Сроки задержания по административному правонарушению

Согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления и административного задержания такого лица не может превышать 48 часов.

В уголовно-процессуальном порядке в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание допускается на срок не более 48 часов в случае:

— если гражданин застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— если потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление или

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления и при наличии иных данных дающих основание подозревать лицо в совершении преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ либо суд не продлил срок задержания на 72 часа в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, при наличии ходатайства следователя, дознавателя, подозреваемого или его защитника о представлении дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Случаи применения

Прежде всего нужно отметить, что в соответствии со статьей 260 Кодекса Украины об административных правонарушениях такая мера как административное задержание применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины:

  • с целью прекращения административных правонарушений;
  • когда исчерпаны другие меры воздействия;
  • для установления личности;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины. А именно:

  1. органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства, совершении насилия в семье, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и за некоторые другие правонарушения в соответствии с п.1 ст.262 КУоАП;
  2. органами пограничной службы — в случае незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершение злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушение правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушение правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины согласно п.2 ст. 262 КУоАП;
  3. старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты согласно п.3 ст.262 КУоАП
  4. должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины — в случае совершения военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, а также работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушения правил хранения, ношения или перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов и т. д. в соответствии с п.4 ст.262 КУоАП;
  5. органами Службы безопасности Украины — при нарушении законодательства о государственной тайне или осуществлении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, хранении специальных технических средств негласного получения информации — п.5 ст. 262 КУоАП;
  6. должностными лицами органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов — в случае совершения скрытой от досмотра передачи или попытки передачи любым способом лицам, содержащимся в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний, алкогольных напитков, лекарственных и других средств, вызывающих одурманивание, а также других запрещенных для передачи предметов — п.6 ст. 262 КуоАП.

Порядок административного задержания

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице задержанного;
  • время и мотивы задержания.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщают его родственникам, а по его просьбе также собственнику соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу.

По общему правилу, в соответствии со статьей 263 КуоАП административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания. В то же время, согласно статьи 29 Конституции Украины содержание под стражей как временная мера может применяться на срок не более 72 часов. В дальнейшем законность такой меры должна быть проверена судом.

Тем не менее, продолжительное время в украинском законодательстве содержались нормы, устанавливающие более продолжительные сроки административного задержания. Например, возможность задержание правонарушителей, не имеющих документов удостоверяющих личность, на срок до 10 суток с санкции прокурора, или возможность задержания за некоторые виды правонарушения до рассмотрения дела судом. И только 11.10.2011г. Конституционный Суд поставил точку в этом вопросе, признав эти положения неконституционными и указав на то, что срок административного задержания в любом случае не может превышать срок задержания в уголовном процессе (72 часа).

Неконституционным также было признано положение абз. 6 п.5 ст. 11 ЗУ «О милиции», дающее сотрудникам милиции право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, выявивших неповиновение законному требованию работника милиции до рассмотрения дела судом, но не более 24 часов.

Исчисление сроков административного задержания с момента доставления правонарушителя для составления протокола или отрезвления также признано несоответствующим Конституции Украины — в этом случае Конституционный Суд усмотрел основания для злоупотреблений со стороны представителей правоохранительных органов.

На максимальный срок, до трех суток (72 часов), могут быть задержаны правонарушители с целью установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

Услуга Кол-во предложений Средняя цена, грн

количество предложений

1 344,44

средняя цена, грн

количество предложений

2 825,00

средняя цена, грн

количество предложений

14 800,00

средняя цена, грн

количество предложений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *