Срок окончания исполнительного производства

ПРОЦЕДУРА ЗАВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Сроки и основания закрытия исполнительных производств судебными приставами

Завершение исполнительных производств считается их обязательной стадией. Оно может выполняться в двух видах: прекращение или окончание исполнительных производств.

Считается, что актуальным законодательством на сегодняшний момент в недостаточной мере разграничиваются понятия прекращения и окончания исполнительных производств и фактически только просто перечисляются их основания.

С определённой долей условности как о критериях, по которым возможно разграничивать рассматриваемые институты, следует сказать про субъекты, уполномоченные прекращать или оканчивать исполнительные производства. Так, если прекращения исполнительных производств возможны и по решениям судов, и по решениям судебных приставов-исполнителей (хотя и при помощи императивно установленных оснований для каждого из них), то окончание исполнительных производств возможно только в соответствии с инициативами судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительные производства прекращаются судами в следующих ситуациях:

-после смерти граждан-взыскателей (гражданин-должников), объявления их умершими либо признания их отсутствующими без вести, если установленные судебными актами, актами других органов или должностных лиц обязанности и требования не могут быть переданы правопреемникам и не могут быть выполнены доверительными управляющими, которые назначены органами опеки и попечительства;

-после утраты возможностей исполнения исполнительных документов, которые обязывают должников совершать необходимые действия (воздерживаться от совершения необходимых действий);

-после отказа взыскателей от получения вещей, которые изъяты у должников в процессе исполнения исполнительных документов, содержащих требования о передаче их взыскателям;

-в прочих ситуациях, когда в федеральном законодательстве предусматривается прекращение исполнительных производств (к примеру, исполнительные производства по взысканиям штрафов за преступления подлежат прекращению при отмене приговоров в части присуждения штрафов, при этом должны быть возвращены все денежные средства, которые взысканы в процессе исполнения в соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве).

Гражданским процессуальным законодательством установлено, что вопросы прекращений исполнительных производств рассматриваются судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители, в срок 10 дней. Об этом должны извещаться взыскатели, должники, судебные приставы-исполнители, при этом их неявки не считаются препятствиями для разрешения вышеуказанных вопросов. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений о прекращениях исполнительных производств судами выносятся определения, которые направляются взыскателям, должникам, а также судебным приставам-исполнителям, отвечающим за исполнительное производство. На вышеуказанные определения судов могут быть поданы частные жалобы в соответствии со статьёй 440 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Необходимо заметить, что в тех ситуациях, когда вопросы о прекращениях исполнительных производств разрешаются в судах, имеется презумпция их рассмотрения в судах общей юрисдикции, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Прекращения исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражными судами, производятся теми же арбитражными судами либо арбитражными судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в нижеследующих ситуациях:

-при исполнениях актов органов, которые выполняют контрольные обязанности, или судебных решений, актов прочих органов и должностных лиц по административным делам, или актов прочих органов в случаях, которые предусмотрены в федеральном законодательстве — по отношению к организациям или гражданам, ведущим предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц;

-при исполнениях постановлений судебных приставов-исполнителей согласно части 16 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях, если должниками являются организации или граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц.

Заявления о прекращениях исполнительных производств рассматриваются в срок 10 дней в порядке, который предусмотрен в статье 324 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, т. е. с извещением взыскателей, должников и судебных приставов-исполнителей. Неявки вышеуказанных лиц, которые извещены соответствующим образом о месте и времени проведения судебных заседаний, не являются препятствиями для рассмотрения заявлений. В соответствии с результатами их рассмотрения выносятся определения, копии которых направляют взыскателям, должникам и судебным приставам-исполнителям.

При этом определения арбитражных судов о прекращениях исполнительных производств или об отказах в прекращениях исполнительных производств могут быть обжалованы в соответствии со статьёй 327 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Исполнительные производства прекращаются судебными приставами-исполнителями в нижеследующих ситуациях:

-при принятии судами актов о прекращениях исполнений выданных ими исполнительных документов;

-при принятии судами отказов взыскателей от взысканий;

-при утверждении судами мировых соглашений между взыскателями и должниками;

-при отмене судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы;

-при отмене или признании недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства;

-при прекращении в соответствии с основаниями и порядком, которые установлены в федеральном законодательстве, исполнения судебных актов, актов прочих органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях судами, прочими органами или должностными лицами, выдавшими исполнительные документы.

В соответствии со статьёй 31.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судьи, органы, должностные лица, которые вынесли постановления о назначениях административных наказаний, прекращают исполнения постановлений в нижеследующих ситуациях:

-при издании актов амнистии, если такие акты устраняют использование административных наказаний;

-при отмене или признании утратившими силу норм законодательства, которые устанавливают административную ответственность за совершённые правонарушения;

-в случаях смерти лиц, которые привлечены к административной ответственности, либо объявления их законодательном порядке умершими;

-при истечении сроков давности исполнения постановлений о назначениях административных наказаний, которые установлены в статье 31.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

-при отмене постановлений, при вынесении в случаях, которые предусмотрены в административном законодательстве, постановлений о прекращениях исполнений постановлений о назначениях административных наказаний.

Следовательно, можно прийти к выводу, что судебные приставы-исполнители обычно имеют права на прекращение исполнительных производств при наличии соответствующих судебных актов.

Порядок прекращения исполнительных производств судебными приставами

Заявления о прекращении исполнительных производств рассматриваются судебными приставами-исполнителями в срок 10 дней с момента поступлений к ним заявлений. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений судебные приставы-исполнители выносят постановления о прекращении исполнительных производств или об отказе в их прекращении в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Судебные акты, акты других органов или должностных лиц о прекращении исполнения исполнительных документов подлежат немедленному исполнению при их получении судебными приставами-исполнителями.

В Федеральном законе об исполнительном производстве содержатся прямые указания правовых последствий прекращений исполнительных производств, главным из которых считается отмена любых назначенных мер принудительных исполнений, в т. ч. ареста имущества, а также ограничений, которые установлены для должников. Однако это должно указываться в постановлениях судебных приставов-исполнителей о прекращении исполнительных производств в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве.

Вместе с вынесением постановлений о прекращении основных исполнительных производств, судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по не полностью либо частично исполненным постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнении исполнительных документов. Исключениями считаются прекращения исполнительных производств в связи с отменами судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы, а также с отменами или признаниями недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

В случаях, если после прекращения основных исполнительных производств возбуждаются исполнительные производства, то ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями, но только в размерах, которые необходимы для исполнения вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей о прекращениях исполнительных производств, об отменах мер принудительных исполнений и о возбуждениях исполнительных производств направляются взыскателям, должникам, судам, другим органам или должностным лицам, которые выдали исполнительные документы, а также органам (лицам), исполняющим постановления об установлениях для должников ограничений, в срок 3 дня с момента вынесений постановлений о прекращениях исполнительных производств.

Важнейшей нормой законодательства об исполнительном производстве считается положение о том, что исполнительные документы, по которым исполнительные производства прекращены, остаются в материалах прекращенных исполнительных производств и не могут быть в последствии предъявлены для исполнения в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве. Помимо этого, имеется норма, в соответствии с которой прекращённые исполнительные производства не могут быть возбуждены снова.

Порядок окончания исполнительных производств судебными приставами

Судебными приставами-исполнителями исполнительные производства оканчиваются в следующих ситуациях:

-При фактических исполнениях требований, которые содержатся в исполнительных документах. Здесь важнейшую значимость для судебных приставов-исполнителей имеют факты наличия документальных подтверждений оплаты задолженностей (квитанций об оплате, чеков и т. п.).

-При фактических исполнениях за счёт одного либо нескольких должников требований о солидарных взысканиях, которые содержатся в исполнительных документах, объединённых в сводные исполнительные производства.

-При возвращениях взыскателям исполнительных документов на основаниях, которые предусмотрены в статье 46 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При возвращениях исполнительных документов по требованиям судов, других органов или должностных лиц, которые выдали исполнительные документы.

-При направлениях исполнительных документов из одних подразделений судебных приставов в другие.

-При ликвидациях организаций-должников и направлениях исполнительных документов в ликвидационные комиссии (к ликвидаторам), кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При признаниях организаций-должников банкротами и направлениях исполнительных документов конкурсным управляющим, кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При направлениях копий исполнительных документов в организации для удержаний периодических платежей, которые установлены в исполнительных документах.

-При истечениях сроков давности исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях (при учёте норм, которые предусмотрены в части 9 статьи 36 Федерального закона об исполнительном производстве) в независимости от фактических исполнений этих актов.

Следует учесть, что исполнения солидарных обязанностей в полном объёме одним из должников освобождает прочих должников от исполнений обязательств. Соответственно, в случаях, если другое не вытекает из взаимоотношений между солидарными должниками:

-должники, которые исполнили солидарные обязанности, имеют права на регрессные требования к прочим должникам в равных долях за вычетом долей, падающих на них самих;

-неуплаченные денежные средства одним из солидарных должников должникам, исполнившим солидарные обязанности, надают в равных долях на этих должников и на прочих должников в соответствии со статьёй 325 Гражданского кодекса РФ.

Несмотря на то, что в статье 47 Федерального закона об исполнительном производстве имеется закрытый перечень оснований для окончаний исполнительных производств, в этом же законе существуют дополнительные основания. Так, в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве, после установления местонахождений должников и их имущества судебные приставы-исполнители оканчивают исполнительные производства, если должники и их имущество находятся на неподведомственных им территориях и не имеется обстоятельств, которые предусмотрены в части 6 этой статьи.

Помимо этого, в части 15 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве устанавливаются дополнительные основания для окончаний исполнительных производств по исполнительным листам о взыскании штрафов за совершение преступлений. К ним следует отнести:

-выплату штрафов в полных объёмах;

-замену штрафов другими видами наказаний или отмену наказаний в форме штрафов при амнистиях или помилованиях;

-передачу исполнительных документов в другие подразделения судебных приставов (в случае исполнений в общем порядке);

-смерть должников-осуждённых или объявление их умершими.

Если при прекращениях исполнительных производств исполнительные документы остаются в материалах дел во всех случаях, то при окончаниях исполнительных производств подлинники исполнительных документов остаются в оконченных исполнительных производствах в случаях, которые предусмотрены в пунктах 1, 2, 8 и 9 части 1 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве. В прочих ситуациях в оконченных исполнительных производствах остаются только копии исполнительных документов.

Об окончаниях исполнительных производств выносятся постановления, содержащие указания на исполнения требований, которые имеются в исполнительных документах в полных объёмах либо частично или на их неисполнения. В случаях окончания сводных исполнительных производств по исполнительным документам, которые содержат требования о солидарных взысканиях, в постановлениях указывают, с каких должников и в каких размерах произведены солидарные взыскания.

В постановлениях об окончаниях исполнительных производств отменяют розыск должников, их имущества, а также установленные для должников ограничения, в т. ч. ограничения на выезд за границу и ограничения прав должников на их имущество. При окончаниях исполнительных производств в связи с их передачей в другие подразделения судебных приставов на основаниях, которые установлены в Федеральном законе об исполнительном производстве, отмена розыска должников и их имущества, а также установленных для должников ограничений не производится. В этих случаях полномочия по отмене розыска, а также по отмене и изменению ограничений переходят к судебным приставам-исполнителям, которым переданы исполнительные производства.

Одновременно с вынесениями постановлений об окончаниях основных исполнительных производств судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по неисполненным частично или полностью постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнениях исполнительных документов. Постановления о возбуждениях таких исполнительных производств направляются вместе с постановлениями об окончаниях основных исполнительных производств должникам, а в случае необходимости и прочим лицам.

В этих случаях ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями в размерах, которые необходимы для исполнений вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств не позднее дня, который следуют за днём их вынесения, направляют:

-взыскателям и должникам;

-в суды, другие органы либо должностным лицам, которые выдали исполнительные документы;

-в банки или прочие кредитные организации либо органы, которые исполняли требования по установлению ограничений по отношению к должникам и их имуществу;

-в организации или органы, которые осуществляли розыск должников и их имущества.

Мерой, которая направлена на самое полное и верное исполнение исполнительных документов, является норма Федерального закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой на протяжении сроков предъявлений исполнительных документов для исполнения постановления судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств могут быть отменены старшими судебными приставами по личной инициативе или по заявлениям взыскателей при необходимости повторных совершений исполнительных действий и применений, в т. ч. повторных, мер принудительных исполнений в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве.

По оконченным исполнительным производствам о взысканиях периодических платежей судебные приставы-исполнители имеют права на проведение проверок правильности удержаний и перечислений финансовых средств по судебным актам, актам других органов или должностных лиц по заявлениям взыскателей или по личной инициативе. При этом указанные исполнительные действия судебные приставы-исполнители имеют право производить в самостоятельном порядке либо поручить их выполнения соответствующим судебным приставам-исполнителям в соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве.

Исполнительное производство может быть окончено по основаниям, перечисленным в Федеральном законе № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве». Основное, но не единственное из них – полное исполнение судебного акта. Однако есть и другие основания, при наличии которых должник может обратиться с заявлением об окончании исполнительного производства к судебному приставу-исполнителю.

Основания

Перечень оснований для окончания исполнительного производства содержится в статье 47 Закона об исполнительном производстве. Это:

  • Исполнение всех требований, которые были перечислены в исполнительном листе или другом документе, на основании которого оно осуществлялось.

Мнение эксперта Комментирует юрист Александр Васильев В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником производится после получения судебным приставом-исполнителем данных, подтверждающих факт исполнения (п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года № 50).

Исполнением может быть уплата денежных средств, передача индивидуально-определенной вещи или другие действия, осуществление которых требуется в соответствии с судебным решением.

Исполнительный документ может предусматривать солидарную ответственность должников в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В этом случае исполнение за счет одного из них будет означать прекращение требований в отношении всех должников.

Правила о солидарной ответственности должников установлены статьями 322 – 325 ГК РФ. «Солидарно» означает совместно. При этом виде ответственности долг можно взыскать с любого из должников или всех вместе. Должник, исполнивший обязательство за остальных, приобретает право требования к другим должникам, чьи обязательства он исполнил.

  • Возвращение исполнительного документа в связи с невозможностью его исполнения (подробнее об этом ниже) или по заявлению взыскателя.

Документ может быть возвращен также по требованию суда или иного органа, выдавшего его. В этом случае его исполнение также будет окончено.

  • Ликвидация должника-организации или признание должника банкротом.

В этом случае исполнительное производство не оканчивается, если исполняются требования о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, применении последствий недействительности сделок в виде реституции (возврата имущества) – то есть, в тех случаях, когда речь идет не об имуществе должника, а об истребовании у него имущества, принадлежащего другим лицам. Не прекращается также исполнение в части текущих платежей (п. 4 ст. 96 Закона).

  • Направление исполнительного листа в банк для взыскания периодических платежей.

В этом случае ответственным за исполнение и списание средств становится банк или другая кредитная организация, в которой открыт счет должника.

  • Истечение срока давности для исполнения судебного акта.

Законом установлен общий 3-летний срок для исполнения большинства судебных актов. В этот срок не включаются периоды, когда осуществлялось исполнительное производство – то есть, с даты его возбуждения до даты окончания или прекращения.

В связи с невозможностью исполнения

Основания для возвращения документа в связи с невозможностью его исполнения установлены статьей 46 Закона. К их числу относятся:

  1. Невозможность исполнить документ, обязующий должника совершить определенные действия или воздержаться от них.
  2. Невозможно установить место нахождения должника или его имущества, а для применения розыска нет оснований.

В соответствии с п. 3 ст. 65 Закона розыск должника и его имущества (исполнительный розыск) может быть объявлен, если сумма требований к должнику превышает 10 000 рублей, либо если требования касаются взыскания алиментов, возмещения вреда здоровью или в связи со смертью кормильца, причиненного преступлением ущерба, отбывания обязательных работ или взыскания штрафа, назначенного в качестве уголовного наказания.

  1. Объявленный розыск имущества не привел к каким-либо результатам.
  2. Должник – иностранный гражданин или лицо без гражданства выдворен за пределы страны.
  3. Взыскатель препятствует принудительному исполнению.
  4. Не получилось реализовать имущество должника с торгов, а взыскатель отказался оставить его за собой.

Судебный пристав-исполнитель обязан составить акт о наличии одного из перечисленных выше обстоятельств. Этот акт утверждает старшим судебным приставом – начальником соответствующего отдела ФССП (ст. 46 Закона). На основании акта пристав выносит постановление об окончании. Подробнее о процедуре возвращения исполнительного листа читайте здесь.

Процедура

Окончание исполнительного производства проводит судебный пристав-исполнитель, вынося соответствующее постановление. Основанием для его вынесения может быть заявление взыскателя или должника, а также самостоятельно полученная приставом информация.

Мнение эксперта Комментирует юрист Александр Васильев Как правило, в завершении процедуры исполнения заинтересован должник, и именно он подает приставу заявление об этом. Судебный пристав-исполнитель обязан рассмотреть поступившее к нему заявление в течение 10 дней (исключая нерабочие дни) в соответствии с п. 1 ст. 64.1 Закона.

Если исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, пристав делает на документе соответствующую отметку в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона.

Копии постановления об окончании исполнительного производства направляются должнику и взыскателю, а также в банк, который ранее исполнял судебное решение.

Процедура окончания исполнительного производства судом законом не предусмотрена. Суд может принять решение о прекращении исполнительного производства по другим основаниям. Несмотря на сходство двух процедур – прекращения и окончания, между ними есть и существенные отличия. Прекращение обычно вызвано препятствиями, которые не позволяют завершить исполнение судебного решения. Поэтому в ряде случаев вопрос о прекращении производства будет рассматривать суд, а не судебный пристав.

Из судебной практики: взыскатель обратился в арбитражный суд с требованием о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя, который вынес постановление об окончании и снял примененные ограничительные меры в отношении должника в связи с недостатком имущества у должника. Суд установил, что судебный пристав предпринял предусмотренные законом действия для розыска должника и его имущества. Однако его оказалось недостаточным для исполнения судебного акта. Прямой причинно-следственной связи между действиями судебного пристава и убытками (недополученными заявителем средствами) суд не установил и в требованиях отказал.

Образец заявления об окончании

Судебному приставу-исполнителю ФИО, наименование ФССП

От: должника ФИО/ наименование, адрес.

Взыскатель: ФИО / наименование, адрес.

Исполнительное производство № ХХХ.

Заявление об окончании исполнительного производства

В производстве судебного пристава-исполнителя ФИО, наименование ФССП находится исполнительное производство № ХХХ на основании исполнительного листа № ХХ, выданного ХХХХ районным судом о взыскании с должника в пользу взыскателя денежных средств в сумме 100 000 рублей.

ХХ.ХХ.20ХХ должник полностью погасил задолженность перед взыскателем путем перечисления указанной суммы на банковский счет взыскателя, что подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении (прилагается).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит окончанию в случае, если были фактически исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе.

На основании изложенного выше,

ПРОШУ

  1. Окончить исполнительное производство № ХХХ в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
  2. Отменить примененные в отношении должника меры принудительного исполнения, а именно ХХХ.

Приложения:

  1. Копия платежного поручения, подтверждающего погашение задолженности.

Дата, подпись.

Снятие ареста и другие последствия

Окончание исполнительного производства означает, что все принятые ранее меры принудительного исполнения будут прекращены. В том числе, будет прекращен розыск должника или его имущества, сняты аресты с банковских счетов и принадлежащих должнику денег и собственности. Кроме того, снимаются все ограничения в отношении должника на выезд из Российской Федерации, ограничения пользования специальными правами.

В соответствии с п. 4 ст. 47 Закона, меры и ограничения в отношении должника не отменяются в случае окончания исполнительного производства об обеспечительных мерах или мерах предварительной защиты.

Исполнительский сбор после окончания

Если после погашения требований взыскателя к должнику остался неуплаченным исполнительский сбор, его взыскание выделяют в отдельное исполнительное производство на основании п. 7 ст. 47 Закона.

Мнение эксперта Комментирует юрист Александр Васильев Судебный пристав самостоятельно возбуждает новое исполнительное производство по требованиям о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Старое производство при этом будет окончено. Судебный пристав направляет сторонам одновременно постановление об окончании предыдущего исполнительного производства и возбуждении нового.

В рамках нового исполнительного производства к должнику могут быть применены меры принудительного исполнения (в том числе арест имущества и денег) и ограничения, установленные законом.

Отмена окончания

Окончание исполнительного производства может быть отменено:

  • По жалобе в случае признания его незаконным;
  • Кроме того, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю он имеет право повторно предъявить его к исполнению в пределах 3-летнего срока давности (п. 4 ст. 46 Закона).

Закон об исполнительном производстве обязывает взыскателя выждать определенное время перед повторным предъявлением исполнительного документа судебному приставу:

  • 6 месяцев для большинства исполнительных документов — исполнительных листов на основании судебных решений и постановлений, приказов, документов о взыскании периодических платежей, а также актов по делам об административных правонарушениях;
  • 2 месяцев для других исполнительных документов.

Обжалование

Если взыскатель не согласен с окончанием исполнительного производства, он может обжаловать соответствующий документ, принятый судебным приставом-исполнителем или судом.

Обжалование решения судебного пристава-исполнителя можно проводить вышестоящему судебному приставу или в суд. Если же определение об окончании исполнительного производства принял суд, на него можно подать частную жалобу в апелляционную инстанцию.

Подробнее о том, как подать жалобу на окончание исполнительного производства, читайте .

В статье приведены общие нормы законодательства и типовые образцы документов. Их может оказаться недостаточно для решения конкретного вопроса. Получите консультацию у юриста, чтобы не потерять деньги и время.

Прекращение исполнительного производства – это завершение процедуры принудительного взыскания представителями ФССП, которое происходит при невозможности взыскания или погашении задолженности. Причины завершения стадии регламентируются законодательством об исполнительном производстве. Разберемся в особенностях такого решения.

Юридические основания для прекращения

В соответствии с вышеуказанным федеральным законом, исполнитель прекращает дело по следующим причинам:

  • Судебное решение.
  • Отказ взыскателя от получения денег.
  • Заключение мирового соглашения.
  • Отмена судебного предписания, признание его недействительным.
  • Признание долга по кредиту или алиментам безнадежным.

Дело может прекращаться по решению суда, например, при смерти должника или фактической выплате долга. Основание указывается в соответствующем акте о прекращении.

Есть ли различие между прекращением и окончанием производства исполнительного характера

Прекращение – это завершение производства по делу из-за фактической невозможности его осуществления. Производство будет прекращено при наличии юридических оснований.

Не стоит путать прекращение с окончанием. Окончание исполнительного производства – это стадия производства в суде по определенному делу. На этой стадии дело подходит к завершению, разрешению конфликта и восстановлению нарушенных прав.

Прекращение осуществляется в двух ситуациях. Первая – отмена производства по решению пристава. Вторая – закрытие дела по судебному решению. В этом случае не означает, что долг был полностью выплачен. При возникновении обстоятельств производство может быть возобновлено.

При прекращении пристав составляет постановление, в котором отменяются ограничения, действовавшие ранее. Документ также содержит отметку о выполнении требований в полной мере или части. После того как исполнителю или в судебную инстанцию поступило заявление, вопрос о прекращении дела должен быть решен в десятидневный срок.

В течение какого времени возбуждается исполнительное производство

Прекращение дела по документу от судебного пристава

Исполнитель может закрывать дело по следующим основаниям:

  • Судебное решение о прекращении действия документа, который был выдан ранее.
  • Взыскатель решил отказаться от претензий в судебном порядке.
  • Стороны заключили между собой соглашение о добровольной выплате задолженности или прекращении требований.
  • Отмена судебного предписания, признание его не соответствующим действительности при оспаривании сторонами.
  • Банкротство, признание должника несостоятельным и неспособным погасить задолженность.
  • Прекращение обязанности по уплате алиментов на основании ранее заключенного соглашения в результате смерти одной из сторон или прекращением срока действия соглашения (регулируется ст. 120 СК РФ).
  • Получение информации об исключении юридического лица-должника из единого реестра.

Прекращение исполнительного производства по алиментам

Если требования взыскателя выполнены в полном объеме, например, штрафы по ГИБДД или долг по коммунальным услугам были полностью уплачены, это влечет за собой окончание судебного исполнительного производства по постановлению пристава.

Документ о прекращении производства по делу составляется представителем ФССП и направляется сторонам по почте, однако при необходимости вы можете получить его лично у пристава.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Фактическое прекращение по судебному решению

Суд может прекратить дело по следующим правовым основаниям:

  • Смерть должника, если лицо официально было признано пропавшим без вести.
  • Невозможность проведения требований в фактическое исполнение.
  • Прямой отказ другой стороны от взыскания долга по кредиту, гражданско-правовому договору.

При прекращении дела по судебному решению все участники заранее информируются о дате заседания. В назначенное время вопрос рассматривается, после чего судебный орган выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Определение направляется всем участникам дела, истцу, ответчику и судебным приставам.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней со дня его получения. Жалоба также рассматривается в течение аналогичного срока.

Читайте далее:

Постановление о прекращении производства исполнительного характера

Постановление – это официальная бумага, которая имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения. В документе, который оформляется приставом, должно быть указание на исполнение требований полностью или в определенной части, отмена предписанных ранее ограничений и мер по удовлетворению иска.

Если в исполнительном листе содержалось требование о взыскании солидарного характера, в постановлении нужно подробно описать, с какого именно лица и в каком объеме были взысканы денежные средства.

В постановлении может быть отменен розыск лица, если ранее он проводился, розыск несовершеннолетнего лица, а также ряд других ограничений, в том числе на получение визы и пересечение российской границы, аресты на имущество, ограничение правом распоряжаться собственностью, автоматические вычеты из заработной платы, списание денег с карты Сбербанка.

Если производство было завершено в связи с его передачей в другое отделение службы исполнителей, все правомочия по отмене ограничительных мер передаются другому исполнителю.

Не позднее следующего дня после оформления официального постановления, ксерокопии этого документа направляются:

  • Взыскателю и ответчику.
  • В судебную инстанцию или лицу, которое занималось оформлением исполнительного листа.
  • Органу, который осуществлял розыск несовершеннолетнего лица, должника, его активов.
  • В банк или кредитную организацию, которые автоматически списывали деньги со счета ответчика.

Постановление составляется по строгой форме, содержит в себе следующую информацию:

  1. Название документа (постановление).
  2. Сведения об исполнителе с адресом подразделения службы.
  3. Указание о рассмотрении материалов дела и приведение в качестве основания исполнительной документации.
  4. Данные должника с его точным адресом.
  5. Далее в центре листа должно быть указано слово «установил».
  6. Основания для окончания или прекращения процесса.
  7. Ссылки на соответствующие нормы федерального законодательства.
  8. Постановление о прекращении дела, отмене всех ограничительных мер и мер для принудительного исполнения предписаний.
  9. Информация о направлении ксерокопий документа всем участникам процедуры.
  10. Адрес должника, взыскателя, органа, который составлял официальную бумагу.
  11. Подпись исполнителя с расшифровкой.

Образец постановления о прекращении исполнительного производства

Обратите внимание: при наличии ошибок и недостающей информации в постановлении на него может быть подана жалоба, поэтому рекомендуется внимательно изучать юридические документы при вручении.

Юридические последствия

В ГПК предусмотрены определенные последствия после прекращения или завершения производства по делу. В постановлении официально отменяются все принудительные меры исполнения, в том числе автоматическое списание денежных средств без СМС и арест собственности без возможности ей распоряжаться, реализация имущества на торгах. В документации делается отметка о том, что требования выполнены полностью, если они исполнены частично, указывается их часть.

Ксерокопии будут направлены сторонам, а также органам, которые осуществляют принудительное исполнение предписаний, например, в банковские организации.

Эксперт сайтаБелобородова Юлия С 2004 по 2012 г. работала судебным приставом-исполнителем. Специализируется в области процессуального, гражданского, финансового, семейного и трудового права. Задать вопрос Обратите внимание, что исполнительная документация будет храниться в материалах прекращенного дела, она не может повторно предъявляться к действию.

Таким образом, основное последствие прекращения или окончания производства – отмена всех ограничений. После составления документа должнику незамедлительно возвращается имущество, открываются его счета, снимается арест с уже изъятой собственности.

Важно, что в большинстве случаев прекращение производства выгодно не только ответчику, но и истцу, поскольку при таком решении требования последнего удовлетворяются частично или полностью.

Можно ли возобновить производство в исполнительном порядке после его завершения?

Окончание процедуры означает полное удовлетворение требований, поэтому оно не может быть возобновлено. Дело может начаться снова при его предыдущем прекращении на основании постановления исполнителя или судебного предписания.

При проведении мероприятий по принудительному исполнению предписаний у представителей ФССП могут возникать юридические основания для прекращения дела. Если судебное решение осталось неисполненным полностью или в определенной части, есть вероятность, что позднее кредитор снова захочет предъявить претензии второй стороне. В такой ситуации пристав будет рассматривать вопрос о возобновлении производства.

Причины прекращения дела должны быть четко обозначены в постановлении, например, смерть должника или его банкротство и фактическая невозможность выполнения требований. Если изыскать имущество было невозможно, это должно быть подтверждено материалами, оформленными при розыске. При смерти предоставляется соответствующее свидетельство.

Даже если доказан факт невозможности выполнения решения, это не означает, что истец должен мириться с невыплатой задолженности. Он может подать жалобу на неправомерные действия исполнителя или повторно отправить заявление о принудительного взыскания.

Жалоба направляется в течение 10 дней со времени получения постановления, составляется в произвольной форме и содержит следующую информацию:

  • Информация о сторонах.
  • Данные об исполнителе.
  • Изложение обстоятельств дела с указанием неправомерных действий исполнителя.
  • Приведение ссылок на нормативные акты.
  • Приведение доказательств.
  • Дата составления, подпись.

Обжалование действий пристава ст. 122 ФЗ-229

После получения документа старший пристав должен начать проверять обоснованность прекращения дела. Учитываются процессуальные действия, которое лицо выполняло в рамках своих обязанностей. При изучении жалобы учитывается:

  1. реализация приставом всех процессуальных полномочий;
  2. проведение розыска должника, его места трудовой деятельности, активов;
  3. наложение ареста на собственность, направление исполнительного документа по месту трудовой деятельности ответчика;
  4. проверка актов о невозможности осуществить взыскание, правильности их заполнения.

При правильной подаче жалобы или повторного требования с указанием всех обстоятельств дела у кредитора есть возможность добиться возбуждения повторной процедуры.

Таким образом, прекращение исполнительного производства – это юридическая процедура, которая выгодна для ответчика за счет снятия установленных ограничений и отмены ареста собственности.

Часто задаваемые вопросы Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство? Может ли банк сам предъявить исполнительный лист в бухгалтерию организации, где я работаю? По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?

Мне нравитсяНе нравится

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 данного закона, является основанием для окончания исполнительного производства.

Согласно Закону исполнительный лист возвращается:

— по заявлению взыскателя (п. 1 ч. 1 ст. 46);

— если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46);

— если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46);

— если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46);

— если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46);

— если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46).

Во всех вышеперечисленных случаях, за исключением указанных в п. 1 и 6 ч. 1 ст. 46 Закона, срок повторного предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю и составляет три года (для исполнительного листа) (ст. 21, 22 Закона).

В случаях, когда исполнительный лист был возвращен взыскателю на основании его заявления либо взыскатель своими действиями препятствовал исполнению исполнительного документа, в силу ч. 3.1 ст. 22 Закона период со дня предъявления исполнительного листа к исполнению до дня окончания исполнения по нему вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, т.е. трехлетний срок на предъявление исполнительного листа начинает течь с момента вступления в силу решения суда, но из него вычитается период, когда исполнительный лист был предъявлен к исполнению и до возврата его взыскателю.

Восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа к исполнению взыскатель может только в судебном порядке, и только если суд признает причины пропуска уважительными (ст. 23 Закона, ст. 432 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Таким образом, если исполнительный лист был возвращен взыскателю три года назад и за это время повторно не предъявлялся к исполнению, то срок для его повторного предъявления истек. Исполнительное производство считается оконченным с момента возврата взыскателю исполнительного документа, о чем пристав должен был вынести постановление.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество (ч. 4 ст. 47 Закона).

Однако, если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства (ч. 5 ст. 47 Закона).

Из ч. 7 ст. 47 Закона следует, что одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 ст. 47 Закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 ст. 47 Закона, должнику, а при необходимости и другим лицам.

Это означает, что аресты на банковских счетах могут сохраняться до погашения задолженности по уплате расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Узнать информацию о возбужденных в отношении вас исполнительных производствах можно на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов или в отделе судебных приставов по месту вашей регистрации.

Если вы считаете, что арест счетов неправомерен, то следует обратиться к приставу с соответствующим ходатайством о снятии ареста, обосновав свои требования.

В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *