Приемный ребенок

Детям, которые оказались без родительской заботы, специальные уполномоченные органы могут назначать опекунов и попечителей согласно ст. 35 Гражданского кодекса РФ.

Именно эти представители обязаны защищать интересы и права ребенка, а также заниматься его воспитанием.

Но в чем же все-таки разница между опекуном и попечителем и есть ли она вообще?

Содержание

Когда можно стать опекуном/попечителем?

Ребенка можно взять на опеку или попечительство в случае, если:

  • У него нет одного или обоих родителей, а также усыновителей.
  • Родителей ребенка лишили родительских прав.
  • Родители злостно не выполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка, не защищают его права и интересы.

Опекунство чаще всего оформляют ближайшие родственники малолетнего ребенка в случае, если родители проходят длительное лечение или отправляются в продолжительную командировку.

Опекуны и попечители – это люди, граждане Российской Федерации, которые добровольно решили взять на себя обязанность по воспитанию ребенка. И за это они получают от государства материальную компенсацию.

Размер разовой выплаты в 2020 году составляет около 17 тысяч рублей. Также государством предусмотрены и другие виды помощи: ежемесячное пособие, вознаграждение опекуну/попечителю, региональные пособия.

Основные отличия в понятиях опекунства и попечительства

Эти виды семейного устройства отличаются между собой в зависимости от таких факторов, как:

  • возраст того ребенка, кого взяли на воспитание;
  • размер материальной помощи от государства;
  • ограничения в праве распоряжения материальной помощью ребенка;
  • права, обязанности опекуна и попечителя.

Основное отличие между опекой и попечительством в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун выступает в роли представителя подопечного во всех возможных инстанциях.

Распоряжение деньгами ребенка

И опекуну, и попечителю государство выплачивает материальное пособие. Однако право распоряжаться этим деньгами разное.

Так, опекун имеет право самостоятельно потратить деньги на нужды ребенка. То есть он сам распоряжается его деньгами. Единственное условие – он должен потратить все деньги до последней копейки на малыша.

А попечитель не получает деньги, он не распоряжается ими. Сам ребенок получает помощь от государства. Однако задача попечителя в этом случае – проконтролировать, чтобы его подопечный грамотно распорядился деньгами.

Также есть отличие в праве распоряжения имуществом ребенка. Так, если у него есть, к примеру, квартира, то для того чтобы ее поменять, продать и так дальше, опекун должен получить разрешение от органов опеки и попечительства.

В то же время попечитель не обращается в эту инстанцию. Он составляет доверенность на свою фамилию и заверяет ее у нотариуса.

Права и обязанности опекуна/попечителя

Чем еще отличается опекун от попечителя?

Опекун имеет право представлять интересы ребенка от своего имени. У попечителя таких прав нет.

К примеру, во время проведения судебного заседания, на нем может присутствовать только опекун, а в случае с попечительством – то обе стороны: и усыновитель, и ребенок, которого взяли на попечительство.

Знаете, чем еще отличается опека от попечительства? Статусом ребенка – его дееспособностью или недееспособностью.

Это значит, что ребенок до 14 лет является недееспособным, поэтому он и нуждается в опеке. А ребенок в возрасте от 14 до 18 лет уже является частично дееспособным, у него появляется частичное право совершать различные значимые действия.

Поэтому если человек в статусе опекуна помогал в воспитании малолетнего ребенка, то после того, как подопечному исполнится 14 лет, наставнику нужно поменять статус опекуна на попечителя.

Требования к попечителям и опекунам

Взять на опекунство или попечительство несовершеннолетнего ребенка может не каждый человек, а только тот, кто подпадает под следующие требования:

  • является совершеннолетним лицом (достиг возраста 18 лет);
  • является дееспособным лицом;
  • не был ранее лишен или ограничен в родительских правах;
  • не страдает алкоголизмом, наркоманией;
  • не был ранее отстранен от выполнения обязанностей опекуна (попечителя);
  • не имеет судимости, не преследуется законом;
  • прошел подготовку в школе для приемных родителей;
  • не состоит в браке, заключенном между лицами одного пола;
  • не страдает серьезными заболеваниями: туберкулезом, злокачественными опухолями, психическими расстройствами и др. (Со всем перечнем заболеваний можно ознакомиться в Постановлении № 117 от 14.02.2013 г. РФ).

Видео: Что такое опека и кто может стать опекуном

Важные моменты, которые учитываются при назначении опекунства/попечительства

Прежде чем назначить ребенку того человека, кто будет представлять его интересы, воспитывать его, органы опеки учитывают:

  • личные качества того лица, кто претендует стать опекуном/попечителем;
  • уровень его педагогической грамотности;
  • отношение между будущим опекуном и ребенком. Между ними должны быть дружеские, добрые, доверительные отношения;
  • желание ребенка.

Преимущественное право опекунства и попечительства имеют братья, сестры (совершеннолетние), а также бабушки, дедушки, родные тети и дяди.

Несмотря на то что в законодательстве РФ такие понятия, как опекунство и попечительство всегда идут рядом, все же разница между ними есть.

Опекун – лицо, которое полностью отвечает за ребенка, представляет его права от своего имени, то есть, выступает как бы в роли родителя.

В то время как попечитель лишь помогает несовершеннолетнему лицу, действует не от его имени, а вместе с ним.

Людям, желающим принять в семью несовершеннолетнего, важно знать, как оформить опекунство над ребенком. Процедура производится при участии органов опеки и попечительства (ООиП), которые предъявляют высокие требования к кандидатам в опекуны.

Рассмотрим, какие виды опекунства бывают, в чем их различия, требования к опекунам и пошаговый порядок оформления договора опеки или попечительства.

Виды опекунства над ребенком

При взятии в семью оставшегося без родительского попечения ребенка до 14 лет устанавливается опека, от 14 до 18 лет – попечительство. Принято использовать общую формулировку – «опекунство», — поэтому она будет использоваться далее. В обоих случаях особенности оформления и пошаговый алгоритм действий одинаков.

Опекунство бывает нескольких видов:

  • совместное, где на одного несовершеннолетнего назначается два опекуна;
  • предварительное;
  • временное;
  • полное.

Между ними существует масса различий, рассмотрим их подробно.

Совместное опекунство

Некоторые граждане ошибочно считают, что совместная опека назначается после развода, если родители несовершеннолетнего проживают раздельно. Это не так: бывшие супруги не вправе оформлять опеку над ребенком, т.к. уже и без этого имеют на него все права.

На самом деле совместное опекунство устанавливается по усмотрению ООиП.

Стандартно ребенку назначается один опекун, но госорган вправе назначить двух человек в нескольких ситуациях:

  1. Ребенок живет с одним опекуном, но у него есть имущество, находящееся в другом городе или стране. В этом случае второй гражданин может назначаться законным представителем, чтобы проводить сделки от имени несовершеннолетнего.
  2. Установлено, что наличие двух опекунов положительно скажется на состоянии и интересах несовершеннолетнего: например, если его забирают супруги, и с обоими у него сложились благоприятные отношения.

Вопрос об определении совместной опеки решается ООиП индивидуально в зависимости от обстоятельств. Чтобы ее установить, граждане подают общее заявление.

Предварительное опекунство

Особенности назначения предварительной (временной) опеки регламентируются ст. 12 ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ. Она производится, если ребенку срочно нужен временный представитель, если его отсутствие чревато помещением в детский дом.

Предварительное опекунство устанавливается на срок до 6 месяцев, при необходимости продлевается до 8 месяцев.

Обратите внимание! Преимущественным правом на опеку над ребенком пользуются родственники: бабушки, сестры, братья, дедушки, тети, дяди. Главное – достижение совершеннолетнего возраста и соответствие установленным требованиям.

Полное опекунство

Согласно ст. 145 СК РФ, полная опека определяется в отношении детей, оставшихся без попечения родителей по причине их смерти, лишения родительских прав. Представитель должен выполнять свои обязанности до достижения ребенком совершеннолетия.

Исключения – обязательства по сделкам: до 14 лет их совершает опекун, после сделки заключаются самим ребенком, но с согласия попечителя.

Различия между видами опеки

Рассмотрим, какие различия есть у разных видов опеки:

Условие Совместная Предварительная Полная
Количество опекунов Два и более Один
Срок действия Определяется ООиП или до совершеннолетия 6-8 месяцев С указанием сроков или до совершеннолетия
Льготы и пособия Предоставляются одному представителю или двум солидарно Не предусмотрены Предусмотрены

Особенности оформления опеки над ребенком

На начальном этапе опекунам предстоит пройти школу и медкомиссию. Курсы позволяют подготовить граждан к взаимодействию с ребенком, а свидетельство о прохождении понадобится для ООиП. Медицинское заключение нужно для исключения опасных заболеваний у претендента.

Разберемся, кто может оформить опеку над ребенком и на каких условиях.

Кто может стать опекуном ребенка?

Требования к опекунам устанавливаются ст. 146 СК РФ.

Оформить опекунство над ребенком вправе совершеннолетние граждане, соответствующие установленным критериям:

  • наличие жилплощади (необязательно в собственности);
  • отсутствие медицинских противопоказаний, инвалидности 1 группы;
  • прохождение школы подготовки опекунов;
  • наличие регулярного дохода;
  • отсутствие судимости.

Не могут обратиться для получения опеки над несовершеннолетним лица, лишенные родительских прав или отстраненные от опекунства ранее по их вине. Не заключается договор с гражданами, состоящими в однополом браке.

Можно ли оформить опекунство при живых родителях?

Опека при живых родителях оформляется в двух случаях:

  • они отсутствуют временно и дают согласие на установление добровольной опеки;
  • ребенок признан оставшимся без родительского попечения.

Если родители хотят оформить временную опеку над ребенком, они должны самостоятельно выбрать опекуна и обратиться в ООиП. Также заявление о согласии стать опекуном предоставляется самим претендентом.

Как оформить опекунство над ребенком: пошаговая инструкция

Процедура оформления постоянного попечительства и опекунства над несовершеннолетним, оставшимся без родителей, состоит из нескольких этапов:

  1. В течение 1 месяца после смерти матери и отца или лишения родительских прав ООиП ищут опекуна самостоятельно.
  2. Опекун подает заявление и документы, проходит медкомиссию в медицинском учреждении по месту регистрации, посещает школу опекунов.
  3. Получив медзаключение и свидетельство с учебных курсов, претендент предоставляет все в ООиП.
  4. Заявитель берет письменное согласие у всех членов семьи, проживающих с ним в одной квартире. Согласие оформляется нотариально или заполняется в присутствии работника ООиП.
  5. В течение 7 дней после получения полного комплекта документов сотрудники ООиП проводят проверку жилищных условий.
  6. Через 3 дня после проверки составляется акт, документы подаются руководителю ООиП для оформления решения о назначении опекуна.

В среднем процедура занимает 15-20 дней без учета времени обучения в школе приемных родителей.

Важно! При оформлении опекунства родственниками прохождение школы опекунов не требуется.

Опека над ребенком из детдома

Процедура выглядит иначе, если гражданин хочет взять под опеку ребенка из детского дома:

  1. Подается заявление о направлении в школу опекунов.
  2. Претендент проходит обучение, медкомиссию.
  3. Свидетельство и медсправки предоставляются в ООиП.
  4. Сотрудники госоргана проводят проверку условий проживания заявителя.
  5. Выдается заключение о возможности быть опекуном.
  6. Гражданин выбирает ребенка. Информацию о детях, нуждающихся в опеке, можно получить в ООиП, на специализированных сайтах.
  7. Заявитель встречается с ребенком на территории детского дома в присутствии работника ООиП. При необходимости организуется несколько встреч.
  8. По результатам встреч сотрудником ООиП оформляется акт. Решение об опеке принимается с учетом мнения ребенка до 10 лет. От детей старше 10 лет требуется согласие. На несовершеннолетнего предоставляются документы, в т.ч. и справки об имеющихся заболеваниях – претендента в опекуны обязаны уведомить об этом заблаговременно.
  9. Документы передаются руководителю ООиП, который принимает решение о назначении заявителя опекуном конкретного ребенка.

Рассмотрим практический пример:

Женщина обратилась в ООиП, желая стать опекуном ребенка из детского дома. Ей выдали направление для обучения в школе опекунов. Заявительница прошла курсы, медкомиссию и предоставила документы в ООиП. Впоследствии из базы данных выбран ребенок, женщина встретилась с ним. Встреча прошла хорошо, и несовершеннолетний дал согласие на установление опеки заявительницей.

Решение о назначении опекуна принято. С женщиной заключен договор полной опеки на возмездной основе, благодаря чему она смогла оформить пособия.

Документы для опекунства

При обращении в ООиП понадобится:

Название документа Где взять
Заявление Заполняется самостоятельно по установленной форме
Паспорт МФЦ, УВМ МВД
Справка о занимаемой должности и размере среднего заработка Организация-работодатель
Свидетельство о заключении брака Загс
Автобиография Принимается простая письменная форма
Свидетельство о прохождении курсов опекунов Школа опекунов, Соцзащита
Медзаключение Поликлиника по месту жительства
Письменное согласие родственников от 18 лет, проживающих с заявителем на одной жилплощади Оформляется у нотариуса или в присутствии ООиП
Справка об отсутствии судимости Отдел полиции по месту регистрации

Совет юриста: медзаключение действительно в течение 6 месяцев, справка с места работы – 1 год. Чтобы избежать истечения срока действия, рекомендуется оформлять опекунство максимально быстро. Пропустив сроки, придется получать документы заново.

Автобиография

Федеральным законодательством образец автобиографии не предусмотрен, но может устанавливаться региональными властями.

Обычно достаточно простой письменной формы, содержащей полные данные о будущем представителе:

  • Ф.И.О., дату рождения, адрес проживания, сведения из паспорта;
  • информация об обучении: даты начала и окончания учебы, наименование вуза, факультет, специальность;
  • сведения о работе: даты начала и окончания трудовых отношений, организации, должности;
  • личностные качества;
  • навыки, увлечения, способы организации досуга.

Преимуществом будет наличие педагогического образования: как показывает практика, педагогам ООиП одобряют опекунства более охотно.

Образец автобиографии для опеки:
alt: Образец автобиографии

Заявление опекуна

Заявление оформляется претендентом по форме, регламентируемой Приказом Министерства Просвещения от 10.01.2019 №4.

Какие данные понадобятся:

  • Ф.И.О., адрес проживания заявителя;
  • наименование ООиП, куда подаются документы;
  • гражданство, номер телефона, информация о судимостях;
  • Ф.И.О., даты рождения, даты начала проживания родственников в доме опекуна;
  • просьба о передаче конкретного ребенка под опеку с указанием его Ф.И.О., даты рождения;
  • дополнительная информация: навыки воспитания детей, профессиональная деятельность;
  • дата и подпись заявителя;
  • опись представленных документов.

Обратите внимание! Заявление на выдачу заключения о возможности быть опекуном ребенка из детского дома заполняется по аналогичной форме.

Образец заявления на опекунство над ребенком:
alt: Заявление о назначении опекуном

Заявление родителей о передаче несовершеннолетнего ребенка под опеку

Заявление заполняется родителями совместно, предоставляется в ООиП при наличии уважительных причин, по которым ребенку должен быть назначен опекун.

Документ содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес ООиП;
  • Ф.И.О., паспортные данные сторон;
  • номера телефонов;
  • Ф.И.О., дата рождения несовершеннолетнего;
  • Ф.И.О., дата рождения потенциального опекуна;
  • причины, по которым требуется временная опека;
  • срок опекунства;
  • подпись об уведомлении о лишении родительских прав при неисполнении обязательств перед сыном или дочерью;
  • подписи обеих сторон в конце.

Важно учитывать, что, помимо заявления от родителей, требуется заявление опекуна – оно оформляется по указанной выше форме.

Образец заявления родителей о передаче несовершеннолетнего ребенка под опеку:
alt: Заявление от родителей ребенка на временную опеку

Согласие родственников

Согласие подписывается в простой письменной форме, требуется от лиц от 18 лет с учетом мнения детей старше 10 лет.

Какие сведения указываются:

В конце ставятся подписи родственников.

Образец заявления о согласии родственников на опеку ребенка:
alt: Заявление о согласии членов семьи на прием ребенка в семью

Сроки оформления

Если гражданам не требуется обучение на курсах опекунов, все оформляется за 15-20 дней. Если же учеба нужна, процедура растянется на 1-2 месяца за счет времени, затраченного на занятия.

Как происходит обучение в школе опекунов?

Обучение проводится по программе, установленной Приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2012 №623. В ходе учебы потенциальным опекунам рассказывается о психологических особенностях взаимодействия с ребенком, оставшимся без родителей, правах и обязанностях представителей.

По окончании учебы граждане сдают экзамены и получают свидетельства, которые впоследствии предоставляются в ООиП.

Выплаты и льготы для опекунов несовершеннолетних

Представители несовершеннолетних могут оформить несколько пособий:

  • единовременное;
  • ежемесячное;
  • региональное;
  • пособие студентам-очникам, оставшимся без родителей;
  • пенсию по потере кормильца.

Про каждую выплату читайте подробно далее.

Единовременное пособие

Единовременные выплаты перечисляются опекунам разово при установлении опекунства в качестве материальной поддержки от государства. Размер составляет 17 479,73 руб. За детей-инвалидов платят больше – 133 559,36 руб.

Для оформления нужно обратиться в Соцзащиту с документами:

  • паспорт;
  • решение ООиП о назначении опеки;
  • банковские реквизиты для перечисления средств;
  • свидетельство о смерти родителей несовершеннолетнего, копия судебного решения о лишении родительских прав, решения о признании их безвестно пропавшими;
  • справка об инвалидности (для детей-инвалидов).

Если гражданин взял под опеку родственника, понадобятся документы, подтверждающие родственную связь.

Ежемесячное пособие

Пособия выплачиваются детям, но зачисляются на счет опекуна. Деньги могут тратиться только на несовершеннолетних.

Размер пособий зависит от региона. Все оформляется через Соцзащиту.

Выплаты студентам

Детям-сиротам, обучающимся на очной форме, выплачивается специальная стипендия. Размер устанавливается законодательными актами регионов, в среднем это 7 000- 10 000 руб. Студенты-заочники получать ее не могут.

Помимо этого, субъекты вправе назначать «подъемные» выплаты опекаемым детям перед выпуском из вузов. Все пособия оформляются через Соцзащиту или образовательное учреждение.

Пенсия по потере кормильца

Пенсия назначается ребенку, у которого умер один или оба родителя. При лишении родительских прав она не оформляется. Размер выплат составляет 5 034,25 руб. ежемесячно. При гибели одновременно матери и отца поступает 10 068,53 руб.

Пособие получают опекуны, но отчитываются о тратах перед ООиП. Есть другой вариант – открыть на имя несовершеннолетнего личный счет и перечислять выплаты туда.

Права и ответственность опекуна

Согласно ст. 148 СК РФ, опекун наделяется фактически теми же полномочиями, что и родитель:

  • воспитывать ребенка, заниматься духовным, психологическим, физическим развитием;
  • выбирать способы воспитания несовершеннолетнего с учетом мнения ООиП;
  • требовать возврата подопечного при незаконном удержании третьими лицами;
  • представлять интересы в бюджетных и частных организациях;
  • выбирать форму обучения, вуз или иное образовательное учреждение для опекаемого с учетом его мнения.

Что касается ответственности, то до достижения ребенком 14 лет ее полностью несет законный представитель. После 14 лет в зависимости от ситуации применяется солидарная ответственность.

Совет юриста: обязанности и права объясняются при обучении в школе приемных родителей. Этому моменту важно уделить особое внимание, и при необходимости задать интересующие вопросы преподавателю.

Как органы опеки контролируют опекунов?

Правила осуществления контроля устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423. Согласно нему, сотрудники ООиП в установленные сроки проводят проверку условий проживания подопечных и выясняют, в какой обстановке они находятся, какие сложились отношения с членами семьи опекунов, как последние распоряжаются имуществом опекаемых.

Проверки проводятся по следующему графику:

  • однократно в течение первого месяца после оформления опекунства;
  • раз в три месяца в первый год;
  • раз в 6 месяцев со второго года.

Отчет начинается от даты принятия решения ООиП о назначении представителя.

Отчет опекуна

Помимо участия в плановых проверках, опекуну нужно ежегодно не позднее 1 февраля предоставлять отчет о тратах денег подопечного и распоряжении его имуществом. В него включаются расходы на ребенка, сведения о проведенных сделках с недвижимостью и иными ценностями.

При непредоставлении отчета представителя могут оштрафовать на 300 руб., в особо сложных случаях – аннулировать опекунство.

Обратите внимание! Деньги, перечисляемые на опекаемых детей, можно тратить только на них. Впоследствии все расходы отражаются в отчетности.

Ответы юриста на вопросы об оформлении опекунства над ребенком

Может ли оформить опекунство бабушка ребенка?

Да, родственники пользуются приоритетом при установлении опеки.

Как продать квартиру опекаемого ребенка?

Нет.

Что лучше: опекунство или усыновление?

Усыновление производится по решению суда, к усыновителям предъявляются более высокие требования, они не получают пособия на детей. Юридически они приравниваются к родителям. Опекун имеет право на государственные выплаты, но права на детей у них ограничены по сравнению с усыновителями.

Может ли оформить опеку над ребенком гражданский муж?

Да, но только временную, если мать уезжает на определенное время. Постоянное опекунство устанавливается для несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения.

Обязательно ли соблюдение разницы в возрасте между опекуном и опекаемым в 16 лет?

Нет, это правило применяется только при усыновлении (ст. 128 СК РФ), если усыновитель не является ребенку родственником. Опекуну достаточно быть совершеннолетним и соответствовать остальным требованиям.

Оформление опеки над ребенком – сложная и энергозатратная процедура. Претендентам на опекунство придется доказывать соответствие всем условиям, проходить медкомиссию и различные проверки, получать необходимые разрешения, обучаться в школе приемных родителей (кроме родственников). По результатам выдается решение ООиП о назначении несовершеннолетнему опекуна с указанием конкретных данных.

Если у вас возникли сложности при оформлении опекунства, обращайтесь за помощью к нашим юристам. Они проконсультируют по любой проблеме, найдут из нее выход, составят документы и предпримут все меры для быстрого и положительного разрешения ситуации.

14-летняя Маша практически перестала ходить в школу и постоянно говорила о суициде. 6-летний Леша избивал детей в детском саду, дома нападал на маму, брата и сестру. 8-летняя Аня вдруг начала вести себя, как двухгодовалый ребенок, — коверкала слова, сосала палец. 14-летний Саша убегал от приемных родителей и просил сдать его в детдом, а 8-летних близнецов Наташу и Свету поймали на воровстве в школе.

У каждого из них за плечами годы жизни в детском доме, а у некоторых — еще и в асоциальных семьях. С травмами прошлого ребята попали в приемные семьи. И только долгая работа специалистов помогла им и их родителям справиться с проблемами.

(обсуждение статьи «Дураки мы с тобой, понабрали детей!»)

Елена Цеплик, президент благотворительного фонда «Найди семью»:

Та или иная психотравма есть практически у 100% детей из детских домов. Большинство этот серьезный травмирующий опыт получают в кровных семьях. Ведь все-таки ребята из благополучных семей, как правило, в детдомах не оказываются — будущие воспитанники детских домов живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием — очень тяжелыми вещами.

Изъятие из семьи — это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа (конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют). Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь — норма.

Елена Цеплик

Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет — для него это не повод для отвержения мамы.

Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма — он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей.

В детском доме, в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, у ребенка происходит процесс «заморозки» — он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет.

А потом ребенок оказывается в приемной семье — с очень тяжелым бэкграундом, травмированный, привыкший к тотальному равнодушию со стороны взрослых. Некоторое время состояние «замороженности» сохраняется, а потом ребенок привыкает к семье, к безопасности, теплу и ласке, и у него начинается разморозка. И в этот момент происходит самая тяжелая история — травмы прошлого начинают бессознательно проявляться.

Заранее нельзя сказать, как проявится травма. У каждого ребенка своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция. Чтобы в этот период справиться с проблемами, приемным родителям нужны и знания, и помощь специалистов.

5 главных особенностей детей-сирот

Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.

Почему?

Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.

История:

В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», — сказала она специалистам.

А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.

Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.

Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.

Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.

Немотивированная агрессия к окружающим

Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.

Почему?

Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия — это выплеск боли и страха.

История:

В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва. Полгода назад семья Семеновых взяла из приюта 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался ад». По словам приемной мамы Евгении, мальчик оказался «настоящим чудовищем». Избивал ребят в детском саду, нападал на кровных детей — 8-летнюю дочь и 7-летнего сына, дрался с мамой. А взрослым мужчинам — папе и дедушке — он предлагал… заняться с ним сексом.

С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители — наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.

Конечно, семья не была готова, что ребенок окажется таким травматиком, что в его прошлом — жесткое сексуальное насилие. Это вообще очень сложно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детских домов не всегда могут видеть травмы ребенка.

С Лешей больше года работали специалисты, стало полегче, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители опустили руки, поняли, что не справятся, и решили отказаться. И специалисты центра начали подыскивать другую семью, которая будет готова взять такого травмированного и неадекватного ребенка, нам было важно не отдавать его обратно в детдом. И такая семья нашлась. Но в момент, когда Лешу стали готовить к другой семье, у него что-то переключилось. Впервые за практически два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня никому, я тебя люблю и хочу быть с тобой». И Семеновы решили его оставить.

Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.

«Умственная отсталость» или «задержка развития» детей

Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».

Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.

Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.

История:

Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».

Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.

Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).

Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения. Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи.

С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.

4. Побеги из дома

Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.

Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.

И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».

История:

Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.

В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.

Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.

И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».

Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.

5. Воровство

Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.

Почему?

Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.

Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»

Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.

История:

Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.

А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.

Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.

В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.

Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.

Сбор средств был успешно завершён. Но ещё многие взрослые и дети нуждаются в вашей помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *