Служебные проверки госслужащих

До применения к госслужащему дисциплинарного взыскания необходимо провести служебную проверку. Если порядок ее проведения или оформление результатов будут нарушены, служащий сможет их оспорить. Расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.
Не каждый может быть инициатором проверки
Служебная проверка проводится только по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Форма заявления законом не установлена, поэтому она может быть разработана в самом госоргане.
Как отметил Московский городской суд, принятие решения о проведении служебной проверки — это исключительная компетенция нанимателя. Третье лицо не может в судебном порядке понудить госорган провести проверку.
Так, Люберецкий городской суд Московской области восемь раз признал незаконным бездействие госслужащего. Третье лицо, чьи права были нарушены, обратилось с заявлением в госорган о проведении служебной проверки. На это сообщалось, что проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Московский городской суд с таким ответом согласился. В другом деле этот же суд отметил, что применение к госслужащему мер ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
Требовать объяснения нужно письменно
Порядок проведения служебной проверки установлен ст. 59 Закона о госслужбе. До применения дисциплинарного взыскания нужно провести проверку и затребовать у госслужащего письменное объяснение.
После проведения проверки и до наложения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя уже не должен требовать объяснений.
По мнению КС РФ, цель объяснений — дать госслужащему возможность изложить свою позицию относительно вменяемого ему проступка.
Уведомление о необходимости представить объяснение лучше оформить письменно. Приморский краевой суд отметил: отсутствие утвержденной формы уведомления не отменяет необходимости письменно истребовать у госслужащего объяснения.
Если служащий откажется давать объяснения, следует составить акт.
По мнению судов, докладная записка служащего не является объяснительной. В ней работник не излагает свою позицию относительно проступка, не объясняет причин, способствовавших ненадлежащему исполнению должностных обязанностей.
Независимо от того, даны ли объяснения, госслужащий в период проверки имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы в обоснование своей позиции.
Кто войдет в комиссию, решает руководитель
Проведение проверки поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров. Участвуют также юридическое (правовое) подразделение и профсоюз.
В проверке не может участвовать госслужащий, который прямо или косвенно заинтересован в ее результатах, иначе они будут недействительными.
Судебная практика показывает:
— госслужащий должен подтвердить личную неприязнь к нему со стороны руководства, что чаще всего проблематично;
— оценивать достаточность уровня знаний и опыта членов комиссии может только руководитель, принимающий решение о проверке.
Наличие дисциплинарного проступка можно установить только после проверки, а не до нее
Назначение служебной проверки само по себе не устанавливает факта совершения госслужащим нарушений.
Дисциплинарный проступок и вина могут быть установлены лишь по результатам проверки.
Возможна ситуация, когда госорган не ознакомил госслужащего с результатами проверки. По мнению судов, приказ о ее назначении не признают незаконным только по этой причине.
Если служебная проверка не была завершена в связи с увольнением госслужащего, заключения по результатам проверки быть не может.
Какие ошибки при проведении проверок суды признают существенными
Существенными процессуальными нарушениями суды считают такие:
— работодатель не может доказать, что требовал у госслужащего объяснительную;
— не составлен акт об отказе госслужащего дать письменное объяснение;
— отсутствует перечень вопросов, по которым затребовано письменное объяснение;
— при проведении проверки и наложении дисциплинарного взыскания не установлены объективно и всесторонне обстоятельства совершения проступка;
— ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вызвано объективными причинами (в том числе отсутствием работников, невозможностью заполнить вакансии);
— при наложении взыскания не учтены тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду;
— не доказано виновное, ненадлежащее исполнение служащим должностных обязанностей, не учтены причины и условия, способствовавшие совершению проступка;
— заключение по результатам проверки не подписано одним из членов комиссии;
— объяснение касается обстоятельств выполнения служащим трудовых функций, т.е. в нем нет обстоятельств, позволяющих идентифицировать его как объяснение по факту проверки.

25.03.2019
По материалам обзоров Консультант Плюс

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 10

Сведения о государственных служащих: проверка достоверности

25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ). В соответствии с ним 21.09.2009 издан Указ Президента РФ N 1065 (далее — Указ N 1065), утвердивший Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее — ФГС), и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее — Положение), который вступил в действие 30.09.2009. Рассмотрим его подробно.

Права и обязанности руководителей

федеральных органов государственной власти

В первую очередь обратим внимание на п. 2 Указа N 1065. Им установлено, что руководители федеральных государственных органов до 01.11.2009 должны принять меры по обеспечению исполнения Положения. В частности, руководители федеральных государственных органов, названных в разд. II Перечня должностей, утвержденного Указом N 557 <1>, должны определить подразделения, а руководители иных федеральных государственных органов создать в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, возложив на них следующие функции:

1. Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению).

2. Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на ФГС.

3. Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

4. Оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом N 885 <2>, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов РФ или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведений о доходах).

5. Обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

6. Организация правового просвещения федеральных государственных служащих.

7. Проведение служебных проверок.

8. Обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности ФГС, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с ФГС.

9. Подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции.

10. Взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

<1> Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом N 560 <3> гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, а также лицами, замещающими такие должности, осуществляется Управлением Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам и подразделением Аппарата Правительства РФ, определяемым Правительством РФ, в порядке, предусмотренном Положением (п. 5 Указа N 1065).

<3> Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом N 1065 при разработке и утверждении положений о проверке (п. 6 Указа N 1065):

— достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, а также гражданами, замещающими указанные должности;

— соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Законом N 273-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

При осуществлении указанной проверки высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ вправе направлять запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В каких случаях и кто проводит проверку?

Положение определяет порядок осуществления проверки (п. 1):

1. Достоверности и полноты сведений о доходах, предоставляемых согласно Указу N 559 <4>:

— гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС (далее — граждане), на отчетную дату;

— федеральными государственными служащими (далее — государственные служащие) по состоянию на конец отчетного периода.

2. Достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на ФГС в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Проверка осуществляется в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности ФГС.

3. Соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению). Проверка осуществляется в отношении государственных служащих, замещающих любую должность ФГС.

<4> Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Если государственный служащий замещает должность ФГС, не предусмотренную Перечнем должностей, утвержденным Указом N 557, и претендует на замещение должности, предусмотренной этим Перечнем, проверка достоверности и полноты сведений о доходах осуществляется в порядке, установленном Положением для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (п. 3 Положения).

Проверка, предусмотренная п. 1 Положения, осуществляется по решению (п. 4 Положения):

— руководителя Администрации Президента РФ, Председателя Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции;

— заместителя Председателя Правительства РФ — руководителя Аппарата Правительства РФ, члена президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции;

— руководителя федерального государственного органа или территориального органа последнего либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.

Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.

Непосредственно проверку проводят:

1. Подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ (далее — подразделение Аппарата Правительства РФ), по решению заместителя Председателя Правительства РФ — руководителя Аппарата Правительства РФ, члена президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, если проверяются сведения, представленные гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, а также сведения, представленные государственными служащими, замещающими указанные должности ФГС, и соблюдение ими требований к служебному поведению (п. 6 Положения).

2. Кадровые службы федеральных государственных органов и их территориальных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее — кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа. Они осуществляют проверку, если проверяются сведения, представленные гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведения, представленные государственными служащими, замещающими указанные должности ФГС, и соблюдение ими требований к служебному поведению (п. 7 Положения).

3. Соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, если проверяются сведения, представленные гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС в указанных федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченными им лицами, а также сведения, представленные государственными служащими, замещающими указанные должности ФГС, и соблюдение ими требований к служебному поведению (п. 8 Положения).

Порядок проведения проверки

Проверка проводится на основании письменно оформленной информации (п. 9 Положения):

— о представлении гражданином или государственным служащим недостоверных или неполных сведений, представляемых им в соответствии с Указом N 559, а также в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

— о несоблюдении государственными служащими требований к служебному поведению.

Такая информация может быть получена от (п. 10 Положения):

— правоохранительных и налоговых органов;

— постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законами иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

— Общественной палаты РФ.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки (п. 11 Положения).

Срок проверки не превышает 60 дней, однако может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении (п. 12 Положения).

Управление, подразделение Аппарата Правительства РФ и кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку (п. 13 Положения):

— самостоятельно;

— путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 7 Закона N 144-ФЗ <5>.

<5> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно, а проверку путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в интересах территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют соответствующие федеральные государственные органы (п. 14 Положения).

При проведении проверки самостоятельно должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства РФ и кадровых служб вправе (п. 15 Положения):

— проводить беседу с гражданином или государственным служащим;

— изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;

— получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;

— направлять в установленном порядке запрос в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы (кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее — государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;

— наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

В упомянутом выше запросе, направляемом в органы прокуратуры и иные федеральные органы, указываются (п. 16 Положения):

— фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

— нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы) гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, полнота и достоверность которых проверяются, либо государственного служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

— содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

— срок представления запрашиваемых сведений;

— фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;

— другие необходимые сведения.

Если делается запрос о проведении оперативно-разыскных мероприятий, то кроме сведений, перечисленных в п. 16 Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на п. 7 ч. 2 ст. 7 и ч. 9 ст. 8 Закона N 144-ФЗ.

Запросы направляются (п. 18 Положения):

— начальником Управления или уполномоченным им должностным лицом Управления, руководителем подразделения Аппарата Правительства РФ, руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом — в государственные органы и организации;

— руководителем территориального органа федерального государственного органа — в государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.

Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить запрашиваемую информацию (п. 20 Положения). Запрос должен быть исполнен в срок, указанный в нем, но не позднее 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос (п. 21 Положения).

Запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий исполняются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальными органами в том числе путем взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств. При проведении оперативно-разыскных мероприятий по запросам не могут осуществляться действия, указанные в п. п. 8 — 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 144-ФЗ (п. 19 Положения).

Права гражданского служащего

В течение двух рабочих дней со дня получения решения о начале проведения проверки государственный служащий, в отношении которого начата такая проверка, должен быть уведомлен об этом в письменной форме (п. 22 Положения). По окончании проверки государственный служащий знакомится с результатами проверки с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне. За это ответственны Управление, Аппарат Правительства РФ или соответствующая кадровая служба (п. 23 Положения).

Кроме того, государственный служащий вправе (п. 24 Положения):

— давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам относительно подлежащих проверке представленных сведений и соблюдения требований к служебному поведению; по результатам проверки;

— представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

— обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства РФ или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам относительно подлежащих проверке представленных сведений и соблюдения требований к служебному поведению. В этом случае в течение семи дней (при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с государственным служащим) ему должно быть разъяснено, какие представленные сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке (п. 22 Положения).

Пояснения гражданского служащего должны быть приобщены к материалам проверки (п. 25 Положения), которые хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства РФ или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив (п. 33 Положения).

Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступивших в Управление или подразделение Аппарата Правительства РФ в соответствии с Указом N 559, по окончании календарного года направляются в кадровые службы для приобщения к личным делам. Копии указанных справок хранятся в Управлении или подразделении Аппарата Правительства РФ в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив (п. 32 Положения).

На период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности ФГС на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки. При этом на весь период отстранения за ним сохраняется денежное содержание по замещаемой им должности (п. 26 Положения).

Сведения о результатах проверки

О результатах проверки начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства РФ или руководитель соответствующей кадровой службы представляет доклад лицу, принявшему решение о проведении проверки (п. 27 Положения). В свою очередь, последний информирует о ее результатах должностное лицо, уполномоченное назначать (представлять к назначению) гражданина на должность ФГС или назначившее государственного служащего на такую должность (п. 28 Положения).

Кроме того, с письменного согласия лица, принявшего решение о проведении проверки, сведения о ее результатах представляются Управлением, подразделением Аппарата Правительства РФ или соответствующей кадровой службой правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате РФ, — предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки. Об этом одновременно уведомляется гражданин или государственный служащий, в отношении которого проводилась проверка. Причем в данном случае необходимо соблюдать законодательство РФ о персональных данных и государственной тайне (п. 29 Положения).

Если в ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы согласно их компетенции (п. 30 Положения). При установлении обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению, материалы проверки представляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 31 Положения).

Л.А.Юрьев

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Добавить в «Нужное»

Обновление: 25 сентября 2018 г.

Возможность проведения служебной проверки предусмотрена российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.

Нормы о служебной проверке

Регулирует служебную проверку в отношении таких работников законодательство о государственной и муниципальной службе, отдельных видах службы (МВД, ФАС, ФТС, ФНС и др.).

Общие правила о служебной проверке, актуальные для всех видов службы, содержатся в ст. 59 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правила о служебной проверке

Служебная проверка — это тщательное изучение всех обстоятельств дисциплинарного проступка, совершенного служащим.

Им может быть совершены действия (или бездействие), нарушающие:

  • должностной регламент;
  • служебный контракт;
  • правила трудового распорядка;
  • требования законов и других нормативных правовых актов.

Действия (бездействие) служащего могут выражаться в:

  • неисполнении/ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей;
  • нарушении трудовой дисциплины;
  • несоблюдении запретов для служащих, установленных законодательством;
  • нарушении обязанностей соблюдать государственную и служебную тайны.

При этом противоправные действия (бездействие) служащего могут считаться дисциплинарным проступком, если они совершены по его вине (умышленной или неосторожной).

Проведение проверки

Основаниями для ее проведения могут быть решение работодателя (представителя нанимателя), а также письменная просьба самого служащего.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется в нормативных актах о конкретных видах службы.

В любом случае при ее проведении должны быть установлены в полном объеме беспристрастно и всесторонне:

  • факт дисциплинарного проступка, совершенного служащим;
  • его вина в проступке;
  • причины и условия совершения;
  • размер вреда, причиненного проступком, и его характер;
  • основания обращения служащего с письменной просьбой о проведении служебной проверки.

Своевременность и правильность проведения назначенной служебной проверки должны контролироваться работодателем.

Проводить ее поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров с обязательным участием юристов и профсоюзного органа (при наличии). Сам служащий, заинтересованный в ее итогах, не должен участвовать в проверке, иначе они будут считаться недействительными.

Его могут временно отстранить от работы на время проведения проверки на основании приказа работодателя. Денежное содержание при этом сохраняется.

Служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе:

  • давать объяснения, представлять заявления, ходатайства и другие документы;
  • обжаловать решения и действия лиц, проводящих проверку;
  • знакомиться с заключением служебной проверки и другими ее материалами по окончании (если там не содержится сведений, составляющих гостайну).

Итоги служебной проверки

Проверка должна быть проведена в течение одного месяца. Результаты оформляются в виде письменного заключения, которое направляется назначившему ее должностному лицу.

В нем должны обязательно содержаться установленные проверкой факты и обстоятельства, а также предложение о применении/неприменении к служащему дисциплинарного взыскания.

Подписывается заключение участниками служебной проверки и затем приобщается к личному делу служащего, в отношении которого она проводилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *