Статья 144 145 УПК РФ

Органы правопорядка придают особое значение рассмотрению сообщений о преступных действиях. На это в свое время обращали внимание даже профильные министерства. Для максимального упрощения процедуры и для внесения новых эффективных механизмов воздействия уполномоченными инстанциями была разработана специальная служебная инструкция.

Решение об инициировании уголовного дела принимается исключительно на основании полноценного и всестороннего анализа поступившей информации. Действующее законодательство принимает во внимание четкость и точность осуществления предварительного комплекса мероприятий.

Для понимания характерных нюансов того, что означает статья 144-145 УПК РФ, следует ознакомиться главными параметрами, с составом преступления по закону, нюансами содержания, примером из судебной практики, деталями по комментариям, а также с общей спецификой действий.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Главная характеристика

В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.

Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:

  • выступает ли заявитель по форме и по существу;
  • являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
  • имеет ли совершенное действие признаки преступления;
  • можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
  • необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
  • нужно ли установить действительного нарушителя;
  • поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
  • относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
  • нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.

Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.

Обзор статьи 144

Состав преступления по закону

В 2020 году в статью №144 УК РФ были внесены изменения. В соответствии с принятыми поправками данный раздел нормативного акта обычно применяется при инициировании проверочных мероприятий.

Каждый следственный орган обязуется принять во внимание сообщения о преступлениях. Это же касается и отдельных полицейских, независимо от звания.

Применяемый порядок рассмотрения состава правонарушения предоставляет каждому заявителю право на передачу любого набора сведений доступным способом:

  • путем связи по телефону горячей линии;
  • по почте;
  • в режиме онлайн.

Допускается анонимное действие, ведь в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешается скрывать основной информационный источник. Практика показывает, что наиболее благоприятное для заявителей действие оказывает предоставление данных в документальном формате.

Любое сообщение передается в оперативный отдел, где составляется специальный протокол, после чего на основании полученных сведений происходит фиксация состава преступления. На организацию проверочных операций в соответствии с рассматриваемой статьей №144 Уголовного Кодекса отводится не более 3 рабочих дней.

Заявление о рассмотрении

Заинтересованное лицо должно подать заявление для начала рассмотрения характера преступления. После истечения трех рабочих дней с момента подачи дознавателем разрабатывается постановление. В случае если оснований для возбуждения уголовного делопроизводства не существует на конкретный момент времени, то процедура рассмотрения занимает дополнительные 10 дней.

Продление установленных сроков рассмотрения жалобы проводится только при наличии объективных обстоятельств. Для осуществления полной процедуры дознания законом отводится не более 1 месяца, однако разрешение на это может быть выдано исключительно компетентным прокурором.

Сложившаяся судебная практика указывает на факт того, что это возможно только в той ситуации, когда необходимо время на осуществление дополнительных экспертных процедур и прочих операций побочного характера.

Глава №19 УПК РФ указывает, если специалист не сможет рассмотреть материалы дела точно в сроки, то это считается злостным правонарушением, что само собой влечет за собой назначение штрафных санкций. Это также полностью регламентируется федеральным законодательством.

Существующие служебные инструкции указывают на то, что каждый дознаватель в процессе рассмотрения заявления может проводить следующее:

  • проверки;
  • выемку документации;
  • осмотр мест происшествий;
  • назначение экспертиз;
  • сбор объяснений от свидетелей и так далее.

Что ещё можно узнать из текста

В тексте нормативной документации также содержатся нормы о добровольном обращении преступников, а также о сообщениях, полученных из разных информационных источников. Проверка до начала самого следственного процесса проводится уполномоченными инстанциями, занимающимися уголовным преследованием.

Законодательством к таким органам относятся:

  • следственные отделы;
  • департаменты дознания разных ведомств, включая представительства Следственного Комитета Российской Федерации;
  • органы контроля за наркотическим траффиком на территории страны;
  • отделения ФСБ;
  • представительства федеральной службы судебных исполнителей;
  • органы пожарного надзора;
  • таможенники.

Что касается прокуратуры, то она занимается мониторингом операций, совершаемых вышеуказанными инстанциями на предварительной стадии. Также учитываются права и свободы граждан РФ как с потерпевшей, так и с виновной стороны. Это закрепляется в Конституции России.

Особенности статьи 145

Нюансы содержания

Статья №145 УПК РФ содержит в себе информацию о решениях, которые принимаются сазу после рассмотрения состава преступления компетентными органами.

По результатам анализа поступившего сообщения руководитель следственного отдела или любое другое уполномоченное должностное лицо принимает одно из нижеуказанных постановлений:

  • возбуждение уголовного делопроизводства со ссылкой на статью №146 рассматриваемого Кодекса;
  • отказ от открытия дела в официальном порядке;
  • передача сообщения по уголовному делу частного характера в территориальные судебные инстанции – эта норма регулируется второй частью статьи №20 настоящего Кодекса.

Заявитель должен быть в обязательном порядке уведомлен о принятом решении с учетом разъяснения прав на обжалование неблагоприятного решения и основного порядка действий.

В случае принятия положительного для заявителя решения, органы дознания, следователи или руководители уполномоченных органов обязаны совершить фиксацию следов правонарушения.

УВД и Следственным Комитетом Российской Федерации проводятся проверки материалов отказного характера, сообщений о преступлениях, а также жалоб, если в них указан факт совершенного нарушения. В порядке рассматриваемых статей подаются заявления, в которых содержатся исчерпывающие сведения о преступлении. Доводы заявителя подлежат обязательной проверки в каждом конкретном случае.

Дополнительно могут проводиться дополнительные мероприятия, связанные с проверкой отказных материалов правоохранительных органов по решениям прокуратуры об отказе вначале официального делопроизводства.

Сложившаяся судебная практика показывает, что первоначальные приговоры могут быть изменены после досконального рассмотрения обстоятельств дела. Например, изначальный приговор может быть изменен на другой по статьям Уголовного Кодекса РФ. Особенно это актуально для тех случаев, когда преступник сам приходит с повинной.

Если провинившаяся сторона в самостоятельном порядке сообщит о совершенных деяниях, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в первую очередь контролирующими службами предоставляется право не свидетельствование против себя по статье №51 Конституции РФ. Только по результатам проверки суд может изменить решение и выпустить официальное решение об отказе в возбуждении дела.

Детали по комментариям

В случае если принятие в действие итогового постановления полностью регулируется прочими статьями УПК, например, №146-167,318, то принятие предварительного решения возможно только по рассматриваемым статьям. Именно в них полностью оговариваются действия, которые нужно провести в обязательном порядке. Все сопутствующие операции совершаются должностными лицами, которые передают сообщения о преступлениях в суды.

Порядок принятия решения об инициировании уголовного делопроизводства или об отказе от данного действия рассматривается в комплексе комментариев. Практическая ценность дополнения к статье №145 заключается в более полном описании института передачи заявительной документации.

Что касается результатов рассмотрения поданной заявителем документации, то в этом случае компетентным специалистам следует принимать во внимание полный пакет собранных предметов и материалов.

Статья 318 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела частного обвинения

Дополнительно в комментариях к статье заходит речь о решениях, носящих процессуальный характер. Все предусмотренные Законом постановления должны в обязательном порядке оформляться в письменном виде.

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования

Обычно применяется формат классического постановления. Заявитель получает уведомление о решении после его вынесения или одновременно с данным процедурным этапом.

Меры, применяемые в целях сохранения следов совершенного преступления, могут быть инициированы уполномоченным лицом до вынесения решения о передаче заявления. По частным уголовным делам сообщение передается напрямую в судебную инстанцию. Разрешается проведение аналогичных мероприятий уже после принятия постановления.

Порядок возбуждения уголовных дел публичного или частного характера регламентируется в других статьях УПК.

Такие дела могут возбуждаться в следующих случаях:

  • если информация, представленная в заявительной документации, была подана в отношении гражданина, о котором не имеется никаких актуальных сведений;
  • в отношении граждан, перечень которых приводится в статье №447 УПК РФ;
  • если преступное деяние было осуществлено по отношению к лицу, которое в силу своего беспомощного состояния не смогло защитить законные конституционные гражданские права и интересы.

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства

Общая специфика действий

Классический порядок рассмотрения сообщений о противоправных действиях выражается в комплексе действий, которые совершаются следователями, прокурорами или дознавателями.

Перечень процедур регламентируется статьей №144 УПК. Это говорит о том, что дела, имеющие непосредственную связь с частными обвинениями, подлежат исследованию с учетом применения несколько иных методов.

Такие методы находятся в компетенции у судей. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев к материалам мероприятий относятся различные справки, акты и прочие побочные документы.

В рамках осуществления регулируемых законодательством мероприятий происходит полноценная реализация полномочий должностных лиц. Перечень этих действий определяется в отдельных нормативных актах.

В рассматриваемом случае происходит реализация полномочий на получение от граждан нужного комплекса объяснений.

Проводимые мероприятия организуются в круглосуточном формате, что предусматривает моментальное реагирование служащих дежурных частей, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в структуре органов дознания или организаций, занимающихся следственными процедурами на предварительном этапе.

Каждое уполномоченное лицо обязано отследить нарушителя по горячим следам и применить в его отношении комплекс первоочередных карательных мер.

Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.

Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.

Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.

В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:

  1. Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
  2. Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
  3. Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
  4. Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
  5. Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.

Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.

Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:

  • поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
  • решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
  • получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
  • запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
  • проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
  • организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.

Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.

Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:

  • отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
  • прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
  • обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
  • поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.

Обстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).

В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.

Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.

Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.

Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:

  • 3 дня – общая продолжительность;
  • 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
  • 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.

Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.

Отдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.

Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:

  1. Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
  2. Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.

Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.

Основной алгоритм проверки

Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:

  • федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом МВД РФ от 29.08.2014 г. № 736;
  • законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-I и соответствующей инструкции, утверждённой приказом Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250;
  • федеральном законе «О ФСБ» от 03.04.1995 № 40-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205.

Приём – осуществляемые представителями правомочных органов государственной власти действия по принятию, смысловому восприятию и документальной фиксации начальной информации о конкретном уголовно наказуемом деянии или деяниях.

Обращение гражданина не должно содержать каких-либо оценочных суждений, предположений о должном поведении того или иного человека. Его содержание должно свидетельствовать о конкретном событии или поведенческом акте, которые могут быть определены как криминал.

Фиксация находит своё выражение в документировании.

В зависимости от источника поступающая информация может оформляться:

  1. Протоколом устного заявления;
  2. Протоколом явки с повинной;
  3. Рапортом об обнаружении признаков преступления.

Заявитель или злоумышленник, явившийся с повинной, вправе составить обращение собственноручно. Нарушением это не будет при условии соблюдения требований, предъявляемых законом.

Задокументированное сообщение передаётся дежурному по территориальному подразделению органа, принявшего информацию, который производит его регистрацию.

Регистрация – оформление необходимых записей в учётную документацию (книги, журналы), сопровождаемое присвоением сообщению индивидуального регистрационного номера.

После этого, как правило, заполняется бланк отрывного свидетельства, подтверждающего факт приёма сообщения от источника: отрывная часть передаётся гражданину –источнику сообщения, а дублирующий «корешок» хранится вместе с учётной книгой или журналом. Затем лицо, которому поручена проверка, приступает к непосредственному её проведению.

Проверка – спланированный комплекс мер, осуществляемых в целях решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков криминального деликта и выбора способа реализации собранной информации.

В большинстве случаев предварительная проверка начальной информации о преступных деяниях производится дежурными следственно-оперативными группами местных подразделений полиции и следственного комитета, в состав которых входят:

  • сотрудник следственного аппарата или подразделения дознания;
  • оперуполномоченный;
  • участковый уполномоченный;
  • специалист-криминалист;
  • специалист судебно-медицинского экспертного подразделения – при необходимости.

Если это целесообразно, также могут привлекаться специалисты кинологических подразделений, дополнительные силы и средства (сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних и др.).

На месте события группой производятся:

  • осмотр интересуемого места происшествия; опросы лиц, которые могут располагать необходимыми фактическими данными;
  • мероприятия по установлению причастных лиц, свидетелей;
  • другие действия по фиксированию обстановки происшедшего и обнаруженных доказательств.

Окончив сбор данных на месте события, для соблюдения сроков возбуждения уголовного дела руководитель группы (следователь или дознаватель) составляет отношения о проведении криминалистических и других видов исследований, направляет вызываемые сложившейся ситуацией запросы, проводит другие мероприятия, направленные на сбор проверочного материала в полном объёме.

Признав собранные в результате проверочных мероприятий фактические данные достоверными и достаточными, проверяющий субъект решает вопрос об инициировании уголовного преследования.

Судебная практика

Случаи рассмотрения судебной инстанцией апелляций и жалоб на проверочную деятельность органов государственной власти нередки, а судебная практика по этим вопросам весьма обширна и многообразна.

В качестве примеров приведём два казуса, характеризующие наиболее часто возникающие вопросы и проблемы:

  1. Б. направил в ОВД М-кого района письмо, содержащее сведения о совершении в отношении его имущества действий, подпадающих под признаки преступления, квалифицируемого по ст. 160 УК РФ. Для разрешения по существу обращение было поручено оперуполномоченному ОБЭП территориального отдела полиции С-му. Оперуполномоченный С-й продолжительное время проводил мероприятия по проверке информации, неоднократно отказывал в возбуждении уголовного дела, допускал волокиту и иные нарушения закона.Пользуясь правом, предоставленным ст. 125 УПК РФ, Б. обратился в суд с жалобой на недопустимое отношение к возложенным обязанностям со стороны С-кого и начальника территориального отдела полиции И. в части мотивированного и справедливого разрешения заявления Б., соблюдения установленных законом сроков проверки.В ходе рассмотрения жалобы М-кий районный суд признал бездействие оперуполномоченного С-кого и его руководителя И. неправомерным и нарушающим конституционное право Б. на судебную защиту его прав и интересов.
  2. Ж. направил руководителю Л-кого МСО СУ СК России Ю. письменное обращение с заявлением о преступлениях, совершённых судьями Л-кого районного суда при разрешении гражданского дела, в котором он участвовал. В своём обращении Ж. указал, что он не согласен с судебным решением, считает его предвзятым и не соответствующим закону. Ю. отказал в регистрации обращения и проведении процессуальной проверки, ссылаясь на ведомственную инструкцию № 72 от 11.10.2012 года, предписывающую исключать факты проверочных мероприятий по сообщениям, в которых высказываются предположения о правосудности судебных решений. Об отказе в приёме сообщения и причинах отказа Ю. письменно уведомил Ж. Считая отказ в приёме его сообщения неправомерным, Ж. обратился в суд с жалобой на бездействие Ю. Судом жалоба была оставлена без удовлетворения.

Анализ и обобщение судебной практики, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка и сроков рассмотрения поступающих обращений по фактам преступлений, имеют важное значение. На их основе аналитическими подразделениями правоохранительных органов устанавливаются наиболее распространённые причины допускаемых нарушений и принимаются меры к устранению таковых.

Пример из жизни

В отдел полиции г. Е-ка обратилась гражданка Л. с заявлением о том, что в период ЧЧ-ДД-ММ-ГГ из дворовой постройки, расположенной на территории её земельного участка, неизвестные лица совершили кражу принадлежащего ей телевизора марки «Samsung» стоимостью 6000 рублей.Заявление было принято и зарегистрировано оперативным дежурным в Книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях. Талон, подтверждающий факт приёма обращения, оперативным дежурным был вручён Л. под роспись.

К месту предполагаемого правонарушения была направлена группа сотрудников: следователь, оперуполномоченный, специалист-криминалист.

Следователем были проведены и организованы следующие мероприятия:

  • осмотр места происшествия с участием специалиста-криминалиста и понятых, в ходе которого зафиксированы следы проникновения в дворовую постройку и окружающая обстановка, изъяты вещественные доказательства;
  • письменный опрос потерпевшей Л. с уточнением имеющих значение обстоятельств;
  • истребовано документальное подтверждение факта владения Л. телевизором марки «Samsung» и его стоимость;
  • составлено поручение органу дознания (оперуполномоченному) о проведении мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к краже, и возможных свидетелей происшедшего.

Оперуполномоченным на основании поручения следователя произведены: опрос возможных свидетелей и очевидцев (проживающих по соседству лиц), оперативно-розыскные мероприятия по установлению причастных лиц, которые положительного результата не дали.

По окончании проверочных мероприятий группа вернулась в расположение отдела полиции, где следователем было принято решение обинициировании в отношении неизвестного лица уголовного преследования за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Каждое заявление о противоправном деянии должно быть принято и рассмотрено компетентными в данном вопросе органами в срок, установленный действующим законодательством. Порядок рассмотрения содержит в себе ст 144 УПК РФ. Она будет детально рассмотрена в этой статье.

О чем гласит статья 144 УПК?

В статье 144 УПК РФ детально описан порядок рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном или готовящемся, а именно:

  • сроки возбуждения производства;
  • сроки вынесения постановления о начале уголовного производства;
  • порядок действий должностного лица, которому поручено проверить полученное сообщение.

Описанный в статье порядок является обязательным. Его нарушение влечет за собой возможность признания, принятого должностным лицом решения неправомерным. Порядок обжалования решения должностного лица также содержится в рассматриваемой статье.

Основные положения

144 статья состоит из 9 частей. Характеристика первой части включает в себя пункты:

  1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять каждое сообщение о готовящемся или совершенном противоправном действии. Если в сообщении говорится о преступлении, которое относится к их подследственности, то они также обязаны принять решение по заявлению в течение установленного настоящим кодексом срока.
  2. По существующим правилам сроки возбуждения уголовного дела или отказа равны 72 часам с момента поступления сообщения.
  3. Осуществляя проверку полученного сообщения, должностные лица имеют право брать объяснения, получать образцы различных материалов для исследования, истребовать документы и предметы, предположительно способные выступать в качестве вещественных доказательств, изымать их в соответствии с порядком, предусмотренным УПК, назначать экспертизы, принимать непосредственное участие в их проведении, получать заключения экспертов, выполнять осмотр мест, бумаг, вещей, трупов, а также требовать проведение проверок.
  4. Помимо прочего, органы следствия и дознания имеют право привлекать к участию перечисленных действий различных специалистов и служащих МВД разного уровня.

Принимающим участие в производстве указанных действий, выполняемых при проверке сообщения о преступлении лицам, должны быть детально разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены настоящим кодексом. Обязанность соблюдения этих прав, в части проводимых процессуальных действий, возложена на должностное лицо, отвечающее за проверку сообщения о готовящемся или совершенном противоправном действии.

В частности, это касается прав, затрагивающих интересы лиц, привлеченных к проведению проверки. Лицо вправе не давать показания против себя и близких родственников, пользоваться услугами защитника, подавать жалобы на действие или бездействие следователей и дознавателей.

В ряде случаев лицо, принимающее участие в проверке сообщения, может предупреждаться о недопустимости разглашения полученной им в ходе проведения процессуальных действий информации. При наличии необходимости безопасность участника проверки сообщения о противоправном действии может быть обеспечена в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса.

Полученные в ходе проведения проверки данные могут быть использованы как материалы доказательной базы, при условии соблюдения 75 и 89 статей УПК. Если дело будет возбуждено, то потерпевшая сторона и защитник вправе потребовать проведения повторных изысканий касательно указанных доказательств. Подобное ходатайство не может быть отклонено.

Описание других частей статьи 144:

  • Проверка сообщения о противоправном действии, распространенного СМИ, производится по поручению прокурора. Редакция СМИ обязана передать в распоряжение следственного органа все имеющиеся материала, которые подтверждают сообщение. Передаче также подлежат данные субъекта, предоставившего СМИ указанную информацию. Исключением являются случаи, когда лицо поставило условие о передачи данных в анонимном порядке.
  • Мотивированное ходатайство следственного органа или дознавателя является основанием продления сроков вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в выполнении сего процессуального действия на 10 суток. Если имеется необходимость проведения проверок, экспертиз, ревизий, а также оперативно-розыскных мероприятий, то сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела могут быть продлены до 30 суток.
  • Заявившее лицо получает на руки документ о принятии сообщения. В этом документе содержатся данные о лице, принявшем заявление, а также дата и время.
  • Отказ в приеме заявления может быть обжалован путем обращения в прокуратуру или суд. Порядок обжалования регламентирован статьями 124 и 125 УПК РФ.
  • Заявления по делам частного обвинения рассматриваются судом в соответствии с положениями 318 статьи УПК РФ.
  • При поступлении сообщения о противоправных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК, следователь перенаправляет полученную информацию в налоговый орган, который в свою очередь проводит камеральную проверку и оповещает следствие о ее результатах.

  • Результат рассмотрения материалов, направленных следственным органом в порядке, предусмотренном 7 частью данной статьи, должен быть сообщен в течение 15 суток. Налоговый орган может дать ответ 3 видов: имеет место нарушение налогового законодательства, в отношении лица ведется проверка, признаки преступления отсутствуют.
  • Уголовные дела по статьям 198-199.1 при наличии достаточных оснований возбуждаются после получения ответа из налогового органа, но не позже чем через 30 дней с момента поступления заявления.

Сообщение о преступлении УПК РФ поясняет отправной точкой в уголовном процессе, а его проверка (ст. 144 УПК РФ), это уже второй этап разбирательства, на котором принимается решение о возбуждении дела и начале преследования.

В каких случаях применимы положения ст. 144?

Положения рассматриваемой статьи УПК применимы во всех случаях, когда имело место получение повода к возбуждению дела, то есть:

  • имеется явка с повинной;
  • подано устное или письменное заявление о совершенном или готовящемся противоправном действии;
  • прокурор выделил материалы для проведения проверки;
  • представитель юстиции получил данные о преступлении из иных источников.

По закону проверка анонимных устных и письменных заявлений не осуществляется, так как такие сообщения не могут стать поводом. На практике все обстоит иначе. Если имело место получение анонимного сообщения о совершении тяжкого преступления, то оно, как правило, проверяется.

При этом анонимное заявление может стать поводом к возбуждению дела по факту сообщения заведомо ложной информации. В этом случае заявление выступает в качестве вещественного доказательства, и должностное лицо должно принять меры, направленные на сохранение различных улик, например, если речь идет о письменном сообщении, то на нем могли сохраниться отпечатки пальцев и иные следы.

Комментарии к статье

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

Сроки предварительно проверки могут быть увеличены, если имеются мотивированные обоснования того, что за 72 часа невозможно провести все требуемые действия.

  • Продление срока до 30 суток допустимо лишь в случае наличия данных, которые подтверждают необходимость проведения проверок, ревизий и различных исследований. Необоснованное продление срока приводит к подмене стадии возбуждения дела и предварительного расследования, что недопустимо. Если сроки проверки истекли, но признаки преступления не выявлены, то дело должно быть возбуждено на основании наличия вероятных данных. Несвоевременно принятое решение по вопросу возбуждения дела приводит к сокрытию преступного действия от учета.
  • Следователь или дознаватель имеет право отказаться от принятия дела к своему производству лишь в случае, если речь идет о частном обвинении.
  • Заявления подаются в суд, но это не значит, что заявитель не имеет права обратиться в полицию. Дело в том, что заявитель или его представитель могут неверно определить квалификацию преступления. В свою очередь следователь или дознаватель не принимает дело к своему производству, а направляет в органы мирового судейства.

Наличие огромного количества информации в ст. 144 является причиной того, что к ней регулярно появляются новые комментарии. В частности, на этом сказывается редакция самой статьи и смежных норм.

Юридическая практика

Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:

  1. 15.03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
  2. 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
  3. 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.

Чаще всего поводом становится заявление. Такие сообщения проверяются максимально тщательно.

Какие решения могут быть приняты?

Существует несколько возможных вариантов:

  • возбуждается дело;
  • формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
  • заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
  • продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.

Согласно статистике, наиболее распространенным является первый вариант.

Почему решение по сообщению должно быть принято в кратчайшие сроки?

Законодатель не зря установил срок 72 часа. Если его продлять, то преступник успеет «замести следы» или совершит запланированное.

Практика продления сроков проверки не приветствуется. Регулярное продление сроков может стать предметом интереса контролирующих органов к представителю органов уголовного преследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *