Родительский комитет

Состав и должностные обязанности родительского комитета

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

4. Секретарь

Распределение обязанностей внутри родительского комитета:

1. представителем интересов от родительского комитета на уровне школы является председатель;

2. заместители, несущие ответственность за определенные разделы работы;

3.казначей, отвечающий за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды класса;

4. Секретарь — ответственный за составление протоколов и других документов, необходимых для родительского комитета.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в роботе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащимся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

В обязанности секретаря входит составлять протоколы заседания, выполнять оповещения родителей о надлежащем событие; ведет делопроизводство, в том числе и в электронной форме;

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако, если есть острая необходимость, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы заседаний родительского комитета, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

«Всероссийский родительский комитет» — электронная правовая система мониторинга качества образования.

Краткое описание проекта

«Всероссийский родительский комитет» – это удобная электронная правовая система, которая предоставит родителям возможность быстрого и удобного поиска правовой информации, предоставит возможность размещения жалоб по работе того или иного учебного заведения.

Фактически портал будет являться автоматизированным интернет-сервисом, где родители смогут обсудить любые вопросы, касающиеся работы учебного заведения.

Основные цели и задачи проекта

• Предоставление свободного доступа к правовой информации школьникам, абитуриентам, студентам, выпускникам и их родителям.

• Разработка инструментов мониторинга качества образования.

• Предоставление учащимся специальных электронных ресурсов, позволяющих контролировать соблюдение их прав.

• Повышение юридической грамотности учащихся и их родителей.

• Улучшение качества работы учебных заведений.

• Разработать IT-структуру, которая станет отправной точкой для дальнейшего развития проекта.

• Наладить возможность обмена знаниями между всеми участниками.

• Сформировать Базу знаний, которая будет выступать основным источником правовой информации.

Подробное описание проекта

«Всероссийский родительский комитет» – это масштабный проект, реализация которого предусматривает несколько важных шагов:

• Социальная сеть для родительских комитетов.

Мы постоянно контактируем с различными учебными заведениями, в том числе со школами. Анализируя процесс обучения, мы пришли к выводу, что многие моменты, связанные с нарушением прав обучающихся, берут начало в организации взаимодействия между родителями школьников и учительским составом.

Как сейчас происходит это взаимодействие?

Учителя вызывают родителей на собрание и ставят перед фактом о принятии какого-либо решения по развитию школы. Например, введению определенной формы для школьников. Аналогично происходит и «сбор средств». Родителям просто обозначается сумма, которая нужна на очередной ремонт или учебники для их детей.

Насколько это правомерно? Многие об этом задумываются, но не принимают никаких мер. Мы хотим изменить сложившееся положение вещей. Для этого мы создадим отдельную социальную сеть, ориентированную на родителей, учителей и руководителей школьных заведений.

Мы добавим функционал, который значительно упростит общение между родителями, в том числе уберем барьеры взаимодействия родителей, преподавателей и руководителей школьных заведений.

Например, каждый пользователь сможет организовать свой собственный блог, в котором он будет делиться своим мнением или найденной информацией. На сайте родители смогут объединяться в группы по интересам, обсуждать схожие проблемы и вместе искать их решение.

Мы так же добавим специальный раздел, в котором родители и ученики смогут оставлять отзывы о работе того или иного учебного заведения или об образовательной системе нашей страны в целом.

Доступ к разделу получат представители государственных и общественный учреждений. Эта информация может послужить толчком для проведения мероприятий по модернизации образования в России.

• Обработка огромного массива данных и формирование Базы правовой информации, адаптированной под потребности школьников, абитуриентов, студентов, выпускников и их родителей.

Она станет основным источником информации для социальной сети родительских комитетов.

Нами будет проделана огромная работа. Четкое структурирование данных и удобная навигация обеспечат быструю ориентацию пользователей. Интерфейс прост прост и интуитивно понятен.

• Организация нескольких курсов и тренингов , реализуемых в формате онлайн и оффлайн. В их числе:

• Серия тренингов по тематике «Правовая защита школьника»;

• Полный онлайн курс «Право школьника».

Информация, преподносимая в формате живого диалога, усваивается в несколько раз лучше. Именно поэтому мы планируем запуск целой серии тренингов и онлайн курса для всех желающих. Часть материалов будет предоставлена для самостоятельного изучения с целью закрепления пройденного материала.

Обоснование социальной значимости проекта

Многие российские школы дают действительно качественное образование. Но некоторые проблемы, относящиеся к процессу обучения до сих пор остаются нерешенными. В среде педагогов и руководителей учебных заведений нередко возникают случаи, связанные со злоупотреблением служебным положением и ущемлением прав учащихся. Некоторые проблемы возникают вследствие халатного отношения к исполнению своих обязанностей.

В итоге родители сталкиваются с такими проблемами, как:

• Вымогательство взяток со стороны преподавателей или руководителей учебного заведения.

• Использование нецензурных выражений, оскорблений или физического воздействия на учащихся со стороны преподавателей.

• Несоблюдение учебного плана или периодический срыв занятий и лекций.

• Необоснованное противодействие для дальнейшего обучения со стороны представителей образовательного учреждения.

• Несоблюдение санитарных норм в здании школы.

• Несоответствие обязательным требованиям комфорта (недостаточная освещенность аудиторий, слишком высокая/низкая температура в учебном здании, отсутствие столовой или санитарных комнат и т.д.).

Сотрудники госорганов физически не в состоянии постоянно контролировать соблюдение всех норм и правил, касаемых организации учебного процесса. Поэтому мы видим решение существующих проблем в создании эффективных инструментов самостоятельного контроля со стороны учащихся и их родителей.

По нашему опыту мы знаем, что многие негативные ситуации, связанные с нарушением прав учащихся, происходят по вине преподавателей и других сотрудников учебного заведения. Такие ситуации скрываются от руководства, а сами учащиеся испытывают страх и умалчивают о проблеме.

Именно поэтому так актуально создать инструменты для самостоятельного правового контроля и мониторинга. И действовать нужно в двух направлениях — предоставить учащимся полную информацию об их правах и дать возможность воздействия на нарушителей учебного процесса.

Своевременное и оперативное решение возникающих проблем будет способствовать постепенному улучшению качественных показателей образования в России.

Позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта

Сейчас для защиты своих интересов и прав, мониторинга качества ученикам или их родителям приходится самостоятельно анализировать множество информации, чтобы найти решение нужного вопроса.

Обеспечение правовой поддержки и внедрение эффективных инструментов самостоятельного контроля повлекут за собой ряд положительных изменений таких, как:

• Облегчение поиска и ориентирования в потоке правовой информации.

• Повышение юридической грамотности учащихся и их родителей, а также овладение инструментами правовой защиты.

• Значительное увеличение скорости выявления нарушителей образовательного процесса.

• Повышение ответственности сотрудников учебного заведения, отвечающих за составление и соблюдение учебного плана.

• Уменьшение нагрузки на государственные органы, осуществляющие контроль над работой школ.

• Повышение уровня комфортности в учебных зданиях.

• Удобный мониторинг качества учебного процесса.

• Улучшение образовательного процесса и повышение статуса российских учебных заведений.

Школьники, студенты и их родители сами будут заниматься мониторингом качества образовательных услуг и сообщать обо всех нарушениях на наш электронный интернет-сервис.

Параллельно мы будем вести активную работу по повышению уровня правовой информированности всех участников образовательного процесса. Сформированная нами база данных станет основным источником информации, необходимой для решения проблем, связанных с нарушением прав учащихся.

Действуя в двух направлениях, мы постепенно создадим эффективно работающую систему саморегулирования учебного процесса.

Для поддержки проекта мы так же планируем наладить сотрудничество с такими организациями, как:

• Агентство стратегических инициатив.

• Федерация независимых профсоюзов России.

• Общественная палата.

• Профессиональные союзы и различные общественные организации.

• Государственные органы.

• ОНФ

Только объединив наши силы, мы добьемся серьезных успехов и сделаем долгосрочный вклад в развитие образовательной системы России.

Родительский комитет класса — это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет (председатель) участвует (при необходимости) в заседаниях пед. совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:

-помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

— вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

— влиять на формирование культуры родительского общения;

— быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

— стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

— выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

— соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

— активно участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;

— помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

— посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

— присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

— высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

— проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды.

Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.

Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

Состав родительского комитета:

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей.

Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) протоколы заседаний родительского комитета;

б) положение о родительском комитете школы;

в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;

г) график заседаний родительского комитета.

Участие в родительском комитете школы имеет для родителей, как плюсы, так и минусы.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса — оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки — это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям- увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся род.комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Плюсы участия в деятельности родительского комитета:

• возможность контролировать образовательный процесс школы и влиять на него;

• влиять на педагогический коллектив, других родителей (выступление на общих собраниях, участие в проверочных комиссиях и т. д.);

• получать информацию из первоисточников (члены родительского комитета напрямую общаются с администрацией школы);

• реализовывать организаторские способности (участие во внеклассной жизни школы, класса);

• демонстрировать свою ответственность, родительскую и гражданскую позиции.

Минусы участия в деятельности родительского комитета:

• работа в родительском комитете отнимает много времени;

• создает много хлопот: организация ремонта, уборки, решение других хозяйственных проблем;

• возможны конфликты с другими родителями, не желающими участвовать в воспитании детей, общественной жизни школы.

4.4. Организация и методика проведения, конференций, лектория «Университет педагогических знаний», тематические и индивидуальные консультации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации «О взаимодействии ОУ с семьей» (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

· приобщение родителей к педагогическому процессу;

· неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

· система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

· совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

· разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

-Воспитательно-развивающая — привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

-Просветительская — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

-Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

-Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители — осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов, одна из основных форм работы с родителями.

Общешкольное родительское собрание. Регулярность и заблаговременная повестка собрания, сформулированная цель и четкая постановка задач и вопросов для обсуждения, помогают собрать большую часть родительской общественности. Очевидно, что общешкольные родительские собрания, периодичность которых – 2 раза в год для каждой параллели, дают возможность родителям увидеть результаты и перспективы деятельности школы в целом. Сделать информирование более наглядным помогает использование подготовленных компьютерных презентаций.

Работа по повышению педагогической культуры родителей наиболее уместна на классных родительских собраниях. Важно то, что зачастую повестка дня является следствием тех вопросов, по которым родители были проинформированы на общешкольном собрании. При проведении родительских собраний используются интерактивные формы, такие как:

1. Групповая работа на заданную тему.

Родительское собрание включает в себя 2 этапа:

— Информирование родителей о возрастных изменениях, происходящих с детьми этого возраста и глобальных социальных изменениях, затрагивающих семью.

— Групповая работа родителей. Родители делятся на группы (всего было 4 группы по 5 – 6 человек). Задача каждой группы – символически выразить (на листе ватмана), как социальные изменения отражаются на детях класса. Эффективность данной формы работы оценивается через активность и общую вовлеченность в общий аналитический диалог всех участников собрания, через сплочение родителей при работе на поставленную цель, через продуктивный обмен опытом.

2. Форма обсуждения проблемы за круглым столом. Цель: разработка путей педагогической коррекции проблем в поведении ряда учеников класса. Форма круглого стола позволяет выровнять позиции педагогических работников и родителей, свободно выражать свое мнение. Эффективность данной формы в достижении взаимопонимания по ряду вопросов обучения и воспитания.

3. Форма диспута в родительских группах. Проводят педагоги начальной школы, работающие по программе развивающего обучения. Цель: активное вовлечение родителей в вопросы развивающего обучения. Родителям предлагается разделиться на группы по принципу «те, кто полностью принял РО» и «те, кто сомневается». Между группами организуется диалог «вопрос-ответ».

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Как отмечалось выше, родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и т. д.Цель родительского лектория- привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический лекторий лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Занятия проводят директор, заместители директора, социальный педагог, специалисты медицинских учреждений и профилактических центров. Обычно лекторий посвящен определенной теме педагогического просвещения и объединяет родителей одной или двух параллелей.

Педагогический всеобуч — Цель педагогического всеобуча -осуществление деятельности, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Инновационный подход в проведении родительского всеобуча мы видим в использовании таких формах работы с родителями, как

— Проведение открытых родительских собраний для молодых классных руководителей;

— Проведение семинаров для классных руководителей, которые направлены на увеличение арсенала способов проведения родительских собраний «Семья в контексте глобальных изменений»;

— Использование нестандартных форм проведения родительских собраний,

— Создание Общешкольного родительского Актива;

— Использование новой формы подведения итогов года

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) — – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, обмен опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Алгоритм проведения — раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.

Цель конференций- просвещение родителей по актуальным вопросам и формирование активной педагогической позиции.

Проблемы взаимоотношений отцов и детей, особенности гендерного воспитания и обучения, профилактика наркомании – это далеко не все вопросы, поднимаемые на родительских конференциях. Конференции проводятся один раз в год. Темы конференций: «Я и мой ребенок», «В семье растет сын», «В семье растет дочь», «О ребенке и его здоровье».

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.Например, на сайте образовательного учреждения, в школьной газете, в СМИ региона или города.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Здесь возможна такая форма работы как Ассамблея достижений, которая проводится как расширенное заседание родительского комитета школы. На этой встрече отчитывается администрация школы, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг– это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота -ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежатьмногих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Посещение семей — эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Консультация — оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

Родительский комитет: как организовать работу и предотвратить конфликты

В любой школе, в любом детском саду существует родительский комитет. Что это такое, какие вопросы он решает и для чего вообще нужен? На эти вопросы попробуем ответить в нашей статье.

Родительский комитет состоит из родителей учеников каждого класса, выбирается он добровольно на один год и состоит, как правило, из 3-7 человек. Один из участников родительского комитета путём голосования выбирается председателем и входит в состав комитета на уровне школы или детсада. Обо всех своих действиях родительский комитет отчитывается перед остальными родителями учеников на собраниях.

Функции родительского комитета

— организация посещений классом (группой) экскурсий;

— организация внеклассные мероприятия;

— сбор деньги на ремонт класса (группы);

— решение вопросов о подарках на праздники детям, педагогам и воспитателям;

— посредничество между родителями и школой (садом);

— помощь учителю (воспитателю) в приобретении учебников и других пособий.

Участие в родительском комитете: плюсы

— получение информации из первых источников (администрации школы или детсада);

— принятие непосредственного участия в жизни класса (группы);

— влияние на других родителей.

Участие в родительском комитете: минусы

— необходимость наличия свободного времени;

— принятие дополнительных хлопот: решение хозяйственных проблем, организация ремонта или уборки, проведение экскурсий и других мероприятий;

— решение конфликтов с родителями, несогласными с решениями родительского комитета.

С чего начать работу родительского комитета

1. Запишите все данные родителей и учителей (воспитателей): ФИО и телефоны. Проверьте, все ли родители подписали «Согласие о персональных данных», чтобы не попасть в ситуацию, подобной произошедшей недавно в Казани.

2. Поговорите с членами родительского комитета старших классов (групп): они обязательно поделятся полезными идеями и спецификой вашей образовательной организации.

3. Узнайте заранее, что необходимо приобрести для класса (группы) и попробуйте определиться с годовым бюджетом, чтобы не приходилось несколько раз собирать деньги по мелочам (ведь именно это, как правило, и раздражает большинство родителей).

4. Определитесь также заранее с бюджетом на праздники и подарками учителям (воспитателям) и детям.

5. Распределите роли: хорошо бы с самого начала решить, кто будет заниматься закупкой и доставкой необходимых вещей, организацией мероприятий, ведением ремонта. В нашем классе роли распределились так:

  • «казначей», ответственный за сбор и хранение денег,
  • «человек быстрого реагирования», решающий общие организационные вопросы,
  • организатор праздников (он же — ответственный за закупку подарков),
  • организатор экскурсий и выездных мероприятий,
  • ответственный за закупку учебников и канцтоваров.

6. Заранее обговорите с родителями сумму, которую все готовы потратить на подарки. Напоминайте им об этой оговорённой сумме перед каждым праздником. 8 Марта не все родители вспомнят, о чём договорились 25 августа. (Можно сразу сделать скриншоты решений, если обсуждение велось в группе в Вайбере. Для серьёзных решений лучше вести протоколы на родительских собраниях.)

Что делать для предотвращения конфликтов

Как правило, в каждом классе или группе найдутся пара-тройка родителей, постоянно чем-то недовольных: денег собрали много, экскурсия могла быть лучше, фотограф плохой, подарки ужасные… Как максимально предотвратить конфликты?

— доходы и расходы фиксируйте в специальной тетрадке или электронном файле, чтобы потом всем желающим можно было предоставить отчёт о потраченных деньгах. Некоторые родители требуют чеки на абсолютно все, даже мелкие покупки. Договоритесь на собрании заранее, какие у вас полномочия. Бывают случаи, когда некоторые могут счесть, что чеков нет, потому что вы «зарабатываете на классе», даже если сумма покупки составляет 50 рублей.

— важные вопросы (посещение экскурсий, съёмка, участие в мероприятиях) решайте большинством голосов: если почти все «за», остальные могут не участвовать;

— предметы, связанные с тратой общих денег, старайтесь не хранить дома. А если это всё же случается, перепроверяйте по три раза количество учебников, качество ручек и даже целостность упаковки подарков. В детском саду, куда ходят наши дети, случилась такая история: председатель одного из родительских комитетов, вручила воспитателям на новый год конфеты, не заметив, что упаковка была повреждена. Оказалось, что дома её младший сын, не удержавшись, полез за конфетами и порвал коробку, а старший сын прикрыл братишку, аккуратно заклеив её скотчем. В целом это потрясающий пример взаимовыручки малышей, но в итоге мама попала в очень неприятную ситуацию разборок с обидчивым воспитателем и грубыми, некорректными родителями.

Главное, помните: вы — координатор работы класса, а не руководитель. Поэтому не допускайте никакой самодеятельности: не покупайте лишнего, не обговорённого, «на перспективу». Обсуждайте с родителями всё!

Желаем удачи!

Родительский комитетВ каждом классе и каждой группе детского сада должен быть родительский комитет. Но не все родители знают, что он собой представляет и какие у него права и обязанности.

Состав родительского комитета

В родительский комитет входят представители от родителей всего класса или группы, выбранные из желающих на общем собрании. В идеальном случае — от 3 до 7 человек от одной группы или класса. Из их числа выбирается председатель комитета и секретарь, между всеми членами распределяются обязанностями, результаты заносятся в протокол собрания, утверждается устав, которому должны следовать участники.

На практике родкомитет может состоять даже из одного инициативного человека, принявшего на себя весь груз ответственности.Родительские комитеты группы или класса объединяются в общешкольный (или общесадовый) комитет, решающий вопросы, касающиеся деятельности всей школы или сада.

Задачи родительского комитета

В глазах многих функция родительского комитета сводится к денежным поборам, но все далеко не так односторонне. Итак, комитет осуществляет:

• Выяснение того, в чем нуждаются дети и что при этом им не может обеспечить администрация ДОУ;

• Сбор денег на различные нужды группы, класса, школы, детские мероприятия, праздники и подарки к ним;

• Закупку необходимых вещей в класс, материалов для ремонта, организация ремонтных работ, на которые не выделяет средства ДОУ;

• Закупки подарков к праздникам детям и учителям;

• Решение мелких организационных вопросов, ради которых нет смысла созывать общее собрание;

• Помощь в устройстве различных мероприятий;

• Содействие воспитателям и педагогам в работе с детьми.

Против первых пунктов вы рискуете услышать, что «поборы» незаконны, так как по закону государство обеспечивает сады и школы всем необходимым. К сожалению, на деле без финансовой помощи родителей бюджетным учебным заведениям часто приходится крайне тяжело. Вы можете столкнуться с тем, что в группе входная дверь обветшала настолько, что легко открывается без ключа, стоит лишь дернуть посильнее, окно в туалете сломано, не хватает спальных мест (даже раскладушек), а новые игрушки покупались лет 10 назад. Конечно, легко все оставить в таком виде, сославшись на то, что детям важнее общение, чем окружающая обстановка, но… В задачи родительского комитета, в частности, входит оценка реальных нужд и удовлетворение этих потребностей с помощью других родителей.

Кроме сбора и целевой траты средств, членам РД придется вести учет всем принятым и потраченным средствам и быть готовыми предоставить отчет по первому требованию.

В «неофициальные» обязанности членов родительского комитета входит умение находить общий язык с родителями других детей в группе, воспитателями и педагогами и членами других родкомитетов в ДОУ.

Члены комитета имеют не только многочисленные обязанности, но и права:

• Требовать отчета о потраченных средствах с администрации учебного заведения, если передавали собранные деньги в ее распоряжение.

• Вносить конструктивные предложения, касающиеся педагогического процесса, воспитательной работы и оснащения учебного заведения. И требовать информацию о принятых решениях.

• Получать от администрации отчет о работе, материальном положении и техническом состоянии ДОУ, его нуждах.

• Контролировать качество пищи, которой кормят детей.

• Инициировать родительские собрания по важным вопросам, которые не терпят до планового собрания.

• Присутствовать на учительских совещаниях по приглашению педагогического коллектива.

• Искать спонсоров для ДОУ и детских мероприятий среди общественных и коммерческих организаций.

• Сообщать о грубых нарушения прав детей со стороны их родителей или работников школы или сада.

Советы новичкам

Если вы впервые оказались членом родительского комитета и еще слабо представляете, что делать дальше, возьмите на вооружение несколько идей.

«Предвкушая» постоянный сбор денег по каждой мелкой надобности, вы можете составить годовой бюджет группы или класса. Прикиньте, сколько денег нужно на весь год, с учетом расходов на ремонт, праздники, мероприятия, подарки учителям, воспитателям и детям и другие необходимые покупки, добавьте еще 8-10% на непредвиденные траты. Сообщите о результатах расчетов остальным, чтобы родители знали, какие расходы им предстоят.

Обзаведитесь телефонами всех родителей и учителей, чтобы была возможность связаться в ними в любую минуту.

Сведите знакомство с членами родительского комитета из более старшего класса или группы – они смогут поделиться ценным опытом, ознакомить с реальным положение дел в вашем саду или школе.

Поддерживайте связь, а еще лучше, хорошие отношения с членами родительского комитета параллельного класса. У них, скорее всего, будут аналогичные нужды, и, объединив усилия, вы сможете, например, заказывать книги, тетради, подарки более крупными партиями, покупая их по оптовой цене или со значительными скидками.

И уж, конечно, запаситесь крепкими нервами. Работа в родительском комитете полезная и необходимая, но совершенно неблагодарная деятельность.

Полезные ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *