Ст 8 26 КоАП РФ

Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии

1. Нарушение требований по безопасному проведению поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, либо условий договоров водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также требований по использованию или охране минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 8.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил, стандартов или норм (ч. 1, ч. 2 и состав 1 ч. 3); либо действия, т.е. самовольная прокладка или вывод подводных кабелей, трубопроводов или туннелей (состав 2 ч. 3); субъективная сторона характеризуется виной либо в форме прямого умысла или неосторожности (ч. 1, ч. 2 и состав 1 ч. 3); либо в форме прямого умысла (состав 2 ч. 3). Субъектом правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 3), граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 2).

2. Внутренние морские воды РФ, согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ <66>, представляют собой воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Под территориальным морем РФ понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 (п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 2). Исследование, разведка, разработка (добыча) и охрана водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами РФ, подлежащими ратификации (ч. 1, ч. 2 ст. 20).
———————————
<66> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; см. с изм. и доп.

3. Континентальный шельф РФ в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ <67> включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ч. 1 ст. 1). Исключительная экономическая зона РФ в соответствии с Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ <68> представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права (ч. 1 ст. 1). Определение природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также промысла живых ресурсов содержится в ч. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и в абз. 1 — абз. 3, абз. 8 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. Порядок и условия предоставления пользователям участков дна и недр, особенности регулирования регионального геологического изучения недр, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, в том числе лицензирования отдельных видов деятельности, производства буровых работ, а также обустройства и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе устанавливаются ст. 7 — ст. 9, ст. 16 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ. Виды и порядок использования живых ресурсов, предоставление права использования, порядок и условия представления заявок на получение лицензий на промысел, порядок и условия выдачи лицензий на промысел, права и обязанности российских и иностранных заявителей, ведущих промысел, устанавливаются ст. 10 — ст. 14 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и ст. 8 — ст. 12 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ.
———————————
<67> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; см. с изм. и доп.

<68> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; см. с изм. и доп.

4. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа РФ, утвержден Приказом Госкомрыболовства РФ от 10 сентября 1996 г. N 169. Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 44. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. N 68. Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. N 748. Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы РФ, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2004 г. N 610 <69>. Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 января 2005 г. N 27 <70>. Временный порядок рассмотрения и согласования материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 21 февраля 2005 г. N 23. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ утвержден Приказом МПР РФ от 15 марта 2005 г. N 62 <71>.
———————————
<69> СЗ РФ. 2004. N 46 (часть 2). Ст. 4531; см. с изм. и доп.

<70> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 302; см. с изм. и доп.

<71> БНА. 2005. N 20.

Другой комментарий к Ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является безопасность осуществления деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. Основой правового регулирования деятельности, предусмотренной ст.8.17, являются:

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

3. Участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции. Участки предоставляются в пользование для: регионального геологического изучения континентального шельфа; поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и т.д.

Под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом об исключительной экономической зоне Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких противоправных деяниях, указанных в ч.1-3 ст.8.17: 1) нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ на участках внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации; 2) нарушение условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации; 3) нарушение правил (стандартов, норм) использования или охраны минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации и др.

Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 308-ЭС17-6934 по делу N А32-12993/2016 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных почвам сельскохозяйственного назначения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды признали доказанной совокупность условий, необходимых для взыскания ущерба, а именно: факт причинения ущерба в результате уничтожения плодородного слоя почвы, противоправность поведения ответчика, его вину, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшим вредом.

Общество «Платан» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество «Платан» названное постановление не оспорило и оплатило штраф в добровольном порядке.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 304-КГ17-5413 по делу N А75-1391/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив наличие условий гражданско-правовой ответственности ответчика, а именно: факт причинения вреда, противоправность поведения ответчика, его вину, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшим вредом, удовлетворили заявленные исковые требования.

При разрешении спора, суды, руководствуясь статьями 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», установили, что общество, являясь арендатором земельного участка на основании договора о переуступке прав и обязанностей на аренду земельного участка от 26.08.2015 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 304-ЭС17-6053 по делу N А75-3716/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о доказанности управлением факта причинения ответчиком ущерба окружающей среде.

По данному факту управлением составлен протокол от 26.06.2015 N 809-3Н/12 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 10.07.2015 N 662-ЗН/39 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 77-АД17-4 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Решение: Требование удовлетворено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Юрикова Ю.Н. на постановление от 27.08.2015 N 118/15-ЗН, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 05.10.2016 N 12-18/2016, решение судьи Липецкого областного суда от 17.11.2016 N 21-192/2016 и постановление председателя Липецкого областного суда от 23.12.2016 N А-420/2016, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Юрикова Ю.Н. (далее — Юриков Ю.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 310-ЭС16-20684 по делу N А35-11488/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возмещении вреда, причиненного почвам на земельном участке; обязании обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для привлечения общества к ответственности в виде возмещения вреда, и удовлетворил заявленные требования.

Постановлением Управления от 23.07.2015 N 95/з Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступившим в законную силу решением Беловского районного суда Курской области от 16.09.2015 указанное постановление оставлено без изменения.

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 304-ЭС16-18075 по делу N А81-2862/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку загрязненный земельный участок не принадлежит обществу, вины общества в его загрязнении не имеется, причинно-следственная связь не доказана, расчет вреда произведен истцом с нарушением утвержденной методики.

Постановлением управления от 14.12.2012 N 595/2012 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обществу выданы предписания об устранения нарушений.

Управление в связи с отказом общества в добровольном порядке возместить причиненный почве как объекту охраны окружающей среды вред, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 308-ЭС16-13899 по делу N А32-37966/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик обязан компенсировать причиненный своими действиями вред окружающей среде.

За данное нарушение Управление постановлением по делу об административном правонарушении от 01.08.2014 N 22Ф-09/184 привлекло предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и потребовало от предпринимателя возместить ущерб, причиненный землям сельскохозяйственного назначения.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10 Обстоятельства: Определением возвращена жалоба на постановление должностного лица о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, за порчу земель в связи с пропуском срока на ее подачу и отказом в восстановлении этого срока. Решение: Определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку приведенное в постановлении должностного лица разъяснение о порядке его обжалования не содержит информации о том, в какой суд подлежит подаче жалоба, соответственно, суд необоснованно счел неуважительными причины пропуска обществом срока при обращении в суд общей юрисдикции, что повлекло нарушение права общества на судебную защиту.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Горовацкой Е.В., действующей в интересах акционерного общества «Водоканал», на вступившие в законную силу определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 N 12-2649/2015, определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04.02.2016 N 7/2-64/16 и постановление председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19.04.2016 N 4а-131-16, вынесенные в отношении акционерного общества «Водоканал» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 33-АД16-11 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности, совершенное в защитных лесах и на особо защитных участках лесов. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку довод защитника о необоснованности привлечения предприятия к административной ответственности по тому же факту, по которому ранее производство по делу в отношении предприятия было прекращено, а также о том, что на счет предприятия незаконно отнесены издержки, понесенные в связи с проведением экспертизы, имевшей место в рамках другого дела, судом не проверен.

Постановлением и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора от 12 сентября 2014 г. по факту выявленного нарушения в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято решение о проведении административного расследования.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2016 N 77-АД16-4 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, за порчу земель, по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ — за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, неосуществление обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение на стадию принятия жалобы к производству, так как судом произведена не предусмотренная законом проверка в одном производстве законности постановлений, состоявшихся по разным делам об административных правонарушениях, с вынесением одного решения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Юрикова Ю.Н. (далее — Юриков Ю.Н.) на вступившие в законную силу постановление от 27.08.2015 N 118/15-ЗН, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области в отношении индивидуального предпринимателя Юрикова Ю.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Новая редакция Ст. 8.28 КоАП РФ

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.28 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород). К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК РФ, земельные участки — в соответствии с земельным законодательством. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускается без ограничений (ст. 42 ЛК РФ). Выкопка деревьев на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий в соответствии с Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утв. Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 212, может проводиться в хвойных насаждениях I класса возраста, в лиственных насаждениях I и II классов возраста. Выкопка кустарников подлеска на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий может проводиться в насаждениях с подлеском средней или высокой густоты и преобладанием в его составе заготавливаемого вида. Число кустов заготавливаемого вида после выкопки не должно быть ниже 1 тыс. шт./га (п. 23). Размер взысканий, согласно таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, нарушением лесного законодательства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 <88>, устанавливался в кратном размере причиненного ущерба (от 2-кратного до 50-кратного). Размер взысканий увеличивался в 2 — 5 раз за правонарушение, совершенное в лесах I группы, на защитных участках лесов всех групп или в городских лесах; в лесах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях; в лесах государственных природных заповедников и на заповедных лесных участках или в случае незаконной порубки, выкапывания, уничтожения или повреждения деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, запрещенных к рубке; а также в случае уничтожения или повреждения лесных культур, плантаций, молодняка естественного происхождения или подроста, имеющих в своем составе породы, запрещенные к рубке; незаконной порубки, выкапывания, уничтожения или повреждения деревьев-семенников и деревьев в семенных куртинах и полосах на вырубках, находящихся в стадии лесовосстановления, плюсовых (элитных) деревьев, а также деревьев на плантациях, в лесных генетических резерватах, семенных заказниках, на коллекционных и постоянных лесосеменных участках; незаконной порубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород в декабре — январе (п. 5, п. 6 прим.).
———————————
<88> СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236; см. с изм. и доп.

3. Запрещается назначать в рубку и не подлежат рубке каштан, платан, яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, шелковица, дзельква, самшит, тис, клен белый (явор), калопанакс (диморфант), бархат амурский, бархат сахалинский, орех грецкий, орех маньчжурский, орех Зибольда, можжевельник твердый, сосна могильная, пихта цельнолистная, пихта грациозная, пихта Майра, ель Глена, береза карельская, береза Шмидта (железная), магнолия, дуб зубчатый, дуб курчавый, батрокариум, мелкоплодник, ясень Зибольда, лиственница ольгинская. Не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ (п. 15 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551).

Другой комментарий к Ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит из нескольких составов:

незаконная порубка деревьев, кустарников или лиан;

повреждение деревьев, кустарников или лиан;

уничтожение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;

самовольное выкапывание лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;

самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях.

3. Необходимо отметить, что незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере, влечет уже наступление уголовной ответственности в соответствии со ст.260 УК. При этом под значительным размером в данном случае признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером — в двести раз.

4. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только путем активного действия.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

Новая редакция Ст. 7.6 КоАП РФ

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 7.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.

Тем самым комментируемая статья преследует две основные цели. Во-первых, она призвана защищать права собственников, владельцев и других водопользователей, а во-вторых, она призвана обеспечить порядок водопользования.

Правовой режим собственности на водные ресурсы установлен Конституцией РФ, Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ) и другими актами.

Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

В РФ устанавливается федеральная собственность на водные объекты.

Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных ВК РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных ВК РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до двадцати пяти лет.

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты.

Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части; использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью; водопользование с нарушением его условий.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Самовольное занятие водного объекта — это его несанкционированный захват с целью дальнейшего использования.

Под пользованием без разрешения понимается изъятие воды, сброс сточных вод и подобные действия без лицензии или заключения соответствующего договора, а также пользование водой по просроченной, аннулированной или приостановленной лицензии, с нарушением условий соответствующей лицензии (например, по объему забираемой воды, месту сброса сточных вод и их количеству).

Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

В случае смерти водопользователя — гражданина, реорганизации водопользователя — юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства.

Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором.

Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством РФ и ВК РФ.

Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать:

сведения о водном объекте;

сведения о водопользователе;

сведения о водопотребителях;

указания на способы и цели использования водного объекта;

указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

сведения о лимитах водопользования;

сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

сроки действия лицензии;

требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством РФ.

В настоящее время лицензия выдается специально уполномоченным органом государственного управления в сфере охраны и использования водного фонда — Федеральным агентством водных ресурсов. Согласно ВК РФ в лицензии содержатся сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, об обязательствах водопользователей по отношению к водопотребителям. Однако сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами: на ее основе заключается договор пользования водными объектами (далее — договор водопользования).

Договоры водопользования до 2005 г. заключались с физическими и юридическими лицами органами исполнительной власти субъектов РФ. С 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. на основе Федерального закона N 122-ФЗ право заключения договоров водопользования осуществлялось федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а именно Федеральным агентством водных ресурсов. Затем согласно Федеральному закону от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» полномочия по заключению договоров водопользования были возвращены органам исполнительной власти субъектов РФ.

В Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин, анализируя проблемы оптимизации доступа к природным ресурсам, отмечал: «Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам — с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей, обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений». Поэтому при разработке нового ВК РФ лицензирование предлагается отменить. Следовательно, при отмене лицензирования специального водопользования на договор ляжет основная нагрузка по обеспечению бережного использования водных объектов.

3. Субъекты данного правонарушения — водопользователи — граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии с Водным кодексом РФ водные объекты являются государственной собственностью. Следовательно, пользование ими может осуществляться только в порядке, установленном уполномоченными государственными органами.

Объектом посягательства данного правонарушения является государственная собственность на водные объекты и установленный порядок пользования ими.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части, т.е. без получения соответствующего разрешения (лицензии); пользование водным объектом или его частью без разрешения (лицензии), если получение такового предусмотрено законом. Статья 48 ВК РФ устанавливает, что лицензия на водопользование признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами, при этом лицензия может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов; пользование водным объектом без договора. Статья 58 ВК устанавливает, что после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным; нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором (например, использование водного объекта не в тех целях, что указаны в лицензии или договоре, несвоевременное или неправильное внесение платы за пользование указанным объектом и т.д.).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются водопользователи — граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на пользование водным объектом, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию.

4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Обязанность несения бремени содержания имущества собственником следует, тем не менее, понимать двояко.

Во-первых, ее закрепление в ст. 210 ГК РФ не позволяет собственнику требовать ее исполнения кем бы то ни было, если только такая обязанность других лиц не предусмотрена законом или договором.

Во-вторых, ст. 210 ГК РФ действует в интересах абстрактного круга лиц либо иногда даже в государственных или общественных интересах, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности.

Таким образом, собственник должен следить за своим имуществом. Собственник обязан заботиться о своем земельном участке, не допускать, чтобы на нем появлялся мусор и другие отходы.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Более того, в силу п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Представляется, что выбрасывание мусора гражданами, вываливание грунта так или иначе приводит к деградации земли.

Обязанности по уборке и содержанию возлагаются на собственников либо иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в соответствии с гражданско-правовым принципом возложения бремени содержания на собственника имущества. Данную позицию отражает и судебная практика (например, решение Иркутского областного суда от 31.01.2014 по делу № 2-21/2014).

Также в силу ст. 42 ЗК РФ собственник имеет и некоторые обязанности, такие как:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

— не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, собственник должен убирать свой участок, требование ГСК правомерно.

Стоит отметить, что участок, отведенный под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), является земельным участком с целевым назначением.

Соответственно, если на участке присутствует мусор, а собственник ничего с этим не делает, может быть наложен административный штраф, предусмотренный ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.; на должностных лиц — от 100 до 200 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 до 400 тыс. руб.

Также возможен вариант — если собственник не примет соответствующие меры, суд может обязать собственника земельного участка убрать мусор со своей территории в соответствии со ст. 210 ГК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Если же имуществом будет причинен вред, с собственника могут потребовать возмещения вреда, в том числе морального.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические, нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Согласно абз. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» по делам о компенсации морального вреда суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Согласно п. 3 указанного постановления в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *