Статусы человека

Содержание

Документы, подтверждающие статус гражданина РФ

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт).

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 06.08.2014) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»), наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя;

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа.

Единственным документом, подтверждающим наличие у ребенка российского гражданства, до получения им паспорта, является свидетельство о рождении. В случае его утраты необходимо обратиться в ЗАГС, где было зарегистрировано рождение ребенка или в ЗАГС по месту жительства/временной регистрации.

Обращаться за восстановлением свидетельства о рождении могут не только родители ребенка, но и опекуны, попечители ребенка или представители органа опеки или само лицо, в отношении которого была внесена запись о рождении.

Для выдачи дубликата свидетельства требуется:

1. Написать заявление на выдачу дубликата;

2. Предоставить документы, подтверждающие права заявителя — паспорта с записями о детях,

3. Оплатить госпошлину за его выдачу.

В случае, если ЗАГС в котором была произведена регистрация рождения теперь находится в другом городе, потому что вы переехали, нужно обратиться в ЗАГС по месту жительства, он перешлет ваше заявление в нужный ЗАГС и по прошествии нескольких недель вы сможете получить дубликат свидетельства. Однако, в любом случае необходимо будет явится в ЗАГС по месту рождения, так как дубликат выдается только лично в руки гражданина.

Нормативные правовые акты, касающиеся подтверждения статуса гражданина РФ:

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации»

Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 06.08.2014) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

Официальный сайт является первоисточником, то есть основным источником сведений, на котором пользователь может получить достоверную, полноценную и актуальную информацию о товаре, об услуге, о новостях и событиях в какой-либо области человеческой деятельности.

Содержание (кликабельно):
1. Что такое официальный сайт и как его найти
2. Достоверность. Актуальность

3. Гарантии и надежность. Конфиденциальность
4. Экономия личного времени пользователя

5. О связи между фейками и официальным сайтом
6. Какая информация должна быть на официальном сайте

Что такое официальный сайт

Официальный сайт – это информационный ресурс в глобальной сети, на котором публикуются информация, сообщения и новости, чтобы их донести до каждого пользователя интернета и до всей общественности.

Официальный сайт может быть у государственной или частной организации, у коммерческой или некоммерческой компании, а также, например, у футбольной команды, у музыкальной группы, у компании-разработчика компьютерной игры, у звезды эстрады и так далее.

Такой сайт имеет официальный статус. В этом состоит его основное отличие от любого другого сайта, который может носить сугубо неофициальный характер и выражать чье-либо частное мнение.

Приведем пример. В чем отличие официального сайта музыкальной группы от сайтов ее поклонников? Группа является создателем официального сайта, и она несет ответственность за ту информацию, которая размещена на нем. Именно там можно получить информацию из первых рук о творчестве группы. Далее любой другой пользователь компьютера и интернета может при необходимости ее цитировать где-либо в социальных сетях, на других сайтах и на прочих ресурсах.

Кроме того, любой поклонник может создать свой сайт, посвященный творчеству любимой музыкальной группы. Но такой сайт, в отличие от официального сайта группы, выражает всего лишь личные предпочтения поклонника, его собственное мнение, его интересы.

Как найти официальный сайт

Для этого достаточно ввести в поисковик запрос, содержащий название организации, компании, группы, команды и добавить еще два слова: официальный сайт.

Например, запрос может быть таким «прокуратура спб официальный сайт». Это означает, что поисковик должен искать официальный сайт прокуратуры Санкт-Петербурга.

Рис. 1. Ввод запроса в Google и выбор официального сайта (показан зеленой стрелкой).

После ввода запроса на приведенном рисунке видно, что на самом первом месте в поисковой выдаче Google показывает не официальный сайт, а рекламу. К сожалению, многие пользователи по неопытности переходят именно на то, что показано в рекламе, кликают по самой первой строке. А там обычно рекламируется коммерческий сайт, так как первая строка поисковой выдачи может быть платной, исключительно для коммерсантов.

Иногда в рекламе может быть показано много разных коммерческих сайтов, а не только на самой первой строке выдачи информации.

Рекламу надо пропускать и переходить на нормальную, не рекламную выдачу, которая начинается в Гугле с цифры 1 (в зеленой рамке на рис. 1). Именно там находится официальный сайт прокуратуры Санкт-Петербурга. В общем, не нужно спешить кликать по самой первой строке в списке, предложенном Гуглом. Стоит сначала присмотреться, не написано ли в заголовке слово «Реклама».

Часто в названии домена присутствует подсказка на то, что это домен официального сайта. Например, домен у сайта Сбербанка – sberbank.ru. Допустим, другой домен sberbanki.ru отличается от официального тем, что в конце есть всего лишь одна буква «i», но это уже сайт-подделка. Поэтому очень важно обратить внимание на имя (точнее, на домен) предлагаемого сайта при поиске официального сайта.

Домен у сайта РЖД (Российские Железные Дороги) – rzd.ru. А все другие сайты с иными доменами являются посредниками или партнерами РЖД, например, rzd-online.ru.

А кто-то может не быть ни посредником, ни партнером, а подделывать имя домена под сайт РЖД в надежде найти для себя клиентов своих услуг. Всегда «приятно» делать бизнес «под сенью» великих компаний», подделываясь под них.

У браузера Мозилла домен такой: mozilla.org.

Таким образом, в названии домена, как правило, присутствует название бренда компании, организации, группы. Иные имена сайтов, не похожие на наименование бренда, скорее всего означают, что предлагается не официальный сайт, а что-либо другое.

Далее пойдет речь о пользе информации с официальных сайтов. Можно выделить не менее 5 (пяти) преимуществ официального сайта. Все они подтверждают тот неоспоримый факт, что в первую очередь пользователю всегда следует обращаться на официальный сайт.

1 Достоверность

На официальном сайте всегда предоставляется достоверная информация, то есть, ей можно верить. Данную информацию готовит компания владелец сайта и бренда, проверяет, выкладывает, отвечает на претензии, если что-то пойдет не так. Посредники, партнеры и прочие далеко не всегда следят за достоверностью информации, и тем более обычно не принимают никаких претензий со ссылками на выложенную информацию.

На других неофициальных сайтах могут перепечатки, рерайт (пересказ своими словами информации, взятой с какого-либо официального сайта). Зачастую при этом появляются искажения. Например, «очепятки» (опечатки) в расписании поездов или самолетов на посторонних сайтах могут стать для пассажиров серьезной проблемой.

Искажение информации на других, неофициальных сайтах чем-то напоминает детскую игру «Испорченный телефон». Ведущий загадывает слово или фразу и тихо шепчет ее первому игроку. Тот передает шепотом второму игроку то, что услышал от первого. Второй игрок шепчет на ухо третьему игроку. Последний игрок вслух произносит то, что он услышал.

Зачастую, сказанное вслух последним игроком в цепочке, не имеет ничего общего с тем, что ведущий быстро шепнул первому игроку. Ровно таким же образом информация с официального сайта может сильно отличаться от той, которая была перепечатана, пересказана на других ресурсах.

2 Актуальность

На официальном сайте всегда представлена актуальная информация. Часы работы организации, адреса офисов, расписание поездов, обновления той или иной программы и другие важные данные всегда следует смотреть на официальных сайтах.

Информация на других неофициальных сайтах может быть поначалу актуальной. Однако впоследствии выложенная на неофициальном сайте информация зачастую не обновляется и поэтому со временем быстро утрачивает актуальность.

Представители официальной компании внимательно следят за актуальностью информации, изложенной на официальном сайте, и вовремя актуализируют ее, обновляют. Изложенные факты оперативно корректируют, устаревшие данные удаляют, новый контент добавляют.

На официальном сайте для актуализации данных есть человек или команда, которые своевременно вносят необходимые изменения и правки так, чтобы на текущий момент там всегда была представлена достоверная информация. Официальный сайт является «лицом» компании или организации, поэтому там должны быть представлены актуальные сведения.

3 Гарантии и надежность

На официальном сайте у пользователя интернета есть определенные гарантии того, что он получит услугу или товар надлежащего качества.

Например, на официальном сайте РЖД билет можно купить без посредников, а, следовательно, потом можно запросто при необходимости сделать на сайте возврат электронного билета. На сайтах, которые являются посредниками РЖД, могут возникнуть проблемы с возвратом билетов и, особенно, с возвратом денег на банковскую карточку пассажира.

Получить консультацию или задать вопрос можно на многих сайтах. Однако зачастую бывает так, как написал пользователь: «Сайтов для обращения в прокуратуру много. Но толку мало, одни пустышки и консультанты. Ни по одному из них невозможно напрямую обратиться в прокуратуру с жалобой, и получить результат работы».

Это пример того, что есть разница между официальным сайтом Генеральной прокуратуры РФ и массой коммерческих сайтов, оказывающих юридические услуги.

Пользователи нередко скачивают программы из интернета. В таких случаях особенно важно использовать официальные сайты разработчиков программного обеспечения.

Например, на официальном сайте Мозиллы можно гарантированно скачать последнюю, свежую версию браузера. Причем, без вирусов и прочих ненужных «прицепов», как это случается на посторонних сайтах, где предлагают скачать аналогичные или другие программы.

4 Конфиденциальность

Организации и компании заботятся о сохранении конфиденциальности данных пользователей интернета. У крупной компании, как правило, есть службы безопасности, которые занимаются подобными вопросами.

Например, банки серьезно занимаются защитой конфиденциальности своих клиентов. Другие официальные сайты также стараются соблюдать конфиденциальность, чтобы не получить шквал негативных отзывов от своих клиентов и пользователей.

В интернете раньше много было разных «страшилок» о том, что базы данных с емейлами (email) пользователей, либо с их паспортами, телефонами, данными банковских карт и прочими личными сведениями попали в сеть. При этом упоминались официальные сайты банка, сотового оператора, перевозчика пассажиров и т.п. Хорошо, что в последнее время количество таких сообщений резко уменьшилось.

В любом случае, по сравнению с массой других сайтов на официальном сайте гораздо меньше вероятность того, что личные данные пользователей будут скомпроментированы.

5 Экономия личного времени пользователя

Пользователь интернета в поисках необходимой информации зачастую проводит много времени за компьютером, планшетом, телефоном. Поисковик может «подсовывать» человеку разные сайты-посредники, либо даже мошеннические сайты.

Если же пользователь открывает официальный сайт, тогда он чаще всего сразу получает актуальную, достоверную, необходимую ему информацию. На других сайтах нам предложат посмотреть ненужные новости, либо навязчивую рекламу, подписаться на какие-то рассылки или выполнить иные действия. А в итоге полезная информация все равно бывает недоступна.

На официальном сайте такого безобразия нет, там информация никогда не скрывается от посетителя. Правда, порой, пользователи сами увлекаются или отвлекаются в ходе серфинга по интернет пространству. Но одно дело интернет, как увлечение или отвлечение от других забот. И совсем другое дело – поиск важной и нужной информации. В серьезном деле вряд ли поможет серфинг, лучше сразу обратиться на соответствующий официальный сайт.

О связи между фейками и официальным сайтом

Фейки являются ложной информацией, которая распространяется в сети весьма быстро. Если пользователь не хочет способствовать распространению фейков в сети, ему нужно проверять по возможности информацию на официальном сайте. Цитировать информацию или давать на нее ссылки также лучше именно с официальных сайтов.

Перепосты в соцсетях фейковых новостей способствуют быстрому, вирусному распространению ложной информации. Если открыть, например, официальный сайт ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), то многие сведения о коронавирусе могут оказаться фейком.

В общем, перепостить информацию с официального сайта – это одно дело. Тут владелец официального сайта с большой долей вероятности отвечает за выложенные в сети сведения. Перепосты с других неофициальных ресурсов – это зачастую распространение непроверенной информации. Обычно пересказывают понравившуюся информацию, а не достоверную, актуальную и надежную.

Какая информация должна быть на официальном сайте

Основные сведения, которые обычно представлены на официальных сайтах, перечислены ниже.

1 Логотип или товарный знак компании;

2 Услуги, товары, цены;

3 Подробное описание предлагаемых услуг, товаров;

4 Обратная связь, чтобы можно было связаться с представителем компании разными способами: телефон (звонки часто бывают бесплатными для клиента по номеру 8-800-…), электронная почта, онлайн-чаты с консультантами;

5 Контактные данные компании, включая ее ИНН, КПП, ОГРН и прочие реквизиты, зарегистрированные в официальных реестрах;

6 Сведения о компании, описание ее деятельности, миссия;

7 Поиск информации на сайте. Этот инструмента называется «поиск по сайту». С его помощью можно искать информацию в пределах данного официального сайта, а не по всему интернету, чтобы случайно в ходе поиска не «выпасть» в общую сеть с возможно недостоверной и непроверенной информацией;

8 Выбор языка, например, русского или английского. Международная поддержка языков необходима, если компания имеет зарубежные представительства или работает с клиентами из других стран.

Видеоформат статьи

Другие материалы:

1. Пять официальных браузеров

2. Ventusky: интерактивный сервис погоды вашего региона и всего мира

3. Как происходит сражение за пользователя между Google и Яндексом?

4. Какие бывают поисковые системы и как они работают?

5. Что такое пиратский контент, как он попадает в сеть и почему иногда исчезает?

ГОСТ 2.051-2006
Группа Т52

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Единая система конструкторской документации

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Общие положения

Unified system for design documentation. Digital documents.
General principles

МКС 01.100
ОКСТУ 0002

Дата введения 2006-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательским центром CALS-технологий «Прикладная логистика» (АНО НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»)
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 28 февраля 2006 г.)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

Кыргызстандарт

Молдова

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

ТJ

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Узбекистан

Узстандарт

Украина

Госпотребстандарт Украины

3 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2006 г. N 119-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 2.051-2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации 1 сентября 2006 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (апрель 2011 г.) с Поправкой (ИУС 4-2007)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к выполнению электронных конструкторских документов изделий машиностроения и приборостроения.
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты с учетом особенностей применения и обращения различных видов электронных конструкторских документов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.004-88 Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи
ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.701-2008 Единая система конструкторской документации. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению
ГОСТ 34.310-95/ГОСТ Р 34.10-2001* Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма
______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 34.310-95/ГОСТ Р 34.10-94. Взамен ГОСТ Р 34.10-94 с 01.07.2002 действует ГОСТ Р 34.10-2001, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

автоматизированная система: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

(Поправка).

3.1.2 атрибут: Элемент данных, который выражает определенную характеристику документа и имеет имя и значение .

3.1.3 аутентичный документ: Документ, одинаковый с исходным по содержанию и различный по формату и (или) кодам данных.
Примечание — Аутентичные документы могут быть выполнены на одинаковых или разных видах носителя данных.

3.1.5 вторичный документ: Документ, который может быть получен из документа другого вида.
Примечание — Несколько вторичных документов могут быть получены из одного первичного документа. Один вторичный документ может быть получен из нескольких первичных документов (в т.ч. различных видов).

3.1.6 идентичный документ: Документ, одинаковый с исходным по содержанию и формату и (или) кодам данных.
Примечание — Идентичные документы могут быть выполнены только на одинаковых видах носителя данных.

3.1.7 интерактивный электронный документ: Документ, информация содержательной части которого доступна в интерактивной форме.

3.1.8 информационная единица: Файл или набор файлов, рассматриваемый как единое целое.

3.1.9 первичный документ: Документ, который может быть использован как исходный для получения документов другого вида (вторичных документов).
Примечание — Виды документов по ГОСТ 2.102.

3.1.10 статус версии документа: Реквизит, определяющий состояние версии документа на стадии (этапе) его разработки*.

3.1.11 форма внешнего представления: Воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном носителе или ином аналогичном носителе в понятной для визуального обозрения и пригодной для восприятия человеком форме.

3.1.12 твердая копия: Полученная на устройствах вывода ЭВМ надлежащим образом удостоверенная форма внешнего представления электронного документа, выполненная на бумажном носителе.

3.1.13 целостность документа: Состояние документа, при котором после его выпуска ни в содержательную, ни в реквизитную части не вносилось никаких изменений.

3.1.14

электронный документ: Документ, выполненный как структурированный набор данных, создаваемых программно-техническим средством.

3.1.15 электронный носитель: Материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемых с помощью средств вычислительной техники.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
АС — автоматизированная система;
ДЭ — электронный конструкторский документ;
ИЕ — информационная единица;
ИЭД — интерактивный электронный документ;
КД — конструкторская документация;
УЛ — информационно-удостоверяющий лист;
ЭЦП — электронная цифровая подпись;
ЭВМ — электронно-вычислительная машина.

4 Общие положения

4.1 ДЭ выполняют на стадии разработки изделия и применяют на всех стадиях жизненного цикла изделия. ДЭ получают в результате автоматизированного проектирования (разработки) или преобразования документов, выполненных в бумажной форме, в электронную форму.

4.2 ДЭ имеют два представления — внутреннее и внешнее.
Во внутреннем (подлинном) виде ДЭ существует только в виде записи информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе и воспринимаемом только программно-техническими средствами.
Внешним является представление ДЭ в доступной для визуального восприятия форме. Для получения формы внешнего представления внутреннее представление ДЭ должно быть преобразовано к требуемому виду различными техническими средствами отображения данных (дисплеями, печатающими устройствами и др.)*.

4.3 ДЭ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной.
Содержательная часть состоит из одной или нескольких ИЕ, содержащих необходимую информацию об изделии. Содержательная часть может состоять раздельно или в любом сочетании из текстовой, графической, аудиовизуальной (мультимедийной) информации. Реквизитная часть состоит из структурированного по назначению набора реквизитов и их значений. Номенклатура реквизитов ДЭ — по ГОСТ 2.104. В реквизитную часть ДЭ допускается вводить дополнительные реквизиты с учетом особенностей применения и обращения ДЭ. Номенклатуру дополнительных реквизитов и правила выполнения и отображения в визуально воспринимаемом виде устанавливает разработчик*.
Для документации на изделия, разрабатываемые по заказу Министерства обороны, номенклатура дополнительных реквизитов документов должна быть согласована с заказчиком (представительством заказчика).

4.4 Все реквизиты ДЭ, значением которых является подпись, выполняют в виде ЭЦП по ГОСТ 34.310. Внешнее представление реквизитов, значением которых является ЭЦП, для различных видов конструкторских документов устанавливает разработчик*.
Для документации на изделия, разрабатываемые по заказу Министерства обороны, номенклатура, внешнее представление и размещение реквизитов ДЭ, значением которых является ЭЦП, должны быть согласованы с заказчиком (представительством заказчика).

4.5 ДЭ подразделяют на простые, составные и агрегированные в зависимости от состава и способа организации содержательной части:

— в простом ДЭ содержательная часть реализована в виде одной ИЕ;
— в составном ДЭ содержательная часть реализована в виде нескольких ИЕ, связанных друг с другом ссылками, как правило, определяемыми применяемым форматом данных;
— в агрегированном ДЭ содержательная часть реализована в виде нескольких ИЕ, информационно связанных друг с другом.
Примеры различных способов организации содержательной части ДЭ приведены в приложении Б*.

4.6 ИЕ в ДЭ могут образовывать сложные иерархические структуры, имеющие совмещенные реквизитные части и общие описания составляющих компонентов. При многократном использовании компонентов допускается применение ссылок*.

4.7 Если в документе используются ссылки, то при выпуске документа все ссылки должны быть заменены на соответствующее им содержание. В составном и агрегированном документах, если его формат требует наличия ссылок, допускается оставлять ссылки при условии, что целостность таких ДЭ обеспечивают программно-технические средства*.

4.8 Наименования ДЭ в зависимости от способа их выполнения и характера использования — по ГОСТ 2.102. В этом случае в реквизитной части ДЭ должно быть указание о коде документа по ГОСТ 2.104*.

4.9 Подлинники, дубликаты и копии ДЭ имеют одинаковую силу с бумажной формой выполнения документов аналогичных наименований. В дубликатах и копиях должны быть сохранены обязательные реквизиты, содержащиеся в подлиннике ДЭ.

4.10 Аутентичные ДЭ, полученные путем преобразования их форматов, подписанные в установленном порядке ЭЦП, имеют то же наименование документа, что и ДЭ, из которого они получены. Аутентичному ДЭ присваивают дополнительный признак, который записывают в реквизитной части документа. Аутентичный документ должен содержать в реквизитной части указание на исходный ДЭ, из которого он получен*.

4.11 Твердая копия, изготовленная и подписанная в установленном порядке, может иметь то же наименование документа, что и ДЭ, с которого она получена. В этом случае ответственность за взаимное соответствие исходного ДЭ и его твердой копии в ходе жизненного цикла документов возлагается на разработчика.
Твердая копия должна содержать указание на то, что исходным документом является ДЭ.

4.12 При обращении ДЭ должна быть обеспечена возможность проверки ЭЦП всеми организациями-участниками обращения документа. Подтверждение подлинности и целостности ДЭ производится соответствующими программно-техническими средствами, обеспечивающими проверку ЭЦП*.

4.13 ЭЦП используют, как правило, последовательно или параллельно. При последовательном использовании каждая последующая ЭЦП, подтверждающая ранее подписанную информацию и все предыдущие ЭЦП, обеспечивает проверку целостности по предыдущим подписям. При параллельном использовании каждая ЭЦП подтверждает только подписываемую информацию*.

4.14 Порядок использования ЭЦП и применяемые программно-технические средства в пределах отдельной организации устанавливаются разработчиком документации в зависимости от наличия конкретного информационного, программного и организационного обеспечения.
Для документации, выполняемой в электронной форме на изделия, разрабатываемые по заказу Министерства обороны, порядок использования ЭЦП и применяемые программно-технические средства должны быть согласованы с заказчиком (представительством заказчика)*.

4.15 Порядок управления данными ЭЦП устанавливает разработчик. При обращении ДЭ в корпоративных АС порядок управления данными ЭЦП (например, обмен ключами) устанавливают организации-участники*.

Приложение А (справочное). Комментарии к пунктам стандарта

Приложение А
(справочное)

3.1.3 В неавтоматизированной системе управления документами все изменения, как правило, относятся к одному исходному документу, который также включает в себя все его предыдущие изменения. В такой системе управления документами порядковый номер изменения (графа 14 основной надписи по ГОСТ 2.104) следует рассматривать как номер версии.
В автоматизированной системе управления документами в выпущенную версию ДЭ изменения не вносят. Изменение содержательной части ДЭ вызывает появление новой версии, которая замещает изменяемую. Все соисполнители должны быть проинформированы о выпуске новой версии ДЭ.
Под системой управления документами подразумевается система, обеспечивающая выполнение функций управления конструкторскими документами согласно ИСО 11442-4 . В качестве системы управления документами может применяться автоматизированная система управления электронными документами, автоматизированная система управления данными об изделии или другая аналогичная система.
________________
Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

4.2 Внутреннее представление ДЭ — например, на электронном носителе или в памяти ЭВМ.

4.3 Допускается при выпуске ДЭ выполнять реквизитную часть ДЭ в форме информационно-удостоверяющего сопроводительного листа. Рекомендуемая форма УЛ сопроводительного листа приведена в приложении В.

4.4 ЭЦП — неотъемлемая часть реквизитной части ДЭ, предназначенная для удостоверения и подтверждения его подлинности и целостности.
Для внешнего представления рекомендуется использовать строку символов. Например, при положительном результате проверки ЭЦП рекомендуется использовать строку «», при отрицательном результате — строку «???».

4.5 Примером простого ДЭ может служить документ, реализованный в виде одного файла, который содержит в себе все необходимые для своей интерпретации данные — файла текстового процессора, электронной таблицы, обменного файла по ИСО 10303-21 и т.п.
Составной ДЭ имеет единую для всех входящих ИЕ реквизитную часть и общую ИЕ в содержательной части, связанную ссылками с другими ИЕ. Каждая входящая ИЕ может, при необходимости, иметь собственную реквизитную часть.
Примером составного ДЭ может служить документ, реализованный в виде файла текстового процессора, содержащего текст, и иллюстраций, физически хранимых в отдельных файлах. Визуальное представление документа при этом формируется используемым программным средством.
Агрегированный ДЭ имеет общую для всех составляющих ИЕ реквизитную часть, содержащую атрибуты документа в целом, и (необязательно) общую содержательную часть. Каждая входящая ИЕ включает содержательную часть и необязательно может иметь собственную реквизитную часть. Доступ к ИЕ при визуализации содержания документа осуществляется по ссылкам между содержательными частями.
Примером агрегированного документа является интерактивное электронное техническое руководство, представляющее совокупность ИЕ в виде модулей данных, выполненных в форме набора файлов с гипертекстовой разметкой по ИСО 8879 . Визуальное представление документа формируется прикладным программным средством. Каждый модуль данных может управляться АС по реквизитным частям ИЕ независимо от другого. Связь между ИЕ осуществляется по взаимным ссылкам.

4.6 В процессе разработки документа и/или версии документа могут существовать активные ссылки по ИСО 8879 на другие документы (части документов), которые будут являться составными частями разрабатываемого документа.

4.7 Например:
— при переходе на стадию согласования или утверждения документа все активные ссылки на технические требования, являющиеся частями другого документа, должны быть заменены на явное содержание этих требований (т.к. использование ссылок после выпуска может изменять содержание версии документа);
— при переходе на стадию утверждения ИЭД (по ГОСТ 2.601) активные ссылки на составляющие его модули данных не заменяются.

4.8 Код документа в зависимости от способа его выполнения и характера использования записывают в соответствующем реквизите основной надписи по ГОСТ 2.104.

4.10 Признак аутентичного документа записывают в соответствующем реквизите основной надписи по ГОСТ 2.104. Ответственность за взаимное соответствие исходного и аутентичного ДЭ и дальнейшее поддержание соответствия в ходе жизненного цикла обоих документов возлагается на разработчика.

4.12 Под подлинностью подразумевается подтвержденное авторство (в т.ч. разработка, согласование и утверждение) ДЭ, что определяется принадлежностью ЭЦП конкретному физическому лицу и его роли. ЭЦП увязывает в одно целое содержание подписанной информации и идентификацию подписывающего лица и делает невозможным изменение информации без нарушения данной ЭЦП.
Примечание — Применение ЭЦП не обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа.

4.13 Значение ЭЦП вычисляют после того, как в документ были внесены идентификационные данные. При последовательном применении ЭЦП значение вычисляют по всему документу, то есть (при вычислении значения используют и реквизитную, и содержательную части). При параллельном применении ЭЦП значение вычисляют только по содержательной части документа.

4.14 Использование конкретных алгоритмов выработки ЭЦП устанавливается на предприятии в зависимости от наличия конкретного информационного, программного и организационного обеспечения.

4.15 При обмене ДЭ между организациями номенклатура обязательных реквизитов ЭЦП и количество ЭЦП определяется договором (контрактом) или иной формой соглашения.
Допускается заменять набор ЭЦП, произведенный в АС передающей организации, одной ЭЦП лица, ответственного за передачу ДЭ (или комплекта ДЭ) для упрощения организации обмена КД.

Приложение Б (справочное). Способы организации данных в электронных конструкторских документах

Приложение Б
(справочное)

Рисунок Б.1 — Примеры организации данных в электронных конструкторских документах

Рисунок Б.1 — Примеры организации данных в электронных конструкторских документах

Примечания

1 Линия с точками отражает принадлежность компонентов документа.

2 Линия со стрелкой отражает логическую и информационную связь между компонентами документа.

Приложение В (справочное). Рекомендуемые правила выполнения и форма информационно-удостоверяющего листа

Приложение В
(справочное)

В.1 Правила выполнения информационно-удостоверяющего листа

В.1.1 УЛ используют для сопровождения выпуска одного документа, нескольких документов или комплекта документов.

В.1.2 Если УЛ выпускают на один ДЭ, то ему присваивают обозначение ДЭ на это изделие с добавлением кода УЛ (например, АБВГ.ХХХХХХ.ХХХЭМД-УЛ).
Если УЛ выпускают на комплект документов, записанных в спецификацию, ведомость технического предложения или ведомость технического (эскизного) проектов, то ему присваивают обозначение спецификации или соответствующей ведомости с добавлением через дефис кода УЛ (например, АБВГ.ХХХХХХ.ХХХУЛ; АБВГ.ХХХХХХ.ХХХТП-УЛ).
При некомплектной сдаче документов в службу технической документации УЛ присваивают обозначение, как указано выше. В этом случае в УЛ не указывают те ДЭ, которые в данный момент не передаются, а при доукомплектовании вводят продолжение УЛ, в котором указывают эти ДЭ. Изменение общего числа листов УЛ производят на основании извещения об изменении УЛ.
Допускается присваивать обозначения УЛ иным способом, при этом правила присвоения обозначений УЛ устанавливает разработчик. Для документации на изделия, разрабатываемые по заказу Министерства обороны, правила присвоения обозначений УЛ согласуются с заказчиком (представительством заказчика).

В.1.3 УЛ включают в комплект подлинников документов. УЛ записывают после обозначения документа, который по нему выпущен. Если УЛ выпущен на комплект документов, входящих в спецификацию, то его записывают в спецификацию первым. Если на документ или комплект ДЭ выпускают ЛУ и УЛ, то в спецификацию сначала записывают ЛУ, а затем УЛ.

В.1.4 В УЛ указывают обозначения ДЭ, к которым он выпущен, фамилии и подлинные подписи лиц, разработавших, проверивших, согласовавших и утвердивших соответствующий ДЭ. Подпись лица, разработавшего ДЭ и УЛ, и нормоконтролера являются обязательными.

В.1.5 УЛ рекомендуется выполнять по форме 1 на листах формата А4, А5 по ГОСТ 2.301. Общие требования к выполнению — по ГОСТ 2.004. Пример выполнения сопроводительного листа приведен на рисунке В.1.

Рисунок В.1 — Рекомендуемая форма УЛ

Рисунок В.1 — Рекомендуемая форма УЛ

В.1.6 В графах УЛ указывают:
— в графе 1 — порядковый номер ДЭ, выпуск которого оформляется данным УЛ. При выпуске УЛ на один ДЭ данную графу допускается не заполнять;
— в графе 2 — обозначение и номер версии ДЭ, выпуск которых оформляется данным УЛ;
— в графе 3 — наименование и вид документа, если этому документу присвоен код по ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ 2.701. Для изделий народнохозяйственного назначения допускается не указывать наименование документа, если его код определен указанными стандартами;
— в графе 4 — резерв. Использование графы при необходимости определяет разработчик;
— в графе 5 — примечание. Рекомендуется записывать дополнительные данные о документе (например, наименование файла документа; обозначение первичного документа и т.д.);
— в графе 6 — причина (цель) выпуска документа. Допускается не заполнять для документов, имеющих только одну версию;
— в графе 7 — дату, с которой вводится в действие данная версия документа;
— в графе 8 — документ, служащий основанием для ввода в действие данной версии ДЭ . Графу не заполняют для документов, имеющих только одну версию;
— графы 9, 10 — резерв. Использование графы при необходимости определяет разработчик;
— в графе 11 — характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ, в соответствии с ГОСТ 2.104. Свободную строку заполняют по усмотрению разработчика, например: «Начальник отдела», «Начальник лаборатории», «Рассчитал»;
— в графе 12 — фамилии лиц, подписавших документ;
— в графе 13 — подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11.
Подписи лиц, разработавших данный документ и ответственных за нормоконтроль, являются обязательными.
Все необходимые согласующие подписи ставятся в графах 11-14. В случае недостаточности количества строк допускается использовать для размещения согласующих подписей свободное поле для подшивки УЛ или увеличивать количество строк блока граф 11-14;
— в графе 14 — дата подписания документа лицами, фамилии которых указаны в графе 11;

— в графе 15 — обозначение УЛ;
— в графе 16 — собственное наименование УЛ («информационно-удостоверяющий лист»). Допускается собственное наименование не заполнять и использовать графу как резерв. В этом случае использование графы при необходимости определяет разработчик;
— в графе 17 — порядковый номер листа УЛ;
— графа 18 — общее количество листов УЛ. Для УЛ, выпускаемого на одном листе, данную графу допускается не заполнять.

В.1.7 УЛ учитывают и хранят по правилам, установленным для ЛУ.

В.2 Пример выполнения информационно-удостоверяющего листа

Рисунок В.2 — Пример выполнения УЛ для нескольких ДЭ

Рисунок В.2 — Пример выполнения УЛ для нескольких ДЭ

Библиография

ИСО/МЭК 8613-1-1994

Информационная технология — Архитектура открытого документа (ODA) и обменный формат: общие положения и основные принципы

ИСО 11442-4-1993

Техническая документация. Автоматизированное управление технической информацией. Часть 4: Управление документами

ИСО 10303-21-2002

Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 21. Методы реализации. Кодирование открытым текстом структуры обмена

ИСО 8879-86

Обработка информации. Текстовые и офисные системы. Стандартный обобщенный язык разметки (SGML)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
Единая система конструкторской документации.
Основные положения: Сб. ГОСТов. —
М.: Стандартинформ, 2011

15. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства.
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым
государством.
Правовое государство — это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его
главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном — конституционном — уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 15).
Будучи полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно Конституции РФ, все нормативные акты, издаваемые в России, не должны противоречить ее Конституции и законам и потому называются подзаконными.
Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их
реализации.
Российская Федерация, провозглашенная Конституцией правовым государством,
на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона. В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные
интересы.
^ 16. Конституционная характеристика Российской Федерации как государства с
республиканской формой правления.
В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства.
Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.
Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.
^ 17. Гуманный статус человека и гражданина как основа конституционного строя.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве
высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства».
Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод.
Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.
Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции РФ об основных правах и
свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.
В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
^ 18. Конституционное закрепление основ экономики Российской Федерации, принципов экономических отношений.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, — указывается в Конституции (ст. 8), — гарантируются
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.
Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).
Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.
В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на федеральный антимонопольный орган.
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.
Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской
Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, — указывается в ст. 8 Конституции, — признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом. Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
^ 19. Конституционная характеристика Российской Федерации как социального
государства.
Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции РФ права на защиту от безработицы (ст. 37).
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой. Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в этой области; координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации мер, касающихся занятости населения, и контроле за их выполнением, обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории РФ.
Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином
утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность). Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
В Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять в интересах ребенка, с учетом его мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА.

Правоспособность — это потенциальная способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья.

У физического лица правоспособность возникает с момента его рождения и прекращается смертью или объявления его умершим на основании решения компетентного органа.

Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному).

Правоспособность физического лица определяется его личным законом.

Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В России физические лица имеют право владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица самостоятельно совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия и т.п.). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании решения компетентного органа. Законы разных государств не всегда одинаково определяют возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Швейцарии, Дании и Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица.

Именно поэтому дееспособность физического лица определяется его личным законом. Из этого общего правила есть исключения.

Первые три исключения касаются гражданской дееспособности:

1. если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, но является дееспособным по праву места совершения сделки, оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК РФ);

2. способность лица к составлению и отмене завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (п. 2 ст. 1224 ГК РФ);

3. способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется по праву, подлежащему применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

4.Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшее тяжелое материальное положение для его семьи (ст. 30 ГК РФ), а во Франции -расточительство, наличие физических недостатков.

Поскольку признание физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальными вопросами, то такое признание подчиняется закону суда.

Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С этой категорией непосредственно связаны вопросы о признании физического лица безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим. Однако не во всех государствах существуют такие институты, поэтому решение российского суда может быть исполнено только в тех странах, где имеют место данные институты и допускается исполнение решений иностранных судов, в т.ч. российских.

В связи с этим сама возможность признания физического лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим определяется его личным законом. Но их основания, порядок и правовые последствия, а также основания и последствия отмены такого решения в случае явки или обнаружения места пребывания лица определяются по закону страны суда.

Физическое лицо приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В силу различия в культурах разных народов, в их традициях и правовых системах вопросы о содержании имени, достаточном для идентификации физического лица, о порядке его использования, о возможности его изменения, а также о возможности использования вымышленного имени, решаются неодинаково в разных государствах. Именно поэтому ст. 1198 ГК РФ предписывает:

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *