Рабочее время педагога психолога в школе

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа

2 часа

Организационно-методическая работа

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

75 часов

75 часов

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.

Норма рабочего времени педагога-психолога общеобразовательного учреждения составляет 36 часов в неделю, из которых 18 часов составляет непосредственно консультативная работа, а остальное время отводится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации, причем данные виды работы могут выполняться за пределами образовательного учреждения.

Обоснование вывода:

Согласно части первой ст. 91 ТК РФ рабочее время — время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к рабочему времени.

Согласно ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Приложением к приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приложение) определена продолжительность рабочего времени педагога-психолога в размере 36 часов в неделю. При этом в соответствии с п. 1 примечаний к Приложению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 (далее — Положение). Согласно п. 8.1 Положения режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы в соответствии с определенной трудовым договором учебной нагрузкой (но не менее половины недельной нормы рабочего времени), так и выполнение другой части работы (подготовительной, обобщающей), которая не конкретизирована по количеству часов и может выполняться за пределами образовательного учреждения.

Письмом Минобразования РФ от 24.12.2001 N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений рекомендовано устанавливать педагогу-психологу норму консультативной работы (индивидуальной и групповой профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей, учебной, просветительской работы с обучающимися, воспитанниками; экспертной, консультационной работы с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения) 18 часов в неделю. Остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени должно приходиться на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и другое).

Об использовании рабочего времени

педагога-психолога образовательного учреждения

Филиев М.П.

Педагог-психолог

Распределение рабочего времени педагога-психолога разнится от одного образовательного учреждения к другому. Рабочее время устанавливается, разумеется, согласно ТК РФ и продолжительность рабочей недели составляет 36 часов. Соответственно, данные 36 часов делятся, в свою очередь, на 18 практических (работа клиентом\получателем социальных услуг\участником образовательного процесса и т.д.) и 18 методических часов (заполнение документации, анализ и планирование деятельности, заполнение стендов, обработка результатов диагностических исследований и т.д.) Некоторые педагоги-психологи не совсем понимают, что является практической частью, а что методической, какие виды работ входят в ту или иную деятельность.

Итак, ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников: Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Далее, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. N 536 г. Москва»Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июня 2016 г., Регистрационный N 42388

VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

Статья 2, п. 31:

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

Таким образом, можно заключить, что в работе педагога психолога в практическую часть (18 часов в неделю или 3 часа 36 минут в день при 5 дневной рабочей недели и отсутствии методических дней) входит работа с родителями (законными представители), обучающимися (воспитанники, клиенты), педагогические работники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *