Проблемы тихого океана кратко

Экологическая устойчивость природных аквальных комплексов начала серьезно нарушаться с 50-х и особенно с 60-х годов XX в., когда наступил этап интенсивного освоения ресурсов Мирового океана, и проблема его загрязнения приобрела глобальный характер. Тихий океан испытывает на себе все те же негативные последствия антропогенных воздействий, что и другие океаны.

переловы рыбы и других морских животных; тепловое, шумовое, нефтяное загрязнения; загрязнение ядохимикатами и бытовыми стоками; радиоактивное заражение и т. д. В результате оказались сильно подорванными биологические ресурсы многих промысловых рыб (сельди, анчоус, лососевые, треска, камбала, палтус и др.), и многие высокопродуктивные районы утрачивают свое значение. Последнее относится не только к окраинным морям (Японское, Южно-Китайское и др.), но и к открытой части океана. Положение усугубляется тем, что подавляющая часть наиболее ценных рыб всю жизнь или большую ее часть проводят в прибрежных водах, где особенно велико загрязнение материковым стоком, содержащим различные отравляющие вещества и патогенные бактерии. Это ведет не только к сокращению видов и популяций, но и к заболеванию рыб, а также и людей. Примером может послужить японский город Минимата, ставший знаменитым тем, что в 1953 г. более ста его жителей заболели неизвестной болезнью. Выяснилось, что они употребляли в пищу рыбу, концентрация ртути в которой в сотни раз превышала допустимую. Болезнь «минимата» повторилась в Японии в 1976 г., она поразила несколько сот человек, в том числе около 70 со смертельным исходом. Высказываются мнения, что массовые самоубийства кашалотов, выбрасывающихся на берег, вызваны действием ртути на их нервную систему и координацию движений. В настоящее время известны и другие заболевания морских животных и людей, связанные с загрязнением вод океана. Во многих прибрежных акваториях велико и тепловое загрязнение, которое возникает в результате сброса в океан отработанных вод тепловых и атомных электростанций. Из-за этого меняется состав биоценозов. Тепловое загрязнение ярко выражено в районе Японских о-вов и у западных берегов Северной Америки. Наибольшее внимание мировой общественности привлекает загрязнение океана сырой нефтью и нефтепродуктами. В этом отношении Тихий океан — наименее загрязненная акватория Мирового океана (если не считать Северный Ледовитый). По танкерной нагрузке он занимает третье место после.

Нефтяной пленкой полностью покрыты Южно-Китайское и Желтое моря, в большой мере зона у Панамского канала, вдоль берегов Северной Америки, течение Куросио, морские подходы к Японии с юга и юго-запада. Возрастает загрязнение нефтью северной части Тихого океана, а это обстоятельство имеет особое значение, так как нефть, разлитая в холодных северных морях, может сохраняться значительно дольше, чем в более южных теплых.

Особое место в рассматриваемой проблеме занимает радиоактивное загрязнение океана вследствие продолжающихся испытаний ядерного оружия под землей, сбросов в океан жидких отходов атомных станций и захоронения радиоактивных отходов в контейнерах на дне океана. Так, максимальная концентрация стронция-90 наблюдается в Тихом океане вблизи атоллов Бикини и Эниветок (в архипелаге Маршалловых о-вов), где США проводили испытания атомного и водородного оружия. Современное состояние океана характерно тем, что основные поля загрязнения от берегов течениями распространяются в открытые районы, поражая наиболее уязвимые экосистемы: коралловые рифы, зоны апвеллинга и т. п. Долгое время океан сам себя полностью очищал, но теперь масштабы загрязнения стали столь велики, что природных процессов уже недостаточно. Возникла необходимость в специальных мерах по охране морской среды, рациональному природопользованию в океане, воспроизводству природных ресурсов и природных условий. Создание охраняемых акваторий (заповедников, заказников, морских парков) занимает видное место среди основных мер по охране океана наряду с рядом ограничений в использовании ресурсов. В государствах Тихоокеанского региона существует наибольшее число охраняемых акваторий. Япония располагает не менее чем 40 функционирующими морскими парками во всех прибрежных природных зонах страны. Один из наиболее известных — парк Окасахара вблизи Токио занимает площадь 463 га. Филиппины имеют не менее 10 парков; наиболее известен здесь парк «Сто островов», расположенный в одном из заливов о. Лусон. Несколько морских резерватов находится на южной стороне Австралийского континента. Но самой главной заботой Австралии является сохранение коралловых экосистем Большого Барьерного рифа. В водах рифа насчитывается не менее 200 видов кораллов, разнообразен мир рыб и других морских животных. Площадь морского парка — 260 тыс. км 2. Сохранение рифа осложняется тем, что в недрах региона имеются запасы остродефицитной для Австралии нефти. Морские парки организованы и другими государствами Тихоокеанского региона (Новой Зеландией, США и др.). Среди наиболее известных — морские парки Гавайских и Галапагосских о-вов. Первый морской заповедник России был создан в заливе Петра Великого (Японское море). Заповедник находится на контакте умеренной и субтропической зон в области холодного Приморского и теплого Цусимского течений. В нем взяты под охрану эталонные участки залива, ведется опытная работа по разведению морских беспозвоночных (устриц, морских гребешков и др.), проводятся экскурсии.

За миллионы лет существования в Тихом океане сформировались устойчивые экосистемы. В них выработались механизмы противодействия разрушительным природным факторам. До поры до времени океанским сообществам удавалось восстанавливаться и после воздействия человека.

Однако, начиная примерно с 1960-х годов, пресс цивилизации стал таким мощным, что водоём оказался не в состоянии с этим справляться. Что ныне сильнее всего разрушает тихоокеанские экосистемы?

Загрязнение отходами

Тихий океан омывает берега десятков государств. Среди них нет таких, которые бы не загрязняли океан (или реки, в него впадающие) бытовыми и промышленными отходами, сельскохозяйственной «химией», нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Особенно весом вклад густонаселённых территорий – Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, США, Мексики. Токсичные отходы и продукты их разложения накапливаются в воде и на дне. Обитатели океана гибнут, отравленные отходами, следом вымирают те, кто был с ними экологически связан.

Впечатляющими примерами стали «мусорные острова» – огромные и плотные скоплениями пластикового мусора, который сносят в некоторые регионы океанские течения. Так, в на севере Тихого океана, между США и Японией образовался огромный остров мусора, площадью побольше Франции! Здесь плавает около ста миллионов тонн твёрдых отходов. Многие медузы, ракообразные, рыбы, черепахи, птицы принимают частицы разлагающегося пластика за планктон, заглатывают и, как правило, гибнут.

Нерациональный промысел

Человечество не может прожить, не используя богатств Тихого океана. Однако неразумная чрезмерная добыча животных, растений и полезных ископаемых истощает их запасы, ведёт к исчезновению видов и целых сообществ, деградации природной среды.

Об этом можно судить по китобойному промыслу. Развитие техники упростило охоту на китов. В 1930-х годах близ Антарктики добывали ежегодно до 46 000 этих животных. Затем популяция самого коммерчески ценного синего кита была выбита, добыча его стала нерентабельной. Китобои переключились на меньшего по размерам кита финвала. Когда и его стало мало, главным объектом добычи стал ещё меньший сейвал. Так в течение 20 лет варварский промысел поставил на грань исчезновения трёх самых крупных животных планеты.

Страны ­– главные добытчики китов не подчиняются международным запретам и ищут всяческие лазейки для их обхода. Скажем, Япония получила разрешение на научный промысел и добыла в 2002 году около семисот китов. Правительство рассказывало экологам о ценности полученных научных данных и клялось в охоте только на многочисленные виды. Однако генетики легко обнаружили в японских ресторанах и супермаркетах еду из тех видов китов, добыча которых категорически запрещена.

Что делать?

Экологические проблемы Тихого океана носят глобальный характер и решить их возможно только усилиями многих стран.

Нужны:

  • международные соглашения, которые будут реально соблюдаться;
  • разработка и широкое внедрение средств очистки жидких стоков;
  • сбор, переработка и повторное использование отходов;
  • научно обоснованное нормирование добычи промысловых видов животных и растений, замена её аквакультурой на морских фермах;
  • увеличение площади охраняемых океанских акваторий, охрана уязвимых видов и сообществ.

На вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства” отвечают директор ОСEANprojects International Ltd, управляющий по развитию бизнеса, капитан дальнего плавания Сергей Васильевич БУБНОВ и советник-консультант по правовым вопросам, юрист по образованию (Auckland University, New Zealand) для OCEANprojects Int. Ltd. Антон Алексеевич БАБКОВ.

— Для наших рыбаков, безусловно, наиболее перспективной и притягательной является южная часть Тихого океана и зона Антарктики.

— Это совершенно оправданно, поскольку там ведется успешный промысел таких видов водных биологических ресурсов (ВБР), как криль, клыкач, краб, ледяная. На подводных хребтах в открытой части океана облавливается эригонус, карась, солнечник, сериорелла, путассу. И, конечно, основной объект добычи – ставрида.

Наряду с этим имеются перспективы для расширения промысла в данных районах, поскольку различные национальные исследования подтверждают наличие запасов ВБР, исчисляющихся десятками миллионов тонн. Безусловно, флот необходимо туда выдвигать. В то же время я совершенно согласен с тем, что частному бизнесу выходить в этот район непросто.

— Как Вы определите степень сложности ведения промысла в южной части Мирового океана?

— Сегодня это не только промысел в открытом океане, но это, прежде всего, сложная, требующая большого опыта комплексная международная сфера деятельности, определяемая законодательствами в отношении территориальных вод, 200-мильных экономических зон, региональных международных организаций по использованию природных ресурсов, законами ООН и многими другими правовыми актами.

Это поле деятельности не только рыбаков, но и государственных структур стран участников, их политиков и дипломатов, юристов и работников министерств, коммерсантов, рыночников и снабженцев, ремонтников и научных работников, экологов и специалистов оперативного, административного, финансового управления флотом, работников иммиграционных служб и служб занятости населения и трудоустройства и многих других.

Тем временем сегодня более 30 государств и международных корпораций заявили о своем намерении или уже начали вести активную промысловую деятельность в юго-восточной части Тихого Океана. И российским рыбакам придется работать здесь, во-первых, в условиях жестокой конкуренции, а во-вторых, при отсутствии организации, которая бы занималась решением комплекса вопросов и задач оперативного управления промысловой деятельностью флота и которая бы имела практический опыт океанического рыболовства и обладала деловыми и правовыми знаниями местного характера.

С 2004 года ведется широкое обсуждение предложений в срочном порядке устранить пробелы в управлении использования рыбных ресурсов на юге Тихого океана. Эти дискуссии ведут к созданию Южно-Тихоокеанской региональной организации по управлению и использованию рыбных ресурсов (SPRFMO), которая намерена действовать в регионе в дополнение к CCALMR (Антарктической организации по использованию и сохранению рыбных ресурсов). Предполагается, что основной задачей SPRFMO (www.southpacificrfmo.org – очередная международная конференция проходила в период 02-14 ноября 2009 года в г. Окленд, Новая Зеландия) будет обеспечение сохранности рыбных ресурсов южной части Тихого океана и регулирование их использования. Также очевидно, что SPRFMO будет являться международной организацией, функции которой аналогичны тем, которые в настоящее время выполняются как АНТКОМ (www.ccamlr.org), так и национальными организациями стран региона, осуществляющими контроль за использованием рыбных ресурсов в 200-мильных исключительных экономических зонах.

— Какие пути решения проблем ваша компания может предложить российским рыбакам, решившим отправиться на Юг?

— Приоритетами нашей деятельности являются три направления. Первое – OCEANfisheries, – решение вопросов регионального управления промысловой деятельности флота в районах Юго-Запада Тихого океана, Антарктики и Юга Индийского океана. Второе – OKEANtehnology – использование современных технологий интеграции промысловой и традиционной электронной картографии, данных судового рыбопоискового и промыслового оборудования и современных баз данных объемной топографии океана в режиме реального времени и событий. Комплект такого оборудования экспонировался 8-10 сентября 2009 года на выставке во Владивостоке, которая проходила в рамках IV международного конгресса рыбаков (см. фото). Третье направление – OCEANseafoods – это экспорт рыбопродукции на рынки Австралии, Юго-Восточной Азии и Европы.

Исходя из этого, мы предлагаем для решения проблем, обозначенных выше, несколько вариантов сотрудничества.

Например, создание нового коммерческого предприятия (международной корпорации), которое бы занималось решением вопросов регионального управления деятельностью промыслового флота. Это управляющая компания, созданная как корпорация, зарегистрированная в Австралии и/или Новой Зеландии на основе инвестированного акционерного капитала. Собственниками организации могли бы стать как судовладельцы рыболовных судов, уже работающих в данном регионе, так и те, которые имеют намерение сделать это в ближайшем будущем.

Второй вариант – это использование заинтересованными сторонами услуг «Ocean Projects International», – компании, базирующейся в Новой Зеландии и Австралии, специалисты которой имеют 30-летний опыт работы в регионе, включая оперативное управление рыболовными судами по следующим направлениям:

— обеспечение данными о рыбных ресурсах, районах промысла и результатах промысловой деятельности – прошлое, настоящее, будущее;

— обеспечение соблюдения правил рыболовства и безопасности мореплавания;

— оперативное планирование и управление флотом;

— обслуживание в портах, ремонт и модернизация;

— выгрузка продукции, замена экипажей и решение иммиграционных вопросов;

— регистрация и сертификация судов (в отношении требований к выпускаемой продукции).

При любом варианте партнерства судовладельцы смогут сохранять контроль над управлением своими судами и право собственности на улов и произведенную на своих судах продукцию. Мы были бы рады налаживанию партнерских отношений с российскими рыбопромышленниками и готовы не только помочь им вести здесь бизнес, но и предостеречь их от многих ошибок.

Будет очень жаль, если история вновь повторится. Как известно, в конце 70-х прошлого века русские рыбопромышленники основывали совместные предприятия (СП) по всему миру, чтобы совместно c партнерами стран, где основывалось СП, управлять промысловой деятельностью и обеспечивать базирование флота. Однако со временем деятельность СП стала иметь серьезные недостатки. Владельцы судов, входящие в совместные предприятия с участием местных партнеров, утеряли контроль в отношении коммерческой и оперативной деятельности СП и промысловых судов, так и не овладели знаниями местного рынка, утратили понимание проблем и видение путей их наиболее рационального решения. В итоге прибыль российских рыбопромышленников, флот которых работал для СП, вышла на тот минимум, который не является адекватным по отношению к стоимости вложенных ими средств. По заключению специалистов Соврыбфлота, в 1990 году разультаты работы русских рыбопромышленников в СП были признаны убыточными.

Наша идея сотрудничества кардинальным образом отличается от идеи создания СП. Основываясь на партнерстве с вновь созданной организацией или с ОСEANprojects Internatinal Ltd., принять решение о промысле на юге судовладелецы смогут с большей уверенностью и меньшим риском. Причем для них не будет надобности самостоятельно изучать все тонкости местных условий ведения бизнеса или самостоятельно обеспечивать работу судов и экипажей. С помощью вновь созданной организации и/или ОСEANprojects Internatinal Ltd. судовладельцы будет иметь возможность использовать инфраструктуру государства базирования: по вывозу продукции, по обеспечению и снабжению флота, по безопасности мореплавания, по другим необходимым направлениям, включая ремонт.

Кроме того, у нас налажено взаимодействие с местными органами власти и многими коммерческими структурами. При желании со стороны судовладельца мы можем дополнительно привлекать к работе специалистов различных профилей – экономистов, юристов, бухгалтеров и прочих. Одним словом, можно использовать всю местную инфраструктуру. И мы готовы развивать ее дальше, под нужды того флота и тех судовладельцев, которые придут работать на юг.

Но самое главное, что при таком партнерстве, которое мы предлагаем, судовладелец полностью сохраняет и контроль над своим флотом, и контроль над продукцией. Если в совместных предприятиях, о которых я уже упоминал, продукция сразу подпадала, как говорят новозеландцы, «под корону» и судовладелец никак ею не распоряжался, то здесь она остается в распоряжении судовладельца. И ему решать, поставлять ее на местный рынок или вывозить. Мы лишь предлагаем ему варианты, когда делаем для него расчеты его прибыли, даем рекомендации по оптимизации затрат и снижению потерь. Кстати сказать, благодаря той программе, которую мы представляли во Владивостоке (www.ocean-technology.net), новозеландские компании снизили потерю орудий лова практически до нуля. Отсутствие потерь орудий лова является одним из важных критериев для сертификации промысла Морским Попечительским Советом (Marine Stewardship Council). И хотя сертифицировано уже 10% мирового рыболовства, в России пока нет сертифицированных рыбопромышленных предприятий активного морского рыболовства. Для обозначения значимости сертификации приведу пример. В Новой Зеландии полностью сертифицирован промысел новозеландского макруронуса (он является прямым конкурентом русской продукции из минтая), а это 150 000 тонн ежегодного вылова. Результатом сертификации макруронуса по стандартам MSC является повышение конкурентоспособности продукции на рынках Европы, США, Азии, увеличение ее цены на 30% и около $70 миллионов долларов дополнительной прибыли ежегодно. В таком результате заинтересовано и государство, и рыбопромышленники. Новозеландские рыбаки также проходят процедуру сертификации промысла клыкача в Антарктике по стандартам MSC. В то же время одним из главных препятствий для достижения необходимого уровня конкурентоспособности работы (включая экологичность промысла) российского добывающего флота на юге как раз и является низкий уровень соблюдения жестких требований экологической безопасности – в том числе и по причине потери орудий лова вследствие недостаточных знаний промысловых районов и особенностей работы в них.

— Какие конкретные задачи оперативного управления вновь созданная управляющая компания и/или «Ocean Projects International» будет выполнять?

— Говоря коротко, характеристики, роль и задачи управляющей компании могли бы быть следующими.

Она может быть создана как акционерное предприятие с инвестируемым акционерами капиталом, зарегистрирована в Новой Зеландии и Австралии, по мере необходимости с филиалами или агентствами в других странах юга Тихого океана.

Организация должна быть вовлечена в оперативное управление судами, имеющими лицензии и/или рыболовные разрешения на право ведения промысловой деятельности в регионе от имени судовладельцев и их стран.

Одновременно с оперативным управлением промыслового флота она может обеспечивать и управлять проведением научно-исследовательских работ как в отношении уже известных рыбных ресурсов региона, так и новых исследований.
При инвестировании в научно-исследовательские проекты и проекты развития организация создает системы учета материальных средств, затрачиваемых на эти цели, и обеспечивает право их возврата как капитала, что может дать возможность приобретения юридических прав на использование рыбных ресурсов региона.

Организация обеспечивает работу на берегу по созданию высокого качества инфраструктуры (ремонт, транспорт, снабжение, соблюдение международных и местных, морских и рыболовных правил, правил безопасности мореплавания), которая постоянно доступна для промысловых судов.

Организация выстраивает отношения с местными бизнес-структурами и местными органами власти по созданию деловых отношений в интересах промысловых судов, их владельцев и экипажей.

Управление на местном региональном уровне является, на наш взгляд, наиболее важным аспектом обеспечения прибыльности промысловой деятельности, ее экономической безопасности, долгосрочной и экономически выгодной для России стратегической и геополитичекой стабильности.

В Тихом океане на протяжении миллионов лет выработались мощные механизмы защиты от разрушительных факторов. До середины прошлого столетия крупнейший водоем планеты самостоятельно восстанавливался после негативного воздействия извне, но стремительное развитие цивилизации постепенно истощило его силы.

Загрязнение вод и другие экологические проблемы Тихого океана нельзя игнорировать, иначе вскоре человечество столкнется с катастрофой, которой будет невозможно противостоять.

Вышки в океане загрязняют воду и атмосферу.

Экологические проблемы Тихого океана

Состояние акватории Тихого океана сегодня находится в плачевном состоянии. Главной причиной экологических проблем является антропогенный фактор, т. е. деятельность человека.

Технологические аварии

Тихий океан – самый крупный водоем на планете, являющийся резервуаром для более половины ее водных ресурсов. Его акваторию регулярно пересекают тысячи танкеров, перевозящих большие объемы нефти и нефтепродуктов.

В случае аварии или другой непредвиденной ситуации на грузовом судне происходит разгерметизация, из-за которой тысячи тонн нефти попадают в воду, загрязняя окружающую среду.

В 1989 г. вблизи Аляски произошла крупная катастрофа с американским танкером Exxon Valdez, перевозившим 1,2 млн баррелей нефти. В результате крушения из грузового судна вылилась пятая часть его содержимого (около 240 тыс. баррелей). Вокруг места аварии образовалось нефтяное пятно площадью 28 тыс. км², растянувшееся вдоль побережья Аляски на 2 тыс. км.

Крушение Exxon Valdez больше 30 лет считалось крупнейшей техногенной катастрофой в тихоокеанских водах, пока в 2010 г. в Мексиканском заливе не произошел взрыв на плавучей буровой установке Deepwater Horizon, повлекший за собой разлив 5 млн баррелей сырой нефти. Нефтяное пятно растянулось на 75 тыс. км², загрязнив 1770 км побережья.

Разливы нефти менее крупных масштабов сегодня не редкость. Ликвидация их последствий занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Такие катастрофы приводят к нарушению экологического равновесия в регионах бедствия и гибели десятков тысяч представителей фауны.

Тихий океан омывает берега сотен крупных и малых государств. Их население регулярно загрязняет водоемы, впадающие в него, бытовыми и промышленными отходами. Наибольший вред прибрежным водам причиняют Мексика, США, Китай, Япония и другие густонаселенные страны.

Отрицательное воздействие на экологию оказывают средства бытовой химии. Остатки стиральных порошков, гелей для мытья посуды и других продуктов химической промышленности из водопроводных труб стекают в реки и моря, проникая затем в океанические воды.

Моющие средства опасны тем, что содержат полимеры, негативно влияющие на экологию.

Удобрения, гербициды и инсектициды, используемые человеком в сельскохозяйственной деятельности, через почву попадают в сточные воды, а из них – в океан, загрязняя его тяжелыми металлами.

Угрозу для экосистем океана представляет пластик, который тоннами выбрасывают жители прибрежных стран, а также пассажиры круизных лайнеров, рабочие рыболовецких суден и прочего морского транспорта.

Пластиковые упаковки не разлагаются. Под действием океанических течений они собираются в большие кучи мусора, образуя целые острова.

Проблемой для экологии являются атомные станции. В результате их работы образуются радионуклиды, которые через сточные воды попадают в океан, а затем разносятся течениями по всей его акватории.

После аварии на японской АЭС «Фукусима-1», случившейся в 2011 г., произошел выброс в атмосферу изотопов стронция, плутония и цезия – тяжелых металлов, представляющих опасность для всего живого на планете.

С помощью воздушных потоков они попали в Тихий океан, вызвав массовую гибель представителей глубоководной фауны.

Отрицательно влияют на экологию ядерные испытания в Тихом океане и захоронения на его дне радиоактивных отходов. Эти действия, проводимые правительствами некоторых стран, усугубляют и без того сложную ситуацию.

Токсичные отходы, которые скапливаются в океане, отравляют воду, провоцируя гибель не только водных обитателей, но и тех, кто связан с ними пищевой цепью.

Например, загрязнение приводит к снижению численности, а иногда и вымиранию популяций морских птиц, поскольку они питаются отравленной токсинами рыбой.

Морские обитатели в опасности.

Нерациональный промысел и браконьерство

Использование океанических ресурсов для хозяйственных нужд практикуется издавна. Но с началом развития техники оно достигло небывалых размеров, став причиной сокращения и исчезновения целых популяций.

Из-за нерационального промысла в 1930-х гг. едва не исчезли синие киты. Охота на них в северной части океана велась в промышленных масштабах.

Добычей китобоев ежегодно становились до 46 тыс. особей. Когда этих млекопитающих стало мало, охотники переключились на ловлю финвалов, а после уменьшения и их популяции – на сейвалов.

Жадность людей привела к тому, что к середине XX в. на грани исчезновения оказались 3 самых больших вида млекопитающих на Земле.

Сегодня охота на китов ограничена, но в некоторых странах находят возможности обхода запрета и продолжают варварский промысел. Например, Япония в 2002 г. получила разрешение на ловлю китов для научных исследований.

Прикрываясь благими намерениями, местные китобои выловили более 700 млекопитающих, мясо которых потом было обнаружено в японских ресторанах и магазинах.

Но не только китам грозит вымирание. По вине браконьеров уменьшилась численность трески, лосося, анчоусов и других промысловых видов. Сокращение их количества становится причиной голода крупных хищных рыб и нарушает состояние экосистемы.

Браконьерство также наносит большой вред Тихому океану.

Мусорное пятно в водах океана

В северной части океана из пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, металлических крышек и других отходов, выбрасываемых людьми в воду, сформировался мусорный континент, размеры которого настолько велики, что его можно увидеть из космоса.

Ученые называют его Большим тихоокеанским мусорным пятном. Его точная площадь неизвестна, но исследователи допускают, что она может достигать 1,5 млн км², вмещая в себя 100 млн т отходов антропогенного происхождения.

Мусорное пятно сформировано и удерживается водоворотом, образованным Северо-тихоокеанской системой течений. Здесь собраны синтетические отходы из прибрежных вод США, Канады, Японии и других стран, омываемых океаном. Поскольку мусор, из которого образовано скопление, не разлагается, размеры континента с каждым годом увеличиваются.

Синтетические отходы представляют опасность для обитателей океана: принимая мелкие пластиковые частицы за планктон, рыбы и медузы заглатывают их, а затем погибают от удушья или проблем с пищеварением.

Более крупный мусор (кольца и крышки от бутылок, одноразовые зажигалки) нередко находят в желудках погибших черепах, альбатросов и других животных и птиц.

Пути решения проблем

Преодолеть экологические проблемы, которые сегодня наблюдаются в самом большом океане мира, можно только совместными усилиями.

Для этого необходимо:

  • разработать международные соглашения и четко их выполнять;
  • регулировать промышленный вылов рыбы, бороться с браконьерством;
  • контролировать сбор, утилизацию и переработку пластиковых отходов;
  • обеспечить охрану рыб и млекопитающих, находящихся на грани исчезновения;
  • увеличить площади заповедных территорий в бассейне океана;
  • формировать у населения стремление беречь экологию.

Чтобы снизить уровень загрязнения гидросферы, цивилизованные страны отказываются от выпуска пластика или вводят дополнительные налоги на его производство и реализацию.

Многие американские, европейские и российские супермаркеты перестали упаковывать товары в полиэтиленовые пакеты или подняли на них цены. В результате спрос на такую продукцию упал в несколько раз.

Меры, направленные на снижение производства и потребления синтетических материалов, позволяют уменьшить количество отходов, выбрасываемых в акваторию океана, и облегчить решение существующих в нем экологических проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *