «кампейн».
Слово «компания» произошло от латинского «compania». В переводе оно означает — «те, кто вместе ест хлеб» или «сотрапезники». В случае с «кампанией» источником является «campus», что в переводе означает «поле боя».
Значение: «компания» и «кампания»
Во избежание ошибок необходимо знать не только источник происхождения (указан выше), но и его значение в русском языке.
«Компания» имеет следующие пояснения:
- группа лиц, которые вместе проводят время;
- торговая или промышленная организация, фирма.
«Кампания» употребляется немного в ином значении:
- группа военных операций, имеющих общую стратегическую цель;
- период нахождения в море для выполнения определенной миссии;
- действия, направленные для решения конкретной задачи (хозяйственной, общественной, рекламной и т. д.).
Зная особенности каждого из терминов трудно ошибиться в особенностях их применения.
Для закрепления материала приведем несколько примеров употребления рассматриваемого термина. Варианты:
- «У нас дружная компания, поэтому праздники и важные события мы всегда встречаем вместе».
- «Компания «Прогресс» предоставляет комплекс услуг по изготовлению, монтажу и обслуживанию пластиковых окон».
- «Наша компания рыболовов знает секреты и особенности «тихой охоты», что позволяет всегда приносить крупный улов».
Примеры предложений со словами «кампания»
Для сравнения рассмотрим примеры употребления слов, которые пишутся через букву «а». Выделим разные варианты:
- «Предвыборная кампания стартовала месяц назад и закончится ориентировочно к 30 сентября».
- «Оздоровительная кампания медицинского центра позволяет восстановить здоровье и набраться сил на будущее».
- «Через неделю начинается посевная кампания, на которую выделяется не больше трех месяцев».
Проверь себя! Как правильно писать едешь или едишь?
Понимание сути терминов «компания» и «кампания» исключают ошибки в их написании. Оба слова имеют разные значения, поэтому допускается применение «а» и «о» в первом слоге. Искать проверочное слово бесполезно, ведь оба определения имеют иностранное происхождение. Единственный выход — запомнить правила применения и использовать слова в правильном значении.
«Кампания» и «компания» — это омофоны, т.е. слова, которые звучат одинаково, но при этом имеют разные значения и пишутся по разному. Чтобы не ошибиться в написании, нужно правильно определить значение слова.
Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук) слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). О. могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем (См. Фонема) совпадать при произношении в одном варианте. Например, одинаковое звучание в русском языке слов «дог» и «док», «груздь» и «грусть», «пруд» и «прут» вызвано тем, что русскому языку свойственно оглушение звонких согласных на конце слов и перед последующим глухим согласным. В др. языках (французском, английском, китайском и прочих) О. также возникают в результате звукового совпадения разных по происхождению слов, сохраняющих традиционное написание.
Отличие СИНОНИМОВ от ОМОФОНОВ существенное: СИНОНИМЫ пишутся и произносятся по разному, но имеют одинаковые или близкие значения, а ОМОФОНЫ (греч. ὁμός «одинаковый» + φωνή «звук»), фонети́ческая двусмысленность в языкознании — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному и имеют разное значение. А также в языкознании есть слова ОМОНИМЫ (от греч. homos «одинаковый» и onyma «имя») — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. Термин введён Аристотелем. Омоним — слово, совпадающее с другим по звучанию, но полностью расходящееся с ним по значению, а также по системе форм или составу гнезда.
Слово «кампания» это некие действие, имеющие общую цель, употребляется в значении «мероприятие, событие» при описании масштабных действий. Правильное написание этого слова через «а».
Например:
• политическая кампания (цепочка мероприятий, призванная добиться неких политических целей),
• предвыборная кампания — избирательная кампания, предвыборная агитация (цепь мероприятий по выдвижению кандидата — комплекс мероприятий, связанных с выборами представителей власти),
• рекламная кампания (цепь мероприятий по рекламному продвижению),
• военная кампания (крупные военные действия с общей стратегической целью),
• приёмная кампания (период, когда вузы принимают документы абитуриентов).
Слово «компания» обозначает в первую очередь группу людей.
Слово «компания» образовалось от латинского слова «сообщество». Если вы говорите о сообществе людей (компания друзей) или, например, об организации (компания «Название»), то правильно писать это слово через «о».
Примеры:
• компания друзей,
• нефтяная компания,
• компания «Ромашка» (бизнес организация),
• рекламная компания (конкретная фирма, которая занимается предоставлением рекламных услуг)