Статья 47 правовой статус педагогических работников

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагог и его квалификация в правовом поле

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

  • Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Инструктор-методист.

  • Педагог-психолог.

  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

  • Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

  • Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание Купить

Академические права и свободы педагога

  • Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

  • Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

  • Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

  • Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

  • Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

  • Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

  • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

  • Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

  • Право на участие в управлении образовательной организацией.

  • Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

  • Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

  • Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

  • Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

  • Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

  • Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

  • Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

  • Право на длительный отпуск сроком до одного года.

  • Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

  • Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

  • Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

  • Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

  • Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

  • Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

  • Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

  • Систематически повышать свой профессиональный уровень.

  • Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

  • Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

  • Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

  • Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

  • Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

  • Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

  • Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

  • Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

  • Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

  • Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

  • Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

  • Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2 Купить

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

  1. Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

  2. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».

  3. Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»».

  4. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

  5. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Консультант Татьяна Олеговна Шумилина,

заведующая кафедрой профессионального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на сокращённую продолжительность рабочего времени, дополнительное профессиональное образование, ежегодный удлинённый оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года, досрочное назначение трудовой пенсии, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и др.

^ Педагогические работники име-• ют право на сокращённую продолжительность рабочего времени. Какими нормативно-правовыми документами регулируется режим работы и нормы продолжительности рабочего времени педагогов образовательных учреждений?

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и режим работы педагогических работников образовательных учреждений регулируются: разделом IV (главы 15, 16), разделом V (главы 17, 18, 19) и разделом XII (главы 48, 52) Трудового кодекса РФ (в редакции от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ с изменениями и дополнениями). В статье 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норматив

«не более 36 часов в неделю» не является общеустановленной и обязательной продолжительностью рабочего времени, а всего лишь её предельной нормой, которая может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы.

В зависимости от должности и (или) специальности и с учётом особенностей труда постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учётом изменений, внесённых постановлениями Правительства РФ от 01 февраля 2005 г. № 49, от 09 июня 2007 г. № 363)

педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» продолжительность рабочего времени педагогов включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием.

Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, связана с должностными обязанностями педагогов, предусмотренными уставом, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педработников.

^ На основании каких документов • увеличена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам?

В статье 334 Трудового кодекса РФ определено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2003 № 726, от 11.05.2007 № 283, от 18.08.2008 № 617, от 16.07.2009 № 576, от 21.05.2012 № 502) продолжительность отпуска составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от места работы и наименования должностей педагогических работников.

^ Может ли педагогическим ра-• ботникам быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск и какие категории работников ОУ могут претендовать на эту льготу?

Трудовым кодексом РФ не установлено ограничений на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день работникам, которым действующим законодательством предусмотрены ежегодные основные удлинённые оплачиваемые отпуска, если они вынуждены иногда выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со статьёй 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется ежегодный дополнительный

оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трёх календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Следует учитывать, что согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета» оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днём, производится в пределах фонда оплаты труда.

Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках» (изданы на основании Постановления СНК СССР от 02 февраля 1930 г. протокол № 5/331, п. 28; в ред. Постановлений НКТ СССР от 13.08.1930 № 267, от 14.12.1930 № 365,

от 19.01.1931 № 21, от 31.01.1931 № 32, Постановления ВЦСПС от 02.02.1936 № 164, Постановления Совмина СССР от 06.12.1956 № 1586,

Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.12.1962 № 377/30, Приказов Минздравсоцразвития РФ

от 03.03.2005 № 190, от 20.04.2010 № 253) определено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть более 14 дней. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска фиксируется в локальном нормативном акте ОУ и не зависит от количества часов, фактически отработанных сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах ОУ должен быть закреплён перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём. К таким работникам могут быть отнесены: руководители ОУ, их заместители, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений, проректоры, заместители деканов факультетов, директора (заведующие) филиалов, заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, руководители (заведующие) производственной практикой, учёные секретари, заведующие учебными (учебно-методическими) кабинетами образовательных учреждений дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов. При включении работников ОУ в этот перечень работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не оплачивается, а лишь компенсируется дополнительным временем отдыха. Условие об установлении ненормированного рабочего дня должно быть включено в трудовой договор с работником. Если к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени привлекаются сотрудники, отсутствующие в этом перечне, их труд оплачивается как сверхурочный в соответствии со статьёй 152 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 120 Трудового кодекса РФ общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется путём суммирования дополнительного оплачиваемого отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Педагогические работники

имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Какие условия его использования закреплены в законодательстве РФ?

В соответствии со статьёй 335 Трудового кодекса РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказом Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» гарантировано сохранение места работы (должность). Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, этот отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

Очерёдность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счёт внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением (Приказ Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570),

определяются Уставом образовательного учреждения.

^ Каков порядок назначения льгот-• ной пенсии для педагогических работников? Все ли работники системы образования имеют право на эту льготу?

Основания для предоставления досрочных трудовых пенсий и момент приобретения права на их получение определяются законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 этого закона трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в ред. от 26.05.2009 № 449) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Порядок обращения педагогических работников за назначением льготной пенсии определён Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фонда России от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в ред. от 28.04.2010 № 303н/110п) «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых

пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Какими нормативными документами предусмотрена возможность получения педагогическими работниками ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания? Обязан ли педагог отчитываться за потраченные денежные средства?

Порядок выплаты компенсации разъяснён в Письме Минобразования РФ от 25 ноября 1998 г. № 20-58-4046/20-4

«О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений». В нём указывается, что денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Каких-либо ограничений не установлено, то есть не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Следовательно, денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением.

Также денежная компенсация выплачивается работающим по совместительству при условии, если по основному месту работы они не имеют права на её получение, т.е. компенсация

выплачивается только по одному месту работы. Сотрудникам, работающим на условиях совместительства, компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается в полном объёме, так как ограничений по её выплате не установлено. А вот работникам, выполняющим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты без занятия штатной должности, компенсация не выплачивается. Также действующим законодательством не предусмотрена дифференциация размера компенсации в зависимости от нагрузки педагогического работника.

Компенсация на книгоиздательскую продукцию за время нахождения работника в очередном, декретном отпусках выплачивается полностью, так как за работником сохраняется штатная должность. Она должна выплачиваться работнику и во время получения пособия по временной нетрудоспособности, а также если он нахождится в длительном отпуске сроком до года.

Размер ежемесячной денежной компенсации установлен только для федеральных государственных образовательных учреждений. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящимся в ведении субъектов РФ, выплата денежной компенсации и установление её размера производится по решению органа государственной власти субъекта РФ, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа

местного самоуправления. Практически при определении размера компенсации органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления устанавливают компенсации, не превышающие утверждённых на федеральном уровне.

Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

В письмах Министерства финансов РФ от 17 января 2008 г. № 03-04-06-01/5 «По вопросу налогообложения денежной компенсации педагогическим работникам» и от 23 января 2008 г. № 03-04-08-01/4 «По вопросу налогообложения ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую литературу» дано разъяснение о правомерности требований документального подтверждения расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий и установлено, что выплата компенсации производится без предъявления педагогическими работниками подтверждающих документов.

Какие предусмотрены льготы по жилищно-коммунальным услугам для педагогических работников?

В пунктах 5 и 8 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по жилищно-коммунальным услугам.

К этим льготам относится право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (федералоьного ОУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций — законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твёрдым топливом и транспортными услугами по его доставке. Если педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально, иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (письмо Министерства финансов РФ от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227). НО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *