Стаж для работы судьей

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ, КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ

(Член квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия) –

Судья Якутского гарнизонного военного суда Кукушкин Михаил Валерьевич, 7 квалификационный класс, майор юстиции запаса)

Защита Отечества, в виде службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или альтернативной гражданской службы — это почетный долг и священная обязанность каждого гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу, в том числе, призыва, освобождения от призыва и отсрочка от призыва граждан на военную службу осуществляется Федеральным законом от 28 марта1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статьями 22, 23 и 24 названного Федерального закона определено кто из граждан подлежит призыву на военную службу, кто подлежит освобождению от призыва на военную службу, кто не подлежит призыву на военную службу, а кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями, вступающими в силу с 1 января2014 г.) от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, в том числе, гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных органах и учреждениях.

Вместе с тем, проведённый анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области воинской обязанности и военной службы показал, что наделение гражданина полномочиями судьи, который не достиг 27-летнего возраста, ранее не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не является основанием для освобождения его от прохождения военной службы, а как следствие данный гражданин – судья подлежит обязательному воинскому учёту и призыву на военную службу, если у него нет законных оснований для освобождения от неё. То же самое касается государственных гражданских служащих судов, работников прокуратуры, следственных органов и т.д.

В июле 2013 года Президентом России был подписан Федеральный закон от 2 июля2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Исходя из смысла, которого, граждане, не прошедшие военную службу по призыву без законных на то оснований, признаются «уклонистами». Соответствующее заключение выносит призывная комиссия. Она же проставляет необходимую отметку в документах воинского учёта. В данном Федеральном законе, также приведён порядок зачисления граждан, уклонившихся от военной службы, в запас Вооружённых Сил Российской Федерации по достижении ими 27 лет.

При этом к «уклонистам» не относятся граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва; те, кто признан не годным по состоянию здоровья или освобождён от военной службы по основаниям, предусмотренным законом. Это также лица, не призванные на военную службу, в связи с отменой региональной призывной комиссией решения нижестоящей комиссии.

Главное, на что хотелось бы обратить внимание — это то, что теперь с 1 января 2014 г. указанным гражданам «уклонистам» запрещено занимать должности государственной или муниципальной службы. Вместе с тем, указанный Федеральный закон ничего не говорит в отношении кандидатов на должности судей и действующих судей.

Так с 1 января 2014 г. в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в том числе случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Однако, в соответствии с положениями статьи 6 Закона от 26 июня1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями) и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждённым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерацией 22 марта2007 г. (с изменениями) квалификационная коллегия судей проводит проверку документов и сведений, предоставленных кандидатом на должность судьи, в том числе указанных им в анкете, по форме рекомендованной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, об отношении его к воинской обязанности, а также о наличии отсрочки от призыва на военную службу, и её основании.

При этом, согласно пункту 8 статьи 5 Закона «О статусе судей» если в результате проверки указанных в пункте 6 документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Таким образом, у квалификационной коллегии судей есть механизм, который позволяет не рекомендовать кандидатов мужского пола на должности судей, непроходивших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Проведённый автором статьи анализ, в период работы в квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия), по вопросу прохождения военной службы кандидатов мужского пола на должности судей, наличия у них законных оснований для освобождения от призыва и (или) отсрочки от призыва показал следующее.

Так, например, в2012 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 4 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия), а также заявлений 5 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 и 3 кандидата соответственно были мужского пола, было установлено, что в первом случае оба, а во втором двое не проходили военную службу.

В2013 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 3 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 кандидата мужского пола, также было установлено, что оба не проходили военную службу.

При этом во всех приведённых примерах на заседании квалификационной коллегии данные кандидаты не смогли дать убедительных пояснений о законных основаниях не прохождения таковой.

И таких примеров можно привести практически с каждого заседания квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия).

Как следствие в2011 г. и2012 г. квалификационная коллегия Республики Саха (Якутия) большинством голосов дала заключения о рекомендации на должности судей: Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия); Якутского городского суда Республики Саха (Якутия); Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) 5 кандидатам мужского пола, не проходившим военную службу. Более того, данные кандидаты были в последующем назначены судьями указанных судов.

А сколько ещё таких кандидатов мужского пола большинством голосов квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) было рекомендовано на должности судей? Как минимум около 10, это в период с2011 г. по2013 г.

Отдельно хотелось бы остановиться ещё на одном примере, который требует особого внимания. При проведении конкурса на 2 вакантные должности судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), при дополнительной проверке сведений указанных в анкете кандидата, являющегося судьёй Республики Саха (Якутия) было установлено, что этот действующий судья не проходил военную службу. При этом согласно предоставленных по запросу сведений данный судья, до наделения его полномочиями судьи, был привлечён уполномоченным должностным лицом к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Вместе с тем, в своём объяснении он указал, что в период с1996 г. по2004 г. «получить военный билет у него не было времени».

Нормами Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что уголовные дела за совершение преступления, предусмотренного статьёй 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) рассматривают районные (городские) суды.

В связи с чем, возникает вопрос, как будет рассматривать уголовное дело в отношении гражданина, совершившего преступление по статье 328 УК РФ судья, если у него самого «не было времени получить военный билет» или, как сказал один из рекомендованных кандидатов «забыли призвать»?

Как и прежде в обществе бытует мнение, что судьёй должен быть исключительно гражданин, обладающий помимо необходимых знаний, принципами высоконравственно-этического поведения, не совершивший за свою жизнь проступков, которые могли бы поставить под сомнение его беспристрастность и справедливость при отправлении правосудия.

Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса закреплены в статье 6 Кодекса судейской этики, утверждённого VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря2012 г., согласно которых судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

Таким образом, подводя итог изложенному, исходя из последовательных действий государства по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву (контракту) в обществе, следует придти к логическому выводу, что не должны подлежать рекомендации квалификационной коллегией судей на должность судьи граждане мужского пола признанные не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Что же касается действующих судей, которые не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, то в случае участия таких судей в конкурсах на замещение вакантных должностей, квалификационной коллегии судей необходимо соответствующим образом оценивать такие данные (например «получить военный билет у него не было времени» или «забыли призвать») с учётом положений Кодекса судейской этики и нормы статьи 59 Конституции Российской Федерации.

В заключении хотелось бы добавить, что по указанным вопросам следует также обратить внимание кадровых органов судов, Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в суды, судебный департамент, а также действующих гражданских служащих судов, судебного департамента мужского пола, поскольку в соответствии с Положением о воинском учёте, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября2006 г. № 719 (с изменениями) воинский учёт граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за состояние воинского учёта, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций, то есть председатели судов, начальник территориального подразделения судебного департамента.

А судьи кто? От Грибоедовой до Гоголевской комедии образ судьи определенным образом формировался в умах народа. Однако большинство людей по сей день не осознает, кто такие на самом деле судьи, как ими становятся, какой путь они проходят, наконец, сколько они зарабатывают. Исходя из вышеприведенного, нашей задачей является проведение правового анализа статуса судей в Российской Федерации.

Роль судей в судебной системе России

Судьи в Российской Федерации – единственные носители судебной власти за исключением случаев, когда к осуществлению правосудия в установленном законом порядке привлекаются представители народа (к примеру, арбитражные заседатели).

Данный факт прописан в п. 1 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Подобное предписание выделяет судей в особую судебную ветвь власти, роль в осуществлении правосудия которой отмечается отдельной главой 7 в Конституции Российской Федерации, где в ст. 118 установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Таким образом, судьи – носители судебной власти, осуществляющие правосудие.

Какие требования предъявляются к судьям

Чтобы стать судьей, необходимо соответствовать, во-первых, требованиям, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи, а, во-вторых, пройти особый отбор. Разберем каждый этап отдельно.

Первый этап предполагает наличие общих и специальных требований. Общие предъявляются ко всем кандидатам на любую должность судьи, а специальные – к кандидатам в зависимости от того, на какую должность они претендуют (к примеру, на должность судьи КС РФ или ВС РФ и т.д.). Рассмотрим для начала общие.

  1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
    • Имеющий высшее юридическое образование (специалитет или бакалавриат + магистратура);
    • Не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям, установленным ст. 133 УПК РФ (к примеру, прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, прекращение уголовного преследования при отсутствии заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по заявлению и т.д.);
    • Не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    • Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи (перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения);
    • Не являющийся подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления.
  2. При соответствии общим требованиям, приведенным выше, следует обратиться к специальным, выделяемым в зависимости от того, на какую должность претендует кандидат.
    • Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет (в стаж включается работа в области юриспруденции на государственных и муниципальных должностях в РФ и в СССР, а также учитывается работа в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвоката и нотариуса);
    • Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
    • Судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
    • Судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет;
    • Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Как происходит назначение на должность

Второй этап подразумевает процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и проходит в соответствии со следующим порядком:

  1. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии;
  2. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений;
  3. Любой гражданин, достигший установленного выше возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления, в экзаменационную комиссию представляется ряд документов, перечисленных в п. 3 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  4. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  5. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность;
  6. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также за исключением судей, привлекаемых к осуществлению правосудия в качестве судьи с его согласия на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий и при условии, что он находится в отставке, имеет стаж работы судьей не менее 10 лет, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, не имеет иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;
  7. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляется ряд документов, перечисленных в п. 6 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи;
  9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Отдельно стоит отметить, что на сегодняшний момент в части приема документов от претендентов на вакантные должности судей действует особый порядок до снятия режима повышенных мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, который закреплен Решением Президиума Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 16.04.2020. В соответствии с этим документом в объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность посредством почтовой связи и срок, в течение которого указанные документы принимаются.

Также установлено, что, учитывая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций в рамках реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введения режима повышенной готовности и невозможности представления в определенные сроки необходимых документов, претенденту надлежит письменно информировать коллегию о причинах отсутствия конкретного документа и сроке, в течение которого претендент обязуется его предоставить дополнительно.

Что запрещено судьям

Итогом прохождения отбора будет наделение судей полномочиями, что влечет уже возложение на них обязанности по соблюдению определенных требований, которые определяют «высокое имя судьи». Рассмотрим в качестве примера несколько требований, предъявляемых к судье:

  1. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
  2. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации;
  3. Судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Сколько они зарабатывают

Учитывая, как минимум, изложенные выше требования как к кандидатам, так и к самим судьям, следует отметить, что данной профессией способен овладеть только действительно ответственный, образованный и заинтересованный человек, готовый к самоограничению и самопожертвованию. Подобные качества должны оцениваться по достоинству, а труд оплачиваться соразмерно вложенным силам. Однако в отношении судьи действуют особые правила оплаты труда, то есть недостаточно того, что лицо уже стало судьей, пройдя большой путь отборов и требований, поощрять его будут в зависимости от профессионального развития и роста.

Уровень профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствия требованиям, предъявляемым к судьям законодательством РФ и кодексом судейской этики, будут оцениваться путем присвоения очередного квалификационного класса, от которого повышается уровень оплаты труда судей.

В свою очередь, квалификационные классы напрямую зависят от занимаемой должности. То есть квалификационные классы присваиваются следующим образом:

  1. Высший и первый – Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации;
  2. Первый, второй, третий, четвертый и пятый – председателям, заместителям председателей, судьям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным права;
  3. Пятый, шестой и седьмой – председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;
  4. Седьмой, восьмой и девятый – мировым судьям.

С учетом квалификационных классов и должностей формируется уровень оплаты труда судей. То есть их заработная плата состоит из должностного, квалификационного окладов, должностного денежного поощрения и различных видов доплат (к примеру, за выслугу лет, ученую степень, звание «Заслуженный юрист РФ» и т.д.). Все расчеты ведутся от должностного оклада председателя Конституционного суда (далее – КС). Он закреплен указом Президента. Несмотря на то, что в законе прописан должностной оклад председателя КС, все остальные должностные оклады (кроме судей КС) считаются в процентной зависимости от оклада председателя Верховного Суда, который составляет 98% от оклада председателя КС. Если учитывать все характеристики, то минимальная заработная плата судьи девятого квалификационного класса мирового суда составляет около 70 000 рублей, а максимальная заработная плата судьи высшего суда первого квалификационного класса составляет около 300 000 рублей. В качестве комментария к данным цифрам стоит отметить, что по средней судейской зарплате Российская Федерация проигрывает таким маленьким государствам, как Монако, Андорра, Кипр и т.д., хотя в среднем 62% судей в РФ перерабатывает в два или более раз, а 5% судей работает в пять раз больше, чем должны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что судья, как указано в присяге, еще с момента отбора на должность обязан осознавать, что он должен честно и добросовестно осуществлять правосудие, подчиняться только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему высокое имя судьи и его совесть.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше:

  • судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
  • судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

Отбор кандидатов на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 » О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон) отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов (кроме судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации) объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Объявления публикуются в «Российской газете» и размещаются на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.vkks.ru).

Об открытии вакантных должностей судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления публикуются в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.

Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при соответствующей квалификационной коллегии судей с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Если ни один из граждан, претендующих на вакантную должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи.

Гражданин не может быть рекомендован на должность судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Квалификационная коллегия судей отменяет свое решение о рекомендации на должность судьи, а Председатель Верховного Суда Российской Федерации или Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона.

Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе отклонить представленную к назначению на должность судьи кандидатуру, о чем сообщается председателю суда, внесшему представление.

В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Добрый день, дорогие читатели!

Вместо эпиграфа

Сегодня хочу поделиться с Вами своей историей о том, как я не стал судьей. Да-да, именно не стал. Думаю, в большей степени эта история будет интересна юристам, но все же я постараюсь изложить её простым, житейским языком.

Еще во время обучения в школе, когда большинство школьников не знают куда им податься после окончания школы и в какой университет поступать, я заявил всем, что стану юристом. Это было обусловлено не той популярностью профессии, которую ей придавали, а тем, что в силу жизненных перипетий мне уже в возрасте 13 лет пришлось столкнуться и с нотариусами и с судьями, а чуть позже и со следователями.

После окончания школы я поступил на юрфак, а поскольку семья моя не богата, я принял решение идти работать и продолжить обучение.

Как ни печально, но неопытные восемнадцатилетние юнцы без образования особо нигде не нужны, поэтому я пошел работать к одному крупному Интернет-провайдеру в колл-центр. Но по истечении трёх месяцев мне улыбнулась удача, и я нашел работу по специальности.

С того самого момента как я поступил на юридический факультет, я принял для себя одно из самых важных решений в жизни. Я знал, что судьей стать не просто, но я просто обязан пройти через это и сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Требования к кандидатам на должность судьи

Так вот, требования к судьям изложены в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Чтобы иметь право претендовать на судейское кресло в районном (городском) суде или на место мирового судьи нужно:

• достигнуть 25 лет;

• иметь гражданство Российской Федерации и не иметь гражданства другого государства, в том числе нельзя иметь вид на жительство или любой иной документ на право проживания в другом государстве;

• иметь высшее юридическое образование по направлению «Юриспруденция», причем сейчас степени бакалавра недостаточно;

• не иметь судимости и не привлекаться к уголовной ответственности, а также не быть подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

• быть полностью дееспособным;

• не иметь ограничений по здоровью (достаточно широкий круг заболеваний, наличие которых препятствует для назначения), соответственно не быть алкоголиком и наркоманом;

• иметь не менее 5 лет юридического стажа.

По поводу последнего требования, относительно стажа, сразу хочу оговориться, что исчисление этого самого стажа начинается только после получения диплома о высшем юридическом образовании.

Когда я полностью стал отвечать необходимым требованиям, приобрел необходимый юридический стаж, настал момент подготовки документов для подачи в экзаменационную комиссию.

Какие документы потребуются

В экзаменационную комиссию потребовалось сдать следующие документы:

1. заявление на имя председателя экзаменационной комиссии о том, что я желаю сдавать экзамен;

2. расписку о том, что я не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи;

3. копию паспорта;

4. анкету кандидата на должность судьи;

5. подлинник и копию диплома о высшем юридическом образовании, а также документы, подтверждающие аккредитацию образовательного учреждения, в котором я обучался и копии лицензии;

6. копию трудовой книжки, а также должностную инструкцию, в которой указано что занимаемая мною должность требовала наличия высшего юридического образования;

7. фотографии;

8. справки об отсутствии заболеваний, препятствующих для назначения, в том числе от нарколога и от психиатра.

В целом список не особо большой, но побегать придется.

Ах, да! Забыл упомянуть, что сдавать экзамен и, соответственно, подавать документы вы должны в экзаменационную комиссию того региона, в котором планируете в дальнейшем назначаться.

После подачи документов в течение тридцати дней у вас примут экзамен, так собственно произошло и со мной.

Что касается экзамена, то это действительно достаточно тяжелое и сложное мероприятие.

Экзаменационный билет состоит из шести заданий: три теоретических вопроса, две задачи и одно практическое задание.

К экзамену готовиться сложно, поскольку на сайте экзаменационной комиссии представлен перечень вопросов, в котором 300 (!) вопросов из всех областей права: гражданское, административное, уголовное, трудовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, и т.д.

На подготовку кандидату отводится 3 часа и этого времени катастрофически не хватает.

В зависимости от экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации на экзамене допускается использование кодексов, постановлений Пленума ВС РФ.

Лично у меня подготовка заняла около полугода. Я старался больше читать и вникать в те вопросы, с которыми не имею практического взаимодействия. Мне очень тяжело давались уголовное право и процесс. Пришлось перечитать огромное количество судебных актов и юридической литературы.

И вот, в день, назначенный экзаменационной комиссией, я явился для сдачи квалификационного экзамена.

Экзамены – это всегда очень волнительно, а такой экзамен, который у тебя принимают 12 человек, большинство из которых судьи, имеющие огромный практический опыт работы, в разы переносится тяжелее.

Как проходит экзамен

Секретарь комиссии предложила мне вытянуть билет, как в институте. Мне достался билет №12.

Со мной сдавала еще один кандидат, но она уже готовила ответ к тому моменту, когда я подошел на экзамен.

Знаете, дорогие читатели, мне кажется, тот день остался у меня в душе огромной психологической травмой

Как я и говорил раньше, билет состоял из шести заданий:

• В первом задании у меня был вопрос из теории права: «Порядок официального опубликования нормативных актов»;

• Второй вопрос по трудовому праву: «Заключение трудового договора»;

• Третий вопрос по уголовному процессу: «Действия прокурора при поступлении к нему уголовного дела с обвинительным заключением, актом, постановлением»;

• Четвертое задание – задача по гражданскому праву. Общий смысл взыскание неустойки с застройщика по ДДУ;

• Пятое задание – зада по уголовному праву. Общий смысл задачи квалификация действий участников задачи в зависимости от возраста;

• Шестое задание – решение задачи по делу об административном правонарушении и подготовка соответствующего процессуального документа.

В течение всех трёх часов, отведенных на подготовку, я неустанно писал все, что знал по поставленным вопросам.

Та девушка, которая сдавала со мной, пошла отвечать первой.

Дорогие читатели, каково же было мое удивление, когда она вышла оттуда через 15 минут.

Спустя десять минут комиссия пригласила её и объявила итоговую оценку «хорошо».

Следующим в аудиторию зашёл я.

Я не буду описывать всю процедуру, лишь ограничусь тем, что комиссия позволила озвучить свои мысли по первому вопросу, а дальше начались дополнительные вопросу. Начиная от признаков нормативного акта и понятия «промульгация» и до правовых позиций ВС РФ. И так по каждому заданию. Спрашивали местами тонкости, но в целом на понимание и знание практики применения норм права.

Промульгация — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Могу сказать одно, было долго и мучительно.

Когда мне предложили выйти и попросили ожидать результата, в душе была пустота. У меня даже никакого желания возвращаться назад не было. Но все же, также минут через 10 комиссия меня пригласила и озвучила приговор. Сдал! Общая оценка «хорошо».

Эпилог

Срок действия результатов экзамена три года. Но, как оказалось, сдать экзамен это только маленькая часть пути. Самое интересное было с назначением.

Если Вам понравилась статья, то продолжение истории я расскажу в следующей части или добавляйтесь в друзья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *