Причина распада римской империи


1620 лет назад, 17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.
На пути к разделу
В III-IV вв. Римская империя находилась в глубоком упадке. Военно-политическая элита деградировала, погрязла в гедонизме. Империю потрясали междоусобные, гражданские войны, вторжения «варваров». Период внешней экспансии, который давал Риму приток золота, другой добычи и рабов, подошел к концу. Паразитировать на других народах уже не получалось. В Центральной и Восточной Европе отпор римлянам давали предки современных немцев и славян. Вторжения хозяев причерноморских степей – скифов и сарматов (прямых предков русских), всадников одетых в броню и пронзавших противников длинными копьями, поставили Рим на грань военного поражения. Многие города были обращены в руины. На Ближнем Востоке римлян остановила Персия.
Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис. В этом отношении нынешняя европейская цивилизация похожа на павшую Римскую империю. Чтобы сохранить военную мощь пришлось отдать военное дело «варварам». Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами. Целые племена селились в пограничных провинциях, а их вожди клялись защищать Рим. В итоге одни римские «варвары» воевали с другими «варварами». Приближался момент, когда сильные и жизнестойкие племена займут «экологическую нишу» выродившихся римлян.
Военный, социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы постепенно уступали место молодому христианству. Само христианство уже тогда не было единым и делилось на ряд враждующих течений. Императорская власть нуждалась в поддержке народа и бога (богов), в которых верили люди. Императоры выбирали между Митрой (Солнцем), который был популярен на Востоке, Юпитером и Христом. В итоге выбрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику Диоклетиана Константину (306 — 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам.
В начале IV столетия Константин Великий признал христианство, его перестали преследовать. Константин также в 325 году созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» — изложение основ христианства, что унифицировало религию. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией. Теперь уже христианство преследовало своих противников, в том числе «еретические» христианские ветви. Христианство из гонимого учения трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Центром новой идеологии стала новая столица империи – Константинополь.

Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.
Раздел империи
Ещё Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами, которые имели младших соправителей — цезарей. Диоклетиан хотел, чтобы после 20-летнего правления августы уходили в отставку, а их заменяли цезари, которым на смену придут новые цезари. Однако система была неустойчивой и привела к междоусобной войне, между претендентами на императорский престол. В войне победил Константин. В правление Константина могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Но уже его сыновья развязали новую междоусобную войну. В итоге два брата погибли, победил Констанций, который правил до 361 года. Констанций был сторонником арианства. Ариане считали, что Христос не равен Богу-Отцу. Никониане подвергались гонениям.
Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. Констанций решая проблему престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене. Юлиан успешно противостоял германцам в Галлии и был любим войсками. В 360 г. Констанций проводил подготовку к персидскому походу и потребовал от Юлиана прислать лучшие легионы на Восток. Войска отказались и подняли мятеж. Император, занятый войной с персами, не смог его подавить. Юлиан занял проходы в Альпах, Иллирию, Паннонию и Италию. Приближалась новая большая междоусобная война. Неожиданная смерть Констанция спасла империю от войны. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник Констанция.
Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб при странных обстоятельствах во время Персидского похода.
Трон занял бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрали августом солдаты. Но также правил недолго и умер в 364 г. при так и не до конца выясненных обстоятельствах. Императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию армии утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валент правил на Востоке. Валентиан оставил за собой западную часть империи, ему наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно войска провозгласили августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После гибели Валента, который пал в Адрианопольской битве в 378 году, Грациан утвердил на должности августа Феодосия, которому передали в управление восточную часть империи.

Феодосий смог остановить наступление готов и оттеснить их к Дунаю. Договор с готами об охране границ был восстановлен. «Варвары» поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария). Феодосий проявил себя как хороший полководец и разбил арабов. Ряд арабских племен поселили в Сирии в качестве федератов. Они стали охранять границы государства. С персами удалось сохранять хорошие отношения. В Персидской державе в этот период шла борьба за власть, и Феодосию удавалось сохранять хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими владыками. По Армении, которая была «яблоком раздора» между двумя великими державами, было заключено соглашение о разделе сфер влияния.
В это время началась очередная смута в западной части Римской империи. Полководец Магн Максим в Британии был провозглашен солдатами императором. Часть Германской армии также перешла на его сторону. Вскоре Грациана предала и оставшаяся часть армии, его убили. Власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. В 387 году Максим решил стать единственным императором и ввел войска в Италию. Валентиниан попросил покровительство у Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. Началась новая война между западной и восточной частями империи. В 388 г. соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима. Максим погиб.
Вскоре на западе произошел новый государственный переворот. Император Валентиниан и его главнокомандующий войсками Арбогаст поссорились. Валентиниана убили. На престол Арбогаст возвел своего ставленника Евгения. Феодосий отказался признавать законность переворота, началась новая война. 6 сентября 394 года в битве на реке Фригид в предгорьях восточных Альп войско Арбогаста потерпело поражение. Евгения убили, Арбогаст покончил с собой.
Таким образом, Феодосий на несколько месяцев стал фактическим правителем единой Римской империи. Однако единой империя оставалась недолго. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался. Перед смертью он разделил Римскую империю. Сына Гонория он посадил в Риме, а Аркадий правил во время его отсутствия в Константинополе.
После этого две части империи больше никогда не объединялись под единым руководством. Рим быстрыми темпами шел к своему закату. Уже в 401 году снова поднялись готы. Они избрали военным вождем Алариха и двинулись на Рим. Римский командующий и опекун Гонория Стилихон, который также был «варваром», выслужившимся в римской армии, да и его армия по большей части состояла из таких же «варваров», для защиты Рима вызвал легионы Германской армии. Первый натиск готов отразили. Но на севере германцы воспользовались уходом римских войск и ворвались в Галлию. Вся Галлия пылала. В 405 г. Стилихон отразил вторжение «варварской» армии Радагайса (Радагаста). Однако Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом, попытке дворцового переворота и убили. В 410 году готы Алариха взяли Рим. «Вечный город» был взят врагами впервые за 800 лет (со времен нападения галлов в IV веке до н. э.).

Вторжение гуннов подписало смертный приговор Римской империи. Через Галлию сплошным потом шли племена, уходившие от гуннов. Племя вандалов-венедов занесло даже в Северную Африку, где они основали свое государство. «Последний римлянин» Флавий Аэций в битве на Каталаунских полях в 451 году смог остановить орды Атиллы. Однако лучшего дипломата и полководца, спасителя Рима уже в 454 году убили по приказу императора Валентиниана. В 455 году в Рим ворвались вандалы. Город подвергли страшному разгрому. После их ухода в Италии хозяйничали вожди наемников, которые возводили на престол и свергали императоров. В остальных провинциях создавали свои государственные образования «варвары». В Восточной части империи правили свои императоры, которых судьба Рима особо не заботила. «Вечный город» надолго утратил свою славу.
Рим окончательно пал в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная часть Римской империи (Ромейская империя) просуществовала ещё почти тысячу лет и пала в 1453 г. под натиском новых «варваров» – османов.

В 395 году самая великая империя античного мира прекратила свое существование, окончательно распавшись на две части. Разберемся, как это случилось.

Предпосылки и причины распада Римской империи

В 3-4 веках нашей эры административно-политическая жизнь страны находилась в глубоком упадке. Империю вели к краху междоусобные и гражданские войны, а также участившиеся вторжения варварских племен, чинивших разгром имущества и истощавшие казну огромного государства.

Рис. 1. Карта Римской империи на пике могущества.

Из-за ослабевшей относительно внешних врагов армии, Рим больше не мог получать золото и рабов. Усиление скифов и сарматов, германских племен и различных кочевников повлекло за собой постоянные поражения римских войск в борьбе с ними.

Деградировало и общество. Военная служба перестала быть популярной, а государство все чаще прибегало к помощи наемников. Коренные римляне, получив от жизни деньги и рабов, теряли интерес к продолжению рода, купаясь в роскоши и не имея потребностей в чем-либо значимом. Это привело к вырождению нации и заполнению социальной ниши пришлыми подданными вместо коренных римлян. В политику стали приходить ставшие подданными империи варвары.

В северо-западной части империи все чаще стали селиться варвары, причем целыми племенами. Вожди таких племен приносили клятву защищать Рим от варваров по ту сторону границы империи.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Падение Римской империи
  • 2. Западная Римская империя
  • 3. Восстание Спартака в Древнем Риме
  • 4. Падение Западной Римскойй империи

В религиозной сфере в начале 4 века христианство становится официальной религией и постепенно вытесняет языческие культы. Христианство спасло восточную часть империи, мобилизовав общество и сохранив семейные устои.

В 325 году император Константин созвал в Никее первый церковный собор, на котором был утвержден «символ веры» – узаконены основы христианства. В конце 4 столетия император Феодосий признал никейскую ветвь этой религии государственной.

Рис. 2. Император Константин I Великий.

Причиной распада так же послужило то, что две части империи не были похожи друг на друга. В государстве не было единой системы денежного обращения. В западной половине государства популярностью пользовался динарий, в восточной – драхма. Официальным языком оставалась латынь, но в восточной части империи чаще говорили по-гречески. Совокупность всех вышеперечисленных причин и является ответом, почему распалась Римская империя.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную

Дата 17 января 395 года является знаковой для истории Земли, ведь многие историки связывают именно дату распада Римской империи с завершением античного периода. В этот день последний император единой империи Феодосий произвел ее раздел на две части, передав западную часть младшему сыну Гонорию, а восточную часть со столицей в Константинополе – Аркадию.

Рис. 3. Раздел Римской империи 395 год.

Благодаря христианской вере, единству общества и сохранившимся моральным устоям, а также менее привлекательным для варваров землям, Восточной империи удалось устоять во время Великого переселения народов.

Развал Западной части империи не заставил себя долго ждать. С нашествием вандалов, гуннов и готов от Западной империи откалывались все новые области – Северная Африка, Испания и другие. Участились набеги на Италию и даже столица была перенесена в Равенну.

В 476 году римский полководец-варвар Одоакр отстранил от власти императора Ромула Августа, объявив себя правителем Италии. Выступить против него было некому. Так закончилась история города Рима, как центра огромной и великой империи античного мира.

Что мы узнали?

Римская империя, как и все империи до нее и после, развалилась в силу внутренних причин. Их было достаточно много, чтобы некогда могучее государство не смогло выстоять против широкомасштабной внешней угрозы.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году произошел раздел Римской империи на две части?

    • В 177
    • В 241
    • В 305
    • В 395

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

ПОЧЕМУ РАЗРУШИЛАСЬ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ?
Почему разрушилась Римская империя? Эдуард Гиббон (1734-1794), в своей книге под названием «История упадка и разрушения Римской империи», очень обстоятельно отвечает на этот вопрос. Он выделяет пять основных тенденций в жизни римского общества, которые и привели к разрушению столь мощного древнего государства. Что же это за тенденции? И какого характера – социального, политического, экономического…? В своей работе Гиббон отвечает на этот вопрос, указывая на истинные причины развала Рима. Он подчеркивает, что Рим развалился прежде всего в результате внутреннего духовного разложения. Именно нравственный, духовный кризис общества и привел к печальному закату легендарное государство Рим.
Предлагаю вам на несколько минут окунуться в историю древнего Рима и вместе с Гиббоном поразмышлять о том, что же это за тенденции. Подумаем также о том, можно ли провести параллели между древней Римской империей и современным обществом. Итак:
1. Для жителей Римской империи было характерно растущее пристрастие к зрелищам, развлечениям, комфорту и роскоши. Благосостояние и личный покой – вот основные цели к которым стремились римляне.
2. Римляне неумеренно увлекались сексом и вели распущенный образ жизни.
3. Римская культура характеризовалась вымороченностью в искусстве – притворством вместо оригинальности, возбуждением вместо творческого вдохновения и т.д. Искусство находилось в упадке, музыка становилась грубой и шумной.
4. Среди римлян усиливалось желание жить за счет государства. Сам по себе никто не хотел работать.
5. В Римской империи сильно увеличился разрыв между очень богатыми и очень бедными.
Возможно вышеперечисленные черты римского общества показались вам поразительно знакомыми. Не удивляйтесь. Еще в древности мудрый Екклесиаст написал (Еккл. 1:9,10): «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но было уже в веках, бывших прежде нас». Вполне вероятно, что и в нашем современном обществе происходит нечто подобное – нравственное разложение, упадок морали и культуры, поклонение маммоне и кумирам.
В культуре Америки и Европы (да и не только) разрушается институт семьи. Предлагаются «нетрадиционные» и «альтернативные ориентации»… Американский писатель Питер Маршал предупреждает: «Когда семейная жизнь деградирует, не выживет ни одно общество. Во всех случаях отход от веры в семейные ценности быстро выливался в превышение смертности над рождаемостью и сопровождался тяжелыми кризисами самой цивилизации». Именно это и происходит в современной культуре.
Древний Рим погубили не внешние причины, вроде вторжения варваров. Как говорил «пророк современного образования», Ян Амос Коменский, «развитие приходит изнутри…». Но и самое сильное разрушение приходит изнутри, «извнутрь», по евангельскому выражению, из сердца, которое оторвалось от Бога. «Если ветвь оторвана от дерева, на ней не могут распуститься почки; если ручей отрезан от своего источника, он пересыхает…», — а это уже слова епископа-мученика Киприана.
Римляне же оторвались от главного Источника Жизни. Они понадеялись на свою мощь и авторитет. Они стали самоуверенными и надменными, и даже молились не истинному Богу, а «духу Рима и гению императора». Но ни «гений императора» ни «дух Рима» не спасли государство в день его гибели. 28 августа 476 года н.э., император Ромул Августул уступил престол Римской империи предводителю германских племен Одоакру. Рим пал… навсегда…
Френсис Шейфер (1912-1984), «миссионер среди интеллектуалов», как его называли, в своей работе «Как же нам теперь жить», подтверждает эту историческую правду. Вот, что он пишет: «Римская империя не обладала достаточно прочной внутренней, духовной основой. Варвары лишь довершили разрушение – и Рим превратился в руины». Далее он указывает на духовные причины развала Рима. «Культура и личность со слабой внутренней основой могут выдержать напряжение лишь пока оно не слишком велико… Но когда возникает повышенное давление, а достаточно прочного фундамента не обнаруживается, уничтожение их становится лишь вопросом времени и зачастую совсем недолгого… Римская империя контролировала огромные территории, обладая военной мощью. Дороги Рима пересекли всю Европу, Ближний Восток и Северную Африку…
Но Рим разлагался нравственно, изнутри. Его граждане все больше предавались жестокости и преувеличенной чувственности. Это особенно явно проступает в их безудержном распутстве. В Помпее (вспомните «Последний день Помпеи»), например, был очень силен культ фаллоса. Статуи и изображения преувеличенной сексуальности украшали дома наиболее богатых граждан… Сексуальные образы были представлены обильно и беззастенчиво».
Вы вновь узнаете современную культуру, телевидение, искусство, музыку? Не кажется ли вам, что современная культура с ее культом обнаженного тела совсем потеряла чувство стыда и совести? А ведь бесстыдство стоит на краю демонии. И даже Зигмунд Фрейд понимал, что «потеря чувства стыда является первым признаком слабоумия».
Демонизм подхлестывает угасающее воображение в современном искусстве. И, как выразился однажды Честертон, «нас окружают со всех сторон те самые симптомы, которые вызвали некогда праведный гнев флорентийца , — гедонисты устали от удовольствий больше, чем больные от боли, а искусство, исчерпав природу, обратилось к преступлению. Красота крови, поэзия убийства пленяют поэтов и художников, как в XV веке. Воображение иссякло, и люди переста¬ли видеть, что живой человек много интереснее мертвого». Анализируя разрушительные тенденции совре¬менного искусства, можно говорить о вывихах эстетического со¬знания, о культурной аномалии, о глубинном, еще не вышедшем наружу нравственном и духовном перерождении человека.
Знаменитый монах и первомученик Реформации, Джироламо Савонарола (1452-1498), находясь в 1482 году во Флоренции, оказался в эпицентре Возрождения. Но то, что он наблюдал вокруг, было не свободой духа, не прогрессом, а проявлением возрастающей суетности, приверженности к материальному, к чувственному и роскоши. Гедонизм (высшее благо — удовольствие) овладел сознанием флорентийцев. Еще в юношеских поэмах Савонаролы уже просматривалась характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Это было, фактически, возрождение язычества, оккультизма и разврата.
И Джироламо начал проповедовать в соборе, во Флоренции, призывая вернуться к чистой жизни раннего христианства. Когда в определенное время, в городе возникла смута, то в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция…
Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачались в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихала, банды бесчинствующих молодых людей превратились в священную милицию. Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек и вместо этого отпраздновали в 1496 религиозный карнавал… Но благодаря этим преобразованиям Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей и скандального поведения обитателей Ватикана.
Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа пригласил его в Рим в 1495 году. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. После некоторого перерыва он возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим. Его положение в городе и за его пределами стало ненадежным. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni, плаксы) и его противников (arrabbiatti, беснующиеся). В марте агенты рода Медичи спровоцировали беспорядки. В мае папа отлучил Савонаролу от церкви… Затем его убили…
Стивенсон приводит обращение Савонаролы к жителям Флоренции: «Послушайте меня! Или, вернее, послушайте слова, которые исходят от Бога. Я могу сказать только: «Покайтесь. Приходите, грешники, приходите, ибо Бог призывает вас… О, Флоренция, ты (как Вавилон) сидишь на реках своих грехов. Излей реку слез своих, чтобы очиститься в ней». Но жители Флоренции не вняли голосу пророка-обличителя… Более того – его уничтожили…
Не тоже самое происходит и в совремнном обществе? В мире культивируется так называемая Американская мечта, проповедующая благосостояние, чувственность и призывающая к постоянному умножению богатства и комфорта. Процветание – это идеал, говорят нам различного рода «эксперты» (к сожалению, в том числе и религиозные). Это жизнь, состоящая из вещей, вещей и еще большего количества вещей. Реклама мощно усиливает и навязывает эту идею с помощью информационных технологий. В соответствии с Американской мечтой, это и есть успех, измеряемый все выше поднимающимся уровнем материального изобилия. А как насчет интеллектуального, нравственного и духовного успеха? Что происходит при этом с душой человека?
Вы никогда не задумывались над тем, почему древнегреческий философ Сократ, «афинский босяк», как его называли, ничего не зная об учении Иисуса Христа, об этике Евангелия, мыслил очень высокими духовными категориями? Более того, его призыв к покаянию древних афинян можно перефразировать один к одному к современному обществу, включая нас – иммигрантов, осуетившихся и духовно охладевших… «Ничего не знал Сократ о Христе, в философской пребывал пустоте. Маску умника стыдился носить. И не жил, чтоб есть, а ел, чтобы жить… Удивительной души человек. До рождения Христа целый век. Понимал Сократ, живя без Него, что не знает ничего, ничего…», — поет Владимир Зыбкин.
Позвольте мне привести выдержки из «Апологии Сократа» — речи, с которой он обращался как к своим обвинителям, так и ко всем жителям Афин: «Если вы скажете, согласимся и отпустим тебя, с тем, однако, чтобы ты больше не занимался этим исследованием и оставил философию, а если еще раз будешь в этом уличен, то должен будешь умереть, — так вот, говорю я, если бы вы меня отпустили на этом условии, то я бы вам сказал:
«Желать вам всякого добра — я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, -не заботишься и не помышляешь?
И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего. Так я буду поступать со всяким, кого только встречу, с молодым и старым, с чужеземцами и с вами, с вами особенно, потому что вы мне ближе по крови. Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше…
Не шумите, мужи афиняне, исполните мою просьбу — не шуметь по поводу того, что я говорю, а слушайте; слушать вам будет полезно, как я думаю. Я намерен сказать вам и еще кое-что, от чего вы, наверное, пожелаете кричать, только вы никоим образом этого не делайте…. О мужи афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на в смерть, не проглядеть дара, который вы получили от Бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь…».
Вчитываясь в эти строки, начинаешь понимать, что и в наше время «Апология Сократа» не теряет своей актуальности. Анализируя духовный климат современного общества, Лео Ростен предупреждает: «Мы находимся в эпицентре шторма. Скорость ветра и сила этого шторма удивляет даже самых опытных наблюдателей. Как мне кажется, наш мир приходит не к совершеннолетию, а к завершению цикла и во многих важных отношениях возвращаетсятся к духу римского мира первого века. Поэтому век, век в который мы входим, будет, возможно…». Каким?
Арнольд Тойнби, в своей книге «Исследование истории» отмечает сходные «циклы подъема, развала и краха. Подобно империи Августа и Тиберия, имперская Америка может прийти к краху из-за «раскола в душе». И как не согласиться с Федором Тютчевым, который давно поэтически озвучил проблему человечества о которой мы размышляем: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует…». Но тоскует ли? Или, возможно, даже стоя на краю пропасти, не может смириться пред Богом и сказать от сердца, искренне раскаявшись: «Господи помилуй! Господи спаси!». «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3:9,10).

В 330 нашей эры император Константин перенес из Рима в Константинополь столицу империи, поскольку считал, что он сам и его преемники должны жить поблизости от важнейших экономических ресурсов империи. И хотя Галлия и некоторые другие западные провинции Римской Империи входили в ее состав вплоть до середины 5 в., после переноса столицы Константином Западная Римская империя по-сути перестала существовать.

В 395 году, после смерти Константина, власть перешла к двум его малолетним наследникам, назначенным Августами. На востоке это был Аркадий на западе Гонорий. Фактически проишло разделение империи на две части, собственно греческую (восток) и римскую (запад). И этим двум половинкам уже не суждено было соединиться. В римской имперская власть была еще около 60 лет, но управление было не в самом Риме, а в Равенне. После Гонория на престол взошел Валентиниан III (правил в 423—455), но история западного Рима в V в. измеряется уже не годами властвования правителей, а годами бедствий от вторжения варваров (германцев, галлов, вестготов, вандалов). Западная Римская империя прекратила свое существование 4 сентября 476 года.

После распада западной Римской империи на ее территории возникло несколько государств, которые по праву считали себя наследниками Рима. Прямым продолжением Рима на востоке можно считать Византийскую империю (византийский император Юстиниан хотя и захватил значительные части Западной Римской империи в середине VI в. н. э., но все-таки не смог их удержать).

Восточная Римская империя (Византия) просуществовала ещё примерно 10 веков вплоть до 1453 года, и распалась после нападения турок-османов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *