Срок сдачи декларации о доходах госслужащих

Законодательство обязывает государственных и муниципальных служащих ежегодно предоставлять нанимателю сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи. Сведения необходимо предоставлять не позднее 30 апреля.

Непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в тех случаях когда представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего со службы.

Содержание

Общие сведения

Требования о предоставление сведений о доходах установлена следующими нормативными актами:

  • ст. 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Сведения предоставляются в виде справки, форма которой утверждена приказом Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460.

Примечание: Ежегодно Минтруда РФ публикует «Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки». Как правило данный документ издается в декабре года, являющимся отчетным периодом.

Сроки предоставления сведения

Государственным и муниципальным служащим необходимо ежегодно предоставлять справку о доходах и расходах не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Исключение составляют государственные служащие, замещающие должности государственной службе в Администрации Президента РФ, для которых срок подачи сведений — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если крайний срок подачи справки выпадает на нерабочий день, то сведения необходимо подать в последний рабочий день.

Если сведения не представляется подать лично, то необходимо выслать их по почте не позднее чем за сутки до истечения крайней даты подачи документов.

При обнаружении неточностей в предоставленных сведениях в течение 1 месяца с крайней даты подачи справки о доходах и расходах нанимателю присутствует возможность предоставить уточненную справку.

Сведения, предоставляемые в справке

Справка о доходах предоставляются отдельно на служащего, его супруга (супруги) и каждого несовершеннолетнего ребенка. Т.е. на каждого указанного члена семьи составляются отдельные справки.

Если сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей невозможно представить по объективным причинам, то госслужащиму необходим подать соответствующее заявление, которое как правило предоставляется в кадровую службу нанимателя.

Перечень сведений, предоставляемых претендентом на должность и госслужащим несколько отличаются.

Сведения, предоставляются претендентом по следующим категориям:

  • доходы за отчётный период;
  • сведения о отчуждении движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг в результате безвозмездной сделки в отчетном периоде;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов.

Сведения, предоставляются служащим по следующим категориям:

  • сведения о доходах и расходах в отчетном периоде;
  • сведения о отчуждении движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг в результате безвозмездной сделки в отчетном периоде;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Примечание: отдельные вопросы, по предоставляемые сведениям, и типичным ошибками при составлении справки приведены в письмах Минтруда РФ и Минфина РФ. Ссылки на данные документы указаны внизу статьи.

Нормативные документы по теме:

  • Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;
  • Бланк справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (скачать);
  • Письмо Минфина РФ от 03.04.2018 N 25-03-10/21763 «О направлении обзора типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Письмо Минтруда РФ от 30.03.2018 «Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Опубликовано 26.08.2020

Справка для госслужащих о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Кто обязан предоставлять Справку
В какие сроки подавать Справку
За кого необходимо предоставить Справку
Отчетный период и дата представления сведений
Справка на мужа/жену
Если нет возможности предоставить Справку
Нормативная база

Для госслужащих существует свой перечень привилегий и обязанностей. Одна из обязанностей – ежегодное предоставление Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Это специальная форма, в которую вносится сводная информация обо всех передвижениях денежных средств на счетах.

Часто эту справку называют декларацией для госслужащих. Такое наименование по сути не верно, поэтому мы рекомендуем использовать законную формулировку.

Справка о доходах и расходах тщательно проверяется, и при обнаружении ошибок или несоответствий назначается служебная проверка.

Сложно понять, положен ли вам вычет?
Вас бесплатно проконсультируют

Кто обязан предоставлять Справку

Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают предоставлять такие сведения:

  • Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности на постоянной основе.
  • Государственные и муниципальные служащие на должностях, включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
  • Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
  • Работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.

Оформите заказ, и мы заполним для вас декларацию 3-НДФЛ!

Граждане, претендующие на замещение:

  • Государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности.
  • Любой должности госслужбы.
  • Должности муниципальной службы, включенной в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ.
  • Должности в госкорпорациях, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
  • Отдельной должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, установленные федеральными государственными органами.

Есть вопрос или нужно заполнить
3-НДФЛ — мы вам поможем!

В какие сроки подавать Справку о доходах и расходах

Граждане, претендующие на замещение должности госслужащего. Представляют сведения до назначения, при подаче документов.

Госслужащие. Представляют сведения ежегодно:

  • не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Это относится к должностям Президента РФ, членов Правительства РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, федеральных государственных служащих Администрации Президента РФ;
  • не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Это относится к должностям федеральных государственных служащих, служащих ЦБ РФ, работников ПФ РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда ОМС, государственных корпораций и других организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Госслужащий может предоставить сведения в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

Не стоит откладывать представление сведений на последний месяц, особенно если вы планируете отпуск или командировку.

Наши эксперты проверят ваши документы для получения налогового вычета

За кого необходимо предоставить Справку

Сведения представляются отдельно:

  • за самого госслужащего;
  • за супругу/супруга,
  • за каждого несовершеннолетнего ребенка госслужащего.

По каждому члену семьи составляется отдельная Справка. Объединение сведений по нескольким членам семьи в одной Справке не допускается.

Отчетный период и отчетная дата представления сведений

Гражданин предоставляет:

  • сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату).

Госслужащий предоставляет ежегодно:

  • сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).

Госслужащий должен представить Справку, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:

  • замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий замещал указанную должность;
  • временно замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей.

Госслужащий не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.

Сложно понять, положен ли вам вычет?
Вас бесплатно проконсультируют

Справка на мужа/жену

При составлении Справки учитывается семейное положение гражданина или госслужащего на отчетную дату.

Если необходимо подавать сведения о доходах и расходах супруги, следует руководствоваться ст. 25 Семейного кодекса РФ. Брак, расторгнутый в ЗАГСе, прекращается со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Если брак же расторгнут в суде, то датой растроржения считается день вступления решения суда в законную силу.

Если нет объективной возможности предоставить Справку

Если существуют объективные причины, по которым вы не можете предоставить Справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, вам следует написать заявление, руководствуясь:

  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»,
  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.

Заявление должно быть написано и направлено заранее, до того, как наступит срок представления Справки.

Узнайте, какие документы необходимо подать в вашем случае!

Нормативная база

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  • Указ Президента РФ от18.05.2009 N 557 перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
  • Указ Президента РФ № 559 от 18.05.2009 «О предоставлении сведений о доходах».
  • Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
  • Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 460 Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации.

Оформите заказ, и мы заполним для вас декларацию 3-НДФЛ!

Изменения в справке о предоставлении сведений служащих с 01.01.2015 г. Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации:

  • утверждена новая форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая объединила два документа — справку «о доходах- и -расходах- , а также все разновидности справок «о доходах- как на самого служащего, так и его детей и супруга.
  • Раздел 4. «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» — теперь дополнительно предоставляются сведения об общем объем поступлений за отчетный период в случаях, если указанная сумма превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года;
  • Раздел 6.2. -Срочные обязательства финансового характера- теперь указываются на сумму равную или более 500 тыс. рублей (ранее 100-кратный размер МРОТ, т.е. 555 400 руб.)

Есть вопрос или нужно заполнить
3-НДФЛ — мы вам поможем!

Получите вычет

Личный консультант заполнит
за вас декларацию за 1699 ₽

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством, в связи с чем достоверные и полные сведения указываются на основании правоустанавливающих документов вне зависимости от режима имущества супругов, предусмотренного Семейным кодексом Российской Федерации.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее — служащий (работник)), а именно:

  • лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;
  • государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • работниками государственных корпораций (компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
  • лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
  • работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее — гражданин):

  • государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
  • любой должности государственной службы (поступающим на службу);
  • должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются также федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем.

Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения), в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.

При невозможности представить сведения лично они направляются по почте до 24 часов последнего дня срока сдачи.

При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи.

Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока.

Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).

Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки:

  • не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
  • не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и др.).

Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например убытия в служебную командировку или отпуск.

Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день.

Лица, в отношении которых представляются сведения:

  • в отношении служащего (работника);
  • в отношении его супруги (супруга);
  • в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).

Помощник прокурора района Ю.А. Скидан

Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве финансов Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 29.06.2015 № 99н в редакции приказа Минфина России от 11.03.2016 № 25н, который можно скачать по ссылке: https://www.minfin.ru/ru/om/anticorMK/korr-npa/korr-vnpa/

Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных им в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и о своих обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных ими в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и об их обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

Раздел 2 Справки (Сведения о расходах) гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, не заполняется.

В случае если граждане обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Уточненные сведения о доходах могут быть представлены гражданами в течение одного месяца со дня представления сведений при назначении на должность государственной службы (В СПО Справки БК указываются параметры: в рамках рассмотрения кандидата на должность, уточняющая справка).

ВНИМАНИЕ: При заполнении справки рекомендуется запросить информацию о доходах по месту (местам) работы, проверить наличие и достоверность документов о праве собственности, запросить информацию об имеющихся счетах (обязательствах финансового характера) в банках (кредитных организациях). Документы, на основании которых заполнялись Справки, рекомендуется сохранять для подтверждения представленной информации.

Смолева М. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 3/2020

До 30 апреля 2020 года руководители государственных и муниципальных учреждений должны подать справки о доходах госслужащих 2019, имуществе и обязательствах имущественного характера – на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Если этого не сделать или представить неполные либо недостоверные сведения, руководителю грозит увольнение. На что обратить внимание при заполнении справки?

Согласно ст. 275 ТК РФ и п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ руководители учреждений обязаны ежегодно подавать справки о доходах госслужащих 2019. Сведения представляются в орган-учредитель (в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, функции которого может выполнять кадровая служба) – в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, субъектом РФ, органом местного самоуправления. Форма справки утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460. Она общая для всех.

Опоздание с подачей справок или заполнение справок о доходах госслужащих их с ошибками повлечет для руководителя серьезные последствия вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, если такие действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).

Чтобы помочь лицам, обязанным отчитываться о своих доходах, Минтруд выпустил ежегодные рекомендации (см. Письмо от 27.12.2019 № 18-2/10/В-11200 (далее – Рекомендации по заполнению)). Документ адресован прежде всего государственным и муниципальным служащим – они должны раскрывать сведения как о доходах, так и о расходах. Но руководителям учреждений полезно ознакомиться с той его частью, которая имеет отношение и к ним.

Обязательно ли подавать сведения?

Должность руководителя государственного (муниципального) учреждения поименована в ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ и освободить его от обязанности подавать справки о доходах нельзя. Уважительной причиной здесь не будут ни нахождение в отпуске (ежегодном оплачиваемом, без сохранения зарплаты, по уходу за ребенком и др.), ни временная нетрудоспособность, ни временное неисполнение должностных обязанностей по иной причине (п. 4 Рекомендаций по заполнению).

Подобной точки зрения придерживаются и суды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 07.05.2019 по делу № 33-20102/2019). Как следует из материалов этого дела, учредитель уволил руководителя подведомственного учреждения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (из-за непредставления справки о доходах), а тот посчитал увольнение незаконным: в периоды с 30.03.2018 по 13.04.2018 и с 16.04.2018 по 24.05.2018 он находился на больничном. Суд не счел эту причину уважительной и поддержал учредителя.

В силу п. 5, 8, 9 Рекомендаций по заполнению справки о доходах можно подать в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать до апреля не стоит, особенно если планируется длительное отсутствие руководителя (например, командировка). В ситуации, когда не получается подать сведения лично, их можно направить по почте до 24:00 30 апреля.

А если заявить о невозможности подать справку?

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством (п. 31 Рекомендаций по заполнению). А вот в отношении членов своей семьи такое заявление направить можно – если причины, по которым не получается подать справку, объективны. Заявление должно быть направлено в установленный срок – до 30 апреля (п. 29, 30 Рекомендаций по заполнению).

Кстати, объективность причины, по которой не подается справка, тоже становится поводом для споров. В одном таком деле разбирался Верховный суд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3). Работница не подала работодателю справку о доходах своего супруга, поскольку тот отказался сообщать сведения, посчитав их коммерческой тайной. Комиссия по урегулированию конфликта интересов, созданная работодателем, признала причину необъективной и расценила ее как способ уклонения от представления сведений. В итоге трудовой договор с работницей был расторгнут по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ и судьи признали законность такого решения.

Кто должен подавать справки?

Закон № 273-ФЗ устанавливает, что справки о доходах подают руководители государственных и муниципальных учреждений и граждане, претендующие на замещение этой должности. Однако органы-учредители могут расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своем финансовом положении. Прежде всего, так делают федеральные органы власти в отношении подведомственных учреждений. Например, Минобрнауки включило в перечень должностей не только руководителя, но и заместителя руководителя, главного бухгалтера, его заместителя и аналогичный руководящий состав филиалов и представительств учреждения. Все эти работники должны представлять справки.

Подобные решения принимают и учредители регионального уровня. В частности, Минстрой Республики Крым обязал декларировать доходы директоров, их заместителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений.

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством.

Отметим, что на возникновение обязанности по раскрытию доходов напрямую влияет должностной статус, имеющийся у лица на отчетную дату. Применительно к должности руководителя учреждения приведем несколько важных разъяснений Минтруда.

  1. Врио руководителя учреждения, замещающий эту должность на 31 декабря отчетного года, обязан подать справку (пп. 2 п. 13 Рекомендаций по заполнению).

  2. Если лицо назначено на должность руководителя учреждения (в том числе в статусе врио) после 31 декабря отчетного года, справку представлять не надо (п. 14).

  3. Если руководитель учреждения уволился с этой должности в период с 1 января по 30 апреля 2020 года, справку за 2019 год подавать не требуется (п. 15). Отметим, что в прошлогодних рекомендациях Минтруд указывал, что отчитаться в аналогичной ситуации о своих доходах не будет нарушением.

Сведения подаются отдельно на работника и каждого члена его семьи, подпадающего под нормы о декларировании. Например, руководителю, состоящему в браке и имеющему двоих несовершеннолетних детей, нужно представить четыре справки. Как сказано в п. 11 Рекомендаций по заполнению, нельзя объединять в одной справке сведения о двух и более лицах (скажем, о двух несовершеннолетних детях).

Как исправить ошибку в справке?

Справку нужно заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Минтруд не рекомендует пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде СМС-сообщений (п. 34 Рекомендаций по заполнению). Все это может повысить вероятность ошибки.

Если же руководитель учреждения обнаружит неточности после подачи справки, уточненные сведения можно представить в течение месяца после окончания срока представления справки – до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом повторно подаются только те справки, в которых не отражены, не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 27, 28 Рекомендаций по заполнению).

Если руководитель вовремя не воспользуется своим правом уточнить представленные сведения и неточности в справках обнаружат уже сотрудники органа-учредителя, первому лицу учреждения грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Но могут последовать и менее строгие наказания, в частности выговор.

Так произошло, например, в споре, который рассматривал Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 12.02.2018 по делу № 33-2017/2018). Работница посчитала незаконным выговор, который был вынесен работодателем за предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, и обратилась в суд. Но тот не увидел нарушений. Сведения действительно были поданы в неполном виде: в справках на себя и супруга работница неверно указала, например, вид собственности на недвижимое имущество, не вписала реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности, а в разделе о счетах не указала адрес банка. Эти нарушения присутствовали как в основной, так и в уточненной справке. Выговор за подачу недостоверных сведений был вынесен правомерно.

Данный спор показывает, что вывод о недостоверности информации работодатель (учредитель) может сделать даже тогда, когда ошибки связаны именно с неверным заполнение справок о доходах госслужащих (отсутствие реквизитов документов-оснований, адреса банка). Не помешают подробные разъяснения Минтруда на этот счет.

Что раскрывать в доходах?

Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строках разд. 1 справки отражаются следующие виды доходов:

  • по основному месту работы;

  • от педагогической и научной деятельности;

  • от иной творческой деятельности;

  • от вкладов в банках и иных кредитных организациях;

  • от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях;

  • иные доходы (пенсия и доплаты к ней, средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, или пособий, стипендия, доход от сдачи в аренду недвижимости или транспортного средства, от реализации недвижимости, транспортных средств и иного имущества, денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования).

При отсутствии того или иного вида дохода в соответствующей строке надо поставить, например, «нет», «не имеется», «0». В последней строке раздела суммируется общий доход.

Вместе с тем Минтруд в п. 60 Рекомендаций по заполнению пояснил: в этом разделе не нужно учитывать денежные средства, полученные работником (членом его семьи) в качестве возмещения расходов, связанных:

  • со служебными командировками за счет средств работодателя;

  • с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

  • с приобретением проездных документов для исполнения должностных обязанностей;

  • с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;

  • с внесением родительской платы за посещение дошкольного учреждения; и др.

Кроме того, в качестве дохода не указываются средства, полученные:

  • в виде социального, имущественного, инвестиционного налогового вычета;

  • в качестве бонусных баллов, бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств («кэшбэк»-сервис);

  • в качестве возврата НДС, уплаченного при совершении покупок за границей, по чекам tax-free;

  • в виде кредитов, займов;

  • в связи с переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также с зачислением на свой банковский счет средств, ранее снятых с другого счета;

  • в качестве перевода (между супругами и (или) несовершеннолетними детьми).

Что указывать об имуществе?

В раздел 3 справки надо вписывать все основное имущество – недвижимость и транспортные средства, принадлежащее руководителю, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда эти объекты были приобретены, в каком регионе России или в каком государстве зарегистрированы. При внесении в данный раздел сведений надо ориентироваться на главный признак: имеется ли право собственности на тот или иной объект?

К примеру, если компания-застройщик передала покупателю объект долевого строительства, но на 31 декабря отчетного года квартира не была зарегистрирована в Росреестре, отражать информацию о ней в разд. 3 справки не надо. Сведения вносятся в разд. 6, где указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании (п. 94 Рекомендаций по заполнению).

Это же правило действует в отношении транспортных средств. Если по состоянию на 31 декабря отчетного года автомобиль находился в собственности руководителя учреждения, супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка, объект должен быть отражен в разд. 3. Если же автомобиль уже был продан, указывать сведения о нем здесь не нужно, а вот доход от продажи (в том числе по схеме «трейд-ин») необходимо внести в разд. 1 (п. 101 Рекомендаций по заполнению). При этом следует помнить, что регистрация транспортного средства не служит основанием для возникновения (прекращения) права собственности: если руководитель продал автомобиль до 31 декабря 2019 года, а новый собственник зарегистрировал машину только в январе 2020 года, сведения о ней не включаются в разд. 3.

Как декларировать имущественные обязательства?

В разделе 6 справки отражаются сведения об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, а также о срочных обязательствах финансового характера.

В подразделе 6.1 указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т. п.), находящееся во временном пользовании руководителя, членов его семьи, и основания пользования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). Подраздел в обязательном порядке заполняется в отношении тех лиц, которые по месту работы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию (п. 138, 140 Рекомендаций по заполнению).

Сведения об имуществе вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается.

Вместе с тем на практике часто возникает путаница: гражданин, обязанный отчитываться о своем финансовом положении, не вносит сведения об имуществе в разд. 3 (поскольку оно не принадлежит ему на праве собственности), но и не включает эти сведения в подразд. 6.1. А впоследствии работодатели (органы власти) и суды делают вывод о нарушении работником антикоррупционного законодательства.

В одном из таких случаев служащий внес в справку за 2016 год сведения о двух квартирах, зарегистрированных в Росреестре в отчетном году, хотя расходы на них в справке отражены не были, а в предыдущих справках квартиры или соответствующие источники дохода не указывались. Как пояснил служащий, одна квартира приобреталась по договору долевого участия в 2008 году, а доля в праве собственности на вторую квартиру была унаследована в 2007 году. В силу давности приобретения недвижимости и отсутствия в эти периоды установленной обязанности соблюдать антикоррупционное законодательство служащий, не указав квартиры в более ранних справках, ничего не нарушил. Однако суд посчитал иначе: лицо подало неполные сведения, хотя обязано было внести в справки за 2015 и предыдущие годы сведения о квартирах независимо от фактической даты их госрегистрации (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.11.2018 № 44Г-178/2018).

Аналогичный вывод судьи сделали и в другом споре (Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 11.07.2017 № 204-КГ17-5). Служащий не указал в справке о доходах земельный участок и дом, находящийся в его фактическом пользовании (но не на праве собственности), хотя обязанность сообщать сведения о таких объектах прямо установлена антикоррупционным законодательством. К дисциплинарной ответственности в виде выговора (за представление неполных сведений) служащий был привлечен обоснованно.

В подразделе 6.2 указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которому является руководитель учреждения, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. Если на 31 декабря 2019 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не отражается. Хотя и включение его в справку не будет нарушением (п. 149, 154 Рекомендаций по заполнению).

Срочные финансовые обязательства, например, возникают по договорам о предоставлении кредита, об уступке права требования, а также по договору долевого строительства (их обязательно надо отражать в справке, если между моментом полной оплаты по договору и моментом подписания передаточного акта или госрегистрации квартиры проходит много времени). В последней ситуации должником выступает компания-застройщик (п. 158 Рекомендаций по заполнению).

Как проверить правильность заполнения справки?

Перед тем, как подавать справки органу-учредителю, руководитель учреждения может самостоятельно оценить полноту сведений и правильность заполнения формы. Для этого полезно изучить другие Рекомендации, выпущенные Минтрудом, – в них есть указание на то, что документ можно использовать и при анализе справок, подаваемых руководителями государственных (муниципальных) учреждений (разд. II Рекомендаций).

В частности, в разд. 1 справки должны быть заполнены строки «Доход по основному месту работы» или «Иные доходы», а также указан общий доход за отчетный год. Кроме того, при проверке справок сотрудники органа власти обратят внимание на соотношение дохода по основному месту работы и доходов от иной оплачиваемой работы. Если последние отсутствовали в справках за предыдущие годы, а сейчас превышают основной доход – это станет поводом для детального анализа сведений на предмет их полноты и достоверности (п. 4 разд. I, подразд. 2.2 разд. II Рекомендаций).

Когда в разд. 3 справки отражаются сведения о каком-либо имуществе в собственности, в его отношении должны заполняться все графы. При этом в обязательном порядке сведения вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается (п. 4 разд. I Рекомендаций).

Выводы о возможном предоставлении недостоверных или неполных сведений сотрудники органа власти могут сделать в следующих случаях, перечисленных в подразделе 2.4 разд. II Рекомендаций:

1) в справке не отражены объекты недвижимости, транспортные средства, ранее принадлежавшие лицу на праве собственности, и доходы от продажи таких объектов, кроме того, отсутствуют сведения в разд. 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки»;

2) в справке отражен новый объект недвижимости, но реквизиты документа, являющегося основанием для возникновения права собственности, указывают на приобретение имущества в один из периодов, предшествующих отчетному.

Заключение.

В Рекомендациях по заполнению подробно разъяснены действия лица, наделенного обязанностью декларировать свои доходы. Следование этим указаниям, а также своевременный сбор необходимой информации и документов (справки 2-НДФЛ с основного места работы и иных мест получения дохода, выписки по банковским счетам, вкладам, кредитам, документы – основания для возникновения права собственности или пользования) помогут обеспечить достоверность представляемых сведений. При возникновении же вопросов по заполнению справки Минтруд рекомендует обращаться в подразделение органа-учредителя по профилактике коррупционных и иных правонарушений, куда впоследствии и подается справка.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Приказ Минобрнауки РФ от 26.07.2019 № 533 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах госслужащих за 2019 , расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Приказ Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 22.03.2019 № 81 «Об утверждении перечня должностей».

«Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *