Ст 188 УК РФ

1. Предметом преступления, предусмотренным ч. 1, выступают товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте, а ч. 2 — предметы, ограниченные или изъятые из гражданского оборота.

2. Перемещение через таможенную границу означает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом, определенным таможенным законодательством.

3. Местом совершения преступления выступает таможенная граница.

4. Перемещение товаров через таможенную границу будет незаконным, если совершено одним из пяти запрещенных законом способов (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»).

Перемещение помимо таможенного контроля заключается в совершении действий вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо вне времени их работы.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников и т.п.).

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует понимать предъявление поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование — умышленное незаявление в установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах.

Недостоверное декларирование — заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей. Например, готовые изделия перемещаются под видом комплектующих деталей, сырья и т.п.

5. Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1, выступает крупный размер (более 250 тыс. руб.). Уголовная ответственность за контрабанду, совершенную путем перемещения через таможенную границу не задекларированной или недостоверно задекларированной иностранной валюты и (или) российской валюты, наступает только в том случае, если сумма перемещенной валюты превышает сумму, полученную от сложения 250 тыс. руб. (крупный размер) и 10 тыс. долл. США (разрешенные к провозу без декларирования) (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П).

6. Момент окончания преступления определяется в зависимости от способа совершения преступления (п. п. 5 — 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

7. При контрабанде, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3), субъектом преступления выступают: а) работники таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств; б) должностные лица, освобожденные в силу ст. 386 ТК РФ от некоторых форм таможенного контроля.

8. Квалификацией по п. «в» ч. 3 охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК).

(Утратила силу с 8 декабря 2011 года — Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 188 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» <1> Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

———————————
<1> РГ. 1993. 4 мая.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон.

При перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам (ст. 123 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» <1> предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РФ (пп. 1 — 3 п. 1 ст. 11) и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (п. 26 ст. 2), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец). Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предметом контрабанды наряду с другим имуществом являются наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

———————————
<1> Официальный сайт Верховного Суда РФ (www.supcourt.ru).

Часть 2 ст. 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах <1>.

Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6:

а) перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4);

б) перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8);

в) сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8);

г) под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 Таможенного кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9);

д) недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10);

е) недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10);

ж) момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4);

з) при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля (абз. 3 п. 5).

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации (абз. 4 п. 5);

и) контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля (абз. 1 п. 6).

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест) (абз. 2 п. 6).

Состав преступления формальный.

Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен — из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов (абз. 3 п. 3 Постановления).

Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему) либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды (абз. 2 п. 16 Постановления).

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

По п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья (п. 18 Постановления).

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза) (п. 19 Постановления).

Если лицо, имеющее право владения и пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 188 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица, в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ, — как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 20 Постановления).

При разрешении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за контрабанду иностранной валюты следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» <1>. Данным нормативным актом признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. ст. 17 (ч. 1), 19 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3), нормативное положение ч. 1 ст. 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте двести пятьдесят тысяч рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования.

За незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России при отсутствии их крупного размера установлена административная ответственность (ст. 16.1 КоАП РФ).

———————————
<1> Официальный сайт Конституционного Суда РФ (www.ksrf.ru).

1. При описании состава преступления, предусмотренного в комментируемой статье, использовано множество бланкетных признаков (таможенная граница, товары, таможенный контроль, декларирование и т.д.), для уяснения содержания которых необходимо обращение к таможенному законодательству и прежде всего к Таможенному кодексу Таможенного союза.

Товары определены в Таможенном кодексе Таможенного союза (п. 35 ч. 1 ст. 4) как «любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие «товар» определено как «являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии». Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу преследуется в уголовном порядке при их стоимости, превышающей 250000 руб. (крупный размер).

Таможенный кодекс Таможенного союза не называет помимо товаров «иные предметы», как это сделано в ч. 1 ст. 188 УК. Не предусмотрены «иные предметы» и в статьях КоАП РФ об ответственности за правонарушения в области таможенного дела, которые отличаются от аналогичных случаев уголовно наказуемой контрабанды только размером.

Надо иметь в виду, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» признано несоответствующим ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ нормативное положение ч. 1 комментируемой статьи в той мере, «в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования».

2. Объективная сторона контрабанды включает действие, определяемое в законе как «перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов», совершаемое одним из указанных в законе способов.

Таможенной границей являются пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых данные государства обладают исключительной компетенцией (ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза). Таким образом, таможенная граница РФ частично совпадает с Государственной границей РФ.

3. Перемещение товаров через таможенную границу — это совершение действий по ввозу товаров на таможенную территорию или вывозу их с этой территории. Из определений ввоза и вывоза, содержащихся в Таможенном кодексе Таможенного союза (п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 4), можно сделать вывод, что это, как правило, не одномоментные действия, а система целенаправленных действий. Данные положения таможенного законодательства, безусловно, следует иметь в виду при анализе уголовно-правовой нормы, но с определенными поправками на то, что при контрабанде происходит криминальное перемещение товаров через таможенную границу, когда не соблюдается установленный порядок перемещения.

4. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территорию складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза. Например, согласно Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и досмотра, в местах стоянки транспортных средств и перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары (ч. 2 ст. 163).

СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

5. Перемещением товаров помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу (ввоз или вывоз) вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же относятся случаи перемещения товаров путем прорыва таможенной границы — открытое перемещение, минуя таможенный контроль, а также перемещение, осуществленное в установленном месте, но при этом таможенный контроль не проводился в результате подкупа должностного лица.

6. Сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, признается любое их утаивание путем использования различных тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, в частности, путем придания одним товарам вида других (камуфлирование, маскировка и т.п.). Иногда преступники для сокрытия контрабандно перемещаемых товаров (например, наркотиков) используют естественные полости тела человека.

7. Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации связано с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, недействительных документов или документов, относящихся к другим товарам, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

8. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, — это незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза. Незаконность подобных действий связана с нарушением установленной таможенным законодательством обязанности декларировать товары при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 180).

9. Для признания контрабанды оконченным преступлением необходимо, чтобы с использованием указанных в законе способов (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, недекларирование или недостоверное декларирование и др.) имело место фактическое перемещение товаров через таможенную границу. Это положение равно относится к случаям как ввоза, так вывоза товаров, однако требует конкретного рассмотрения применительно к различным ситуациям.

При перемещении товаров на таможенную территорию помимо мест, где осуществляется таможенный контроль, преступление окончено с момента фактического перемещения их через таможенную границу, так как уже с этого момента субъект получает возможность распоряжаться по своему усмотрению контрабандно ввезенными товарами. Иная ситуация имеет место при ввозе товаров на таможенную территорию через пункты пропуска через Государственную границу, где одновременно проводится таможенный контроль и таможенное оформление. Эти пункты располагаются не непосредственно на Государственной (таможенной) границе, а на определенном, иногда значительном отдалении от нее (например, в аэропортах, морских и речных портах). Практически во всех подобных случаях перемещение товаров через таможенную границу происходит до того, как перевозчик доставляет ввезенные им товары в пункт пропуска через Государственную границу РФ, где он обязан предъявить их таможенному органу. При этом пересечение таможенной границы при наличии умысла на контрабанду еще не образует оконченного состава преступления, что произойдет при прохождении зоны таможенного контроля (фактическом выпуске товаров) с сокрытием контрабандного товара от таможенного контроля, обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларированием или недостоверным декларированием. При обнаружении контрабандных товаров при таможенном контроле содеянное следует рассматривать как покушение на контрабанду.

При вывозе товаров моментом окончания преступления является фактическое пересечение ими таможенной границы. Все иные действия, непосредственно направленные на вывоз товаров (подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, вход (въезд) физического лица с контрабандно перемещаемыми товарами в зону таможенного контроля и т.п., в том числе и прохождение зоны таможенного контроля), образуют покушение на контрабанду, поскольку до момента пересечения таможенной границы товары считаются находящимися под таможенным контролем. В силу этого до момента фактического пересечения таможенной границы у субъекта остается возможность добровольного отказа от совершения преступления.

В связи с этим трудно согласиться с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» . Так, в п. 5 Постановления указано, что при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что их ввоз совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товаров под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.

БВС РФ. 2008. N 8; 2010. N 11.

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля.

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест).

Указанное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ не соответствует действующему таможенному законодательству, фактически исключает стадии совершения рассматриваемого преступления.

10. Субъектом контрабанды может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, непосредственно участвовавшее в выполнении объективной стороны преступления либо выполнившее объективную сторону контрабанды путем использования лица, неосведомленного о незаконности совершаемых действий (посредственный исполнитель).

Контрабанда совершается с прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что незаконно перемещает товары через таможенную границу одним из указанных в законе запрещенных способов, и желает этого.

11. Для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, необходимо, чтобы сознанием виновного охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное. Крупный размер предметов контрабанды по ч. 2 ст. 188 не требуется.

О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах, растениях и их частях, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, см. коммент. к ст. 228; об инструментах и оборудовании, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, — коммент. к ст. 228.2; сильнодействующих и ядовитых веществах — коммент. к ст. 234.

Порядок перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных, ядовитых и отравляющих веществ установлен Постановлением Правительства РФ от 16.03.96 N 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ» .

СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1350.

Под отравляющими веществами понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию.

О радиоактивных веществах и ядерных материалах см. коммент. к ст. 220.

Ввоз из иностранных государств на территорию России отработанного ядерного топлива в целях его переработки осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и ее международными договорами.

Радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение (ст. 3 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ).

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Об огнестрельном оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах, взрывных устройствах см. коммент. к ст. 222.

Общие положения о порядке ввоза на территорию России и вывоза из России оружия и патронов к нему сформулированы в ст. 17 Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ «Об оружии» .

СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Перемещение взрывчатых веществ через таможенную границу регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ от 28.08.2000 N 29 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий».

Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, может быть любое огнестрельное оружие: боевое, служебное, гражданское (спортивное, охотничье как с нарезным стволом, так и гладкоствольное). В комментируемой статье отсутствует оговорка, включенная законодателем в ст. 222 УК («за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему»).

Предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 следует также признать и основные части огнестрельного оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы), тем более в случаях, когда оружие перемещается в разобранном виде.

Вооружение и военная техника определены в ст. 1 Федерального закона от 19.07.98 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» как «комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)».

СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст. 1 Федерального закона от 18.07.99 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» ).

СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорится в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ .

См., например, Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881; Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36 // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 208; Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.

Здесь имеются в виду материалы и оборудование так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия и средств его доставки. Общие принципиальные положения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, предусмотрены в Федеральном законе «Об экспортном контроле».

О культурных ценностях, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, и о самих этих правилах говорится в Законе РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» . Положения Закона конкретизированы в Приказе Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» .

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

БНА РФ. 2008. N 24.

О стратегически важных сырьевых товарах, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорилось в Указе Президента РФ от 14.06.92 N 628 «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров» и в Постановлении Правительства РФ от 26.06.92 N 434 «Об утверждении Перечня стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации», которые в настоящее время не действуют.

12. Для привлечения к ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 188 необходимо установить, что служебное положение должностного лица, его должностные полномочия использовались именно для перемещения товаров через таможенную границу одним из указанных в законе способов. Поэтому субъектом контрабанды с использованием служебного положения могут быть прежде всего должностные лица, являющиеся сотрудниками Федеральной таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, а также должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие это для контрабандного перемещения товаров. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

13. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 ст. 188), может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении вреда здоровью любой степени тяжести, а также в его убийстве. При этом квалификацией по п. «в» ч. 3 ст. 188 охватывается нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, легкий и средней тяжести вред здоровью, а также тяжкий вред здоровью (ч. ч. 1 и 2 ст. 111 УК). В случаях причинения при совершении контрабанды лицу, осуществляющему таможенный контроль, тяжкого вреда здоровью с особо квалифицирующими признаками (ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК), а также при посягательстве на его жизнь содеянное квалифицируется по совокупности п. «в» ч. 3 ст. 188 и ч. 3 (ч. 4) ст. 111 УК либо ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Лицами, осуществляющими таможенный контроль, являются сотрудники Федеральной таможенной службы, а также сотрудники пограничных органов, выполняющих в ряде случаев функции таможенной службы. Одна лишь угроза насилием, не реализованная в его фактическом применении, не дает оснований для квалификации контрабанды по п. «в» ч. 3 ст. 188.

14. Особо квалифицированным видом контрабанды (ч. 4 ст. 188) является ее совершение организованной группой (см. коммент. к ст. 35). В организованную группу могут входить и должностные лица таможенных органов.

15. При контрабанде драгоценных металлов и природных драгоценных камней, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и боеприпасов не исключается при наличии реальной совокупности преступлений привлечение к ответственности также по ст. ст. 191, 220, 221, 222, 223, 226, 228, 228.1, 229, 234 УК, предусматривающим ответственность за хищение или вымогательство этих средств (веществ) и предметов. Возможна также совокупность контрабанды с незаконным пересечением Государственной границы РФ (ст. 322 УК), подделкой документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК) и рядом других документов.

До 2008 года в Уголовном кодексе существовала 188 статья. В ней говорилось о контрабанде и ответственности за нее. Сейчас ст 188 УК РФ исключена из кодекса, так как изменились нормативные положения. Ранее она применялась за контрабанду, совершаемую при перемещении через границу РФ недекларированной или недостоверно декларированной валюты другого государства или России в крупном размере (250 тысяч рублей).

О чем статья УК?

Уголовная ответственность за контрабанду ранее налагалась в соответствие со 188 статьей.

В ней было 4 части:

  1. В первой говорилось о наказании за перемещение через границу товаров или предметов с сокрытием от таможенных служб, с использованием ложных документов или без декларации, либо с ошибками в декларации.
  2. Во второй – о наказании за перемещение через границу наркотиков, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления. Также в группу входят сильнодействующие препараты, яды, огнестрельное оружие, радиационные источники, материалы, взрывные устройства, боеприпасы, оружие.
  3. В третьей – о наказании за деяние, совершенное должностным лицом, с применением насилия.
  4. В четвертой – за деяние, совершенное организованной группой.

Изложение и основные положения

Наказание за контрабанду при обманном использовании документов или таможенной идентификации заключается в штрафе или лишении свободы. Ответственность за перемещение оружия, вооружения, военной техники, стратегически важного сырья или культурных ценностей выбирается из лишения или ограничения свободы со штрафными санкциями.

Если деяние осуществляется с применением насилия против таможенного рабочего или с использованием положения по службе, то наказание выбирается из лишения или ограничения свободы со штрафом. Если преступление совершила организованная группа, то преступника лишают свободы, накладывают на него штраф или ограничение свободы.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

При контрабанде в уголовном праве применяются наказания:

  • штраф 100-300 тысяч рублей или зарплата за 1-2 года;
  • лишение свободы на 5 лет.

Если через границу незаконно ввозятся наркотики, оружие или военная техника, то наказание таково:

  • лишение свободы на 3-7 лет со штрафом до 1 млн рублей или зарплата за 5 лет;
  • ограничение свободы до года.

Если преступление совершено должностным лицом или с применением насилия, ответственность такая:

  • лишение свободы на 5-10 лет;
  • штраф до 1 млн рублей или зарплата за 5 лет;
  • ограничение свободы на 1,5 года.

Если деяние совершено организованной группой, то преступники наказываются:

  • лишением свободы на 7-12 лет;
  • штраф до 1 млн рублей или доход за 5 лет;
  • ограничение свободы на 2 года.

Комментарии к статье 188

Нормативная основа статьи приходится на ФЗ № 164.

Комментарии к 188 статье Уголовного кодекса РФ:

  1. В 1 части предусмотрена опасная уголовно наказуемая контрабанда, во второй – более опасная. Разграничение между видами преступления происходит по предмету и размеру ценностей.
  2. В первой части деяние совершается в крупном размере, во второй размер не имеет значения. Предметом первой части являются любые товары и предметы – валюта, ювелирные изделия, часы, техника.
  3. Во второй части предмет специальный: наркотики, психотропные, радиоактивные и сильнодействующие вещества, яды, взрывчатка, оружие, ядерные и радиационные материалы, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, вооружение, военная техника, сырьевые запасы, культурные ценности.
  4. Наркотики – синтетические или естественные вещества, препараты, растения, включенные в специальный перечень. К ним относятся марихуана, опий, гашиш, солома маковая, морфин, героин, кодеин, псилобицин. Психотропные вещества – синтетического или природного происхождения, которые влияют на психику человека. К ним относятся антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы, седативные средства, транквилизаторы.
  5. Сильнодействующие вещества – вызывают отравления и вред здоровью человека, ожоги даже при незначительных изменениях правил их приема. Это клофелин, диазепам, рожки спорыньи, толуол. Яды – вещества, способные вызвать отравления, смерть. Это барий цианистый, зарин, змеиный яд, пчелиный яд. Отравляющие вещества – высокотоксичные соединения и реагенты, воздействующие на органы дыхания и вызывающие поражение нервной системы. Это иприт, хлор, фосген.
  6. Взрывчатые вещества – химические соединения, механические смеси, которые могут быстро взорваться без доступа кислорода: тротил, порох, твердое ракетное топливо. Радиоактивные вещества – испускающие ионизирующее излучение. Радиационные источники – не являющиеся ядерными комплексы, аппараты, установки, генерирующие ионизирующее излучение.
  7. Ядерные материалы – содержащие ядерные вещества. Огнестрельное оружие – все виды оружия, предназначенные для поражения цели. Это винтовки, пистолеты, карабины, ружья, автоматы, минометы.
  8. Взрывное устройство – промышленное или самодельное изделие. Объединяющее взрывчатку и приспособление для взрыва (запал, детонатор, взрыватель). К ним не относятся имитационные пиротехнические и осветительные средства.
  9. Боеприпасы – предметы вооружения, метаемое снаряжение для поражения целы, сочетание зарядов. Это снаряды, мины, ракеты, бомбы. Средства доставки оружия – ракеты, беспилотники.
  10. Вооружение и военная техника – комплексы оружия, средств обеспечения его применения, включая доставку, наведение, пуск, управление. Материалы и оборудование, используемые для создания оружия – имеют двойное назначение.

Под стратегически важными сырьевыми материалами понимается нефть, ее продукты переработки, металлы, лес, пшеница, лекарственное сырье различного происхождения.

Культурные ценности – художественные картины, рисунки, рельефы, старинные книги, изделия научного или литературного интереса.

Другие комментарии к статье:

  • Объективная сторона – предмет преступления, отличающийся в 1 и 2 части по размеру ценностей.
  • Формы перемещения: перемещение помимо контроля таможни, с сокрытием.
  • Перемещение через границу – совершение действий по ввозу на территорию РФ или вывозу товаров, машин. Она также включает пересылку, использование трубопровода или электропередачу. Место совершения преступления – таможенные территории и границы.
  • Таможенный контроль включает в себя проверку документов, устный опрос, получение пояснений, наблюдение, осмотр товаров, досмотр средств, личный досмотр, проверка маркировки знаков, осмотр помещений, ревизия.
  • Перемещение товаров – вне определенных мест или вне времени проверки. Сокрытие – использование тайников, прочих способов, которые затрудняют обнаружение товаров или придают им другой вид. Тайники – специально созданные приспособления (двойное дно, отверстия в каблуках, тростях, магнитные контейнеры. Другие способы сокрытия – провоз в хвосте самолета, туалете, на себе, придание вида другого товара (вместо ювелирного изделия оно заявляется как бижутерия).
  • Предметом контрабанды может выступать использование ложных или неправильно заполненных деклараций и документов. Под последними понимаются коносамент, накладные, договор, счет-фактура, отгрузочный и упаковочный листы. Идентификация проводится путем наложения пломб, печатей, маркирования, составления чертежей, фотографий, взятия проб.
  • Обманное использование документов – предъявление поддельных документов, недействительных, полученных незаконным путем, не относящихся к данному товару.
  • Недекларирование – в нужной форме не было заявления.

Вопрос об окончании преступления решается в зависимости от ввоза-вывоза товаров. При ввозе момент окончания – фактическое пересечение границы. При вывозе – подача декларации. Действия, направленные на вывоз, – вход или выезд лица, выезжающего из РФ в зону контроля. Въезд транспорта в пункт пропуска для убытия с территории РФ, сдача почтовых отправлений.

Обязательное условие ответственности – крупный размер для 1 части. Действия совершены в крупном размере, если он превышает 250 тысяч рублей. Субъект – лицо старше 16 лет. В 3 части статьи сказаны квалифицирующие признаки. Это использование служебного положения или применение насилия.

Насилие может выражаться в причинении вреда здоровью. В 4 части наказание ужесточается, если контрабанда производится организованной группой. В 1 части описано преступление средней тяжести, во 2 и 3 – тяжкие, в 4 – особо тяжкие.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Виды ответственности за контрабанду указаны в статье 188.

Она применяется часто, примеры дел:

  1. Гражданин Г. пересекал границу РФ с целью выехать в Грузию. При таможенном досмотре в его чемодане обнаружили старинную картину, которая составляла культурную ценность. На вопрос, почему он ее не задекларировал, тот ответил, что не знал, что это следовало сделать, хотя невооруженным глазом было видно, что картина антиквариат. Было возбуждено дело, при котором суд постановил признать Г. виновным, его приговорили к 3 годам лишения тюрьмы и штрафу.
  2. Группа граждан пересекала границу РФ, когда к ним подошел таможенник и попросил выйти из машины для досмотра. Они ответили отказом. Так как дело происходило ночью, водитель вышел из машины, ударил должностное лицо по голове, он потерял сознание. После этого они скрылись с места преступления, но их быстро догнали. Выяснилось, что они хотели вывезти из страны большое количество ювелирных изделий, награбленных ранее. Следствие передало дело в суд. Преступники получили по 10 лет лишения тюрьмы каждый.
  3. Гражданка В. хотела вылететь из страны, начала проходить таможенный контроль, но привлекла внимание должностных лиц тем, что вела себя нервно. Ее вызвали на личный допрос, в результате которого выяснилось, что она захотела вывезти из страны без декларации крупный камень, замаскировав его под бижутерию. Гражданку не выпустили из страны, отправили в полицию. После проведения суда ей был назначен штраф и условное лишение свободы.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 188?

По статье 188 УК РФ чаще выносятся обвинительные решения. Так как статья вышла из обращения, то по ней нет статистики дел.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Статья за контрабанду указывает, что усилить меры ответственности и сроки наказания могут преступления, совершенные группой лиц или с использованием должностного положения. Также более строгие наказания применяются за контрабанду особых предметов: наркотиков, культурных ценностей, оружия.

СТ 188 УК РФ. Утратила силу.

О судебной практике по делам о контрабанде см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 N 6.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 — в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, — утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ)
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Примечание утратило силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *