Розничная торговля в аптеке

  • 1. Виды аптечных организаций
  • 2. Правила розничной торговли лекарственными средствами
  • 3. Основная задача и функции аптеки
  • 4. Санитарный режим аптечных организаций (аптек)

С точки зрения ФЗ «О лекарственных средствах» аптечная организация — это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, их изготовление и отпуск.

Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ГОСТ Р 51303-99).

К аптечным организациям относятся аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. Приказ Минздравсоцразвития от 03.05.2005 № 319 «Об утверждении видов аптечных организаций» (на утверждении в Минюсте РФ).

Они различаются между собой размером площадей, объемом работы, ассортиментом и функциями. Сразу оговоримся, что разносная торговля лекарственными препаратами, т.е. розничная торговля в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и иных местах) не допускается.

Аптеки классифицируются на:

  • — аптеки, обслуживающие население;
  • — аптеки лечебно-профилактического учреждения (больничные аптеки);
  • — межбольничные аптеки (снабжают несколько ЛПУ и другие организации);

Аптеки, обслуживающие население, могут специализироваться на продаже каких-либо лекарственных средств (детские аптеки, гомеопатические аптеки, зеленые аптеки) или иметь профиль деятельности (гинекология, онкология, эндокринология, психиатрия и т.д.).

По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются на:

  • — производственные аптеки, т.е. изготовляющие лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств;
  • — и аптеки готовых форм, т.е. осуществляющие реализацию готовых

лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим учреждениям.

2. Правила розничной торговли лекарственными средствами

Главной задачей аптечной организации является обеспечение населения лекарственными средствами (в т.ч. гомеопатическими) и другими товарами аптечного ассортимента.

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55 (с изменениями и дополнениями Постановления от 6.02.2002г. № 81). Эти правила разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с правилами:

  • § режим работы государственной или муниципальной организации устанавливается по решению органов местного самоуправления, а организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели устанавливают его самостоятельно;
  • § продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров;
  • § продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию;
  • § если продавец осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию (фармацевтическая), то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем;
  • § по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации; товарно-транспортными документами, содержащими сведения о соответствии качества товара (номер сертификата, срок его действия, выдавший его орган);
  • § реализуемые товары должны быть обеспечены ценниками, на которых указывается наименование товара, цена, подпись материально-ответственного лица или печать организации, дата оформления;
  • § товар, на который установлен срок годности, должен быть продан с таким расчетом, чтобы покупатель мог его использовать до истечения срока годности.

Обмен и возврат товаров. У покупателя есть право в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара надлежащего качества обменять его в месте покупки на аналогичный товар. Однако не все товары аптечного ассортимента подлежат такой замене. Вышеуказанным постановлением утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. К ним относятся: лекарственные препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), предметы личной гигиены (например, зубные щетки), парфюмерно-косметические товары. Бывшие в употреблении изделия медицинского назначения, лекарственные средства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары не подлежат продаже.

Если покупателю продан товар ненадлежащего качества, то он вправе потребовать либо замены товара на аналогичный, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков (при возможности), либо возмещения расходов.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя и в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах появления недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Особенности розничной торговли лекарственными средствами. Восьмой раздел Правил продажи отдельных видов товаров называется «Особенности продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения». В соответствии с ним:

  • § продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
  • § лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике);
  • § продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с ФЗ «О лекарственных средствах».

Этим ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности все аптечные организации.

В чем же особенности розничной торговли лекарственными средствами?

  • Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в РФ.
  • Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки и аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.
  • Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в 5 лет Минздравом РФ. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
  • Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются также Минздравом РФ.
  • Аптечные организации обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений.
  • Аптечные организации обязаны обеспечивать установленный минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Основным документом по розничной торговле ЛС является Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Утвержден приказом МЗ РФ от 04.03.2003 г. № 80.

Приказ МЗ РФ от 30.01.2004г. № 31 «О признании частично утратившим силу пункта 2.5 Отраслевого стандарта…

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2004г. № 92 «О внесении изменений в пр. МЗ РФ от 04.03.2003 г. № 80»

3. Основная задача и функции аптеки

Для выполнения этой задачи аптека осуществляет следующие функции:

  • логистическая (прием, хранение и управление товарными запасами);
  • производственная (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам врача и требованиям ЛПУ);
  • сбытовая (реализация товаров рецептурного и безрецептурного отпуска);
  • информационная (обеспечение населения и врачей ЛПУ информацией о ЛС);
  • маркетинговая (в т.ч. формирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики);
  • социальная (обеспечение ЛС и ИМН социально незащищенных групп населения по сниженным ценам);
  • медицинская (оказание при необходимости первой доврачебной помощи).

Для реализации этих функций в аптеке могут быть созданы следующие отделы: рецептурно-производственный, отдел готовых лекарственных форм, отдел отпуска лекарств без рецептов, отдел парафармацевтической продукции, отдел оптики, отдел запасов, социальный отдел и др.

Штат аптеки. Весь персонал аптеки можно разделить на следующие группы: руководящие работники, специалисты, производственный персонал (фармацевтический и вспомогательный).

К руководящему персоналу относятся: директор аптеки -провизор, заместитель директора — провизор; к специалистам — главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод, экономист, старший кассир, кассир.

Возглавлять аптеку должен специалист с высшим фармацевтическим образованием, стажем работы не менее 3 лет и сертификатом специалиста.

Фармацевтический персонал делится на провизоров и фармацевтов. Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим или средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста. Провизорский персонал: провизор-технолог, провизор-аналитик, старший провизор, провизор-интерн, провизор-стажер. Средний фармацевтический персонал: старший фармацевт, младший фармацевт, фармацевт, продавец киоска, продавец оптики, фасовщица.

К вспомогательному персоналу относятся санитарки-мойщицы, водители, рабочие и др.

Номенклатура должностей фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения утверждена в настоящее время приказом МЗ РФ от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ».

Численность персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы. Для определения оптимальной численности персонала аптеки пользуются «Типовыми штатами» и «Штатными нормативами», которые носят рекомендательный характер.

Численность руководящего персонала определяется по «Типовым штатам» и зависит от объема работы аптеки. Численность фармацевтического персонала определяется по штатным нормативам, которые устанавливают норму нагрузки на 1 должность. Например, должность провизора-аналитика устанавливается на 25 тыс. индивидуальных лекарственных средств и внутриаптечной заготовки. Должность фармацевта для изготовления лекарств — на 15 тыс. индивидуальных лекарственных средств.

4. Санитарный режим аптечных организаций (аптек)

Соблюдение санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий является обязательным как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

  • § выполнять требования санитарного законодательства;
  • § разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • § обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, а также товаров при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
  • § осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 (утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ 13.07.2001г. № 18 и разработаны в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») определен порядок организации и проведения производственного контроля.

Производственный контроль

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека вредного влияния объектов производственного контроля. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства.

Производственный контроль включает:

  • § наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля;
  • § осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
  • § организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций;
  • § контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество и безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
  • § обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства;
  • § ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • § своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
  • § визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

План производственного контроля должен составляться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. При изменении вида деятельности или технологии производства в план вносятся необходимые изменения. План производственного контроля согласовывается главным врачом (или заместителем) центра госсанэпиднадзора и утверждается руководителем организации.

При осуществлении отдельных видов деятельности установлены особенности производственного контроля. Так при осуществлении фармацевтической деятельности следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в соответствии с нормативными документами, издаваемыми Минздравом РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

Требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства и личной гигиене работников аптек, утверждены Минздравом РФ (приказ МЗ РФ от 21.10.97г. № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций»).

  • — Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек.
  • — Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
  • — Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек
  • — Санитарные требования к получению, транспортировке и хранению очищенной воды и воды для инъекций.
  • — Объекты микробиологического контроля в аптеках.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Розничная торговля — это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Согласно определению, приведенному в Законе «Об обращении лекарственных средств»:

аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона;

ветеринарная аптечная организация — организация, структурное подразделение ветеринарной организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В целом, по своей сути, аптечные организации являются специализированными магазинами, осуществляющими розничную торговлю особым видом товара — лекарственными средствами.

В соответствии с этим к деятельности аптечных организаций целиком и полностью применимы положения нормативных правовых актов гражданского и административного законодательства, регламентирующих деятельность организаций розничной торговли.

В первую очередь, это Раздел 2 Главы 30 Части 2 Гражданского кодекса РФ, Закон РФ 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства России от 19 января 1998 г. № 55, в которых особенностям розничной торговли лекарственными средствами посвящен отдельный специальный раздел.

В то же время в связи с тем, что аптечные организации торгуют особым видом товара — лекарственными средствами, к ним предъявляются специальные требования, установленные статьями 55 и 56 Закона «Об обращении лекарственных средств» и рядом подзаконных актов.

Требования статьи 56 Закона к изготовлению лекарственных средств в аптечных организациях уже обсуждались выше в параграфе 6 настоящей Главы.

Статья 55 Закона «Об обращении лекарственных средств» определяет основные принципы деятельности аптечных организаций, ветеринарных аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, по осуществлению розничной торговли лекарственными средствами.

В Законе «Об обращении лекарственных средств» и во многих, принятых во исполнение указанного Закона подзаконных нормативно-правовых актах, употребляется понятие «индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность». Выделение данного понятия является сугубо формальным и требования, предъявляемые к такому индивидуальному предпринимателю, по сути, совершенно не отличаются от требований, предъявляемых к аптечной организации. В связи с этим здесь и далее, говоря о требованиях к аптечной организации, мы будем иметь ввиду, в том числе, и требования к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему розничную торговлю лекарственными средствами.

Итак, розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными организациями, включая и индивидуальных предпринимателей, и подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства России от 6.07.2006 г. № 416.

Лицензирование фармацевтической деятельности в части аптечных организаций осуществляют территориальные управления Росздравнадзора или органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными им полномочиями согласно статье 5.1 «Основ законодательства об охране здоровья граждан».

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Таким образом, организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами, как для медицинского, так и для ветеринарного применения, является с точки зрения закона одновременно и аптечной организацией и ветеринарной аптечной организацией.

При этом в соответствии с требованиями пункта 1 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6.07.2006 г. N 416 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» такая организация должна иметь две лицензии на осуществление фармацевтической деятельности:

— лицензию, выданную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части розничной торговли лекарственными средствами для медицинского применения;

— лицензию, выданную Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

«Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 сентября 2010 г. N 805н.

Кроме указанной выше нормы закона требование об обеспечении наличия в аптечной организации так называемого минимального ассортимента лекарственных средств установлены следующими нормативно-правовыми актами:

Пунктом 74 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

Пунктом 1.5 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Порядка отпуска лекарственных средств».

В связи с этим следует обратить внимание, что согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6.07.2006 г. N 416 «Положению о лицензировании фармацевтической деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Аптека.

Может осуществлять следующие функции:

· реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее — товары, разрешённые к отпуску из аптечных организаций);

· отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

· оказание первой медицинской помощи;

· оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Аптечный пункт.

Может осуществлять следующие функции:

· реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача (кроме наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовленной внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

· оказание первой медицинской помощи

⇐ Предыдущая1234

Раздельный учет НДС в аптеке в силу специфики этой сферы деятельности требуется почти всегда. О том, как его организовать, а также об отдельных характерных нюансах «аптечного» НДС поговорим в этой статье.

Особенности раздельного учета по НДС в аптеке

По общему правилу раздельный учет НДС требуется в случае, когда у предприятия одновременно имеются обороты, облагаемые и не облагаемые НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это правило применимо, в первую очередь, для правильного разделения входного НДС:

  • по товарам (работам, услугам), используемым в НДС-деятельности, налог принимается к вычету;
  • по товарам (работам, услугам) в части, не облагаемой НДС, входной налог включается в расходы.

Специально в законах не оговорено, как вести учет, если помимо подразделения на облагаемые и необлагаемые группы товаров имеются еще и разные ставки НДС по облагаемой группе. Между тем ситуация является типичной для предприятий аптечной отрасли (у аптеки могут быть и льготы, и 10%, и 18%). Поэтому разберем этот нюанс для аптек подробнее.

Помимо того, что у аптеки могут быть разные ставки НДС, они еще могут отличаться по одному и тому же виду товаров (услуг) в зависимости от ситуации, при которой совершается конкретная реализация. Например, если аптека изготавливает лекарство по рецепту врача:

  • из собственных компонентов — ставка НДС составит 10% (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ);
  • из компонентов, которые передал аптеке заказчик — операция льготируется по НДС (подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • из собственных компонентов и материалов, облагаемых по разным ставкам — допустим, лекарственные компоненты 10% и упаковочно-фасовочный материал 18%; вся реализация облагается по ставке 10% (письмо УМНС от 10.06.2002 № 24-05/26400).

Есть и еще один нюанс: ставка НДС 10% считается пониженной, поэтому медицинским и аптечным предприятиям следует документально подтверждать право ее использовать.

Подробнее о нюансах применения ставки 10% читайте в материале «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?».

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что начинать организовывать раздельный учет НДС в аптеке надо с выручки, с учетом направлений деятельности в конкретной аптеке и связанных с ними нюансов исчисления НДС.

Примерная модель раздельного учета НДС в аптеке

Предлагаемая модель построена на основе применяемых на практике способов организации раздельного учета в аптеках. Модель тесно взаимосвязана с организацией бухучета в определенной аптеке.

Больше о нюансах бухучета в аптеках узнайте из статьи «Правила ведения бухучета в аптеке (нюансы)».

Шаг 1

Анализируем все имеющиеся варианты реализации и группируем их согласно данным в таблице:

1-й уровень

2-й уровень

Примечание

Не облагаемые НДС

Продажа медицинских изделий по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

В соответствии с подтверждающими льготу документами

Изготовление лекарств из компонентов заказчика

Комиссионные при продаже через аптеку медицинских изделий по п. 2 ст. 156 НК РФ (жизненно необходимые изделия)

В соответствии с подтверждающими льготу документами (о назначении изделий)

Облагаемые НДС по ставке 10%

Продажа товаров по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688

В соответствии с подтверждающими пониженную ставку документами

Изготовление лекарств из собственных компонентов

Облагаемые НДС по ставке 18%

Продажа товаров, облагаемых по ставке 18%

Услуги по прокату медизделий и мединвентаря

Комиссионные от прочих операций по комиссии

Список при необходимости может быть дополнен соответствующей группой 2-го уровня.

Шаг 2

Организуем учет выручки таким образом, чтобы каждая группа 2-го уровня отразилась в учете. Для этого можно открывать соответствующие субсчета на счете 90. То есть, например, для рассмотренной выше операции по изготовлению лекарства в аптеке появится 2 субсчета: по изготовлению с НДС 10% и без НДС (из компонентов заказчика).

Чтобы перейти к формированию книги продаж, необходимо осветить еще один момент: аптека — это розница. То есть в части учета НДС с выручки действует норма п. 7 ст. 168 НК РФ (вместо счета-фактуры продавец в розницу выдает чек ККМ или аналогичный документ установленной формы).

Таким образом, для организации учета облагаемых (по разным ставкам) и не облагаемых НДС товаров в аптеке нужно настроить соответствующим образом кассовый аппарат:

  • по номенклатуре товаров и услуг;
  • по группам НДС в привязке к номенклатуре (в соответствии с исходной группировкой из шага 1).

Полученный в конце смены отчет ККМ и станет источником для ежедневного заполнения книги продаж в аптеке.

Шаг 3

Организуем учет закупок и входного НДС в разрезе отношения к применяемому распределению выручки.

Помимо очевидного распределения товаров с разным обложением НДС целесообразно на счетах 10 или 41 выделять на отдельные субсчета:

  • сырьевые компоненты для изготовления лекарств;
  • готовые формы, используемые в приготовлении других лекарств (например, бутилированный физраствор);
  • одноразовую тару (пузырьки, контейнеры, коробки) и упаковочный материал (например, бумагу для фасовки порошкообразных лекарственных форм).

Тогда субсчета по входному НДС должны логично соответствовать использованной классификации закупок. Например:

  • 19.1 — НДС по товарам со ставкой 10%;
  • 19.2 — НДС по товарам со ставкой 18%;
  • 19.3.1 — НДС по компонентам, используемым при изготовлении лекарств по рецептам;
  • 19.3.2 — НДС по расходам по прочим услугам;
  • 19.4 — НДС по общим расходам (например, общехозяйственным и коммерческим);
  • 19.5 — НДС по основным средствам.

Шаг 4

Определяем, какой входной НДС:

  • напрямую относится к деятельности, облагаемой НДС;
  • напрямую относится к операциям без НДС;
  • подлежит распределению.

Данный вариант выбран для модели потому, что товары, не облагаемые НДС либо облагаемые НДС, закупаются аптекой на тех же основаниях — без НДС либо по ставкам 10% и 18%. То есть, разделив соответствующим образом реализацию в учете, несложно дальше определить применяемый порядок расчета входного НДС в отношении товарных групп 2-го уровня.

Таким образом, разделение входного НДС необходимо осуществлять в отношении:

  • общих расходов на ведение деятельности (коммерческих, управленческих);
  • расходов на приобретение основных средств, которые могут использоваться как для деятельности с НДС, так и для деятельности без НДС.

ВАЖНО! Отдельный метод для распределения НДС с общехозяйственных расходов законом специально не предусмотрен. Следовательно, аптека вправе применять любой рациональный и обоснованный метод распределения. При этом метод нужно узаконить, включив в учетную политику для целей налогообложения.

Для распределения НДС в рамках данной модели использована формула пропорционального распределения из п. 4.1 ст. 170.

ОБб/н

НДСст = ———————- × 100%,

(ОБ – НДСоб)

где:

НДСст — НДС, включаемый в стоимость услуг (расходы);

ОБб/н — выручка (оборот), не облагаемая НДС за период;

ОБ — выручка (оборот) полностью за период;

НДСоб — НДС с выручки (оборота) за период.

Получившееся таким образом процентное соотношение можно использовать для распределения НДС по общехозяйственным расходам аптеки:

  • Дт 90 Кт 19.4 — в части доли расходов, приходящейся на выручку без НДС;
  • Дт 68/НДС Кт 19.4 — в части доли, приходящейся на выручку с НДС.

ВАЖНО! По распределенным суммам НДС существует особый порядок внесения данных в книгу покупок. В регистре учета подлежит отражению только та часть данных по счету-фактуре, которая формирует вычет по НДС по результатам расчетов.

О заполнении книги покупок подробно читайте в материале «Какие основные правила заполнения и ведения книги покупок в 2015–2016?».

Об особенностях распределения НДС по приобретаемым основным средствам поговорим подробнее далее.

Нюансы учета аптечного НДС при применении налоговых спецрежимов

Аптечная деятельность как разновидность розничной торговли на определенных условиях может осуществляться на ЕНВД и ПСН. Однако существуют отдельные исключения, обусловленные нюансами законодательства. Под режим ЕНВД не попадают:

  • продажа лекарств и медицинских изделий по муниципальным и госконтрактам, по запросам лечебных учреждений, а также по договорам поставки (вне зависимости от того, как происходит расчет — наличными или безналичным способом), т. к. такие операции не считаются розничной продажей;
  • реализация лекарств по льготным рецептам, т. к. она не является розничной продажей (ст. 346.27 НК РФ);
  • изготовление лекарств (в любых ситуациях), т. к. подобные операции рассматриваются как реализация собственной продукции и не считаются розничной продажей;
  • операции, при которых происходит оборот фармаспирта (операции подпадают под действие закона «О госрегулировании оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Таким образом, в случае наличия исключений и применения спецрежима по остальным видам аптечных товаров и услуг необходимо вести раздельный учет по облагаемой и не облагаемой НДС деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

ВАЖНО! В ситуации, когда есть спецрежим и есть обложение НДС, плательщик обязан вести налоговый учет всех операций так, как требуется для учета НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Данное требование вполне логично, если учитывать тот факт, что для списания входного НДС на расходы либо в качестве возмещения потребуется определять пропорцию между облагаемыми и не облагаемыми налогом продажами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае совмещения ЕНВД и ОСНО пропорциональное деление входного НДС, представленное в модели выше, является оптимальным способом ведения раздельного учета.

Если следовать модели, логика распределения для случая совмещения уплаты НДС с ЕНВД будет такой:

Товары и изделия для продажи

на ЕНВД

Нужно распределять

Входной НДС

Товары и изделия для продажи с НДС

Специальных разъяснений по ПСН в части учета аптечных операций с НДС пока не существует. Однако, т. к. исключения по не облагаемым НДС операциям, применимые к ЕНВД, должны подходить и к ПСН, можно рекомендовать использовать при необходимости раздельного учета НДС тот же метод, что и для ЕНВД.

Особенности учета НДС при приобретении основных средств

При приобретении ОС есть нюанс, общий для всех предприятий, ведущих раздельный учет. Технология расчета для распределения входного НДС применяется типовая (п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Весь вопрос упирается в данные для расчета, ведь не всегда приобретение основного средства четко совпадает с окончанием квартала (периода расчета). В той же ст. 170 есть указание: в случае когда ОС приобретено в 1-м или 2-м месяце квартала, производить расчет для распределения по выручке этого месяца.

Здесь аптека может столкнуться со следующей ситуацией — один расчетный месяц в части НДС может сильно отличаться от другого. Как быть, если ОС приобретено, например, для изготовления лекарства, которое бывает и облагаемое, и необлагаемое (из давальческих компонентов), но в течение именно месяца приобретения необлагаемых услуг по изготовлению не было?

Из письма Минфина от 02.08.2012 № 03‑07‑11/225 следует, что, несмотря на то что существует теоретическая возможность принять к вычету весь НДС по такому ОС, решение следует принимать с учетом прогнозируемого изменения ситуации. То есть если услуги без НДС все-таки планируются, спешить ставить весь НДС по ОС к возмещению не нужно. Иначе придется делать восстановление НДС в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ. Таким образом, вероятно, что при возникновении спорной ситуации по раздельному учету НДС по ОС следует сделать некоторые прогнозные расчеты и дождаться их подтверждения (например, в конце квартала). Только после этого стоит определяться со списанием НДС к вычету или в расходы.

ВАЖНО! Говоря о раздельном учете НДС, нельзя не упомянуть о «правиле 5%», а именно: если доля НДС-расходов, относящихся к необлагаемой реализации, не превысила 5% от общего объема расходов за период, раздельный учет НДС в этом периоде можно не вести (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом распределение расходов нужно выполнять по требованиям той же ст. 170 НК РФ (т. е. в пропорции к выручке).

Особенности аптечного НДС при реализации льготных лекарств

Реализация льготных лекарств происходит следующим образом: территориальное отделение ФОМС заключает с аптечным предприятием (учреждением) договор на отпуск лекарств по льготным рецептам. Отпуск может быть:

  • полностью бесплатным для покупателя;
  • по льготной (значительно сниженной) цене.

При этом закупку отпускаемых лекарств аптека проводит самостоятельно и за свой счет. По окончании месяца аптека направляет в ТФОМС отчет по отпущенным по льготным рецептам лекарствам и:

  • счет на оплату 100% стоимости лекарств, если они отпущены бесплатно;
  • счет на выплату компенсации на разницу до отпускной (рыночной) цены (если лекарства продавались по сниженной цене).

ФОМС компенсирует убытки аптеки, возникшие из-за отпуска лекарств бесплатно либо по сниженной стоимости.

Как уже отмечалось выше, данная операция не может подпадать под спецрежимы ЕНВД и ПСН, т. к. не считается розничной продажей. Таким образом, если аптека, заключившая договор с ФОМС, в общем случае работает на спецрежиме, то в части операций по льготным лекарствам необходимо вести учет по НДС.

Общие принципы ведения учета такие же, как уже рассмотренные, за одним исключением. На практике, приобретая товары, которые могут быть проданы как в режиме ЕНВД, так и в режиме отпуска по льготным рецептам, аптека обычно изначально учитывает входной НДС в стоимости товара (по Дт 41 в полной стоимости закупки). И только после того как фактическая реализация по рецептам состоялась, выделяется НДС.

Существует несколько способов учета операций с НДС при ЕНВД. Мы предложим один, с выделением НДС сразу по факту отпуска лекарства по льготному рецепту. Способ, с одной стороны, оперативный, с другой — наиболее точно позволяет аккумулировать данные для дальнейших расчетов с ТФОМС:

  • Дт 76 «Расчеты с ФОМС по льготным рецептам» Кт 90 «Продажи с НДС» — оформлен отпуск по рецепту;
  • Дт 19 Кт 41 — выделен НДС;
  • Дт 90 Кт 41 — списана себестоимость отпущенного товара;
  • Дт 90 Кт 68 — начислен НДС с продажи;
  • Дт 68 Кт 19 — принят к вычету НДС по льготным лекарствам.

ВАЖНО! При предъявлении территориальному ФОМС документов на компенсацию, аптека составляет также счет-фактуру по НДС-лекарствам. Счет-фактура, соответственно, регистрируется в книге продаж.

Итоги

Раздельный учет по НДС в аптеке содержит массу нюансов, которые следует учитывать при построении схемы раздельного учета для целей налогообложения. Применяемые способы и методы учета будут зависеть от специфики деятельности конкретного аптечного предприятия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *