Прописка при части

Регистрация по месту проживания при воинской части возможна в тех случаях, если у военнослужащего нет в собственности жилого помещения и он проживает в служебной квартире, выделенной военной частью. Кроме того, правом на прописку при воинской части обладают и близкие родственники военнослужащего, в частности, это дети, родители, супруг. Членом семьи военнослужащего может быть признан в судебном порядке любой гражданин, который находится на иждивении военного, соответственно, в служебную квартиру можно прописаться через суд. Прописка военных осуществляется по месту нахождения жилого помещения, выделенного для военнослужащего и членов его семьи на условиях служебного или постоянного жилья. Прописка разрешается, если жилье находится в военных городках, на закрытых административных территориях, а также в многоквартирных домах, выделенных жилищным фондом Министерства обороны. Кроме того, прописка возможна и на арендованной квартире, в которой военнослужащий-контрактник проживает с семьей. Оформление регистрации является обязанностью должностных лиц и командования воинской части. Основанием для прописки военнослужащего и членов его семьи при воинской части служит рапорт, подписанный командиром в/ч. Наличие свободных жилых помещений означает возможность фактического проживания военнослужащего и членов его семьи с регистрацией в установленном порядке и в соответствии с учетными нормами жилплощади. Члены семьи военнослужащего могут быть беспрепятственно зарегистрированы по месту фактического проживания даже при наличии прописки на прежнем месте на основании заявления и согласия собственника жилого помещения (должностного лица из жилищного департамента Министерства обороны или командира воинской части). В случае возникновения спора между командованием части и военнослужащим по вопросу получения разрешения на регистрацию родственников, которые, со слов должностных лиц, не могут являться членами семьи или близкими родственниками военнослужащего, необходимо получить официальный отказ в письменной форме и уже на основании него подать исковое заявление в суд. Документы, которые регулируют порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту проживания:

  • Федеральный закон «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27.05.1998 г.;
  • Постановление Правительства от 17.07.1995 г. № 713;
  • Жилищный кодекс РФ, нормы которого регулируют договор социального найма;
  • Гражданский кодекс РФ (ст. 20), определяющий порядок нахождения места жительства военнослужащего.

Какие гарантии дает прописка военных по месту проживания

Прописка в воинской части военнослужащего и членов его семьи предоставляет следующие гарантии:

  • возможность проживания в жилом помещении по договору социального найма в течение всего срока прохождения службы (при этом военнослужащий имеет обязательства по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии и оплате коммунальных услуг);
  • возможность получения детьми образования в дошкольных и средне-образовательных учебных учреждениях;
  • возможность получения бесплатной медицинской помощи в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.

Порядок оформления прописки военных и список документов

Прописка при воинской части предполагает следующий порядок действий:

  1. Подача рапорта командиру воинской части о необходимости регистрации военнослужащего и членов его семьи.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. При получении разрешения на прописку и подписании рапорта – передача документов в паспортный стол по месту нахождения воинской части.
  4. В случае получения отказа в прописке необходимо обратиться в суд с иском, где нужно изложить требование об исполнении обязательств по предоставлению военнослужащему и членам его семьи регистрации по месту жительства и прохождения службы в соответствии с нормами закона.

Прописка несовершеннолетних детей военнослужащего осуществляется без получения дополнительного согласия командования части.

Наличие соответствующей печати в паспорте военнослужащего или члена его семьи является подтверждением прописки в воинской части. Перечень документов, необходимых для оформления регистрации в воинской части, включает в себя:

  • письменное согласие собственника жилого помещения, полученное в воинской части или в жилищном департаменте Министерства обороны;
  • документы, подтверждающие правообладание жилым помещением;
  • оригиналы и копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • заявление, составленное по форме №6, с указанием в нем сведений о воинской части и предоставляемом жилье.

Важно! Пакет документов для получения прописки при воинской части подается лично заявителем. Не допускается передача документов третьими лицами, даже при наличии нотариальной доверенности.

Разрешение на прописку военнослужащего оформляется рапортом, в котором указываются: личные данные заявителя (ФИО), звание военнослужащего, состав семьи, просьба о прописке. В отличие от заявления рапорт составляется в произвольной форме.

Порядок оформления прописки при переводе военнослужащего в другой город

Прописка военного и членов его семьи по новому месту жительства в случае переезда в другой город для прохождения службы по контракту не требует снятия с учета по прежнему месту жительства. Данная процедура осуществляется в процессе регистрации по новому месту пребывания, о чем в заявлении ставится соответствующая отметка. Прописка при воинской части носит уведомительный характер, и в случае отсутствия регистрации у военнослужащего и членов его семьи статья 19.15.1. КоАП предусматривает штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей.

Сохраняется ли прописка в воинской части после увольнения военнослужащего

В случае увольнения ввиду наступления возраста, ввиду заболевания или проведения организационно-штатных мероприятий за военнослужащим и членами его семьи при наличии предусмотренных в законодательстве условий сохраняется право на жилищное обеспечение и регистрацию в жилом помещении. Кроме того, за военным сохраняется право на жилищную субсидию в случае, если он является участником военной ипотеки.

Вопрос:

Здравствуйте! Могу ли я сделать регистрацию проживания при в/ч где я служу по контракту с 2009 года. Дело в том, что у меня имеется Хабаровская регистрация в квартире, где собственником является моя мать, я и мой брат просто прописаны, долю никогда не имели, и в приватизации не участвовали! Родители у меня военнослужащие, до 2008 года мы жили в общежитии В/Ч и были прописаны при части, а 2008 мать получила квартиру 44 кв.метра и по договору соц.найма она являлась собственником а мы просто прописаны, в 2009 году мать эту квартиру приватизировала, и является единственным собственником что подтверждает регистрационный сертификат, а мы также просто прописаны. Сейчас родители переезжают в другой город, недвижимость продали, меня и брата выписали. Получается я сейчас без регистрации. При подаче рапорта на командира части о регистрации меня в части, местный юрист делает отказ, ссылаясь на статью 40 Российского Законодательства. Подскажите, пожалуйста, как мне быть! Заранее благодарен, с Уважением к Вам Сергей!

Сергей, Хабаровск

Ответ:

Сергей, здравствуйте. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих», военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

На основании ч. 1 ст. 31 «Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013), к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Руководствуясь п. 23 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрация военнослужащих осуществляется:

по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Сергей, Вы вправе на регистрацию по адресу воинской части. Неправомерный отказ в осуществлении регистрации Вы можете обжаловать, обратившись к вышестоящему начальнику, в военную прокуратуру, военный суд.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.
Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.
Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.
Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):
– по месту жительства (постоянная)
– по месту пребывания (временная)
К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.
Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.
Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.
В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.
Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.
Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.
Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.
В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345
полковнику А.А. Петрову
Рапорт
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.
Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.
Начальник вещевой службы войсковой части 12345
майор
Т.Иванов
дата
Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.
Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.
Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.
Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.
В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2003 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 1995 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».
Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.
В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.
В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2007 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:
«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).
В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.
Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).
Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».
Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.
В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2007 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:
«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).
Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 1995 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.
Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».
Форма № 6

Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.
Денис Зайков

Военнослужащие, как и все граждане РФ, должны строго соблюдать правила миграционного учёта. Узнаем о тонкостях прописки военнослужащих на территории воинской части (ВЧ) и в служебном жилье.

Достаточно ли прописки при воинской части?

Законодатель обязал всех граждан регистрироваться по месту своего жительства или по месту пребывания. Эта правовая норма касается и военнослужащих. Прописывают военных в жилом помещении, выделяемом для них и членов их семей.

Прописка в ВЧ является полноценным правовым статусом, её наличие полностью покрывает требование закона о регистрации граждан.

Особенности прописки военных:

  • Граждан, призванных на службу, регистрируют в той воинской части, где проходит отбывание воинской повинности.
    Как только солдат демобилизуется, регистрацию аннулируют, и гражданин, закончивший службу, обязан прописаться по новому месту в течение сроков, предусмотренных законом.
  • Военнослужащие регистрируются по месту жительства – в служебной квартире, если не имеют собственного жилья. При этом закон обязывает всех граждан, в том числе и военных, вставать на регистрационный учёт, независимо от их правового отношения к жилью.
  • Военные могут быть прописаны по месту нахождения ВЧ и без предоставления им жилья. Это, прежде всего, касается срочников и контрактников.

Регистрация военнослужащих проводится в служебном или постоянном жилье. За выполнение процедуры отвечает командование части и должностные лица паспортного стола.

Военнослужащего можно зарегистрировать:

  • в военном городке;
  • в доме, относящемуся к жилищному фонду Министерства обороны;
  • на закрытой админтерритории;
  • на съемной квартире.

Законодательство

Постановка военных на квартирный учёт производится на основании общефедеральных законопроектов, так как местные власти не имеют права каким-либо образом менять миграционные законы.

Регулирование регистрации военных производится на основании ведомственных нормативно-правовых актов (НПА), которыми устанавливаются правила несения службы в военных частях РФ, а также общими законами о миграционном учёте.

При прописке военных следует руководствоваться следующими документами:

В соответствии с законодательством, граждане, снятые с квартирного учёта, имеют только семь календарных дней на то, чтобы прописаться (зарегистрироваться) по новому адресу, превышение этого срока влечёт наложение штрафа.

Зачем военнослужащему прописка?

Срочникам никаких особых преимуществ прописка в воинской части не даёт, это всего лишь формальность, регулируемая законом. А вот военные, несущие службу по контракту, имея прописку, получают целый ряд привилегий.

Что даёт прописка военнослужащему и членам его семьи:

  • Появляется вероятность, что служебное жилье перейдет в перспективе в собственность. Это может случиться:
    • после выхода на пенсию;
    • при получении инвалидности в служебное время;
    • при расформировании военной части.
  • Члены семьи военнослужащего смогут получить служебную квартиру в собственность, если он погибнет во время исполнения служебных обязанностей.
  • Возможность трудоустройства членов семьи по месту проживания.
  • Право отдавать детей в муниципальные детсады и школы.
  • Бесплатная медицинская помощь в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях.
  • Получение региональных льгот ­­– если таковые имеются.

Порядок регистрации при воинской части

Военнослужащий, прибыв в часть, не обязан немедленно регистрироваться и вставать на квартирный учёт. Процедура несколько растянута во времени, а её алгоритм будет зависеть от обстоятельств, связанных с получением жилья.

Порядок действий:

  1. Подписание контракта между военным и воинской частью о несении службы.
  2. Прибытие в воинскую часть (в том числе с членами своей семьи).
  3. Получение служебного жилья для проживания.
  4. Если по истечении трех месяцев жилье не будет предоставлено (для военнослужащих, кроме срочников, это единственная причина для прописки по адресу ВЧ), военнослужащий направляет в администрацию воинской части рапорт о прописке его и членов семьи по адресу воинской части.
  5. Военнослужащего ставят на квартирный учёт.

Командование воинской части может не зарегистрировать в ней военнослужащего по следующим причинам:

  • военному, несущему службу по контракту, предоставлено служебное жилье, и он проживает в нём;
  • у военнослужащего имеется в личной собственности жилье – дом или квартира, но он намеренно выписался из него, чтобы получить недвижимость.

Если у военного имеется несовершеннолетний ребёнок, отказ в служебном жилье недопустим ни при каких обстоятельствах. Командиры части обязаны зарегистрировать военнослужащего с детьми временно, пока не будет предоставлено жилье по месту службы.

Особенности прописки военных

Военная служба часто сопряжена с переездами и перемещениями. Военнослужащие при изменении места службы, а равно и члены их семей, должны строго соблюдать квартирный учёт. Узнаем, каковы особенности регистрации военных при разных обстоятельствах.

Перевод из части

Военная служба часто сопровождается переводом из части в часть, поэтому следует учитывать, на постоянную он службу прибыл или на временную. Если военного переводят в часть на долгосрочную службу, у него появляется право сменить адрес квартирного учёта.

По ходу процедуры учитывают, куда осуществляется перевод – в населённый пункт этого же района или в другой регион:

  • при перемещении по региону – прописка не меняется;
  • при выезде за пределы региона – право на перерегистрацию появляется через 90 дней от момента прибытия к месту службы.

При переезде военнослужащего в другой город для прохождения службы, контрактник имеет право не сниматься с учёта по прежнему месту проживания. Сняться с учёта можно по месту прибытия, о чем в заявлении будет проставлена специальная отметка.

Регистрация при воинской части имеет признаки уведомительного характера, но при отсутствии регистрации у военнослужащего, а равно и членов его семьи, согласно КоАП (статья 19.15.1) могут оштрафовать на 2-5 тыс. рублей.

Увольнение

Если военнослужащий увольняется со службы, порядок снятия с квартирного учёта зависит от того, при каких обстоятельствах прекращается действие контракта.

Основания расторжения контракта и дальнейшая судьба регистрации:

  • Закончился контракт. Если договор не продлён, командование подготавливает Приказ об увольнении, аннулирующий воинскую обязанность и право на проживание в выданном ему ранее жилье.
    Военный с семьей должен в трёхмесячный срок покинуть служебное жилье и сняться с регистрации.
  • Выход на пенсию. Пенсионеры имеют право пользоваться служебным жильем и даже приватизировать его.
  • Состояние здоровья. При получении военным группы инвалидности появляется право на приватизацию. Если нет – приходится съезжать с квартиры.
  • Принудительное прекращение службы. Если расторжение контракта произошли из-за нарушения закона или дисциплины военнослужащим, он обязан покинуть служебное жилье в течение времени, выделенного ему на переезд.

Регистрация членов семьи

Согласно правительственному Постановлению № 713, на прописку в служебном жилье и по адресу ВЧ имеют право не только военнослужащие, но и члены их семей.

Правила и особенности прописки членов семей:

  • к родственникам применяют те же правила квартирного учёта, что и к военным;
  • прописывают только тех членов семьи, которые непосредственно проживают вместе с военнослужащим;
  • на квартирный учёт военнослужащего ставят только его жену и детей.

Дети до 18-летнего возраста защищены государством, поэтому их выписывают из жилья только при наличии доказательств того, что ребёнка есть куда прописать.

Возможно ли проживание без прописки?

Законодательство РФ не допускает проживания граждан РФ и иностранцев на территории страны без регистрации. Это требование применимо и к военнослужащим.

Если нет жилья

Если у военнослужащего не имеется жилья, потому что оно в принципе отсутствует, у него не остаётся иного выбора кроме как снимать квартиру/дом. В этом случае, военный вправе потребовать от командования части денежной компенсации за наем.

Образец рапорта о выплате денежной компенсации можно скачать здесь.

Порядок оформления и пакет документов

Чтобы встать на квартирный учёт, военнослужащий подает на имя командира части рапорт о прописке, собирает пакет необходимых документов, и ждёт результата.

Подавший рапорт получает от командования:

  • Согласие. Ответ на рапорт подписывается командованием и вместе с пакетом документов его передают в паспортный стол – по месту расположения ВЧ. Если военнослужащий желает зарегистрировать детей, согласия администрации на это не требуется.
  • Отказ. Военнослужащий имеет право обращаться в суд с целью оспаривания решения командования. При необходимости инициируется судебный процесс о признании лица членом семьи военного.

Для прописки понадобятся такие документы:

  • согласие собственника жилья – в воинской части или в жилищном департаменте Минобороны;
  • паспорта и копии регистрируемых лиц;
  • правоустанавливающие документы на жилье;
  • заявление (форма № 6).

Платить за регистрацию не требуется. В заявлении, кроме адреса воинской части, следует указать информацию о жилье, в котором прописывается военнослужащий и члены его семьи.

Графа «жилое помещение не предоставлено» может оставаться незаполненной, если регистрация проходит при отсутствии жилья. Документы для регистрации в воинской части подаются лично военнослужащим, подача через доверенное лицо не допускается.

Образец рапорта можно посмотреть здесь. А образец заявление по форме № 6 можно скачать тут.

Подытожим порядок оформления регистрации:

  1. Подача рапорта командиру воинской части о необходимости регистрации военнослужащего и членов его семьи.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. При получении разрешения на прописку и подписании рапорта – передача документов в паспортный стол по месту нахождения воинской части.

Популярные вопросы

Вокруг прописки военнослужащих возникает множество вопросов, связанных с жильём, льготами, правами и обязанностями регистрируемых.

Распространённые вопросы:

  • Вопрос: может ли пенсионер, проживая в служебном жилье (в закрытом городе), временно выписаться, чтобы получить в порядке очереди постоянное жилье?
    Ответ: чтобы получить жилье в собственность от государства, придётся сначала сдать служебную квартиру, где вы в данное время проживаете как военный пенсионер.
  • Вопрос: если военнослужащий прописан в ВЧ, а проживает на съемной квартире, можно ли отдавать ребёнка в детсад по месту проживания, а не регистрации?
    Ответ: в законе об образовании в РФ не предусмотрено требований в отношении прописки ребёнка при устройстве его в детсад. Единственное условие для принятия в детское дошкольное учреждение – наличие свободных мест.
  • Вопрос: что такое справка Ф-3 и кто её выдает?
    Ответ: это документ о размере жилой площади, занимаемой военнослужащим и членами его семьи, зарегистрированными по конкретному адресу.
  • Вопрос: если военнослужащий, прописанный в воинской части, был уволен, правомерно ли то, что спустя год он остаётся не выписанным оттуда?
    Ответ: после увольнения военнослужащего командование должно начать процесс снятия с регистрации из воинской части, вплоть до судебного процесса.

Процедура оформления регистрации военнослужащих не представляет собой ничего сложного. Соблюдение требований в отношении законодательства позволит военнослужащим не только избежать штрафных санкций, но и пользоваться всеми льготами и выгодами, которые даёт гражданину постоянная прописка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *