Соц помощь осужденным после освобождения

3.67/5 (3)

Помощь от государства для бывших заключенных

Под ресоциализацией понимается способность человека приспосабливаться к новым условиям нахождения в социуме.

Как правило, с таким обстоятельством сталкиваются граждане, которые вышли из мест лишения свободы. Для оказавшихся на воле заключенных освобождение часто — не столь радостное событие.

Такие люди сталкиваются с очень большими трудностями, которые решить непросто. И для поддержки таких лиц создаются специализированные службы, деятельность которых регулируется законодательством.

Задачи ресоциализации

Внимание! Основными задачами ресоциализации вышедших на свободу граждан является:

  • Персонифицированное установление существования ментальных и социальных сложностей, переживаний и фобий, а также поддержка в избавлении от них;
  • Помощь в нахождении жилья и места трудовой деятельности;
  • Помощь в восстановлении и укрепление связей с близкими людьми;
  • Предоставление социальной поддержки всем категориям освободившихся граждан (несовершеннолетним, людям с инвалидностью, беременным, пожилым, больным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, без определенного места проживания и т.д.);
  • Поддержка в трудоустройстве после выхода на свободу;
  • Помощь в вопросах, которые связаны с пособиями, пенсионными выплатами и др.;
  • Восстановление и сбор нужных документов, которые удостоверяют личность гражданина;
  • Привлечение широкого круга лиц и сотрудников социальной защиты для осуществления мер поддержки.

Подготовка осужденных к адаптации

Подготовительная деятельность перед освобождением с осужденными начинает осуществляться за 6 месяцев до выхода на свободу. Меры подготовки к ресоциализации заключенного состоят из внутренней и внешней деятельности.

В самом пенитенциарном учреждении проводятся разные мероприятия, которые направлены на формирование у заключенных нужных умений и знаний, поддержку и психологическую помощь.

К примеру, осуществляются тренинги. Достаточно часто проводятся культурно-массовые мероприятия, на которых осужденные могут заниматься совместной деятельностью, говорить друг с другом.

Это также способствует развитию социальных качеств адаптации в окружающей действительности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько стоит адвокат по уголовным делам?

Приходят психологи и иные специалисты, проходят беседы с осужденными, определяются их страхи и волнения. Производится работа по борьбе с такими переживаниями.

Осуществляются разные семинары, на которых говорится об актуальных и важных жизненных темах. Психологи пробуют создать позитивные условия для бесед и взаимодействия с осужденными, отметить их положительные качества и т.д.

В пенитенциарных учреждениях получили широкое распространение «Школы подготовки к освобождению», где осужденным сообщают об инстанциях, которые могут оказать поддержку после освобождения из мест лишения свободы, а также формируют умения приспособления к социальному окружению.

Также на занятиях повествуется о будущих возможных местах работы заключенных, подстегивается их интерес к трудовой деятельности и работе, разрабатывается эксплуатация приобретенных навыков в практическом поле.

Запомните! Важнейшую роль в данном вопросе имеет профориентационная деятельность, с помощью которой каждый из заключенных может попробовать себя в различных сферах деятельности, проверить собственные навыки и желания.

Зачастую в церковь на территории исправительных учреждений приезжают священники, которые беседуют с осужденными. И по желанию, после выхода на свободу, заключенные могут стать служителями в монастыре, где они будут обеспечены жильем, питанием и работой.

Обязанности администрации ИК

Подготовка заключенного к освобождению начинается заранее – руководство пенитенциарного учреждения направляет сведения о нем в службу занятости и местные органы власти по месту регистрации человека.

В уведомлении службе занятости перечисляют умения гражданина, его специальность, специфика трудовой деятельности. Местным органам власти сообщают о наличии или отсутствии жилья у выходящего на свободу гражданина.

Адресаты послания, в свою очередь, обязаны осуществить меры по материальному и жилищному обеспечению гражданина.

Важно! Прямые же обязанности руководства исправительного учреждения заключаются в следующем:

  • В день выхода на свободу предоставить человеку его личные вещи (если таковые имеются) и документы;
  • Предоставить однократное материальное пособие размером в 850 рублей и средства, заработанные заключенным на территории пенитенциарного учреждения (если они есть);
  • Предоставить ему одежду в соответствии с погодой;
  • Обеспечить безвозмездный проезд к месту проживания: это может быть купленный билет или эквивалентная денежная выплата.

Следует обратить внимание, что права бывших заключенных указаны в статье 182 УИК РФ.

Посмотрите видео. Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

Социальная поддержка

Социальная поддержка заключенных после выхода на свободу направлена на их интеграцию в общество, создание условий, способствующих их быстрому возвращению к нормальной жизни. Такая деятельность предусматривает финансовые выплаты, безвозмездные услуги, лекарственные средства, расходы на пищу, одежду и др.

Учтите! В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, за помощью вправе обратиться граждане, чей доход меньше прожиточного минимума.

Для этого нужно посетить органы социальной защиты по месту жительства или прописки. Нужен будет документ, удостоверяющий личность, справка о доходах, ксерокопия трудовой книжки и другие документы, требуемые учреждением.

Обратить внимание следует и на специальные центры социальной поддержки, которые существуют почти в каждом населенном пункте.

Список предоставляемых услуг:

  • Предоставление жилья;
  • Обеспечение предметами обихода, постельным бельем;
  • Еда;
  • Оказание помощи в получении документов;
  • Правовая поддержка.

Обратите внимание! В некоторых центрах услуги оказываются безвозмездно, а в некоторых взимается незначительная сумма ежесуточно – 100-150 рублей. Все, что необходимо – узнать местонахождение центра, прийти в него, сообщить о трудностях.

Время пребывания в центре – в среднем полгода. За такой срок надо постараться разобраться со своими трудностями. Главное – отступить от намерения повторно нарушить закон.

Возникающие проблемы решаемы, надо упорно идти по выбранному пути и эффективно пользоваться возникающими возможностями.

Обеспечение бесплатного проезда к месту жительства

В соответствии со статьей 181 УИК РФ, вышедшие на свободу граждане должны быть бесплатно транспортированы к месту своего проживания.

Для выезда к месту жительства бывшим заключенным предоставляются денежные средства на кратчайший путь к пункту проживания для использования городского или пригородного транспорта.

Сумма финансов зависит от тарифов транспорта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Погашенная судимость: что это значит?

Если освободившиеся граждане – инвалиды, престарелые или несовершеннолетние, у которых нет родителей, они должны быть обеспечены средствами для проезда до учреждения, которое предоставит им жилье и другую помощь.

Вышедшие на свободу граждане должны быть обеспечены минимальной нормой продуктов питания на период транспортировки к месту жительства.

Также им разрешается выдать вместо еды деньги, которых будет достаточно для покупки еды. Величина финансов будет зависеть от цены минимальной нормы пропитания.

Период транспортировки к пункту проживания исчисляется в зависимости от расписания транспорта, которым человек пользуется. Если путь занимает больше четверти суток, то питание предоставляется на день.

Помощь в трудоустройстве

Поддержка в трудоустройстве вышедших на свободу граждан осуществляется службой занятости. Туда нужно прийти и самостоятельно встать на учет.

Пока сотрудники будут искать подходящую вакансию, бывший заключенный вправе рассчитываться на пособие. Его величина зависит от местности проживания, срока работы, размера зарплаты и др.

Чтобы встать на учет, нужно собрать пакет документов и передать его в центр поддержки в трудоустройстве.

Важно! Следует собрать такие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработанных денежных средствах за минувшие 3 месяца на предыдущем месте работы;
  • Диплом для тех, кто прежде не трудился;
  • СНИЛС и ИНН.

Полный список документов следует узнать в ЦЗН по месту проживания.

Пытаться найти работу человек может и сам – с помощью сайтов или на личном приеме в учреждениях. Свежие вакансии представляются на специальных стендах.

Во время подачи документов надо составить заявление. После этого подателю присваивается статус безработного.

Каждую пару недель ему дают список фирм с имеющимися вакансиями, которые ему нужно посещать. Два раза в месяц гражданин отчитывается о произведенных им действиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сроки погашения судимости по УК РФ.

В некоторых случаях люди специально отказываются от работы и просят проставлять отметки об отказе в приеме на соответствующую должность, чтобы рассчитывать на пособие.

Так как его размер мал (разнится в зависимости от местности и других особенностей), лучше этого не делать и браться за любую возможность выйти на работу.

Если продолжительное время не получается найти работу, остается прибегнуть к неофициальному заработку – стройки, склады (к примеру, продуктовые), обслуга и др.

Материальная поддержка на региональном уровне

Финансовая поддержка вышедших на свободу граждан может предоставляться местными властями. Ее величина и метод получения надо узнавать самостоятельно в территориальных учреждениях. Их адреса знают органы социальной защиты, правоохранительные органы, администрация.

Посмотрите видео. Кто отвечает за социальную адаптацию заключенных:

Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя.

Чтобы минимизировать такие негативные последствия для бывшего осужденного, государство разработало несколько социальных мероприятий для адаптации – в частности выплачивается пособие освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется помощь на региональном уровне в социальных центрах и центрах занятости. Об этом далее расскажем более подробно.

Действия администрации ИК

Подготовка осужденного к выходу на волю начинается заблаговременно – администрация исправительного учреждения направляет данные о нем в службу занятости и органы местного самоуправления по месту прописки гражданина.

В уведомлении службе занятости указывают навыки гражданина, его специальность, особенности трудовой деятельности. Что касается органов местного самоуправления, то им должны сообщить, в первую очередь, о наличии или отсутствии жилья у бывшего осужденного. Те, в свою очередь, должны предпринять меры по материальному и жилищному обеспечению человека.

Что касается прямых обязанностей администрации пенитенциарного учреждения, то они должны сделать следующее:

  • В день освобождения выдать гражданину его личные вещи (если они есть) и документы.
  • Выплатить единоразовое материальное пособие в размере 850 рублей и средства, которые были заработаны осужденным на территории колонии (если такое имело место).
  • Обеспечить его одеждой по погоде.
  • Обеспечить бесплатный проезд к месту жительства: это может быть уже оформленный проездной билет или эквивалентная денежная выплата.

Обратите внимание: права бывших осужденных прописаны в статье 182 УПК РФ.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Куда обращаться осужденному за помощью?

Где получить материальную помощь после освобождения? Ее должна выдать вместе с личными документами администрация пенитенциарного учреждения.

Также согласно Федеральному Закону №178, если доход лица ниже минимального прожиточного минимума, то он имеет право обратиться в территориальный орган социальной защиты населения и получить дополнительное материальное пособие.

Выплата денежных средств до момента устройств на работу будет осуществляться и службой занятости. Бывшему осужденному нужно встать на учет в качестве безработного, при себе нужно иметь такие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах за последние три месяца – это нужно для расчета пособия по безработице;
  • документ об образовании, получении специальности, квалификации – если есть;
  • СНИЛС и ИНН.

Размер пособия по безработице будет зависеть от средней заработной платы за последние 3 месяца, а также стажа работы. Кроме выплаты пособия в службе занятости бывшему осужденному будут содействовать в трудоустройстве.

Реабилитационные центры

Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями.

В таких специализированных центрах социальной адаптации оказывают следующую помощь:

  • Обеспечение местом проживания – в среднем в таком реабилитационном центре можно проживать бесплатно до полугода.
  • Юридическая помощь.
  • Обеспечение предметами первой необходимости: одежда, предметы гигиены, постельное белье и так далее.
  • Питание.
  • Психологическая помощь.
  • Содействие в оформлении личных документов.

Адреса таких центров можно получить в органе социальной защиты, также информацию о них иногда размещают на сайтах муниципалитета.

При освобождении из мест лишения свободы можно и нужно использовать все доступные виды социальной помощи, и не только материального характера. Получить бесплатную консультацию юриста можно и на нашем сайте – напишите в форму обратной связи или позвоните по указанным контактам.

Некоммерческая организация «Фонд помощи заключённым» зарегистрирована в мае 2001 года.

Задача Фонда

Содействие в практической реализации личных и социально-экономических прав и законных интересов осуждённых, концентрация усилий на социально-реабилитационной деятельности, изменение устойчивого стереотипа в обществе негативного отношения к людям, оказавшимся в местах лишения свободы.

Приоритеты Фонда

Особое попечение и забота об осуждённых женщинах и детях, находящихся в домах матери и ребёнка при женских исправительных учреждениях, а также о подростках в воспитательных колониях.

Президент «Фонда помощи заключённым» — Каннабих Мария Валерьевна.

Сотрудники Фонда считают, что места заключения должны быть превращены в реабилитационные центры, где рука об руку будут работать педагоги, психологи, социологи и врачи.

И определённый опыт уже накоплен. В частности, совместно с администрацией женских исправительных учреждений Мордовии, Подмосковья, Владимирской, Тверской, Самарской областей был организован ряд реабилитационных комплексов, где в комфортных условиях женщины готовятся к освобождению и где с ними работают психологи и социальные работники.

В этих же реабилитационных комплексах осуждённые женщины могут провести свой отпуск (поскольку все женщины работают, им положен отпуск продолжительностью две недели).

Сотрудники Фонда работают с большим количеством людей, которые вернулись из заключения, помогают им в трудоустройстве, получении необходимых документов, а часто и в решении семейных проблем.

У многих людей, находящихся в местах заключения, происходят определённые социально-психологические изменения, которые затрудняют их обратное вхождение в общество.

Мы надеемся пробудить желание чувствовать и сочувствовать, зарядить от осознания того, что вы в этот прекрасный день помогли другому человеку…

Миссия фонда

Содействие в преобразовании уголовно-исполнительной системы в реабилитационную, формирование культуры благотворительности в обществе

География деятельности

Россия

Направления деятельности

Поддержка лиц с криминальным прошлым

Виды помощи

Материальная, информационная, социальная работа, квалифицированная юридическая помощь, просветительская

Регистрационные данные:

Некоммерческая организация «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключённым»
Дата регистрации: 15.01.2005

УДК 340

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

©2016 Д. Э.Марченко

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «социальное обеспечение осужденных к лишению свободы», а также классификация видов социальной помощи, оказываемой в местах лишения свободы.

Ключевые слова: социальное обеспечение осужденных, социальная помощь, правовой статус осужденного к лишению свободы.

REVISITED THE IDEA AND TYPES OF SOCIAL SUPPORT OF THE CONVICTED

© 2016 D. Marchenko

Keywords: social support of the convicted, social aid, legal status of the convicted.

Актуальность исследования социальной работы в исправительных учреждениях подтверждается статистическими данными, приводимыми в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года1.

Одним из направлений совершенствования пенитенциарной политики России Концепция предусматривает развитие социальной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализацин осужденных как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения, организацию социальной работы на основе взаимодействия всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей власти, а также институтов гражданского общества.

Специфика функционирования уголовно-исполнительной системы требует разработки теоретических, организационных и правовых основ реализации функции по социальному обеспечению осужденных.

Уголовно-исполнительное право в силу своей природы непосредственно связано с рядом других отраслей российского права. Одной из таких отраслей является право социального обеспечения, которое регулирует деятельность и общественные отношения субъектов права по социальному обеспечению, охватывающему в России десятки миллионов людей.

Часть 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерн кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом»2. Таким правом согласно ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обладают и осужденные к лишению свободы’,

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными считают осужденных к лишению свободы не исключенными из общества, а остающимися его членами:

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. -№ 237. — 1993.

«Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот»4.

Право на социальное обеспечение является составной частью правового статуса осужденного наряду с правом на вежливое отношение к нему со стороны персонала; на обеспечение личной безопасности осужденного; на предоставление осужденному информации о правах и обязанностях.

Качество и характер жизни каждого человека в отдельности, включая осужденного, оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества. Провозглашая себя социальным, Российское государство в определенной степени принимает на себя ответственность за ресоциализацию осужденных, за воспитание добропорядочных членов общества и законопослушных граждан, за обеспечение условий отбывания наказания, не унижающих честь и достоинство человека».

Социальная и воспитательная работа с осужденными является обязательной функцией Федеральной службы исполнения наказаний России, совершенствование которой возложено на управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными .

Социальное обеспечение осужденных к лишению свободы — это совокупность определенных экономических и организационных мероприятий, связанных с оказанием помощи нуждающимся осужденным по старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, связанных с оказанием помощи в рамках медицинского обслуживания, восстановлением трудоспособности, а также с ресоциализацией освобождающихся из мест лишения свободы. Социальное обеспечение является главной составляющей социальной работы с осужденными. Следует разграничивать понятия «социальная работа» и «социальное обеспечение». Социальная работа — более широкий термин, включающий в себя социальное обеспечение осужденных, а также создание условий для поддержания минимума социального положения осужденных, психологического, а также нравственного спокойствия и воспитания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Попытаемся выделить основные признаки социального обеспечения осужденных к лишению свободы.

Во-первых, социальное обеспечение осужденных является формой распределения материальных благ, которая реализуется с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) престарелых, больных, инвалидов, несовершеннолетних, людей, потерявших кормильца, и других, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны государства, людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Во-вторых, социальное обеспечение осужденным к лишению свободы оказывается не только для охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы, но и в воспитательных целях и в целях эффективной ресоциализации (повторного усвоения традиций и правил гражданского общества). Социальное обеспечение направлено на помощь нуждающимся осужденным как в стенах исправительного учреждении (подготовка к освобождению), так и на трудовое и бытовое устройство осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы .

4 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утв. ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. — 1992. — № 2. — С. 19.

? Коновальчук М. В. Понятие и критерии принципа справедливости при назначении уголовного наказания: моног рафия. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. — С. 45.

6 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. от 3 октября 2016 г.) // Российская газета. — № 230. — 2004.

В-третьих, социальное обеспечение осужденным оказывается из разных источников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) за счет специальных фондов, создаваемых в государстве; выплата пенсий и пособий (пенсионного фонда и фонда социального страхования);

б) за счет средств федерального бюджета — медико-санитарное обеспечение, создание домов ребенка, коммунально-бытовое обеспечение осужденных н т. д.;

в) социальное обеспечение осужденным может оказываться с привлечением средств полученных от благотворительной деятельности физических и юридических лиц, общественных и религиозных объединений.

К правовому регулированию социального обеспечения осужденных к лишению свободы могут применяться общие (конституционные) принципы российского права и отраслевые принципы права социального обеспечения,

К числу общих (конституционных) принципов социального обеспечения осужденных можно отнести:

— признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

— неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения;

— законности;

— равенства всех перед законом и судом,

— справедливости;

— гуманизма;

— гарантированное™ государственной защиты прав и свобод.

К числу отраслевых принципов социального обеспечения осужденных относятся: социальное обеспечение нуждающихся осужденных к лишению свободы, попавших в трудную жизненную ситуацию (инвалидность, болезнь, сиротство);

финансирование большей части социального обеспечения за счет средств обязательных страховых взносов, аккумулируемых в специальных государственных внебюджетных фондах;

дифференциация видов, условий и уровня социального обеспечения в зависимости от социально значимых обстоятельств, условий труда осужденного и причин нуждаемости.

Существует много видов социального обеспечения осужденных, благодаря чему достигается цель удовлетворения различных специфических потребностей субъектов социального обеспечения.

В законодательстве выделяются следующие виды социального обеспечения граждан, которые также могут быть применены и к осужденным:

обязательное государственное социальное страхование работающих граждан; государственная и негосударственная социальная помощь; социальное обслуживание нуждающихся граждан.

Обязательное государственное социальное страхование — это один из элементов системы социальной защиты населения в государстве, признаком которой является страхование работников от возможного изменения материального и (или) социального положения, включая не зависящие от них обстоятельства.

Социальная помощь — это предоставление пособий, пенсий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Ее источниками являются средства государственного бюджета, средства специальных фондов, средства, предоставляемые в качестве благотворительной помощи физическими и юридическими лицами.

Социальное обслуживание можно охарактеризовать как действия социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских услуг, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следует заметить, что социальное обеспечение оказывается не всем осужденным, а только тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, закрепленную в качестве юридического факта в законодательстве. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситу-

ация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, наступление старости, неспособность к самообслуживанию, болезнь, сиротство, малообеспеченность и т, д,), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Проанализировав уголовно-исполнительное законодательство и ведомственные акты Федеральной службы исполнения наказаний России, можно дать более простую классификацию видов социального обеспечения.

Пенсия — регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном в законе порядке определенным категориям осужденных из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

В соответствии с законом осужденным выплачиваются пенсии:

— трудовая пенсия по старости;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

— пенсия по выслуге лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— социальная пенсия (социальная пенсия по старости; социальная пенсия по потере кормильца; социальная пенсия по инвалидности).

Пособие — это денежная выплата, назначаемая осужденным периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Пособия, выплачиваемые осужденным, подразделяются так:

— по временной нетрудоспособности;

— по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);

— единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях);

— единовременное денежное пособие осужденным, освобождаемым из мсст лишения свободы.

Социальные услуги:

— оказываемая медицинская помощь или помощь по уходу за больными, инвалидами или детьми;

— безвозмездное или льготное обеспечение осужденных лекарствами, одеждой, питанием, улучшенными жилищно-бытовыми условиями;

создание учреждений социального профиля: домов ребенка, лечебно-профилактических учреждений, медицинских частей в колониях;

— содействие в трудовом и бытовом обустройстве после освобождения осужденного из мест лишения свободы: восстановление связей с родственниками, помощь в трудоустройстве, содействие в нахождении работы, жилища или устройстве в учреждение социального обеспечения, восстановлении утраченных документов.

Социальное обеспечение осужденных является обязанностью исправительного учреждения. Отвечает за социальное обеспечение, как и за выполнение любых других функций учреждения, начальник ИУ. Непосредственное руководство социальной работой осуществляют заместители начальника исправительного учреждения по воспитательной работе и по лечебно-профилактической работе.

Социальной работой в исправительном учреждении занимаются следующие подразделения: по воспитательной работе, по социально-психологической работе; и осуществляющие деятельность по вопросам трудовой адаптации.

В исправительных учреждениях создаются также специализированные подразделения и органы, деятельность которых направлена на социальное обеспечение. К ним относятся группа социальной защиты и трудового стажа, медицинская часть, лечеб-

но-профилактические учреждения (больницы), а также дома ребенка в женских исправительных колониях.

Группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных является структурным подразделением исправительного учреждения. Главная цель создания данной группы — социальное обеспечение.

Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в исправительном учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным его подразделением. Основными задачами медицинской части являются: оказание неотложной медицинской помощи, оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи, организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации, организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Третьим видом специализированных подразделений по оказанию социального обеспечения являются дома ребенка в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Дом ребенка является лечебно-профилактическим учреждением охраны материнства и детства. Дома ребенка организуются при женских исправительных колониях для содержания детей осужденных женщин от рождения и до трех лет.

Решение проблем, возникающих в сфере социального обеспечения осужденных, должно быть направлено не только на то, чтобы обеспечить прожиточный минимум лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, но и на достижение при этом определенных воспитательных целей, таких как оказание исправительного воздействия на осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений, обеспечение режима в местах лишения свободы, более успешная адаптация после освобождения.

Более того, проблемы повышения эффективности социального обеспечения осужденных к лишению свободы и их ресоциализации разноплановы и затрагивают не только уголовно-исполнительную систему, но и ряд институтов гражданского общества*.

Библиографический список

Коновальчук, М. В. Понятие и критерии принципа справедливости при назначении уголовного наказания; монография / М. В. Коновальчук. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016.

Мельникова, М. В. Контроль за соблюдением прав человека в пенитенциарной системе / М. В. Мельникова // Сравнительно-правовой анализ европейской Концепции по правам человека в системах исполнения наказаний России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции (28-29 апреля 2011 г.). — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. — С. 155-160.

Финогептова, О. Е. Применение общественного контроля в области защиты прав осужденных женщин, имеющих детей / О. Е. Финогептова, Е. И. Финагина // Юридическая паука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. — Самара, 2014.-С. 84-86.

8 Мельникова М. В. Контроль за соблюдением прав человека в пенитенциарной системе // Сравни-тельно-правоеой анализ Европейской концепции по правам человека в системах исполнения наказаний России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции (28-29 апреля 2011 г.). — Самара: СЮИ ФСИН России, 2011.-С. 155-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *