Проверки в детских садах 2018

79 нормативных правовых актов Рособрнадзора – возможно ли в этом разобраться или хотя бы ориентироваться?

12 апреля был опубликован приказ № 461 Рособрнадзора «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования».

Говоря кратко, ничего существенного вроде бы не произошло. Если существует государственный надзор в сфере образования, то, соответственно, должен быть и перечень документов, содержащих требования, которые оцениваются при проведении надзорных мероприятий, и этот перечень должен периодически актуализироваться, что, собственно, 12 апреля 2019 года в очередной раз случилось. Но тут есть несколько нюансов, на которых мы хотели бы заострить внимание.

Перечень, утвержденный приказом, содержит 4 федеральных закона, 5 постановлений правительства РФ и 70 нормативных правовых актов и документов федеральных органов исполнительной власти. В нем присутствуют как давно утвержденные и действующие документы, так и недавно появившиеся, в том числе приказы Минпросвещения и Рособрнадзора, утверждающие единое расписание и продолжительность проведения ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по каждому предмету.

Следует отметить, что некоторые акты из утвержденного перечня относятся исключительно к сфере высшего образования, но даже если их исключить, директорам школ и их заместителям необходимо знать и применять на практике гигантский массив нормативных документов, разобраться с которым досконально под силу лишь юристу.

Тут важно понимать, что перечень – это только федеральное законодательство, а есть еще региональный и муниципальный уровни, а также документы, которые носят разовый характер: внезапные проверки, опросы, тесты, тематические уроки и пр.

Происходит это все в ситуации, когда директора школ в России – мы писали об этом ранее – не имеют, как правило, специальной подготовки. Результаты исследования TALIS показывают, что российские директора довольно редко проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 % против 26,5 % в среднем по странам – участницам исследования).

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в январе этого года на Гайдаровском форуме, говорил о необходимости введения механизма усовершенствования законодательства для решения проблемы избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. Но, к сожалению, сфера школьного образования осталась вне пределов внимания премьера, хотя, как мы видим, зарегулированность для нее так же характерна.

По мнению редакции ActivityEdu, задача Рособрнадзора, уполномоченного контролировать и надзирать, состоит не только в постоянном увеличении числа актов и документов, которыми должны руководствоваться образовательные организации, и даже не в банальном формировании их списка, а в первую очередь в стремлении донести до участников образовательного процесса простые и понятные правила функционирования системы, создании таких правил игры, которые позволят руководителям качественно выполнять свою работу.

«Регуляторная гильотина» необходима не только бизнесу: образование очень нуждается в унификации законодательства, уменьшении нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. Кроме того, считаем, что в стране необходимо создавать систему, которая позволит обучать руководителей образовательных организаций, готовить их к вступлению в должность.

Все это позволит сделать наше образование понятнее и проще, даст возможность избежать ошибок, штрафов и наказаний, которые возникают из-за банального незнания, выведет директоров образовательных организаций из состояния постоянного стресса от нависшего дамоклова меча наказания, а также избавит Рособрнадзор от необходимости проведения множества проверок.

На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Камеральные и выездные проверки

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее – Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
– посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
– проводить экспертизу документов;
– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
– осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

Далее рассмотрим ход проведения проверки поэтапно.

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
– знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
– выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
– запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Во время проведения проверки руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
– организовывать по требованию встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
– предоставлять на срок проведения соответствующей проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (в отдельных случаях требуются даже гигрометры);
– предоставлять по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы и их заверенные копии. Если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок или отсутствуют вовсе, то до истечения такого срока причина должна быть мотивирована в письменном виде;
– давать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
– обеспечивать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
– доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
– составляет акт о результатах проверки;
– производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
– письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
– заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
– знакомиться со своими правами и обязанностями;
– знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
– обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.

7 авг. 2020

Анна Чередникова

5 минут

Детские сады вернутся к прежней работе не раньше 2021 года. В условиях пандемии нужно соблюдать требования Роспотребнадзора, чтобы ослабить распространение вируса. Они актуальны не только для дошкольных учреждений, но и для школ, лагерей, кружков и детских комнат.

В статье описаны правила работы детских садов в условиях карантина, утвержденные Роспотребнадзором.

  • Обработка помещений
  • Профилактика и обнаружение вируса
  • Социальная дистанция
  • Исключить массовые мероприятия
  • Как организовать выполнение санитарных правил

Обработка помещений

Каждое утро начинается с усиленной уборки помещения дезинфицирующими средствами. Обработка проводится до прихода детей. А раз в неделю нужно делать генеральную уборку. В течение дня важно придерживаться следующих правил:

  • проветривать комнаты сквозным воздухом каждые 2 часа. В это время там не должно быть детей;

  • во время перемен проводить дезинфекцию поверхностей — игрушек, столов и другой мебели;

  • использовать приборы для обеззараживания воздуха;

  • работники кухни должны работать в перчатках и дезинфицировать посуду и столы после каждого использования.

Важно! Дезинфицирующие средства должны быть без содержания хлора. В садике нужно хранить пятидневный запас средств для обработки.

Профилактика и обнаружение вируса

Обработка рук и измерение температуры должны стать традицией для детей и сотрудников садика. На территорию не следует пропускать родителей и посторонних.

При входе в садик ребенку измеряют температуру. Роспотребнадзор рекомендует купить бесконтактный инфракрасный градусник. Его не дезинфицируют после каждого использования, поэтому можно применять один на всех. Эта процедура «утреннего фильтра” не должна создавать скопления людей. Для этого можно установить разное время прихода для каждой группы. Второй раз меряем температуру в обед.

В садике должны стоять антисептические средства для обработки рук на видных местах — на входе, в санузлах и в столовых. Воспитатели следят за соблюдением гигиенических норм, чтобы дети дезинфицировали руки перед едой и в перерывах между занятиями. Маски носить необязательно. Зато обязательно проводить лекции по личной гигиене для детей и родителей.

Важно! Если у ребенка повышенная температура или появились признаки болезней дыхательных путей, его нужно срочно изолировать от общей группы в специально подготовленное помещение. После этого вызвать родителей или скорую помощь.

Социальная дистанция

Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.

По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.

Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.

Исключить массовые мероприятия

Дети из разных групп не должны пересекаться. Для этого нужно:

  • Отменить массовые мероприятия — выступления, концерты, соревнования;

  • Изменить расписание занятий, чтобы перерывы у групп были в разное время;

  • Не объединять детей в вечернюю группу;

  • Исключить совместные занятия в помещении и на открытом воздухе.

Как организовать выполнение санитарных правил

Озвученные меры по борьбе с коронавирусом требуют вложений и усилий со стороны руководства садиков. С этими задачами не справится одна уборщица или медицинский работник, нужно распределить обязанности по коллективу.
Каждому сотруднику желательно выдать памятку, которая будет напоминать ему о новых правилах.

Ежедневные обязанности можно распределить следующим образом:

  1. Уборщица моет и дезинфицирует поверхности по всему садику 3 раза в день.

  2. Охранник не пропускает посторонних людей и родителей.

  3. Медсестра измеряет температуру детям 2 раза в день. Также она осматривает детей и сотрудников на наличие симптомов коронавируса. Каждые 3 часа обеззараживает воздух в помещениях.

  4. Воспитатели проветривают комнаты каждые 2 часа. Они следят за самочувствием детей, водят их мыть руки каждые 3 часа и контролируют выполнение основных правил личной гигиены. Воспитатели должны знать симптомы коронавируса.

  5. Повара работают в масках и перчатках. Каждые 3 часа они дезинфицируют рабочие поверхности и посуду.

  6. Заместитель по АХР следит за наличием дезинфицирующих средств у уборщиц, масок и перчаток у работников кухни, антисептиков по всему садику.

В связи с часто поступающими запросами от образовательных организаций, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, по организации образовательной деятельности и соблюдению законодательства в сфере образования Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направляет разъяснения.

Указанная информация также размещена на официальном сайте Обрнадзора Югры в разделе «Вопросы и ответы».

Приложение: Разъяснения Обрнадзора Югры по часто задаваемым вопросам исполнения и соблюдения законодательства в сфере образования на 8 л. в 1 экз.

Приложение

к письму Обрнадзора Югры

от «____» ___________ 2017 г.

Разъяснения Обрнадзора Югры по часто задаваемым вопросам исполнения и соблюдения законодательства в сфере образования

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) имеется термин «рабочие программы учебных предметов». Правильно ли дошкольные образовательные организации понимают, что рабочих программ у воспитателей быть не должно?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная программа образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования, который включает и рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). При этом согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). ФГОС дошкольного образования не установлены требования к наличию рабочих программ в образовательных программах дошкольного образования.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, обязанность по разработке рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов не включена в перечень должностных обязанностей воспитателя. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, в трудовые функции воспитателя входит участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В структуре ООП, согласно ФГОС дошкольного образования, рабочая программа отсутствует как структурный элемент. Разработка педагогом других программ профессиональным стандартом также не предусмотрена.

Основываясь на аргументах сторонников второй точки зрения, можно сделать следующие выводы:

· рабочая программа воспитателя может рассматриваться в качестве документа не обязательного, а рекомендательного характера;

· решение о ее необходимости, структуре принимается на уровне дошкольной образовательной организации самостоятельно;

· если дошкольная образовательная организация утвердила Положение о рабочей программе, то она несет ответственность за качество рабочих программ. Более того, дошкольная образовательная организация должна аргументировать необходимость рабочей программы воспитателя, обосновать ее структуру и содержание, показать роль рабочей программы в реализации принципов дошкольного образования, обозначенных в положениях ФГОС дошкольного образования.

При проверке локальных нормативных актов прокуратура вынесла протест об отсутствии в Правилах приема в Учреждение пунктов из Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293. Пришлось вносить данные пункты в Правила приема в Учреждение. Как быть?

В соответствие с частью 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 3 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.

Таким образом, правила приема в образовательную организацию не должны содержать нормы приема в части, урегулированной законодательством об образовании.

При отсутствии у ребенка пробы Манту поликлиника выдает медицинскую карту с пометкой «не дообследован». Имеем ли мы право не принять ребенка в детское учреждение, пока ребенок не будет дообследован полностью?

В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно пункту 1.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 (далее – СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза») соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.

Пунктом 5.1 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» установлено, что в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.

В соответствии со вторым абзацем пункта 5.7 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Должно ли быть направление в образовательную организацию как документ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293?

В соответствии с пунктом 8 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293. Документы о приеме подаются в образовательную организацию, в которую получено направление в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. Поэтому направление в образовательную организацию, реализующую программы дошкольного образования, должно быть.

Что включает в себя понятие приостановления отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (помимо приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности), необходимо ли заключение дополнительного соглашения к договору об образовании между родителями (законными представителями) и муниципальной образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования, на период «приостановления функционирования» в связи с проведением ремонтных работ, иное с указанием конкретных сроков приостановления функционирования организации при наличии приказа куратора образовательной организации «О приостановления функционирования…», аналогичного приказа самой образовательной организации, а также пункта в договоре о сохранении за воспитанником места на период приостановления функционирования образовательной организации.

Толкования понятия «приостановление отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся» законодательство об образовании не содержит. Порядок приостановления образовательных отношений в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ регулируется локальными нормативными актами образовательной организации. Образовательные отношения могут быть приостановлены по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, к примеру, в связи с необходимостью прохождения длительного лечения и медицинского обследования в учреждениях здравоохранения, нахождения на санаторно-курортном лечении, предоставлением академического отпуска или каким-либо иным семейным обстоятельствам, а также по инициативе образовательной организации, к примеру, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ. Приостановление образовательных отношений осуществляется на определенный и оформляется распорядительным актом (приказом) образовательной организации. Заключение дополнительного соглашения к договору об образовании между родителями (законными представителями) и муниципальной образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования, на период «приостановления функционирования» в связи с проведением ремонтных работ не требуется.

Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527, родители (законные представители) обучающегося при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций. Что включает в себя процедура определения организации из числа муниципальных образовательных организаций? Каковы должны быть действия органа местного самоуправления в сфере образования в случае отсутствия свободных мест во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на территории города Сургута (далее – образовательная организация)? В случае высвобождения места в одной из образовательных организаций имеет ли право орган местного самоуправления при наличии очередности на получение места в соответствии с Порядком приема заявлений, постановки на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденным постановлением Администрации города Сургута от 27.07.2015 № 5229, предоставить место сначала обучающемуся для зачисления в порядке перевода либо это место должно быть предоставлено ребенку, ожидающему очередь?

Процедура определения организации из числа муниципальных образовательных организаций включает в себя процесс определения образовательной организации необходимого уровня образования из числа закрепленных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа в зависимости от наличия свободных мест в ней. В случае отсутствия свободных мест дети остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации. Место в образовательную организацию ребенку предоставляется при освобождении мест в соответствующей возрастной группе в течение года. В случае отсутствия свободных мест в желательных образовательных организациях место будет предоставлено в любой образовательной организации, где будет свободное место.

Преимущество предоставления места между обучающимся, зачисляемым в порядке перевода и ребенком, ожидающим очередь, законодательством об образовании не определено.

Необходимо ли издавать распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями городского округа ежегодно в случае отсутствия изменений в действующем распорядительном акте и можно ли, в случае наличия изменений, не издавать распорядительный акт о закрепленных территориях в новой редакции, а внести лишь соответствующие изменения не позднее 1 апреля текущего года?

В соответствии с пунктом 6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293, государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 апреля текущего года. Таким образом, распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа издается ежегодно.

Является ли нарушением, если Публичный доклад образовательной организации сделан за учебный год, а не за календарный?

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»; приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2013, №28908); приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2014, №31135)» установлены требования к порядку самообследования образовательной организации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. Целью самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности школы в виде отчета о результатах самообследования, которые размещаются на официальном сайте школы в виде ежегодного отчета о самообследовании. Таким образом, отчет о самообследовании — регламентированный документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности образовательной организации по итогам каждого учебного года. На основе отчета о самообследовании достоверную информацию об образовательной организации получают как участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники), так и участники отношений в сфере образования (федеральные государственные органы, учредитель, органы местного самоуправления). Предметом самообследования выступает образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качество кадрового, учебно-методического обеспечения и в соответствии с показателями, установленными Минобрнауки России.

Процедура проведения самообследования включает сбор и обработку самой разной информации: общую характеристику образовательной деятельности; сведения о структуре и системе управления образовательной организацией; особенности организации образовательного процесса; анализ качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения и материально-технической базы школы; качество подготовки обучающихся; данные о востребованности выпускников; анализ показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию.

Публичный доклад не имеет строгих регламентов, к нему имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 1.04.2015). В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения. Публичный отчет готовится ежегодно по итогам прошедшего учебного года.

Необходимо ли создание ЛНА о языке обучения, если язык обучения указан в Уставе, Договоре с родителями обучающихся?

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации»

Каков алгоритм подачи заявления на переоформление лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (с демонстрацией на экране)?

Для подачи заявления на переоформление лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» необходимо зарегистрироваться на «Едином портале государственных и муниципальных услуг». Инструкция по регистрации юридических лиц приведена отдельным файлом.

Какие наиболее частые ошибки встречаются при подаче заявлений на лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности?

При государственной аккредитации:

отсутствие доверенности или иного документа, подтверждающего право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;

неверное указание в заявлении о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, в частности в таблице о сведениях по основным образовательным программам, наименования основных общеобразовательных программ;

неверное указание в сведениях о реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности, в частности в таблице раздела 1. «Сведения о структуре основной образовательной программы» академических часов/зачетных единиц обязательной части учебных циклов (суммарно), недель/зачетных единиц практики (суммарно).

При лицензировании образовательной деятельности:

ошибки в заполнении заявления о предоставлении (переоформлении лицензии) на осуществление образовательной деятельности:

— неверное указание организационно-правовой формы;

— отсутствие адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, в строке «Данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц»;

— отсутствие КПП в строке «Данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе»;

— отсутствие даты фактического прекращения образовательной деятельности по основанию для переоформления лицензии «В связи с прекращением образовательной деятельности по адресу»;

— отсутствие сведений, подтверждающих изменение наименования образовательной программы, по основанию для переоформления лицензии «В связи с изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки»;

справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам:

— отсутствие в графе 6 раздела 1 сроков действия основания-возникновения права;

— отсутствие в графе 5 раздела 3 номеров помещений в соответствии с документами бюро технической инвентаризации;

— заполнение не всех граф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *