Приватизация квартиры с

Содержание

Кто имеет право на приватизацию квартиры, жилья

Просмотров 608

Безвозмездная приватизация жилья дается человеку всего один раз в жизни. Воспользоваться привилегией могут лица, имеющие право на перевод муниципального имущества в частную собственность, т.е. заключившие договор социального найма. Все остальные желающие таким правом не обладают. Им запрещено оформлять муниципальное жилье – единственно возможный вариант выкупить недвижимость по ее кадастровой стоимости.

Возникает закономерный вопрос, кому и по какому праву дается шанс на бесплатную приватизацию квартиры в РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Какое жилье можно приватизировать?

Приватизация – это процедура разгосударствления жилых и нежилых объектов, т.е. перевод муниципального имущества в частное владение. Старт процедуре был дан в 1991 году, сразу после Перестройки и развала Советского союза. Жители России получили право оформить государственные квартиры в личную собственность на бесплатной основе.

Федеральный закон № 1541-I «О приватизации…» (последней редакции) разрешает приватизировать следующие объекты:

  1. Жилье по договору социального найма с муниципалитетом.
  2. Отдельные виды ведомственного жилья:
  • не изъятые из оборота;
  • при согласии собственника (например, Министерства обороны);
  • при переводе на баланс муниципалитета.

Найти подходящий объект не сложно, главное иметь на руках договор найма жилого помещения. На основе данного документа можно приватизировать квартиру в рамках действующего законодательства.

Что приватизировать нельзя?

Итак, если недвижимость находится в собственности муниципалитета, объект подлежит приватизации. Но вместе с тем существует жилье, которое нельзя оформить в собственность граждан (ст. 4 ФЗ):

  • служебные квартиры (см. «Как приватизировать служебное жилье?»);
  • ветхая жилплощадь;
  • жилые объекты в военных городках закрытого типа (ЗАТО);
  • аварийное жилье;
  • объекты, являющиеся памятниками архитектуры или представляющие особую историческую ценность;
  • находящееся в собственности граждан.

Определить статус жилья можно с помощью экспертизы. Поэтому, если объект находится в плачевном состоянии, то скорее всего он отнесен к аварийному или ветхому типу. Рекомендуется попросить муниципалитет предоставить новое жилое помещение, а уже затем приступать к его переоформлению.

Не знаете, приватизировано жилье или еще нет? Читайте, куда сделать запрос в нашей статье.

Кто имеет право на приватизацию жилья?

Список претендентов на перевод жилья в частную собственность отмечен в ст. 69 ЖК РФ.

Право участвовать в приватизации имеют:

  • ответственный наниматель – тот, с кем подписывался договор найма жилплощади;
  • члены семьи нанимателя – прописанные в квартире лица, необязательно родственники;
  • недееспособные или ограниченно дееспособные лица (иждивенцы);
  • временно отсутствующие жильцы (осужденные, военнослужащие, вахтовики, работающие за границей, находящиеся в стационаре);
  • несовершеннолетние – в обязательном порядке.

Отметим, что если участников приватизации несколько, то и квартира переходит в долевую собственность. Претенденты получают равные доли и могут распоряжаться ими по своему усмотрению.

Если жилье приватизируется двумя людьми – мужем и женой, то объект перейдет в совместную собственность. Супруги будут иметь равные доли, а после развода (если таковой случится) каждый из них будет иметь право на половину квартиры. Но это только в случае приватизации жилья супругами, без детей и других членов семьи.

Кому приватизация не разрешается законом?

Существуют категории граждан, которые лишены права переоформить муниципальное жилье. Даже если они направят заявление на приватизацию, им будет отказано, а в случае оформления квартиры сделка может быть оспорена в суде.

Кто не может участвовать в приватизации:

  1. Не имеющие договора соц найма жилого помещения.
  2. Не зарегистрированные в квартире.
  3. Прожившие в муниципальной квартире менее одного года.
  4. Жильцы, которые создают неудобства для проживания остальных членов семьи (устроили перепланировку, не оплачивают за ЖКУ, портят имущество в доме).
  5. Владельцы другой приватизированной недвижимости, т.е. ранее участвовавшие в разгосударствлении имущества.

Важно отметить, если человек выписался из муниципальной квартиры до начала приватизации, он утрачивает право участвовать в процедуре. За ним сохраняется право прописаться в другой муниципальной жилплощади, пожить в ней некоторое время, а затем попробовать приватизировать.

Можно ли участвовать повторно?

Действующее законодательство разрешает гражданам РФ участвовать в приватизации один раз в жизни (ст. 11 ФЗ № 1541-I). Последующее участие не может быть безвозмездным. Претенденты на жилье могут выкупить его у государства уже за деньги.

Возникает вопрос, как можно приватизировать квартиру бесплатно, если предыдущая попытка уже исчерпана? Повторное участие возможно в том случае, если на момент приватизации прописанный был несовершеннолетним (от 0 до 18 лет). Дети могут участвовать еще один раз после достижения ими 18-летнего возраста. Но уже без опеки и согласия взрослых.

Второй способ повторного участия в приватизации – признание предыдущей сделки недействительной. Например, ввиду нарушения прав ребенка или несоблюдения процедуры. Признать приватизацию недействительной можно только в судебном порядке, и только при наличии веских доказательств. Если суд удовлетворит исковое заявление, сделка аннулируется. Квартира вновь отойдет муниципалитету, а участники вернут себе право на повторную бесплатную приватизацию.

Обо всех нюансах читайте в нашей статье, сколько раз можно участвовать в приватизации квартиры?

Права, приобретаемые после приватизации

Воспользовавшись правом на приватизацию жилья, лица приобретают недвижимость в долевую или совместную собственность. Новый статус квартиры открывает широкие полномочия для владельцев.

Права хозяев приватизированной жилплощади:

  • Распоряжение

Сейчас все чаще можно встретить вопрос, можно ли продать неприватизированную квартиру? Пока недвижимость принадлежит муниципалитету, ее нельзя ни продать, ни сдать в аренду, ни заложить, ни завещать, ни подарить. Но как только квартира перейдет в частную собственность, владелец сможет распоряжаться долей по своему усмотрению.

  • Перепланировка

Став законным собственником квартиры, можно заняться ее перепланировкой: сделать ремонт, объединить комнаты, разделить санузел… Правда, перед этим придется посетить БТИ и согласовать перепланировку.

  • Свободная прописка/выписка

Регистрация новых жильцов в муниципальной квартире требует получения специального разрешения. Обладатели приватизированной недвижимости не имеют таких сложностей. Для того, чтобы прописать новых квартирантов достаточно посетить УВМ и написать согласие на подселение. Никаких разрешений, как это было в случае с муниципальным жильем, получать не нужно.

  • Залог

Получение крупного кредита в банке не обходится без поручительства или залога имущества. Если таким залогом будет доля в приватизированной квартире, банк охотнее выдаст нужную сумму. Основное условие – стоимость залога должна превышать взятую ссуду как минимум на 5% (п. 1 ст. 54.1 ФЗ «Об ипотеке»). Таким способом можно получить ипотеку на жилье в новостройке.

Наравне с правами собственник приобретает и некоторые обязанности. Речь идет о содержании жилья, уплате взносов на капремонт, ежегодном налоге на имущество и др. Одним словом, тех расходов, которые не несут наниматели по договору соц найма. И тем не менее, приватизация квартиры – это выгодная операция, открывающая множество новых возможностей с недвижимостью. Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автор статьи Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права. Рейтинг автора Написано статей 609 задать вопрос эксперту

Приватизация квартир – популярный способ приобретения права собственности на недвижимое имущество на безвозмездной основе. Однако, как оказалось, не все могут воспользоваться такой возможностью. Расскажем, кто имеет право на приватизацию.

До момента вступления в законную силу нормативно-правового акта о переходе права собственности в порядке приватизации многие граждане нашей страны проживали в квартирах на основании договора социального найма. При этом в договоре прописывался кто-то из жильцов в качестве ответственного лица. Именно он имел и имеет преимущественное право приватизации.

Кто вправе приватизировать муниципальную квартиру

Итак, прерогатива переоформления жилья в собственность есть у главного нанимателя и членов его семьи. В соответствии с Семейным кодексом РФ, членами семьи являются:

  • дети;
  • муж или жена, брак с которым зарегистрирован официально;
  • отец и мать;
  • внуки;
  • другие родственники, проживающие в одной квартире;
  • иждивенцы, которые проживают с нанимателем на одной жилплощади и находятся на его полном обеспечении.

На основании решения суда членами семьи могут быть признаны и другие лица.

Для возможности приватизации необходимо получить согласие от всех зарегистрированных в квартире лиц, достигших совершеннолетия. Потребуется также согласие детей, которое можно получить только с привлечением органов опеки и попечительства. Без их разрешения процедура невозможна.

Чтобы осуществить приватизацию необходимо подать коллективное заявление. Оно подается в уполномоченный отдел собственника объекта недвижимости – государственного органа или муниципалитета.

Кто не может приватизировать квартиру

Законодательство также включает исключения – право приватизировать жилье предоставляется не всем гражданам, зарегистрированным в жилом помещении. В частности, не вправе участвовать в процессе переоформления жилья в частную собственность следующие категории граждан:

  • недееспособные лица;
  • граждане, которые уже однажды принимали участие в приватизации.

Первая категория граждан не может приватизировать жилье по состоянию здоровья. Они не могут самостоятельно принимать такие серьезные решения. Однако от их имени может действовать опекун.

Вопрос повторного участия в приватизации регулируется действующим законодательством. Нормативными актами запрещается участие в приватизации вторично.

Что можно, а что нельзя приватизировать

Среди жилых объектов приватизировать можно:

  • квартиры, находящиеся в собственности государства или муниципалитета;
  • общежития, которые относятся в фонде социального образования;
  • служебные квартиры, где проживают сотрудники предприятия со стажем более 10 лет.

Нельзя приватизировать:

  • общежития, принадлежащие к специализированному жилищному фонду;
  • служебное жилье, если стаж работы на предприятии составляет менее 10 лет;
  • квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Кроме того, нельзя приватизировать жилье, которое по результатам экспертизы было признано аварийным.

Как приватизировать жилье

Для переоформления муниципального или государственного объекта недвижимости в частную собственность необходимо наличие договора социального найма. Однако это еще не все. Потребуется выполнить последовательный порядок действий.

Алгоритм приватизации следующий:

  1. Подготовка технической документации помещения. Для этого необходимо обратиться в БТИ. Важно учесть, что срок изготовления составляет около месяца.
  2. Получение справки из Росреестра о том, что объект недвижимости ранее не был приватизирован. Обратиться можно непосредственно в Росреестр или МФЦ по месту расположения жилья.
  3. Подача заявления действующему собственнику квартиры (это муниципалитет или государственный орган).
  4. Оформление соглашения о переоформлении помещения в частную собственность. Документ подготавливается сотрудниками муниципалитета или государственного органа в течение двух недель. Именно он является основанием для регистрации права собственности в Росреестре.
  5. Обращение в Росреестр для оформления выписки из ЕГРН, подтверждающей наличие имущественных прав на объект недвижимости.

Если кто-то из проживающих лиц отказывается от приватизации, то потребуется также обратиться в нотариальную контору для оформления отказа в письменной форме. Это необходимо сделать до подачи заявления, так как нотариальный отказ прикладывается к составленному ходатайству.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (499) 288-16-93
(Москва)

+7 (812) 490-76-51
(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Для оформления потребуется собрать внушительный пакет документов. В него входят следующие бумаги:

  • договор социального найма – можно получить в ЖЭКе;
  • техническая документация на квартиру – заказывается в БТИ;
  • кадастровая документация – если есть;
  • актуальная выписка из домовой книги – выдается в паспортном столе (срок действия документа – 14 дней);
  • выписка из ЕГРН;
  • справка о том, что участники приватизации ранее не использовали это право;
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  • нотариальный отказ от участия в приватизации от лиц, изъявивших такое желание;
  • общегражданские паспорта участников и свидетельства о рождении детей, если они участвуют в приватизации.

После того, как приватизация будет оформлена, новыми владельцами квартиры станут граждане, принявшие участие в оформлении. Те лица, которые отказались от приватизации у нотариуса, лишаются доли в общем праве собственности.

Если на момент приватизации дети, проживающие на жилплощади, не достигли совершеннолетия, они также будут полноправными собственниками. Им принадлежит доля имущества наравне со взрослыми.

Исключения при оформлении приватизации

Базовые принципы приватизации:

  • бесплатность;
  • однократность;
  • справедливое распределение долей.

Безвозмездная приватизация допускается только однократно. Если потребуется переоформить государственное или муниципальное жилье еще раз, сделка будет возмездной – жилье нужно выкупать у собственника. Если процедура прошла с ущемлением чьих-то прав, оспорить ее можно в судебном порядке.

По общему правилу все участники приватизации получают равные доли имущественных прав на квартиру. Когда все остальные жильцы отказываются, оформление возможно только на одного из зарегистрированных лиц или в общую собственность супругов.

Повторная приватизация может производится только в двух случаях:

  1. При первичной приватизации были нарушены права и законные интересы кого-то из граждан. В этом случае вся процедура будет признана недействительной.
  2. В первый раз участнику приватизации было меньше 18-ти лет. Достигнув совершеннолетия, гражданин вправе принять участие в приватизации повторно.

Довольно часто переоформление жилья в частную собственность заканчивается деприватизацией. Почему так? Наиболее частая причина – непосильное налоговое бремя и отсутствие средств на содержание жилья.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, кто имеет право на приватизацию и как можно отказаться от этого права. Если ваши права или законные интересы были нарушены, обращайтесь к юристу незамедлительно! Специалисты нашего сайта готовы вам оказать правовую помощь безвозмездно.

Кто имеет право на приватизацию квартиры, а кто исключается из приватизации

Объявленная в июле 1991 года масштабная приватизация жилья (ФЗ №1541-1 1991/04/07 редакция 2012/16/10), которая вот-вот обещает закончиться, имела целью превратить всех россиян в собственников, чем облегчить/осложнить их жизнь, а заодно снять ответственность по содержанию жилфонда с государственных и муниципальных ведомств.

Некоторую путаницу в благое действо внесли неоднократно поднимавшиеся вопросы о том, кто имеет право на приватизацию квартиры, и всякое ли жильё теоретически приватизируемо.

Добровольность приватизации порой стала оборачиваться ненавязчивым принуждением. Отсутствие объективной информации и неоправданная растянутость процедуры во времени дали шанс целой плеяде помощников-специалистов твёрдо встать на ноги, улаживая дела проблемных (и не очень) клиентов «за вознаграждение».

Кто имеет право участвовать в приватизации квартиры?

Закон №1541-1 о приватизации 1991/04/07 редакция 2012/16/10

ФЗ №178 о приватизации 2001/21/12 редакция 2016

ЖК и ГК

В первую голову, разрешена приватизация только жилых помещений, занимаемых семейными или бессемейными гражданами по договорам соцнайма (ЖК ст.60; Постановление Пленума ВС №14 2009/02/07). Такие квартиры входят в разряд муниципальной или государственной собственности.

Приватизировать жильё могут все законно живущие на данных квадратных метрах граждане (ЖК ст.69):

  • ответственный квартиросъёмщик;
  • члены семьи квартиросъёмщика;
  • иждивенцы, находящиеся на его полном обеспечении и содержании;
  • лица, фактически живущие в семье и ведущие совместное хозяйство.

Все поименованные граждане имеют постоянную прописку на жилплощади, поэтому могут участвовать в приватизации и претендовать на свою долю в общей собственности.

Несмотря на обязательность регистрации (Закон № 5242-1 1993/25/06 редакция 2016/02/06), проживающие в квартире временно или снимающие квадратные метры граждане не считаются членами семьи ответственного съёмщика, а потому не имеют никаких прав на поднанимаемую ими территорию даже теоретически.

Не имеют отношения к данной квартире как объекту собственности и те близкие или дальние родственники, которые не прописаны, проживают временно, но с согласия законных жильцов.

Не могут относиться к государственному жилфонду и не являются муниципальным жильём:

  • ведомственные общежития и служебные квартиры на балансе учебных заведений, предприятий, организаций;
  • кооперативные квартиры;
  • частные дома;
  • жилсобственность коллективных хозяйств в сельской местности.

Дети, прописанные в квартире, могут участвовать на равных с остальными членами семьи правах в процессе и получить свою долю собственности при приватизации. Причём такое право закрепляется за детьми автоматически, по факту прописки. От имени деток до 14 в процедуре участвуют их родители, опекуны, усыновители. Несовершеннолетние от 14 до 18 принимают участие в процессе оформления самостоятельно (ГК ст.26).

Жилая площадь приватизируется в равных долях либо на одного собственника (с согласия всех остальных жильцов). При этом право на прописку и проживание на жилплощади тех, кто по доброй воле отказался от приватизации в пользу других членов семьи, сохраняется и не может быть отнято у них ни при каких обстоятельствах.

Общая (совместная) собственность при приватизации без выделения долей практикуется только в рамках супружеской пары (ГК гл.16).

Кто не имеет права?

Невозможность приватизации может быть обусловлена двумя факторами:

  • статус помещения;
  • статус человека, проживающего на жилплощади.

Ведомственное жильё, включая общежития и квартиры в военных городках, не подлежит приватизации, хотя семьи и одинокие люди могут иметь там прописку (ФЗ «О статусе военнослужащего» 1998/06/03 редакция 2015/20/04; ПП №713 1995/17/072016/05/02; ФЗ №5242-1; Закон №1541-1).

Не приватизируется и жильё, находящееся в аварийном (ветхом) состоянии, а также в домах с потенциальной угрозой разрушения (Закон №1541-1 ст.4). Объективную оценку состояния жилья следует уточнить заранее, так как в такой ситуации в приватизации будет отказано, а затраты, связанные с оформлением документов, не компенсируются.

Квартира принимается в собственность при участии всех прописанных в ней на постоянной основе лиц. Поучаствовать в приватизации можно один раз.

Снявшиеся с регистрационного учёта, зарегистрированные временно или не зарегистрированные вовсе не должны претендовать на некую долю в собственности. Те, у кого на руках договоры найма (аренды) или безвозмездного пользования (ГК гл.35, 36) также не могут заполучить то жильё, с которым они связаны лишь на срок действия договора.

Граждане, успевшие ранее поучаствовать в приватизационном процессе в другом месте (по другому адресу), уже получили свою «порцию бесплатного пирога» от государства, а потому ещё раз стать участниками процедуры не имеют права. При этом к рассмотрению принимаются только квартиры (доли) приватизированные – жильё купленное, подаренное или наследованное в расчёт не берётся.

Право на приватизацию жилья временно отсутствующими лицами

Лица, вписанные в договор соцнайма и имеющие прописку, но временно отсутствующие в силу обстоятельств, не теряют права на свою законную долю в квартире, выдвинутой на приватизацию.

При этом их согласие (или отказ) участвовать в деле перевода жилья в персональное владение подлежит письменному изложению.

Нотариальное (или приравненное к нотариальному) заверение подписи обязательно.

Временно отсутствовать по месту постоянной регистрации могут:

  • заключенные;
  • больные и недееспособные, находящиеся в стационаре;
  • работающие по контракту или вахтовым методом в районах Крайнего Севера, Сибири и иже с ними;
  • проходящие службу в ВС;
  • проживающие или работающие за границей.

Приватизация – дело добровольное, но коллективное в рамках конкретного жилого помещения (Закон о приватизации стт. 1, 2). Без бумаги от отсутствующих жильцов, зарегистрированных на жилплощади, приватизация исключается – это относится и к отдельным квартирам, и к коммуналкам.

Махинации с признанием отсутствующего лица без вести пропавшим или умершим чреваты последствиями. В случае «воскресения» гражданина приватизация будет признана не действительной. Возможны и более тяжёлые последствия для лжесвидетеля.

Родители, усыновители, опекуны и попечители недееспособных по возрасту или по состоянию здоровья при приватизации действуют от имени и в интересах своих подопечных, то есть оформить собственность или долю на себя они не имеют права.

Отказ от приватизации или дарение?

Отказываясь от приватизации, гражданин передаёт свою долю «на общее растерзание», отказ в пользу конкретного члена семьи исключён.

Отказник не теряет права проживания и/или прописки в квартире.

Он только лишается права приобщиться к приватизации именно этого (но не другого) жилья, если позже у него возникнет желание. Денежные затраты отказавшегося сведутся к оформлению официального отказа у нотариуса.

Дарственная позволяет направить дар (долю) на конкретное лицо. Оформив дарственную, даритель моментально теряет право на проживание, ему остаётся лишь уповать на милость одаряемого.

Кроме того, дарственная потребует определённых финансовых затрат обеих сторон, несмотря на необязательность нотариального оформления, и наложит некоторые ограничения на последующие манипуляции с полученной в дар жилплощадью.

Исключения при оформлении приватизации жилья

Приватизация характеризуется принципами:

  • бесплатность;
  • однократность;
  • справедливое распределение долей.

Процедура бесплатна для всех только один раз. Если понадобится (или захочется) что-то где-то приватизировать ещё раз, то придётся выкупать жильё у государства – на второе «бесплатно» рассчитывать не стоит.

Приватизация – дело одноразовое. Второй раз приватизировать одно и то же жильё можно только по решению суда, если предыдущая процедура прошла с нарушениями и ущемлениями чьих-то прав.

По общему правилу все члены семьи получают равные доли собственности в квартире. Возможно оформление квартиры на одного собственника (при отказе остальных) или в общую собственность (супружеская пара без сторонних поселенцев).

Повторная приватизация

Процедура приватизации может повториться исключительно в 2х ситуациях:

  • жильё приватизировалось с нарушениями и ущемлениями прав – суд должен объявить проведённую процедуру недействительной;
  • ребёнок до 18 приобщён к приватизации автоматически вместе с родителями, но по достижении 18 он имеет право приватизировать другое своё жильё уже самостоятельно (Закон №1541-1 ст.11).

Приватизация жилфонда, начавшаяся в радужном ключе, ныне всё чаще оборачивается деприватизацией (Закон №1541-1 ст.9.1; ГК стт.176-179). Неуклонно повышающиеся налоги, отсутствие средств на содержание квартир и домов и неожиданное «прозрение» новоиспечённых хозяев жилья становятся причинами отказа от проведённой приватизации и возврата квартир в государственное и муниципальное ведение. Тут не стоит забывать, что расприватизированное жильё снова приватизироваться уже не может.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Приватизация жилья – важная процедура, благодаря которой недвижимость переходит в собственность владельца. Без этого нельзя производить такие сделки, как купля-продажа, сдача в аренду, дарение, предоставление в наследство, прописка других лиц.

Только после этой процедуры возможно выполнение перепланировки помещения, осуществление различных сделок и регистрация в жилье других лиц. После приватизации жильца не могут выселить без предоставления другой недвижимости или компенсации. Процедура предполагает знание российских законов, поскольку без них сложно решить этот вопрос.

Органы, осуществляющие приватизацию квартиры

Приватизацией занимается Государственный комитет, который есть в каждом городе. В каждом регионе есть такие организации, куда имеет право обратиться каждый гражданин. Эта деятельность осуществляется вместе с народными депутатами территориальных агентств.

Работа выполняется на основе Государственной программы приватизации, которая позволяет организовывать и контролировать деятельность. Госимущество выдвигает предложения по разграничению государственной, федеральной, республиканской собственности.

Для приватизации жилья гражданину необходимо обратиться в соответствующий отдел администрации. Это учреждение есть в каждом городе, селе, поселении. На основе решения органов власти выдается документ о собственности.

Необходимые документы

Чтобы процедура прошла успешно, необходимо подготовить список документов:

  • Доказательство проживания в жилище: договор или ордер;
  • Технический паспорт жилья, в котором указана площадь и расположение комнат. Предоставляется он в Бюро технической инвентаризации;
  • Кадастровый паспорт, в котором присутствуют сведения о плане, площади, размещении квартиры. Если документ потерян, восстановить его можно в государственном кадастре недвижимости;
  • Выписка из домовой книги, в которой обозначены данные о прописанных лицах;
  • Справка из реестра на квартиру, которая выдается в регистрационной палате;
  • Свидетельство о браке;
  • Коммунальный счет на объект, который планируется приватизировать. Необходимо оплатить все имеющиеся задолженности;
  • Документы, устанавливающие личность: паспорта, свидетельства о рождении;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Только с полным предоставлением документов процедура проходит успешно. Собирать их придется долго, поэтому следует спланировать время.

Процедура

Сначала необходимо убедиться, можно ли приватизировать жилье. Это регулируется Законом РФ. Он гласит, что в собственность не могут быть переданы комнаты в общежитиях, аварийные помещения, недвижимость заповедного и природоохранного значения, военные поселения.

Прежде чем собрать документы, необходимо получение согласия или отказа от прописанных лиц на участие в приватизации. Отказ следует нотариально заверить, что в дальнейшем получится не допустить споров.

Пошаговая инструкция

Чтобы процедура прошла удачно, необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Требуется подача инициативы, которая предполагает получение согласия на приватизацию;
  2. После этого нужно обратиться в Бюро технической инвентаризации. Сотрудники проверяют помещение, оценивают его состояние;
  3. Необходимо собрать все документы;
  4. Затем заявление и документы надо предоставить в администрацию поселения;
  5. Документацию должны предоставить органы местного самоуправления;
  6. Обязательно подписывается договор о приватизации, а делают это все согласившиеся лица;
  7. В конце производится регистрация права собственности на недвижимость, после чего она принадлежит ее владельцу.

Сроки

Приватизация жилья началась с 1992 года и продолжалась до 2013 года. С решением Государственной думы право участия в программе продлено до 2015 года. Затем она снова была продлена до марта 2017 года. Поэтому у граждан есть право перевода муниципальной собственности в частную.

Процедура занимает около 3 месяцев. Примерно 60 дней уходит на проверку документов и рассмотрения заявления. После этого выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Свидетельство выдается в течение 14-30 дней после принятия положительного решения. Можно выполнить срочную приватизацию, которая длится около 1 месяца.

Как узнать приватизирована ли квартира

Часто информация о приватизации жилья нужна после смерти владельца. Такие ситуации имеют некоторые особенности:

  • Если квартира перешла в собственность после 1998 года, то следует направить запрос в органы регистрации. Оттуда должна прийти выписка из ЕГРП. В документе указываются сведения об объекте, его владельце, претензиях и пр.;
  • Если жилье перешло в собственность до 1998 года, то необходимо обращение в технический учет;
  • Когда есть документ о желании наследодателя приватизировать квартиру, то жилье могут оформить наследники. Также у них есть право отказа от недвижимости;
  • Сведения о приватизации присутствуют в каждой квитанции о коммунальных услугах.

Плюсы и минусы приватизации

Процедура перехода в собственность имеет свои преимущества и недостатки. Важно их учесть перед подачей документов. Также необходимо взвесить все нюансы, которые могут появиться во время процедуры. Это позволит правильно зарегистрировать жилье, и избежать многих сложностей.

К преимуществам относится:

  • Собственнику необходимо оплатить небольшую сумму за оформление документации. Это намного меньше, чем приобретать квартиру;
  • У владельца появляется право продажи, сдачи в аренду, завещания. А помещение социального найма можно обменять, но только с официальным разрешением властей;
  • Собственника не могут выселить, за исключение грубых нарушений. Никто не может оспаривать права владения;
  • Собственники могут самостоятельно решать вопросы по прописке и выписке жильцов. У них есть право регистрации родственников.

К минусам относится:

  • В этом случае увеличивается размер коммунальных платежей. Владельцу нужно оплачивать больше на ремонт;
  • Необходима оплата налога на собственность, размер которого устанавливается властями;
  • Нельзя распоряжаться жильем социального найма в полном объеме;
  • Необходимо уложиться в сроки бесплатной приватизации;
  • Срок оформления у всех может отличаться, но примерно он занимает 2 месяца.

Регистрируется договор не больше 30 дней, иначе это нарушение закона. Если процедура затягивается, то владелец может подать заявление в прокуратуру или суд. Принимать участие в программе можно только раз. Исключением являются несовершеннолетние лица, которые после 18 лет могут перевести жилье в собственность.

Никто не может отказать в регистрации собственности, если для этого нет законных причин. После выполнения процедуры у собственника нет права на общие помещения: подвалы, чердаки, сараи.

Перед процедурой необходимо продумать все нюансы, взвесить все тонкости. Период бесплатной процедуры много раз переносится, что дает право гражданам стать собственниками жилья. Нужно лишь правильно все оформить, и тогда в дальнейшем не возникнет спорных ситуаций.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция)

21 декабря 2001 года N 178-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 02.11.2013 N 291-ФЗ, от 27.05.2014 N 137-ФЗ, от 28.06.2014 N 194-ФЗ, от 21.07.2014 N 259-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 03.07.2016 N 366-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ, от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 06.03.2019 N 20-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ, от 02.08.2019 N 301-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
    • Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества
    • Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
  • Глава II. Планирование приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
    • Статья 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
    • Статья 9. Отчет о результатах приватизации федерального имущества
    • Статья 10. Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества
    • Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
    • Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества
    • Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 14. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 15. Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества
    • Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества
    • Статья 17. Гарантии трудовых прав работников акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации
  • Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
    • Статья 19. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе
    • Статья 20. Продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на конкурсе
    • Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
    • Статья 24. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
    • Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ
    • Статья 26. Продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления
  • Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. Отчуждение земельных участков
    • Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
    • Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
    • Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
    • Статья 30.2. Особенности приватизации объектов концессионного соглашения
    • Статья 30.3. Особенности приватизации объектов речных портов
    • Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества
    • Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества
    • Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме
  • Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества
    • Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества
    • Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества
  • Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
    • Статья 38. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)
    • Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
    • Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ
    • Статья 40.1. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления биржей их листинга, а также в случае размещения акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций акционерных обществ
    • Статья 41. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
  • Глава VIII. Переходные и заключительные положения
    • Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества
    • Статья 43. Переходные положения
    • Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
    • Статья 45. Признание утратившими силу иных федеральных законов
    • Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Органы приватизации в Республике Беларусь, их правомочия.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Президент Республики Беларусь по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь:

— согласовывает планы приватизации и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— принимает решения о приватизации, понижении начальной цены продажи объектов приватизации, предоставлении полномочий Совету Министров Республики Беларусь или республиканскому органу государственного управления по управлению государственным имуществом на принятие решений о приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, а также о предоставлении иным государственным органам (организациям) полномочий по решению отдельных вопросов при проведении приватизации;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные порядок проведения, способы и условия приватизации, чем те, которые установлены настоящим Законом.

Совет Министров Республики Беларусь в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества:

— обеспечивает проведение единой государственной политики;

— утверждает по согласованию с Президентом Республики Беларусь планы приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— определяет с учетом требований настоящего Закона и иных законодательных актов порядок проведения аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации, порядок проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, и случаи его проведения, а также порядок определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности Республики Беларусь;

— в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, принимает решения о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, в соответствии с утвержденными планами приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь;

— вправе привлекать в качестве консультантов по вопросам приватизации международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, физических лиц, оказывающих услуги по проведению маркетинговых исследований, оценке имущества, определению условий продажи объектов приватизации и иные, в том числе консалтинговые, услуги в данной сфере;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов обеспечивают проведение единой государственной политики в области приватизации и преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества на территории соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с их компетенцией, определенной Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.

Местные Советы депутатов определяют с учетом требований настоящего Закона и иных актов законодательства порядок:

— формирования и утверждения планов приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и планов преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

принятия решений о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и о преобразовании коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности административно-территориальных единиц;

— понижения начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц.

Местные Советы депутатов в области приватизации и преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.

Органы приватизации:

— реализуют единую государственную политику в области приватизации;

— осуществляют организацию приватизации;

— привлекают в соответствии с актами законодательства специалистов для выполнения работ по приватизации;

— создают комиссии по приватизации;

— готовят проекты решений о приватизации в соответствии с актами законодательства;

— принимают решения о преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в соответствии с актами законодательства;

— готовят предложения о способе и условиях продажи объектов приватизации;

— выступают учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий;

— организуют проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления;

— создают комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и комиссии по проведению конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления;

— подают исковые заявления по спорам, возникающим по договорам по приватизации, в том числе об установлении фактов ничтожности сделок по приватизации и о применении последствий недействительности таких сделок;

— осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, принимает решения о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *