Самовольное оставление части

Самовольное оставление части или места службы, дезертирство предусмотрено в ст. 337,338 УК РФ. Данные правонарушение носят длящийся характер и квалифицируются судом в зависимости от срока оставления воинской части.

ВНИМАНИЕ: если Вы не найдете ответ именно по своему вопросу, то можно оставить вопрос на форуме, совет адвоката в форме ответа и связи с Вами даст положительный результат в защите прав обвиняемого (подозреваемого) по уголовному делу.

Отдельно следует отметить, что самовольное оставление части менее суток, и даже двух является дисциплинарным проступком, ввиду чего не образуют уголовный состав.

В данном случае для защиты по настоящему делу необходимо проработать основания для оставления места службы, исходя из уголовного законодательства основания для освобождения от ответственности за самовольное оставление части срочником или лицом, проходящим службу на контрактной основе, выделяются следующие:

  • наличие уважительных причин в данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально следователем или судом, так что уважительных причин может быть много в данном случае подлежит факт доказывания, что оставление части носило вынужденный характер, кроме того необходимо документально подтвердить данные причины;
  • наличие тяжелых обстоятельств в данном случае можно выделить смерть близкого родственника необходимость ухода за больным близким родственником, или иные тяжелые жизненные обстоятельства;
  • наличие крайней необходимости данный пункт характеризуется тем, что военнослужащий совершает самовольное оставление воинской части в результате какого-либо внешнего воздействия, например, издевательства со стороны иных военнослужащих.

Стразу следует оговориться, что при разрешении данных преступлений звание и должность привлекаемого к ответственности лица не играет важной роли и самовольное оставление части офицером квалифицируется также, как и иным военнослужащим.

Как выстроить защиту по составу самовольное оставление части?

Исходя их уголовной практики наиболее часто совершается самовольное оставление части контрактником по причине, что во время перевода из одной части в другую в последнее место службы военнослужащий не является. Участие защитника в отдельных следственных действиях поможет все это доказать и отстоять в пользу обвиняемого в преступлении.

В таком случае необходимо запастись документальной поддержкой причин данного оставления, задержка поезда, поломка автомобиля, отмена рейса и вынужденное ожидание в аэропорту документальное подтверждение ввиду транспортных проблем формируется исходя из вида транспорта, на котором добирается военнослужащий.

В данном случае необходимо четко определиться какое происшествие произошло и четко разграничить по какой причине совершено самовольное оставление места службы в целях уклонения от ее прохождения или по иным причинам. И адвокату следует предпринять все меря для переквалификации данного правонарушения на более лояльный состав или найти уважительные причины неявки на службу.

Если все же совершено самовольное оставление воинской части, то лучше, как можно раньше обратиться к нашим опытным адвокатам для решения данной проблемы и поиска наиболее благоприятного пути и замены уголовного наказания на дисциплинарное взыскание.

Каждое дело индивидуально и лишь на консультации с Вами можно будет выстроить линию защиты, звоните и записывайтесь на встречу. Смотрите также видео по теме защита на предварительном расследовании и в суде, не забывайте подписаться на наш канал YouTube, чтобы не пропустить полезные советы.

Сколько стоят услуги адвоката по уголовным делам? Все зависит исключительно от дела, поэтому давайте договариваться при встрече!

Читайте также на основной части сайта полезный материал:

Узнайте порядок обжалования отказа в возбуждении уголовного дела по ссылке

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

УДК 34

РОЗЫСК И ЗАДЕРЖАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УКЛОНИВШИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: ИСТОКИ,

РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Вирясова Наталья Васильевна Канд.юридич.наук, доцент кафедры правовых дисциплин

ФГБОУ ВПО «КубГУ»Филиал в г. Армавире,

Армавир, Россия

Статья посвящена актуальным вопросам розыска и задержания военнослужащих, уклонившихся от военной службы. На основании официальных сведений автором дан краткий исторический экскурс, проведен анализ современного состояния проблемы уклонения военнослужащих от военной службы, предложены возможные пути ее решения

Ключевые слова: ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ДИСЦИПЛИНА, ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ,

САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ ИЛИ МЕСТА СЛУЖБЫ, ДЕЗЕРТИРСТВО,

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РОЗЫСКУ,

РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Одним из основных направлений развития военной организации государства, прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации, является укрепление законности.

Порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы регламентированы Конституцией РФ(ст. 59) и Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 21.03.2013) , а так же также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими

правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.

Общественная опасность уклонение от военной службы, определяется тем, что военнослужащий, нарушает установленный порядок нахождения

UDC 34

Natalia Vasilievna Viriasova

Cand.Leg.Sci., associated professor of the Department of Legal Disciplines

Kuban state University, branch in Armavir, Armavir, Russia

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

на военной службе уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей военной службы. Даже кратковременное отсутствие военнослужащего на службе может отрицательно повлиять на выполнение повседневных задач боевой подготовки.

Уклонение от военной службы является наиболее распространенным преступлением среди преступлений против военной службы в настоящее время. Главный военный прокурор С. Фридинский в своем выступлении в Совете Федерации Государственной Думы в июне 2007 г. указал, что половина всех преступлений, совершенных военнослужащими по контракту, — это уклонение от военной службы .

Самовольное оставление части или места службы как преступление невозможно правильно оценить без обращения к истории.

При Петре I в условиях создания регулярной армии особое значение получили составы преступлений против порядка подчиненности и воинской чести. А поскольку Россия вела войны против Швеции и Турции, то все усилия государства были направлены на укрепление дисциплины в войсках. Дезертирство и переходы на сторону неприятеля подрывали обороноспособность страны. В Северную войну количество дезертиров доходило до 10% от всей численности войска, а из 23 тыс. набранных драгун спустя несколько месяцев в наличии осталось 8 тыс. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Френкин М. отмечал, что до Февральской революции в русской армии было 195 тыс. дезертиров, на 1 августа 1917 г. — уже 365 тыс., а к началу Октябрьской революции их насчитывалось около 2 млн. человек. С.В. Маликов рассчитал, что за весь период Первой мировой войны из русской армии дезертировало около 1 млн. 865 тыс. военнослужащих. Во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции дезертирство из Красной Армии было самым распространенным преступлением. По официальным сведениям число зарегистрированных дезертиров из боевых частей действующей Красной

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

В период Великой Отечественной войны из частей действующей Красной армии дезертировало 588,7 тыс. человек, из которых осуждено 376,3 тыс. человек, не разыскано — 212,4 тыс. человек . С 22 июня по 10 октября 1941 г. было задержано 657364 военнослужащих, дезертировавших и самовольно оставивших поле боя, из которых арестовано 25878 человек наиболее злостных дезертиров, в том числе расстреляно — 10201 человек

В периоды боевых действий в Афганистане наблюдался рост уклонений от военной службы, выражавшихся в основном в виде невозвращения из краткосрочных отпусков и госпиталей, а также в виде членовредительства. В 1985 г. официально зарегистрирован рост членовредительства на 587,5%. .

Во время первой чеченской кампании самовольно оставили воинские части более 400 военнослужащих по призыву, что составляет 61,6% от общего числа самовольно оставивших части, однако осуждено было только 35 (4,9%) военнослужащих

В ВСУ СК России по ЮВО в период 2013 года по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в розыске числится 662 лица (на конец 2012 года — 847 лиц, снижение на 22%), 447 лиц за уклонение от военной службы (на конец 2012 года — 634 лица, снижение на 29,5%).

В настоящее время организация работы по розыску лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых и, прежде всего, военнослужащих, уклонившихся от военной службы, осуществляется в

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

соответствии с приказом руководителя военного следственного управления СКП РФ от 30.09.2008 № 111 «О совершенствовании работы военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по осуществлению уголовного преследования военнослужащих, уклоняющихся от военной службы», совместным указанием СКП РФ и МВД России от 19.03.2010 г. № 5/1/2203 «О мерах по активизации розыска лиц, совершивших преступления против порядка пребывания на военной службе» и изданным в их развитие распоряжением руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 №5 «О принятии дополнительных мер направленных на оперативное расследование преступлений связанных с уклонением военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы и надлежащей организации розыска лиц, по уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч.1 ст. 208 УПК РФ».

В 2013 году по уголовным делам указанной категории разыскано 359 лиц, из которых 260 военнослужащих, ранее уклонявшихся от военной службы (в аналогичный период 2012 г. разыскано 586 лиц, из которых 441 уклонявшихся от военной службы). В числе военных следственных отделов округа, достигших наибольшего снижения количества лиц в розыске в 2013 году, где прослеживается положительная динамика в сравнении с находящимися в розыске на конец 2012 года, 519 ВСО (г. Гюмри, Республика Армения) — снижение с 15 до 3 лиц, на 80 %; ВСО по Новочеркасскому гарнизону снижение с 4 до 2 лиц, на 50 %; ВСО по Волгоградскому гарнизону — снижение с 139 до 78 лиц, на 44 %; ВСО по Каспийской Флотилии — снижение с 32 до 18, на 44 %; ВСО по Армавирскому гарнизону — снижение с 20 до 12, на 40%; ВСО по Ставропольскому гарнизону — снижение с 50 до 32, на 36%; ВСО по Буденновскому гарнизону — снижение с 57 до 39, на 32%; 522 ВСО (г. Буйнакск Республика Дагестан) — снижение с 60 до 41, на 32%.

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

В количественных показателях в анализируемый период наибольшее число разыскано лиц: в ВСО по Волгоградскому гарнизону разыскано 46 лиц, в 506 ВСО (н.п. Шали Чеченской Республики) — 27 лицо, в ВСО по Буденновскому гарнизону — 26 лиц, в 315 ВСО — 25 лиц, в 522 ВСО — 24 лица, в ВСО по Ставропольскому гарнизону — 23 лица, в ВСО по Каспийской Флотилии — 20 лиц.

Особое внимание обращает на себя проводимая работа по данному направлению деятельности в 315 ВСО (г. Каспийск, Республика Дагестан), где на конец 2012 года в розыске находилось 11 лиц, а по истечении 2013 года количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось в 2 раза, то есть в розыске числится 22 лица, учитывая, что в указанный период разыскано 25 лиц. Изложенное в первую очередь свидетельствует о снижении эффективности работы по розыску обвиняемых (подозреваемых) по своим уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, а также профилактики и должного информирования военнослужащих войсковых частей, дислоцированных на обслуживаемой территории, по предотвращению совершения уклонений от прохождения военной службы.

В ряде военных следственных отделов ВСУ СК России по ЮВО наблюдается рост количества лиц, находящихся в розыске, то есть отрицательная динамика по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря 2012 г. Так, в 315 ВСО количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось с 11 до 22 лиц, то есть на 100 %, в 59 ВСО с 2 до 4, то есть на 100%, в 314 ВСО с 15 до 19, то есть на 27%, в 505 ВСО с 57 до 67, то есть на 18 %, в 515 ВСО с 24 до 28, то есть на 17%.

Кроме того, в ряде военных следственных отделов либо вовсе отсутствует какая-либо динамика разыскиваемых лиц либо она крайне низкая. Так, в 523 ВСО (г. Севастополь, Республика Украина) из 2 лиц, в ВСО по Сочинскому гарнизону из 3 лиц, находящихся в розыске, в отчетном периоде никто не задержан, в ВСО по Владикавказскому

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

гарнизону из 48 лиц, находящихся в розыске, задержано только 4 лица, в ВСО по Майкопскому гарнизону из 30 лиц, находящихся в розыске, задержано только 2 лица.

В военных следственных отделах, дислоцированных на территории бывшего СКВО, имеется положительная динамика снижения количества лиц, находящихся в розыске, учитывая, что за 2013 г. количество лиц, находящихся в розыске по приостановленным уголовным делам, снижено с 600 до 430, то есть снижение на 170 лиц, на 28,5 %, в то время как аналогичный показатель в военных следственных отделах,

дислоцированных на территории бывшего ОГВ(с), характеризуется крайне низкой положительной динамикой, а именно количество лиц, находящихся в розыске, за 2013 г. незначительно снизилось с 247 до 232 лиц, то есть на 15 лиц, на 6 %, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по снижению числа разыскиваемых лиц.

Положительное влияние на результативность розыска оказывает освещение проводящихся широкомасштабных мероприятий по установлению местонахождения лиц, уклонившихся от военной службы, в региональных средствах массовой информации, в том числе для разъяснения возможности, условий и последствий добровольной явки таких военнослужащих в правоохранительные органы, а также оснований для освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст. 337, 338 УК РФ.

Особую важность работа по принятию действенных мер по широкому информированию населения приобрела, в связи с вступлением в законную силу постановления Государственной Думы РФ от 18.12.2013 № 3500-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», с целью выявления разыскиваемых военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества, а также информированию родственников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

и иных лиц, которые могут обладать информацией о местонахождении разыскиваемых, об объявленной амнистии и её правовых последствиях.

Несмотря на достигнутые положительные результаты в работе по привлечению к уголовной ответственности лиц, скрывшихся от следствия и суда, возможности по повышению ее эффективности не исчерпаны, о чем свидетельствуют недостатки, выявленные в ходе тематических проверок.

Так, проведенными в 2013 году тематическими проверками в военных следственных отделах гарнизонов, изучением приостановленных уголовных дел в аппарате управления, а также анализом исполнения приказа ВСУ СКП России от 30.09.2008 г. № 111 и распоряжения руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 г. № 5 выявлены некоторые недостатки в организации работы по уголовным делам указанной категории. Указанное относится к таким требованиям, как обязательность письменных указаний руководителей отделов на начальном этапе предварительного следствия, составления заключения по результатам проверки и изучения уголовного дела, проведения ежемесячных оперативных совещаний по состоянию и эффективности работы каждого следователя по установлению местонахождения разыскиваемых лиц с подготовкой соответствующих протоколов, проведения ежеквартальных сверок с ИЦ УВД (ГУВД, МВД) соответствующих субъектов РФ, ГИАЦ МВД РФ и розыскными подразделениями органов внутренних дел.

Изучение уголовных дел, приостановленных в связи с розыском лица, скрывшегося от следствия, показывает, что во многих случаях на этапе предварительного расследования не выясняются с достаточной полнотой обстоятельства исчезновения военнослужащего, не уделяется должного внимания проверке версий убийства разыскиваемого лица или его гибели при иных обстоятельствах, а также планированию и

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

организации оперативно-розыскных мероприятий и розыскных мер после приостановления предварительного расследования. При явной

очевидности этого недостатка меры по его устранению зачастую не принимаются.

Другие типичные недостатки — шаблонный характер направляемых запросов без учета результатов предыдущей работы, неэффективное использование полученной информации, которая может способствовать задержанию разыскиваемого (сведения об используемых номерах телефонов, о приобретении билетов на железнодорожный и иные виды транспорта, адресах проживания родственников и знакомых и т.д.), ненадлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативнорозыскные мероприятия.

Анализ причин выявленных недостатков в повышении эффективности работы на данном направлении показывает, что помимо объективных, имеется ряд иных причин, свидетельствующих о ненадлежащей организации работы руководителей ВСО и подчиненных следователей по розыску лиц, уклонившихся от прохождения военной службы.

Так, одной из основных причин снижения данных показателей является непринятие действенных и эффективных мер по установлению местонахождения уклонившихся от военной службы военнослужащих в период расследования уголовного дела, вследствие чего по истечении законного срока предварительное следствие по уголовным делам приостанавливается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что борьба и профилактическая работа с уклонением от военной службы является актуальной и в настоящее время, одной из важных для командиров и начальников всех уровней, органов военной прокуратуры, ВСО по

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

укреплению воинского правопорядка и обеспечению военной безопасности государства.

Литература

1. Козлова Н. Преступление на плацу // Российская газета. 2007. 27.06.

2. Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социально-правовые проблемы): Дис. … д.ю.н. М., 2000.

3. Френкин М. Русская армия и революция. 1917 — 1918. М.: Logos, 1978.

4. Маликов С.В. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта: Монография. М., 2005.

5. Гражданская война 1918 — 1921 гг. М., 1928. Т. 2.

6. Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооруженных Сил (статистическое исследование) / Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001.

7. Порохин С. Русский феномен: от Бреста к Сталинграду // Община. XXI век. 2003. N 1.

9. Маликов С.В. Расследование преступлений в боевой обстановке: Дис. … к.ю.н. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об итогах проведенных в 2013 году мероприятий по розыску и задержанию лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, в том числе военнослужащих, уклонившихся от военной службы, а также недостатках и положительном опыте организации данной работы. Экспресс-информация. Ростов-на Дону., 2014.

1. Kozlova N. Prestuplenie na placu // Rossijskaja gazeta. 2007. 27.06.

2. Mackevich I.M. Prestupnost’ voennosluzhashhih (kriminologicheskie i social’no-pravovye problemy): Dis. … d.ju.n. M., 2000.

3. Frenkin M. Russkaja armija i revoljucija. 1917 — 1918. M.: Logos, 1978.

4. Malikov S.V. Rassledovanie prestuplenij v rajonah vooruzhennogo konflikta: Monografija. M., 2005.

5. Grazhdanskaja vojna 1918 — 1921 gg. M., 1928. T. 2.

7. Porohin S. Russkij fenomen: ot Bresta k Stalingradu // Obshhina. XXI vek. 2003. N 1.

9. Malikov S.V. Rassledovanie prestuplenij v boevoj obstanovke: Dis. … k.ju.n. M.,

Для обеспечения боеготовности и боеспособности Вооруженных сил РФ каждый военнослужащий должен находиться на своем месте и выполнять поставленные высшим руководством задачи. Отсутствие на боевом посту даже одного солдата или офицера способно привести к плачевным последствиям. В связи с этим предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы. Возможные виды ответственности за совершение подобного противоправного деяния содержит в себе ст 337 УК РФ.

О чем гласит ст. 337?

Статья 337 УК РФ состоит из 4-х частей и 1 примечания:

  • в I перечислены виды наказания за оставление части и неявку в установленный срок на службу от 2 до 10 суток;
  • во II приведена ответственность за деяния, указанные в первой части, при условии того, что военнослужащий отбывает наказание в дисбате;
  • в III перечислены возможные виды ответственности для военнослужащих, которые самовольно покинули место службы или не явились туда в срок от 10 дней до 1 месяца;
  • в IV указана ответственность за отсутствие на службе свыше 1 месяца.

Если военнослужащий впервые совершил самовольное оставление части, то статьей 337 предусмотрена возможность освобождения его от ответственности. Это допускается, если причиной самовольного отлучения стала уважительная причина.

Основные положения ст. 337

Согласно 1 ч. ст. 337, за оставление части или неявку в срок на место службы свыше 2 суток, но не более 10 дней военнослужащий может быть наказан следующим образом:

  • арестован на 6 месяцев;
  • отправлен в дисциплинарную воинскую часть на 1 год.

По ч. 2, если военнослужащий самовольно покинул дисциплинарную воинскую часть, или не явился в нее в положенное время, то в качестве наказания может выступать тюремное заключение, сроком до 2 лет.

Согласно ч 3 ст 337 УК РФ, оставление части или неявка на место службы в течение 10 суток – 1 месяца, карается следующим образом:

  • ограничение по службе – 2 года;
  • содержание в дисбате – 2 года;
  • лишение свободы – 3 года.

В 4 части статьи 337 сказано, что неявка на место службы сроком свыше 1 месяца, карается лишением свободы на период до 5 лет.

Если указанные деяния совершил солдат или сержант-срочник, то отбывание наказания в дисбате не освобождает его от дальнейшего прохождения службы.

Особенности состава преступления

Законодатель оставил примечание к ст. 337: перечисленные в норме деяния являются результатом стечения непредвиденных обстоятельств, то виновный может быть освобожден от ответственности. Тяжелые обстоятельства – это индивидуализированный критерий. Его нужно рассматривать в частном порядке.

В соответствии с судебной практикой, тяжелыми могут быть признаны следующие жизненные обстоятельства:

  • тяжелые заболевания родственников или лиц, находящихся на попечении у военнослужащего, а также их смерть;
  • ЧС, жертвами которой стали родственники военнослужащего;
  • оказание помощи матери одиночке, которая имеет на попечении малолетних детей.

Перечень не является исчерпывающим. К нему могут быть отнесены любые ситуации, оправдывающие несвоевременную явку военнослужащего к месту прохождения службы.

Комментарии к ст. 337

Чтобы правильно понять суть статьи 337, нужно изучить не только ее положения, но и комментарии, оставленные ПП ВС РФ и теоретиками права.

Основные из них таковы:

  1. Чтобы правильно квалифицировать преступные деяния, перечисленные в ст. 337, нужно учитывать ПП ВС РФ от 03.04.2008 г.
  2. Под самовольным оставлением места несения службы нужно понимать отбытие военнослужащего без наличия на это дозволения от вышестоящего руководства, либо иных законных оснований. Если военнослужащий самовольно покинул место службы и не вернулся назад в течение более 2-х суток, но менее 10 дней, то его действия квалифицируются по 1 ч. ст. 337.
  3. Частью 1 ст. 337 предусмотрено наказание не только за самовольное оставление места службы, но и не явку в часть в обозначенное время. Подобное актуально для неявки в указанное время из увольнения, после отпуска, при переводе и пр.
  4. Преступное действие считается совершенным после того как истекли двое суток с момента самовольного покидания места службы или неявки в воинскую часть в назначенное время. Сроки регламентированы ст. 337.
  5. Субъективная сторона противоправного действия всегда характеризуется прямым умыслом. Если выявлены обстоятельства, указывающие на то, что прямой умысел отсутствует, то военнослужащий освобождается от ответственности.
  6. Субъектом противоправного действия может являться исключительно военнослужащий, проходящий службу по призыву. Таким образом субъект – специальный.
  7. Квалифицированный состав противоправного деяния предусмотрен 2 частью статьи. В ней описан тот же состав преступления, но его субъектом является лицо, отбывающее дисциплинарное наказание в соответствующей воинской части.
  8. При изучении статьи 337 особое внимание следует уделять ее 3 ч. В ней перечислены виды ответственности за неявку по месту службы в срок от 10 до 30 суток, но не это является главным. Основной момент заключается в том, что субъектом такого состава преступления моет выступать не только солдат-срочник, но и контрактник. Таким образом, для контрактника ответственность наступает лишь в случае того, что он не явился на место службы в течение 10 суток.
  9. Ч. 4 ст. 337 установлена более суровая ответственность за деяния, указанные в ч. 3, при условии неявки по месту службы дольше 1 месяца.

Объект преступления – порядок прохождения службы. Исходя из этого не совсем понятно, почему наказания за столь существенные преступления, не сильно суровые, ведь даже отсутствие 1 военнослужащего на своем месте способно значительно сказаться на боевой готовности. Дело в том, что положения ст. 337 разработаны с точки зрения мирного, а не военного времени.

Что показывает судебная практика по ст. 337?

Преступления против военной службы нельзя назвать распространенными в Российской Федерации. Всего за 2017 год было рассмотрено 1 736 подобных уголовных дел. Из общего числа лишь немногие касались оставления места службы и несвоевременной явки в часть.

Тем не менее привести примеры подобного можно:

  • Военнослужащему срочной службы рядовому С. было предоставлено увольнение сроком на 24 часа. По истечении этого времени он не явился в часть. Не вернулся он и в течение следующих 48 часов. Спустя 4 дня с момента окончания действия увольнительной С. был задержан патрулем и доставлен по месту службы. В действиях рядового был выявлен состав, предусмотренный ст. 337 ч. 1. Он был осужден на отбывание наказания в дисбате сроком на 4 месяца.
  • Гражданин Н., проходящий службу в рядах ВС РФ по контракту не вернулся из очередного отпуска. По истечении 10 дней с момента неявки он был объявлен в розыск и был задержан полицией. Следствие усмотрело в действиях Н. состав преступления, предусмотренный ст. 337 ч. 3. Суд согласился с доводами следствия и назначил наказание в виде прохождения службы в дисбате сроком 1 год.
  • Рядовой Р. не вернулся в часть в положенное время после отпуска. Спустя 48 часов он был объявлен в розыск. Р. удалось избежать наказания. Как выяснилось, он намеревался своевременно прибыть в часть, но непредвиденные обстоятельства помешали этому. Причина неявки заключалась в госпитализации Р. в результате получения им ножевого ранения. Он не смог своевременно оповестить командование, так как находился в бессознательном состоянии. Уголовное дело было закрыто по причине отсутствия состава преступления.

Возможность привлечения военнослужащих к ответственности во многом зависит от командования части. Зачастую нерадивых солдат наказывают дисциплинарно, согласно положениям Устава, например, внеочередными нарядами. Разумеется, это актуально, если военнослужащий не явился в течение нескольких дней, а не месяцев.

От чего зависит суровость наказания?

Каждая часть ст. 337 содержит в себе перечень возможных наказаний. При этом указаны максимально возможные карательные меры. Например, максимальное наказание за противоправное деяние, предусмотренное ч. 3 – лишение свободы сроком на 3 года. Максимально возможное наказание назначается редко. Суд предпочитает ограничиваться менее суровой карой. От чего же зависит размер наказания, которое выберет суд?

В данной ситуации первоочередное значение имеет размер причиненного поступком вреда. Чем он выше, тем серьезней будет наказание. Разумно полагать, что солдат, который не вовремя вернулся из увольнения, причинит гораздо меньше вреда, чем военнослужащий, покинувший часть непосредственно перед караулом.

Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства

При изучении воинских преступлений учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом при рассмотрении уголовных дел, предусмотренных ст. 337, согласно примечанию к уголовной норме, часть смягчающих обстоятельств может являться поводом для освобождения от ответственности.

К числу смягчающих обстоятельств, применимых к ст. 337, следует отнести:

  • совершение преступления в первый раз;
  • наличие маленьких детей;
  • явка с повинной;
  • совершение преступления в результате морального, физического истязания.

К числу отягчающих обстоятельств следует отнести:

  • повторное совершение преступления;
  • совершение преступного деяния в составе группы;
  • совершение преступления в условиях ЧС.

Перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств не исчерпывающие. Все обстоятельства подобного рода рассматриваются судом в индивидуальном порядке.

Новая редакция Ст. 337 УК РФ

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Комментарий к Статье 337 УК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает несколько составов преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения от службы:

— самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу, совершаемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в том числе отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, на срок свыше двух суток, но не более 10 суток (ч. 1, 2), свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3), свыше одного месяца (ч. 4);

— самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительной причины, совершаемые военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3), свыше одного месяца (ч. 4).

2. Объектом преступного посягательства является порядок прохождения военной службы, который обязывает каждого военнослужащего находиться в определенном командованием месте службы.

3. Объективная сторона составов преступления заключается в отсутствии военнослужащего в части или месте службы без разрешения командира (начальника). Место службы может находиться за пределами воинской части, там, где военнослужащий в данный момент исполняет обязанности по службе.

4. В подавляющем большинстве случаев понятия воинской части и места службы совпадают, но в ряде случаев место службы может не совпадать с расположением воинской части. Так, во время выполнения военнослужащим заданий или хозяйственных работ вне пределов воинской части местом его службы будет считаться место выполнения этих заданий и работ; при передвижении в составе команды — эшелон, поезд, автотранспорт и т.д. Оставление военнослужащим без разрешения места службы в подобных случаях на срок свыше двух суток также является преступлением.

5. Другой формой рассматриваемого преступления является неявка военнослужащего в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при возвращении из командировки, отпуска, лечебного учреждения, а также при назначении на новую должность, переводе на другое место службы. Она заключается в том, что военнослужащий не является в часть или к месту службы без уважительных причин в срок, установленный в увольнительной записке, отпускном билете, командировочном предписании или другом документе.

6. Законодатель не определил перечень уважительных причин, наличие которых указывало бы на отсутствие состава преступления, предусмотренного ст. 337. В качестве ориентира при решении этого вопроса можно использовать положения п. 2 ст. 7 Закона о воинской обязанности, в котором под уважительными причинами понимаются различные объективные обстоятельства, которые не давали военнослужащему вернуться вовремя: собственная болезнь и болезнь близких, стихийное бедствие, задержание органами власти и др.

7. В зависимости от продолжительности самовольного отсутствия военнослужащего в части деяние может быть квалифицировано по ч. 1 или 2 (свыше двух суток, но не более 10), по ч. 3 (свыше 10 суток, но не более одного месяца) и по ч. 4 (свыше одного месяца).

Продолжительность самовольного оставления части исчисляется с момента самовольного оставления части (места службы) или с момента истечения срока явки в часть и до момента его возвращения в расположение части (места службы) или задержания.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом. Неявка в срок на службу может быть совершена как умышленно, так и по неосторожности. Субъективная сторона включает в себя намерение субъекта находиться вне части или места службы в течение определенного срока, а затем вернуться в часть и продолжать службу. Поэтому во всех случаях исключается цель уклонения от прохождения военной службы. В отличие от дезертирства самовольное оставление части или места службы представляет временное уклонение от несения обязанностей военной службы.

9. Субъектами перечисленных преступных посягательств могут быть военнослужащие различных категорий. УО за самовольное оставление части продолжительностью свыше двух суток, но не более 10 суток (ч. 1) распространяется только на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Субъектами посягательства, предусмотренного ч. 2, могут быть только осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части.

10. УО за самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3) и свыше одного месяца (ч. 4) распространяется на всех военнослужащих (солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров).

11. Военнослужащий, совершивший самовольное оставление части впервые и вследствие стечения тяжелых обстоятельств, может быть освобожден от УО. Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны: серьезная болезнь военнослужащего; несчастье с близкими, срочно потребовавшее присутствия военнослужащего дома; угроза жизни и здоровью от неуставных отношений в части; влияние непреодолимой силы и т.п. (см. коммент. к ст. 61).

12. Деяния, описанные в ч. 1 и 2, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 3 и 4 — к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состоит в самовольном, т.е. без соответствующего разрешения командира (начальника) оставлении части или места службы или неявке в срок без уважительных причин на службу (п. п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).

2. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка военнослужащего должны продолжаться свыше двух, но не более десяти суток. Если лицо самовольно отсутствовало или не являлось не свыше двух суток, содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.

3. Самовольное оставление части или места службы либо неявка должны быть осуществлены военнослужащим без уважительных причин (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3).

4. Преступление признается оконченным с момента самовольного оставления части или места службы, а равно неявки военнослужащего в установленный законом срок, т.е. по истечении двух суток.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1, является военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

6. Часть 2 содержит дополнительную характеристику субъекта преступления — им является военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части.

7. В ч. 3 устанавливается более продолжительный срок самовольного оставления части или места службы либо неявки военнослужащего — свыше десяти суток, но не более одного месяца.

Субъектом данного преступления наряду с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, является также военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. Если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, отсутствовал менее десяти суток, он несет не уголовную, а дисциплинарную ответственность.

8. Часть 4 усиливает уголовную ответственность военнослужащего, отсутствовавшего свыше одного месяца.

9. В примечании содержится специальный вид освобождения военнослужащего от уголовной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *