Садоводческие товарищества

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.

2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 6

Как уже отмечалось выше, ВС РФ в Определении от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4 указывал, что «Закон N 66-ФЗ предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (п. 1 ст. 8 указанного Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном ЗК РФ».

Вместе с тем необходимо отметить, что Закон N 66-ФЗ не предусматривал возможности предоставления садового, огородного или дачного земельного участка гражданину, который не собирается совместно с другими гражданами создавать какую-либо некоммерческую организацию либо вступать в члены ранее созданного объединения, в связи с чем судебная практика по данным вопросам даже на уровне ВС РФ была противоречива.

Так, в частности, до 1 марта 2015 г. (до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускалось только в случае, если заинтересованное лицо являлось членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Данная позиция была озвучена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., где отмечено, что существующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. При этом сделан вывод о том, что выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

Однако представляется, что последняя позиция не в полной мере учитывает вывод Конституционного Суда Российской Федерации, приведенный в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П, о том, что приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении, поскольку согласно ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации членство в каком-либо объединении является добровольным.

В целом с 1 марта 2015 г. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» снял большинство ранее имевших место спорных вопросов относительно порядка предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства <1>.

<1> Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10. С. 80 — 96.

С учетом изменений, внесенных в ЗК РФ комментируемым Законом, предоставление садовых земельных участков должно осуществляться в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ на основании заявлений граждан, заинтересованных в приобретении садового земельного участка. Если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую гражданин, подающий заявление, вправе подготовить самостоятельно, в том числе не определяя координаты характерных точек границ такого земельного участка в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Определение таких координат в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется по желанию и усмотрению заявителя <1>.

<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Предоставление садовых земельных участков осуществляется на торгах только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для садоводства поступили заявления иных лиц о предоставлении этого земельного участка. Такие риски не относятся к огородникам, поскольку согласно подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков для ведения огородничества осуществляется в аренду сроком до трех лет без предварительного опубликования в средствах массовой информации каких-либо извещений и без проведения торгов.

Комментируемая статья лишь подтвердила подходы к предоставлению гражданам садовых и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые были реализованы в Федеральном законе от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, ч. 3 комментируемой статьи предусматривается, что граждане, не создавшие совместно с другими лицами садоводческие или огороднические товарищества, могут вести садоводство и огородничество самостоятельно, для чего они наделены всеми предусмотренными законом правами, и самостоятельно взаимодействуют с органами публичной власти и иными лицами.

Вместе с тем отметим и одно важное нововведение.

Ранее ст. 13 Закона N 66-ФЗ предусматривалось, что органы местного самоуправления по месту жительства граждан должны:

1) осуществлять регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также вести очередь таких граждан на основании регистрации соответствующих заявлений и включать в отдельный список лиц, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков;

2) на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определять потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Однако нельзя забывать, что в рамках положений Закона N 66-ФЗ само по себе включение гражданина в список нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка не являлось гарантией приобретения такого земельного участка в дальнейшем.

Так, специалистами указывалось, что норму об обязанности органов местного самоуправления обеспечить граждан по первому их требованию дачными, садовыми или огородными земельными участками не следует понимать буквально. Кроме желания граждан и органов местного самоуправления исполнить соответствующие требования, для этого должны быть и объективные условия. Под последними понимается наличие в муниципальном образовании свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с градостроительной документацией (генеральным планом и правилами землепользования и застройки) предназначены к предоставлению гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Отмечалась совершенно обычная ситуация (особенно в условиях крупного города), когда орган местного самоуправления не располагает такими участками, поскольку все свободные (незастроенные) территории запланированы под жилую, общественно-деловую и иную застройку <1>.

В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ по схожему правовому вопросу. Так, в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В Определении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 246-О рассмотрена ситуация, когда заявитель обратился в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о регистрации его в качестве желающего получить бесплатно дачный участок, мотивируя свои притязания ссылкой на ст. 13 и 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В этом заявителю было отказано, поэтому он обратился в суд с требованием обязать названную администрацию предоставить ему земельный участок. Суды отказали в удовлетворении данного требования, отметив, что ссылка заявителя на указанные законоположения несостоятельна, поскольку они не регулируют спорные отношения.

Таким образом, действительно можно сделать вывод, что учет нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных участков и само предоставление этих участков являются различными юридическими процедурами.

В соответствии с ч. 18 ст. 54 комментируемого Закона предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу данного Закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным ЗК РФ. При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.

На Оглавление

СНТ или садовое некоммерческое товарищество представляет собой добровольное объединение людей — владельцев садовых участков, расположенных в границах одного земельного надела. Сущность деятельности таких объединений заключается в сборе денежных средств с каждого участника, направляемых на развитие и благоустройство территории, находящейся в общем пользовании дачников. Каждый член товарищества имеет определенные права и обязанности. Как осуществляется регистрация СНТ? Документы для регистрации СНТ.

Порядок регистрации СНТ в 2019 году

Процедуру оформления некоммерческого товарищества садоводов и огородников можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка документации.
  2. Назначение представителя и наделения его необходимыми полномочиями.
  3. Посещение регистрирующего органа. Открытие нового юридического лица осуществляется через налоговую инспекцию. Но СНТ — организация некоммерческая, поэтому она составляет исключение из общепринятого алгоритма. Уполномоченным лицам необходимо обратиться в региональное отделение Министерства юстиции РФ. Можно прийти в территориальное подразделение ведомства лично либо воспользоваться услугами МФЦ.
  4. Получение готовой документации, подтверждающей факт госрегистрации некоммерческой организации.

Остановимся на нюансах подачи документов в регистрирующий орган:

  • Необходимо обращаться в региональное отделение Министерства Юстиции РФ по месту регистрации будущего товарищества. МФЦ можно выбрать любой.
  • Подать бумаги можно несколькими способами: принести в учреждение лично, направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передать подписанные сканы через интернет — если учредителей организации имеется электронно-цифровая подпись.
  • После получения документации специалист выдает заявителю расписку. Ее нужно сохранить до момента получения готовых бумаг.
  • Если в представленных документах будут выявлены ошибки и неточности — в регистрации СНТ откажут, либо приостановят ее на период до 1 месяца. Заявитель будет извещен об этом письменно в течении 1 дня с момента вынесения вердикта. Есть 2 варианта дальнейших действий: исправить неточности и передать бумаги в регистрирующий орган заново, либо оспорить отказ в регистрации через суд.

Список документов для регистрации СНТ

Чтобы создать некоммерческую организацию садоводов и огородников, потребуются следующие бумаги:

  • заявление на регистрацию СНТ по форме №Р11001.
  • протокол или положение о создании товарищества. Формируются на общем собрании участников.
  • устав. Это главный учредительный документ СНТ. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в регистрирующем органе, на втором ставится штамп и передается представителю организации.
  • если товарищество создается путем реорганизации, потребуется передаточный акт или разделительный баланс.
  • удостоверение личности представителя СНТ, который будет заниматься регистрационными процедурами.
  • доверенность для представителя, заверенная нотариусом.
  • квитанция, подтверждающие оплату государственной пошлины. Сумма — 4 000 руб.

Устав должен содержать следующие сведения:

  • организационно-правовую форму, наименование и адрес товарищества;
  • предмет и цели его деятельности;
  • порядок приема в члены СНТ, выхода и исключения из него;
  • права и обязанности объединения и его членов;
  • порядок внесения взносов и ответственность участников товарищества за нарушение данного обязательства;
  • структура и порядок создания органов управления и контроля СНТ, их компетенция;
  • порядок организации деятельности юридического лица, порядок и условия проведения голосования;
  • порядок образования имущества объединения;
  • порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из в объединения или его ликвидации;
  • порядок реорганизации и ликвидации СНТ, вступления его в ассоциации иных некоммерческих объединений;
  • порядок открытия своего представительства.

Обратите внимание!

Образцы документов, необходимых для регистрации СНТ, утверждены Приказом ФНС России»Об утверждении форм и требований к оформлению документов…» от 25.01.2012 №ММВ-7-6/

Решение о регистрации СНТ

Уполномоченный государственный орган принимает решение о внесении сведений о новой организации в официальные реестры в течении 3-х дней с момента получения полного пакета документов. Если сотрудники Минюста вынесли положительный вердикт, представителю СНТ выдаются:

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  2. Заверенный экземпляр Устава.
  3. Выписка ЕГРЮЛ.
  4. Свидетельство о том, что СНТ поставлено на госучет.

При подаче документов через МФЦ сроки рассмотрения заявки увеличатся.

Причины отказа в регистрации СНТ

Отказ в постановке садового товарищества на государственный учет возможен при наличии следующих причин:

  • поданные документы имеют устаревшую форму или содержат недостоверные сведения;
  • к новому СНТ имеются претензии со стороны третьих лиц — они не согласны с реорганизацией предыдущей организации и подали документы на обжалование в суд;
  • отсутствует письменное согласие всех учредителей СНТ;
  • документы поданы не в тот регистрирующий орган;
  • в товариществе нет участников, пользователей или учредителей.

Сотрудники Минюста составляют письменный мотивированный отказ и направляют его в адрес заявителя на следующий день с момента принятия решения. Документ можно обжаловать в суде.

Такое правило прописано в ст. 25.2 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Период обжалования — 3 месяца с момента получения отказного документа.

Жители многоквартирных домов предпочитают проводить свободное время на даче. И это объяснимо: тишина и свежий воздух позволяют восстановить силы. С целью эффективного управления загородной недвижимостью, находящейся в собственности, создают СНТ.

Что такое СНТ: определение термина

СНТ — это сокращенное наименование формы объединения граждан, созданного с целью решения текущих проблем садоводческого процесса.

Такую организацию должны поставить на учет в налоговых органах. В обязательном порядке необходимо разработать Устав, как инструмент разрешения спорных ситуаций.

Участниками объединения являются владельцы отдельно взятых наделов, которые осуществляют добровольные взносы на общие цели организации.

СНТ располагает собственными земельными угодьями и необходимой инфраструктурой (дорогами, водопроводом, коммуникациями различного назначения).

Как расшифровывается?

СНТ дословно расшифровывается как «садоводческое некоммерческое товарищество».

Другими словами, это — добровольное объединение дачников, целью которого является совместное решение вопросов, связанных с эксплуатацией земельных участков на законных основаниях.

Члены СНТ используют угодья в соответствии с уставом объединения: сажают деревья, выращивают фрукты и овощи.

Допускается постройка дома и прилегающих к нему хозяйственных построек. Законодательно предусмотрена прописка по месту нахождения дачи, но только, если возведенное строение будет пригодным для проживания.

Юридическое лицо или нет?

СНТ относится к некоммерческим организациям. Цель создания — совместное решение задач надлежащего ведения садоводства. Согласно Федеральному закону о дачных объединениях граждан, такие организации подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном для юридических лиц.

В чем разница между СНТ и СТ?

Исторически созданию СНТ предшествовала другая форма объединения садоводов — СТ. Вступали в такие товарищества с целью получения от государства земельного участка (не более 8 соток) с размещенным на нем дачным домиком. Другого варианта обзавестись загородной недвижимостью не существовало. Члены СТ несли ответственность по внесению взносов, а правление товарищества осуществляло сбор коммунальных платежей.

Понятие «СНТ» появилось в 1998 году как новая форма юридического лица. Согласно нормативного акта № 66-ФЗ, должна была произойти реорганизация ранее существовавших СТ в некоммерческие объединения.

Земли для садовых товариществ

К землям для садовых товариществ относят сельскохозяйственные участки для общего пользования, расположенные за городом, что регулируется Земельным Кодексом РФ. Согласно данному документу, участки, принадлежащие СНТ, в дальнейшем могут быть переданы членам товарищества.

По действующему законодательству, в России должно проводиться зонирование территории. Только после этого процесса могут выделить наделы для СНТ и только в местах, не предназначенных для других целей.

Как открыть СНТ?

Чтобы открыть СНТ, нужно, прежде всего, подать заявление в государственные органы. Земля для таких целей выделяется в соответствии с критериями зонирования территории.

Как юридическое лицо, садоводческое товарищество должно пройти регистрацию в соответствующих инстанциях. Без проведения данной процедуры организация не будет наделена никакими правами.

Правда, процесс может затянуться на длительный срок по причине необходимости соблюдения ряда формальностей: согласования проекта застройки, перевода земли в собственность СНТ, выбора учредителей.

Устав товарищества

Создание садоводческого товарищества подразумевает разработку и утверждение Устава, регламентирующего действия общества и его членов. В данном документе закреплены правила и принципы деятельности СНТ. Устав должен содержать в себе следующую информацию:

  • наименование объединения;
  • адрес месторасположения;
  • правовая форма;
  • фактическое и максимально допустимое количество членов, их права и обязанности;
  • размеры и порядок внесения обязательных взносов;
  • структура управленческого аппарата;
  • совокупная площадь, занимаемая земельными наделами.

Органы управления

Управление товариществом осуществляет председатель, избранный на собрании всех членов.

К «первому лицу СНТ» предъявляются определенные требования: опыт ведения садоводства, знание всех тонкостей делопроизводства, юридическая грамотность, умение обеспечить противопожарную безопасность. В прямые обязанности председателя входят:

  • осуществление контроля выполняемой другими сотрудниками работы;
  • заключение договоров;
  • открытие счетов в финансовых учреждениях;
  • своевременное оповещение членов СНТ об актуальных событиях.

На первом собрании также выбирают уполномоченных лиц, которые наравне с председателем несут ответственность за сохранность и поддержание в надлежащем состоянии имущества товарищества и земельных угодий.

Взносы

На членах садоводческого товарищества лежит ответственность по уплате следующих видов обязательных взносов:

  • паевый — при вступлении в СНТ, на приобретение материальных ценностей для всей организации (по величине равный пяти членским взносам);
  • членский — для оплаты труда сотрудников товарищества, совершения коммунальных платежей и текущих расходов, размер зависит от количества земельных участков;
  • целевой — на основании решения, принятого на собрании, для решения конкретной задачи;
  • дополнительный — в форс-мажорных ситуациях.

Права членов

Члены СНТ наделены основным правом — строить на своих участках жилые дома с последующей регистрацией по месту их нахождения.

Что касается участия в решении проблем общества, то каждый его член имеет право только одного голоса независимо от количества занимаемых наделов. Помимо этого садоводы могут:

  • принимать участие в собраниях;
  • избирать председателя и предлагать свою кандидатуру на роль управленца;
  • требовать отчетность о проделанной сотрудниками товарищества работе;
  • осуществлять на своем участке не запрещенную законом деятельность;
  • распоряжаться имуществом, находящимся в собственности, по своему усмотрению;
  • беспрепятственно пользоваться инфраструктурой и коммуникациями СНТ;
  • иметь свободный доступ к своему участку;
  • выйти из объединения садоводов;
  • стать сотрудником товарищества при наличии вакансии.

Обязанности собственников

В обязанности собственников земельных наделов входят:

  • своевременное внесение взносов;
  • освоение предоставленного участка в течение 3 лет;
  • участие в различных общественных мероприятиях;
  • толерантное отношение к соседям;
  • подчинение решениям, принятым на общем собрании членов.

Выход из садоводческого товарищества

Любой член СНТ может выйти из состава его участников. При этом право на земельный надел сохраняется. Также можно продолжать пользоваться инфраструктурой и коммуникациями СНТ в целях осуществления садоводческой деятельности.

Исчезают обязанности по посещению собраний, подчинению решениям объединения, участию в общественно значимых мероприятиях, оплате взносов.

Возникают следующие обязательства. Садовод-индивидуал должен:

  • оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим договором с СНТ;
  • совершать платежи за пользование инфраструктурой товарищества;
  • требовать соразмерную внесенным ранее взносам долю в имуществе объединения.

Плюсы и минусы таких участков

Успех деятельности любой организации зависит от способностей ее руководителя. Если во главе СНТ стоит толковый председатель, о товариществе будут только положительные отзывы. К плюсам объединения садоводов относят:

  • наличие охраны;
  • ухоженная территория;
  • высокое качество подъездных дорог;
  • возможность постройки жилого дома на своем участке с перспективой дальнейшей прописки.

Наряду с преимуществами есть и минусы:

  • большое количество дополнительных взносов;
  • не всегда развитая инфраструктура;
  • возникновение препятствий при регистрации права собственности.

Удобной формой объединения дачников выступает СНТ. Такая организация существует за счёт взносов ее членов. Цель деятельности товарищества — улучшение качества садоводческого процесса.

С принятием Закона № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…», регулирующего деятельность граждан при ведении садоводческих хозяйств, дачники задают вопрос, что такое ТСН в садоводстве и чем отличается от СНТ. Речь идет об организационно-правовой форме (ОПФ) объединения владельцев недвижимости. Ранее она регулировалась Законом № 66 о»О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который утратил силу. Новый закон № 217 вступил в силу 1 января 2019 года. Он подразумевает переход на новую форму, указывая, что реорганизация и приведение устава в соответствии новым требованиям, производятся при первом изменении учредительных документов товарищества. Это право, а не обязанность учредителей, т.е. изменения можно и не вносить. При выборе ТСН или СНТ плюсы и минусы обеих ОПФ тщательно взвешиваются, и уже затем собственники принимают решение.

Что такое ТСН в садоводстве и чем отличается от СНТ

ТСН (товарищество собственников недвижимости) было введено в качестве организационно-правовой формы Закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тогда же были внесены изменения в 4 главу I части Гражданского кодекса РФ. С этого момента организации собственников огородной и садоводческой недвижимости регистрируются в качестве ТСН.

До этого организационно-правовой формой выступала СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество), действующее на основании Закона № 66. Она сохранилась для всех организаций садоводов, зарегистрированных до 1 сентября 2014 года. Однако все объединения, созданные после этой даты, оформляются уже в качестве ТСН. За участниками СНТ остается право перерегистрации и перехода на новую организационно-правовую форму.

ТСН изначально предполагает:

  1. Больший круг полномочий.
  2. Упрощенный способ управления.
  3. Расширенный формат. СНТ могут присоединяться к действующему ТСН.
  4. Объединение собственников различной недвижимости. Это не только садовые и огородные участки, но также гаражи и квартиры.

Разница между 2-мя ОПФ незначительна. Участники решают общие вопросы, связанные с вывозом мусора, инфраструктурными моментами, текущими моментами. В товариществах действует устав, органы управления, садоводами регулярно вносятся членские взносы.

Плюсы и минусы двух типов ОПФ

С точки зрения преимуществ и недостатков, ТСН дает руководителям большие полномочия. Они вправе принимать решения самостоятельно, без предварительной консультации с участниками товарищества. В ситуации требующей немедленных мер, руководство имеет все необходимые инструменты.

ТСН объединяет собственников различных типов недвижимости. Это не только садовые и огородные участки, но также гаражи и квартиры. В руководящие органы ТСН могут быть избраны не только участники организации, позволяя привлекать кадры со стороны. СНТ часто сталкивались с ситуацией нехватки кадров, когда участники отказываются занимать вакантные должности.

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией. Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо воспользуйтесь формами на сайте

Правила прописываются в уставе ТСН, позволяя слагать полномочия с руководства при грубых нарушениях, неспособности справляться с возложенными обязанностями и при других серьезных обстоятельствах.

Взносы могут взиматься не в форме фиксированной суммы, а соразмерно площади занимаемой участком, либо количеству таких участков. ТСН предполагает возможность избавиться от целевых взносов, освобождая участников от оплаты общей собственности. С них снимается имущественная ответственность по обязательствам товарищества.

Недостатком формы ТСН считается невозможность упрощенного налогообложения.

Как перерегистрировать СНТ в ТСН

Процедура перерегистрации организационно-правовой формы не отличается от трансформации коммерческих организаций. Используются 2 основных способа:

  1. Присоединение СНТ к действующему ТСН.
  2. Перерегистрация товарищества и создание нового ТСН.

По факту присоединения товарищество распускается, а его правопреемником становится ТСН. После присоединения или переоформления в ТСН, дома на садовых участках могут быть признаны жилыми с возможностью прописки граждан.

Реорганизация путем преобразования

Переоформление представляет собой смену организационно-правовой формы участниками товарищества. Процесс производится в несколько этапов:

  1. Главное собрание участников товарищества, подтверждающее решение о смене организационно-правовой формы.
  2. Назначение лиц, ответственных за реорганизацию.
  3. Внесение изменений в устав. Чаще всего редактируется только тип и название.
  4. Принятие обновленного устава общим собранием товарищества.
  5. Сбор документации для передачи в госорганы. Пакет включает.
  6. Нотариально заверенное заявление о смене ОПФ, устав (2 экземпляра), протокол общего собрания, квитанцию об уплате госпошлины, форму Р11001 (создание юридического лица), документ подтверждающий новое местонахождение организации;
  7. Пакет документов передается в ИФНС по месту нахождения ТСН;
  8. Замена печати.

Стоит ли менять ОПФ

Закон № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу с 1 января 2019 года, указывает на необходимость преобразования СНТ в ТСН, либо приведения уставов садового товарищества в соответствие новому законодательству.

Об этом говорится в ст. 54 Закона, где в ч.4 подчеркивается, что преобразование проводятся при первом изменении учредительной документации. Т.е. от руководства и участников СНТ не требуется специально созывать собрание, менять форму, название товарищества и устав. Им предоставляется такое право, но без требований к срокам.

При этом если участники товарищества внесут какое-либо изменение в устав, они обязаны будут сменить организационно-правовую форму. До этого момента СНТ продолжит функционирование, в части не противоречащей положениям нового закона.

Закон предоставляет участникам СНТ право смены организационно – правовой формы товарищества, не внося при этом каких-либо изменений в правоустанавливающие документы. Во всех случаях, конечное решение остается за заинтересованными лицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *