С чего начинается определение поставщика?

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. (П. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). (Ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

У единственного поставщика

Конкурентные способы:

  • Конкурсы
  • Аукционы
  • Запрос котировок
  • Запрос предложений

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (Ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Конкурсы:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • закрытый конкурс
  • закрытый конкурс с ограниченным участием
  • закрытый двухэтапный конкурс

Аукционы:

  • аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион)
  • закрытый аукцион

Заказчик по 44-ФЗ наделен правом отмены размещенной в ЕИС закупки. Электронный аукцион сегодня является наиболее популярной формой осуществления закупки. Для его отмены у заказчика должны быть весомые основания, а также следует придерживаться установленного порядка действий.

Понятие и правовое регулирование

Отмена электронного аукциона подразумевает прекращение закупочной процедуры и информирование об этом факте участников, которые на момент отказа от закупки уже подали заявки на участие в электронном аукционе. Также данная процедура предполагает размещение в ЕИС информации об отмене закупки.

Если в электронном аукционе были выделены отдельные лоты, то отменить его можно полностью или частично.

Отмена электронного аукциона опирается на следующие положения законодательства:

  1. Ст. 36 44-ФЗ, в которой приведены общие процессуальные требования к срокам аннулирования закупочной процедуры.
  2. П. 3 ст. 401 ГК РФ, которая позволяет отменить торги при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  3. Ч. 6 ст. 63 44-ФЗ, которая содержит установленные законом сроки для отмены госзакупки.

По каким причинам заказчик может отменить аукцион

Заказчик наделен правом отмены электронного аукциона в следующих случаях:

  1. При изменении существенных условий госконтракта (если для их корректировки требуется гораздо большее время, чем это предусматривает срок подачи заявок).
  2. Были сокращены лимиты бюджетных обязательств, т. е. у заказчиков нет финансов на оплату необходимых товаров, работ и услуг.
  3. Пропала необходимость в поставке данных товаров, работ и услуг.
  4. Заказчик понял, что приобретение данных товаров, работ и услуг через аукцион нецелесообразно и нужно использовать иной способ госзакупок.
  5. Заказчик получил от ФАС предписание об отмене аукциона.
  6. По результатам общественных обсуждений было принято решение отменить закупку. Известно, что закупки с начальной ценой от 1 млрд р. должны пройти процедуру общественного обсуждения, и оно может закончиться за 3 дня до выбора победителя.
  7. Возникли форс-мажорные обстоятельства.
  8. Изменилась ситуация в экономике, что делает электронный аукцион невыгодным.

44-ФЗ не содержит указания на закрытый перечень причин и условий отмены электронного аукциона. То есть заказчику нет необходимости выбирать основание для отмены закупки из ограниченного перечня.

Он вправе самостоятельно принять решение об отказе от электронного аукциона, если сочтет это целесообразным.

Сроки отмены аукциона заказчиком

Общие требования к срокам для отмены электронного аукциона прописаны в ст. 36 44-ФЗ. Здесь сказано, что отменить процедуру заказчик вправе не позднее, чем за пять дней до финальной даты подачи заявок на участие в предстоящем аукционе.

Заказчик вправе отменить закупочное мероприятие и позже вплоть до даты подписания государственного контракта, если он докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы. Согласно п. 3 ст. 401 ГК, к таковым относятся чрезвычайные и непредотвратимые ситуации. При возникновении подобного рода ситуаций (например, стихийных бедствий и пр.) отменить закупку можно вплоть до подписания договора.

Но у заказчика есть еще один законный способ отменить закупку позже установленных сроков и без обстоятельств непреодолимой силы. Для этого ему первоначально нужно внести корректировки в закупку с указанием весомой причины. Правки допускается вносить не позднее, чем за 2 дня до подачи заявок по ч. 6 ст. 63 44-ФЗ. В результате срок подачи заявок продлится на 7 дней. Этого будет вполне достаточно, чтобы отменить проведение закупки.

Порядок отмены

Процедура отмены электронного аукциона должны включать в себя следующие этапы:

  1. Определяется необходимость отказаться от проведения аукциона и фиксируется причина.
  2. Заказчику нужно убедиться, что он попадает в установленные законом сроки для отказа от торгов в электронном виде и до конца подачи заявок осталось более 5 дней.
  3. Принимается решение отказаться от торгов и формируется соответствующий приказ. В приказе об отмене аукциона нужно прописать наименование заказчика, дату подготовки документа и предмет закупки, номер извещения в ЕИС, сведения о лице, которое было назначено ответственным за размещение информации об отмене аукциона. Решение об отмене закупки и приказ – это два разных документа. В первом просто фиксируется факт принятия такого решения заказчиком, во втором – еще и последствия принятия решения об отмене аукциона.
  4. Извещение об отказе от аукциона публикуется в ЕИС. Это необходимо сделать непосредственно в день издания приказа. Дата размещения указанных сведений в ЕИС и является датой отмены торгов.
  5. ЭТП автоматически направляет письменные уведомления всем участникам закупки, которые уже подали заявки на участие, об отмене электронного аукциона в течение часа после публикации сведений в ЕИС.
  6. Вносятся исправления в план-график не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. В графе 14 плана-графика указывается причина, которая привела к отмене закупки (согласно требованиям Приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года).

Какие могут быть последствия

При отказе от проведения торгов заказчик не несет ответственности за это перед участниками. Это нашло свое закрепление в п. 4 ст. 36 44-ФЗ. Исключением являются ситуации, когда незаконное аннулирование госзакупки привело к возникновению убытков у потенциального поставщика. В частности, если закупка в форме электронного аукциона была аннулирована в последний день для подачи заявок, т. е. с нарушением установленных сроков.

После отмены электронного аукциона заказчик может инициировать закупку в иной форме. Для этого ему необходимо указать соответствующие сведения в плане графике.

Поставщики получают уведомления об отмене закупочной процедуры, после чего ЭТП должны снять блокировку с их денег в размере обеспечения заявки. Деньги на личном счету участников вновь становятся доступными для использования.

Таким образом, 44-ФЗ о госзакупках допускает возможность отмены закупки в форме электронного аукциона. При этом закон не содержит исчерпывающего перечня оснований для отмены. Отменить закупку заказчик вправе за 5 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Если у него возникли обстоятельства непреодолимой силы, то право на отмену закупки продлевается вплоть до дня подписания контракта с победителем.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В Законе о контрактной системе не употребляется используемый ранее термин «размещение заказов». Данный термин заменен на понятие определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3).

Вся совокупность последовательных действий заказчика, включающих определение поставщика, в п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе не предусмотрена, а указаны начальный этап — размещение извещения о закупке и конечный этап — заключение контракта. Действия заказчика по определению поставщика включают в себя, прежде всего, выбор способа его определения, перечень которых по сравнению с ранее действовавшим Законом о размещении заказов значительно расширен.

Установленные Законом о контрактной системе способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) соответствуют способам, предусмотренным Типовым Законом ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (ст. 27), хотя и менее разнообразные по сравнению с Типовым законом.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует рассматривать как способы заключения контрактов, правила о которых основаны на положениях ГК РФ. Характеризуя способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целом, следует подчеркнуть, что происшедшая дифференциация способов позволяет учесть различные обстоятельства — стандартные объекты закупки или сложные, можно ли четко определить объект закупки и его характеристики, срочность закупки и пр., что позволяет заказчику обеспечить более гибкий подход к выбору поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закон о контрактной системе подразделяет способы на конкурентные: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений) и неконкурентный — закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 24). При закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) процедура выбора победителя не проводится, и заказчик направляет предложение заключить контракт определенному лицу, который соответствует требованиям закона к участникам закупки. Поскольку данный способ является неконкурентным, он применяется в ограниченных законом случаях и при соблюдении определенных условий: в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, закупки в сфере спорта, культуры, на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и др. (ст. 93 Закона о контрактной системе).

Еще одна классификация способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — закрытые и открытые (ст. 84 Закона о контрактной системе). Закрытыми способами могут быть только конкурс, аукцион, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. В отличие от открытых способов, при осуществлении которых информация о закупаемых товаре, работе, услуге сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, при проведении закрытых конкурсов и закрытых аукционов информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют установленным требованиям, и которые способны осуществить поставку товара (работы, услуги).

Закрытые способы применяются в ограниченных случаях: 1) сведения о федеральных нуждах составляют государственную тайну или сведения об объектах закупки составляют государственную тайну;

  • 2) требуется закупка услуг по транспортировке, страхованию и охране ценностей Госфонда России, музейных предметов, коллекций и пр.;
  • 3) закупаются услуги по уборке помещений и услуги водителей для нужд судей и судебных приставов (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с ФАС России в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. № 1891.

Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Выбор способа заказчик обязан обосновать (ч. 4 ст. 24).

Так, решением УФАС по Саратовской области № 37-14/гз от 18марта 2014 г. установлено, что заказчик неверно принял решение о закупке оборудования у единственного поставщика, тогда как указанное оборудование включено в Перечень товаров, закупаемых путем проведения аукциона в электронной форме1.

Торги являются способом заключения договоров, присущим рыночной экономике. Как отмечается в литературе, необходимыми предпосылками для использования именно механизма торгов являются три составляющие: достаточный уровень конкуренции между потенциальными контрагентами заказчика торгов; относительно крупная сумма договора, разыгрываемого на торгах; достаточные сроки для проведения самой процедуры торгов .

Согласно новым правилам ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги, в том числе электронные, проводятся не только в форме конкурса или аукциона, но и в иной форме, предусмотренной законом. Закон о контрактной системе не предусматривает иных форм торгов, кроме конкурса и аукциона.

Под открытым конкурсом в Законе о контрактной системе понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48). Открытый конкурс проводится в случаях, когда заказчикам при закупках товаров (работ, услуг) важны не только стоимость, но и потребительские свойства, качество, экологические и иные показатели товаров (работ, услуг). Закон о контрактной системе устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса (когда определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлено только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59), в случаях обязанности проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2 ст. 56) и др.

Особенностью конкурса с ограниченным участием является то, что при его проведении информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе). Такой конкурс проводится, если заказчик закупает товары (работы, услуги), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится при необходимости выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе).

Право на проведение двухэтапного конкурса предоставлено заказчику законом при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе). Особенностью такого конкурса является прохождение участников предквалификационного отбора на первом этапе при установлении дополнительных требований к участникам такого конкурса. Победителем при этом признается участник обоих этапов конкурса, прошедший предквалификационный отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса (ч. 1 ст. 57 Закона о контрактной системе).

Распространенным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является проведение аукциона, который в сфере закупок проводится только в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 59 под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме при закупках, включенных в перечень, установленный Правительством РФ’ либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  • 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни.

Под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся оператором в соответствии с установленными правилами электронные аукционы.

Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников

такого аукциона (ч. 1 ст. 61 Закона о контрактной системе) и осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Таким образом, аукцион проводится на специальном сайте (электронной площадке, и победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену (ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе).

В качестве упрощенного, сходного с аукционом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) следует рассматривать запрос котировок, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных (муниципальных нужд) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе).

Заказчик вправе применять данный способ при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закон о контрактной системе)

При проведении запроса котировок подготовка и размещение документации не осуществляются.

Заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 74 Закона о контрактной системе). Установлены особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государств (ст. 75), а также для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76).

Еще одним новым способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по сравнению со способами, предусмотренными ранее действовавшим Законом о размещении заказов, является запрос предложений, под которым понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона о контрактной системе).

Применение данного способа ограничено случаями, установленными законом (заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; заключения в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ; признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися и др. (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

Особенности данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) связаны, в том числе с предоставлением права заказчику не применять предусмотренные законом критерии оценки заявок, окончательных предложений, а также величины их значимости (ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе), предоставлением возможности участникам предложений после оглашения заявки, признанной лучшей, направить окончательное предложение (ч. 16 ст. 83 Закона о контрактной системе), при признании которого лучшим участник признается победителем, что позволяет данный способ рассматривать в качестве гибкого механизма удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.

  • БНА. 2015. № 38.
  • Решение УФАС по Саратовской области № 37-14/гз от 18 марта 2014 г. // СПС»КонсультантПлюс».
  • Беляева О. А. Торги: основы теории и проблемы практики: монография. М.:Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:ИНФРА-М, 2015. С. 30.
  • Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлениидополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ,услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые попричине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимыйуровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 976.
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводитьаукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5861.
  • Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утвержденииПравил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределамитерритории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 47. Ст. 6097.

Действующее законодательство в сфере закупок вне зависимости от того, идет ли речь о закупках, проводимых по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо о закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подразумевает проведение всех закупочных мероприятий двумя основными видами процедур – конкурентными и неконкурентными.

Что такое конкурентные закупки

В соответствии с действующими нормами права под конкурентными закупками понимаются такие процедуры, в ходе которых происходит определение потенциального исполнителя путем выбора из широкого круга исполнителей на основании специально составленных требований к предмету закупок.

Конкурентные закупки проводятся путем открытых и закрытых процедур. Главным условием любой подобной закупки является своеобразное соревнование между потенциальными исполнителями путем предоставления заказчику наиболее выгодных условий в части стоимости заключаемого контракта, а также в части условий выполнения контракта (данное положение характерно для конкурса и приравненных к нему процедур).

Виды конкурентных процедур

В настоящее время к конкурентным процедурам относятся:

  • конкурс. Данный вид процедур проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга потенциальных исполнителей или подрядчиков. Проводится такая процедура в несколько этапов, по окончании которых заказчик выбирает наиболее выгодное предложение. Выбор такого предложения происходит на основании ценовых параметров, предоставленных потенциальным исполнителем, а также на основании качественных параметров, которые потенциальный исполнитель вправе предоставить заказчику в рамках проведения всей процедуры (с момента подачи заявки до завершения рассмотрения таких заявок). Все сведения о проведении процедуры открытого типа должны быть размещены в открытом доступе на информационных площадках, а также на сайте самого заказчика с целью оповещения о проводимой закупочной процедуре максимально широкого круга лиц. Если речь идет о закрытой процедуре, то ее отличие будет заключаться только в способе оповещения потенциальных участников путем рассылки приглашений таким участникам от имени закупочного подразделения заказчика;
  • аукцион. Указанная процедура проводится с целью определения максимально выгодного предложения по стоимости контракта. При этом в случае если потенциальный исполнитель планирует предоставить заказчику лучшие условия относительно качественных характеристик оказываемых услуг, поставляемых товаров или выполняемых работ, потребуется составить специальное дополнительное соглашение. Такое требование обусловлено особенностями документации о проводимой закупке, в которой содержатся конкретные качественные характеристики предмета закупки;
  • запрос котировок. Данная форма закупок проводится чаще всего в тех случаях, когда необходимо определить исполнителя по контракту в максимально короткие сроки (данная процедура из всех конкурентных является самой короткой по длительности своего проведения). Сложившаяся практика показывает, что данная процедура выбирается заказчиками в тех случаях, когда необходимо не только провести закупку в максимально короткие сроки, но и сама стоимость заключаемого контракта является невысокой – по Федеральному закону №44-ФЗ предельная цена контракта, заключаемого по запросу котировок, не может быть выше пятисот тысяч рублей;
  • запрос предложений. Данный способ проведения закупочных мероприятий используется, в первую очередь, для того, чтобы определить конкурентное состояние рынка в том или ином секторе, а также для проведения закупки в том случае, если ни одна из проведенных ранее закупочных процедур не состоялась. В случае с запросом предложений, так же, как и в случае с конкурсом, победителем будет признан тот участник, который предложил максимально выгодные условия по исполнению контракта как по цене, так и по качеству выполнения взятых на себя обязательств.

Правила осуществления

Для того чтобы проводимая конкурентная закупка была признана состоявшейся и соответствующей требованиям действующего законодательства, необходимо соблюсти правила ее проведения, а именно:

  • сведения о проведении закупочного мероприятия должны быть опубликованы в Единой информационной системе, а также на тех интернет-ресурсах, которые доступны заказчику (ЕИС используется в случае проведения государственных или муниципальных торгов; в федеральном законе №44-ФЗ говорится о том, что заказчик обязан разместить документацию о проводимой закупке на своем сайте для ознакомления с ее условиями тех лиц, которые заинтересованы в участии в таких процедурах);
  • размещение извещения и документации о закупочном мероприятии должно быть осуществлено в соответствии с установленными законодательством о закупках сроками. В противном случае потенциальный участник таких закупочных мероприятий имеет право подать жалобу на неправомерные действия заказчика;
  • в документации должны содержаться все подробные сведения о предмете закупки, а также об алгоритме подведения итогов и заключения контракта по итогам такого мероприятия;
  • в качестве приложения к документации необходимо разместить проект контракта, который будет заполняться по итогам определения поставщика;
  • подведение итогов каждого этапа проводимой закупки, а также всей процедуры в целом должно происходить только в соответствии с правилами действующего законодательства и фиксируется в виде специально оформляемых протоколов, в которых расписываются все члены закупочной комиссии заказчика. При этом если у кого-то из членов комиссии есть свое особое мнение насчет итогов конкретного этапа или всей процедуры, оно должно быть оформлено в виде специального приложения к протоколу такого этапа или всей процедуры;
  • контракт подписывается в сроки, которые регламентированы для этого процесса в действующем законодательстве. В случае с электронной процедурой данные сроки находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней со дня завершения оценки всех предоставленных условий.

Понятие и порядок проведения неконкурентных закупок

Неконкурентная закупка в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок – это такой вид закупок, который проводится заказчиком с одним определенным исполнителем.

Второе название у такой закупки – прямая закупка. Такое наименование возможно использовать по той причине, что заказчик заключает контракт напрямую с конкретным исполнителем, минуя процедуру конкурентного отбора в виде своеобразного соревнования потенциальных исполнителей.

Извещение о закупке у единственного поставщика также должно быть размещено на всех доступных интернет-ресурсах, включая Единую информационную систему. В таком извещении должен быть указан конкретный объект закупки, а также начальная максимальная цена заключаемого контракта (по этой же цене контракт и будет заключен в последующем). При этом проект контракта размещать заказчик не обязан.

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена только в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ (в данном случае происходит заключение контракта с единственным поставщиком на основании Положения о проведении закупок данным видом юридических лиц).

Правила выбора способа закупки

Выбор закупочной процедуры, в том числе конкурентного или неконкурентного способа, должен осуществляться заказчиком на основании его потребностей и того, сколько времени у него на заключение самого контракта. При выборе между конкурентной или неконкурентной процедурой, а также при определении самого типа процедуры следует опираться:

  • на величину начальной максимальной цены контракта, которая была определена для конкретного предмета закупки;
  • на сроки, в течение которых должно быть осуществлено подписание контракта;
  • на качественные и ценовые характеристики контракта и возможности изменения таких характеристик при осуществлении закупки;
  • на требования действующего законодательства в части проведения закупки по определенному предмету с использованием конкретной закупочной процедуры (например, проведение закупок у организаций-монополистов, которые могут быть закуплены только путем неконкурентного мероприятия в виде закупки у единственного поставщика либо приобретение определенных товаров только путем конкурентной закупки);
  • на ресурсы заказчика, которые он может направить на проведение конкретного вида закупочного мероприятия.

Только после того, как все указанные вопросы были рассмотрены, заказчик может принять решение о выборе определенной закупочной процедуры в конкурентной или неконкурентной форме. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *