Собственность субъектов федерации

В статье рассматриваются основные положения права собственности субъектов Российской Федерации в объективном или субъективном смысле. Автор анализирует актуальные проблемы, связанные с определением содержания права собственности и механизмом его осуществления.

На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, и в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определены оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые для реализации данных полномочий необходимы. В-третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам? С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.

Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и целый ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне. С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. Поэтому на данные вопросы необходимо дать исчерпывающие ответы. И прежде всего следует определиться с понятием права государственной собственности в целом и права собственности субъектов Российской Федерации в частности. В современной юридической литературе право публичной собственности определяется на основе общепринятого определения права собственности.

В этом отношении право публичной собственности представляет собой совершенно особое явление, поскольку публично-правовые образования лишены возможности самостоятельно определять как цели осуществления права собственности, так и способы подобного осуществления. Соответственно право публичной собственности существенным образом отличается от права собственности юридических и физических лиц. Указанное положение вещей позволяет дать данной разновидности права собственности свое, отличное от общепринятого, определение. С объективной же точки зрения право государственной собственности — система правовых норм, регулирующих отношения государственной собственности по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом в целях осуществления государством своих функций.

На основе вышеуказанного определения права государственной собственности можно дать и определение праву региональной собственности. Специфичность права региональной собственности, очевидно, вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов, очевидно, входят в систему государственной власти Российской Федерации. Тем самым можно подчеркнуть, что право собственности субъектов Российской Федерации носит целевой характер, а самостоятельность субъектов Российской Федерации в вопросах осуществления права собственности чрезвычайно ограничена. Так, к публично-правовым образованиям, и в частности к субъектам РФ, неприменимо такое основание, как переход права собственности в порядке реорганизации. Приобретение права собственности на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества в случае с субъектами Российской Федерации (как и другими публичными образованиями) лишь отчасти учитывает принцип свободы договора, а в значительной степени его игнорирует. Во-первых, закупки товаров, работ, услуг публично-правовыми образованиями возможны только в рамках юридической формы государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, законодательством определен исчерпывающий перечень процедур, в рамках которых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями приобретается необходимое имущество. В-третьих, законодательством указанные процедуры исключительно подробно регламентированы. Кроме того, законодательство о государственных закупках определяет условия допуска к участию в торгах потенциальных покупателей государственного (муниципального) имущества и устанавливает в этой сфере не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Объектами права государственной собственности субъектов Российской Федерации может быть только исчерпывающий перечень видов имущества. Прекращение права собственности российских регионов возможно преимущественно в рамках процедуры приватизации. Законодательством же о приватизации определен исчерпывающий перечень способов приватизации, а также порядок их осуществления. Так, в плане приобретения права собственности они обладают правом преимущественной покупки, не связанным с участием в соответствующих имущественных отношениях (например, общей долевой собственности, участия в обществе с ограниченной ответственностью), а вытекающим из административных функций органов власти. Оно распространяется на случаи приобретения земель сельскохозяйственного назначения, драгоценных металлов и драгоценных камней, имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, предметов музейного фонда. Еще одним преимущественным правом является право принудительного выкупа отдельных объектов. В частности, его разновидностями являются право принудительного выкупа земельных участков, культурных ценностей, жилых помещений.

В сфере осуществления права собственности российские регионы могут использовать такие достаточно своеобразные способы, как права хозяйственного ведения и оперативного управления. Анализ вышеуказанных возможностей региональных властей позволяет говорить о том, что в настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации чрезмерно перегружены правами административного порядка, в то же время вопросы осуществления гражданско-правовых правомочий субъектов РФ в сфере использования собственного имущества крайне ограничены действующим законодательством.

Действительно, предоставляя органам государственной власти российских регионов полномочия по преимущественной покупке земель сельскохозяйственного назначения, федеральное законодательство не решает проблем развития сельскохозяйственного производства и вместе с тем создает препятствия на пути развития земельного рынка, порождает коррупцию. В данном случае возникает и закономерный вопрос о целесообразности использования в коммерческой, по сути, деятельности государственных органов средств, которые можно было бы использовать в решении многочисленных социальных проблем. Тем более что по данному направлению органы государственной власти субъектов РФ несут достаточно большие расходы. Нельзя не отметить и тот факт, что преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения порождает многочисленные проблемы правового плана, а именно противоречия между нормативными актами субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Тем более под большим вопросом находится наличие у органов государственной власти субъектов РФ права преимущественного приобретения драгоценных камней и драгоценных металлов. Данное преимущественное право ограничивает права собственников указанных металлов и камней, препятствует нормальному их обороту, ограничивая возможности субъектов их добычи и производства продавать данные объекты наиболее выгодным с их точки зрения покупателям. Поэтому преимущественное право покупки драгоценных камней субъектами РФ следует исключить.

Пристального внимания заслуживают и полномочия субъектов Российской Федерации по принудительному выкупу имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездному изъятию). Действующее российское законодательство закрепляет за российскими регионами целый ряд таких полномочий. Так, тот же Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 29.12.2010 N 435-ФЗ) в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной Законом субъекта РФ. Однако установленная законодательством процедура изъятия оставляет желать лучшего. Во-первых, неоправданно увеличен срок, в течение которого органы власти могут предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Из Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что окончательная выкупная цена все же определяется соглашением сторон, а значит, она может быть и ниже рыночной стоимости земельного участка. Однако следует иметь в виду, во-первых, принудительный характер изъятия, а, во-вторых, «административные» возможности государственных органов. Используя эти возможности, вполне можно заставить собственника заключить невыгодное для него соглашение о выкупе. В связи с изложенным предлагается ужесточить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет возвращения двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, определения исчерпывающего перечня оснований изъятия исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.

В ограничении нуждаются и такие специальные права субъектов Российской Федерации, как права хозяйственного ведения и оперативного управления, которые служат имущественной основой для опосредованного осуществления права собственности субъектов Российской Федерации. Наряду с этой мерой действенным решением явилось бы принятие федерального закона о государственных и муниципальных учреждениях, закрепляющего и перечень возможных случаев создания государственных учреждений, и в том числе учреждений субъектов Российской Федерации.

Так, сейчас в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

— имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 Федерального закона;

— имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;

— имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

— имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей — полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование. С содержательной точки зрения ограничение перечня объектов, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, согласуется с государственной политикой на ограничение участия государства в имущественных отношениях. Целесообразным является расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере приватизации. Анализ приватизационного законодательства указывает на то, что регламентация отношений в сфере отчуждения государственного и муниципального имущества носит чрезмерно централизованный характер. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» регулирует практически все вопросы приватизации и не позволяет региональным властям проводить государственную политику в указанной сфере с учетом местных условий, выбирать наиболее выгодные и эффективные варианты реализации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому в законодательство о приватизации следует внести целый ряд изменений. Следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению определять условия применения тех или иных способов приватизации, установленных федеральным законодательством, расширив перечень указанных способов. Кроме того, целесообразно расширить права указанных органов по регулированию процедуры приватизации. В частности, следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации определять уровень задатка, который приобретатель вносит на счет в качестве условия участия в торгах, размер процентов, начисляемых на сумму денежных средств, подлежащих уплате за проданное государственное (муниципальное) имущество, по уплате которых предоставляется рассрочка. Кроме того, отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», целесообразно регулировать не федеральными подзаконными актами, а законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная и муниципальная собственность (ст. 214, 215 ГК). Обратим внимание, что государственная и муниципальная собственность, строго говоря, являются не особыми видами права собственности, а формами собственности, предусмотренными Конституцией. Как установлено ст. 214 ГК, государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут участвовать в имущественном обороте на равных началах с гражданами и юридическими лицами и приобретать права по общим основаниям. Особым способом приобретения права собственности публичными образованиями является разграничение (перераспределение) государственного и муниципального имущества.
Разграничение государственной и муниципальной собственности. Пунктом 5 ст. 214 ГК предусмотрено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в определенном законом порядке. Существует ряд правовых актов, регулирующих порядок отнесения (разграничения, перераспределения) публичного имущества к различным формам собственности.
В первую очередь это постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (в ред. от 21.07.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее — Постановление N 3020-1). Данное Постановление определяет:
— объекты, которые относятся к федеральной собственности (Приложение 1 указанного Постановления);

  1. объекты, которые могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований (Приложение 2);
  2. объекты, относящиеся к муниципальной собственности (Приложение 3).

Постановлением N 3020-1 также установлено, что объекты, не поименованные в
Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов РФ на основании предложений их органов представительной власти.
Постановление N 3020-1 не распространяется на земельные участки, недра, лесной и водный фонды. Основу разграничения определяют следующие критерии.

  1. Назначение объекта. Например, объект инженерной инфраструктуры города или объект жилищного фонда, находящийся в ведении местного Совета народных депутатов, подлежал отнесению к муниципальной собственности. По данному критерию разграничению подлежало только то имущество, которое существовало на момент принятия Постановления N 3020-1.
  2. Принадлежность объекта определенному предприятию. Например, предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации подлежали отнесению к федеральной собственности. Следовательно, все объекты, существовавшие на момент принятия постановления или приобретенные указанными предприятиями на законных основаниях, являлись федеральной собственностью.

Постановлением N 3020-1 было установлено, что право собственности субъектов РФ на имущество, отнесенное к государственной собственности или переданное из федеральной собственности, возникает с момента принятия постановления Правительства РФ о передаче. Если постановление не было принято в течение трех месяцев со дня регистрации в Мингосимуществе РФ представленных субъектом РФ перечней, то право возникало с момента принятия решения Верховного Совета народных депутатов данного субъекта о принятии объектов в собственность. Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. После разграничения имущество в соответствии с составленными перечнями подлежало пообъектной регистрации в реестрах федеральной, государственной и муниципальной собственности, которые являются документами, подтверждающими права публичных собственников. Ведение реестров осуществляется соответствующим органом (комитетом) по управлению имуществом. В качестве оснований для внесения изменений в реестр публичной собственности указаны, например, постановления Правительства РФ, решения вышестоящих комитетов по управлению имуществом. Соответственно данные акты являются основанием для государственной регистрации прав.
Таким образом, Постановлением N 3020-1 было установлено, что Российская Федерация является собственником существующих государственных объектов недвижимого имущества, а субъект РФ или муниципальное образование приобретает право собственности на те объекты, которые в соответствии с установленной процедурой переданы Российской Федерацией в собственность соответственно субъекта РФ или муниципального образования.
Как было указано в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1 , 2 и 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Как указано в п. 36 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, для недвижимого имущества, существовавшего по состоянию на 27 декабря 1991 г. и приобретенного в результате разграничения государственной собственности, правоустанавливающими документами являются:

    для Российской Федерации:

  1. свидетельство о внесении в реестр федеральной собственности;

    для субъекта РФ:

  2. выписка из государственного реестра собственности и (или) до момента внесения объектов в реестр;
  3. решение исполнительного органа федеральной власти о передаче имущества в собственность субъекта РФ (постановление Правительства РФ);
  4. утвержденный представительным органом власти субъекта РФ перечень (выписка из перечня для конкретного объекта) недвижимости, зарегистрированный в федеральном органе по управлению имуществом РФ (если по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня не было принято решение вышестоящего органа исполнительной власти);

    для муниципального образования:

  5. выписка из реестра муниципальной собственности;

и (или) до внесения сведений в реестр;

  1. утвержденный представительным органом власти муниципального образования перечень (выписка из перечня для конкретного объекта) недвижимости в соответствии с приложением 3 и решение уполномоченного органа по управлению имуществом субъекта РФ.

Положение об учете федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Форма выписки из реестра федерального имущества утверждена приказом Минэкономразвития России от 11.09.2007 N 30.
Земля подлежала разграничению в соответствии со специальным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»*(72). Как было установлено ст. 2 данного Закона, основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований являлись постановления Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
Передача имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. В настоящее время такая передача регламентирована федеральными законами. Так, ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определены:

  1. состав имущества, которое может находиться в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
  2. порядок передачи имущества из одной формы собственности в другую.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374*(74) определен перечень
документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
Уполномоченные государственные и муниципальные органы принимают решения о передаче имущества из одной формы собственности в другую. Право собственности на данное имущество возникает не с момента государственной регистрации, а с даты, устанавливаемой указанными решениями (ч. 11 ст. 154 Закона).
Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ч. 11.1 ст. 154) также регламентировано разграничение муниципального имущества между существовавшими муниципальными образованиями и образованиями, вновь созданными в соответствии с Законом о местном самоуправлении. Между городскими и сельскими поселениями, городскими округами, муниципальными районами муниципальная собственность разграничивается законами субъектов РФ. Право муниципальной собственности в этом случае возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта РФ.
Как установлено ГК к публично-правовым образованиям применяются нормы ГК об участии в имущественном обороте юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов. Поскольку Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи государственного и муниципального имущества, представляется, что между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями не могут заключаться гражданско-правовые сделки.
Приобретение имущества по гражданско-правовым основаниям. Согласно п. 1 ст. 124 ГК публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Это означает, что:

  1. правоотношение возникает на основании договора, а не властного предписания (акта) государственного или муниципального органа;
  2. изменение, расторжение договора осуществляется по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа;
  3. возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;
  4. государственное или муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушение обязательств;
  5. государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

Для имущества, приобретенного публичным образованием в имущественном обороте, правоустанавливающими документами являются: договоры, свидетельства о наследстве, решения суда и др.
Если недвижимое имущество было приобретено в государственную (муниципальную) собственность после 31 января 1998 г., то такое право подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП. Только после регистрации права собственности возможно распоряжение таким имуществом, в том числе передача (закрепление) в хозяйственное ведение или оперативное управление, приватизация и пр.
Особым, «опосредованным» способом приобретения права государственной и муниципальной собственности является его приобретение другими участниками имущественного оборота — государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Главная » Юристу » Субъекты государственной собственности

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Государственная собственность

Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.
Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:
1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;
2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;
3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства всех собственников (ст.1 ГК РФ) и защищает права всех собственников равным образом (ст.212 ГК РФ).
Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности. Действующее законодательство заменило термином «частная собственность» большое количество различных понятий, существовавших в советском праве: социалистическая, коллективная, личная, индивидуально-трудовая и мелкая частная собственность.
Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.
В соответствии с п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Действующее гражданское законодательство отказалось от деклараций «общенародной собственности», «достояния народа» по отношению к государственной собственности и не рассматривает теперь народ в качестве единого собственника и владельца всего государственного имущества.
Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.
Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.
Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:
1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;
2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;
3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.
Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

Общая собственность
Признание собственности
Временное проживание
Разрешение на временное проживание
Признание долга как основание перерыва течения срока исковой давности


| | Вверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *