СанПИН температура в детском саду

21.12.2018

В одних семьях дети ходят по полу исключительно в носках и тапочках, в других — босиком. В одних семьях спят при открытой форточке, а в других — не открывают и на микропроветривание, если дети дома. А как же в дело обстоит в детском саду? Есть ли какие-нибудь стандарты и нормы по температурному режиму? Давайте разбираться вместе.

Если дело касается норм и стандартов в организации детского пространства, значит стоит обратиться к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, если коротко — к СанПиН. Одна из правовых систем на наш запрос услужливо предложила нам текст Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Все, кто не боятся казенных формулировок и сложных смысловых конструкций нормативной документации, безусловно, могут и самостоятельно изучить весь этот документ. А документ, скажем прямо, прелюбопытный и всеобъемлющий. Здесь вы узнаете и об условиях размещения дошкольных образовательных учреждений, и о требованиях к оборудованию и содержанию прилегающих территорий. Вам станет ясно правильно ли в вашем детском саду организованы помещения и оборудование, естественное и искусственное освещение. Соответствуют ли нормативам отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация да и, чего уж там, личная гигиена персонала. Технологические карты, распределение дневной калорийности, хранение продуктов… Там ещё много интересного. При желании, можно изучить и блеснуть познаниями.

Ну, а мы не блеска ради, мы детского комфорта для полистали СанПиН в части описания температурных режимов а помещениях сада и вот что там обнаружили.

К системам отопления и вентиляции, которые работают в детских садах предъявляются такие же требования, как и к системам отопления и вентиляции в общественных зданиях. В детских садах не допускается использование переносных обогревательных приборов и обогревателей с инфракрасным излучением.

Для ограждения приборов отопления необходимо использовать только безопасные для людей материалы. Древесно-стружечные плиты для ограждений использовать нельзя.

Влажность воздуха в помещениях, где находятся дети, должна быть в пределах 40-60%.

В нашем климатическом районе естественное сквозное или угловое проветривание групповых помещений и спален должно производиться не менее 10 минут каждые 1,5 часа. А ну-ка, родители, вспоминайте: с какой частотой вы проветриваете квартиру? Конечно, в детских садах сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Также не допускается проветривание через туалетные комнаты.

Длительность проветривания зависит и от температуры воздуха на улице, и от силы и направления ветра, и от эффективности отопительной системы. Главное, чтобы проветривались помещения в отсутствии детей за 30 минут до их возвращения в группу. Стоит помнить, что при проветривании допускается кратковременное снижение температуры на 2-4 градуса по Цельсию.

В спальных помещениях свои правила проветривания. Сквозное проветривание в спальнях проводится до дневного сна. При проветривании во время сна форточки открываются только с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъёма. В холодное же время форточки закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну. В тёплое время дневной сон проходит при открытых форточках без сквозняка.

Ну, а теперь самое интересное. То, что мы с вами — родители — в состоянии проконтролировать — температурный режим.

В Приложении №3 к СанПиНу 2.4.1.3049-13 написано следующее:

  • в приёмных, игровых ясельных групповых ячейках температура должна быть не ниже 22-24°(С)
  • в приёмных, игровых младшей, средней, старшей групповой ячейках температура не должна быть ниже 21-23(С)
  • в спальнях всех групповых ячеек температура не должна быть ниже 19-20°(С)
  • в туалетных ясельных групп температура не должна быть ниже 22-24°(С)
  • в туалетных дошкольных групп температура не должна быть ниже 19-20°(С)
  • в помещениях медицинского назначения температура не должна быть ниже 22-24°(С)
  • в залах для музыкальных и гимнастических занятий температура не должна быть ниже 19-20°(С)
  • на прогулочных верандах температура не должна быть ниже 12°(С)
  • в зале с ванной бассейна температура не должна быть ниже 29°(С)
  • в раздевалке с душевой бассейна температура не должна быть ниже 25-26°(С)
  • в отапливаемых переходах температура не должна быть ниже 15°(С).

А контроль за температурным режимом устанавливается очень просто — бытовым термометром.

Раз уж мы с вами затронули тему температурного режима, давайте поговорим и о прогулках.

Тот же СанПиН в части XI подпункта 11.5 и 11.6 нам говорит, что гулять детям надобно ежедневно 3-4 часа в день. Продолжительность прогулки каждое дошкольное учреждение выбирает самостоятельно основываясь на климатические условия и здравый смысл. При температуре воздуха ниже -15°(С) и скорости ветра более 7 м/с СанПиН рекомендует продолжительность прогулки сократить.

Кроме этого, в нормах напрямую указана рекомендация проводить прогулки дважды в день: в первую половину дня, и — во вторую, то есть после дневного сна или перед уходом детей домой.

Ваш малыш скоро пойдёт в детский сад, а вы волнуетесь, как он адаптируется к новым условиям? Мы поделимся с вами знаниями, как легко пройти адаптацию. Проверено на наших детях.

Здоровье и работоспособность человека в значительной степени определяются условиями микроклимата и воздушной среды в производственных зданиях и помещениях.

Микроклимат – это состояние среды внутри производственного объекта, оказывающее влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека.

Показателями, характеризующими микроклимат производственных помещений, являются: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также тепловое излучение.

Параметры микроклимата делятся на:

— оптимальные — включают показатели внутреннего пространства объекта, при которых у человека будет нормальное тепловое состояние, минимальное напряжение.

— допустимые – параметры, при которых с длительным воздействием у человека появляется ухудшение самочувствия, ощущение дискомфорта.

Длительное воздействие на человека неблагоприятного микроклимата резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеванию.

Воздействие высокой температуры быстро утомляет, может привести к перегреву организма, тепловому удару или профессиональным заболеваниям.

Низкая температура воздуха вызывает местное или общее охлаждение организма, является причиной простудных заболеваний или обморожения.

Высокая относительная влажность воздуха при высокой температуре способствует перегреву организма; при низкой — усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведет к переохлаждению.

В свою очередь, низкая влажность воздуха вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей.

Справочно:

Основным документом, регламентирующим требования к микроклимату производственных помещений, является СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

Учитывая интенсивность труда, работу делят на: легкую; средней тяжести; тяжелую.

Легкими (категория Iа и Iб) являются виды работы, выполняемые в положении сидя или стоя, для которых не требуется регулярное выполнение физических упражнений.

Вторая категория (IIа и IIб) включает труд, при котором требуется небольшая ходьба.

Тяжелой (категория III) считается вид деятельности с интенсивными и постоянными физическими нагрузками.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.4.548-96 допустимые величины температуры воздуха в производственных помещениях в холодный период года в зависимости от категории выполняемых работ должны составлять:

Iа – 20-250С ; Iб – 19-240С;

IIа – 17-230С; IIб – 15-220С;

III – 13-210С.

Относительная влажность воздуха в помещениях должна быть в пределах 15-75%.

Показатели температуры в течение смены могут меняться. Лучше всего обеспечивают положительный микроклимат на производстве кондиционирование, различные устройства вентиляции и отопительные установки.

Кроме того, нормализует микроклимат на производстве и использование средств индивидуальной защиты (спецодежды).

Каждый работодатель должен обеспечить своим сотрудникам комфортные и безопасные условия труда.

Руководители предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести микроклимат на рабочих местах в соответствие с требованиями, предусмотренными санитарным законодательством.

Напоминаем, что в случае выявления несоответствия температурного режима на рабочих местах гигиеническим нормативам граждане вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай с соответствующим заявлением для принятия мер к работодателю.

Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях

Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений. В закрытых помещениях детских учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-образовательной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Чтобы создать в дошкольных организациях условия для подачи в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха, а также благоприятный для каждого вида деятельности микроклимат, разработаны СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций». Данные санитарные правила содержат ряд конструктивных положений, а также нормируемые параметры микроклимата в помещениях ДОУ.

В качестве нагревательных приборов не допускается использовать переносные обогревательные приборы, а также обогреватели с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%.

Температура воздуха должна находиться в следующих пределах:

— приемные, игровые ясельных групповых ячеек — 22°С;

— приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек — 21°С;

— спальни всех групповых ячеек – 19°С;

— туалетные ясельных групп – 22°С;

— туалетные дошкольных групп — 19°С;

— помещения медицинского назначения — 22°С;

— залы для музыкальных и гимнастических занятий — 19°С;

— прогулочные веранды — 12°С;

— зал с ванной бассейна — 29°С;

— раздевалка с душевой бассейна — 25°С;

— отапливаемые переходы — 15°С.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

Нужно отметить, что благоприятные условия микроклимата и подача в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха комплексно обеспечиваются при взаимодействии систем отопления и вентиляции. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год. Указанные работы целесообразно проводить на договорной основе силами специализированных организаций, имеющих соответствующую лицензию.

Для обеспечения достаточного притока чистого воздуха в помещения действующие санитарные правила устанавливают требования по проведению проветривания. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

Итак, контроль за обеспечением благоприятных параметров микроклимата подразумевает следующее:

  • соблюдение режима проветривания;
  • своевременная влажная уборка;
  • контроль параметров микроклимата;
  • своевременная ревизия, очистка вентиляционных систем;
  • визуальный контроль за наличием и видом ограждения отопительных приборов.

Указанные параметры контролируют непосредственно сотрудники дошкольной организации.

Нормы температуры в детских садах продиктованы специальным документом, который называется «Государственные санитарные правила и нормы” (сокращенно СанПиН). Этот документ определяет допустимые значения температуры воздуха и его влажности в саду. Какими же должны быть эти значения? Как можно достичь желаемой температуры? Что делать, если нормы СанПиН не соблюдаются? Статья поможет вам разобраться в вышеупомянутых вопросах и не только.

Какая температура должна быть в группе по санитарным правилам?

Оптимальным значением температуры в основных помещениях для всех возрастных групп детского сада в соответствии с СанПиН будет +21-24 °С . Эти показатели не должны быть ни больше, ни меньше рекомендуемого значения.

Нормативы температуры в спальне и других помещениях садика

В разных возрастных группах и помещениях температурные нормы могут отличаться:

  • Для ясельной группы температура воздуха в игровых комнатах не должна быть выше +22-24 °С.
  • В игровых комнатах младшей, средней и старшей группы нормой будет +21-23 °С. Если температура будет выше, то во время активных игр дети могут вспотеть.
  • По СанПиН температура воздуха в спальнях всех групп не должна превышать +19-20 °С, ведь дети спят под одеялом, и им может стать жарко.
  • В туалетных комнатах ясельной группы температура должна составлять +22-24°С, а остальных групп – +19-20 °С.
  • В музыкальных и гимнастических комнатах рекомендуемая норма температуры составляет +19-20°С.
  • Температура должна быть выше в помещениях, где ребята раздеваются до маечек и трусиков. Это могут быть медицинские кабинеты, душевые или бассейн, если он есть. Рекомендуемой нормой для таких помещений будет +25-26 °С, а для бассейна температура должна быть не менее +29 °С.

Влажность воздуха

Ее значение одинаково для всех возрастных групп и составляет 40-60 %.

Требования по воздухообмену

Основной способ реализации воздухообмена – проветривание, которое тоже осуществляется по определенным правилам: оно проводится каждый день в отсутствие детей – до их прихода, во время еды или занятий.

В холодное время года форточки в спальнях закрывают за полчаса до отхода ребят ко сну, а летом все время сна в спальной комнате форточку держат открытой, но нужно не допускать сквозняков.

Способы достижения нужных значений

Чаще всего для измерения температуры воздуха используют термометр, а для измерения влажности – гигрометр.

  • Если влажность воздуха понижена, можно использовать увлажнители (они бывают паровыми и ультразвуковыми).
  • Если же влажность воздуха повышена, нужно пересмотреть режим проветривания и, по возможности, его изменить.

Традиционные приборы для регулирования температуры – обогреватели. Очень удобно использовать модели с терморегуляторами – они позволяют достичь любой нужной температуры. Если температура выше нормы, нужно чаще проводить проветривание.

Чем грозит несоблюдение норм?

К сожалению, жалобы родителей о том, что в садике слишком жарко и душно, можно услышать довольно часто. Несоблюдение воспитателями СанПиН не следует оставлять без внимания, так как это может привести к проблемам со здоровьем детей. Разберем, как несоблюдение санитарных норм может влиять на здоровье ребенка, почему воспитатели не соблюдают СанПиН и чем это может им грозить.

Высокие температуры в помещении делают воздух сухим. Сухой воздух может привести к пересыханию слизистых оболочек и ухудшению местного иммунитета, ведь сухая слизистая не может задержать бактерии и вирусы и они быстро попадают в организм. Зачастую сухой воздух является причиной таких заболеваний, как:

  • тонзиллит;
  • рост аденоидов;
  • появление аллергии или даже астмы (при пересыхании слизистой оболочки повышается чувствительность к аллергенам).

Бывает наоборот: чрезмерное проветривание или недостаток обогревателей приводит к простудным заболеваниям детей.

Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок чаще стал болеть простудными заболеваниями после того, как начал ходить в сад. Причиной ОРВИ становится сухой воздух и повышенные температуры воздуха. Почему это происходит? В прохладном воздухе болезнетворные бактерии быстро погибают, а теплый сухой воздух способствует их развитию.

Почему воспитатели не соблюдают санитарные правила?

Причины могут быть разными:

  1. Воспитатели сами не знают, что лучше для детей. Они считают, что тепло – главный залог здоровья, и поэтому для них проветривание и открытые форточки – главные враги для детей.
  2. Причиной могут быть родители, которые не знают, что полезно для здоровья их чада. Скандал по поводу того, что ребенок простудился после того, как воспитатель открывал в комнате форточку, надолго отобьет у этого воспитателя охоту проветривать помещение.
  3. Иногда в детском садике просто не хватает необходимого оборудования – обогревателей или увлажнителей воздуха. В этом случае родители должны сами купить все необходимое.
  4. Как бы это ни было неприятно, но некоторые воспитатели специально нарушают правила: устраивают сквозняки и расхолаживают комнаты. Им легче работать, если детей в группе становится меньше, и при этом заработная плата воспитателей не уменьшается, даже если количество ребят, посещающих садик, уменьшится на половину.

    Но самое неприятное в этой ситуации то, что доказать, что ребенок простудился именно по вине воспитателя, бывает очень сложно, и некоторые родители даже не пытаются это сделать.

О других нормах и правилах в детском саду вы можете узнать отдельно. Читайте о заполнении журнала утреннего фильтра, организации питания, рекомендуемом количестве детей в группе и допустимой температуре воздуха на прогулке.

Чем может грозить работникам садика это нарушение?

Обычно нарушения сразу обнаруживаются, когда в садике проводят проверку. Нарушители должны выплатить штраф, установленный Роспотребнадзором:

  • Штраф в размере от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами.
  • Если в ходе разбирательства будет установлено, что сотрудники детского сада относятся к работе халатно, размер штрафа составит 100-200 месячных окладов.
  • Если из-за несоблюдения сотрудниками детсада детям был причинен большой вред, нарушителей могут лишить свободы на срок от 2 до 5 лет.

Что должны делать родители при выявлении нарушения?

За соблюдением СанПиН следит Роспотребнадзор. Если вы заметили, что кто-либо из сотрудников детского сада нарушает санитарные нормы, обратитесь в Роспотребнадзор. Вы можете либо позвонить туда, либо подать письменную жалобу. Можно написать в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы, которые касаются соблюдения СанПиН в детском садике, решают и департаменты образования. Вы можете также обратиться туда с письменной жалобой, электронным письмом или позвонить.

Если чиновники не могут или не хотят решать эту проблему, обратитесь в прокуратуру. Оказать вам помощь может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашей области.

От правильного температурного режима в садике во многом зависит здоровье детей. Поэтому нужно тщательно следить, чтобы в детском саду соблюдались санитарные нормы.

Каждый родитель, не зависимо от уровня благосостояния и занятости, может обеспечить для своего ребенка здоровую среду. Ведь благоприятно на развитие маленького человека влияют не только качество еды, одежды, игрушек, не так ли?

В первую очередь – это оптимальная температура и влажность воздуха в помещениях для детей, ведь это отличный способ избежать болезней и покупки лекарств.

В этом материале мы расскажем, каким должен быть температурно-влажностный режим в помещениях для детей, а также дадим советы по его нормализации.

Санитарные нормы и требования к помещениям

После многочисленных исследований, проверок и подтверждения результатов испытаний, которые проводила группа узкопрофильных специалистов (врачи, педагоги, эпидемиологи, ученые) были выведены оптимальные показатели температуры и влажности.

А государство закрепило обязательность их соблюдения в садах и школах на законодательном уровне – СанПиН.

Соблюдая баланс пищи, физической физической и умственной нагрузки, а также поддержание оптимального микроклимата в помещении можно достичь просто невероятных результатов. Ребенок становиться активным, хорошо растет, развивается

Кроме того, поддержание рекомендованного режима в помещении способствует укреплению иммунитета, дети гораздо реже болеют. А в случае заболевания, иммунная система без проблем справляется с вирусами – менее сложно протекают заболевания.

Температура и влажность в детском саду

В первые годы своей жизни детям важно, чтобы в помещениях детского сада соблюдались нормативы СанПиНа по влажности и температуре. Особенно это актуально при смене сезонов, когда активно начинают использоваться системы отопления и кондиционирования.

Так как на протяжении дня дети занимаются самыми разными видами деятельности, для каждого помещения предусмотрен свой температурный режим.

Ребенок проводит в детском саду от 8 до 10 часов в сутки на протяжении 5-6 дней в неделю. Он там ест, спит, играет, учиться. Поэтому так важно, чтобы микроклимат в помещениях сада соответствовал возрастным особенностям организма дошкольников

В соответствии с СанПиНом температура воздуха в саду должна быть:

  • 22-24 °С – ясельные группы;
  • 21-23 °С – младшая и старшие группы;
  • 19-20 °С – спальни;
  • 22-24 °С – туалет в яслях;
  • 19-20 °С – туалеты старших групп;
  • 22-24 °С – мед.кабинет;
  • 19-20 °С – залы для активных занятий;
  • больше 12 °С – прогулочная веранда;
  • от 29 °С – бассейн;
  • 25-26 °С – раздевалка и душевые;
  • от 15 °С – отапливаемые межкорпусные переходы.

Такая разница температур объясняется тем, что для каждого вида деятельности детей в учреждении оборудована специально предназначенная для этого комната/зал. Спит ребенок в спальной комнате и под одеялом – ему не должно быть холодно/жарко.

Занятия по физической культуре проходят в спортивном зале, где температура чуть ниже, чем в игровой комнате, так как занятия активные и дети не должны в процессе вспотеть. В игровой температура чуть выше чем в спортзале, т.к. там проходят и спокойные занятия, игры.

Для всех помещений яслей нормативами предусмотрена температура выше, чем для детей более старшего возраста.

Для обеспечения необходимого уровня в садах в обязательном порядке должны проводится регулярные сквозные и угловые проветривания по 10 минут и не реже чем 1 раз в каждые 1,5 часа

Эти рекомендации регулируются работниками сада в зависимости от погодных условий. Дети не должны находится в комнате, которая проветривается.

Влажность в детском саду должна быть в диапазоне 40-60%. Это значение регулируется за счет проветриваний:

  • считается нормой кратковременное понижение температуры в помещении на 2-4 °С;
  • нельзя проветривать через туалет;
  • спальни проветриваются до дневного сна;
  • зимой форточки плотно закрываются за полчаса до пробуждения детей.

Несоблюдение этих норм может пагубно отразиться на самочувствии и активности детей. Как правило, частые простудные заболевания в группе могут быть вызваны халатным отношением к предписаниям СанПиНа работников дошкольного учреждения.

Приток свежего воздуха в группах детского сада способствует насыщению клеток и коры головного мозга кислородом и как следствие улучшается общее состояние детского организма. Детки бодры, активно играют, внимательны на занятиях

Нарушение температурного режима и не поддержание необходимой влажности провоцирует у дошкольников появление таких заболеваний:

  • ОРВИ;
  • рост аденоидов;
  • устойчивые аллергии и астму;
  • дерматиты.

Если в группе дети часто болеют или есть обоснованные подозрения в несоблюдении нормативов, родители могут инициировать проверку сада, а также обратиться в районный отдел образования или даже в прокуратуру.

Температура и влажность в школе

Требования СанПиНа 2.4.2.2821-10 не менее строги в отношении организации школьным учреждением оптимального микроклимата для учащихся.

И, хотя они не ориентированы на ранжирование показателей температуры и влажности по возрастам/классам, они учитывают следующие факторы:

  1. Пределы верхнего и нижнего порога температур для учебных кабинетов, аудиторий – 18-24 °С.
  2. Температурный режим в залах предназначенных для проведений занятий, связанных с активной физической деятельностью – 17-20 °С.
  3. Минимальный показатель температуры в бассейне и душевых – от 25 °С.

В школьном учреждении особенно важно придерживаться нормативов показателей СНИПа по балансу тепла и влажности. Ведь в рамках одного здания каждый день собирается большое количество детей, которые активно потребляют кислород, поэтому здесь никак не обойтись без регулярных проветриваний.

Часть времени дети проводят в одном положении, что замедляет ток крови и обмен веществ. Чтобы они не замерзли, важно чтобы в школе было не холодно. А так как дети просто не приспособлены двигаться медленно, в помещениях не должно быть жарко

Поддержание на протяжении всего дня занятий оптимальной температуры создаёт благоприятные условия для учебной деятельности детей. Им не жарко на занятиях физкультурой и не холодно на протяжении 45 минут урока в сидячем положении. Такие температуры можно смело назвать комфортными для ребенка.

Нормативно, оптимальная влажность воздуха в школе такая же, как и в детском саду.

Для ее поддержания в нужных параметрах проводятся регулярные проветривания:

  • все кабинеты – до и после учебных занятий;
  • учебные аудитории – во время перемен;
  • школьные коридоры – пока школьники на уроках.

Длительность каждого проветривания регулируется в зависимости от сезона и температуры воздуха на улице. Кратковременное снижение температуры не должно превышать 2-4 °С.

Порой в классах окна на время урока закрываются и большое количество детей – 12-30 школьников оказываются в замкнутом воздушном пространстве. Это чревато для них потерей трудоспособности, снижению умственной активности.

Несмотря на то, что учебная нагрузка для детей рассчитана с учетом возрастных особенностей их организма и психики, справиться с занятиями им не легко. Особенно тяжело сосредоточиться на уроке и воспринимать информацию с приходом отопительного сезона, когда велика контрастность температур в помещении и на улице. Слишком жарко и душно в классе – дети становятся вялыми, апатичными, а при низкой температуре им просто холодно и не до учебы

Поэтому даже краткосрочные проветривания на переменах важны, ведь воздух в классе обогащается кислородом. Особенно в старых зданиях школ с проблемной вентиляцией.

Надзорные функции за поддержанием температурно-влажностного режима в школах осуществляют местные органы Роспотребнадзора. Сотрудники этой организации проводят плановые и внеочередные проверки (при подозрении нарушений, жалобах) детских учреждений.

Например, при несоблюдении температурного режима в школе ребенок может упасть в обморок и сильно пораниться или приобрести на всю жизнь такое заболевание как астма. Поэтому, даже подозрения, что сотрудниками детского учреждения нарушается режим, может быть достаточным основанием для внеплановой проверки.

При выявлении нарушений могут быть вынесены следующие решения, обязательные для исполнения:

  1. Предписание ликвидировать технические нарушения, которые негативно влияют на температуру и влажность в помещениях. Это могут быть поломки труб систем водоснабжения, отопления и пр.
  2. За халатность работников могут наказать на сумму эквивалентную 100-300 минимальным зарплатам.
  3. По акту проверки и выявления нарушений причинивший средний или тяжелый вред здоровью ребенка может быть возбуждено уголовное дело, что чревато лишением свободы до 5 лет.

Родители в частном порядке или сообща могут написать соответствующее письмо в Роспотребнадзор или оставить заявление/жалобу/претензию на официальном сайте организации. Также можно обратиться в надведомственные инстанции на сайте Госуслуг – Министерство образования, областной аппарат Уполномоченного по правам ребенка ила в прокуратуру.

Роспотребнадзор бдительно отслеживает соблюдение своих предписаний, ведь их нарушение может не просто негативно сказаться на здоровье детей и сотрудников учреждений, а причинить весомый вред здоровью

Не стоит бояться потревожить чей-то покой или каких-то преследований по отношению к ребенку от администрации детского сада или школы. С этими проблемами куда легче справиться, чем с приобретенной астмой или хроническими лор-заболеваниями.

Температурно-влажностный режим дома

Одной из причин частой заболеваемости у детей всех возрастов является не соблюдение температурного режима и критичные показатели влажности в квартире. Чаще это вызвано незнанием родителей того, каких норм нужно придерживаться и как их проверять.

От сухого воздуха слизистая ребенка начинает высыхать, ему становиться трудно дышать. К тому же стараясь еще и одеть любимое чадо потеплее родители сами того не ведая подвергают его дополнительному риску – его может продуть даже при самом слабом сквозняке

Иногда родители просто боятся навредить своему чаду, оставляя все как есть и искренне недоумевая почему ребенок апатичен, плохо кушает или постоянно болеет.

Для обеспечения комфортной температуры и оптимальной влажности воздуха в квартире для ребенка, можно ориентироваться на прописанные СНИПами нормативы.

Если в доме засыхают цветы, особенно в отопительный сезон, это говорит о низком уровне влажности в квартире. Следует срочно принять меры и поднять его как минимум до 50%, при этом норма для ребенка составляет 40-60%.

В общих комнатах комфортной для человека ощущается температура 21-24 °С, в комнате для сна можно поддерживать более низкий показатель – 19-21 °С. Тогда и сон будет крепче и дышаться ребенку будет легче.

Высокая влажность в ванных комнатах вместе с плохо работающей вентиляции может стать причиной появления грибка, плесени, чьи споры потом будет вдыхать вся семья

Температура и влажность в помещении должны быть сбалансированными. Так как если оба показатели высоки, то в квартире микроклимат будет напоминать тропический, что также не полезно ни взрослым, ни детям.

Ведь такая среда способствует размножению и распространению болезнетворных микробов и микроорганизмов. Идеальное соотношение достигается при температуре 22-24 °С и влажности – 50-60%.

Помещение для новорожденных

Так как ребенок при рождении попадает в новую для него среду, задача родителей помочь ему адаптироваться, создать для него оптимально комфортные и здоровые условия.

С одной стороны, новорожденный человек очень слабое существо, которое нужно оберегать, а с другой необыкновенно крепкое. Не нужно забывать, у него ускорен обмен веществ, все системы организма работают в усиленном режиме.

22 °С – оптимальная температура для детской комнаты ребенка до 6 месяцев. С полугода ее можно снизить до 19-21 °С. Такая температура благоприятна для развития малыша.

Не стоит бояться, что грудничку может быть холодно. Ему комфортно. При попытке его укутать ребёнок будет пытаться разворачиваться, а если у него это не получиться, то усиленно потеть. Это может быть чревато обезвоживанием организма малыша, увеличивает риск поймать даже от небольшого сквозняка простудное заболевание.

Ребенка ни в коем случае нельзя кутать, ему сразу станет жарко, он начнет потеть, капризничать, отказываться от еды. И даже если кажется, что он не двигается и может замёрзнуть это не так – 22 °С для него вполне комфортная температура

Педиатры так же рекомендуют регулярно проветривать квартиру с новорожденным. Конечно, не в любое время и не для любого климата это будет верным, решением.

Но если придерживаться нормативов и следить за показателями влажности воздуха в квартире с новорожденным, можно создать такой микроклимат, в котором и взрослые, и дети будут чувствовать себя максимально комфортно.

Приборы для измерения температуры и влажности

Для измерения температуры в любой комнате квартиры можно использовать обычный термометр. Он может быть механическим или электронным.

Такие устройства, в ярком красочном дизайне можно приобрести в аптеках, в специализированных магазинах, детских отделах. Устанавливается термометр на нейтральном расстоянии от отопительных приборов, батарей. На него не должны падать прямые солнечные лучи – это может сказаться на точности показаний.

Комнатный термометр стоит не дорого и его можно купить даже в супермаркете или в аптеке. Его использование абсолютно безопасно. Красная или синяя жидкость в его колбе – это обыкновенный спирт, подкрашенный для контрастности. Даже если такой термометр слетит со стены и треснет, спирт просто испарится

Для измерения влажности используют гигрометр. Это небольшой компактный прибор, который тонко реагирует на изменения влажности в помещении. Купить гигрометр можно в специализированном магазине измерительной техники.

Если такового рядом не наблюдается, можно найти в любом магазине электронные часы, которые показывают не только время, но и температуру, влажность.

Безусловно, подобные функции в часах имеют некую погрешность, но она не достигает критических размеров. В любом случае, с их помощью можно отследить значительное отклонение от необходимых параметров и своевременно предпринять меры для их исправления. Главное в контроле, это вовремя заметить наличие проблем.

Производители измерительных приборов чутко реагирует на любые изменения моды и трендов. Поэтому с уверенностью в 90% можно утверждать, что для любого интерьера детской комнаты найдется измеритель температуры и влажности, подходящий по стилю

Несоблюдение баланса температуры и влажности в помещении для детей может сказаться на их здоровье. Так, снижение активности ребенка, проблемы с концентрацией внимания, бессонница, вялость, апатия могут стать первыми симптомами неправильного микроклимата в помещении.

Слишком сухой воздух в помещении приводит к снижению иммунитета, шелушению кожи, появлению аллергии и астмы.

Проблемы с влажностью провоцируют развитие ЛОР-заболеваний. Особенно часто от этого страдают совсем маленькие дети. Самым ярким примером можно назвать аденоиды. Тут вообще получается замкнутый круг. Ребенок из-за ослабленного иммунитета часто заболевает различными ОРВИ, а миндалины растут, еще больше ослабляя иммунную систему

Низкая влажность провоцирует высыхание слизистой, кожных покровов и делает ребенка более уязвимым для инфекционных заболеваний.

Способы нормализации температуры и влажности

Исправить дисбаланс температуры и влажности легче всего с помощью бытовых приборов. Детские врачи рекомендуют использовать кондиционеры для регулирования температуры воздуха в квартирах. Только работать они должны не на постоянной основе, а в режиме разовых включений.

Кроме того, следует устанавливать кондиционеры в смежных или соседних комнатах с детской. Это обеспечит нормальную циркуляцию воздуха и минимизирует риски продуть разгоряченного ребенка.

А для регулирования уровня влажности можно использовать увлажнители/осушители воздуха.

С 2014 года на западе проводятся исследования, которые говорят о вреде этих приборов для здоровья человека. Но строгое соблюдение рекомендаций производителя относительно использования и обслуживания климатической техники минимизирует риск возможного вреда.

Первый совет родителям грудничков, который можно услышать от более опытных мамочек, особенно зимой – это устанавливать сушилки на батареях или около них. Это естественно повышает влажность в квартире, но не критично. Т.е. дышать становиться легче, а ощущения сырости не возникает

Есть и другие способы, с помощью которых можно достаточно легко нормализовать тепло и влажность в квартире:

  • мокрое полотенце на радиаторе отопления повысит влажность;
  • открытый аквариум с рыбками в детской;
  • частая влажная уборка;
  • частое проветривание.

Соблюдение этих рекомендаций поможет поддерживать оптимальный микроклимат в помещении.

Выводы и полезное видео по теме

Увлажнитель из подручных средств из пластиковой бутылки от молока:

5 способов повысить влажность в детской без увлажнителя:

Как видите, не так сложно следить и регулировать уровень температуры, влажности помещении. Прохладный воздух вырабатывает у ребенка способность сопротивляться простудным заболеваниям. А вот слишком высокая температура в помещении и низкая влажность наоборот способствуют частым простудам и появлению хронических заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *