Состояние дорожного полотна

Классификатор повреждений дорожных покрытий

В целях эффективного контроля транспортно-эксплуатационного состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог необходимо получение оперативной информации о наличии на дорожных покрытиях дефектов, образующихся в процессе эксплуатации.

Общие положения методики экспертной оценки состояния дорожных асфальтобетонных покрытий были разработаны ранее в Росдорнии А. В. Руденским с сотрудниками . В дальнейшем разработан классификатор повреждений, позволяющий оперативно оценивать характер и степень развития возникающих дефектов .

Методика экспертной оценки состояния дорожных покрытий создана с учетом положений ГОСТ 23554.1-79 «Экспертные методы оценки качества продукции» и может применяться в дополнение к инструментальным методам оценки состояния покрытий при необходимости быстрого определения транспортно-эксплуатационного состояния с целью выявления необходимых объемов ремонтных работ и участков, требующих детального инструментального обследования.

Классификация повреждений асфальтобетонных покрытий предусматривает определение основных типов повреждений, их видов и степени развития повреждений.

Таблица

Классификация повреждений асфальтобетонных покрытий по типам и видам
Тип повреждения Виды повреждений
Нарушение сплошности покрытия Трещины поперечные
Трещины продольные
Трещины косые и пересекающиеся
Трещины вдоль кромок
Вторичные трещины
Сетка трещин
Выбоины, ямы, проломы
Выкрашивания
Нарушение геометрических параметров (формы) покрытия Колейность
Пластические деформации (сдвиги, наплывы, гребенка)
Волны
Локальные нарушения ровности (пучины, просадки)
Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, пересечением рельсовых путей
Нарушение состояния поверхности покрытия (шероховатость, истирание, шелушение) Износ поверхности покрытия
Выступание пятен битума
Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей
Наличие на поверхности покрытия льда или снега
Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов (глины, песка, камней, досок, животных и т. п.)

Определение видов повреждений и степени их развития

Поперечные трещины

Поперечные трещины представляют собой разрушение покрытия в виде протяженного разрыва материала покрытия в направлении, перпендикулярном оси дороги.

Степени развития дефекта:

слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м2;

средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м2, либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м2, либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке 700 м2;

сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м2 либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке 700 м2.

Продольные трещины

Продольные трещины представляют собой разрушение покрытия в виде протяженного разрыва материала покрытия в направлении оси дороги.

Степени развития дефекта:

слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке длинной100 м;

средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке длинной 100 м, либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке длинной 100 м, либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке длинной 100 м;

сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке длинной 100 м либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке длинной 100 м.

Трещины косые и пересекающиеся

Трещины косые и пересекающиеся представляют собой разрушения покрытия в виде протяженных разрывов материала покрытия, расположенных в направлениях под углом к оси дороги.
Степени развития дефекта:

слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м2;

средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м2, либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м2, либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке 700 м2;

сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м2, либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке 700 м2.

Обкрашивание кромок покрытия

Обкрашивание кромок покрытия представляет собой дефект покрытия в виде отделения части материала вдоль кромки покрытия от основной части покрытия.

Степени развития дефекта:

слабая – трещины, расположенные вдоль кромок, не приводят к отделению материала от основной части покрытия;

средняя – вследствие образования трещин, расположенных вдоль кромок покрытия, на участке протяженностью 100 м отделяется от основной части покрытия менее 15 % материала покрытия;

сильная – вследствие образования трещин, расположенных вдоль кромок покрытия, на участке протяженностью 100 м отделяется от основной части покрытия более 15 % материала покрытия.

Вторичные трещины

Вторичные трещины представляют собой дефект покрытия в виде повторяющихся поперечных трещин, расположенных над трещинами в нижележащем слое покрытия либо над стыками плит нижележащего слоя покрытия или основания

Степени развития дефекта:

слабая – повторяющиеся поперечные трещины шириной менее 6 мм, расположенные более чем через 10 м;

средняя – трещины шириной менее 6 м, расположенные менее чем через 10 м, либо шириной 6–19 м, расположенные более чем через 10 м, либо шириной более 19 мм, расположенные более чем через 20 м;

сильная – трещины шириной более 19 мм, расположенные менее чем через 20 м, либо шириной 6–19 м, расположенные менее чем через 10 м.

Сетка трещин

Сетка трещин представляет собой дефект покрытия в виде участка покрытия с множественными пересекающимися трещинами.

Степени развития дефекта:

слабая – площадь сетки трещин менее 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной не более 6 мм без загрязнений;

средняя – площадь сетки трещин более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной не более 6 мм без загрязнений, либо площадь 0,5–1 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной 6–19 мм с частичным загрязнением, либо площадь не более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной более 19 мм;

сильная – площадь сетки трещин более 1 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной 6–19 мм с загрязнением, либо площадь более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной более 19 мм с загрязнением.

Выбоины, ямы, проломы

Выбоины, ямы, проломы представляют собой дефекты покрытия в виде дезинтеграции слоя покрытия на глубину более 3 см с полным или частичным удалением материала покрытия.

Степени развития дефекта:

слабая – разрушение слоя покрытия на глубину 3–5 см на площади менее 0,5 м2 на участке 35 м²

средняя – разрушение слоя покрытия на глубину 3–5 см на площади более 0,5 м2 на участке 35 м2, либо на глубину более 5 см на площади менее 0,5 м2 на участке 35 м2;

сильная – разрушение слоя покрытия на глубину более 5 см на площади более 0,5 м2 на участке 35 м2 .

Выкрашивание

Повреждение поверхности покрытия в виде дезинтеграции верхнего слоя с удалением части материала покрытия.

Степени развития дефекта:

слабая – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см на площади менее 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м;

средняя – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см на площади 10–30 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м либо на глубину 1–3 см на площади менее 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м;

сильная – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см более чем на 30 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м либо на глубину 1–3 см на площади более 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м.

Колейность

Колейность представляет собой дефект поверхности покрытия в виде продольных полос в направлении оси движения автомобилей с нарушением норм ровности покрытия в поперечном направлении.

Степени развития дефекта:

слабая – глубина колеи менее 1 см на участке протяженностью менее 50 м;

средняя – глубина колеи 1–3 см на участке протяженностью менее 50 м, либо глубина менее 1 см на участке протяженностью более 50 м, либо глубина более 3 см на участке протяженностью менее 20 м;

сильная – глубина колеи 1–3 см на участке протяженностью более 50 м, либо глубина более 3 см на участке протяженностью более 20 м.

Пластические деформации (сдвиги, наплывы, гребенка)

Сдвиги или наплывы представляют собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения норм ровности, вызванных пластическим смещением материала покрытия в продольном или поперечном направлении, гребенка –последовательность пластических сдвигов покрытия в продольном направлении с шагом выступов не более 1 м.

Степени развития дефекта:

слабая – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов менее 1 см при протяженности участка менее 15 м;

средняя – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов 1–3 см при протяженности участка менее 30 м, либо с высотой менее 1 см при протяженности участка более 15 м, либо с высотой более 3 см при протяженности участка менее 15 м;

сильная – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов более 3 см при протяженности участка более 15 м либо с высотой выступов 1–3 см при протяженности участка более 30 м.

Волны

Волны представляют собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения норм ровности в продольном направлении протяженностью более 1 м.

Степени развития дефекта:

слабая – отклонения от норм ровности покрытия менее чем на 1 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 20 м;

средняя – отклонения от норм ровности покрытия на 1–3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 20 м, либо отклонения менее чем на 1 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 20 м, либо отклонения более чем на 3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 10 м;

сильная – отклонения от норм ровности покрытия более чем на 3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 10 м либо отклонения на 1–3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 20 м.

Локальные нарушения ровности (пучины, просадки)

Локальные нарушения ровности (пучины, просадки) представляют собой дефекты поверхности покрытия в виде значительных нарушений норм ровности на ограниченной площади.

Степени развития дефекта:

слабая – отклонения от норм ровности покрытия на 3–5 см на площади менее 0,5 м² на участке 35 м²;

средняя – отклонения от норм ровности покрытия на 3–5 см на площади более 0,5 м² на участке 35 м² либо на глубину более 5 см на площади менее 0,5 м² на участке 35 м²;

сильная – отклонения от норм ровности покрытия более чем на 5 см на площади более 0,5 м² на участке 35 м².

Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, пересечением рельсовых путей

Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, переездов через железнодорожные пути, представляют собой нарушения норм ровности – нерегулярные искажения поверхности дорожного покрытия в виде бугров, ямок и т. п.

Степени развития дефекта:

слабая – неровности высотой менее 1 см при протяженности участка менее 15 м;

средняя – неровности высотой 1–3 см при протяженности участка 15–30 м, либо высотой менее 1 см при протяженности участка более 15 м, либо высотой более 3 см при протяженности участка менее 10 м;

сильная – неровности высотой более 3 см при протяженности участка более 10 м либо высотой 1–3 см при протяженности участка более 30 м.

Износ поверхности покрытия

Износ поверхности покрытия представляет собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения шероховатости покрытия, шелушения, истирания.

Степени развития дефекта:

слабая – наличие шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади менее 15 % от общей площади покрытия;

средняя – наличие шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади 15–30 % от общей площади покрытия;

сильная – наличие нарушений шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади более 30 % от общей площади покрытия.

Выступание пятен битума

Выступание пятен битума представляет собой дефект покрытия в виде нарушения текстуры поверхности покрытия вследствие выдавливания избытка битума на поверхность

Степени развития дефекта:

слабая – выступание пятен битума на площади менее 5 % от общей площади участка покрытия;

средняя – выступание пятен битума на площади 5–20 % от общей площади участка покрытия;

сильная – выступание пятен битума на площади более 20 % от общей площади участка покрытия.

Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей

Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие ухудшения сцепных характеристик покрытия.

Степени развития дефекта:

слабая – частичное покрытие поверхности жидкостью слоем толщиной менее 1 мм на площади менее 20 % от общей площади участка дороги;

средняя – полное покрытие поверхности (100 %) жидкостью слоем толщиной менее 1 мм, либо частичное покрытие (на площади менее 20 %) жидкостью слоем толщиной 1–10 мм, либо наличие отдельных скоплений жидкости (на площади менее 10 %) слоем толщиной более 10 мм;

сильная – полное покрытие поверхности жидкостью слоем толщиной 1–10 мм, либо частичное покрытие (на площади не менее 10 %) жидкостью слоем толщиной более 10 мм.

Наличие на поверхности покрытия льда или снега

Наличие на поверхности покрытия льда или снега представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие затруднения условий проезда по покрытию и ухудшения сцепных характеристик покрытия.

Степени развития дефекта:

слабая – наличие на покрытии слоя снега толщиной менее 1 см либо льда или плотного снежного наката на площади менее 5 % от общей площади участка покрытия;

средняя – наличие на покрытии слоя снега толщиной 1–5 см либо льда или плотного снежного наката на площади 5–15 % от общей площади участка;

сильная – наличие на покрытии слоя снега толщиной более 5 см либо льда или плотного снежного наката на площади более 15 % от общей площади участка.

Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов

Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов (глины, песка, камней, досок, животных и т. п.) представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие затруднения условий проезда по покрытию.

Степени развития дефекта:

слабая – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, не влияющих на условия проезда автотранспортных средств;

Средняя – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, вызывающих необходимость совершения маневров без снижения скорости движения автотранспортных средств;

Сильная – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, вызывающих необходимость совершения маневров со снижением скорости движения автотранспортных средств.

Разработанный «Классификатор повреждений дорожных покрытий» позволяет объективно оценивать виды дефектов и степень их развития при проведении экспертной оценки транспортно-эксплуатационного состояния покрытий. При составлении «Классификатора» учтены положения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», а также материалы «Руководства по идентификации повреждений дорожных покрытий» SHRР-Р-338, разработанного в США в рамках Стратегической программы дорожных исследований .

Проведение систематической оперативной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожных покрытий с использованием разработанного классификатора повреждений позволит создать оперативно пополняемый банк данных о текущем состоянии дорожных покрытий и на этой основе эффективно планировать объемы и сроки проведения ремонтных работ, рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

Целостность и ровность покрытия автомобильной дороги – одни из основных факторов безопасности движения. Однако в процессе эксплуатации неизбежно появляются различные деформации и повреждения покрытия, такие как колейность, трещины, выбоины и т.д., препятствующие тем самым безопасному движению транспорта.

В данной статье будет приведен краткий обзор основных видов деформаций, причин их возникновения и контролем за их возникновением.

Самый распространенный вид явно видимых деформаций на дорожном покрытии – это образование колейности. Колея — вид деформирования поперечного профиля проезжей части с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора.

Различают три вида колееобразования:

1. Пластическое или глубинное;

2. Абразивное или колея наката;

3. По всей ширине дорожной одежды или поверхностное.

Глубинная колея возникает из-за накопления незначительных деформаций, в основном в верхнем слое покрытия.

Причиной образования поверхностной колеи является истирающее воздействие шин автомобилей, и в первую очередь шипованных шин.

Поверхностная колея возникает вследствие недостаточной прочности дорожной одежды, в том числе несущего слоя.

Рис. 1. Схема образования колейности (чаши прогиба) дорожных одежд под колесом автомобиля: 1 — колесо; 2 — прогиб дорожной одежды; 3 — сжатие шины; 4 — дорожная одежда; 5 — земляное полотно; 6 — чаша прогиба; 7- зоны растяжения и трещины в одежде; 8 — выпирание грунта; 9 — направление сжатия грунта

Основной причиной колееобразования является износ верхнего слоя покрытия в результате совместного воздействия износа и преждевременного ненормированного разрушения слоя асфальтобетона под влиянием внешних факторов, к которым относятся наряду с воздействием колес осадки, перепады температур и воздействие солнца. Эта колея разрушения и износа образуется в верхних слоях дорожной одежды (Рис. 2.).

Рис.2. Фотография колеи на верхнем слое покрытии дорожной одежды.

Помимо продольных деформаций на дорожном полотне так же могут возникать поперечные деформации, в результате чего поверхность дорожного полотна становится волнистой.

В основном, если речь идет о небольших частых деформациях (с шагом от 0,2-2 м), этот эффект проявляется на покрытиях, содержащих большое количество органического вяжущего (битума). Данный вид деформаций возникает из-за излишней пластичности покрытия, недостаточной теплоустойчивости смеси при высоких температурах или недостаточным содержанием щебня.

В случае, если грунты основания недостаточно уплотнены или имеют эффект морозного пучения, возникают локальные просадки и осадки (Рис.3.).

Рис.3. Фотография поперечных деформаций покрытия дорожной одежды.

Помимо нарушения геометрических параметров и формы дорожного покрытия так же возникают нарушения сплошности. К таким видам можно отнести: поперечные и продольные трещины, выкрашивания, выбоины и ямы, проломы.

В большинстве случаев начальная стадия возникновения выбоин и ямочности совпадает с периодом неблагоприятных погодных условий, особенно с весенним периодом частого перехода от положительной к отрицательной температуре воздуха, избыточного увлажнения грунта земляного полотна и слоев дорожной одежды.

Вода, попадая в трещины, усиливает коррозионные физико-химические процессы в материалах дорожной одежды, а при замерзании оказывает растягивающее действие на стенки трещин и отдельные частицы материалов. В сочетании с динамическим воздействием от транспортных нагрузок материал покрытия в зоне образования трещины начинает разрушаться и выбиваться, а трещина быстро перерастает в выбоину. Поэтому незаделанная трещина всегда является потенциальным источником появления выбоин.

Другим источником возникновения выбоин являются неровности дорожного покрытия, начиная от неровностей, допущенных при устройстве слоев дорожной одежды, когда не соблюдаются требования к ровности и однородности в процессе разравнивания и уплотнения материалов, включая неровности в виде трещин, сдвигов и наплывов, которые возникают в процессе эксплуатации асфальтобетонных покрытий из смесей с повышенной пластичностью.

Сразу после проезда колеса автомобиля через выступ неровности в виде трещины или выбоины возникает динамический удар на покрытие на некотором расстоянии за выбоиной (Рис. 4). Многократное повторение такого удара приводит к расшатыванию структуры материала, появлению и развитию еще более крупных трещин или выбоины, которые затем сливаются в одну большую выбоину. Еще одним источником образования выбоин служат участки покрытия, где происходит шелушение и выкрашивание каменного материала.

Рис. 4. Пример перехода трещин или раковин в выбоины: 1,2 — трещины или раковины при выкрашивании; 3 — расклинивающее действие воды и льда и образование трещин в зоне повторного удара; 4 — вторичный удар колеса; 5, 6 — развитие смежных выбоин и их объединение

Классификация повреждений а/б покрытий по типам и видам указана в Таблице 1.

Таблица 1.

Классификация повреждений асфальтобетонных покрытий по типам и видам

Тип повреждения

Виды повреждений

Вероятные причины

Нарушение сплошности покрытия

Трещины поперечные

Дефекты организации работ, технологии укладки и укатки смеси. Недостаточная деформативная способность покрытия и малая сопротивляемость его напряжениям, возникающим от изменения температуры и многократного воздействия нагрузки. Неоднородность свойств покрытий и основания, а также ряд случайных факторов

Трещины продольные

Трещины косые и пересекающиеся

Трещины вдоль кромок

Вторичные трещины

Сетка трещин («Крокодиловая кожа»)

Недостаточная прочность дорожной конструкции

Выбоины, ямы, проломы Выкрашивания

Недостаточно прочное сцепление вяжущего с каменным материалом

Нарушение геометрических параметров (формы) покрытия

Колейность

Износ верхнего слоя покрытия

Пластические деформации (сдвиги, наплывы, гребенка)

Избыток битума (при малых частых волнах), недоуплотненность грунтов оснований

Волны

Локальные нарушения ровности (пучины, просадки)

Недоуплотненность грунтов основания

Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, пересечением рельсовых путей

Нарушение состояния поверхности покрытия (шероховатость, истирание, шелушение)

Износ поверхности покрытия

Недостаточная износостойкость покрытия (слабая связность)

На сегодняшний день существует ряд мер для выявления и прогноза дальнейшего развития данных деформаций. Их можно разделить на две группы:

Визуальное обследование – с определением интенсивности и состава движения, состояния дорожной одежды, обочин и водоотводных сооружений, и земляного полотна.

Инструментальное обследование – определяют транспортно-эксплуатационные параметры дороги (продольные и поперечные уклоны, ширина, ровность, сцепные качества проезжей части, модуль упругости дорожной конструкции и .т.д), производят испытания сцепления покрытия с колесом автомобиля, производится отбор проб из конструктивных слоев дорожных одежд.

Рис.5 Специалисты ГБУ «ЦЭИИС» проводят испытания и отбор образцов (проб) с участка дорожной одежды.

В заключении хочется отметить важность контроля за качеством строительства. Эффективнее вовремя предотвратить развитие негативных процессов, чем устранять их последствия.

Состояние дорожного покрытия

Неудовлетворительное состояние дорог может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорта и с его участием, при котором погибли или ранены люди, поврежден транспорт, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Согласно официальной статистике, в нашей стране из-за неудовлетворительного состояния дорог ежегодно происходит от 7 до 13% от общего числа ДТП. Однако по специальным исследованиям МАДИ, неудовлетворительные дорожные условия являются одной из основных причин в 30 — 40% случаев ДТП, а еще в 20 — 30% ДТП они играют роль сопутствующего фактора. Движение автотранспорта на дорогах Санкт-Петербурга не обходится без происшествий (табл.7).

Значительным дорожным фактором, влияющим на аварийность, является низкая ровность покрытий. Наличие выбоин, просадок на дорогих ухудшает условия движения, появляются опасные для водителя вибрации, существенно усложняются условия его работы, т.к. необходимо постоянно следить за состоянием проезжей части, изменять скорость движения.

Таблица 7

Показатели ДТП на автомобильном транспорте

Санкт-Петербурге

Количество

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Всего:

ДТП

Погибших

Раненых

Это отвлекает внимание водителя от других объектов дорожного движения и повышает вероятность ДТП. На участках с неровностями приходится от 10 до 15% ДТП на дорогах и от 4 до 7% — в городах и населенных пунктах. Плохое состояние обочин (неукрепленные, заниженные обочины, недостаточная их ширина и т.д.) является причиной 7 — 10% ДТП на дорогах и 1 — 3% — в населенных пунктах. Около 2% ДТП происходит из-за отсутствия дорожных ограждений, от 6 до 8% — из-за недостатков зимнего содержания дорого.

Одной из главных причин ДТП является скользкие дороги. На большей части территории России длительность этого периода составляет от 5 до 50 дней. На участке со скользким и неровным покрытием приходится около 75% всех ДТП, остановимся более подробно на этих факторах.

Скорость безопасного движения автомобиля определяется величиной коэффициента сцепления покрытия . Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора. Зависимость относительного показателя аварийности от величины коэффициента сцепления представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Зависимость относительного показателя ДТП от величины коэффициента сцепления

Значение коэффициента зависит от состояния дорог (покрытия), шин, условия их взаимодействия. Большое влияние оказывает скорость движения транспорта, рисунок протектора, давление в шинах, нагрузка на колесо, режим торможения, тип покрытия, его температура и шероховатость. Величина определяет тормозной путь автомобиля (рис. 2).

Для обеспечения безопасности дорожного движения коэффициент сцепления обеспечивается правильным подбором структуры верхнего слоя покрытия и надлежащим содержанием дороги в процессе эксплуатации (табл. 8).

Рис. 2.

Тормозной путь при различном состоянии дорожного покрытия:

1 — сухое покрытие;

2 — грязное покрытие;

3 — обледенелое покрытие.

Таблица 8

Ориентировочные значения коэффициента сцепления для

различных типов состояний дорожных покрытий

Дорожное покрытие

Состояние

покрытия

Коэффициент сцепления

Асфальтобетонное, цементобетонное, все типы усовершенствованных облегченных покрытий («черное шоссе»)

сухое чистое,

мокрое чистое,

мокрое грязное

0,6 — 0,8

0,35 — 0,5

0,20 — 0,45

Щебеночное, гравийное

сухое

мокрое

0,6 — 0,7

0,3 — 0,45

Грунтовая дорога

сухая

увлажненная

при распутице

0,5 — 0,6

0,2 — 0,45

0,15 — 0,30

В зимних условиях

Асфальтобетонное (цементобетонное) покрытие с тонким слоем ледяной корки (гололед)

0,09 — 0,1

Укатанный ровный снеговой покров с обледенелой поверхностью

0,12 — 0,15

Укатанный ровный снеговой покров без ледяной корки

0,22 — 0,25

Укатанный снеговой покров с обледеневшей поверхностью после рассыпки песко-соляной смеси (или песка) по норме 0,1 м на 1000 м дороги

0,17 — 0,19

То же по норме 0,4 м на 1000 м дороги

0,25 — 0,26

Укатанный снеговой покров без ледяной корки после россыпи пескосоляной смеси (или песка) по норме 0,4 м на 1000 м дороги

0,3 — 0,38

Участки гладкого льда (температура воздуха ниже 00 С)

0,05 — 0,10

Минимально допустимое значение коэффициента сцепления в эксплуатации применяется равным 0,35 — 0,4.

Результаты исследований локализации ДТП показывают, что наиболее опасными участками дорог являются:

участки, проходящие через населенные пункты (на них приходится 20 — 30% всех ДТП);

пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне (10 — 30% всех ДТП);

участки с низкими сцепными качествами покрытия (от 30 до 70% ДТП в зависимости от времени года);

участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками (наиболее тяжелые происшествия возникают на спусках);

участки с кривыми в плане малого радиуса;

участки с ограниченной видимостью (особо опасна недостаточная видимость в продольном профиле);

мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части (на этих участках происходит около 3% всех ДТП — чаще в темное время суток).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *