Признать нуждающимся в улучшении жилищных условий

Люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают от страны возможность оформить льготы, пособия, субсидии и участвовать в ряде программ соцподдержки. Факт нуждаемости устанавливается официальным решением муниципальной власти. Сегодня рассмотрим, кто вправе получить этот статус, как его оформить и что делать дальше.

С чего начать

Признание человека нуждающимся в помощи по жилищному вопросу – это определенная юридическая процедура. Ее проводят муниципальные власти: администрация/правительство на уровне города, городского района или деревни, поселка, села. Статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий» может быть присвоен как отдельному гражданину, так и целой семье одновременно. Ключевое значение имеет, одиноко проживает человек или с семейством. Учитывается не только факт проживания людей в одном жилье, но и ведение ими общего хозяйства.

Внимание! Подавать заявку на получение статуса нуждающегося может как собственник, так и съемщик жилья. Для улучшения жилищных условий важно, имеются ли обстоятельства, перечисленные ниже, а не сам факт наличия помещений в собственности.

Статус человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходим для:

  • бесплатного жилища (по договору соцнайма);
  • денежной помощи на покупку.

Возможностей достаточно много. Более вероятный вариант – получить денежную субсидию на приобретение своего жилья по сертификату, так как готового социального жилья в стране меньше, чем желающих его получить.

Какие нормативные документы регулируют порядок признания россиян нуждающимися в улучшении жилищных условий:

  • Жилищный кодекс РФ, глава 7 – здесь имеются базовые основания и критерии нуждаемости;
  • для последующего участия в госпрограмме улучшения жилья нужно ознакомиться с соответствующими федеральными актами – например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» урегулирована Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889;
  • региональные власти разрабатывают собственные административные регламенты, которые конкретизируют общие положения законов – например, в Новосибирске действует региональная соцпрограмма по Постановлению местного Правительства от 15.09.2014 № 352-п.

Хоть нормативно-юридическая база по регионам достаточно широка, общие моменты присвоения семье статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий везде одинаковые:

  1. Заявитель должен принадлежать к определенной категории граждан. Это малоимущие, молодые семейства, педагоги, спасатели, инвалиды, ветераны и другие. Подробнее состав этих граждан мы разберем ниже.
  2. Условия жизни заявителя не должны соответствовать закону. Например, у жилья небольшой метраж, оно признано аварийным или в нем не соблюдаются строительные или санитарно-гигиенические нормы.

Если эти два основания присутствуют, гражданин или его семейство имеют право на улучшение жилищных условий – а значит, должны быть признаны нуждающимися.

Кто может оформить нуждаемость

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

В перечень таких граждан входят:

  • малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
  • инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
  • военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
  • иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.

Внимание! Принадлежность к определенной группе лиц нужно подтверждать документально – иначе оснований для улучшения жилищных условий не наступит.

Малоимущие

Базовое понятие малоимущих закреплено в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Ими признают россиян, у которых общий доход на человека меньше прожиточного минимума, заранее установленного в регионе. Рассчитать прожиточный минимум нужно правильно.

Для этого:

  1. Взять общий доход за последние три месяца. Например, при подаче документов в мае 2020 года нужно взять доходы за апрель, март и февраль. В доход нужно брать все, что получили граждане за это время: зарплаты, стипендии, пенсии, льготы, доходы от сдачи в аренду – и даже алименты на детей от бывшего супруга.
  2. Полученный доход разделить на три – получится доход за один месяц на семью.
  3. Полученный размер дохода в месяц поделить на количество членов семейства – получится месячный доход на человека.
  4. Полученную величину сравнить с прожиточным минимумом по региону. Семью признают малоимущей, если эта цифра меньше установленного прожиточного минимума.

Важно! Членами семьи в данном случае считаются не только родители и несовершеннолетние дети, но и другие родственники, которые зарегистрированы на данной площади. Размер семейства соцзащита будет устанавливать по справке о прописанных или домовой книге.

Пример расчета для группы из 4 человек (отец, мать и двое детей):

Заработная плата отца – 15 000 рублей; матери – 12 000 рублей. Дополнительно за последний месяц они получили доход от сдачи комнаты в аренду 6 000 рублей. Доход за три месяца составил: 15 000 * 3 + 12 000 * 3 + 6 000 = 87 000. Ежемесячный доход: 87 000 / 3 = 29 тысяч. Доход на человека: 29 000 / 4 = 7 250 рублей. В качестве примера для сравнения возьмем прожиточный минимум в среднем по России – 10 451 рубль. В рассмотренной гипотетической ситуации доход на человека получился меньше прожиточного минимума, поэтому данные граждане являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Дополнительно в целях постановки в очередь нуждающихся в жилье учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности, по которому граждане платят налог в бюджет. Регион устанавливает особый показатель цены такого имущества. У малоимущих общая стоимость имущества должна быть меньше показателя, установленного местными органами власти.

Статус малоимущих присваивается заранее органами соцзащиты, перед постановкой на учет по нуждаемости. Этот момент нужно учесть при подготовке документов, чтобы не потерять время. После получения положительного решения из соцзащиты можно подавать документы в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Молодые семьи

Положение молодых семей устанавливается соответствующими актами на уровне федерации и региона. Общие правила признания семейства претендующим на соцподдержку:

Если все эти критерии соблюдаются – можно собирать документы и подавать заявку на рассмотрение. Нужно помнить, что сроки достаточно длительные – за первые полгода (до июня) нужно успеть подать все документы, а непосредственно в программу на получение выплаты включат в начале следующего года.

Россияне-заявители получат статус нуждающихся в улучшении жилья в ходе участия в программе. Предстоит пройти три этапа:

  1. Этап официального признания граждан нуждающимися в улучшении условий проживания. Включает обследование имеющихся жилищных условий, изучение документации и информации, представленных заявителем.
  2. Этап подтверждения достаточности доходов для того, чтобы оплатить остаток стоимости жилья свыше суммы сертификата.
  3. Этап получения нуждающимися социальной выплаты.

Внимание! Если супругу исполнилось 35 лет – то это считается последним годом, когда он может участвовать в программе. Время есть до дня, когда человеку исполнится 36 лет.

Инвалиды

Муниципалитет предоставляет таким гражданам, а также семьям детей-инвалидов, возможность встать на учет и быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для этого к общему пакету документов, данному ниже, нужно приложить справку или иное подтверждение инвалидности.

Хотя различий между группами инвалидов в данном ФЗ не указано, на практике очередь из нуждающихся движется быстрее для инвалидов I и II групп.

Военнослужащие

Действующие нуждающиеся военнослужащие имеют право на оформление служебного жилья. Недвижимость предоставляется также в порядке очереди если им негде жить – например, семейство военного направили в другой регион, где у людей не имеется собственных помещений.

Ожидание, как и у обычных граждан, может затянуться – готового жилья меньше, чем нуждающихся военных. Поэтому к концу службы может оказаться так, что человеку так и не предоставили квартиру для проживания, а право на нее осталось.

Если человек прослужил более 10 лет и при этом стоит на учете на улучшение жилищных условий, его не могут уволить просто так, проигнорировав право на жилье. Ему с учетом обстоятельств обязательно предоставляется одно из двух:

  • жилье;
  • денежная помощь на оформление сделки с продавцом.

Это касается нуждающихся военных, которые увольняются по старости или ухудшению здоровья.

Внимание! Все вопросы по получению социального жилья для военных решаются в рамках внутренних регламентов Минобороны.

Иные граждане

Дополнительные категории могут быть предусмотрены региональным законодательством – например, работники социально значимых учреждений данного субъекта федерации.

Критерии нуждаемости

Если человек подпадает под одну из перечисленных выше категорий, кого могут признать нуждающимся, нужно выявить второй момент – нуждается ли он реально в улучшении имеющейся ситуации с помещением для проживания.

Критерии установлены в ст. 50 ЖК. Достаточно одного из них:

Иными словами, если у семьи имеется постоянное жилье на праве собственности или по соглашению с администрацией (соцнайм), то нужно смотреть, соответствует ли это жилье установленному в регионе метражу, а также строительным и санитарным нормам. Если нет – нужно вставать в очередь на улучшение условий проживания.

Соблюдаются ли указанные критерии – устанавливает специальная комиссия, которая работает при местной администрации. Чиновники оценивают сведения, которые предоставил человек, документы, а также выезжают на очный осмотр площади.

Куда обращаться

За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.

В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.

Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.

Список документов и порядок действий

Чтобы получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, потребуется собрать перечень документов:

Некоторые административные регламенты по отдельным областям, республикам и краям страны могут устанавливать требования сверх приведенного перечня, например акт проверки жилищных условий заявителя. Список документов также варьируется от типа льготы, на которую претендует заявитель. Например, документы по субсидии «Молодая семья» .

Внимание! Собрав документацию, нужно заполнить заявление о признании нуждающимся и постановке на учет. Примерная форма для скачивания доступна здесь.

Порядок действий для постановки на учет включает четыре шага:

  1. Собрать справки и подтверждения по списку выше, заполнить заявление.
  2. Подойти на прием в администрацию населенного пункта, передать документацию, получить на руки расписку о приеме бумаг.
  3. Срок проверки может занять до 30 дней. В ходе рассмотрения комиссия может очно выехать на место, чтобы оценить состояние жилья заявителя.
  4. По итогам рассмотрения заявитель получит решение комиссии, а также сообщение о постановке в очередь. Если комиссия отказала по незаконному основанию – нужно обжаловать такой отказ в суде.

Некоторые субъекты уже внедрили электронные очереди по нуждаемости и другим социальным программам. С их помощью можно быстро просматривать результаты рассмотрения документов.

Очередь на льготу

После того, как заявителя включили в очередь, начинается самый длительный этап – ожидание льготы. Проверить продвижение очереди можно разными способами – по телефону, лично на приеме у специалиста или в электронном виде через интернет, если сайт администрации уже внедрил такую услугу.

Ускорить очередь можно только путем изменения своего статуса на более приоритетный. Какой именно – определяет местная власть. Например, многодетные пары с 3 и более детьми получают жилье быстрее, чем с 1-2 ребенком. Во внеочередном порядке также расселяются инвалиды и наименее социально защищенные граждане.

Следует помнить, что в общей очереди могут формироваться «внутренние» очереди из внеочередных категорий. Таким образом, ожидание может растянуться на много лет.

Само по себе официальное положение нуждающегося в улучшении жилищных условий мало что дает. Он необходим для последующего оформления льготы, однако ожидание своей очереди на практике затягивается на несколько лет. Ускорение продвижения по ней маловероятно – обстановка постоянно меняется. Поэтому имеет смысл ознакомиться на нашем портале с иными вариантами субсидий, которые предусмотрены законом.

Приобретение собственного жилья или улучшение уже существующих жилищных условий не каждой семье и не каждому гражданину оказывается по карману. При этом рассчитывать на материальную помощь со стороны государства могут только те граждане, которые попадают под определенные льготные категории.

Общая информация о субсидировании

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище, а также не может быть его лишен в произвольном порядке.

Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.

Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.

Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

Что такое субсидия

Понятие субсидии на улучшение жилищных условий или приобретения в собственность жилого помещения представляет собой сертификат, который предоставляется на безвозмездной основе гражданам.

Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на определенные нужды. При этом если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет.

На руки граждане средства не получают, только переводят их на счет продавца жилого помещения при приобретении или на счет компании, которая осуществляет строительство жилья.

Местные, областные или федеральные органы власти строго ведут учет средств, а также осуществляют контроль по их целевой трате. В случае если граждане расходуют средства не по назначению или обналичивают их мошенническим путем, то сертификат отзывается, а право на его получение утрачивается.

Кому положены субсидии

Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.

К таким категориям относятся:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • многодетные семьи;
  • молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
  • инвалиды;
  • военнослужащие и другие категории.

В целом все категории можно объединить в одну большую группу – нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.

Если гражданин льготной категории не признан нуждающимся в материальной помощи со стороны государства, то он не имеет права на получение такой помощи.

Процедура признания нуждающимися

Согласно действующему законодательству, нуждающимися могут быть признаны следующие категории граждан:

  • не имеющие в собственности жилого помещения и никто из членов семь не является собственником помещения;
  • или не являющиеся нанимателями жилого помещения, не являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения;
  • имеющие в собственности жилые помещения, которые не удовлетворяют требования по нормам, установленным для жилых помещений;
  • не являющиеся нанимателями жилья по договору соцнайма;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма или собственниками такого помещения, где на каждого члена семьи приходится меньше установленной нормы квадратов жилья;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма помещения или собственником такого помещения, в котором проживает несколько семей, один из членов семьи которой тяжелобольной с хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно. При этом семья не должна иметь другого помещения, занимаемого по договору соцнайма или на праве собственности.

Нормы допускают ситуации, когда у нескольких членов семьи есть в собственности жилые помещения.

В этом случае для расчета нормы жилого помещения на человека учитывается суммарная площадь всей собственности.

Пример расчета

Например, семья состоит из 4 человек, при этом у одного из них есть в собственности комната, площадь которой составляет 9 квадратных метров, а у другого – 12 квадратных метров. Суммарно – 21 квадратный метр.

Этой площади не хватает на 4 членов семьи, поэтому семья может быть признана нуждающейся.

Норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 кв. м. Все семьи льготных категорий, которые не располагают такой площадью на каждого члена семьи, признаются нуждающимися.

При этом для отдельных категорий нуждающихся граждан учетная норма площади может быть увеличена, например для ветеранов — 18 кв.м.

Как получить статус нуждающихся в 2020 году

Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.

При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.

Если гражданин рассчитывает на субсидировании из-за ветхого или аварийного жилья, то для оценки качества жилого помещения обязательно выезжают специалисты. Составленный ими протокол может быть обжалован в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

Размер выплат

Размер материальной помощи устанавливается для каждой категории граждан отдельно.

Однако есть установленные нормы, на которые опираются федеральные и региональные органы власти при установлении размера субсидирования.

Нормативы выделения средств

Так, при улучшении жилищных условий учитываются уже существующие условия для проживания и категория льготности у граждан.

Например, военнослужащим положены выделения средств из расчета:

  • 33 квадратных метров на семью из одного человека;
  • 42 квадратных метра на двух человек;
  • по 18 квадратных метров на семью, состоящую из трех и более человек.

В случае с ветеранами ВОВ норматив применяется из расчета – 33 квадратных метра, поскольку сертификат выдается строго на самого ветерана, а не на всю его семью.

Программы жилья для молодых семей в каждом регионе свои, однако и они соответствуют нормам – на каждого члена семьи не должно приходиться менее установленной жилищной нормы.

Что влияет на сумму сертификата

Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.

Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.

Ознакомиться с действующими жилищными программами можно непосредственно в местной Администрации или отделение Жилищного фонда по месту жительства, а также из официальных источников.

Документы для получения сертификатов

Субсидии на улучшение жилищных условий предоставляются только по требованию, носят заявительный характер.

Если гражданин или семья самостоятельно не обратятся за получением сертификата, то уведомлять их о возможности органы власти не обязаны.

При составлении заявления необходимо приложить следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (для детей до 14 лет – свидетельства о рождении, для лиц старше 14 лет – паспорта граждан РФ);
  • выписки из похозяйственных или домовых книг за последние несколько лет (обычно не менее 5 лет);
  • выписки с лицевых счетов всех совершеннолетних членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся в собственности жилые помещения или документы, подтверждающие отсутствие собственности;
  • документы, подтверждающие право на получение сертификата.

В последнем случае все индивидуально. Так, молодым семьям необходимо предоставить копию свидетельства о браке, ветеранам ВОВ – удостоверение ветерана ВОВ, малоимущим – справки о доходах.

С актуальным перечнем документов, необходимых для постановки на учет на получение средств, можно ознакомиться в местной Администрации по месту жительства.

Порядок получения сертификата

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

  1. Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
  2. Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания если это необходимо.
  3. Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат – всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная – для каждого региона своя.
  4. Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения – на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
  5. Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.

Если речь идет о региональных выплатах, то каждый регион самостоятельно устанавливает сроки отчетов. Если же выплаты федерального назначения, то сроки по ним прописываются в федеральных нормативно-правовых актах, но контролируются региональными уполномоченными органами власти.

Очереди на получение средств

Как правило, постановка во всероссийскую очередь подразумевает присвоение порядкового номера в очереди на получение средств.

При этом федеральный бюджет на каждый регион выделяет ежегодно определенную сумму, которая направляется на жилищные сертификаты.

В этом случае помимо всероссийской очереди производится постановка в региональную очередь, когда средства распределяются в порядке очередности всем зарегистрированным гражданам и семьям.

Пример распределения

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

Проблематика

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

Последние изменения

В 2019 году для сотрудников Росгвардии были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

Работники ВВОХРа, СОБРа и ОМОНа при переводе в федеральное подразделение Нацгвардии получат жилплощадь от государства. Здесь предусмотрены такие возможности:

  1. Предоставление готовой квартиры.
  2. Выдача субсидии для покупки жилья.
  3. Использование военной ипотеки.

Ранее такие льготы предоставлялись только военнослужащим внутренних подразделений. Сотрудники полиции ( к которым относятся указанные выше работники) таких прав не имели.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Как встать на очередь по улучшению жилищных условий?

Постановка на жилищный учет осуществляется:
1. Граждан – жилищными управлениями органов местного самоуправления по месту жительства;
2. Военнослужащих МО (сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры и т.д.) –жилищными комиссиями соответствующей структуры.

Постановка на жилищный учет носит заявительный характер. Для этого необходимо обратиться в жилищное управление органа местного самоуправления (для граждан) либо в жилищную комиссию по месту службы, работы (для военнослужащих, служащих МВД и пр.), там же должны предоставить перечень необходимых документов. Дело в том, что данный перечень утверждается нормативными актами органов местного самоуправления либо соответствующих ведомств. Срок рассмотрения заявления о постановке на учет –как правило составляет 1 месяц. В случае отказа в постановке на учет дается письменный отказ, который можно обжаловать в судебном порядке в трехмесячный срок.

Признание нуждающимся
Согласно ст. 49 ЖК РФ право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют право:
1. Малоимущие граждане
2. Иные категории граждан, определенные федеральным законом и признанные нуждающимися в получении жилья.

К нуждающимся гражданам относятся (в соответствии со ст. 51 ЖК РФ):
— гражданин не должен являться членом семьи собственника жилого помещения;
— жильё не пригодно для проживания (в соответствии с требованиями закона);
— гражданин имеет заболевание, которое внесено в перечень, утвержденный Постановлением Правительства;
— гражданин не обеспечен жилой площадью согласно установленных норм.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своих определениях от 07.06.2016 года № 49-КГ16-8 и от 14.06.2016 года № 60-КГ16-3 «для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях».
Термин «нуждающиеся» в этом определении является ключевым, порядок признания таковыми определен ст. ст. 49- 59 Жилищного кодекса РФ, а так же региональным законодательством субъектов РФ, поэтому граждане вынуждены проходить процедуру признания нуждающимся в получении жилья. С учетом того, что жилищные правоотношения являются длящимися, такие права могут утрачиваться и со временем возникать вновь. В этом тоже есть своя проблема: допустим, когда отказывают в постановке на жилищный учет в связи с «намеренным ухудшением жилищных условий» (статья 53), когда у гражданина было жильё, а он его отдарил родственникам, здесь отказ администрации будет законным в случае если не прошло 5 лет. А вот когда гражданин имел право унаследовать какое-то жилое помещение и отказался от этого, то применять данную статью органы власти не в праве, такие решения об отказе в постановке на жилищный учет подлежат отмене в судебном порядке, срок исковой давности 3 месяца.
В случае признания гражданина нуждающимся он попадает под действия законодательства, регулирующего Порядок выделение жилья.
Нормы нуждаемости и выделения жилья различны по своему правовому содержанию и определяются региональными и местными властями, в каждом регионе они свои, нормы обеспеченности варьируются от 9 до 15 м2, нормы выделения от 10 до 18 м2. Расчет квадратуры жилой площади на одного человека производится исходя из положений ст.50 ЖК РФ. Все совместно проживающие родственники юридически уже считаются членами семьи. Вся жилая площадь, в том числе унаследованная, подаренная, находящаяся в селе, деревне, другом городе суммируется и делится на всех членов семьи, проживающих совместно. Полученное выражение и будет являться нормой обеспеченности на одного человека.

Особенности некоторых законодательных актов по обеспечению жильём
ФЗ «О Ветеранах» содержит ограничения в выделения жилья для ветеранов боевых действий (под п.3) п.1 ст.16), инвалидов боевых действий (под п. 4 п.1ст.14) и членов семей погибших ВБД (под п. 4) п.1ст.21) в виде срока ограничения постановки на жилищный учет, а именно: тем кто встал на учет до 1 января 2005 года выплаты на приобретения и строительство жилья предусмотрены, тем, кто после указанной даты — нет.
Размер выплат производится из стоимости одного квадратного метра, утвержденного Минстроем России (по каждому региону своя стоимость Приказ Минстроя России от 28.12.2015 N 951/пр) и нормы положености, которая закреплена в ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» и составляет 18 м2 на одного человека. Члены семьи во внимание не берутся и при выделении денежных средств не учитываются. Тогда в соответствии с п. 3.2 ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» органы власти, по месту учета на жильё, формируют заявку с целью выделения денежных средств (субвенции) на получение жилья нуждающемуся. Согласно учетных норм указанных в ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» (18 м2 для ветеранов, инвалидов БД, членов семей погибших).

Для ветеранов ВОВ и членов семей погибших ВВОВ, для выделения жилья действует указ Президента РФ от 7 МАЯ 2008 Г. N 714 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 — 1945 ГОДОВ» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. №30),который наделяет всех ветеранов ВОВ правом получения один раз (нуждающихся, кто ранее не получал жилье как ВВОВ) без учета срока постановки на жилищный учет. Норма из учета стоимости 36 м2 на одного ветерана.

ФЗ РФ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС» (чернобыльцы, и сюда относится категория подразделения особого риска).
В соответствии с п. 1) ст. 15 указанного ФЗ, лица из числа данной категории обеспечиваются жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (норма 18 м2, срок постановки на жилищный учет во внимание не берется).

ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». (дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа).
Согласно ст. 8 ФЗ, данной категории однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Приватизировать это жилье могут после 10 лет проживания после перевода жилья в социальный фонд. Те кто стол на очереди до 1 января 2013 года получают жильё по договорам социального найма и могут его сразу приватизировать, а так же сохраняют право на получение жилья вне очереди в соответствии со с п. 2 ст. 57 ЖК РФ ( в связи с разъяснениями высших судов и сложившейся судебной практика лица имеющие право на получение внеочередного жилья обеспечиваются им без всякой очередности).

Кроме перечисленных есть еще ряд категорий граждан, для которых предусмотрен льготный порядок постановки на учет и выделения жилья и субсидий. Перечень законодательных актов приведен в приложении.
Действия ниже перечисленных ФЗ регулирующих получение жилья в ведомствах не распространяются на очередников, стоящих на очереди на жильё в местных органах власти:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.02.2014)»Об образовании в Российской Федерации»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в…

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ(ред. от 03.02.2014)»О полиции»
Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ(ред. от 03.02.2014)»О Следственном комитете Российской Федерации»
Статья 35. Материальное и социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета
21. Нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета,…

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ(ред. от 03.02.2014)»О статусе военнослужащих»
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в …

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 03.02.2014)»О прокуратуре Российской Федерации»
Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами…

Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ(ред. от 28.12.2013)»О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных …
5. Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади …

Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ(ред. от 28.12.2013)»О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»
Статья 3. Льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг
3. Первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и …

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ(ред. от 28.12.2013)»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму …

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1(ред. от 21.12.2013)»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие …
2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных …

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ(ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013)»О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 6. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ(ред. от 25.11.2013)»О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1(ред. от 25.11.2013)»О статусе судей в Российской Федерации»
Статья 19. Материальное обеспечение судей
3. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными …
Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1(ред. от 02.07.2013)»О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
Статья 5. Льготы по приобретению, строительству, содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам
3. Первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилья в домах государственного и муниципального…

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ(ред. от 02.07.2013)»Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
Статья 30. Право на жилище
1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований …
Статья 30. Право на жилище
3. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных…

Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ(ред. от 02.07.2013)»О федеральной фельдъегерской связи»
Статья 10. Социальная защита сотрудника органов федеральной фельдъегерской связи

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ(ред. от 07.06.2013)»О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
Статья 13

Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ(ред. от 04.03.2013)»О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»
Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц
2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях …

Указ Президента РФ от 05.06.2003 N 613(ред. от 07.06.2013)»О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.02.2013)
Обеспечение жилыми помещениями
123. Сотрудники и лица, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятые на учет в органах …

Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941(ред. от 19.03.2013)»О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»
6. Судье Конституционного Суда Российской Федерации не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в с…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *