Ст 14 ФЗ 400

Законом 400-ФЗ «О страховых пенсиях» («пенсионный кодекс») предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

— при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

28 декабря 2013 года в юридическую силу вступил федеральный закон России № 400 «О страховых пенсиях», который регулирует общественные правоотношения в сфере начисления, исчисления и предоставления пенсионных выплат населению (гражданам РФ, а также иностранцам, постоянно работающим и проживающим на территории России). Цель принятия закона – защита интересов граждан, гарантия права на выплаты согласно обязательному пенсионному страхованию работающего населения.

Изменения и эволюция

Последние правки в федеральный закон о страховых пенсиях в РФ были внесены 6 марта 2019 года. В частности, была дополнена статья 12 ФЗ № 400 упоминанием о том, что весь период работы судьи также будет засчитываться в страховой стаж.

Таблица «Изменения закона»

Дата Измененная статья Суть
27.12.2018 2, 12, 13, 16 Норма дополнена упоминанием, что закон распространяется также на деятельность войск национальной гвардии.
03.10.2018 8, 10, 30, 32 Поскольку в действие вступила новая пенсионная реформа, увеличивающая возраст выхода на заслуженный отдых, эти изменения были отображены в действующем законе.
9 Упоминание, что инвалидность человека должна подтверждаться документально. В статье указано, какие документы и отчеты могут служить надлежащим доказательством.
21 Подтверждение банкротства предприятия и влияние такого решения на исчисление пенсионного страхового стажа.
01.07.2017 16 Изменение суммы выплат инвалидам 3 группы с 3935 до 4982 рублей в месяц. Дополнительно обозначен период времени, с которого будут начисляться пенсионные выплаты инвалидам, прекратившим официальную деятельность – с 1 числа следующего месяца после прекращения работы.

Что касается других изменений, вносимых в действующий закон, то они были несущественными и касались коррекции формулировок, а также номеров законов, в соответствии с которыми действуют те или иные нормы.

Форма закона

ФЗ № 400 состоит из 7 глав и 36, которые в полной мере регулируют вопросы, связанные с назначением страховых пенсий гражданам России.

Допускается перевод человека с одного вида пенсионного обеспечения на другой, если для того есть основания. Например, получение пенсии по утрате кормильца было заменено на выплату ежемесячной пенсии по инвалидности. Одновременное получение нескольких видов дотаций категорически запрещено.

Большинство вопросов, связанных с начислением денежных средств, регулируется государственным, общефедеральным законодательством, но ФЗ № 400 расширяет полномочия местных органов власти, позволяя самостоятельно увеличивать сумму выплат за счет компенсации из городского бюджета, добавлять льготы или расширять список льготников. Поэтому при необходимости получения социальной помощи нужно обращаться в муниципалитет города, где работники предоставят максимально полную информацию о доступных видах поддержки.

Кто может претендовать на поддержку

Согласно закону работодатель делает ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд за каждого своего официального работника. Сумма зависит от должностного оклада трудящегося и аккумулируется на его накопительном счете. Поэтому все граждане, работающие на основании контракта или гражданского договора, претендуют на получение страховой пенсии.

Иностранные подданные и лица без гражданства получают страховые выплаты на общих основаниях, если они постоянно проживают и работают в России. Дополнительно во внимание принимаются положения международных соглашений.

Человек, претендующий на одновременное оформление нескольких видов пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), самостоятельно выбирает желаемый вид обеспечения.

Главные принципы назначения страховых пенсий

В этом разделе ФЗ произошли изменения, связанные с параллельным осуществлением пенсионной реформы в Российской Федерации.

Возраст

Претендовать на ежемесячное пособие могут лица, которые достигли пенсионного возраста (65 – мужчины, 60 – женщины). Дополнительно предстоит подтвердить наличие 15 лет страхового стажа. Размер индивидуального пенсионного коэффициента не может быть меньше 30 единиц.

Мужчина может выйти на пенсию в 63 года, если накопил 42 года страхового стажа, а женщина в 58 при накоплении 37 лет.

Инвалидность

Претендовать на помощь могут инвалиды любой группы, чья недееспособность подтверждена документально. Для получения страховой пенсии стаж не имеет значения, но при полном отсутствии такового человек сможет претендовать только на социальную помощь.

Утрата кормильца

Что касается нетрудоспособных граждан, то они могут изъявить желание на помощь только при соблюдении ряда условий. В частности, претендовать на пенсию по утрате кормильца можно при следующих обстоятельствах:

  • только близкие родственники погибшего;
  • нетрудоспособные родственники были на иждивении умершего;
  • нетрудоспособность подтверждается возрастом до 18 (при обучении на очной форме в вузе – до 23 лет) или старше 65 лет или же состоянием здоровья – инвалиды.

Финансовые вопросы

Закон фиксирует, по какой формуле считается страховая пенсия. Для каждого вида обеспечения предусмотрена своя формула расчета, состоящая из фиксированных выплат и из изменяющихся начислений.

Оформление

Федеральный закон также предусматривает, какие периоды работы будут засчитываться в страховой стаж. Гражданину самостоятельно подсчеты вести не нужно. Отчеты формируются автоматически в Пенсионном фонде России, который далее занимается выплатой пенсий. При выявлении несоответствий человек может обратиться в ПФР с заявлением на перерасчет пособий.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

03 августа 2017 10:31

Пенсионное обеспечение северян является традиционным для российского пенсионного права. С 1945 года применялся особый подход исчисления трудового стажа граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На протяжении многих лет, законодательство претерпевало изменения, в части определения права на пенсионное обеспечение, расчета размера пенсии, установления дополнительных гарантий и льгот. Не смотря на изменения в пенсионном законодательстве, пенсионное обеспечение граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях остается актуальным по сегодняшний день, имеет свои особенности.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который сохранил все основные пенсионные гарантии для граждан, проживающих или работавших на Севере, предусмотренные ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основной пенсионной льготой для граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является возможность назначения страховой и социальной пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ назначение страховой пенсии северянам может производиться, как и ранее, со снижением возраста на 5 лет, то есть в 55 лет – мужчинам и в 50 лет – женщинам.

Необходимыми условиями для назначения страховой пенсии по старости до достижения общеустановленного возраста являются:

— работа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, то есть стажевые требования различаются в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность (такая работа относится к стажу на соответствующих видах работ). При этом в северный стаж засчитывается любая работа, протекавшая в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных;

— наличие страхового стажа 25 лет – для мужчин и 20 лет для женщин.

Пенсионное законодательства предусматривает гарантии гражданам, не имеющим право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ, из числа малочисленных народов Севера проживающих на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы.

Так, согласно п.п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ) право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 166-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости» утвержден исчерпывающий перечень малочисленных народов Севера и районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, разработанные исходя из принципа сохранения и недопущения расширения категорий граждан, имеющих право на назначение социальной пенсии по старости, из числа малочисленных народов Севера, закрепленное за ними на основании ранее действовавшего законодательства Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень документов), утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с п.2 Перечня документов для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные Перечнем документов, а также соответствующее заявление об установлении пенсии.

Согласно п.114 Перечня документов установлено, что принадлежность к малочисленным народам Севера подтверждается свидетельством о рождении, а при отсутствии в нем требуемых сведений – документом, выдаваемым общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления.

Следует отметить, что 71% всех страховых пенсий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре назначены в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализовало право на социальную пенсию по старости 513 граждан из числа малочисленных народов Севера.

Наибольшее количество получателей социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера в Сургутском районе, Березовском районе, Нижневартовском районе, Кондинском районе, Октябрьском районе и Белоярском районе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *