Санитарная зона кладбищ

Статья 78. «СЗ-3». Санитарно-защитная зона кладбищ

Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв.

Классификация размеров санитарно-защитных зон для кладбищ установлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция):

1) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища — 50 м;

2) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га — 100 м;

3) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га — 300 м;

4) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га — 500 м.

Расстояние от водозаборных сооружений и централизованного источника водоснабжения населения должно быть не менее 1000 метров независимо от типа кладбища.

1. Основные виды разрешенного использования:

1) проведение работ по озеленению и благоустройству территории;

2) размещение объектов, связанных с ритуальным услугами;

3) размещение предприятий по производству похоронных принадлежностей;

4) размещение линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП, автодорог, железной дороги), кроме водоводов хозяйственного и питьевого назначения.

2. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне СЗ-3, не подлежат установлению.

3. Особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) отвод земельных участков под проектирование и строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;

2) предоставление земель для садоводства и огородничества.

>
«СЗ-4». Санитарно-защитная зона свалок, отстойников, карьеров, полигонов и золоотвалов

Содержание
Решение Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 марта 2010 г. N 94/4 «Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Администрации городов, городских и сельских поселений по роду своей деятельности курируют места массового захоронения населения. В связи с чем им приходится сталкиваться с понятием санитарно-защитная зона кладбища.

Сразу стоить уточнить, что закон предписывает установление СЗЗ не всем кладбищам. В СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов.

Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны

В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.

Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:

  1. Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
  2. Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.

Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ

Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.

Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.

Кладбища и крематории в классификации Санпин

Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.

Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.

Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.

Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.

Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

Как утверждается санитарно-защитная зона кладбища

Рис. Пример №1. Нанесение границ ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища, расчетных точек и источников выбросов на ситуационный план

В целом процесс установления СЗЗ для кладбища не отличается от ее утверждения для прочих объектов, кроме того, что для кладбищ не требуется проводить оценку риска для здоровья населения, как это предписывается прочим объектам I-II классов опасности. Приведем этапы получения СЗЗ кладбища:

  1. Инвентаризация кладбища как объекта НВОС.
  2. Проектирование тома обоснования размеров СЗЗ для кладбища.
  3. Подача разработанного проекта на экспертизу во ФБУЗ (ФБУН) и получение от ФБУЗ (ФБУН) экспертного заключения.
  4. Подача экспертного заключения и других документов в Роспотребнадзор и получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора.
  5. Проведение посезонных натурных исследований по плану-графику мониторинга на границе СЗЗ аккредитованной в этой области лабораторией.
  6. Подготовка отчета «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны”.
  7. Подача на согласование отчета и других документов в Роспотребнадзор и получение от главного санитарного врача Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища”.

Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (от проведения инвентаризации до выдачи Постановления санитарным врачом) по опыту нашей компании занимает в среднем 2 года.

Виды негативного воздействия на окружающую среду от кладбища

В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):

  • химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
  • биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
  • физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).

В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.

К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:

  • работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
  • парковка;
  • котельная в административном здании на территории кладбища;
  • стоянка специальной техники;
  • ремонтная зона;
  • склад песка;
  • помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
  • помещение по механической обработки камня;
  • дымовая труба крематория (если есть крематорий);
  • другие источники.

Возможные источники шума на территории кладбища:

  • работа специального автотранспорта на площадке;
  • работа двигателей автомобилей на автостоянке;
  • мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
  • работа в помещении по изготовлению надгробий;
  • осуществление ремонтных, строительных работ;
  • другие источники.

Сокращение границ СЗЗ для кладбища

В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.

Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.

Установление границы СЗЗ для кладбища в случае жалобы от населения

Рис. Пример №2. Нанесение расчетной СЗЗ кладбища и точек замеров на ситуационный план

Как уже говорилось, иногда администрациям кладбищ приходится устанавливать границу СЗЗ по требованию Роспотребнадзора после жалоб населения. В этом случае необходимо выполнить расчет влияния факторов негативного воздействия от работы кладбища в рамках проекта обоснования размеров СЗЗ и направить проект на экспертизу в экспертную организацию, а потом на согласование в Роспотребнадзор, и далее проводить натурные исследования.

На практике случалось и так, что Роспотребнадзор после изучения экспертного заключения выдавал отказ о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения в виду доказанного в проекте отсутствия негативного воздействия кладбища на соседствующих жителей домов. При этом объект освобождался от проведения натурных исследований – доказательств расчетов на практике. В некоторых ситуациях Роспотребнадзор отказывал в выдаче санэпидзаключения и предписывал провести мероприятия по благоустройству и озеленению территории.

М-1713/2015 М-1713/2015 от 17 августа 2015 г. по делу № 2-2013/2015

Именем Российской Федерации

17 августа 2015 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре Жарниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2013/2015 по заявлению Ботвиновской М.Н. о признании незаконным отказа администрации Уриковского муниципального образования в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,

Ботвиновская М.Н. обратилась в суд с заявлением, которым просит суд признать незаконным отказ Администрации Уриковского МО — сельского поселения от **/**/**** за № в выдаче Ботвиновской М.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: . кадастровый номер участка №; обязать Администрацию Уриковского МО — сельского поселения выдать Ботвиновской М.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: . кадастровый номер участка №.

В обоснование заявленных требований указала, что Ботвиновская М.Н. является собственником земельного участка площадью

**/**/**** заявитель обратилась в Администрацию Уриковского МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство. **/**/****. за № ей был выдан отказ в выдаче разрешения на строительство. В качестве причины было записано — в схеме планировочной организации указан проектируемый жилой дом, а в соответствии с градостроительным планом на вышеуказанном земельном участке отсутствуют места допустимого размещения объектов капитального строительства. Земельный участок находится на землях, отведенных под индивидуальное жилищное строительство, о чем свидетельствуют кадастровый паспорт и свидетельство о регистрации права собственности.

Ботвиновская М.Н. мать двух несовершеннолетних детей, ей необходимо построить дом для проживания.

В судебном заседании заявитель Ботвиновская М.Н. требования поддержала, суду пояснила, что земельный участок она приобретала с целью улучшения жилищных условий. Не может начать строительство дома из-за отсутствия разрешения на строительство. Считает отказ администрации незаконным в связи с тем, что земельный участок имеет разрешенное использование- организация жилищного строительства; на участках, которые расположены ближе к границе кладбища, построены жилые дома.

Представитель администрации Уриковского МО в судебное заседание не явился; ранее представитель администрации Уриковского МО Григорьева М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в соответствии с градостроительным планом на земельном участке, принадлежащем заявителю, отсутствуют места допустимого размещения объектов капитального строительства, так как участок находится в санитарно-защитной зоне Александровского кладбища. Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса: для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га, относящихся к объектам класса II — установлена санитарно-защитная зона 500 м.; для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к классу III -300 м; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к IV классу – 100 м.; для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V -санитарно-защитная зона 50 м.

Санитарно-защитная зона в установленном законом порядке не установлена, однако, в соответствии с Генеральным планом Уриковского МО и Правилами землепользования и застройки, определена санитарная защитная зона, куда вошел и спорный земельный участок.

Заинтересованное лицо администрация г. Иркутска в судебное заседание не явилось; извещены надлежащим образом; об отложении судебного заседания суд не просили; возражений по существу требований суду не представили.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Федосеев А.А. доводы администрации Уриковского муниципального образования поддержал, возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что строительство жилых домов в санитарно –защитной зоне Александровского кладбища, являющегося действующим, запрещено.

Заслушав заявителя Ботвиновскую М.Н., представителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Федосеева А.А., изучив и оценив в соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 67. Оценка доказательств’ target=’_blank’>67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земли населенных пунктов, разрешенное использование для организации жилищного строительства, общей площадью

Письмом администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** № заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке со ссылкой на то, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана. В схеме планировочной организации указан проектируемый жилой дом, а в соответствии с градостроительным планом, на вышеуказанном земельном участке отсутствуют места допустимого размещения объектов капитального строительства ( л.д 14).

Установлено, что отказывая Ботвиновской М.Н. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, администрация Уриковского Мо исходила из того, что участок оказался в санитарной защитной зоне Александровского кладбища.

Суд считает, что отказ администрации Уриковского муниципального образования в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно градостроительному плану, Правилам землепользования и застройки Уриковского муниципального образования, указанный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны Александровского кладбища.

В соответствии с ч. 2 ст. Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства > Статья 51. Разрешение на строительство’ target=’_blank’>51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу положений пункта 2 статьи 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.12882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии — от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предписано, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебнопрофилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса: для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га, относящихся к объектам класса II — установлена санитарно-защитная зона 500 м.; для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к классу III -300 м; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к IV классу – 100 м.; для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V -санитарно-защитная зона 50 м.

Санитарно-защитная зона или какая-либо её часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункт 5.6. СанПиН).

Согласно выписке из ЕГРП, собственником земельного участка, используемого под размещение кладбища, является муниципальное образование г.Иркутск ( л.д 69).

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от **/**/**** на администрацию г. Иркутска возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны Александровского кладбища в 12-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу- л.д 108-111.

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, санитарно-защитная зона кладбища не установлена- л.д 106.

Согласно ответу Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, Александровское кладбище является действующим; в соответствии с СанПином 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона для Александровского кладбища составляет 500 метров- л.д 105.

Из представленной суду схемы размещения спорного земельного участка видно, что участок, принадлежащий Ботвиновской М.Н. на праве собственности, расположен на расстоянии 440 м. от Александровского кладбища-л.д 67.

При таких обстоятельствах администрация Уриковского муниципального образования обоснованно отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Согласно ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку оспариваемый отказ администрации Уриковского МО соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

То обстоятельство, что санитарно-защитная зона кладбища в установленном законом порядке не определена, оснований полагать, что земельный участок заявителя расположен вне пределов данной зоны не имеется, не состоятельны, поскольку действующим санитарным законодательством предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны в обязательном порядке. Кроме того, Генеральный план Уриковского муниципального образования, предусматривает 500-метровую санитарно-защитную зону кладбища; Генеральный план в установленном законом порядке не оспорен и недействующим не признан.

в удовлетворении требований Ботвиновской М.Н. о признании незаконным отказа администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** за № в выдаче Ботвиновской М.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: . кадастровый номер участка №; обязать Администрацию Уриковского МО — сельского поселения выдать Ботвиновской М.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: . кадастровый номер участка № — отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

СЗЗ кладбища — это санитарно-защитная зона, которая служит для защиты жилых домов, источников водозабора и других уязвимых к вредным воздействиям объектов, расположенных вокруг территории объекта, в данном случае — организованного места захоронения. Ее ширина зависит от нескольких факторов, главные из которых — площадь и наличие печей для крематория. Разработка проекта по обоснованию и установлению санитарно-защитной зоны кладбища, исключения и ограничения нормативно закреплены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Вам нужен проект СЗЗ кладбища? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Заказать проект СЗЗ

Когда разрабатывается проект СЗЗ для кладбища

Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:

  • При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
  • Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
  • В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.

Для каких кладбищ обязателен проект СЗЗ

Нормативный документ выделяет пять категорий объектов по степени опасности и количеству производимых загрязнений.

Класс I

Наиболее опасными согласно СанПиН считаются крематории с двумя и более печами. Ориентировочный размер защитной зоны в этом случае должен составлять 1 км. Запрещается размещать кладбища площадью более 40 Га.

Класс II

Сюда относятся объекты, на которых есть крематорий с не более чем одной печью с одной камерой в ней. Также к этому классу опасности относят кладбища большой площади 20-40 Га. Ширина СЗЗ в этом случае — 500 метров.

Класс III

К нему относятся кладбища с площадью 10-20 Га. Такие характерны для небольших городов, крупных сел. Зона защиты 300 метров.

Класс IV

Это небольшие по площади до 10 Га места захоронений. Ширина СЗЗ — 100 метров.

Класс V

К этой категории могут относиться деревенские и сельские места захоронений. Также к этой группе относят мемориальные комплексы в городах. Выделяется санитарная зона шириной 50 метров.

С точки зрения обязательности подготовки проекта СЗЗ и нормативов, отметим следующее:

  • Классы IV и V не подпадают под требование обязательного выделения санитарной защитной территории. При условии проведения натурных измерений, доказывающих отсутствие опасных воздействий с их стороны.
  • Объекты I – III подпадают под обязательность создания проекта безусловно.
  • Указанная ширина СЗЗ — ориентировочная. Реальная устанавливается при измерениях на местности с применением метода поворотных точек.

Какие работы нужно провести для выделения СЗЗ

Нормативные документы устанавливают для кладбищ такие же правила для процесса установки границы защитной зоны, как и для других объектов:

  • Проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
  • Обоснование размеров зоны с созданием проекта.
  • Разработанный проект обоснования проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства.
  • Документы, включая экспертное заключение ФБУЗ передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Параллельно с последними 2-мя этапами на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости.
  • Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны.
    Для объектов 1,2 класса опасности передача документов на окончательное согласование главного санитарного врача. Результат — решение об установлении величины СЗЗ для объекта. В данном случае — кладбища.

Процедура обычно занимает около полугода до года. Связано это с долгим согласованием и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. В некоторых случаях удается несколько сократить сроки. Многое зависит от профессионализма специалистов и наличия опыта согласований.

Мы работаем по всей России! Проект санитарно-защитной зоны кладбища можно заказать в компании ЭкоПромЦентр. Для этого достаточно позвонить +7 (812) 425-61-45 из любой точки России.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2011 г.

Регистрационный N 21720

1. Утвердить СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»* (приложение).

2. С момента введения СанПиН 2.1.2-11 считать утратившим силу СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003, введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 35 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.04. 2003, регистрационный N 4475).

Г. Онищенко

Приложение

Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

1.3. Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения

2.1. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

2.2. Не разрешается размещать кладбища на территориях:

— первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников;

— первой зоны санитарной охраны курортов;

— с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

— со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных;

— на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.

2.3. Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

— санитарно-эпидемиологической обстановки;

— градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

— геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

— почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

— эрозионного потенциала и миграции загрязнений;

— транспортной доступности.

2.4. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

— иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

— не затопляться при паводках;

— иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

— иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 — 18%.

2.5. Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

— от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

— от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.

2.6. Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом умерших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами территорий кладбищ на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений, садоводческих товариществ, коттеджной застройки, учреждений социального обеспечения населения.

2.7. Устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

— наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

— систему дренажа;

— обваловку территории;

— характер и площадь зеленых насаждений;

— организацию подъездных путей и автостоянок;

— планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;

— разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

— канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

2.8. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

2.9. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

2.10. Расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.

III. Гигиенические требования при организации захоронений и правила эксплуатации кладбищ

3.1. Размещение мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, целесообразно производить на обособленных специализированных участках кладбища.

3.2. Захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Погребение может осуществляться в могилах, склепах в соответствии с вероисповеданием и национальными традициями.

3.3. Захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбариях и в могилах.

3.4. Повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.

3.5. Захоронение в склепах производится в гробах, саркофагах или урнах с прахом после кремации. Склеп оборудуется вентиляционной шахтой и полом с дренирующим слоем.

3.6. Ингумационное захоронение в братских, семейных (родовых) могилах допускается с учетом гидрогеологических, климатических условий, высоты стояния грунтовых вод мест захоронения.

3.7. Перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

После перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

3.8. Для возможности захоронения на территории Российской Федерации тел умерших, доставленных из других государств, необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие у умершего особо опасных инфекционных заболеваний и заболеваний неясной этиологии.

3.9. В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний трупы инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии (умерших в лечебных организациях или поступивших в патолого-анатомические отделения для вскрытия), а также патолого-анатомические, операционные отходы, инфицированные возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии, направляются на погребение в оцинкованных герметически запаянных гробах непосредственно из патолого-анатомического отделения.

3.10. При направлении на погребение трупа, умершего от особо опасных инфекционных заболеваний или от инфекции неясной этиологии, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, необходимо получить разрешение органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.11. Патолого-анатомические, операционные отходы (органы, ткани и другие) подлежат кремации или захоронению на специально отведенном участке кладбища в могилах.

3.12. Захоронение патолого-анатомических, операционных отходов производится в деревянных ящиках.

3.13. Изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

3.14. Могила в случае извлечения останков должна быть продезинфицирована дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в Российской Федерации, засыпана и спланирована. Останки из могил переносятся в герметичной таре.

3.15. При эксгумации и перезахоронении останков умерших персонал кладбища прививается против столбняка. Дезинфекция спецодежды и обуви (резиновые сапоги, резиновые рукавицы, средства защиты органов дыхания (респираторы) должна осуществляться централизованно.

3.16. Инструмент после произведения работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища. Средства для перевозки останков должны быть изготовлены из легкоочищаемых покрытий и подлежат дезинфекции после проведенных работ.

IV. Гигиенические требования при переносе кладбищ и рекультивации территорий

4.1. При переносе кладбищ и захоронений следует проводить рекультивацию территорий и участков. Использование грунтов с ликвидируемых мест захоронений для планировки жилой территории не допускается.

4.2. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается.

4.3. Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.

4.4. В случаях обнаружения ранее неизвестных мест массовых захоронений необходимо зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях провести перезахоронение останков погибших и рекультивацию территорий.

V. Санитарно-гигиенические требования к крематориям

5.1. В составе крематория предусматриваются следующие группы помещений:

— помещения приема умерших с тамбуром, вестибюлем, холодильной камерой и помещения для сохранения умерших до кремации;

— помещения для кремирования умерших, обработки и хранения с кремационным залом, помещением обработки кремированных останков, хранилищем урн с прахом, помещением газоочистки, ремонтной мастерской, помещениями инженерно-технической службы, санитарно-техническими помещениями, комнатой отдыха и психологической разгрузки.

5.2. Количество кремационных печей в крематориях определяется исходя из количества траурных обрядов, смертности населения. Пропускная способность крематория определяется в среднем из расчета один час на одну кремацию.

5.3. В состав обрядовой и обслуживающей частей крематория необходимо предусмотреть помещения:

— входную группу с вестибюлем, санузлами, подсобными и вспомогательными помещениями;

— обрядовую с траурным (ритуальным) залом, шлюзом, кабинетом патологоанатома, медицинским, подсобными и вспомогательными помещениями;

— выходную группу помещений с комнатой адаптации и холлом;

— транспортную группу помещений.

5.4. Помещения для людей, участвующих в похоронах, должны быть изолированы от помещений, предназначенных для работы обслуживающего персонала, и обеспечивать звукоизоляцию от них помещений санузлов и вентиляционных камер (вентиляционных установок).

5.5. При зданиях крематориев следует предусматривать хозяйственный двор со складскими помещениями для хранения крупногабаритных частей и другого оборудования.

5.6. Все помещения, входящие в состав крематориев, необходимо оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Применение систем рециркуляции воздуха не допускается.

VI. Гигиенические требования к водоснабжению, канализации, санитарной очистке территории кладбищ, зданиям и сооружениям похоронного назначения

6.1. Прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон и кладбищ не разрешается.

6.2. Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.

6.3. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.

6.4. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

6.5. Сброс неочищенных сточных вод от кладбищ и крематориев на открытые площадки, кюветы, канавы, траншеи не допускается.

6.6. На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *