Прокурорский протест

Одной из основных функций прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.

Цель надзора – обеспечить верховенство закона, укрепить законность, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. органами военного управления. органами контроля. их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов – общий надзор.

В ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора в сфере общего надзора. Полномочиями прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов. организовывать проверки и проводить ревизии.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными органами и должностными лицами:

— освобождает своим постановлением лиц, назаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— вносит представления об устранении нарушений закона.

В 1999 году перечень форм прокурорского реагирования дополнен предостережением о недопустимости нарушения Закона.

Протест прокурора (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица(законодательного органа). в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо привидении его в соответствии с законом.

Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах. требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержатся юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.

Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежат безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.

При рассмотрении представления коллегиальным оганом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.

Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Постановление прокурора (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Виды постановлений прокурора: постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о производстве об административном правонарушении.

Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В случае же. если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности. о чем выносится мотивированное постановление.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на наличие, сведений о готовящихся противоправных действиях. в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закон выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам. в отношении которых оно вынесено.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Предостережение состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, изложенных в перечисленных актах, влечет наложению штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. Штрафу в размере 10 минимальных размеров оплаты труда может быть подвергнуто, кроме того, должностное лицо. не явившееся (без уважительных причин) по вызову прокурора для дачи объяснений.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Законодательство РФ определяет следующие акты прокурорского надзора: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление. Полномочия прокуроров реализуются на основе актов прокурорского надзора.

Что представляет собой протест?

Протест приносится после незаконного правового акта в орган или должностному лицу, который издал соответствующий акт. Основной задачей становится устранение нарушения законодательства РФ.

Законодательство не определяет обязательной структуры и особенности содержания протеста. Данные вопросы решаются прокурором. Несмотря на это, прокурорская практика привела к появлению обязательных пунктов документа:

  • Официальное название документа «Протест».
  • Указание на государственный орган или должностное лицо, которое допустило правонарушение при издании правового акта.
  • Наименование акта, по поводу которого должен быть принесен протест.
  • Исходящие данные документа: номер, дата заполнения.

В обязательном порядке предполагается наличие содержательной части, так как она требуется для полного описания существующей проблемы. Содержательная часть включает в себя:

  • Цитирование правовых документов разного формата, которые подтверждают противоречие действующему законодательству РФ.
  • Обоснование протеста с юридической точки зрения для раскрытия сути нарушения.

Обязательной является заключительная часть, в которой прокурор должен требовать полной или частичной отмены правового акта, опираясь на особенности действующего законодательства РФ. Предполагается обязательное рассмотрение протеста не позднее установленного срока (десять дней с момента поступления письменного документа). Протест должен содержать подпись прокурора или его заместителя.

При рассмотрении протеста прокурор получает предварительное оповещение, в котором содержится точная дата проведения запланированной процедуры.

Законодательство РФ позволяет прокурору обратиться в суд с официальным заявлением и решать существующий вопрос на другом уровне. Закон не включает описание случаев, когда нужно использовать протест, а когда – судебное заявление. В большинстве случаев решение принимается на основе особенностей отношений с органами представительной, а также исполнительной власти.

В суд лучше обращаться, если прежде прокурор сообщал о нарушении законодательства, но его обращения были полностью проигнорированы. Обращение в суд также целесообразно, если акт принял коллегиальный орган и отмена силы документа должна произойти в самое ближайшее время, сроки созыва представительного органа не соответствуют потребностям прокурора.

Что представляет собой представление прокурора?

Представление – акт прокурорского надзора. Предполагается использование документа для правомерного устранения нарушений на законодательном уровне. Особенности использования представления прокурора регулируются статьями 24, а также 28 Закона о прокуратуре.

Представление, прежде всего, ориентировано на превентивную роль документа. По данной причине предполагается обязательное устранение причин и условий, которые приводят к правонарушающему поведению. Ориентируясь на обстоятельства, можно обобщать материалы о нарушения законодательства РФ. Несмотря на это, представление может быть направлено на устранение имеющегося нарушения законодательства РФ.

Если незаконный правовой акт должен быть отменен, протест нельзя подменять представлением. Таким образом, представление используется для устранения других правонарушений с ориентацией на законодательства.

Представление может быть оформлено и внесено прокурором и его заместителем, после чего передано органу или должностному лицу, от которого зависит устранение правонарушения.

Законодательство РФ предполагает безотлагательное рассмотрение прокурорского представления. Для устранения нарушений, причин и условий неблагоприятных со стороны законодательства, отводится месяц.

Представление обладает особенной структурой, для выработки которой потребовалось много лет практики.

  1. Заголовок представляется в концентрированной форме. Предполагается отражение сути допущенных нарушений. Кроме того, можно оговорить, что представление внесено для устранения законодательных нарушений. Заголовок включает в себя наименование акта и суть корригирующего воздействия.
  2. Затем указывается адресат представления, орган или должностное лицо.
  3. Описательная часть раскрывает нарушения и особенности их обстоятельств. В обязательном порядке проводится юридический анализ нарушения. Рекомендуются ссылки на действующие законодательные акты.
  4. В документе излагается позиция прокурора относительно бездействия должностных лиц, которые проявляют терпимость к правонарушениям.
  5. Прокурор требует устранить правонарушения, причины и способствующие факторы.

Уведомление о рассмотрении выполняется в письменном виде.

Протест и представление: отличия

Протест действует только на действующий правовой акт, нарушающий законодательство РФ.

Представление – это письменная юридическая форма реагирования на нарушения законодательства. Предполагается наличие нарушений иного характера. Представление не используется для правовых актов.

адвокат, советник ФПА РФ 10 июля 2017 г.

Об исполнении адвокатами императивного требования нового Стандарта

Согласно п. 14 Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принятого на VIII Всероссийском съезде адвокатов: «Адвокату следует заявлять возражения против действий председательствующего в судебном заседании при наличии к тому оснований».
Данное положение Стандарта может кардинально изменить сложившуюся процессуальную обстановку в судах.
Адвокаты, участвуя в судебных баталиях, часто сталкиваются с ситуацией, когда председательствующий судья, ведущий свое судно по обвинительному фарватеру, безосновательно снимает допустимые вопросы, отклоняет либо отказывается разрешать обоснованные ходатайства, допускает негативные реплики в адрес стороны защиты и т.д.
В такой ситуации защитник сталкивается с дилеммой выбора: промолчать, дабы сохранить нормальные отношения с судьей и не разозлить последнего перед уходом в совещательную комнату, либо, желая пресечь вредоносные действия, заявить председательствующему болезненный для него протест.
Европейский суд по правам человека в своем постановлении от 15 декабря 2005 г. по делу «Киприану против Кипра» описал это состояние следующим образом: «Очевидным является тот факт, что адвокаты в процессе защиты своих клиентов на судебном разбирательстве, особенно по уголовным делам, могут оказаться в деликатной ситуации, когда приходится решать, выносить или нет жалобы или протест касательно поведения суда, при этом руководствуясь интересами своего подзащитного…» (п. 175).
Следует отметить, что п. 14 Стандарта родился на прочном процессуальном фундаменте.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 243 УПК РФ: «Возражения любого участника судебного разбирательства против действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания».
В соответствии с ч. 2 ст. 156 ГПК РФ: «…В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания…».
В соответствии с ч. 3 ст. 143 КАС РФ: «…В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания».
Квалификационная комиссия г. Москвы сформулировала обстоятельную правовую позицию, оправдывающую использование адвокатом возражений на действия председательствующего: «Квалификационная комиссия не исключает, что в отстаивании интересов доверителя адвокат может проявлять не всегда устраивающую суд активность – заявлять многочисленные ходатайства, возражения на действия председательствующего и т.д., однако это не может свидетельствовать о нарушении адвокатом норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, поскольку такие способы реализации адвокатом-защитником своих процессуальных прав предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством…» (Вестник АП г. Москвы. 2009. № 3–4).
Если ранее адвокаты знали о своем праве заявить возражения на действия председательствующего, то с введением в действие п. 14 Стандарта такое право для адвокатов превратилось в их обязанность.
Это означает, что, как только председательствующий в судебном заседании начинает совершать действия (бездействие), противоречащие требованиям закона и ущемляющие интересы стороны защиты, адвокат обязан их пресечь заявлением возражений.
Форма подачи возражений может быть как устной, так и письменной.
Она может быть устной, если возражения необходимо заявить безотлагательно, а задержка способна привести к негативным последствиям для защищаемых интересов. Например, если судья задал наводящий вопрос свидетелю и с использованием угроз пытался добиться ответа в интересах обвинения. Не исключено, что показания, полученные с нарушением закона, будучи занесенными в протокол суда, могут иметь судьбоносное значение для подсудимого. Не возрази защитник в нужный момент, подсудимый может быть признан виновным в совершении преступления, которого он возможно и не совершал. Молчание адвоката в такой ситуации фактически будет означать оставление подсудимого без защиты.
Возражения можно облечь в письменную форму, если допущенное председательствующим нарушение закона не требует немедленного реагирования. Например, судья рассмотрел ходатайство об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, не в совещательной комнате, а совещаясь на месте, и тем самым не дал ответов на многочисленные доводы ходатайства.
Представляется, что адвокаты должны реагировать путем заявления возражений не на все нарушения уголовно-процессуального закона, допускаемые судом, а лишь на те, которые особенно нетерпимы и причиняют или могут причинить очевидный вред интересам стороны защиты.
Тотальное заявление возражений на все отступления от процедуры судопроизводства может дезорганизовать весь ход судебного разбирательства, породить конфликтную ситуацию и поэтому является контрпродуктивным.
Полагаю, что данное положение Стандарта изменит сложившийся статус-кво во взаимоотношениях между адвокатами и судьями.
Если адвокаты в ответ на нарушения закона, допускаемые судьями, повсеместно начнут заявлять возражения на их действия, то неизбежно возникнет процессуальная напряженность.
Необходимо понимать, что немалое количество судей психологически не готовы нормально воспринимать такое допустимое процессуальное средство как возражения на свои действия, и оно им не придется по нраву.
Вполне возможно, что п. 14 Стандарта в действии способен увеличить поток судебных сообщений в квалификационные комиссии адвокатских палат. Некоторым судьям и раньше казалось, что возражения на их действия есть некая форма нарушения порядка в судебном заседании либо проявление неуважения к суду.
Для понижения градуса противостояния не следует забывать положения ст. 12 Кодекса профессиональной этики адвоката: » Возражая против действий (бездействия) судей и лиц, участвующих в деле, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом».
Возражения должны быть не только деликатными и уважительными по форме, но и обоснованными по содержанию. В них необходимо предельно ясно раскрыть, в чем заключаются нарушения закона, допущенные председательствующим, и привести доказательства этого нарушения.
Наконец, любая критика поведения председательствующего должна быть обозначена адвокатом именно как возражения, предусмотренные ч. 3 ст. 243 УПК РФ, поскольку далеко не все судьи знакомы с такой процессуальной возможностью.
В моей практике был курьезный случай, когда судья Ставропольского краевого суда, выслушав возражения на свои действия, не мог понять, чего от него желает защитник. «Вы мне отвод заявляете?» – спрашивал он. После дополнительных разъяснений, что это просто возражения, которые необходимо приобщить к материалам уголовного дела, он совсем растерялся и в приобщении возражений отказал.
Сами возражения в силу требований процессуального закона подлежат занесению в протокол судебного заседания в целях их использования при дальнейших обжалованиях судебного акта.
Кроме того, возражения могут стать предвестником для заявления в будущем отвода председательствующему согласно положениям ч. 2 ст. 61 УПК РФ, если в результате ряда незаконных решений станет очевидным его заинтересованность в исходе дела.

Судьям следует воспринимать возражения на свои действия также невозмутимо и сдержанно, как подачу адвокатами апелляционных жалоб на вынесенные ими приговоры, понимая, что с введением Стандарта пассивное поведение защитника может быть расценено как дисциплинарный проступок.
Первоначальное возникновение конфликтных ситуаций впоследствии должно привести к стабилизации ситуации во взаимоотношениях между судьями и адвокатами.
Однако важность и необходимость заявлений возражений на действия председательствующего сложно переоценить.
Для суда до провозглашения приговора должен существовать механизм сдержек и противовесов, позволяющий предотвратить злоупотребления полномочиями и нарушения прав граждан.
Массовое заявление возражений на действия председательствующих способно пресечь и избежать такое же массовое нарушение процессуальных прав стороны защиты. Возражения позволят дисциплинировать суд, понудить его рассматривать уголовное дело с большей степенью объективности и беспристрастности, соблюдая принципы состязательности и равноправия сторон.
Кто-то из сторонников консервативной позиции, тем более испытанные почитатели особого порядка подумают или скажут, мол, зачем дразнить бесполезными возражениями тех, кто может назначить штраф, а может и 10 лет лишения свободы.
Вот тут-то и встает важный мировоззренческий вопрос. Адвокат либо защищает, как это предписано ч. 1 ст.7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и основным смыслом нашей профессии, либо просто сидит около своего подзащитного, оказывая последнему моральную поддержку в трудной жизненной ситуации.
При принятии решения, что делать: сидеть сложа руки или все-таки защищать, адвокат обязан учитывать императивное положение п. 14 Стандарта.
Пассивное и созерцательное участие в уголовном процессе, мягкость и уступчивость уже обернулись для адвокатского сообщества сверхнегативными последствиями. Количество обвинительных приговоров, приближающееся к 100%, 66% дел, рассмотренных в особом порядке, и лишь 10% дел, в которых вина подсудимыми не признается, – это грустный тренд нашего времени.
В таких условиях обоснованные заявления в суде: «Ваша честь, я возражаю!» являются мерой не столько необходимой, сколько вынужденной. Поделиться Прямая ссылка на материал: Поделиться: Поделиться

62. Протест прокурора

Самым распространенным актом прокурорского реагирования является протест прокурора , который вносится на несоответствующий закону правовой акт, изданный каким-либо из органов, организаций и должностных лиц, входящих в перечень объектов прокурорского надзора. Опротестовывание незаконных правовых актов – очень важное средство для обеспечения прочности и единства законности в государстве.

Готовить протест могут различные прокурорские работники, но вносится он (т. е. подписывается) прокурором (районным, городским, субъекта РФ, Генпрокурором) или его заместителем. Полномочия в отношении внесения протестов распределяются следующим образом: Генеральный прокурор (и его заместители) вносит протесты на правовые акты, изданные федеральными министерствами, госкомитетами, службами, другими федеральными органами исполнительной власти; прокуроры (и заместители) субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры – на акты, изданные законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ; районные прокуроры (заместители) и приравненные к ним – на акты, изданные органами местного самоуправления, городскими и районными органами контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Протест оформляется по установленной единой форме. В нем указывается, кем и когда был издан противоречащий или несоответствующий закону акт, какому именно закону он не соответствует и почему, выражается требование о частичной или полной отмене этого акта; возможно также требование об устранении вреда, причиненного изданием незаконного правового акта. Противоречие изданного правового акта нормам Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ может состоять в том, что он а) наделяет юридических или физических лиц такими правами или обязанностями, которые запрещены для этих лиц соответствующим законом, или б) лишает этих лиц разрешенных законом прав или полномочий.

Адресаты внесения прокурорского протеста:

– орган или должностное лицо, издавшие противоречащий закону акт;

– вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо;

– суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *