Рабочая неделя для педагогических работников

Категории: Образовательное право

Тэги: рабочее время,Учитель,Школа,Юрист для учителя

Статья посвящена классическим педагогическим работникам, которые не выполняют дополнительные трудовые функции (классное руководство, социальный педагог и т.д.) и работают в обычных школах и СПО

Вся рабочая атмосфера преподавателя регулируется:
— Конституцией РФ;
— Трудовым кодексом РФ;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ № 536);
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601)

Начнем по порядку. Ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует, что:
— труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (Мы выбрали профессию учитель/преподаватель);
— принудительный труд запрещен (это для тех, кто выполняет все требования администрация, а то уволят и как бы не начали придираться);
— каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным «законом» продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Мы сами вольны выбирать то, кем мы хотим работать, и раз мы определились с работой, то должны работать столько, сколько нужно, а не сколько хочет хозяин.
Рабочее время регулируется разделом 4 ТК РФ, а время отдыха 5 разделом ТК РФ с учетом особенностей главы 52 ТК РФ. Сразу оговоримся, что в главе 52 ТК РФ про время отдыха ничего не сказано. Трудовой кодекс четко дает определение рабочему времени, а именно: согласно ст. 91 ТК РФ «Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени».
При этом Работодатель обязан вести «учет» времени, фактически отработанного каждым работником. Это время отражается в табеле учета рабочего времени. В нашей организации каждый педагог сам на себя его заполняет и указываем мы там только часы, которые потратили на проведение занятия. Ни больше ни меньше.
Таким образом, рабочим временем преподавателя является время проведения учебного занятия.

Согласно ст.106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ваше рабочее время закончилось вместе с парой/уроком, дальше вы тратите его по своему усмотрению. Ведь преподавателям оплачивают только за тарифицированное время. Вся остальная работа это ваша личная инициатива.
Пункт 1.1 Приказа №536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678.

Что включается в рабочее время?

Проанализировав Приказ №1601, я нашел только этот абзац, который касается того, что же включается в рабочее время.
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Далее в п. 2.1. Приказа № 536 определено, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее — работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее — преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Итак, педагог выполняет два вида работы:
— нормированная часть (это пары/уроки);
— другая часть педагогической работы.
Если с первой частью все понятно, то вторая требует внимания.
Итак, другая часть педагогической работы согласно п.2.3 Приказа №536 определяется с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

То есть мы видим, что в рабочее время включается только работа, предусмотренная трудовым договором, должностными обязанностями и индивидуальным планом, при этом вся работа должна быть предусмотрена планом мероприятий, и, соответственно, эта работа должна быть оплачена. То, что нам вменяют в обязанность не только учить, но и воспитывать детей, частично не соответствует действительности. Педагоги должны это делать, но только в рабочее время. А рабочим временем является урок/пара. Таким образом, все воспитательные процессы происходят на занятиях.
Все остальное, а именно ведение дневников, изучение индивидуальных способностей обучающихся, воспитание вне урока и т.д. (подробнее в п.2.3. Приказа №536) за дополнительную оплату.

И самая главная изюминка, запомните и поставьте на рабочем столе как оберег от начальства п.2.4 Приказа №536: «В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
Вспомните при этом, как администрация увещевает словами о том, что вы должны работать с 9-18:00, что вы должны делать кучу документов (КОСы, УМК и т.д.). Давайте вместе скажем — нет рабству педагогов!
Подытоживая, перевожу все выше написанное с юридического на русский: «Уроки закончились — идем смело домой».

Магическая формула 18=36

И в заключение коротенькое, но очень важное дополнение о странном математическом действии. Оказывается, ходит легенда, что, работая по ставке 18 часов, педагогический работник имеет нагрузку 36 часов в неделю. Из уст старцев и сказочников я понял, что формула выглядит следующим образом: 18 часов (ставка, с ней никто не спорит) умножаем на 2 (или, как говорят, один час ставки плюс один час подготовки к уроку) = 36 часов.
Вроде все складно, но. Если у человека нет ставки, и он работает в нагрузке 10 часов, то у него тоже итоговое количество рабочих часов 36? Он что, готовится к занятиям усерднее других?
У меня, например, учебная нагрузка 40 часов в неделю. Это получается, по вашей формуле, что итого в неделю я работаю 80 часов! Делим эти часы на 5 рабочих дней и получаем… 16 часов в день! Уважаемые преподаватели истории, у нас забыли отменить рабство и крепостное право?)))))))
Нет уж, коллеги. Давайте будем оперировать законами и постановлениями, а не «хотелками» начальства и не своей, порой больной, фантазией.
Итак, пару слов о самой ставке 18 часов у учителей или 720 часов у педагогов СПО. Это разработана и утверждена минимальная нагрузка на преподавателя, которая позволяет исчислять льготный стаж для выхода на пенсию. Для педагогов СПО это актуально, если они преподают на первом курсе. (Надеюсь, им известно об этом)
То есть, что это значит? Это значит, если вы хотите льготную пенсию, то работать надо минимум 18 часов в неделю, не меньше. Но ст. 333 ТК РФ имеет интересную фразу, что максимальная нагрузка в неделю у преподавателя 36 часов. Так вот, дорогие педагоги, 36 часов это, чтобы педагогов не загонять, как рабочих лошадей, всеми 40 часами и более (это без учета неадекватных отчетов и т.д.). То есть задумка неплохая.
Итак, мы имеем два числа — 18 и 36 часов. Смысл их в том, что количество классов и учеников ежегодно в школе меняется, и логично последствие в виде изменения нагрузки на учителей. Стало меньше классов, следовательно, меньше работы у педагогов. И чтобы каждый раз это не становилось проблемой для образовательного учреждения, государство дало им автономию в виде 18-часовой «вилки» (максимально 36 часов — 18 минимальных).

В пределах этой разницы администрация ежегодно может изменять нагрузку на педагога и, соответственно, манипулировать и увеличивать лояльность работников к себе. Ведь чем больше нагрузка, тем больше зарплата, логично же? И как бы педагог ни был разочарован или не согласен со своей нагрузкой, если она в пределах от 18 до 36 часов, он ничего не может сделать, он просто с такой нагрузкой ознакамливается и все. Этому есть подтверждение в судебной практике.
Нагрузка может выходить за пределы минимальной или максимальной величины только с согласия работника (я таковое давал на нагрузку в 40 часов). Единственный случай, когда работнику могут дать меньше 18 часов, это производственная невозможность обеспечить ими педагога, утрированно, у всех и так только 18 часов, и осталось еще 10 часов. И то, даже в этом случае, как бы цинично ни звучало, у педагога спрашивают согласие на такую нагрузку.

Все, высказался я о ваших магических формулах. Самое печальное в этом то, что педагоги сами оправдывают рабство на работе и придумывают различные байки… Но я намерен со всеми этими байками бороться!

Возвращаемся к режиму рабочего времени и к вопросу, сколько же находиться в стенах учебного заведения. Нашел Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу №33-31953/2016, в котором также дополнительно подтверждена правовая позиция, которую я изложил в своей статье.

Судебная практика

Привожу выдержку из судебного акта: «…Кроме этого, правильными признаются выводы суда в части отказа в иске о признании отсутствия за истцом обязанности работать в течение 36 часов в неделю, признании незаконным установления продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, и отмене распоряжений работодателя об обязанности находиться на рабочем месте в течение 36 часов в неделю (пункт 6 искового заявления), поскольку указанная продолжительность рабочего времени для истца не установлена ни трудовым договором, ни приказами работодателя…»

Надеюсь, понятно, что там написано? Логика от обратного, суд не может отменить такое требование, потому что его нет. Нет его ни на бумаге, ни в форме устного распоряжения. Если бы такое требование было бы основано на нормативных правовых актах, то суд непременно его указал бы, но такого в законодательстве просто НЕТ. И возвращаемся туда, откуда пришли. Уроки закончились, совещаний нет, значит смело — ДОМОЙ!
Если не верите своим глазам, перечитывайте, как мантру, выдержку из судебного акта, пока не снизойдет откровение.

Иван ПЛАТОНОВ
Проект «Юрист для учителя»

На практике между педагогическими работниками и администрациями образовательных учреждений нередко возникают споры по толкованию норм трудового права в отношении режима рабочего времени.

Содержание

Основные вопросы разногласий:

  • Должен ли учитель находиться на рабочем месте, когда у него нет занятий по расписанию?
  • Какие виды педагогической работы входят в обязанности учителя, а какие могут выполняться только с его согласия и за дополнительную плату?
  • Должен ли учитель находиться в школе во время каникул? Если да, то в пределах какой нормы?
  • Можно ли учителя назначить дежурным по школе во время каникул?
  • Допустимо ли составлять расписания с «окнами»? Каков максимально допустимый размер «окна» в расписании?

Эти и другие актуальные вопросы, связанные с правовым регулированием режима работы учителей, будут рассмотрены в данной статье.

Нормативно-правовое регулирование режима работы учителей

Понятие «режима рабочего времени» дано в статье 100 Трудового Кодекса РФ. К элементам режима рабочего времени относятся:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • работа с ненормированным рабочим днем для некоторых категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

Режим рабочего времени устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями трудового кодекса, коллективного договора и соглашениями. Если у работника режим рабочего времени отличается от установленных в Правилах внутреннего распорядка, то данные отличия должны быть отражены в трудовом договоре.

Также статья 100 ТК РФ дает полномочия Правительству Российской Федерации устанавливать для работников транспорта связи и иных, имеющих особый характер работы, особенности режима рабочего времени и времени отдыха.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» соответствующие полномочия переданы федеральным органам исполнительной власти, которые по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации принимают нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности режима рабочего времени в рамках своих полномочий.

Определенные нормы, касающиеся регулирования режима работы педагогических работников, содержатся в статье 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Так в пункте 7 данного закона указано, что режим рабочего времени педагогических работников определяется следующими документами:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором;
  • графиками работы;
  • расписанием занятий.

Данные документы должны соответствовать требованиям трудового законодательства с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В пункте 6 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» в частности указано, что рабочее время педагогических работников состоит из:

  • учебной (преподавательской) и воспитательной работы;
  • иной педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).

В соответствии с требованиями статьи 100 ТК РФ, ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ» и во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №877 был принят Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Данный приказ следует применять с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими режим рабочего времени педагогических работников, являются:

1. Трудовой Кодекс РФ;
2. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Особенности);
4. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601).

Режим рабочего времени и Правила внутреннего трудового распорядка

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536, режим рабочего времени педагогических работников регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми работодателем (руководителем образовательного учреждения) с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников, если такой орган существует. Обычно Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к Коллективному договору (ст.190 ТК РФ).

Обеденный перерыв учителя

Пункт 1.5 Особенностей повторяет норму Трудового Кодекса о необходимости закрепления в Правилах внутреннего распорядка порядка предоставления педагогическим работникам перерыва для отдыха и приема пищи (продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов). Время обеда в рабочее время не входит.

Если педагогические работники выполняют свои обязанности непрерывно (например, учителя начальных классов), то им должна быть обеспечена возможность приема пищи вместе с обучающимися или в специально отведенном для этой цели помещении. В этом случае перерыв для приема пищи не устанавливается.

Нормируемая и ненормируемая части педагогической работы

Наибольшую сложность в понимании вызывает тот факт, что, согласно пункту 2.1 Особенностей, педагогическая работа делится на три части:

  • нормируемую часть педагогической работы;
  • другую часть педагогической работы;
  • дополнительные виды работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Регламентации по длительности, определяемой в соответствии с Приказом №1601, подлежит только нормируемая часть педагогической работы. Это педагогическая работа, связанная с проведением учебных занятий, которая регулируется расписанием занятий. При этом в рабочее время включается как время уроков, так и перемены, в том числе «динамическая пауза» в 1 классах.

«Другая часть» педагогической работы не может быть регламентирована по длительности. Любое требование администрации о нахождении учителя на рабочем месте определенный период времени является нарушением.

К «другой части» педагогической работы относится выполнение работ, предусмотренных квалификационными характеристиками по должности. Например, сюда можно отнести участие в педсоветах, заседаниях методических объединений, работа по проведению родительских собраний и т.д. Конкретный перечень обязанностей указывается в должностной инструкции и трудовом договоре.

Так как выполнение данных виды работ входит в должностные обязанности педагога, то дополнительная оплата за них не предусмотрена. Отказаться от их исполнения педагог также не может, в противном случае он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Но это вовсе не означает, что администрация может свободно изменять должностные инструкции учителя и вносить в них любые обязанности по своему усмотрению. Должностные обязанности педагогических работников приведены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 н.

Должностные инструкции могут детализировать обязанности, указанные в Едином квалификационном справочнике (далее — ЕКС), но не могут содержать обязанностей, которые данный справочник не содержит.

Например, будет незаконным включать в должностную инструкцию обязанность учителя по приему и обслуживанию материальных ценностей, находящихся в кабинете, либо по приему денежных средств, так как подобные обязанности не содержатся в ЕКС. При этом нельзя требовать с учителя исполнение обязанностей, указанных в ЕКС, но отсутствующих в должностной инструкции или трудовом договоре.

Чем регулируется выполнение «другой части» педагогической работы?

Следующие виды работ регулируются учителем самостоятельно:

  • подготовка к занятиям;
  • участие в разработке рабочих программ;
  • изучение индивидуальных способностей и склонностей обучающихся.

Правилами внутреннего трудового распорядка регулируются:

  • ведение журнала и дневников обучающихся (либо в бумажной, либо в электронной форме);
  • организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Планами и графиками, утвержденными приказами, регулируются:

  • участие в работе педсоветов;
  • участие в работе методических объединений;
  • проведение родительских собраний.

Планами, графиками, расписаниями, утвержденными приказами, Коллективным договором (с указанием порядка и условий проведения работ) регулируются:

  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися,
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности

Приказами регулируются периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса. Порядок организации дежурств рассмотрим в следующей главе.

Дежурства по школе

Согласно пункту 2.3 Особенностей, дежурства по школе могут быть организованы в следующих целях:

  • для подготовки к проведению занятий,
  • для наблюдения за выполнением режима дня обучающимися,
  • для обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Дежурства организуются в период осуществления образовательного процесса. Таким образом, составление графика дежурств в период каникул будет не обосновано.

Педагогические работники привлекаются к дежурствам не ранее 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания ИХ последнего занятия.

Особенности предписывают не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна.

Дополнительные виды работ, выполняемые с письменного согласия учителя за дополнительную плату

Виды работ, связанные с образовательной деятельностью, но не входящие в должностные обязанности учителя, выполняются только с его письменного согласия и за дополнительную плату. Порядок выполнения данных работ регулируется либо трудовым договором, либо дополнительным соглашением к трудовому договору.

Перечень дополнительных работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату, приведенный в Особенностях, является открытым и включает в себя:

  • классное руководство;
  • проверку письменных работ;
  • аведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
  • руководство методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работ.

Согласно статье 60.2 ТК РФ, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Участие в организации и проведении ЕГЭ

Учителя, участвующие по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в рабочее время, освобождаются от основной работы на период проведения ЕГЭ. Им предоставляются гарантии и компенсации, установленные статьей 170 ТК РФ, а именно:

1) за ними сохраняется место работы;
2) им выплачивается денежная компенсация.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Участие в ЕГЭ не является обязанностью учителя, поэтому он может быть привлечен к данному мероприятию только в добровольном порядке.

Обязательное присутствие учителя в школе и методический день

Согласно пункту 2.4 Особенностей, если учитель свободен от занятий и иных мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями, его присутствие в школе необязательно. То есть если у учителя нет уроков, не запланировано педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, то присутствовать в учебном заведении он не обязан.

Что касается методического дня, то Особенности рекомендуют при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. То есть обязательность введения методического дня должна быть закреплена в Коллективном договоре или Правилах внутреннего трудового распорядка.

«Окна» в расписании

Одним из часто возникающих вопросов является наличие перерывов в расписании, так называемых «окон». Данный вопрос регулируется главой III Особенностей.

  • Во-первых, Особенности прямо запрещают перерывы длительностью более двух часов. Данная норма повторяет требования статьи 108 ТК РФ. Перерывы длительностью более двух часов недопустимы ни при каких условиях, за исключением воспитателей образовательных организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся, которым выплачивается денежная компенсация за неудобный график. В общеобразовательных учреждениях перерывы длительностью более двух часов не допускаются.
  • Во-вторых, длительные перерывы между занятиями (которые не являются переменами), не входящие в рабочее время учителя допускаются только с его письменного согласия.

Режим работы в период каникул и во время отмены занятий по климатическим условиям

Согласно главам IV и V Особенностей, периоды, когда учебные занятия не проводятся, но учитель не находится в ежегодном отпуске, являются для учителя его рабочим временем. Режим рабочего времени в эти периоды должен уточняться приказом.

При этом следует отметить, что регламентировать нахождение учителя в образовательном учреждении можно только в пределах нормируемой части педагогической работы, то есть не более объема нагрузки, предусмотренной трудовым договором на текущий учебный год.

Если соответствующий приказ не принят, то следует исходить из режима рабочего времени, установленного расписанием занятий.

Часто встречающиеся вопросы учителей по режиму рабочего времени

Вопрос 1: Со слов администрации продолжительность рабочего времени учителя на ставку составляет 36 часов. Поэтому мы должны находится в школе с 8 до 15 часов. Это законно?

Ответ 1: Нет. Регламентировать по длительности можно только нормируемую часть педагогической работы, которая регулируется расписанием занятий. Поэтому если учебные занятия закончились и у Вас нет запланированных педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, а также иных работ, выполняемых за дополнительную плату, то находиться на рабочем месте Вы не обязаны.

Вопрос 2: Директор требует от учителей находиться на рабочем месте в субботу с 8 до 12 часов, аргументируя тем, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка у нас шестидневная рабочая неделя. Но у меня в субботу нет занятий и смысла приезжать на работу в субботу нет. Законно ли это?

Ответ 2: Если у Вас в субботу нет занятий или других запланированных мероприятий, то требование находиться в школе со стороны администрации не соответствует закону.

Вопрос 3: Администрация проводит педсоветы по субботам, когда у меня нет уроков. Обязательно ли мое присутствие?

Ответ 3: Присутствие в субботу на педсовете обязательно при выполнении всех следующих условий:

  • обязанность посещать заседания педсовета зафиксирована в должностной инструкции или трудовом договоре;
  • график проведения педсоветов утвержден приказом и Вы были ознакомлены с ним под роспись;
  • для Вас установлен режим шестидневной рабочей недели (согласно трудовому договору, либо согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если в трудовом договоре продолжительность рабочей недели не указана).

Если все эти условия выполнены, но Вы на заседании педсовета отсутствовали, то работодатель может привлечь Вас к дисциплинарной ответственности с соблюдением процедуры, установленной статьей 193 ТК РФ.

Вопрос 4: Администрация изменила мою должностную инструкцию, включив в нее обязанность проведения уборки кабинета после окончания занятий. Насколько это законно?

Ответ 4: Это незаконно, так как уборка кабинета не входит в перечень должностных обязанностей учителя согласно ЕКС.

Вопрос 5: Директор требует от меня заключение договора о полной материальной ответственности. Имеет ли он на это право?

Ответ 5: Договор о полной материальной ответственности может заключаться не со всеми работниками, а только с теми, чья должность указана в перечне, либо в чьи должностные обязанности входят работы, указанные в перечне, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Согласно данному постановлению и должностными обязанностями, приведенными в ЕКС, заключение договора о полной материальной ответственности с учителем не является законным.

Вопрос 6: Может ли администрация назначить меня классным руководителем без моего согласия?

Ответ 6: Согласно Особенностям, утвержденным Приказом Минобра РФ №536, классное руководство относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату. Назначить Вас классным руководителем без Вашего письменного согласия нельзя.

Вопрос 7: Могу ли я отказаться от классного руководства? Может ли директор забрать классное руководство без моего согласия?

Ответ 7: Классное руководство является видом работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату, и регулируется статьей 60.2 ТК РФ.
Согласно данной статье работник имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о выполнении данной работы, уведомив другую сторону в письменном виде не позднее чем за три рабочих дня.

Вопрос 8: Нам приходится вести журнал в бумажном и электронном виде без дополнительной оплаты, насколько это законно?

Ответ 8: Нет, незаконно. Согласно Приказу Минобра РФ №536 правилами внутреннего трудового распорядка регулируется ведение журнала и дневников обучающихся либо в бумажном, либо в электронном виде.

Вопрос 9: Меня включили в состав комиссии по проведению ЕГЭ. Директор говорит, что я не имею права отказаться, так как это входит в мои должностные обязанности. Так ли это?

Ответ 9: Привлечение к проведению ЕГЭ является исполнением государственной обязанности. Участие в данном мероприятии является исключительно добровольным.

Вопрос 10: В моем расписании 10 «окон». Завуч говорит, что «окна» длительностью менее двух часов допускаются без согласия учителя. Так ли это? Невозможно работать!

Ответ 10: Это не так. Согласно пункту 3.1 Особенностей в рабочем времени предусмотрены три вида перерывов:

  • перерывы в рабочем времени более двух часов подряд;
  • длительные перерывы между каждым занятием, которые рабочим временем не являются;
  • короткие перерывы (перемены), которые входят в рабочее время.

Согласно первому абзацу пункта 3.1 Особенностей перерывы в рабочем времени более двух часов подряд не допускаются в принципе, ни с согласия работника, ни без его согласия, за исключением воспитателей учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Длительные перерывы между каждым занятием допускаются только с письменного согласия педагога.

Вопрос 11: Директор издал приказ, по которому в каникулы мы должны находиться в школе с 9 до 12 часов с понедельника по пятницу. Законно ли это?

Ответ 11: Согласно Особенностям, утвержденным приказом Минобра РФ №536, на период каникул режим рабочего времени учителей уточняется. При этом длительность рабочего времени должна быть в пределах нагрузки, установленной для учителя на период до начала каникул. Так как данный приказ предписывает находиться на рабочем месте 15 часов в неделю, то если Ваша нагрузка составляет более 15 часов, то нарушения Ваших прав нет.

Вопрос 12: На период каникул был составлен график дежурств учителей по школе. Насколько это законно?

Ответ 12: Это незаконно, так как согласно пункту 2.3 Особенностей дежурства допускаются в период осуществления образовательного процесса.

Вопрос 13: Мне не платят за проверку тетрадей. Директор говорит, что это входит в мои должностные обязанности и дополнительной оплаты не положено. Так ли это?

Ответ 13: Нет, это не так. Согласно пункту 2.3 Особенностей проверка письменных работ относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Вопрос 14: Обязаны ли мне доплатить за разработку рабочей программы по предмету.

Ответ 14: Согласно ЕКС учитель разрабатывает рабочую программу по предмету. Таким образом, если данная обязанность включена в должностную инструкцию или трудовой договор, то данная работа должна проводиться без дополнительной оплаты.

Рекомендации по защите трудовых прав учителей, разработаны в НМЦ «Гуманист» на основе мониторинга нарушений, проведенного в 2010 г.

Четвёртая глава рекомендаций по защите трудовых прав учителей.

Материалы предоставлены НМЦ «Гуманист».

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется

установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…

Конституция РФ, ст. 37

· Какова продолжительность рабочей недели учителя?

· Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?

· Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?

· Какое допустимое количество «окон» в расписании? Что делать, если их много?

· Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?

· Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?

· Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?

· Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности» . Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем — не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов.

Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе и в законе «Об образовании» . Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен . Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку ..

При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением.

Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» — абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени лишь запутывают вопрос.

В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.

Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, — это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов?

В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе.

Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.

Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно.

Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Для учителей 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов , так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.

«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника.

Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно.

Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю .

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:

«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.

Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо.

Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам , средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.

2. Во время каникул — требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.

3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.

4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).

5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотруд ники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: » Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час «. С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы . Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы . Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работ ники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

· Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.

· Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю .

· Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

· разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя

· в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя

· предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета

· расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих.

Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету.

Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Ст. 91 ТК РФ

Часть 1 статьи 333 ТК РФ

Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее — постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»

Ст. 152 ТК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *