Штраф за несоставление европротокола при ДТП

С недавнего времени верховнокомандующие нашей страны всерьез озаботились чрезмерной загруженностью дорог и излишним количеством вызовов ГИБДД на незначительные аварии. По их мнению водители, попавшие в «легкое» ДТП способны сами составить европейский протокол и освободить дорогу, чтобы не создавать помех для других ТС. Для борьбы с захватчиками дорог был введен штраф за несоставление европротокола. Но нужно понимать, что его применение не всегда обосновано.

Статья 12.27 КоАП устанавливает размер наказания за отказ от оформления европротокола в размере 1000 рублей

Эта статья регулирует ответственность водителей за несоблюдение ими правил дорожного движения в связи с ДТП. Штраф за европротокол, а точнее за его неоформление, накладывается как в отношении виновного, так и в отношении потерпевшего: каждому придется оплатить по 1 тыс. руб.

Согласно законопроекту, если в ДТП пострадали только автомобили, водители обязаны убрать их с дороги, если создаются преграды для движения других участников. При этом, надо сфотографировать транспортные средства по всем правилам, и переместиться на обочину для заполнения европротокола, иначе штраф. Тут начинается неразбериха.

Согласно закону об ОСАГО автовладельцы могут составить европротокол при соблюдении ряда условий:

  • Нет жертв;
  • В ДТП участвуют 2 ТС;
  • Сумма ущерба менее 50000 р. (с 1.07.18 не больше 100000);
  • Обоюдное согласие автовладельцев;
  • Наличие страхового полиса ОСАГО у обоих.

Получается, если не соблюдено одно из вышеозначенных требований, вы не имеете права составлять европротокол. Штраф за несоставление извещения о ДТП и создание помех остальным участникам движения, в таком случае, довольно скользкая штука. Однако есть ряд нюансов, которые прояснятся после вызова сотрудника ГИБДД.

Как не платить штраф

Как вы понимаете, штраф может выписать только инспектор ДПС, прибывший на место ДТП для составления протокола. Если автолюбители прибегнули к самостоятельному заполнению европротокола, инкриминировать административное нарушение будет просто некому.
Если же вы позвонили по номеру 112 и вызвали наряд ГИБДД, то штраф не смогут применить если:

  • Участники аварии не пришли к обоюдному согласию и не признают себя виновным в ДТП;
  • Вы считаете, что сумма ущерба превышает максимальный лимит по европротоколу;
  • Водители не успели сфотографировать место ДТП;
  • Нет полиса ОСАГО.
  • Пострадали больше 2 транспортных средств.

При звонке в Госавтоинспекцию виновник и потерпевший получат ряд указаний от работника правоохранительных органов. Как правило, им посоветуют сделать фотографии места происшествия, собрать телефоны и адреса свидетелей. Временных ограничений по выполнению этих действий не предусмотрено, а это значит, что штрафа удастся избежать, сославшись на неисполнение вышеуказанных рекомендаций.

Если полицейский пригласит автолюбителей на ближайший пост ДПС для оформления дорожно-транспортного происшествия или скажет убрать транспортные средства на обочину и дожидаться их прибытия, все же придется ему подчиниться. В ином случае будет наложен пресловутый штраф — 1000 рублей.

Отдельно отметим: отсутствие бланка извещения о ДТП, камеры для фиксации обстоятельств происшествия или банальное нежелание заполнять извещение самостоятельно будет караться штрафом. Это обусловлено тем, что бланк европейского протокола нужно перевозить с собой всегда. При его отсутствии в машине должны быть приняты все меры для устранения этого недостатка. А наличие фотографий является необязательным условием для европротокола.

Напомню, что в определенных случаях водители транспортных средств вправе оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции. При этом предусмотрена обязанность водителей – участников ДТП направить в течение 5 рабочих дней бланк извещения о ДТП своим страховщикам (ч.2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Тем не менее на практике многие водители – виновники подобных ДТП – забывают про свою обязанность сообщить страховщикам об аварии. Такая забывчивость многим водителям стоила дорого – страховщики, пользуясь возможностью пункта «Ж» части 1 статьи 14 Федерального закона «Об ОСАГО», обращались в суд и взыскивали в порядке регресса с виновников ДТП сумму ущерба, которую получила потерпевшая в ДТП сторона. То есть страховку оплатил, а толку от нее никакого – возмещаешь ущерб из своего кармана.

Новое в законе

Однако с 1 мая 2019 года отменен набивший многим оскомину пункт «Ж» части 1 статьи 14 Федерального закона «Об ОСАГО».

То есть на законодательном уровне была признана нецелесообразность данной нормы, которая давала старт массовому взысканию сумм ущерба страховыми компаниями с виновников ДТП за ненаправление бланка извещения при составлении европротокола, по сути перелагая материальную ответственность на виновника аварии.

При этом в силу социальной значимости положение об отмене пункта «ж» вступило в силу с 1 мая 2019 года, то есть с момента его официального опубликования, в то время как сам Закон о внесении изменений вступает в силу через 180 дней.

Кому интересно, об этом говорится в частях 1,2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Получается, что если полис ОСАГО действует с 1 мая 2019 года или позже, то страховая компания не сможет больше предъявить регрессный иск виновнику ДТП за неполучение от последнего бланка извещения.

Решение разумное, на мой взгляд, ведь если даже потерпевший и пошел к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП, и получил возмещение, страховщик потерпевшего не более чем в течение семи рабочих дней с даты регистрации требования о возмещении вреда обязан направить страховщику причинителя вреда предварительное уведомление. Это означает, что страховщик виновника ДТП ставится в известность страховой компанией потерпевшего о страховом случае и имеет возможность принимать участие в определении размера ущерба.

Эта обязанность по уведомлению закреплена п.3 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками».

Мнение страховщиков

Страховщики конечно же, категорически против отмены пункта «Ж».

По данным сайта Агентства страховых новостей, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев категорически не согласен с инициативой. Право регресса в подобных случаях – это сложившаяся международная практика, страховщики начнут испытывать серьезные затруднения при принятии решения, указывает Евгений Уфимцев. А в «Альфастраховании» считают, что «отсутствие санкций за непредставление документа (который сейчас является фактически единственным документом, позволяющим принять решение по убытку) повлечет за собой недостаток достоверной информации о ДТП, и страховщики будут лишены возможности узнать, страховой ли это случай. «В итоге реализация данной инициативы может вызвать резкий рост убыточности по ОСАГО, что в конечном итоге может стать причиной удорожания полисов».

Что же делать тем, у кого ДТП произошло до вступления в силу этой волшебной нормы?

К сожалению, в данном случае закон, исключивший возможность регресса за неуведомление, обратной силы не имеет. Это следует из ч.2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ: если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Поэтому если ДТП произошло до 1 мая 2019 года и виновник не уведомил свою страховую компанию о дорожно-транспортном происшествии, либо сделал это спустя рукава, то может прилететь регрессный иск от страховщика.

Однако бороться против выплаты по регрессу имеет смысл даже в этом случае. Пример тому одно из последних решений из моей судебной практики, весьма неожиданное. Так, судья посчитал, что обязанность доказать, что уведомления не было либо оно было позже 5 дней, лежит на страховщике. В решении, в частности, указано следующее:

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что на следующий день после ДТП, т.е. 15.03.2017 г., Т.Д.О. представил в ООО «Согласие» свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии, произошедшим 14.03.2017 г. между ним (автомобиль Форд Фиеста) и Ф.С.А. (автомобиль Тойота Аурис), о чем была сделана отметка на самом извещении. Бланк извещения с отметкой представить не может, т.к. он был утерян при переезде. Данное обстоятельство подтвердил также и сам ответчик.
Бланк извещения о ДТП составлен таким образом, что после его заполнения у каждой из сторон (потерпевшего и виновника ДТП) остается только его экземпляр извещения, вторую страницу которого каждый из участников ДТП заполняет собственноручно, подписывает, и впоследствии обязан представить в свою страховую компанию.
Истцом же к исковому заявлению приложена копия извещения о ДТП от 14.03.2017 г., которое содержит экземпляр второй страницы извещения виновника ДТП (Т.Д.О.), из чего следует, что истцу экземпляр извещения о ДТП ответчиком был представлен, и служит подтверждением доводов ответчика о предоставлении бланка извещения в установленный законом срок.
Доказательств, подтверждающих представление ответчиком извещения о дорожно-транспортном происшествии с нарушением установленного законом 5-ти дневного срока суду, не представлено. Соответственно, отсутствуют основания для взыскания в пользу ООО «Согласия» в порядке регресса с Т.Д.О. выплаченного по страховому случаю возмещения в размере 50 000 рублей.

Благодарю за внимание!

До 1 мая 2019 года у страховой компании существовало право выставить виновнику ДТП регрессное требование на сумму произведённой выплаты потерпевшему в том случае, если авария оформлена с помощью европротокола, а виновный водитель не направил бланк своего извещения в свою страховую. Но теперь данное право из закона убрано. Что это значит и какие обязанности есть сегодня у участников происшествия при оформлении без ГИБДД?

Обязанности водителей по ОСАГО регулирует соответствующий одноимённый Федеральный закон ФЗ-40. Именно он в 2 своих пунктах ранее имел следующие положения:

  • пункт 2 статьи 11 обязывал обоих участников ДТП в случае европротокола направить бланки извещения в свои страховые в течение 5 дней,
  • пп. «ж» пункта 1 статьи 14 предписывал, что в случае неисполнения указанной выше обязанности виновником страховщик имел право выставить ему регресс на сумму возмещения потерпевшему лицу.

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

….
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

С 1 мая 2019 года издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, который внёс изменения в вышеуказанный правовой акт. Если быть точнее, изменений 2:

  1. подпункт «ж» признан утратившим силу,
  2. регрессное требование теперь не может быть предъявлено пешеходу в случаях, если причинён вред его здоровью, а также его родственникам, если пешеход погиб (статья 5 ФЗ №88).

Таким образом, по состоянию на 22 Сентября 2020 года обязанность обоих участников ДТП направить свою копию извещения европротокола каждый в свою страховую осталась. Однако, последствий за неисполнение такой обязанности не будет: ни регресса, ни штрафа, ни другой ответственности.

Итак, как мы уже указали выше, у виновника осталась обязанность по оповещению своей страховой о страховом случае. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней. Но такая же обязанность есть и у потерпевшего. Ему, в отличие от виновника, в этот срок необходимо направить свой бланк извещения вместе с заявлением о страховом возмещении по ОСАГО.

Ещё одна важная обязанность у виновника при европротоколе: не ремонтировать своё авто в течение 15 дней после ДТП. А также предоставить его страховой компании виновного водителя или потерпевшего по первому требованию в течение 5 дней после получения такого требования.

И за неисполнение требования предоставить авто, либо если вы предоставите в первые 15 дней после аварии восстановленный автомобиль, вас ждёт регресс (пп. «з» п.1 статьи 14 ФЗ-40).

После внесённых изменений в закон Об ОСАГО условий для выставления регрессного требования стало на один меньше. Но их всё ещё достаточно много, поэтому нужно быть внимательным к обстоятельствам и деталям ДТП.

В 2020 году регресс положен за следующие нарушения виновником:

  • если ехал в состоянии опьянения (и оно установлено),
  • скрылся с места ДТП,
  • если вред здоровью или жизни причинён умышленно (к материальному ущербу не относится),
  • не имеет права управления,
  • не вписан в полис ОСАГО,
  • ДТП произошло в период использования, не включённый в страховку,
  • отремонтировал машину до 15 дней после ДТП или не представил для осмотра,
  • страхователь обманул страховую при заключении электронного полиса ОСАГО по части сведений об автомобиле или застрахованных лицах, что привело к уменьшению стоимости полиса (при этом, даже если виновник не является страхователем, то регресс положен виновнику).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *