Срок рассмотрения

Через сколько дней/месяцев состоится заседание после подачи заявления в суд, зависит от содержания иска и подсудности. К тому же судья и вовсе может оставить дело без движения. Это тоже повлияет на срок назначения заседания. Обо всем подробнее расскажем в статье.

Судебные процессы — это сложная юридическая процедура. Неверно составили заявление или подали не все документы — иск оставят без движения. Неправильно изложили суть дела — проиграли суд.

Без квалифицированной помощи ведение судебных споров чревато негативными последствиями. Если ваша жизнь ведет вас в суд, мы настоятельно советуем идти туда не в одиночку, а с юристом.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! Начать подбор в несколько кликов >

В какой срок суд проверяет иск?

После подачи заявления судебная канцелярия его регистрирует и вносит информацию в базу. Далее оно передается на рассмотрение назначенному судье. Суд должен принять решение, соответствует ли заявление и приложенные к нему документы действующему законодательству. При этом перед судьей стоят следующие вопросы:

  • правильно ли истец выбрал суд;
  • соответствуют ли закону форма и содержание иска;
  • все ли документы приложены к заявлению для суда и других участников дела;
  • имеется ли расчет задолженности;
  • и другие.

На изучение этих вопросов судье отводится пять рабочих дней. Срок начинает течь на следующий день после поступления заявления в суд. По истечении этого времени может быть один из следующих вариантов.

Заявление принято судом к производству. В этом случае судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и прописывает дату предварительного заседания. Она назначается с учетом запаса времени для ответчика и третьего лица (если оно имеется) для получения ими исковой документации, подготовки и подачи возражений по делу.

Суд оставил заявление без движения. В этом случае выносится определение, в котором озвучиваются причины остановки дела. В назначенный судом срок истец должен исправить все недочеты. Обычно устанавливается период, не превышающий один месяц.

Если истец уложится в назначенный срок, то иск будет считаться поданным в день первоначального представления его в судебный орган. В случае, когда требования суда не выполняются, заявление возвращается к истцу без рассмотрения. Однако его можно будет подать заново.

Суд вынес определение о возврате заявления. Обычно судья направляет иск обратно истцу без рассмотрения, когда он подавался без соблюдения претензионного порядка или подсудности.

Также частой причиной возвращения заявления судом является банальное отсутствие подписи в документах. Либо они подписаны неуполномоченным лицом. Например, когда подготавливал и подавал документы в суд юрист, но не приложил к заявлению доверенность. Либо бумаги подписаны недееспособным гражданином.

Кроме того, суд вправе вынести определение об отказе в принятии заявления. Правда, для этого должны быть веские причины. Например, когда уже подавалось заявление в суд по тем же вопросам, с теми же участниками и имеется по нему решение. Заново рассматривать такое дело судья не вправе.

Сколько бы причин для отказа или возвращения заявления ни существовало, они обязательно должны быть указаны в определении. В некоторых случаях при исправлении ошибок иск в суд можно подать заново.

Например, причина возврата документов — подписаны ненадлежащим лицом. В этом случае необходимо приложить к исковому заявлению доверенность на подписанта (либо истец расписывается самостоятельно) и заново обратиться в суд.

В какой срок назначат судебное заседание?

Сколько дней должно пройти с момента подачи заявления в суд до назначения заседания судьей? Во-первых, это зависит от того, в какой судебный орган подаются документы. По общему правилу, сроки таковы:

  • арбитражный суд — до 90 дней;
  • мировой суд — 30 дней;
  • районный (городской) суд — 60 дней.

Во-вторых, смотря в каком производстве рассматривается заявление. Для общей процедуры сроки указаны выше. В упрощенном порядке судебное заседание не назначается. Заявление рассматривается без вызова сторон в суд.

Общее время разбирательства по упрощенной системе составляет от одного месяца до двух с момента подачи иска. Точный срок зависит от затраченного судом времени на пересылку корреспонденции, в том числе искового заявления ответчику. Сама же процедура занимает не больше 20 дней.

В-третьих, для некоторой категории дел законом предусмотрено приказное производство, по результатам которого суд выдает судебный приказ. По таким делам стороны не вызываются. Соответственно, назначение судебного заседания не происходит. Судья принимает решение по заявлению в течение пяти дней с момента его подачи истцом.

Однако под приказное производство попадает небольшая категория процессов. Подавать заявление для рассмотрения дела в таком порядке можно, например, при взыскании алиментов или задолженности по коммунальным платежам. Полный список дел, которые рассматриваются в суде в таком производстве, вы можете посмотреть в конце статьи.

Также в приказном процессе важно, сколько составляет сумма взыскания. Она не может превышать 500 тысяч рублей. Свыше этой суммы заявление необходимо подавать в общем порядке. Кроме того, требования, рассматриваемые судом в приказном производстве, должны быть бесспорными и иметь доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений.

Например, банк подал заявление о выдаче судебного приказа на должника по просроченному кредиту. Сумма долга вместе со всеми пенями и неустойками не превышает 500 тысяч рублей. Кредитная организация предоставила все доказательства возникновения долга, такие как договоры и платежные поручения, подтверждающие, сколько денег взял заемщик.

Чаще всего у суда не возникает сомнений в таких доказательствах, и судья смело выносит решение в течение пяти дней. Подавать возражения на такой вердикт ответчик вправе в течение 10 дней с момента получения судебного приказа.

В-четвертых, через сколько дней состоится заседание после подачи заявления, также зависит от того, находилось дело без движения или нет. Если суд приостанавливал производство, то этот период в указанный выше срок не засчитывается.

Например, заявление в мировой суд подано 01 октября 2019 года. Однако истец при подаче иска не приложил бумаги для ответчика. Согласно закону, заявление необходимо подавать вместе с документами и для других участвующих лиц в деле. Таким образом суд 05.10.2019 оставил дело без движения и потребовал устранить недочеты до 04 ноября 2019 года.

Истец в указанный срок подал необходимые документы. В связи с чем, суд возобновил производство 02.11.2019. Так как назначаемый срок для рассмотрения таких дел составляет 1 месяц, то заседание должно быть проведено не позднее 02 декабря 2019 года.

Если заявление подается в вышестоящий суд (апелляционная или кассационная инстанция), то здесь тоже есть свои сроки. При подаче жалобы по гражданскому делу судебное заседание будет назначено не позже двух месяцев.

Если она подается по административному делу, то срок для приглашения сторон в вышестоящий суд не должен превышать 3 месяцев.


Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан.

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.


Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.

Подробнее об этом .



Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.


Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​. 10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.


​Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

— в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
— в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки.
— в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​. Без учета почтовой доставки.

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​

Не редки случаи, когда права граждан нарушены, они не знают куда и в каком порядке необходимо обращаться для восстановления нарушенных прав.

В Федеральном Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятом 02.05.2006 г.,закреплены положения, позволяющие каждому гражданину реализовать провозглашенное и гарантированное статьями 33 и 45 Конституции Российской Федерации право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В законе определены общие принципы организации работы с письменными и устными обращениями граждан в государственных органах, органах местного самоуправления и их должностных лиц.

Установленный Законом порядок рассмотрения обращений распространяется не только на обращения граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и граждан без гражданства, за исключением обращений, которые рассматриваются в порядке, установленном федеральным конституционным законами и иными федеральными законами, международными договорами, в частности, ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В Закон внесены существенные поправки, в силу которых граждане, их объединения, в том числе юридические лица, вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, и их должностным лицам, а также в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 2 Закона граждане могут обращаться лично или направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений, в том числе юридических лиц в перечисленные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Эта норма Закона в целом корреспондирует ст. 33 Конституции РФ.

В соответствии с Законом, его статья 5, гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Для того, чтобы письменное обращение гражданина, направившего обращение, было рассмотрено и на него дан письменный ответ необходимо, чтобы письменное обращение содержало все необходимые реквизиты. Так, согласно статье 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. При необходимости к обращению гражданин прилагает документы и материалы либо их копии в подтверждение своих доводов. Согласно части 3 статьи 7 Закона гражданин вправе направить обращение в форме электронного документа. В нем в обязательном порядке указывается им свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому направляется ответ (уведомление о переадресации обращения). К обращению могут быть приложены документы и материалы в электронной форме (они не возвращаются автору). Эта часть Закона изложена в редакции ФЗ от 27.11.2017 №355-ФЗ.

Гражданин направляет обращение непосредственно в тот орган, который правомочен разрешить обращение по существу, что значительно ускоряет процесс разрешения поставленных гражданином вопросов. В том случае, если он направил свое обращение не по адресу, то оно в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона в 7-дневный срок со дня регистрации направляется в соответствующий орган, о чем в этот же срок уведомляется заявитель. Обращение не направляется по компетенции, если текст обращения не читается. Об этом в 7-дневный срок уведомляется заявитель, если фамилия и почтовый адрес заявителя можно прочитать.

При необходимости оно может быть направлено с контролем, то есть с предложением представить документы и материалы, касающиеся рассмотрения письменной жалобы гражданина.

В целях обеспечения объективного рассмотрения обращения, законодатель запрещает направление письменного обращения в государственный орган и орган местного самоуправления и их должностным лицам, решение, действие и бездействие которых обжалуется. В случае, если в соответствии с этим запретом, направление жалобы невозможно, обращение возвращается гражданину с разъяснением права обжаловать решение, действие или бездействие государственного органа, органа местного самоуправления и их должностных лиц в суд в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. 218 КАС РФ).

Письменное обращение гражданина подлежит обязательному рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или их должностными лицами в соответствии с их компетенцией. При необходимости могут рассмотреть письменное обращение гражданина с выездом на место и с привлечением к рассмотрению обращения гражданина. В рамках рассмотрения обращения могут быть истребованы необходимые документы и материалы из других органов и должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. При этом, согласно запросу эти документы и материалы должны быть представлены в 15-дневный срок со дня поступления в иной государственный орган, орган местного самоуправления и должностному лицу, если в этих документах и материалах не содержатся сведения, охраняемые законом (банковская тайна, тайна усыновления, врачебная тайна, тайна следствия и т.д.-Перечень НА, относящих сведения к категории ограниченного доступа).

По результатам рассмотрения письменного обращения руководитель или специально уполномоченное должностное лицо направляет гражданину письменный ответ по существу поставленных вопросов по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ч. 4. Кроме того, на обращение по вопросу, касающемуся интересов неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен на официальном сайте органа в сети «Интернет». При этом соблюдаются требования ч.2. ст.6 Закона. (часть 4 в новой ред. ФЗ 27.11.2017 N 355-ФЗ).

Что же касается обращения, поступившего в форме электронного документа, то по результатам его рассмотрения ответ направляется по адресу электронной почты.

В соответствии с требованием Закона (его статьи 12) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения продлевается на срок не более 30 дней правомочным должностным лицом, о чем уведомляет гражданина, направившего письменное обращение.

Возможно, оставление письменного обращения без ответа по существу. Согласно ст. 11 Закона:

(Ч.3) ответ не дается на обращение, если в нем содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членам его семьи. В такой ситуации автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение;

(Ч.1) если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, или почтовый адрес, по которому направляется письменный ответ;

если в обращении речь идет о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении. Такое обращение направляется в компетентный орган.

(Ч.4) если текст письменного обращения не поддается прочтению. Гражданину направляется в 7-дневный срок сообщение о нечитаемости текста..

(Ч.4.1.) В случае, если в письменном обращении не указана суть вопроса, ответ на обращение не дается, и оно не направляется по назначению, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения уведомляется заявитель (поправка ФЗ 27.11.2017 N 355-ФЗ);

(Ч. 2.) если в обращении обжалуется судебное решение, то оно в 7-дневный срок возвращается гражданину с разъяснением норм процессуального права, регламентирующих порядок его обжалования.

(Ч.5.) Государственный орган, орган местного самоуправления и их должностные лица могут прекратить переписку с гражданином, если ранее доводы жалобы неоднократно проверялись и на них были даны исчерпывающие письменные ответы правомочным должностным лицом, о чем сообщается заявителю.

Ответ по существу обращения не дается, если невозможно это сделать без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, о чем сообщается заявителю.

(Ч.5.1). В случае поступления в орган или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте органа в сети Интернет, заявителю в 7 дн. срок дня регистрации обращения сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

(ч.5.1.поправка ФЗ от 27.11.2017 N 355-ФЗ).

В том случае, если гражданин устранить причины, по которым его письменное обращение оставлено без рассмотрения по существу, он вправе вновь обратиться в орган или должностному лицу.

В Законе закреплены положения, касающиеся гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением. Так, Закон запрещает преследование гражданина за его обращение с критикой работы органов и их должностных лиц и в целях восстановления своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Закон не допускает разглашение сведений, содержащихся в обращении гражданина, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Представляется, что согласие должно быть получено в письменной форме.

Следует отметить, направление письменного обращения гражданина по принадлежности законодатель не квалифицирует как разглашение обозначенных сведений.

Так же следует отметить, что гражданин должен добросовестно пользоваться предоставленным ему Законом правом на обращение. Отстаивая свои права в соответствующих инстанциях, он обязан уважать права и свободы сограждан. В случае злоупотреблением правом на обращение по решению суда с него могут быть взысканы расходы, понесенные органом и его должностными лицами при рассмотрении обращения.

Помимо этого, гражданин вправе требовать через суд возмещения морального и материального вреда, причиненного ему в этой сфере отношений нерадивым должностным лицом. В целях обеспечения соблюдения порядка рассмотрения обращений законодатель предусмотрел ответственность компетентных должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления за нарушение положений Закона.

Так, виновное должностное лицо (руководитель) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, и иных организаций, осуществляющих публично значимые функции за нарушение Закона по требованию прокурора могут быть привлечены к ответственности по статье 5.59.КоАП РФ в виде административного штрафа в размере в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Дела этой категории в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ рассматривают мировые судья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *