Статья о тунеядстве

Налог на тунеядство в России вводится с 1 мая 2019 года, как и сообщалось об этом ранее. Такое решение было принято и поддержано депутатами Госдумы. Большинство из них, как и сами авторы законопроекта, склонны считать, что новая мера станет действенной и поможет наполнить государственную казну за счет тех граждан, которые трудоустроены не официально, и по большому счету, являются тунеядцами.

Содержание

Что представляет собой налог на тунеядство в России в 2019 году

Налог на тунеядство – это ничто иное, как новая мера борьбы российского правительства с гражданами, которые отказываются работать на государство. Тем не менее, в документе, регламентирующем основные положения, четко сказано, что есть существенная разница между теми, кто вовсе отказывается работать по каким-либо причинам, и категорией рабочих, которые получают зарплату в конвертах.

Именно последние, несмотря на парадокс, попадают под действие закона о тунеядстве. Дело в том, что, согласно Конституции РФ, каждый гражданин вправе выбирать время и возможности, которые он определяет самостоятельно для того, чтобы трудиться или отдыхать. Другими словами, каждый может индивидуально решить, будет он работать или же источником его прибыли станут альтернативные доходы. Таким образом, тунеядцем того, кто несколько лет находится дома и не работал, назвать, согласно главному закону страны, нельзя.

Тунеядцами, по решению российских чиновников, с 1 мая 2019 года в стране будут являться те, кто трудится, однако работает на собственника без официального оформления. Проще говоря, государство решило разоблачить всех, кто получает заработную плату в конвертах, и обложить их дополнительным налогом.

Сколько будет составлять налог на тунеядство в России в 2019 году

Получать дополнительную прибыл в государственный бюджет, а тем самым направлять ее на социальное развитие, планируется путем выявления граждан, которые трудоустроены в России неофициально. По данным статистики, таких в настоящее время по всей стране можно насчитать порядка 18 млн. человек.

По предварительным данным, налог на тунеядство будет составлять весьма значительную сумму. В случае, если гражданин не работал более полутора лет, он вынужден будет заплатить 21400 рублей налога, который пойдет в госбюджет. Также следует иметь ввиду, что для того, чтобы оспорить такое решение, необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие наличие постоянного места работы.

В случае, если налог не будет уплачен вовремя, он будет облагаться штрафными санкциями. За один день так называемой «просрочки» придется отдать еще 0,2% от общей суммы начисленного налога.

Преимущества и выгода государству за счет введения налога на тунеядство в России в 2019 году

От введения налога на тунеядство в России с 1 мая 2019 году государство в любом случае рассчитывает получить определенную весомую выгоду. Какой именно она будет, пока никто не подсчитывал. Тем не менее, как утверждают эксперты, новшество в первое время вряд ли удастся обойти.

Данной мерой власти страны планируют не столько наказать неработающих граждан, как заставить официально платить налог тех, кто пока еще получает заработную плату в конвертах. Именно они, а также работодатели, ежемесячно уклоняются от наполнения госбюджета, что предусмотрено действующим законом.

В любом случае, под действие нового документа попадаю обе категории граждан. Те, кто работает неофициально и не платит налоги в бюджет, по мнению аналитиков, вынуждены будут просить у работодателя большего размера оплаты собственного труда для того, чтобы погасить новый налог на тунеядство с 1 мая 2019 года. Также это может стать определенной мотивацией самим работодателям для того, чтобы задуматься над официальным трудоустройством рабочих, чтобы не нарушать в будущем законодательство России.

Источник

Налог на тунеядство в России 2019: официально безработных заставят платить?

Налог на тунеядство в России 2019 все-таки может быть введен через несколько лет. Правда, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, это – не взимание платы с неработающих граждан, а «вовлечение в систему платежей за социальные услуги тех, кто за них не платит».

За всё заплатишь!

Сенаторы решили вплотную заняться проблемой нехватки социальных отчислений. Законопроект о введении так называемого налога на тунеядство в 2019 году не только масштабно обсуждается, но и вовсю готовится к публичному представлению.

Совет Федерации планирует за 2-3 года пересчитать всех неработающих граждан, выявить тех из них, кто не оплачивает соцвзносы, но пользуется медицинской помощью и другими социальными привилегиями, и заставить «тунеядцев» заплатить.

Предполагается, что со вступлением в силу закона, граждане будут обязаны выбрать для себя один из вариантов:

  • устроиться на работу;
  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оплачивать взносы в пенсионный и медицинский фонды;
  • приобрести патент;
  • купить полис на медобслуживание самостоятельно.

Решать, кто освобождается от налога на тунеядство 2019, будут также на основании закона. Если, допустим, официально зарегистрированный безработный гражданин не может трудоустроиться по объективным причинам (нет вакантных мест по его специальности, чрезмерно низкий уровень оплаты труда и пр.), то его, вероятно, от уплаты налога освободят. Не платить смогут и граждане, которые по закону имеют право не работать: пенсионеры, инвалиды и пр.

Введение данного закона позволит добирать в год порядка 45 млрд. рублей – именно столько регионы тратят за оказание медицинской помощи неработающим гражданам. Чиновники убеждены, что спешка в данном вопросе неуместна. Важно выявить именно тех граждан, которые способны оплачивать соцвзносы, но в силу различных причин этого не делают. Это сложную задачу планируют получить Федеральной налоговой службе.

В Совете Федерации считают, что речь не идет об ущемлении прав граждан. Скорее – о социальной справедливости. Почему одни должны работать и платить за медицинское обслуживание, а другие – нет?

Правда, возникает вопрос: а почему должны платить за медицинское обслуживание те, кто им не пользуется, имея хорошее состояние здоровья или обращаясь в частные клиники, где и уровень предоставления услуг повыше, и бессмысленной бумажной волокиты нет?

Не налог, а привлечение к ответственности

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев на предложение губернатора Ставрополья Владимира Владимирова ввести налог на тунеядство в России в 2019 году дал комментарии, поясняющие суть проблемы и опровергающие формулировки, которые у всех на слуху.

Глава правительства предложил не использовать фразу «налог на тунеядство», так как в современной России не предусмотрено наказание за тунеядство, а вести речь о привлечении к социальной ответственности тех, кто пользуется «социалкой», имеет возможность отчислять взносы, но этого не делает.

Ранее о введении обязательных платежей для трудоспособного населения заявляла вице-премьер Ольга Голодец. Она предупреждала, что власть «видит» списочный состав, условия проживания, возраст и возможности 68 млн. человек, которые не работают, не регистрируются в качестве безработных, не оформляются как ИП. На данный момент никаких механизмов привлечения данной части населения к ответственности не существует, поэтому вопрос, по мнению Голодец, надо обсуждать и принимать по нему решение.

Напомним, что ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно высказывалась по поводу разработки законопроекта, который заставит «молодых тунеядцев» платить взносы в ФОМС.

Эксперты считают, что для решения проблемной ситуации требуется объемная подготовительная работа. В частности, необходимо выделить ряд категорий неработающих граждан на основе причин, которые позволяют им «лентяйничать»:

  • получение процентов от банковских вкладов, дивидендов, ренты недвижимости (со своих доходов эти лица и так платят налоги, поэтому дополнительные платежи для них неуместны);
  • сельские жители, живущие от продажи выращенных овощей, пойманной рыбы или забитого бычка;
  • лица, не имеющие возможности работать из-за необходимости ухаживать за больными родственниками или малолетними детьми;
  • (список можно и нужно продолжить).

Для многих граждан годовые отчисления в ОМС даже в размере предполагаемых 8 тысяч рублей больно ударят по карману. Если человек, допустим, сдает унаследованную квартиру и живет на получаемые 15 тысяч рублей, то где ему изыскать возможности для оплаты соцзносов?

Экспертное мнение сводится к тому, что введение обязательных отчислений должно быть поэтапным, а начинаться сумма должна с символических 400-500 рублей в год. Если запустить проект в качестве пилотного, то он сможет показать эффективность данной системы. Источник

К чему приведет «налог на тунеядство» в России

В Белоруссии такой закон отменили из-за митингов. А у нас?

В Госдуме предложили безработным россиянам платить за себя страховые взносы. В противном случае их будут штрафовать. С такой инициативой выступил член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По его замыслу, закон должен будет вывести миллионы самозанятых россиян из «серой зоны». Больнее всего «налог на безработных» ударит по жителям малых городов, чем вызовет протестные акции по всей стране, считают эксперты.

В настоящее время по действующему налоговому законодательству социальные взносы за трудоустроенных россиян перечисляет работодатель: 22% — в Пенсионный фонд, 5,1% — в Фонд обязательного медстрахования и 2,9% — в Фонд социального страхования. Согласно предложению депутата, размер социальных выплат для неработающих граждан будет рассчитываться из минимального размера оплаты труда. Эта обязанность не будет распространяться на людей, получающих пособие по безработице, соцпенсии и пенсии по старости, а также инвалидов, несовершеннолетних и студентов.

«Такой опыт есть в соседней Белоруссии, где ранее Александр Лукашенко точно также пытался собрать дополнительные налоговые платежи с граждан, — замечает старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. — Нельзя сказать, что он от этого разбогател, но социальную напряженность этим указом Лукашенко, определенно, повысил».

Напомним, в апреле 2015 года президент Белоруссии подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», более известный как «налог на тунеядство». Документ предусматривал сбор налогов по 20 базовым величинам со всех неработающих граждан. Закон вызвал волну негодования в обществе.

Очень скоро по Белоруссии прокатились акции протеста. Через два года действие закона было приостановлено.

Предложение российских законодателей идет в русле политики правительства по увеличению налогового бремени россиян, рассказал «URA.RU» старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. Он напомнил, что российские власти приняли закон о налогообложении самозанятых граждан, рассматривают введение новых акцизов для производителей продуктов питания, а с 1 января повышают НДС с 18 до 20%.

15 ноября в третьем заключительном чтении в Госдуме приняли законопроект о налогообложении самозанятых. Документ предусматривает установление специального налогового режима для тех людей, которые получают доход от профессиональной деятельности, но не имеют работодателя. Экспериментальный налог рассчитан на 10 лет.

При этом больнее всего инициатива депутатов может ударить по российским домохозяйствам, продолжает Жаворонков. «Из 18-20 миллионов самозанятых 10% — это домохозяйки, а также жители села. Большинство из них работают «всерую», потому что легально работать в нашей стране невыгодно. В России очень высокие налоги на труд. У нас, помимо 13% подоходного налога, есть еще социальные платежи, которые в сумме дают 30% налога. Налог на труд у нас выше, чем в большинстве стран Европы», — говорит эксперт.

Закон также коснется жителей малых и отдаленных населенных пунктов, замечает социолог РАН Леонтий Бызов. «Как можно применить этот закон в малых городах? Во многих регионах нет производства и очень высокий уровень безработицы. У многих нет работы, нет денег, банки им кредиты не выдают».

При этом закон не способствует снижению уровня безработицы в стране, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Андрей Покида. «Напротив, предложение депутатов скорее вызовет резкий рост официальных показателей по безработице, поскольку многие неработающие граждане будут вынуждены регистрироваться в Центре занятости, чтобы избежать наказания», — заключает собеседник «URA.RU».

Напомним, с 1 января правительство практически в два раза повысит максимальную сумму пособия по безработице — с 4,9 тысяч до 8 тысяч рублей. Источник

Цифра дня: «Налог на тунеядство» может принести более 734 млрд рублей в год

В Госдуме обсуждают законопроект, согласно которому все люди трудоспособного возраста должны будут платить отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования.
Сейчас, если человек трудоустроен официально, то отчисления в соцфонды платит за него работодатель. Точно также отчисления обязательны для индивидуальных предпринимателей, предусмотрены они уже и для самозанятых. Но комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов беспокоится о том, что есть люди, которые работают в тени без официального оформления и не платят никаких сборов, а из бюджетов субъектов РФ только на медобслуживание официально незанятых людей выделяют порядка 600-650 млрд. рублей. Проблему решили устранить очень просто, даже примитивно.

По мнению члена Комитета Сергея Вострецова, отчисления в эти фонды должны платить вообще люди трудоспособного возраста. Исключение – несовершеннолетние, иждивенцы (в том числе студенты), пенсионеры и безработные, зарегистрированные на бирже труда. Вот только это совсем не гарантия того, что новые сборы не повесят на тех, у кого нет возможности платить. Биржа труда у нас – крайне непопулярный инструмент поиска работы. Люди не верят в то, что там можно найти хорошую работу, и что пособие может как-то помочь. Опросы ВЦИОМ показывают, что фактическая безработица многократно больше официальной: 11%. А уровень зарегистрированной безработицы — только 0,9%. В службе занятости на учёте на всю страну стоит только порядка 700 тыс. человек. То есть почти 7,9 млн. человек будут вынуждены несправедливо платить «налог на тунеядство», являясь честными безработными.

Однако власти думают не только о том, как бы выжать побольше денег у бедных людей. Иногда они демонстративно не против изъять что-нибудь и у богатых. Только масштабы несопоставимы. Так, например, сегодня правительство решило, что дорогие часы, браслеты и прочие украшения – это стратегически важные товары. А это означает, что при ввозе или вывозе часов и украшений стоимостью более чем на 1 млн. рублей, их нужно декларировать. Эта мера, конечно же, тоже пополнит бюджет за счёт пошлин и штрафов, вот только ни о каких 734 млрд. можно и не мечтать. Так что это уже в большей степени демонстрация мнимой справедливости. В реальности же кабинет министров верен своим неизменным принципам – латать дыры в бюджете за счет кармана простых граждан. Источник

Региональные власти поддержали законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за уклонение от трудоустройства более шести месяцев, назвав эту меру «своевременной и актуальной». Проект поправок в федеральное законодательство, возрождающий существовавшее в Советском Союзе наказание за тунеядство, был разработан депутатом заксобрания Санкт-Петербурга Андреем Анохиным. Губернаторы Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл полностью одобряют действующую редакцию документа. Некоторые регионы предлагают учесть отдельные замечания — например, расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться, предусмотреть переходный период и организовать широкое обсуждение с научным сообществом. Об этом говорится в официальных ответах глав субъектов РФ, адресованных автору законодательной инициативы (письма находятся в распоряжении «Известий»). В то же время федеральные министерства настаивают, что наказание за тунеядство противоречит как действующей Конституции РФ, так и международным актам.

В конце апреля этого года депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин подготовил пакет поправок в федеральные законы, согласно которым россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, будут наказывать исправительными работами сроком до 1 года. Для этого в Конституции РФ предлагается прописать, что труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Не будут считаться тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан.

Весной законопроект получил широкий общественный резонанс — депутаты Госдумы в большинстве своем высказались категорически против. С связи с этим автор инициативы решил заручиться поддержкой со стороны региональных властей и трудовых коллективов. Анохин разослал обращения главам субъектов РФ, руководителям региональных парламентов, полпредам в федеральных округах, а также почти 1,5 тыс. предприятий, работающих в России и отражающих мнение трудящихся коллективов.

«Несправедливо кормить армию тунеядцев и бездельников»

Введение уголовной ответственности за уклонение от трудоустройства полностью поддержало руководство Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл и пр. По мнению вице-губернатора Рязанской области Сергея Филимонова, «указанная законодательная инициатива представляется своевременной и актуальной». Он отмечает, что «вопросы возрождения и поддержки ценностей честного труда в России будут учтены при разработке проектов нормативно-правовых актов Рязанской области».

Некоторые регионы согласны с необходимостью принять законопроект, однако предлагают учесть отдельные замечания. В первую очередь региональные власти считают, что нужно расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться.

Например, правительство Республики Бурятия предлагает учесть тех, кто занят личным подсобным хозяйством. Руководитель департамента труда и занятости населения Краснодарского края Игорь Мелких отмечает, что «возможность принятия указанного законопроекта, имеющего целью борьбу с нелегальными трудовыми отношениями, в целом поддерживаем. Вместе с тем перечень категорий лиц, на которых не распространяется действие предлагаемого состава преступления, нуждается в детальной проработке и возможном расширении».

Заместитель председателя правительства Ивановской области Ирина Эрмиш не уверена в том, что уклонение от трудоустройства должно быть расценено «именно как уголовно наказуемое деяние, а не как правонарушение, за которое должна быть предусмотрена иная форма ответственности — административная, дисциплинарная», поэтому она предлагает дополнить пояснительные материалы с соответствующим обоснованием выбора вида ответственности.

Заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Андрей Мотовилов поддержал концепцию законопроекта и предложил создать экспертную комиссию с привлечением полпредов всех округов и научного сообщества для дальнейшей проработки законопроекта.

«Введение обязательной занятости для маргинальных и асоциальных элементов считаем возможным, но распространять эту практику на всё население считаем неприемлемым», — считают в правительстве Кировской области.

«Указанные проблемы, связанные с ростом безработицы, снижением реальных доходов населения, социальным иждивенчеством, наличием теневого сектора экономики и неформальной занятости населения, действительно имеют место», — говорится в ответе заместителя председателя правительства Свердловской области, министра финансов Галины Кулаченко. В правительстве предлагают установить переходный период для введения и реализации законопроекта.

Наказывать за тунеядство считают справедливым в некоторых трудящихся коллективах — например, на заводе ОАО «Балаковорезинотехника» в Саратовской области была организована встреча с профсоюзным коллективом предприятия и «вопрос о принятии закона нашел активный отклик и поддержку». В Самарском электромеханическом заводе предлагают также возродить систему «лечебно-трудовых профилакториев для асоциальных элементов».

«Быть тунеядцем — это моральный выбор»

Большинство регионов, не поддержавших законопроект, ссылаются на противоречие действующей Конституции РФ и международным актам. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, несмотря на то что он «разделяет оценку остроты проблемы снижения авторитета человека труда в современных условиях», считает, что наказание за тунеядство «вызовет ухудшение международного имиджа нашей страны как демократического государства».

Вице-губернатор Еврейской автономной области Геннадий Антонов уверен, что в нынешних российских реалиях нельзя вводить наказание за тунеядство. В Советском Союзе под правом на труд подразумевалось «получение гарантированной работы», и это право обеспечивалось «социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». Однако Конституция РФ таких обязательств не предусматривает.

«Тунеядство признается настолько социально опасным явлением, что за него предусматривается не административная, а уголовная ответственность. Между тем уголовная ответственность влечет за собой судимость, которая препятствует дальнейшему трудоустройству. В итоге принятие законодательной инициативы приведет к тому, что граждане РФ будут вынуждены устраиваться на любую работу, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности», — считают в администрации Смоленской области.

Фракция «Справедливая Россия» не поддержала законопроект. Первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина говорит, что «тунеядцы — это процент общества, который избегает работы, это их моральный выбор по отношению к семье, обществу и государству. Быть иждивенцами у государства неправильно, но любые меры принуждения здесь не помогут, это вопрос воспитания. Если государство не может дать работу гражданам, то они в этом не виноваты».

Федеральные ведомства — Министерство труда и социальной защиты, Министерство юстиции, администрация президента — единогласно высказались против принятия законопроекта.

В Минтруде считают, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к административной или иной ответственности: «Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду».

В Минюсте полагают, что «ограничение конституционного права гражданина на труд может повлечь за собой умаление иных прав граждан (право на мирные собрания, на управление делами государства, на осуществление предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, на образование, на свободу творчества и преподавания), поскольку обязательность осуществления трудовой деятельности связана с использованием значительного объема свободного времени гражданина, необходимого для реализации им своих конституционных прав».

Слово ответчику

Автор законопроекта о тунеядстве Андрей Анохин к осенней сессии Законодательного собрания Санкт-Петербурга планирует доработать текст документа с учетом предложений регионов.

«Чтобы учесть мнения всех регионов и получить консолидированную поддержку моей идеи борьбы с тунеядством и повышения престижа честного труда, данная законодательная инициатива требует доработки», — говорит он в своем письме к председателю заксобрания Вячеславу Макарову.

Профессор Института современного развития Алексей Скопин рассказал, что регионы, поддержавшие введение наказания за тунеядство, хотят таким образом пополнить бюджет недополученными налогами.

— В России сложилась большая социальная группа, которая работает в теневом секторе экономики, то есть они делают что-то, но не платят налоги, — например, те, кто занимается умственным трудом — пишут книги, рисуют картины. По данным Министерства труда, у нас 37 млн официально не занятых граждан. Законопроект может подтолкнуть россиян, чтобы они начинали регистрироваться как занятые. В некоторых регионах до 70% жителей занято в теневой экономике, а не официально. Поэтому главы субъектов, которые поддерживают законопроект, думают о пополнении бюджета, сокращении расходов на пособия по безработице и установлении прозрачности на рынке труда. Госстатистика эти вещи не улавливает, поэтому федеральные власти не всегда понимают суть проблемы. Те главы, которые выступили против, думают с точки зрения прав человека и Конституции, — говорит эксперт.

Скопин напомнил, что в этом году в Белоруссии был введен налог на тунеядство для тех, кто более полугода не был официально трудоустроен.

— В Белоруссии также стоит остро проблема теневой экономики — в стране очень многие зарабатывают на транзитной торговле, а уровень официальной занятости составляет 20–25% от общей численности населения, — сказал он.

По данным Росстата, в июле 2015 года численность занятых экономической деятельностью в России составила 73,1 млн человек, число безработных — 4,1 млн человек, а уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) — 5,3%. По сравнению с июлем 2014 года, количество занятого населения уменьшилось на 0,3%, а число безработных, наоборот, увеличилось на 7,9%.

В учреждениях службы занятости на учете в качестве безработных на июль этого года стояло 975 тыс. человек, что на 13,1% больше, чем в прошлом году. Около 800 тыс. россиян получали пособие по безработице. Отметим, что на 2015 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная — в размере 4,9 тыс. рублей.

В 2015 году в Белоруссии был введен налог для неработающих граждан, в 2017 году под натиском общественности он был отменен. В России же идеи обложить налогами и страховыми взносами официально неработающих звучат все чаще. Как боролись с «тунеядцами» в СССР и что предлагают российские депутаты – читайте в статье.

Борьба с тунеядством в СССР

История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец» возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.

После прихода к власти большевиков стали зарождаться идеи построения социализма, и для этого требовались ресурсы (как материальные, так и трудовые). Ленин в своих работах отмечал необходимость жестких мер к элементам, признаваемым чуждым пролетарской идее. Такие «элементы» нуждались в перевоспитании. Реализована эта идея была через «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – живущие на нетрудовые доходы (или пользующиеся наемным трудом) лишались политических прав.

Цитата из конституции СССР от 5 декабря 1936 года

Позже, в 1936 году с принятием Конституции СССР труд был объявлен «обязанностью и делом чести» каждого, кто способен к нему. Продолжение борьбы с тунеядством отмечено Указом Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами». Но стоит заметить, что этот Указ исполнялся крайне скромно – из 150 тысяч «нищенствующих элементов» осуждено было менее 1%.

Серьезная борьба с тунеядством в СССР началась 4 мая 1961 года, когда Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». По этому указу для тунеядцев предусматривалось наказание – выселение в «специально отведенные местности» на срок от 2 до 5 лет (с конфискацией имущества и принудительным трудом).

«Указ Президиума ВС РСФСР от 04.05.1961 «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»»
Скачивайте и читайте архивный документ

Наказывали по нему категории населения, ведущие «паразитический образ жизни» – получающих доходы от своего имущества (участков, машин и т.д.), а также тех, кто поступал на работу лишь для видимости, но пользовался всеми льготами и благами рабочих.

Фактически это означало введение принудительного труда в стране. Только за первые 3 года действия закона были сосланы 37 тысяч человек. Тунеядцем могли признать очень многих – даже тех, кто продавал собственноручно выращенные продукты на рынке. Есть сведения о выселении нетрудоспособных граждан.

Наказание за тунеядство ожидало даже известных деятелей искусств и науки. Среди известных людей, осужденных за тунеядство, есть:

  • поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Поэт был арестован и сослан в Архангельскую область. Предварительно в прессе развернулась целая кампания по травле поэта за паразитический образ жизни;
  • публицист Андрей Амальрик – был осужден к 2,5 годам высылки в Сибирь;
  • известный актер Николай Годовиков – первую судимость имел за тунеядство, так как из-за травмы не мог работать.

Формально ответственность за тунеядство статьей 209 УК РСФСР предусматривалась в трех формах:

  1. бродяжничество;
  2. попрошайничество;
  3. ведение иного паразитического образа жизни.

Многие осужденные за тунеядство были наказаны именно за ведение паразитического образа жизни. Это означало, что человек больше четырех месяцев подряд или в течение года уклонялся от работы.

Само понятие общественно полезного труда не предполагало самозанятость в ее современной форме – это был найм в государственное учреждение, предприятие или же обучение в государственном учебном заведении. При этом Конституция СССР допускала индивидуальную трудовую деятельность в некоторых отраслях экономики – это виды деятельности, полностью основанные на личном труде граждан и семей.

Самая активная фаза борьбы с тунеядством началась в 1982 году с приходом на пост Генерального секретаря ЦК Компартии Юрия Андропова. Начались рейды милиции в рабочее время по заведениям сферы услуг. Если выявляли человека, который больше 4 месяцев не имел места работы, ему присваивался статус «без определённого рода занятий», за который можно было получить до 4 лет исправительных работ.

В те времена наказание за тунеядство грозило даже самым известным рок-музыкантам – они вынуждены были устраиваться на самые простые работы («Поколение дворников и сторожей» по мнению Бориса Гребенщикова).

Лишь в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым уголовная ответственность за тунеядство была отменена и признано понятие безработицы.

Белорусский «налог на тунеядство»

Среди всех постсоветских стран опыт введения санкций для неработающих пока отмечен только в Белоруссии. Несмотря на то, что фактически этот налог безработные или не заплатили, или получили деньги обратно, сама идея обложить налогом неработающих вызвала огромный резонанс как в белорусском, так и в российском обществе.

Об инициативе ввести налог с безработных стало известно еще в 2013 году из заявления премьер-министра страны. Непосредственно налог был введен декретом Президента РБ № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Налог начал действовать «задним числом» – начислялся с начала 2015 года.

«Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2 апреля 2015 года»
Скачать и читать полный текст документа

Суть подписанного декрета заключалась в том, что граждане, не имевшие работы 183 дня или больше в течение года, должны были заплатить налог в сумме 20 базовых величин в год.

В 2015 году базовая величина составляла 180 000 белорусских рублей в год. Итого налог был равен 3,6 миллиона белорусских рублей или по среднему курсу за 2015 год – примерно 13 750 российских рублей.

Минимальная зарплата составляла в 2015 году 2 100 100 белорусских рублей – следовательно, налог составлял примерно 170% от минимальной заработной платы.

От налога освободили:

  • одного из родителей ребенка до 7 лет;
  • предпринимателей, занимающихся ремеслом, творческой деятельностью (обязательно с подтверждающим документом);
  • адвокатов и нотариусов;
  • студентов, пенсионеров, нетрудоспособных, инвалидов, несовершеннолетних;
  • оформленных в качестве безработного.

За неуплату «налога на тунеядство» был предусмотрен штраф в размере 2-4 базовых величин (на российские деньги – 1 375 — 2 750 рублей).

Принятие Декрета №3 в максимально жесткой форме (как отмечено выше – с минимальным кругом освобожденных от налога) вызвало неожиданный эффект – в местной службе занятости образовались огромные очереди: все пытались оформить статус безработного. Эксперты отметили, что примерно 90% прироста числа безработных за тот период – это желающие избавиться от статуса «тунеядца».

Примерно через полгода стало известно о планах по изменению законодательства в части этого налога. Однако спустя год после вступления в силу Декрета налоговые органы начали рассылку уведомлений. Их получали не только неработающие, но и студенты, военнослужащие-срочники, даже работающим с низкой заработной платой. Это объяснили техническими ошибками, а также временно отменили штрафы за неуплату налога.

В 2017 году в закон внесли первые поправки – увеличили список освобожденных от налога, попавшим в трудную ситуацию разрешили не платить налог (но для этого нужно было идти в местные органы власти и доказывать сложности).

Фактически оплатили налог около 54 тысяч неработающих – примерно 11,5% от запланированного количества.

В первой половине 2017 года начались первые массовые протесты против «налога на тунеядство» – участвовали в них до 10 тысяч человек, а организаторами были оппозиционные политики.

После массовых протестов в нескольких крупных городах страны власти пошли на уступки – отменили необходимость уплаты налога, а уже заплатившим его – вернули уплаченную сумму. Однако о полной отмене налога не говорилось – его дорабатывали и обновляли с учетом полученного опыта.

Как результат – 25 января 2018 года Президент РБ Александр Лукашенко подписывает декрет № 1 «О содействии занятости населения». Как следует из названия, цель акта – не борьба с «социальным иждивенчеством», а содействие занятости населения.

«Декрет президента Беларуси «О содействии занятости населения обновление» с изменениями от 25 января 2018″
Скачать и читать полный текст декрета

Ключевая норма нового декрета – лица, не работающие по найму, не проходящие обучение и не занимающиеся предпринимательством, снова считаются «тунеядцами» (правда, с другой формулировкой).

Такие лица по новому декрету должны будут оплачивать полную стоимость коммунальных услуг. Норма вступает в силу с начала 2019 года (а для оплаты газа и отопления – с 1 октября 2019 года).

Суть данной нормы заключается в том, что жители Белоруссии по состоянию на 2018 год уплачивают лишь около 76% от экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ (а за отопление – всего 20%). Каждый год в силу сложной экономической ситуации в стране эта цифра будет повышаться и достигнет 100%.

Правительство освобождает от уплаты полной стоимости услуг ЖКХ несколько льготных категорий населения в случае отсутствия работы:

  • которые не могут работать по состоянию здоровья (до оформления инвалидности);
  • которые ухаживают за больными детьми или взрослыми нетрудоспособными лицами;
  • которые не имеют возможности найти работу – живут далеко от населенных пунктов или имеют редкую специальность;
  • которые только недавно уволились с работы или окончили учебное заведение (на поиск работы дается около полугода).

Реакция к новому декрету не такая остро отрицательная, как к налогу на тунеядство, однако вопросов у населения хватает. Например, сложности возникнут у тех, кого не желают принимать на работу (предпенсионный возраст или только окончившие учебные заведения).

Это вынудит людей идти на низкоквалифицированную работу с низкой оплатой, теряя ценный опыт и время.

В целом, подход белорусских властей к проблеме неработающих граждан все еще достаточно радикальный – они платят больше, чем работающие. Однако в этом уже появляется экономический смысл (оплата услуг ЖКХ по реальному тарифу практикуется в большинстве стран мира).

Инициативы для россиян

Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.

Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.

Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство» выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.

В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.

Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.

Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.

Одной из форм борьбы с неофициальной занятостью является уже принятый закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Этот налог введен в экспериментальном режиме пока в четырех субъектах РФ.

Эксперты отзываются о предложениях ввести налоги или сборы с неработающих в целом отрицательно:

  • во-первых, налоговая нагрузка становится выше в силу повышения НДС с 2019 года (а НДС – налог, который платят все, в том числе и неработающие официально);
  • во-вторых, в небольших городах вопрос занятости стоит достаточно остро – рабочих мест не хватает, а зарплаты низкие;
  • в-третьих, эти меры повысят нагрузку на службу занятости, как было в Белоруссии. Также вырастут расходы на выплату пособий по безработице;
  • в-четвертых, не учтены некоторые особенности: например, многочисленная армия домохозяек не имеет работы и доходов, и полностью обеспечивается супругами.

Что касается более радикальных инициатив наказания за отсутствие работы, стоит учесть нормы Конституции и Трудового кодекса: в России принудительный труд запрещен.

Как развитые страны борются с безработицей

Большинство развитых стран тратит значительные средства на социальную поддержку безработных. В ряде стран это порождает проблему, когда пособие настолько высокое, что работать нет смысла. Тем не менее, отсутствуют прецеденты ввода каких-либо финансовых санкций за отсутствие работы в странах Запада на сегодняшний день.

В большинстве государств принимаются меры по стимулированию занятости. Они предполагают не наказание за отсутствие работы, а поощрение за ее наличие: субсидируются новые рабочие места или прием на работу специалиста без опыта работы.

Однако стоит учитывать, что работа налоговых органов западных стран по выявлению теневых доходов достаточно эффективна, поэтому работать неофициально в большинстве случаев не выйдет.

В США безработные не имеют возможности впоследствии оформить пенсию (если не было достаточных периодов работы). Но пенсия складывается из нескольких частей, так что страховой стаж не настолько актуален, как в России. Многие американцы предпочитают не работать и жить на доходы от собственности. Для безработных же есть пособия в размере около 350 долларов в неделю (но получать их можно всего не больше 26 недель) – тем, кто проработал как минимум 3 месяца и был сокращен.

Европейские государства традиционно предлагают относительно высокие размеры пособий по безработице: во Франции это около 650 евро в месяц, 700-1000 евро в Финляндии, более 1000 евро в Германии. Однако для стран Прибалтики выгоднее работать – пособие составляет всего около 250 евро, а за «неофициальными» доходами следит государство.

Именно в Европе проявляется проблема, когда пособие по безработице практически равно заработной плате. Например, в Финляндии работающий на минимальную ставку получает на 150-200 евро больше безработного, не имея при этом его льгот.

Одной из прогрессивных идей борьбы с безработицей является концепция базового безусловного дохода. Концепция предполагает безусловную «раздачу» денег населению. Суммы у разных авторов идеи варьируются от 700 до 1500 долларов. Ожидается, что люди, получившие деньги, смогут заниматься тем, что им нравится (даже если такое занятие не приносит достаточный доход).

У идеи достаточно много плюсов – это и искоренение бедности, и минимизация преступности, и снижение затрат на медицину (у людей будет больше времени следить за своим здоровьем). Среди минусов называют огромные расходы бюджета на реализацию идеи и снижение мотивации к труду. Однако перед референдумом в Швейцарии опросы показали, что только 2% опрошенных перестали бы работать в случае выплаты безусловного дохода.

Полноценно концепция базового безусловного дохода не работает ни в одной стране: в Швейцарии жители проголосовали против идеи, а в Финляндии продолжается эксперимент, результаты которого будут известны в 2019 году.

В целом можно сделать вывод: развитые страны снижают безработицу стимулирующими, а не конфискационными мерами.

В СССР тунеядство порицалось на идеологическом уровне и грозило бездельнику ответственностью. Современное российское законодательство не считает отказ от работы преступлением. Но разговоры о введении в правовое поле наказания за тунеядство ведутся регулярно.

💡 Кто такие тунеядцы и существует ли это понятие в современном российском законодательстве

Тунеядство – понятие родом из СССР. В 1961 году Президиум ВС РСФСР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Таким образом, тунеядцы – это трудоспособные граждане, которые вели соответствующий образ жизни и получали нетрудовые доходы (например, от сдачи в аренду земельных участков, жилья, автомобиля и пр.).

Таким гражданам грозило выселение в специально отведенные местности на период 2-5 лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем. Естественно, тунеядцев стремились исправить через упорный труд и находили им общественно полезную работу.

Наказание за тунеядство отменили вместе с распадом СССР, и современное законодательство РФ не содержит упоминания о данном социальном явлении и наказании за нежелание работать.

Но разговоры о том, что в России нужна ответственность за тунеядство, ведутся регулярно. Разработанные законопроекты предлагают как возобновление уголовного преследования необоснованно безработных, так и их ограниченный доступ к набору социальных благ.

💸 Возможный законопроект о налоге на тунеядство

Смысл законопроекта, предусматривающего введение взноса для нетрудоустроенных граждан, состоит в следующем: безработные без уважительной причины должны будут вносить ежегодную плату за «пользование социальной инфраструктурой». Ежегодно регионы платят за каждого безработного в ФОМС около 18 тыс. р., что позволяет ему получать медицинскую помощь. Предполагаемый налог на тунеядство авторы проекта оценили в сумму 20 тыс. р.

Обсуждения о необходимости налога на тунеядство связаны с желанием вернуть выпадающие налоги из бюджета за счет неработающих граждан. Планируется, что платить налог будут граждане, являющиеся безработными без уважительной причины. Исключением станут следующие категории нетрудоустроенных:

  • состоящие на учете в Центре занятости;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • лица, осуществляющие уход за несовершеннолетними;
  • граждане с источниками дохода, с которого платят налог;
  • деревенские жители.

Как вы считаете, нужно ли бороться с тунеядством? Да, нужно вернуть уголовную статью для бездельниковНет, граждане сами должны решать, работать им или нетБороться с тунеядством бесполезно

👇 К каким проблемам может привести введение налога

Вероятное введение налога на тунеядство вызвало волну критики. Такое новшество может вызвать следующие проблемы:

  1. Принуждение граждан к работе вступает в противоречие с действующей Конституцией. Это косвенно ограничит граждан в других неотъемлемых правах: например, праве на собрания, участие в госуправлении, занятие предпринимательством и пр.
  2. Неясен механизм реализации закона: как Минтруд отличит тех, кто получает «зарплату в конверте» или не хочет работать, от добросовестных граждан, не имеющих возможность работать: например, жен офицеров, студентов, а также недавно уволенных граждан, не пожелавших становиться на учет в центр занятости, представителей творческих профессий и пр.
  3. У квалифицированных профильных специалистов возникают сложности с поиском подходящего места. Им придется соглашаться на низкоквалифицированный труд, чтобы на них не распространялось действие закона.

⚡ Противоречит ли введение налога на тунеядство нормам существующего законодательства

Введение штрафных санкций и налога за тунеядство противоречит российскому законодательству. Конституция в ст. 37 гарантирует соотечественникам право на свободный труд и запрещает принуждение к работе.

Статья 1 Закона «О занятости населения в РФ» позволяет гражданам самостоятельно распоряжаться способностями к труду. В этой же статье подчеркивается, что незанятость не служит основанием для привлечения граждан к ответственности – административной или иной.

По ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах никого не могут принуждать к обязательному труду.

Безработица 2020. Прогнозы, размер пособия Читать Социальный контракт для многодетных и малоимущих семей Что такое трудная жизненная ситуация и куда обращаться за помощью Смотреть

🔎 Мнение независимого эксперта

Мнение эксперта Екатерина Алейникова Юрист

– Почему перестали привлекать тунеядцев к ответственности, как раньше? Было ли тунеядцев раньше больше или меньше, чем сейчас?

– Тунеядцев перестали привлекать к ответственности, так как это противоречит международным правовым нормам, действующей Конституции и базовым демократическим принципам.

Тунеядцев в СССР по сравнению с РФ было гораздо меньше. Так, за 3,5 года действия Указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961-1964 гг.) наказание за тунеядство понесли около 37 тыс. человек.

Причина низкой распространенности тунеядства была даже не в наличии уголовной ответственности. Проблема не имела колоссального масштаба, так как гражданам гарантировали трудоустройство на государственном уровне и способы получения дохода без официальной работы были ограничены. Для сравнения – в современной России не трудоустроено около 37 млн экономически активного населения (по оценкам Минтруда). Многие из этих людей фактически работают, но налоги не платят.

Конечно, тунеядство является проблемой для государства и ведет к выпадающим доходам из бюджета. Но вопрос «работать или нет» должен быть личным моральным выбором гражданина, и никто не может принудить человека к труду без его желания. У государства есть другие механизмы для выведения доходов граждан из тени: например, введение льготных режимов налогообложения.

❓ Часто задаваемые вопросы

В современном мире вообще где-нибудь существует наказание за тунеядство?

В Беларуси существовал налог на тунеядство, но в 2018 году он был отменен.

По Конституции каждый сам может решать, работать ему или нет. При введении налога придется менять Конституцию?

Пока неясно, будет ли введен законопроект о налоге на тунеядство, и как он будет реализовываться. Возможно, разработанная версия не будет вступать в противоречие с Конституцией и просто ограничит безработным доступ к некоторым социальным услугам.

А если человек живет в деревне и работы там просто нет?

В рамках законопроекта о налоге на тунеядство подчеркивается, что освобождение от налога получат граждане, проживающие в деревне и получающие доходы от продажи продукции со своего хозяйства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *