Сроки электронного аукциона

Содержание

Новый порядок проведения электронного аукциона

С 2019 года изменились правила проведения закупочных процедур. Конкурсы и запросы теперь нужно проводить в электронном виде. Но изменения затронули и электронный аукцион — самый популярный способ определения поставщика по 44-ФЗ. Рассмотрим, что изменилось в этой процедуре.

Требования

Извещение об аукционе составляется в соответствии с требованиями, которое условно можно поделить на 2 группы.

  1. Первая группа — требования общего характера, которые применяются ко всем типам закупок. Частности, это дата параметры заказчика, индивидуальный код закупки, указание на преимущества и ограничения, размер обеспечения, и другие, которые прописаны в статье 42 закона о госзакупках.
  2. Вторая группа — требования, которые устанавливаются только в рамках аукциона. Они прописаны статье 63. К таким требованиям относятся срок подачи заявок, дата проведения аукциона, указание на адрес ЭТП. Составляя извещение, важно учитывать требования обеих упомянутых статей закона.

В извещении заказчик устанавливает среди прочего требования, которые предъявляются к поставщикам — единые, дополнительные и факультативные. Все они прописаны в статье 31. Среди них появилось новое единое требование — оно содержится в пункте 11 части 1 указанной статьи. Суть его в том, что участник аукциона должен подтвердить, что закон не запрещает ему участвовать в закупках. Что это означает? Законы РФ могут предусматривать запрет на участие в госторгах для отдельных категорий поставщиков. Такие примеры уже есть: закон № 127-ФЗ запрещает исполнителям из недружественных стран участвовать в закупках на выполнение работ или оказание услуг в рамках госзаказа. Так вот, участник должен подтвердить, что в его отношении такие ограничения не введены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В части требования к поставщикам есть и другие новшества:

  1. Принадлежность к СМП теперь можно задекларировать через функционал площадки.
  2. Сведения из Реестра недобросовестных поставщиков поступят автоматически (если заказчик устанавливал такое требование, а поставщик есть в РНП).

Изменения в обеспечении заявок

По закону заказчик обязан установить обеспечение, если НМЦК превышает 5 млн рублей. В то же время правительству даны полномочия эту сумму изменить, что оно и сделало постановлением № 439. И теперь устанавливать обеспечение нужно при НМЦК от 1 млн рублей, а в более дешевых закупках — по желанию заказчика. Специалисты рекомендуют не устанавливать обеспечение в таких закупках.

Изменены положения по льготам:

  • для СМП и СОНО льготы отменили;
  • действуют льготы для казенных учреждений — они не предоставляют обеспечение заявки;
  • есть льготы для организаций уголовно-исправительной системы и инвалидов: максимальное обеспечение составляет 2% от НМЦК, если она 20 млн рублей и выше (но при том условии, что в закупке заявлены преимущества для УИС и ОИ).

Способ обеспечения заявки выбирается участником. Это положение работает с 2019 года. Об этом сказано в части 52 статьи 112 закона 44-ФЗ.

Обратите внимание! Новый механизм обеспечения заявок заработал. Теперь участники должны открывать в уполномоченных банках специальные счета и переводить денежные средства туда, а не на ЭТП.

Сроки этапов аукциона

Длительность этапа сбора заявок зависит от того, какая НМЦК у аукциона:

  1. Если до 3 млн рублей включительно, то срок составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения.
  2. Если более 3 млн — не менее 15 дней.

В течение этого срока заказчик может изменять документацию или отменить закупку. У поставщиков в тот же период есть право подавать заявки и отзывать их. А также, как и раньше, подавать запросы на разъяснения. Делать это могут любые пользователи ЭТП, на которой проходит аукцион. Запросы подаются через функционал ЭТП. Заказчик по-прежнему обязан отвечать на них по существу в течение 2 дней.

Заявка участника

Состав заявки остался прежним — она состоит из двух частей. Но есть изменение. Раньше участник обязан быть всегда указывать в первой части страну происхождения товара. Теперь же это нужно делать лишь в том случае, когда заказчик установил в документации соответствующее ограничение в связи с требованиями нацрежима.

Во второй части заявки должны быть документы, которые требуется приложить в связи с установленными ограничениями. Однако при их отсутствии заявки не отклоняется, а приравнивается к импортной. Но если на закупку иностранного товара установлен запрет, комиссия должна ее отклонить.

Унифицированные формы

ЭТП внедрили формы, которые в рамках закупки должны подаваться участниками. Это упростит подачу таких документов и снизит риск ошибок. В число унифицированных форм вошли:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
  • документы, подтверждающие опыт, наличие ресурсов, правоспособность;
  • декларация о соответствии единым требованиям;
  • декларация о принадлежности к СМП и СОНО.

Порядок проведения аукциона

Этап Срок и иные пояснения
Заказчик публикует извещение
Участники подают заявки Обе части подаются оператору одновременно, подписанные КЭП. Срок — 7 / 15 дней в зависимости от НМЦК
Заказчик принимает или отклоняет заявку В течение часа заявке присваивается номер, участник уведомляется о ее приеме. На этом этапе заявку отклонят, если она:

  • не подписана или подписана не тем лицом;
  • опоздала;
  • подана повторно (при этом предыдущая не отозвана);
  • участник в РНП (если есть условие о его отсутствии там);
  • до конца регистрации участника осталось меньше 3 месяцев
При необходимости участник отзывает заявку Подается уведомление об отзыве не позже даты окончания приема заявок
Оператор направляет заказчику первые части заявок, заказчик их рассматривает Срок рассмотрения — 1 день, если НМЦК не более 3 млн, 7 дней — если НМЦК более 3 млн. Сведения о поставщиках не передаются.
Заказчик подписывает протокол, направляет его оператору и размещает в ЕИС Не позже последнего дня срока рассмотрения заявок
ЭТП проводит аукцион Срок — первый рабочий день через 2 дня после окончания срока приема заявок. Дата указывается в извещении, время назначает оператор
Заказчик рассматривает вторые части заявок, подписывает и публикует протокол Протокол размещается в ЕИС позже следующего дня после подписания
Заказчик публикует проект контракта (без подписи) Не позже чем через 5 дней после подведения итога аукциона. Контракт включает цену победителя, данные о нем и об объекте закупки
Победитель направляет протокол разногласий Протокол может быть направлен только 1 раз. Заказчик рассматривает его в течение 3 дней и в результате:

исправляет ошибки (если они в реквизитах, параметрах сделки) и размещает новый проект;

размещает старый проект повторно и поясняет причину

Победитель подписывает контракт Перед подписанием вносится обеспечение контракта. Подписанный контракт размещается в течение 5 дней
Заказчик подписывает контракт В течение 3 дней

Если победитель не подписал контракт или не внес обеспечение в срок, он считается уклонившимся от подписания. Заказчик вправе подать на него в суд в целях возместить убытки.

Также заказчик может заключить контракт со вторым участником в итоговом протоколе. Для этого ему направляется проект контракта в течение 5 дней после того, как первый участник признан уклонившимся.

Сроки проведения электронного аукциона по 44 фз + таблица

Электронный аукцион — один из самых распространенных видов торгов, проводящихся в соответствии с Федеральным законом №44. Для того, чтобы не упустить выгодного контракта, важно знать, в какие сроки должны осуществляться те или иные действия. Все они регламентируются различными статьями Федерального закона №44, однако найти нужную информацию порой бывает не так просто.

1. Подача заявки на участие в аукционе

Срок, в течение которого подается заявка на участие в аукционе, устанавливается заказчиком или уполномоченным органом. Однако при этом не должны быть ущемлены права потенциальных участников, ведь для того чтобы оценить свои возможности и качественно подготовить заявку нужно время. Законом устанавливаются минимальные сроки, в течение которых документация и извещение должны «провисеть» на сейте. Для аукционов с начальной ценой, не превышающей 3 миллиона рублей, это 7 календарных дней. А для «крупных» аукционов с начальной ценой более 3 миллионов — 15 календарных дней. Максимальный срок законом не установлен и определяется исключительно заказчиком на его усмотрение.

К слову, минимально установленного времени потенциальному участнику хватит не только на то, чтобы составить и подать заявку, но и в случае необходимости пройти аккредитацию на той или иной площадке.

2. Подача запроса на разъяснение аукционной документации

Нередко у потенциальных участников аукциона возникают вопросы к тем или иным пунктам документации. В этом случае не стоит торопиться с заявкой — лучше направить запрос и получить от заказчика разъяснения.

Сделать это можно не позднее, чем за 3 календарных дня до того момента, как заканчивается прием заявок. Ответ должен быть опубликован заказчиком не позднее, чем через 2 календарных дня после получения вопроса.

3. Рассмотрение первых частей заявок

После того, как время, отведенное на подучу заявок, истекло, наступает следующий этап аукциона — рассмотрение их первых частей. Срок, отведенный на это, указывается заказчиком в извещении, однако он не может длиться дольше 7 календарных дней. А вот минимальный срок законом не установлен — заказчик может брать для себя куда меньший интервал времени, все зависит от того насколько он торопится и как комиссия оценивает свою работоспособность.

4. Проведение аукциона

Участники, первые части заявок которых признаны соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, допускается к процедуре аукциона. Она проходит в ближайший рабочий день по истечении двух суток с момента окончания оценки первых частей заявок.

Например, срок рассмотрения первых частей заявок закончился 12 августа 2016 года. Тогда аукцион будет проходить 15 августа. Если аналогичный срок истек 18 августа, то аукцион будет проходить 22 августа.

Точное время проведения аукциона определяется оператором электронной площадки. После того, как аукцион состоялся, он же публикует соответствующий протокол, в котором будут отражены его итоги и ход. На это законом отводится не более часа.

5. Рассмотрение вторых частей заявок

Срок, который комиссия отводит себе на рассмотрение вторых частей заявок, устанавливается в извещении и документации — это один из обязательных пунктов, которые они должны содержать. При этом он, в соответствии с требованиям Федерального закона №44, не должен быть больше, чем 3 рабочих дня.

6. Направление проекта контракта победителю аукциона

После того, как победитель аукциона определен и прокол рассмотрения вторых частей заявок опубликован заказчиком, наступает следующий этап, связанный с заключением контракта. Его начало — это направление проекта контракта.

Сделать это должен заказчик, в течение 5 календарных дней с момента публикации итогового протокола. Закон не запрещает направить проект раньше.

7. Подписание контракта победителем аукциона

После того, как опубликован проект контракта победитель аукциона рассматривает его. Если замечаний по содержанию нет, то он подписывается в течение 5 календарных дней с момента публикации. В противном случае победителем оформляется протокол разногласий.

Окончательно контракт считается заключенным после того, как его подписывает заказчик. Однако сделать это раньше, чем через 10 дней после публикации итогового протокола он не может.

Вся информация о сроках, которые отводятся на осуществление того или иного этапа и статьи Федерального закона №44 , их регламентирующие, представлена в таблице.

Этап закупочной процедуры

Регламентированные сроки

Основание

Публикация документации, а также извещения для изучения участниками

Когда НМЦК менее 3 миллионов рублей, извещение должно быть размещено не позднее, чем за неделю до момента конца подачи предложений. Если НМЦК больше 3 миллионов, то этот срок увеличивается до 15 суток.

Статья 63 части 2 и 3

Подача потенциальными поставщиками запросов разъяснения отдельных пунктов документации

Минимум за три дня до финиширования приема заявок

Статья 65 часть 4

Предоставление разъяснений поставщикам в соответствии с их запросами

Ответ должен быть размещен в двухдневный срок с момента получения требования

Статья 65 часть 4

Корректировка аукционной документации

Максимум за 2 суток до финиша срока предоставления предложений. Время подачи предложений при этом продлевается так, чтобы оно оказалось не менее 7 или 15 дней в зависимости от начальной стоимости договора

Статья 63 часть 6

Отмена закупки

Минимум за 5 суток до момента финиша подачи предложений

Статья 36 часть 1

Формирование протокола оценки первых частей заявок

В заранее установленный срок рассмотрения первых частей заявок.

Статья 67 часть 7

Проведение торгов

Спустя 2 суток после выставления протокола оценки первых частей

Статья 68 часть 3

Оценка вторых частей предложений участников

На протяжении трех суток с даты проведения торгов

Статья 69 часть 5

Публикация итогового протокола

Не позднее суток со дня оформления протокола

Статья 69 часть 8

Отправка победившему участнику проекта договора

В течение 5 суток с подписания решающего протокола

Статья 70 часть 2

Подписание договора победившим участником и передача им обеспечения

В течение пяти суток с момента размещения договора заказчиком

Статья 70 часть 3

Подписание договора заказчиком

В течение 3 суток с подписания поставщиком

Статья 70 часть 7

Когда победитель не согласен с каким-либо пунктом договора, он формирует протокол разногласий

В течение 5 дней с даты публикации заказчиком проекта договора

Статья 70 часть 4

Оценка организатором протокола разногласий и внесение коррективов в договор

В течение 3 дней со дня публикации протокола разногласий

Статья 70 часть 5

Общий срок подписания договора

Не менее 10 дней и не более 20 со дня формирования финального протокола

Статья 70 часть 9

Что такое шаг аукциона при электронных торгах по 44-ФЗ? Каковы его величина и временной интервал?

Электронный аукцион представляет собой многоэтапную конкурентную процедуру закупки по нормам 44-ФЗ. Один из важнейших этапов – это торги, в ходе которых допущенные участники делают свои ценовые предложения.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 – Москва
  • +7 (812) 407-22-74 – Санкт-Петербург

Торги в рамках электронного аукциона по 44-ФЗ регламентируется в ст. 68. В процессе проведения электронного аукциона участники делают свои ценовые предложения с учетом снижения НМЦК на величину в пределах установленного шага электронного аукциона.

Что такое шаг аукциона

Электронный аукцион – это специальная закупочная процедура, в которой побеждает участник, предложивший самую низкую цену. В рамках 44-ФЗ проведение данной процедуры регламентируется ст. 59-71 44-ФЗ.

В настоящее время классические аукционы с молотком в руках аукциониста практически не проводятся, и на их место пришли электронные аукционы. Но понятие «шага аукциона» сохранило свое значение и применяется в контрактной системе и сегодня.

Согласно ст. 68 44-ФЗ, под шагом аукциона понимается величина снижения начальной максимальной цены контракта.

Особенность проведения электронного аукциона состоит в том, что участниками передаются предложения по цене не напрямую заказчику, а через электронную площадку. Перечень операторов ЭТП утвержден Правительством и включает:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»;
  • АО «Российский аукционный дом» и ООО «РТС-тендер».

Ценовые предложения на торгах подают только те участники аукциона, которые были допущены заказчиками по результатам рассмотрения первой части заявки.

Если НМЦК составляет не более 300 млн р. (2 млрд р. для строительных работ), то процедура торгов проводится на следующий рабочий день. Если НМЦК более 300 млн р., то на рассмотрение первой части заявки заказчику дают 3 дня.

Величина шага

Цена исполнения контракта государственного заказчика постепенно снижается участниками с учетом шага аукциона.

Шаг аукциона устанавливается в размере 0,5-5% от НМЦК (согласно ч. 6 ст. 68 44-ФЗ). Участник электронного аукциона не может произвольно снижать стоимость: он должен делать это строго в пределах шага.

Например, НМЦК государственной закупки составляет 2 млн р. Шаг аукциона с учетом установленного диапазона в 0,5-5% может составлять 10 тыс. р. – 100 тыс. р. То есть каждый участник вправе снизить цену контракту в данном диапазоне.

В ходе торгов участники могут использовать различные тактики подачи ценовых предложений. В первые 10-20 минут опытные участники обычно наблюдают за конкурентами и не проявляют активности. В процессе проведения аукциона одни участники предпочитают делать предложения по цене с минимальным шагом в 0,5% в последние секунды, другие же более активны и сразу подают ценовые предложения с серьезным дисконтом.

Наиболее распространенной является первая стратегия, которая позволяет долгое время держать высокую ценовую планку контракта.

Агрессивная стратегия участия с резким снижением цены на максимальный шаг (5%) позволяет быстро отстранить конкурентов и получить выгодный контракт.

Сегодня редко кто из участников принимает участие в электронных торгах самостоятельно. Большинство использует специальное программное обеспечение «аукционных роботов», которые делают ставки по заданным участниками параметрам.

Участники в данном случае указывают только минимальную цену, по которой они готовы выполнить контракт.

Для чего нужен

Шаг аукциона необходим для регулирования процедуры подачи ценовых предложений. При подаче ценовых предложений участник должен учитывать следующие требования, которые предъявляются к нему:

  1. Он не может сделать ценовое предложение, равное ранее поданному предложению по цене контракта или больше него, а также «нулевое» предложение по цене.
  2. Участник не вправе передать предложение по цене ниже текущего минимального предложения, которое было сделано в пределах шага.
  3. Участник не может подать ценовое предложение, которое ниже текущего минимального предложения по цене, в случае, если его сделал данный участник.

Таким образом, по правилам проведения электронного аукциона каждое следующее предложение должно быть меньше предыдущего, а подавать несколько предложений по цене подряд недопустимо.

Временной интервал

При проведении закупки в формате электронного аукциона устанавливается время приема предложений от участников в 10 минут. Именно столько занимает временной интервал от начала проведения аукциона до истечения сроков подачи ценовых предложений (первая фаза). Также 10 минут – это период ожидания до окончания аукциона после поступления последнего ценового предложения (вторая фаза).

После окончания электронного аукциона любой участник может сделать свое предложение по цене контракта, которое не ниже последнего предложения о минимальной цене независимо от величины «шага аукциона».

Если участник электронного аукциона предложил цену контракта, которая равна цене, сделанной другим участником, то лучшей признается цена, предложенная первой. Если в течение 10 минут после начала аукциона ни один из участников не подал ценовое предложение, то аукцион признается несостоявшимся.

Конкретных временных рамок, которые лимитируют продолжительность аукциона, в настоящее время не предусмотрено. Минимальная продолжительность торгов составляет 10 минут. Такая ситуация допускается, если никто из участников не сделает своих ценовых предложений.

Максимальная продолжительность торгов ничем не ограничивается. Торги продлятся до того момента, пока всеми участниками не будут исчерпаны предложения по цене. В течение 30 минут после окончания торгов ЭТП подводит итоги и формирует протокол торгов, который направляется заказчику. Вместе с протоколом заказчику передаются вторые части заявки от участников.

Особенности аукциона на право подписания контракта

В том случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,5% от НМЦК, то аукцион проводится на право подписания госконтракта.

Данный аукцион проводится через повышение цены контракта с учетом таких особенностей:

  1. Он проводится до момента достижения цены контракта размера не более 100 млн р.
  2. Шаг аукциона составляет не более 5% от суммы в 100 млн р.
  3. Размер обеспечения по контракту рассчитывается на основании НМЦК, указанной в закупочном извещении.
  4. Участник не может подать ценовое предложение по контракту выше максимальной суммы сделки для него, которое указано в решении об одобрении крупной сделки (такое решение имеется в реестре участников аукциона, которым выдана аккредитация на ЭЦП).

Таким образом, шаг аукциона – это величина снижения начальной цены контракта. Он устанавливается заказчиком и фиксируется в закупочной документации. Величина шага аукциона составляет от 0,5 до 5% от НМЦК. Максимальный временной интервал между предложениями участников по 44-ФЗ составляет 10 минут. Если в указанные рамки новых предложений не поступило, то аукцион признается завершенным.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Калькулятор сроков аукциона

Как пользоваться калькулятором

Калькулятор расчета сроков аукциона 44 ФЗ работает в два этапа.

Шаг 1. Укажите дату, когда опубликовано извещение о закупке, и сумму НМЦК. Когда все готово, нажмите на кнопку «Рассчитать».

Калькулятор сроков электронного аукциона 44 ФЗ покажет, когда нужно обрабатывать предложения и публиковать протокол рассмотрения.

Шаг 2. После первых результатов калькулятор предложит указать, сколько дней вы будете рассматривать вторые части. Вы можете указать от 1 до 3 дней.

Нажмите на «Рассчитать», и калькулятор покажет, в какие числа закончить рассматривать заявки и публиковать протокол и проект контракта.

Чтобы еще раз рассчитать онлайн сроки аукциона по 44 ФЗ, нажмите на кнопку «Новый расчет». Калькулятор вернется в исходное состояние.

Когда принимаются заявки на участие в электронном аукционе

Сроки проведения аукциона по 44 ФЗ зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). На этом правиле и строится работа калькулятора.

Размер НМЦК Период подачи заявок Норма 44 ФЗ
Меньше или равно 3 млн руб. Не ранее чем через 7 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС Ч. 2 ст. 63
Больше 3 млн руб. Не раньше чем через 15 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС Ч. 3 ст. 63

Например, если 08.05.2019 публикуете извещение и документацию о торгах с НМЦК 3 000 0000 рублей, то первый день, на который вправе установить окончание времени подачи предложений, будет 16 мая. А если НМЦК 3 500 000 рублей, то самая первая дата окончания подачи выпадает на 24.05.2019.

Потенциальные поставщики подают предложения в любое время с момента публикации извещения в ЕИС до времени окончания подачи заявок, которое указано в извещении и документации. Это закреплено в ч. 7 ст. 66 44-ФЗ.

С 01.07.2019 вступают новые правила проведения аукциона в электронной форме по 44 ФЗ. Увеличили размер НМЦК для так называемого «короткого» аукциона. Вот новая таблица сроков по аукциону по 44-ФЗ:

Размер НМЦК с 01.07.2019 Период подачи заявок
Меньше или равно 300 млн руб. Не ранее чем через 7 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС
Больше 300 млн руб. Не раньше чем через 15 дней со дня публикации аукционной документации в ЕИС

ВАЖНО! Если заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства, то «короткий» срок подачи заявок придется устанавливать для закупок с НМЦК до 2 млрд руб.

Когда рассмотреть первые части заявок

В ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе указано, что в закупках с НМЦК 3 млн руб. срок рассмотрения не превышает 1 рабочий день со дня, когда закончилась их подача. В остальных закупках время рассмотрения первых частей не превышает 7 дней. Используйте калькулятор, чтобы уточнить даты и ничего не упустить.

Когда закончите рассматривать предложения, на электронной площадке и в ЕИС нужно опубликовать протокол их рассмотрения. В ч. 7 ст. 67 указано, что это сделать нужно не позднее дня окончания рассмотрения первых частей, которое указали в извещении.

Когда рассмотреть единственную заявку

Если поступило только одно предложение, то электронная площадка даст доступ сразу к ее обеим частям. После этого, по п. 3 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ, нужно в течение 3 рабочих дней рассмотреть обе части и отправить на электронную площадку протокол рассмотрения единственной заявки. Подпишите протокол у каждого члена комиссии, которые ее рассматривали.

Как установить время проведения электронного аукциона

Чтобы рассчитать сроки электронного аукциона по 44 ФЗ, нужно учесть, что торги на ЭТП проходят только в рабочие дни. Перерыв между окончанием времени рассмотрения первых частей и днем торгов не должен быть меньше двух календарных дней. Получается, что датой проведения торгов на площадке будет первый рабочий день после двух календарных после даты окончания рассмотрения первых частей.

ВАЖНО! Время торгов установит сама электронная площадка. Указывать время в документации не нужно. Это указано в ч. 2, 3 ст. 68 44-ФЗ.

Например, дата окончания рассмотрения поданных заявок выпала на 17.05.2019. Первый рабочий день после двух календарных выпадает на 20.05.2019. В этот день и будет проходить процедура на электронной площадке. Калькулятор поможет не запутаться датами, так как учитывает все эти нюансы.

Когда рассмотреть вторые части заявок

В ч. 5 ст. 69 44-ФЗ указано, что на рассмотрение вторых частей отводится не больше 3 рабочих дней от дня, когда площадка сформировала протокол хода аукциона. Решение комиссии по итогам рассмотрения вторых частей нужно отразить в протоколе подведения итогов. Этот документ нужно выложить на электронной площадке и в ЕИС не позже чем на следующий рабочий день после подписания протокола членами комиссии. Это прописано в ч. 8 ст. 69 44-ФЗ.

Когда заключить контракт

В ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ указано, что направить контракт на подписание участнику нужно в течение пяти дней со дня публикации в ЕИС последнего протокола, в котором определили победителя.

ВАЖНО! На электронных площадках отображается последний срок направления контракта.

Обращайте внимание на эту информацию, чтобы не пропустить нормативный срок. Если нарушите, то получите штраф в размере 50 000 руб. по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

Минимальный срок для заключения контракта по результатам электронного аукциона составляет 10 календарных дней от даты, когда опубликовали итоговый протокол.

Максимальное время будет зависеть от действий сторон и исчисления рабочих и календарных дней:

  • 5 календарных дней есть, чтобы отправить проект контракта на подпись участнику;
  • 5 календарных дней есть у поставщика, чтобы подписать контракт и вернуть заказчику;
  • 3 рабочих дня есть у заказчика, чтобы подписать контракт после участника.

Если в процессе заключения будут разногласия, то на их урегулирование выделяется шесть рабочих дней — по три дня для каждой стороны, чтобы составить протокол разногласий и скорректировать проект контракта (ч. 5, 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).

Если калькулятор полезен, поделитесь ссылкой в соцсетях. Помогите коллегам сэкономить время и не нарушить требования закона о Контрактной системе.

Сроки проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьём процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации.

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней.

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней, а при НМЦК более 3 млн руб. – не менее 15 дней. При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

7. Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включёнными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Стоит учесть, что если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем Вам пользоваться нижеприведённой таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103

Отмена проведения аукциона

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  • Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Отмена проведения аукциона – электронного или обычного – зачастую производится при появлении определенных причин со стороны заказчика. Текущее законодательство относительно государственных закупок допускает такое развитие событий, однако в контексте соблюдения всех процессуальных нюансов, которые для этого установлены.

Если не знать все эти правовые нормы и мелкие детали, то можно элементарно упустить из виду ключевые моменты при осуществлении данной процедуры. Чтобы заполнить пробелы в этом вопросе, читайте нашу статью.

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика

На сегодняшний день товары, работы или услуги закупаются в основном через электронный аукцион. Покупатель по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ вправе отменить закупку, которая была размещена в Единой информационной системе. Однако необходимость этой процедуры должна быть серьезно обоснована. Кроме того, важно следовать определенному алгоритму.

  1. Понятие

    Отмена предполагает остановку закупочной процедуры. При этом все участники, которые уже подали свои заявки, должны в обязательном порядке быть уведомлены о прекращении закупки. Для открытых процедур необходимым является размещение в Единой информационной системе извещения об отказе от проведения закупки.

    Отмена электронного аукциона возможна, если возникли следующие обстоятельства:

    • Были изменены условия договора, и, чтобы их скорректировать, необходимо достаточно много времени. За счет этого подать заявку в установленный срок невозможно.
    • Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены, из-за чего нет достаточных финансовых средств, чтобы оплатить приобретаемые товары, работы или услуги.
    • Больше нет потребности в объекте закупки.
    • Было получено предписание антимонопольной службы.
    • Решение об отмене было принято в ходе общественных слушаний.
    • Возник форс-мажор.

    Стоит отметить, что вышеуказанные причины не являются исчерпывающими. В ФЗ № 44 четко не прописаны основания, по которым можно отменить закупку. Покупатель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности продолжения закупочной процедуры и при необходимости отказываться от дальнейшего ее проведения.

  2. Порядок и сроки

    Отменить закупочную процедуру заказчик может не менее чем за 5 дней до момента завершения приема заявок от поставщиков.

    Однако в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ указано, что отмена проведения аукциона возможна и после вышеуказанной даты. Основанием для этого могут быть возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

    Читайте также: «Как участвовать в тендерах начинающему ИП, ООО и физлицу»

    Кроме того, отменить закупочную процедуру можно, даже если причиной этого является не чрезвычайная ситуация. Для этого необходимо не менее чем за 2 дня до момента окончания приема заявок продлить срок, в течение которого поставщики могут направлять свои предложения. Для внесения изменений необходимо указать вескую причину. По такой процедуре срок приема заявок продлевается минимум на 7 дней, в течение которых можно остановить закупочную процедуру.

  3. Порядок проведения процедуры
    • Шаг 1. Выясняем, необходима ли отмена процедуры закупки, и устанавливаем причину, по которой проводить аукцион не имеет смысла.
    • Шаг 2. Убеждаемся, что соблюдаются необходимые сроки, то есть до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Если времени недостаточно, следует внести изменения в порядок закупки.
    • Шаг 3. Выносим решение об отмене проведения аукциона и оформляем соответствующий документ, образец которого доступен для скачивания ниже.

    Документ-образец

    • Шаг 4. Публикуем решение в Единой информационной системе в тот же день, когда оно было принято. Кроме того, обязательно необходимо известить об отмене процедуры всех участников, подавших предложения. Стоит отметить, что покупатель не имеет права вскрывать конверты с заявками поставщиков после того, как в ЕИС была опубликована информация об отмене процедуры. При проведении электронной процедуры возврат заявок обеспечивается оператором площадки на протяжении часа после публикации извещения об отмене.
    • Шаг 5. Исправляем данные в плане-графике. Это необходимо сделать или в день, когда была отменена процедура, или на следующий рабочий день.

Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Использование для проведения закупки электронного аукциона значительно упрощает процесс приобретения товаров, работ или услуг. Поэтому он широко применяется на практике.

Отмена закупочной процедуры покупателем возможна при соблюдении определенных законом сроков. Во избежание нарушения закона необходимо наличие определенных обстоятельств, таких как:

  • Отсутствие возможности уплатить предусмотренную заявкой сумму за приобретение товаров, работ или услуг.
  • Нецелесообразность проведения электронного аукциона.
  • Внесение изменений в утвержденную государством или органами местного самоуправления программу, для выполнения которой необходимо было проведение аукциона.
  • Изменение рыночной ситуации, из-за чего приобретаемый товар может оказаться недостаточно качественным и слишком дорогим.
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

Вышеуказанные ситуации могут быть основанием для отмены проведения аукциона. Последствием такого решения заказчика является аннулирование всех предложений участников и возврат им денежных средств, которые были зарезервированы как обеспечение заявки.

Последствия и сроки отмены проведения аукциона

Для того чтобы правильно оформить отмену закупочной процедуры, необходимо руководствоваться положениями ст. 36 ФЗ № 44. Покупатель должен принять соответствующее решение не менее чем за 5 дней до завершения подачи заявок от участников. Также обязательным условием является публикация в день принятия решения информации о том, что процедура отменена, в Единой информационной системе. После этого покупателю будет закрыт доступ к сведениям о предложениях участников.

В ч. 2 ст. 36 ФЗ № 44 указано, что при несоблюдении минимального 5-дневного срока для отмены проведения аукциона данная процедура возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. После публикации в ЕИС официальной информации о принятом решении закупка признается отмененной.

Далее ресурс, который занимался организацией проведения закупки, извещает участников об отмене процедуры. Оповещения с указанием причины принятия данного решения отправляются в личный кабинет на сайте электронной торговой площадки и на email участника. Также им возвращаются денежные средства, которые были предоставлены как обеспечение заявки.

Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ № 44 отменивший проведение аукциона покупатель не ответственен перед участниками процедуры закупки, которые направляли предложения. Нести ответственность заказчику придется только в случае возникновения по его вине ущерба у потенциального поставщика или подрядчика. Участник может требовать возмещения убытков в судебном порядке.

Заказчик имеет право на отмену проведения аукциона исключительно при соблюдении установленных временных рамок. Иначе для подобных действий будут необходимы достаточно серьезные причины. Участник аукциона не имеет никакой законной возможности повлиять на решение заказчика.

Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Достаточно часто в процессе осуществления закупки серьезно нарушаются права участников. Например, возможно снятие потенциального поставщика с участия в аукционе или отказ принимать его предложение.

  1. Рассмотрение ошибок в ходе торгов

    По исковому заявлению заинтересованного лица суд может признать недействительность закупки, в ходе проведения которой нарушаются законодательные нормы. Это регламентируется ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому первоочередной задачей является правильная с юридической точки зрения расстановка приоритетов. Так можно будет определить основные ошибки в процедуре закупки.

    Формально отмена проведения торгов возможна на следующих основаниях:

    • Не был соблюден срок приема предложений в случае продажи госимущества.
    • Участнику было незаконно отказано в подаче предложения.
    • Неправильно определен победитель и др.
  2. В какой орган обращаться для отмены проведения аукциона?

    Любая сторона закупочной процедуры, объединения юридических лиц и общественные организации, которые выполняют общественный контроль, согласно законодательным нормам РФ, вправе оспорить решение заказчика. Такая возможность прописана в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44. Обжалование происходит либо в установленном этим законом порядке, либо посредством обращения в суд или контролирующий закупочную деятельность орган.

    Обжаловать можно нарушающие права участника аукциона действия или бездействие покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки.

    О том, куда именно подавать жалобу, упоминается в ст. 99 ФЗ № 44. Контролирующим органом в подобных вопросах является Управление Федеральной антимонопольной службы в регионе. В случае если решение УФАС не устроит заинтересованное лицо, то следующим шагом должно быть обращение в суд.

  3. Обжаловать проведение аукциона можно в течение 10 дней

    Оспорить принятое при выборе победителя торгов решение покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки допускается в течение 10 дней. Срок подачи жалобы определяется с момента публикации на электронной торговой площадке одного из следующих документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения аукциона, в случае если он признан несостоявшимся.

    Обжаловать пункты документов о проведении торгов участник может до момента завершения срока, отведенного на прием предложений от поставщиков, подрядчиков или исполнителей. Иногда возможны ситуации, когда подлежащие обжалованию действия заказчика были предприняты после того, как начали рассматриваться предложения от участников (то же касается бездействия организатора процедуры). В этом случае обжаловать данные действия имеют право исключительно субъекты, которые подали предложения на участие в торгах.

    Читайте также: «Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы»

    Если подлежащие обжалованию действия произошли в момент рассмотрения вторых частей предложений по торгам либо в момент заключения договора, то обжаловать эти действия можно до того, как будет подписан договор. В противном случае оспорить решения покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки можно исключительно посредством обращения в суд.

  4. Отмена проведения аукциона в судебном порядке

    При несогласии заинтересованного лица с принятым Управлением ФАС решением оно имеет право не позднее чем через 3 месяца подать исковое заявление в арбитражный суд на общих основаниях. Мотивировать необходимость отмены решения ФАС надо той же формулировкой, которая была указана в жалобе в контролирующий орган. То есть в судебном порядке обжалованию подлежат не действия заказчика в процессе проведения аукциона, а принятое ФАС решение по жалобе заявителя.

Как проходит электронный аукцион по 44-ФЗ с 01.07.2019

Когда проводят электронный аукцион

Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по 44 ФЗ, статья 59 регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. Главным критерием выбора победителя на открытом аукционе в электронной форме 44 ФЗ называет наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Торги могут проходить и в форме редукциона, подробнее об этом — в статье «Чем отличается аукцион от редукциона».

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8 и утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ:

  • ЕЭТП, «РТС-тендер»;
  • Сбербанк-АСТ;
  • «Электронные торговые системы»;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «ТЭК-Торг»;
  • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Что изменилось после 01.07.2018

Когда проводится

Заказчик проводит аукционную процедуру по 44-ФЗ на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Но они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых процедур).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязательно проводит электронный аукцион, обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя станет Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р о случаях обязательного проведения электронных аукционных торгов.

К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Скачать

Субъект РФ может принять и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности. К примеру необязательность проведения ЭА при строительных работах на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

ВАЖНО! П. 2 ст. 59 предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА. В частности, если начальная цена заказа не превышает 500 000 рублей, заказчик вправе провести электронный запрос котировок независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень. То же самое, если осуществляется заказ в соответствии со случаями, установленными ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у единственного поставщика.

О том, как проходит эта процедура по 223-ФЗ, читайте в статье «Электронный аукцион по 223-ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция».

Инструкция по проведению аукциона

Пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44 ФЗ 2020 года для заказчика и поставщика регламентирована ст. 68 44-ФЗ:

  1. Определить дату проведения.
  2. Провести основной и завершающий этапы.
  3. Выбрать победителя.

Разберем эти шаги по порядку.

Как вычислить день аукциона

В статье указано, что день проведения электронного аукциона — рабочий день, который следует за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если он разыгрывается в строительной сфере и в документацию включена проектно-сметная документация по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то торги начинаются через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только аккредитованные поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

ВАЖНО! Рассчитайте сроки проведения электронного аукциона на калькуляторе сроков аукциона по 44-ФЗ.

Как долго проходят торги

На это влияют следующие параметры:

  • стартовая цена;
  • сколько поставщиков придут на торги;
  • как сильно они сбивают цену.

Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

Иногда торги могут продолжаться нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже, чем на 99,5 %, и участники торгуются уже за право заключения госконтракта, т. е. хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. В среднем же электронные торги длятся 1-1,5 часа.

Как проходят основной и завершающий этапы

Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

Первый этап подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. Шаг аукциона по 44 ФЗ в 2020 составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более, чем на 5%, не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима)

ЦП 2

920 000 (цена более ранее поданной недопустима)

ЦП 1

0 (недопустимо, даже в пределах шага)

Участник не может сделать снижение вне аукционного шага, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 3

800 000 (вне шага, недопустимо)

Если текущее минимальное снижение принадлежит тому же участнику, то снизить его он не может.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

850 000 (тот же участник, недопустимо)

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится этап 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага, но она не может быть ниже минимальной предложенной в первой фазе.

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то торги признаются несостоявшимися.

Протокол проведения электронного аукциона размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

Как вести себя на аукционе

Если еще до начала торгов хотите узнать ваших конкурентов, об этом мы писали в статье «3 законных способа узнать конкурентов электронного аукциона». А о том, как с ними торговаться, мы поговорим дальше.

Как проходит электронный аукцион по 44 ФЗ, зависит от поведения участников на торгах. Мы выделили несколько стратегий.

Партизанская

Проявляется она в том, что вы заходите на страницу, где проходит аукцион, и наблюдаете за ставками конкурентов. Вмешаться можно, если ваша цена ниже, чем предлагают коллеги. В случае если цена сильно упала и вам невыгодно продолжать, то вы просто не делаете ни одной ставки. Таким образом обеспечение заявки разблокируется в течение часа после завершения торгов. Если же вы сделали хоть одну ставку в процессе торгов, то доступ к деньгам получите только после того, как заказчик опубликует протокол подведения итогов аукционной процедуры. На это у заказчика есть 3 рабочих дня.

Умеренная

Суть ее в том, что вы плавно снижаетесь по 0,5 процента. Так действует подавляющее количество поставщиков.

Агрессивная

В отличие от умеренных игроков, есть участники, которые форсируют события. Они сбивают максимально цену по 5% вниз. При таком раскладе есть шанс лишиться прибыли. Ведь когда один исполнитель сбивает на полпроцента, а вы отвечаете ему, уменьшая цену на 5, и забираете контракт, то, скорее всего, вы теряете 4,5 процента прибыли. Так как могли снизить на 0,5 процента и также выиграть этот госконтракт.

Выматывающая

Есть поставщики, которые ставят на последней минуте торгов. Естественно, это затягивает время проведения аукциона, и есть надежда, что конкурент уйдет праздновать победу или физически не сможет продолжать аукцион. Таким образом, есть шанс забрать аукцион.

Дистанционная

Зачастую те, кто предпочитают выматывающую стратегию, пользуются услугами роботов на площадках. Например, аукционный робот для ЭТП Сбербанк-АСТ формируется достаточно просто. Нужно заполнить лимит для робота и шаг снижения цены. А он без вашего участия будет делать ставки на торгах по заданным параметрам.

Скачать

ВАЖНО! С 18:00 дня перед днем аукциона и до старта торгов аукционный робот не работает. Функционал отключения аукционного робота становится доступен сразу после начала электронного аукциона путем подачи ценового предложения в ручном режиме, подписав его сертификатом ЭП.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть также и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Два из которых в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий же участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей оказывается вместо лицензий фотография тещи или каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя. Еще можете обратиться в суд и признать торги, которые проходили по этой схеме, недействительными. Такие выводы сделал Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в решении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019.

Скачать решение АС Восточно-Сибирского округа по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *