Проверка ОБЭП основания

Что такое ОБЭП и что он проверяет?

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует различная документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т. к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.

Проверка организации или предпринимателя не означает, что подозрения обязательно касаются этой фирмы. Возможно, что дело в преступившем закон контрагенте, связи которого и проверяют.

Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии

В отличие от следователей и дознавателей, сотрудники ОБЭП проводят не следственные действия, а оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), согласно ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Среди них — опросы, прослушивание переговоров, наблюдение, проверочные закупки и т. д.

Одно из таких действий — обследование помещений. Именно для его проведения оперуполномоченные обычно являются на территорию фирмы. Порядок проведения этого ОРМ урегулирован соответствующей инструкцией, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее — Инструкция).

Основанием для обследования предприятия выступает информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном противоправном действии либо бездействии (п. 1 ч. 2 ст. 7 закона № 144-ФЗ). Документально основание оформляется так (пп. 3–5 Инструкции):

  1. Сотрудник, обладающий информацией, готовит рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.
  2. На основании рапорта руководитель подписывает распоряжение о проведении обследования, в котором должна быть указана конкретная информация, послужившая поводом для этого.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?

По прибытии на место оперуполномоченные обязаны:

Подпишитесь на рассылку

  1. Предъявить представителю проверяемой организации служебные удостоверения и предоставить ему возможность ознакомиться с распоряжением о проведении обследования.
  2. Выдать на руки физлицу или законному представителю юрлица копию распоряжения.
  3. Предупредить всех участников ОРМ о применении любых технических средств.

ВАЖНО! В отличие от обыска, на обследовании сотрудники ОБЭП не имеют права вскрывать помещения против воли собственника. Также они не могут запретить присутствующим общаться между собой либо с другими лицами и покидать помещение.

В ходе обследования сотрудники ОБЭП могут:

  1. Осматривать занимаемые предприятием здания, сооружения, помещения, участки местности, принадлежащие ему транспортные средства и изучать при этом предметы, документы и материалы, представляющие интерес в связи с имеющейся информацией.
  2. Использовать в ходе обследования любые технические средства, в том числе для совершения аудиозаписи, видео- и фотофиксации.
  3. Изымать документы с признаками подделки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи, если на них не имеется специального разрешения.
  4. Изымать прочие документы, электронные носители информации и вещи при соблюдении условий ч. 1 ст. 15 закона № 144-ФЗ.

ВАЖНО! В случае изъятия чего-либо ОБЭП проверку без понятых проводить не имеет права.

Если изымаются документы и электронные носители, то с них изготавливаются копии, которые должны быть затем (но необязательно сразу) переданы законному владельцу (пп. 15–22 Инструкции).

О полномочиях ОБЭП при проведении проверок читайте также материал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Проверка ОБЭП — как себя вести?

Основные рекомендации по поводу того, как себя вести представителю организации и прочим сотрудникам, присутствующим на обследовании, сводятся к тому, что во время проверки важно:

  1. Внимательно изучить распоряжение на обследование и удостоверения сотрудников полиции. Переписать сведения из служебных удостоверений, попросить копию распоряжения, если ее не передали. Проверить, соответствует ли перечень проверяющих фактически явившимся лицам. Лишних лиц можно просить покинуть территорию.
  2. Проверить, действительно ли проведение обследования было санкционировано, связавшись с соответствующим подразделением полиции по телефону (распоряжения на обследование должны вноситься в специальный журнал учета).
  3. Как можно скорее озаботиться присутствием представителя юридической службы организации или адвоката.
  4. Не оказывать физического противодействия, не хвалиться связями и возможностями, не отказываться от подписи при ознакомлении с документами (это приведет только к фиксации факта отказа от подписи).
  5. Давать минимум пояснений или не давать их вообще, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.
  6. Не подписывать документы не читая. Вносить при необходимости свои замечания по проведенному ОРМ в составляемые протоколы.

***

В заключение отметим, что в законодательстве нет прямого указания на необходимость получения согласия собственника на обследование, хотя среди высокопоставленных представителей правоохранительных органов и ученых распространено мнение, что на гласное ОРМ (каковым и является обследование) необходимо получать согласие. Если вы не согласны с проведением обследования, это вряд ли остановит проверяющих, но в протоколе свое несогласие следует отразить — данный факт может помочь впоследствии при обжаловании произведенных действий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Теперь налоговики вправе истребовать у компании документы и другую информацию по конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки. Однако от необоснованных запросов можно защититься.

С 30 июня 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс 1 , которые позволяют контролерам, если у них есть обоснованная необходимость, истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. На практике налоговики и ранее запрашивали у компаний как информацию, так и конкретные документы. Однако суды не поддерживали такие истребования, ссылаясь на отсутствие разрешающих норм в Налоговом кодексе 2 . Рассмотрим судебную практику и доводы, которые помогут фирме защитить свои права в новых условиях.

Проблемы применения ответственности

Налоговое законодательство предусматривает ответственность компании по смежным правонарушениям при непредставлении запрашиваемых документов вне рамок проведения налоговой проверки:

  • за несообщение сведений, которые, в соответствии с Налоговым кодексом, фирма должна передать контролерам 3 ;
  • за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах 4 .

При этом различается как сумма штрафа (5000 руб. в первом случае и 200 руб. во втором), так и порядок определения ответственности. В рамках статьи 129.1 Налогового кодекса неважно количество документов. Ответственность наступает за факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) требования. В рамках статьи 126 Налогового кодекса имеет значение количество представленных (несвоевременно представленных) документов.

Однако, чтобы применение ответственности было законным и обоснованным, налоговый орган должен точно указать фирме перечень истребуемых документов и список тех документов, которые были у него на момент запроса, но не были представлены по требованию. Первую информацию налоговики указывают в требовании о представлении документов. Вторую можно получить в рамках выездной налоговой проверки путем выемки документов 5 . В условиях же, когда запрос производится вне рамок какой-либо налоговой проверки, эта существенная для привлечения к ответственности информация остается недоступной контролерам, пока ее не раскроет сама фирма (например, представив документы с просрочкой). Таким образом, возникает проблема, решение которой сможет дать либо судебная практика, либо очередные поправки в Налоговый кодекс.

Как защититься?

При возникновении разногласий с контролерами по поводу представления документов вне рамок проведения налоговой проверки компания может руководствоваться следующими позициями:

1. Инспекторы обязаны обосновать свое требование, необходимость получения документов должна быть очевидно обоснованной. Законодательство дает фирме право не выполнять неправомерные требования проверяющих как не соответствующие Налоговому кодексу 6 . Следовательно, фирма, не исполняющая требование о представлении документов, явно не соответствующее закону, действует в рамках своего права, то есть правомерно и добросовестно. Арбитры в данной ситуации с большой долей вероятности встанут на сторону компании. Так, ФАС Дальневосточного округа указал 7 , что вне рамок проверки налоговики не вправе истребовать какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости их получения. К аналогичным выводам пришел и ФАС Западно-Сибирского округа 8 .

2. Запрашиваемые документы должны относиться к конкретной сделке, указанной в требовании. Компания вправе представлять налоговикам только те документы, которые, по ее мнению, имеют отношение к деятельности контрагента или к конкретной сделке. Так, ФАС Поволжского округа рассматривал ситуацию 9 , когда инспекция затребовала у фирмы документы, не касающиеся ее взаимоотношений с контрагентом (конкретной сделки), а являющиеся внутренними документами (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, лицензия, договоры с субподрядчиками). Поскольку проверяющие не доказали, что запрошенные документы каким-либо образом связаны с деятельностью контрагента, данное обстоятельство послужило одним из оснований для признания решения о привлечении фирмы к ответственности недействительным 10 .

3. Требование о представлении документов должно быть исполнимым. При назначении срока для исполнения требования о представлении документов налоговики должны учитывать реальную возможность компании передать необходимое количество документов в установленный срок 11 . Судьи Северо-Западного округа рассматривали случай, когда фирма не смогла своевременно представить 18 748 документов в ходе выездной налоговой проверки. Инспекторы хотели привлечь ее к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Однако арбитры признали такое решение незаконным, сославшись на то, что у фирмы отсутствовала возможность представления копий всех документов в установленный ИФНС срок в связи с большим объемом технической работы по ксерокопированию при численности работников четыре человека 12 .

4. Представление документов непосредственно в суд не говорит о том, что их не было в ходе налоговой проверки. Фирма может представить истребуемые документы непосредственно в ходе судебного разбирательства. Так, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговиков о непредставлении фирмой документов в ходе проверки, поскольку, как было установлено, эти документы в требовании прямо поименованы не были, а содержалось лишь указание «представить другие документы, подтверждающие убыток» 13 .

Истребование документов — согласно налоговому законодательству Российской Федерации право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, требовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента предоставления необходимых для… … Википедия

Истребование документов — по законодательству РФ о налогах и сборах право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, требовать у проверяемого … Энциклопедия права

Истребование документов — Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ). Лицо, которому адресовано требование о … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Истребование документов — см. Письменные доказательства … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Истребование документов налогоплательщика — должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Представление и истребование доказательств по арбитражному делу — доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют. Арбитражный суд вправе предложить … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ← Налоговый кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

Письменные доказательства — документы, в которых средством сохранения данного события в памяти других избирается письмо. Вследствие особого положения, которое заняли среди документов в широком смысле (см. Документы) письменные документы при господстве легальной системы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

консульские сборы — платежи, взимаемые в соответствии с установленным тарифом за действия, которые консульское учреждение выполняет по просьбе граждан представляемой им страны или иностранных граждан. На основе взаимности заинтересованные государства договариваются… … Большой юридический словарь

Российский Красный Крест — Тип … Википедия

запрошенные документы

Смотреть что такое «запрошенные документы» в других словарях:

Камеральная проверка — (Desk audit) Содержание Содержание 1. Сущность, функции и цели камеральной проверки Цели камеральной проверки Основной объект 2. Оформление результатов камеральной проверки 3. Налоговый о Камеральной проверке 4. в свете новейшей арбитражной… … Энциклопедия инвестора

Адвокат — У этого термина существуют и другие значения, см. Адвокат (значения). Адвокат (лат. advocatus от advoco приглашаю) лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам … Википедия

Польский поход РККА — Не следует путать с Советско польской войной. Польский поход РККА (1939) Вторая мировая война Дата 17 29 сентября 1939 Место … Википедия

Польский поход РККА (1939) — Фотомонтаж Танки РККА переходят Польскую границу Дата … Википедия

Ньютон, Исаак — У этого термина существуют и другие значения, см. Ньютон. Исаак Ньютон Isaac Newton … Википедия

Илюхин, Виктор — Бывший депутат Госдумы РФ и председатель Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки Депутат Государственный думы первого пятого созывов, входил во фракцию КПРФ. Бывший председатель Общероссийского политического движения… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Шеин, Олег — Член президиума Центрального совета Справедливой России , бывший депутат Государственной думы Депутат Астраханской областной думы с декабря 2011 года. Член президиума Центрального совета Справедливой России , лидер регионального отделения партии… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Документы для закрытия ООО Для того чтобы закрыть ООО, вам необходим пакет документов. Перечень документов…

Минфин России пояснил, как правильно сшивать документы для представления в налоговые органы В своем письме…

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Первое обращение Копия заявления на отпуск по…

Срок хранения документов после ликвидации ИП Здравствуйте! ИП, хоть и бывший, в течение четырех лет…

Пакет документов для регистрации ООО Перечень документов для регистрации ООО в 2018 году включает: Заявление…

Вопрос № 261531 Уважаемые сотрудники «Грамоты.ру»! Очень срочный вопрос. Ответьте, пожалуйста, какой синоним можно подобрать к слову «претендование»? Ответ справочной службы русского языка Претензия, предъявление прав, требование. Вопрос № 255180 Добрый день! Уточните, пожалуста, какой глагол используется со словом «информация». В контексте запроса. Предоставление информации или представление информации. Заранее благодарю Вас. Ответ справочной службы русского языка Предоставление информации = передача информации. Представление = предъявление. Ср.: Вам предоставлена информация, но информация представлена в виде таблицы. Вопрос № 243263 как правильно написать частицу не в предложенииНепредъявление штрафных санкций согласно заключенного договора. Ответ справочной службы русского языка Правильно слитное написание.

Письмо-запрос

Кроме того оно может потеряться в ходе обычной деятельности, поэтому сотрудникам приходится созваниваться и просить о проверке корреспонденции.

  • Электронное сообщение может не отразить полностью просьбу, которая должна быть удовлетворена получателем.
  • В обилии информации обычные отправления могут быть не восприняты должным образом. Это приведет к тому, что проблема не будет решена.

Для экономии времени необходимо соблюдение общих правил ведения деловой переписки.

В этом случае возможно устранение недопонимания и спорных моментов. Деловые письма могут отличаться по своей форме. Для правильного составления потребуется выяснить отличия их друг от друга.

Письмо о предоставлении информации

Позвоните предварительно в орган власти и уточните, в каком кабинете и в какое время можно подать запрос. При подаче запроса возьмите с собой его копию и попросите на ней сделать отметку о принятии от Вас запроса (т. е. поставить на копии запроса дату его принятия, подпись,

ФИО и должность принявшего запрос лица, а также штамп или печать органа). Копию запроса с отметкой сохраните у себя.Шаг 5 Ожидайте ответа на запрос.

Орган обязан направить его Вам в течение 30 календарных дней с момента регистрации Вашего запроса. Регистрировать у себя поступившие запросы органы власти в течение 3 суток).

Как правильно составить деловой запрос в организацию о предоставлении информации

В самом запросе формулируются конкретные волнующие автора письма вопросы – «Просим сообщить о…», «Просим выслать…», «Будем признательны, если…» и т.д. Допускается тактичное указание желаемого срока получения запрашиваемой информации.
Письмо-запрос – образец оформления в формате doc. Еще пример письма-запроса Просим Вас проинформировать о возможности поставки стеллажей комбинированных (код по каталогу СКП-325-0942) в количестве 50 штук в срок до 10 ноября 2014 г., а также сообщить об условиях платежа и доставки. На этом считаю тему составления запроса достаточно раскрытой. Приведенные образцы письма-запроса вам в помощь. Не забудьте посмотреть статью о написании письма-просьбы (ссылка в начале статьи), там тоже примеры обращений.

Другие инструкции

  • документы с запрашиваемыми сведениями;
  • сопроводительные письма;
  • мотивированный отказ в предоставлении данных.

Ниже представлены образцы писем-запросов, которые можно использовать в качестве шаблона при просьбе предоставить информацию.

Оформляем письмо-запрос. особенности составления

Всего найдено: 10 Вопрос № 293517 Здравствуйте, уважаемая Грамота. Подскажите, нужно ли обособление в данном предложении: «С целью выявления и уточнения примет и особенностей опознаваемого объекта(,) непосредственно перед предъявлением для опознания(,) проводится дополнительный допрос». Спасибо. Ответ справочной службы русского языка Требуется только одна из указанных запятых. Выбор зависит то того, к чему относятся слова непосредственно перед предъявлением для опознания. Таким образом, возможны два варианта пунктуации: С целью выявления и уточнения примет и особенностей опознаваемого объекта, непосредственно перед предъявлением для опознания проводится дополнительный допрос и С целью выявления и уточнения примет и особенностей опознаваемого объекта непосредственно перед предъявлением для опознания, проводится дополнительный допрос. Вопрос № 289376 Направляю информацию по запросу.

Полиция запрашивает документы: основания и какие действия нужно предпринять, ответственность за отказ в предоставлении документов.
Проверка ОБЭП (ОЭБ или УЭБ и ПК МВД): основания и сроки проверки, что делать.

Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то у вас есть все шансы привлечь к себе пристальное внимание сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями, а значит и соответствующий набор проверки ОБЭП (ОЭБ): запросы, вызовы, обследование помещений организации с последующим изъятием документов, выездную налоговую проверку с участием сотрудников ОБЭП и так далее.

Ранее эти подразделения назывались всем известными аббревиатурами — ОБЭП, УБЭП, ОРЧ такое-то ДЭБ МВД России. Также существовали Управления и отделы по налоговым преступлениям.

Теперь, в ходе реформы МВД и переименовании милиции в полицию старые наименования ОБЭП ушли в прошлое и сложилась следующая организационная структура: отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ), управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ), Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК МВД РФ).

Если поступил запрос из полиции

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции… обязательны для исполнения… организациями, должностными лицами и иными лицами…». Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае.

При этом запрос из ОБЭП (ЭБ и ПК), должен содержать:

1. Данные о конкретном уголовном деле или зарегистрированном в установленном порядке заявлении и сообщении о преступлении.

2. Мотивацию запроса — какое отношение имеют запрошенные сотрудниками ОБЭП (ЭБ и ПК) сведения и документы к расследуемому преступлению либо проверке сообщения о преступлении.

В ином случае запрос из ОБЭП не будет содержать требования, основанного на законе.

Согласно ч. 4 ст. 13 вышеуказанного Закон «О полиции» требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Итак, органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.

В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

Если к вам пришли с проверкой из ОБЭП

При проверках ОБЭП также должен соблюдаться ряд формальностей, которые полезно знать:

1. Проверка организации длится не более 2-х месяцев, продлевается до 3-х только решением начальника ОБЭП. Начало — день вынесения постановления о проверке, окончание — день подписания акта проверяющими. Отслеживайте сроки, зудите над проверяющими, чтобы у них появилось желание быстрее от вас избавиться.

2. Если к вам пришли сотрудники полиции, то просите их представить вам удостоверение. Перепишите данные сотрудников себе (ФИО, номер удостоверения) , так как в последующем это поможет вам написать жалобу прокурору или в суд на незаконные действия конкретных сотрудников. В большинстве случае стандартная ошибка при проведении проверок в том, что не записываются данные проверяющих. Здесь необходимо заметить, что как правило сотрудники просто показывают удостоверение, а вы даже не успеваете посмотреть на него.

Требуйте от сотрудников дать вам возможность записать их данные, поскольку в силу закона они обязаны предоставит вам такую возможность.

3. Проверяющие по прибытию на объект проверки обязаны предъявить представителю организации вынесенное начальником ОБЭП заверенное печатью постановление о проверке. Постановление регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверок соответствующего ОБЭП, что дает вам возможность проверить пришедших (и пока по телефону это проверяется в органе, откуда пришли проверяющие, самим подготовиться к проверке). Не избегайте ознакомления с постановлением, так как с одной стороны вы можете проверить его законность и кое-что почерпнуть из него, а с другой — закон предусмотрел нейтрализацию отказа от ознакомления с постановлением и от использования своего права присутствовать при проверке. В постановлении о проверке проверяющими производится запись о вашем отказе, что лишает смысла ваши контрдействий (типа беготни по коридорам лишь бы не видеть постановления).

4. В обязанности проверяющих входит проверка удостоверения личности должностных лиц организации. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя организации оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью), поэтому относитесь спокойно к требованиям о подтверждении полномочий.

5. Законный представитель организации вправе присутствовать при проведении проверки в занимаемых помещениях и территориях. В постановлении о проверки организации делается отметка о разъяснении законному представителю его права. Если этого не сделано проверяющими, не стремитесь устранить этот пробел, минусы контролирующих органов это ваши плюсы.

Поручите своим работникам следить за составом проверяющих лиц, так как изменение состава возможно только на основании постановления об изменениях, вынесенного начальником ОБЭП.

6. Обследование помещения организации производится проверяющими на основании распоряжения начальника оперативного подразделения ОБЭП в присутствии понятых и представителя проверяемой организации. О производстве обследования составляется акт, в котором фиксируются данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов, представляющих интерес для проверки. В ходе обследования проверяющие могут производить фотосъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и технические средства. Результаты их использования прилагаются к акту.

Акт обследования подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и представителем организации, а также другими присутствующими при обследовании лицами, при этом с вашей стороны возможно использование других присутствующих для подготовки доказательственной базы против неправомерных действий проверяющих. Ваш отказ от подписания акта предусмотрен и приведет лишь к отметке в акте, удостоверенной подписями проверяющих и понятых, поэтому не придавайте значения факту подписи или не подписи этого документа, сосредоточьтесь лучше на самом документе и на формулировке, которую вы собираетесь написать.

Обследование — это не обыск. При проведении обследования не допускается вскрытие помещений, поэтому если представители ОБЭП несмотря на ваши замечания совершат действия выходящие за их компетенцию, зафиксируйте это при подписании акта.

7. Должностные лица ОБЭП имеют право истребовать у проверяемого любую информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе по финансово-хозяйственной деятельности. Информация, истребуемая у организации, перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается представителю организации под расписку с указанием даты вручения. Помните, что нет необходимости сразу предоставлять запрашиваемые документы, вам должно быть предоставлено время для их подготовки, согласуйте это время с должностным лицом ОБЭП, запрашивающим их. При отказе представителя организации от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.

8. Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, как правило, в присутствии представителя организации. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются представителем организации и заверяется ее печатью.

В случаях оснований полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов. При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются организации, у которого они изымаются.

Об изъятии документов (копий) составляется акт. Изъятые документы перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Все изымаемые документы (копии) предъявляются понятым и представителю организации, о чем делается запись в акте. Данная норма позволяет сделать этот процесс крайне обременительным для изымающих, любые нарушения этого порядка могут фиксироваться в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и представителем организации. Копия акта об изъятии вручается представителю, у которого производится изъятие, под расписку.

Как уже отмечалось, не стоит отказываться от подписи и заверения печатью копий изымаемых документов, от получения копии акта об изъятии и копий изъятых документов, от подписания акта изъятия; об отказе все равно будет сделана отметка в акте изъятия или отдельном акте, удостоверяемом подписями проверяющих из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и понятыми.

9. Если вы попали в ситуацию, при которой обнаружены документы, предметы, «ненадлежащего» характера, отказавшись от подписи копий, зафиксируйте в акте, что эти документы, предметы, появились в период, когда кто-то из проверяющих оставался один в помещении, где они обнаружены.

10. При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, организации, а также транспортных средств, при изъятии документов привлекаются понятые в количестве не менее 2-х человек. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе проверки физлица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц ОБЭП.

Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.

Итоги проверки

По результатам проверки организации проверяющими не позднее срока окончания проверки, (2 месяца или 3 при продлении) составляется акт проверки. Акт проверки составляется и в том случае, если нарушений законодательства не выявлено. Акт проверки должен содержать номер акта проверки, присвоенный при его регистрации в Журнале регистрации актов проверки. Акт проверки составляется в четырех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. С момента подписания акта проверки всеми проверяющими проверка считается законченной.

Один экземпляр акта вручается представителю организации под расписку. В случае отказа представителя от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Советы адвоката:

  • Старайтесь не упоминать в беседе с работниками контролирующих органов конкретные цифры и факты.
  • Никогда не стоит говорить о ваших связях и возможностях.
  • Если у вас требуют объяснение по определенным фактам, вы имеете полное законное право отказаться давать объяснение без адвоката, так как положение Конституции РФ о праве каждого на получение квалифицированной помощи адвоката еще никто не отменял. Также вы можете ничего не объяснять сотрудникам полиции сославшись в объяснении на ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя. Таким же правом могут воспользоваться все работники вашей фирмы. Помните одно, лучше вначале промолчать, чем сказать что- то лишнее.
  • В случае если вас просят прийти на опрос, всегда требуйте повестку, так у вас будет документальное подтверждение, что вас вызывают на допрос, а не просто поговорить в кабинет оперуполномоченного по каким-либо вопросам. Без вручения вам повестки вы можете не ходить никуда и не давать показания. На данный опрос желательно явиться с адвокатом, поскольку во-первых, он профессионально будет отстаивать ваши интересы, во-вторых, он непосредственный свидетель всего, что будет делать при опросе сотрудник полиции.
  • Часто сотрудники полиции под предлогом осмотра места происшествия изымают бухгалтерские документы из офиса. Это прямое нарушение закона, так как изъятие документов помимо воли руководства фирмы возможно только с санкции суда (постановления суда о производстве обыска). В этой ситуации сотрудники пользуются тем, что вы их сами пустили в офис и якобы под вашим взором (а значит якобы с вашего согласия) изымают все необходимые им документы с составлением протокола осмотра происшествия. Помните главное, неприкосновенность частной собственности, коммерческую и личную тайну, гарантированные Конституцией РФ, еще никто не отменял, а вторжение в названные институты возможно только по решению суда. Если с вами происходит выше описанная ситуация , то необходимо обращаться с заявлением о привлечении к ответственности указанных сотрудников в следственный комитет, отдел полиции и прокуратуру.
  • Пытайтесь зафиксировать нарушения со стороны проверяющих в любом документе, который вы подписываете. Никто не запрещает вам составить свой документ, в котором будут описаны нарушения проверяющих, предложите подписать его проверяющим, если откажутся, сделайте об этом ссылку в этом документе, пусть его подпишут как можно большее число лиц, присутствующих при совершении неправомерных действий проверяющих (работники, понятые, посетители).
  • Дайте понять проверяющим, что информация о нарушениях с их стороны может легко попасть в прессу и телевидение.
  • Не бойтесь показать, что вы знаете свои права. Можете указать номер статьи закона или ее содержание, даже если вы ошибетесь не страшно т.к. проверяющие ее также не помнят и не могут сразу проверить.
  • Не бойтесь, если ваш ответ не совпадет в деталях с ответами других лиц, одинаковых ответов ни когда не бывает.
  • Никогда не подписывайте документ, не прочитав его. Читайте пока он не станет вам понятен. Время для этого не регламентировано законом.
  • Если в постановлении указана выемка документов, то забрать компьютер и другую оргтехнику проверяющие не вправе: пусть распечатывают документы, при этом у вас есть возможность отказаться от подписания распечатанных копий и занести в протокол, что не знаете откуда эти документы появились в вашем компьютере, вам не известно может быть даже случайно кем-либо внесены в него исправления намерено, в том числе и проверяющим, но это следует предпринимать если вам точно известно, что таких документов нет на бумажном носителе за вашей оригинальной подписью. Для совершения всех этих действий дождитесь пока проверяющие их не распечатают, что как правило проводится без непосредственного участия понятых (открытие файла его прочтение на компьютере, печать).
  • Помните, что все проверяющие органы несут ответственность за убытки, причиненные организациям своими неправомерными действиями, а также неправомерными действиями должностных лиц и работников этих органов, поэтому указание в актах и др. документах сведений, которые могут привести к появлению у вашей организации права требования возмещения убытков, могут побудить проверяющих не подставлять себя лично.
  • Все «наезды» о нахождении организации по указанному адресу без надлежащего на то основания, договора аренды и т.п. или же обнаружения печатей других организаций в офисе компании не несут в себе ничего криминального. Не обращайте на них внимания.
  • Немедленно сообщайте о всех приходах контролирующих органов в юридическую службу, тяните время до приезда юриста.
  • Не спешите указывать на ошибки проверяющих при проверке, их минусы это ваши плюсы в дальнейшем.
  • Имейте телефоны контролирующих органов, по которым можно проверить полномочия проверяющих.
  • Досконально ознакомьтесь с предъявляемым вам удостоверением и другими документами, служащими основанием для начала действий проверяющими, запишите данные удостоверения.
  • Женщины, в трудную минуту не бойтесь закатить истерику, инсценировать обморок или даже припадок.
  • Не бойтесь писать заявления и жалобы на сотрудников полиции когда вы правы, так как таким образом вы защитите себя от произвола. Более того, есть соответсвующие надзорные структуры — следственный комитет, прокуратура, которые и занимаются фактами нарушения закона со стороны сотрудников полиции.

​Еще раз напоминаем, что только адвокаты не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без его согласия.

Автор Корыто

Оригинальный пост датирован 2016 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Приведенные примеры документов содержат сведения, не предназначенные для чувствительных натур и иных лиц со слабыми показателями устойчивости к реальности в первозданном или адаптированном ее виде.

Статья носит информационный характер и направлена на ликвидацию некоторых слухов и мифов насчет работы правоохранительных органов и их внутреннего документооборота.

Расскажу про систему взаимодействия правоохранителей между собой и несколько особенностей такого взаимодействия. Рассказ обрывистый и не совсем системный т.к. про это можно тома писать, но я постарался изложить основные моменты в том виде, в котором они есть на настоящий момент.

Основные действующие лица:

1. Оперативные работники (опера, оперативники) — специальные сотрудники полиции, ФСИН и ФСБ. Для большинства людей есть хоть какая-то вероятность встретить оперов именно из полиции (убойный отдел, ОБЭП (ныне ОЭБиКП) и пр.), оперативники других служб являются наименее вероятными к контакту. У оперативников есть доступ без санкции суда (получение которой отдельная песня) почти ко всей информации, которая им нужна. Такая информация не может быть в основе уголовного дела, но никто не мешает после того. как оперативник накопал нужную информацию передать следователю, чтобы тот уже получив санкцию суда, получил эту же информацию с соблюдением норм УПК РФ. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», который сам по себе одно большое нарушение Конституции РФ. Опертивники осуществляют поиск и выстраивание связей, взаимных контактов «на земле». Особенности: плохо знают закон (мешает работать нормально), обладают очень деформированной личностью в плане профессиональных изменений, все с «двойным дном» и очень обманчивой внешностью. Основная задача — найти для следователя тех самых, кто причастен, собрать первичный материал. По возможности — расколоть пойманного за счет примитивного давления на психику или побоев.

2. Следователи — специальные сотрудники полиции, СК РФ, ФСБ. Наибболее вероятны встречи со следователями первых трех структур. В своей работе взаимодействуют с оперативниками по вопросу поиска (опера ищут, следователи надлежащим образом закрепляют доказательства с соблюдением норм УПК РФ). Основная задача следователя — надлежащим образом закрепить те данные, которыые нарыли опера. Опер прорабатывает десятки или сотни людей на связи с преступлением, но из них только 1 или 2 реально причастны при беглом изучении. С этими 1 или 2 людьми уже под протокол общается следователь (просто физически допросить десятки или сотни людей в поиске нужных 1 или 2 не очень рационально, да и тома бы тогда росли не по дням, а по часам). Следователь назначает все экспертизы и формирует дело. Того человека, которого притащили опера (пусть даже очевидно не причастный, но признавший вину на бумаге) не подойдет по совокупности доказательств (ну не был он в этом городе в этот день вообще, например), то следователь дает разгоняй операм и заставляет работать снова по тому же делу. Может проявить изощренность и интеллект при работе с допрашиваемым, бьет редко (оставляет это операм), применяет более интеллектуальные способы допроса.

Особенности: юридически более подкован, чем опера; так же имеет «двойное дно», психологические навыки более развиты, может грамотно сформировать тома дела и перед судьей выступить с ходатайствами.

3. Руководитель следственного оргага — есть там же, где и следователи. Встречается редко, основные функции — задает направление ходу следствия исходя из собственного большого опыта, подписывает некоторые ходатайства перед судом (следователь не все может сделать от собственного имени), распределяет дела между следователями, осуществляет взаимодействие с прокуратурой.

Особенности: опытный следователь в прошлом, хитер как черт, почти не заметен при всей работе. Сам дела не ведет (кроме отдельных исключений).

4. Дознаватель — работник ФСИН, ФССП, ФСБ, МЧС, полиции и таможня. Осуществляет дознание (по сути — аналог предварительного следствия по некоторым категориям дел (как правило, меньшей степени тяжести, чем следователи расследуют). Если что-то серьезное или в отношении особо важных лиц — передают следователям. останавливаться на дознании особо не буду т.к. мало интересного для читателей данного ресурса там есть.

Особенности: не такой умный и хитрый как следователь, но не стоит его недооценивать.

5. Оперативно-следственная группа — впервые появилась во время когда Чайка был прокурором Иркутской области (он же и впервые ввел), после получило широкое распространение т.к. упрощало много процессов. По сути это опера + следователи одновременно. Выезжают на место преступления, совместно осуществляют мозговые (и не только) штурмы и пр.

Особенности: могут наиболее быстро и качественно наштамповать том-другой уголовного дела за сутки. Ну а по большому счету — смотрите отдельно про следователя и отдельно про оперативника.

6. Прокурор — трудится в Прокуратуре РФ (единый орган для всей РФ с описанными функциями). Рассматривает жалобы (как-бэ) на всех правоохранителей (результат известен, я думаю), осуществляет надзор за дейстельность следователей в процессе расследования уголовного дела на предмет совсем уж жестких нарушений. Прокурор единственный представляет государственное обвинение в суде, то есть после окончания расследования дела следователем прокурор утверждает обвинительное заключение и с его визой дело идет в суд. На этапе предварительного следствия может прекратить уголовное дело. В суде поддерживает обвинение и отдувается за косяки следствия, которые проглядел (судья, как правило, относится снисходительно к большинству косяков, если они не совсем уж вопиющие).

Особенности: если это прокурор старше 40 лет — скорее всего бывший следователь со всеми вытекающими последствиями, если моложе 40 лет — есть большой шанс, что этот сотрудник пришел в прокуратуру работать после разделения СК и Прокуратуры, никогда не работал плотно со следствием, вероятно — чей-то сын просто. Встречались даже немного лоховатые люди. Разделение где-то 80/20 в пользу бывших следователей.

7. Суд — в лице конкретного судьи по уголовным делам осуществляет контроль за законностью действий правоохранительных органов (рассматривает жалобы), выдает санкцию на помещение в СИЗО, получение доступа к информации, которая охраняется Конституцие (легальная прослушка, котороую к делу пришить можно, получение распечаток телефонных соединений, доступ к переписке ВК и прочее). Ставит человека в розыск. После окончания предварительного следствия рассматривает вопрос о достаточности доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Особенности: большинство судей по уголовным делам бывшие следственные или прокурорские работники, входят в положение следователя и закрывают глаза на нарушения закона. Мало шансов на оправдательный приговор — за это приходится отчитываться каждый раз.

Пример работы:

1. Сообщение о факте преступления (или сами нашли) — выезжает оперативно-следственная группа и производит осмотр места происшествия с закреплением всех доказательств и сбором новых.

2. Проработка версий преступления — опера с помощью своих контактов, знаний и доступа почти ко всему собирают и проверяют всю информацию до тех пор, пока не найдут что-то интересное.

3. Отработка конкретной версии — опера нашли что-то стоящее или кого-то стоящего и передают следователям для дальнейшей работы и оформления в соответствии с УПК РФ. Если надо — следователь через суд получает санкцию на помещение в СИЗО.

4. Окончательный сбор доказательств и формирование обвинительного заключения — следователь формирует дело и готовит его для отправки в суд через прокурора.

5. Доработка обвинительного заключения — Прокурор говорит что надо исправить (отправляет следователю на доследование). Как правило, еще пока дело у следователя, прокурор указывает все недостатки для того, чтобы дело прошло с первого раза.

6. Отправка дела в суд — обвинительное заключение с томами дела идут в суд, где судья уже знаком почти полностью с содержанием дела.

Отдельные заметки:

1. Помним про статью 51 Конституции РФ и не стесняемся на ее основании молчать.

2. Расследуют дело активно только первый месяц-полтора (при отсутствии новых эпизодов интерес к делу теряется)

3. Розыск лица длится активно не более 2-3 месяцев, потом дело ложится на полку.

4. Опер колет кулаками, следователь колет интеллектуально.

5. При намерении решить вопрос — чем раньше это сделаешь, тем проще и дешевле.

6. При попадании в СИЗО почти 100% дадут реальный срок т.к. в противном случае надо будет признать, что и правоохранители и суд ошиблись. А так нельзя.

Все изложенное выше является открытой информацией, но ее изложения в понятном виде мало кто получал. Да и немного вставок от себя я внес для более простого понимания. А кому надо конкретнее и точнее — смотрите уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Приведенные ниже документы изменены и обезличены по понятным причинам. Грамматически и иные ошибки сохранены или воспроизведены для более натурального сходства с оригинальными документами

Основные действующие лица, места, события, использованные в примерах документов:

— 10.07.2025 – дата составления всех документов, вымышленных для данных примеров.

— Дальнеужопинск – районный центр Дальнеужопинского района Закуличкиной области Российской Федерации

— Следственный отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области – полное название структурного подразделения районного уровня СК РФ, расположенного по адресу: Дальнеужопинск, ул. Кровавой Мясорубки, д. 3.

— РУВД России по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области — местное отделение полиции, расположено по адресу: Дальнеужопинск, ул. Красных Зорь, д. 4, корп. 2.

— Дальнеужопинск, пер. Теренса и Филиппа, д. 12 — место свершения всякой ерунды, самый неудачный дом России.

— Копытин Кирилл Андреевич — Следователь следственного отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области, старший лейтенант юстиции

Куликевич Засама Андреевич — вечный преступник-неудачник

Князевич Петр Геннадьевич — второй вечный преступник-неудачник

Соловец Геннадий Давыдович — вечный потерпевший

Каренко Ибрагим Альманович – вечный понятой

Петренко Саламан Дудаевич – второй вечный понятой

К каждому документу будут даны короткие комментарии, поясняющие основные особенности данного документа и его значение.

Для примеров, в основном, использованы документы, которые содержатся в материалах уголовного дела. Где это уместно — приведу документы по сопровождению ОРМ, но это уже частности.

При составлении материала и подборе документов для данной статьи применялись знания и опыт непосредственно автора (т.е. меня) и адвоката, имевшего ранее опыт работы в правоохранительных органах.

Начало уголовного преследования.

Глава 19 УПК РФ содержит основания возбуждения уголовного дела.
Если коротко – то возбуждают его тогда, когда есть признаки состава преступления и не важно откуда информация (из СМИ, из заявления потерпевшего, из трупа на крыльце полицейского участка или пр.)

В зависимости от преступления, их рассмотрением занимаются различные правоохранительные органы и в различной форме (предварительное следствие или дознание), подробнее об этом – ст.ст. 150-151 УПК РФ. Там черт ногу сломит, поэтому ниже приведу короткий перечень основных преступлений и кто ими занимается:

ст. 105 УК РФ – убийство – СК РФ, предварительно следствие

ч.ч. 1-3 ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью – МВД, предварительное следствие

ч.4 ст.111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью (повлекшее смерть потерпевшего) – СК РФ, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159 УК РФ – мошенничество – МВД, дознание

ч.ч. 2-7 ст. 159 УК РФ – мошенничество, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 163 УК РФ – вымогательство – МВД, дознание

ч.ч. 2-3 ст. 163 УК РФ – вымогательство, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества – МВД, дознание

ч. 2 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч.ч. 1-2 ст. 175 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем – МВД, дознание

ч.ч. 3 ст. 163 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответствующий правоохранитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *