Страховая мало выплатила по ОСАГО

Попасть в ДТП по вине другого водителя – уже сама по себе неприятная ситуация, и любой водитель хочет как можно скорее отремонтировать свой автомобиль, чтобы забыть про всё это. Но получить качественный ремонт или деньги на его проведение не так-то просто. Если страховая насчитает и решит выплатить меньше, чем необходимо на восстановления машины, то для получения недоплаты придется сперва спорить со страховой компанией досудебно, а потом, скорее всего, еще и в суде. О том, как действовать в 2020 году, если вам заплатили мало денег, и пойдет речь в данной статье.

Ситуации с денежной компенсацией можно разделить по двум основаниям:

  • в первом случае выплата полагается, так как это прямо прописано в законе,
  • во-втором – когда требовать деньги можно из-за неисполнения страховщиком своих обязательств.

Условия из Закона об ОСАГО прописаны в пункте 16.1 статьи 12:

  1. если автомобиль после ДТП тотальный (наступила полная гибель ТС по определению из ОСАГО),
  2. если потерпевший умер,
  3. если причинен тяжкий или средний вред здоровью потерпевшего, и он в заявлении указал, что хочет выплату деньгами,
  4. если потерпевший – инвалид и имеет ТС по медицинским показаниям,
  5. если ремонт не укладывается в установленные лимиты по ОСАГО или все признаны виновными в ДТП, при условии, что потерпевший отказывается доплачивать свои деньги за ремонт на СТО,
  6. если у страховщика нет станций, которые соответствуют необходимым требованиям,
  7. если страхователь указал конкретную СТО при заключении договора ОСАГО, но на ней не могут организовать ремонт после ДТП,
  8. если страховщик и потерпевший заключат соглашение в письменном виде.

Страховщик может дать повод потерпевшему заменить способ возмещения на денежную выплату:

  1. когда страховщик в установленные законом 20 дней не направил потерпевшему направление на ремонт,
  2. когда в автосервисе машину не принимают,
  3. когда машину приняли, но ремонт или не делают совсем, или делают очень медленно и понятно, что в 30 рабочих дней они не уложатся,
  4. когда в ходе ремонта выяснится, что сумма доплаты, указанная в направлении, неверная, и надо еще доплатить.

О возможности замены требований с ремонта на деньги высказался Верховный Суд в Постановлении Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Очень часто страховщики сами злоупотребляют и выплачивают деньгами, несмотря на то, что потерпевший хочет ремонт по ОСАГО. Это связано с тем, что в таком случае страховщик платит меньше денег с учетом износа, тогда как с СТО придется рассчитываться без учета износа деталей.

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Для начала нужно понять, правы вы или страховщик. Ведь денег по Закону об ОСАГО в большинстве случаев не хватает на качественный ремонт, даже если выплата была произведена в полном объеме.

Подайте письменное заявление страховщику, в котором требуйте ознакомить вас с результатами осмотра и/или независимой экспертизы и выдать акт о страховом случае. Срок на выдачу копии акта составляет 3 дня. Но есть нюанс, если сперва было принято решение о восстановительном ремонте вашего автомобиля, то акт может не составляться (пункт 4.22 главы 4 Правил об ОСАГО).

Имея на руках данные документы, можно самостоятельно проверить, все ли повреждения указаны и учтены, правильно ли указаны суммы на запасные части из справочника РСА, а также понять, недоплатил страховщик или такая маленькая выплата вам полагается по Закону.

Сперва необходимо использовать все досудебные способы урегулирования спора. Для этого первым делом нужно обратиться к страховщику с заявлением о разногласиях.

Сделать это можно следующими способами:

  1. направить в форме электронного документа на почту или на сайте страховщика (срок рассмотрения будет 15 рабочих дней со дня получения, если со дня нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней),
  2. отправить письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (срок рассмотрения будет 30 календарных дней со дня получения).

Для электронного обращения утверждена стандартная форма обращения, которую необходимо, распечатать, заполнить, подписать и отсканировать.

Официальные адреса электронной почты можно найти на сайте страховщиков или на сайте РСА, а также в Едином государственном реестре субъектов страхового дела.

Например:

Если будете отправлять по электронной почте, делайте это с отчетом о доставке. Чем больше у вас доказательств, тем лучше.

И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.

С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.

Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.

Если страховщик отказался удовлетворять ваши требования или частично выплатил по заявлению о разногласиях возмещение после ДТП, то есть всё равно меньше, чем положено, то потерпевший должен обращаться к финансовому уполномоченному.

Ждать ответа страховой можно только установленный срок, если он вышел (берите еще запас на почтовую пересылку), то нужно действовать дальше.

Готовим само обращение:

Направить его можно:

  1. заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении
  2. в личном кабинете на официальном сайте уполномоченного.

Законом предусмотрено еще два способа: через сайт госуслуг и МФЦ, но на 2020 год это не работает.

Мы советуем подавать обращение через личный кабинет на официальном сайте, так как это не только быстро и удобно, но и экономит время на пересылку почтовой корреспонденции. В личном кабинете документы грузятся либо в виде фотографий, либо сканы.

Если вы заинтересованы в правильном, всестороннем и полном рассмотрении вашего спора по маленькой выплате по ОСАГО, тогда грузить (направлять) финансовому уполномоченному нужно как можно больше доказательств с вашей стороны. Именно в этот момент вам пригодятся сделанные ранее фотографии повреждений машины.

Уполномоченный вправе назначить и провести по вашему обращению независимую экспертизу. Для этого он может продлить срок рассмотрения обращения на 10 рабочих дней.

Если не предоставить документы и фотографии повреждений, то экспертизу могут провести по фотографиям страховщика, а там могут быть не все повреждения, да и фотографии могут просто не все отправить, чего уж тут говорить.

Данная экспертиза уполномоченного в суде будет считаться как судебная.

Без экспертизы срок рассмотрения обращения от потребителя финансовых услуг (потерпевшего) составляет 15 рабочих дней. Еще 10 рабочих дней со дня его принятия отводится на вступление решения в законную силу.

Оспаривать решение финансового уполномоченного в суде имеет право как потерпевший, так и страховщик. Поэтому, скорее всего, суд по вашему делу будет.

Вы сможете обратиться с исковым в течение 30 дней со дня вступления решения уполномоченного в законную силу. При этом в этот срок не включаются нерабочие дни.

Судиться самим или воспользоваться услугами представителя – решать тоже вам, но нужно понимать, что в случае проигрыша дела вы не только не вернете потраченные на юриста деньги, но еще можете быть должны оплатить судебные расходы страховщика, если такие будут. Например, на судебную экспертизу.

Но чтобы её назначили в суде после экспертизы уполномоченного, надо мотивированно обосновать, почему экспертиза финупа сделана не надлежащим образом, и в суде экспертиза будет проводиться по правилам повторной.

Если судья примет решение в вашу пользу, тогда со страховщика (при условии, что такие требования заявлялись) будет взыскана еще неустойка и штраф за маленькую выплату, точнее, за неудовлетворение ваших требований добровольно.

Но, к сожалению, почти всегда данные суммы снижаются судом по правилам статьи 333 ГК РФ, поэтому страховщики, не получая должного наказания, продолжают нарушать права водителей и выплачивать мало денег.

Суды по таким делам обычно длятся довольно долго, год или даже два. Поэтому на скорое разрешение проблемы можно не рассчитывать.

Если решение уполномоченного было неверное, и суд примет новое решение, то для взыскания вы получите в суде исполнительный лист и дальше предъявите его или в банк, или судебным приставам.

Если решение уполномоченного будет правильным, тогда придется у него получать специальное удостоверение и дальше получать присужденное через приставов или банк.

Но денег на полноценный ремонт после ДТП может не хватать не только из-за недоплаты страховщиком. Страховщик может всё заплатить правильно и немало, просто Закон об ОСАГО не предусматривает возмещение полного вреда. В таком случае столь долгий путь для получения необходимых на ремонт денег проходить не надо. Можно сразу требовать это разницу с причинителя вреда (виновного водителя, собственника автомобиля) в судебном порядке.

Чаще всего бывает, что и с виновника надо требовать и со страховщика…вот такое у нас ОСАГО.

Важные факты из статьи

  1. Если страховая компания заплатила мало денег – меньше стоимости восстановительного ремонта, то у вас по новым правилам есть 4 шага для получения недостающей суммы: заявление страховщику, а затем к омбудсмену, независимая экспертиза и суд.
  2. Но первое, что необходимо сделать – это запросить акт расчёта, чтобы понять, на каком основании получилась меньшая сумма по ОСАГО – из-за сильного износа, неправильного расчёта страховой или по иным причинам.
  3. По сути введение финансового уполномоченного призвано упростить порядок получения достаточной суммы денег, но в случае суда вы можете взыскать штраф за неисполнение обязательств. Но суд также может уменьшить неустойку, а вот омбудсмен не может.

С учетом изменений и поправок в Закон об ОСАГО, которые уже были приняты и вступили в силу, получить страховую выплату в полном объеме становиться всё труднее. И ведь не всегда потерпевший сможет получить деньги, я бы сказал, что выплату в 2020 году надо еще заслужить. Нужно знать свои права и правильно действовать при общении со страховыми компаниями и новым финансовым уполномоченным. Итак, что делать, если страховая выплатила мало – сумму меньше ущерба, стоит ли подавать в суд? Об этом мы вам и расскажем.

Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен после 27 апреля 2017 года, тогда для потерпевшего в общем случае страховое возмещение осуществляется путём обязательного восстановительного ремонта автомобиля.

Выплата полагается в следующих случаях:

  1. если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт, а страховая по направлению посчитала мало;
  2. если стоимость ремонта превышает лимиты по ОСАГО или все участники признаны ответственными за причиненный вред – то есть положена меньшая сумма по степени невиновности в аварии, а сам потерпевший не готов доплачивать за ремонт;
  3. при полной гибели транспортного средства (напомним, что для целей ОСАГО полная гибель наступает тогда, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает рыночную стоимость авто на дату ДТП, либо когда ремонт невозможен);
  4. смерти потерпевшего;
  5. когда здоровью потерпевшего в ДТП причинен тяжкий или средний вред, и он сам в заявлении выбрал выплату страхового возмещения деньгами;
  6. если потерпевший является инвалидом, который имеет транспортное средство по медицинским показаниям и денежная форма возмещения также указана в заявлении на выплату;
  7. машина не старше 2х лет, она на гарантии, а у страховщика нет договоров на ремонт со станциями официального дилера;
  8. гарантия на авто более 2х лет, но страховщик в период гарантии не направляет ремонтироваться на СТО дилера;
  9. нет СТО ближе, чем за 50 км (по дорогам общего пользования) от места жительства или от места ДТП (выбирает потерпевший), а страховщик не готов организовать доставку поврежденного ТС на станцию и обратно;
  10. если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  11. срок ремонта на СТО превышает 30 рабочих дней;
  12. если согласился на доплату, но в ходе диагностики выяснилось, что нужно доплатить еще больше, но потерпевшего это не устраивает;
  13. если страховщик не выдал направление на ремонт в установленный законом срок 20 дней;
  14. когда машину приняли в ремонт, но становится понятно, что в согласованный срок (30 рабочих дней) ремонт не будет завершен или к нему еще толком не приступили;
  15. в случае подписания потерпевшим соглашения со страховщиком о произведении страхового возмещения в денежной форме.

Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.

Будьте внимательны, если не глядя подписать соглашение со страховщиком, то можно лишить себя права в дальнейшем оспорить размер выплаты, если страховая насчитала мало денег (подробнее об этом уже рассказывалось в статье об обращении по ОСАГО за страховым возмещением).

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

В 2019 году законодатель придумал новые правила для разрешения споров со страховщиком, на наш взгляд, существенно упростив всю процедуру.

Для обычных граждан, являющихся потребителями финансовых услуг (да, страхование — это финансовая услуга) нужно страховщику подать или направить заявление о разногласиях. От того, каким образом это заявление будет направляться в СК, будет зависеть срок его рассмотрения.

Заполненный документ можно отправить:

  • электронно – тогда срок рассмотрения будет 15 рабочих дней,
  • заказным письмом – в этом случае срок составит уже 30 календарных дней.

Быстрее всего, проще, да и дешевле направить заявление в форме электронного документа. То есть собственнику авто (выгодоприобретателю) необходимо составить заявление, распечатать его и подписать. Затем подписанное заявление сканируется, и уже готовый файл направляется страховщику.

В п. 5.4. Правил страхования указано, что в электронном виде надо направлять заявление по электронной почте на официальный адрес электронной почты страховщика. Такой адрес обязательно есть на официальном сайте любой страховой организации. Например:

Но необходимо помнить, что нужно иметь доказательство того, что вы такое заявление направляли, поэтому в обязательном порядке отправляйте электронное письмо с отчетом о доставке. При таком способе срок рассмотрения вашего заявления составит 15 рабочих дней (при условии, что с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней).

У некоторых страховых компаний можно отправить такое заявление по форме для обращений на сайте или в личном кабинете. В таком случае, лучше направить двумя способами и по электронной почте, и через форму для обращений.

Можно и по старинке отправить заказным письмом с описью вложения или вручить лично в офисе страховщика под отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления в таком случае составит 30 календарных дней.

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Следующий этап борьбы на нашем пути в случае, если страховая по ОСАГО заплатила меньше, чем реальный ущерб – это обращение с заявлением к финансовому омбудсмену (уполномоченному).

Если страховщик не удовлетворил ваши требования или удовлетворил недостаточно – частично (включая выплаты неустойки, финансовой санкции), тогда после получения ответа на ваше заявление можно готовить заявление к финупу.

Да, кстати, если страховая компания в установленные законом сроки не приняла решение по вашему заявлению и не направила ответ, то ждать его нет необходимости, по истечению установленных законом сроков на рассмотрение можно сразу обращаться к омбудсмену. Для такого обращения также предусмотрена стандартная форма заявления.

Как и в случае со страховыми, обратиться к нему можно несколькими способами:

  • заказным письмом с описью вложения о недостаточной выплате,
  • в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте,
  • через сайт Госуслуг (пока такая функция недоступна),
  • а также в бумажном варианте через МФЦ.

Опять же, дешевле, проще и быстрее всё делать через личный кабинет на официальном сайте. Там можно заполнить стандартную форму, а также прикрепить сканы или фотографии всех необходимых документов.

Кстати, о фотографиях и уже упомянутой независимой экспертизе. Финансовый уполномоченный при рассмотрении вашего спора со страховщиком вправе провести независимую экспертизу поврежденного ТС. Поэтому, даже если вы не делали экспертизу, лучше иметь и загрузить вместе с заявлением фотографии поврежденной машины и все фото имеющихся повреждений (как правильно фотографировать, можно прочитать ).

В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.

Отправили, направили, послали. Дальше порядок такой:

  1. в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
  2. в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
  3. срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней. Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2020 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.

Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).

Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.

Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.

Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины. То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом. Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.

Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.

Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.

В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.

Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:

  • либо через службу приставов,
  • либо через банк, в котором у страховщика есть счета.

Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Из последнего это Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях вправе оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховщиком и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот не легкий.

Надеемся, что статья будет вам полезной и поможет вам отстоять свои права в случаях, когда страховщик рассчитывает и выплачивает слишком мало денег за ДТП.

Итак поскольку я столкнулся с ОСАГО получением денег, озадачился я сразу и вероятностью что меня обсчитают. Нашел вот такую статейку, выглядит вполне вроде внятно и доступно, без лишней информации.
Может кому пригодится.

Маленькая выплата по ОСАГО. Как воспользоваться независимой экспертизой.

Идея ОСАГО конечно хороша: получить страховку проще, чем вытрясти из виновника ДТП деньги. Но часто полученной выплаты по ОСАГО настолько мало, что не хватает на ремонт. Большая проблема ОСАГО в России – маленькие выплаты. В основном, это происходит из-за занижения размера ущерба «независимыми» экспертами, к которым направляет страховщик, в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Пошаговая инструкция для получения выплаты, которой хватит на ремонт.

1) после ДТП в течение 15 дней обратится в страховую компанию;
2) пройти экспертизу по направлению страховой компании. Данный шаг нужно сделать, если хотите хотя бы часть денег получить быстро. Если хотите все, но позже, тогда можно переходить к п.4. Как показывает практика, первые три пункта лучше не пропускать.
3) через 30 дней с момента передачи всех документов получаем выплату, посчитанную «независимыми экспертами». Этой выплаты часто не хватает на ремонт.
4) проводим действительно независимую экспертизу, на нее обязательно вызываем виновника ДТП и страховую компанию (если не вызвать, то экспертизу могут признать недействительной). Виновника ДТП и страховую компанию вызываем телеграммой, это удовольствие стоит около 160 рублей за каждую телеграмму.
5) получаем результаты независимой экспертизы. Идем в страховую компанию и пишем заявление с просьбой пересмотреть выплату на основании новой экспертизы, к заявлению прикладываем результаты экспертизы. Внимание, обязательно взять подтверждение передачи документов, поставить входящий номер на втором экземпляре заявления.
6) через 30 дней страховая компания обязана выслать Вам отказ или выплатить страховое возмещение
7) при получении отказа можно подавать в суд, предоставлять туда экспертизу, отказ или копию заявления, если ответ не получен.
Важные детали.

Нанимайте юристов, суд возмещает расходы на юристов в размере около 3000, т.к. большие суммы обычно признаются необоснованно завышенными.

Если же страховая выплата маленькая из-за износа транспортного средства (согласно закону страховое возмещение выплачивается с учетом износа частей, узлов и агрегатов), то можно подать иск в суд на самого виновника ДТП, есть судебные решения, когда эти расходы присуждают возмещать непосредственно виновному водителю.

При проведении независимой экспертизы, попросите экспертов не завышать размер ущерба. Если размер ущерба будет сильно завышен, то страховая компания попросит суд назначить третью экспертизу. Если экспертиза, назначенная судом, будет намного меньше вашей, то расходы на нее суд поделит между страховой компанией и вами. Естественно, разница в 500 руб. роли не сыграет, а 8000-10000 руб. будут существенны.

Удачных выплат.

з.ы. постфактум
после выплаты претензия НЕ подается
делается независимая
и дальше по хорошему дело уход в суд
еще момент
при независимой как сказано выше надо посылать телеграмму виновнику и его страховой компании или отправить уведомление страховой, принеся его собственно ручно в офис.
если в пределах города 3 дня
если как получилось у меня пред-во есть, но они не офис то 5 дней для иногородних.

На практике нередки случаи, когда страховая компания (СК) не полностью возмещает ущерб, при наступлении страхового случая. По этой причине выплаченная компенсация является недостаточной для полного покрытия ремонтных работ на СТО. В таком случае многие автомобилисты не знают, что делать, если страховая компания мало выплатила по ОСАГО в 2020 году.

Порядок выплаты страховой по ОСАГО

Согласно законодательным изменениям, проведенным в 2018 году, владелец автотранспортного средства не имеет возможность выбора между денежной компенсацией и оплатой ремонта, так как в случае ДТП машина будет направлена на ремонт, где специалисты устранят поломки, а при необходимости заменят запчасти.

Направление на ремонт должна быть выписана страховщиком в период 20-дневного срока после предъявления заявления. Если автовладелец будет настаивать на выборе автомастерской, которая не указана в списке СК, то рассматриваемая процедура будет продлена вплоть до одного месяца. Срок выполнения самого ремонта составляет 30 дней с момента доставления автомашины в автосервис. Если страхователь не против того, чтобы срок выполнения ремонта был продлен, то СК освобождается от оплаты компенсации за произведение более длительного ремонта.

Законодательство предоставляет возможность для автомобилиста вместо направления автомашины на ремонт, получить денежную компенсацию ОСАГО. Такое возможно в случае, если авто невозможно отремонтировать или автоводителю была нанесена травма средней либо тяжелой степени. Даже если машину возможно отремонтировать, автомобилист может получить возмещение урона деньгами, если сумма ремонта повреждений превышает максимальную страховую сумму. Иногда автомобилист может прийти к взаимному согласию со страховщиком о получении возмещения деньгами.

Расчет выплаты

Масштабы повреждений определяются посредством проведения независимой экспертизы, после чего автомобиль отправляется в сервис для произведения ремонта. Чтобы установить б/у детали, нужно заключить соглашение со страховщиком по ОСАГО, но на практике СК нечасто соглашаются на эти условия.

Существует своеобразная методика расчета стоимости ремонта, для чего принимается во внимание то, что:

  • стоимость ремонта может в себе не включать покраску машины, которая пострадала:
  • может быть окрашена не вся деталь, а лишь поверхность, которая была повреждена;
  • если стоимость ремонта превысит максимальный размер компенсационной выплаты, то автомобилист сам должен оплатить разницу.

Следует учесть, что на практике СК, пользуясь низким правосознанием граждан, иногда занижают страховую сумму. Иногда страховщик не учитывает мелкие работы, например, покраску автотранспортного средства.

Размер стоимости ремонта также зависит от степени квалификации специалиста, который по причине низкой квалификации может не учесть различные недостатки и в заключении указать недостаточную сумму возмещения.

Согласно последним законодательным изменениям, максимальный размер возмещения составляет:

  • 400 тыс. руб., если вред был нанесен машине;
  • 500 тыс. руб., если вред был причинен здоровью.

Поскольку сумма страховых выплат зависит от различных факторов (объемы повреждений, техническое состояние ТС на момент автоаварии и т.д.), то водитель вряд ли получит вышеуказанные суммы полностью, а СК будет стараться заплатить как можно меньше.

Следует учесть, что при расчете компенсации для страховщика имеет значение также стаж вождения автомобилей.

Как узнать, что страховая компания занизила страховую сумму

Существуют несколько факторов, которые указывают на то, что СК необоснованно снизила сумму возмещения. Итак, сумма является необоснованно сниженной, при:

  • начислении работниками сервисного центра или независимыми экспертами сравнительно большой суммы ущерба, в отличие от выплаты, которую начислил страховщик;
  • указании страховщиком на повреждения авто, которые не являются причиной ДТП;
  • не принятии в расчет скрытых повреждений, выявленных во время ремонта автотранспортного средства.
Порядок действий

Если страховщик мало выплатил по ОСАГО, должны быть осуществлены порядковые действия по:

  • уведомлению о проведении независимой экспертизы, по результатам которой составляется заключение, являющееся документальным подтверждением претензии по недоплате. В таком случае к страховщику отправляется телеграмма с приглашением на независимую экспертизу;
  • оформлению досудебной претензии в страховую организацию;
  • отправлению в страховую организацию письма, к которому прилагается копия досудебной претензии;
  • проведению независимой экспертизы, стоимость которой колеблется от 5 до 10 тыс. руб. Оценщика ущерба можно найти, как по интернету, так и с помощью знакомых или специалистов по юр. вопросам;
  • отправки в страховую организацию письма, к которому приложены копия экспертного заключения и досудебная претензия;
  • составлению искового заявления, предъявляемого в суд. В суд следует пойти, если страховщик не отреагировал на досудебную претензию;
  • проведению судебного разбирательства, по результатам которого принимаются следующие 3 решения: 1) удовлетворение требование истца; 2) отказ в удовлетворении иска, что на практике редко случается; 3) назначение судебной экспертизы, если во время рассмотрения дела будет установлено, что суммы, указанные в заключениях независимой и страховой экспертизы, отличаются. Судебная экспертиза может быть проведена также, если есть подозрение, что застрахованное лицо и независимый эксперт пришли к взаимному согласию указать в заключении сравнительно большую сумму возмещения;
  • отнесению судебного решения в страховую фирму, которая обязывается возместить компенсационную выплату в установленный срок.

Чтобы решить вопрос грамотным образом, страхователю рекомендуется обратиться к специалисту по юридическим вопросам. Юристы помогут клиенту урегулировать спор со страховщиком в короткие сроки.

Что делать и куда пойти

Если произошел страховой случай, то автомобилист должен:

  • Предъявить в СК заявление с требованием насчет выплаты. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие размер нанесенного вреда.
  • Если имеется разногласие между страховщиком и застрахованным гражданином, то последний должен написать претензию и предъявить ее в СК. К заявлению обязательно прилагаются бумаги, обосновывающиеся требования застрахованного лица. Претензия рассматривается в пределах 10-дневного срока с момента ее подачи в СК, после рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, принимает решение либо об удовлетворении требования заявителя, либо об отказе удовлетворить требование застрахованного гражданина.
  • Если страховщик примет решение не в пользу застрахованного лица, то последний может обратиться в суд с исковым заявлением, к которому прилагаются необходимые документы, в т. ч. решение страховщика об отказе удовлетворить требование заявителя.

Следует учесть, что спор, возникший между застрахованным лицом и страховщиком, регулируются нормами ФЗ «О защите прав потребителей». Это значит, что страхователь вправе предъявить жалобы в Роспотребнадзор. Застрахованное лицо имеет перечень возможностей выиграть спор со страховщиком. Однако, чтобы нормы вышеуказанного закона применились к застрахованному лицу, последнему не следует заключить контракт страхования, если он осуществляет предпринимательскую деятельность.

Досудебная претензия

Если возникли какие-либо разногласия в связи со страховой выплатой, то перед тем, как пойти в суд автомобилист должен составить досудебную претензию. Перед подачей рассматриваемого документа в уполномоченный орган, рекомендуется произвести независимую экспертизу, которая делается за счет страховщика. Если страховая организация откажет в покрытии расходов экспертизы, застрахованное лицо должно оплатить эти расходы за свой счет. Эти затраты в дальнейшем СК обязана будет возместить, если суд примет решение в пользу застрахованного лица.

В претензии указываются данные насчет:

  • заявителя и страховой компании;
  • обстоятельств дела;
  • банковского счета, на который должна быть начислена денежная сумма.

При составлении претензии рекомендуется оформить документ в 2 экземплярах, один из которых подается страховщику, а на другом экземпляре, который остается у застрахованного лица, сотрудник страховой организации делает отметку о том, что претензия была принята.

Итак, претензия может быть передана страховщику 2 способами:

  • лично на месте;
  • посредством почтовой службы, если сотрудник СК отказывается принять заявление. В таком случае рекомендуется предоставить претензию посредством отправки заказного письма с уведомлением о вручении. Это послужит в качестве доказательства того, что заявление было получено страховщиком.

Претензия по ремонту ОСАГО подлежит рассмотрению сотрудниками СК в пределах 5-дневного срока с момента получения заявления. Если в указанный срок автоводитель не получит ответ либо получить отказ, то он может решить данный вопрос в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что если СК примет решение об отказе удовлетворить требования, указанные в досудебной претензии (либо игнорирует это требование), то страховщик будет оштрафован в размере 50% от суммы иска.

При подаче искового заявления в суд, следует в документе указать данные насчет:

  • наименования судебного органа, который уполномочен рассматривать данное дело;
  • заявителя (ФИО, паспортные и контактные данные);
  • названия ответчика.
  • обстоятельств дела, а также причин, на основе которых жалобщик считает действие страховщика незаконной;
  • списка требуемых документов, которые должны быть приложены к заявлению. Этими документами являются решение страховой организации об отказе удовлетворить требование заявителя и т.д.
  • статьи нормативно-правовых актов, правовые нормы которой были нарушены страховщиком.

Заявитель обязан проставлять дату и подпись в рассматриваемом документе.

Несмотря на то, что есть определенный риск проигрыша в судебном деле, вероятность выигрыша все-таки велика.

Как подать в суд на СК за ремонт

Если истец все-таки решился пойти в суд, то он должен подать исковое заявление в суд по месту нахождения страховой организации. Документ предъявляется:

  • в мировой суд, если сумма возмещения составляет не больше 50 тыс. руб.;
  • в районный суд, если сумма возмещения составляет больше 50 тыс. руб.;

Помимо искового заявления, автомобилист обязывается запастись необходимым пакетом документов, список которых указан в заявлении. При подаче иска застрахованный гражданин обязывается оплатить госпошлину, размер которого зависит от суммы иска. Посчитать размер указанного налога можно на сайте Московского городского суда. Денежная сумма может быть перечислена на реквизиты городского суда. Нужно учитывать, что при произведении оплаты рекомендуется сохранить квитанцию об оплате госпошлины. Данный документ должен быть прикреплен к исковому заявлению.

Почему нужно обратиться в суд

Согласно постановлению ВС РФ, было установлено, что страховая организация обязывается, кроме суммы недоплаты заплатить застрахованному гражданину штраф, размер которого составляет 50% от суммы недоплаты. Страхователь также вправе потребовать возмещение морального вреда, который был ему причинен вследствие отказа страховщика от возмещения страховой выплаты.

Итак, можно привести следующий пример:

Страховщик отказался от возмещения компенсационной выплаты. В таком случае автомобилист обращается в автосервис, где проводят независимую экспертизу. В результате эксперт насчитал ущерб в размере 150 тыс. рублей.

После получения заключения застрахованное лицо самостоятельно либо с помощью юриста составляет исковое заявление и вместе с необходимым пакетом документации предоставляет в суд. Если судебное разбирательство заканчивается принятием судебного решения в пользу страхователя, последний сможет получить:

Мечников Лиор Павлович Ведущий юрист. Оказывает квалифицированную помощь владельцам автомобилей Задать вопрос ПОМНИТЕ! Каждый случай индивидуален. Возможно, чтобы избежать временных и денежных затрат лучше проконсультироваться со специалистом.

В итоге застрахованное лицо по решению суда сможет получить от страховщика 249 тыс. рублей.

Нанимать представителя

При возникновении спорной ситуации между страховщиком и застрахованным лицом, последний может решить данный конфликт, наняв представителя, что является продуктивным способом избегания от множества волокиты. Следует учесть, что нанять следует представителя, а не адвоката, который за свои юридические услуги будет брать сравнительно большую сумму. Как правило, оплата за услуги представителя составляет от 7 до 15 тыс. руб. Указанная сумма может быть возмещена страховщиком, если суд в последствие судебного разбирательства примет решение в пользу застрахованного лица. Перед тем, как подать в суд исковое заявление, рекомендуется проконсультироваться у представителя, который, изучив обстоятельство дела, скажет вероятность выигрыша в суде, поскольку ему также не выгодно проиграть дело.

На практике нередко можно встретить представителей, которые берут оплату за свои услуги лишь в том случае, когда суд примет решение в пользу застрахованного лица. Представитель также может получить небольшую оплату после судебного дела.

Рекомендуется выбирать представителя внимательно. Итак, представитель:

  • должен иметь опыт судебных дел;
  • может быть выбран по совету лица, которого истец доверяет.

Следует внимательно изучить контракт с представителем. Он обязан лишь представлять интересы застрахованного гражданина в суде. Помимо того, необходимо составить доверенность на представительство, которая обязательно заверяется в нотариальном порядке. При составлении доверенности в ней не следует указать, что представитель вправе получать денежную сумму от страховщика.

Особенности обжалования

Размер компенсационных выплат ОСАГО в большой степени зависит от того, в каком состоянии находится автотранспортное средство на момент автокатастрофы, а также какие повреждения были нанесены. Поскольку направляет и оплачивает экспертизу страховщик, именно последний выбирает оценочную фирму. Тем самым можно смело предположить, что между страховыми и оценочными компаниями есть обоюдная договоренность. По этой же причине на практике нередки случаи, когда застрахованные лица не согласны с результатами проведенной экспертизы. Имея в виду последнее, автовладельцы часто проводят экспертизу самостоятельно в иной фирме.

Следует также помнить об особенностях предъявления заявления, которое подается по месту нахождения страховщика.

Продать дело

Одним из простых способов получения недостающей суммы при заниженной выплате является продажа дела юристам. В таком случае юрист представляет права и законные интересы клиента на основе составленной доверенности, которая обязательно подлежит заверению нотариусом. В доверенности указывается полномочие юриста не только вести судебное дело, но и получить компенсацию от страховой организации и предоставить эту сумму застрахованному лицу.

Невзирая на то, что правила страхования подверглись изменению, возможность получить денежные средства вместо ремонта автомашины все еще велик. По этой же причине, если застрахованные граждане считают, что вправе получить возмещение в денежном выражении, им рекомендуется не упустить возможность получить выплату.

Общие рекомендации

Рекомендуется не спешить отремонтировать автотранспортные средства за свой счет ̶ нужно быть терпеливым и произвести ремонт машины лишь в том случае, когда застрахованное лицо получило страховую выплату в полной мере. Если автомобилист имеет подозрения, что страховая компания умышленно не указала весь перечень повреждений в экспертном заключении, и насчитанная сумма довольно маленькая, то он вправе отправить авто в иную страховую фирму для проведения независимой экспертизы.

Если водитель нуждается в перемещении на личном автотранспортном средстве, то ему рекомендуется перед тем, как отремонтировать машину, сделать качественные фотоснимки. В этих фотографиях должны быть видны все повреждения авто с разных ракурсов. Именно указанные фотоснимки могут послужить в качестве доказательства того, что была проведена неправильная экспертиза и необходимо провести новую экспертизу.

Итак, если произошел страховой случай и компенсационная сумма является недостаточной, то застрахованный гражданин должен соблюсти определенный алгоритм действий, то есть:

  • получить копию экспертного заключения, основываясь на которое страховая фирма произвела оплату;
  • самостоятельно провести экспертизу, об этом проинформировав страховщика;
  • составить досудебную претензию и об этом сообщить в страховую фирму;
  • после получения отрицательного письменного ответа страховщика собрать необходимый перечень документов и предъявить их в суд, который уполномочен рассмотреть данное дело. В список требуемых документов также входят фотографии, в которых ясно видны повреждения с разных ракурсов. При составлении искового заявления истец должен придерживаться вышеуказанных правил;
  • при необходимости нанять представителя (либо адвоката), которые представят интересы застрахованного лица на основе нотариально заверенной доверенности. Несмотря на то, что услуга адвоката (представителя) является платной, в случае принятия положительного судебного решения, услуги адвоката (представителя) оплачиваются средствами страховой фирмы;
  • оплатить госпошлину, размер которого зависит от суммы иска;
  • при принятии положительного судебного решения, которое вступило в законную силу, вместе с этим документом пойти в страховую организацию, которая после получения судебного решения должна возмести ущерб.

На практике нередки случаи, когда суд принимает решение в пользу застрахованного лица. Поэтому при возникновении спора в связи с произведением страховых выплат, автомобилисту рекомендуется обратиться автоюристу, который поможет выиграть дело и получить компенсационную выплату.

Мало выплатили по ОСАГО: что делать потерпевшему? обновлено: 12 февраля, 2020 автором: admin

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано. Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство. И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2020 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

Итак, действующий на 2020 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 700-85-66 ✖

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2020 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Судебная практика: прочитать соответствующее постановление КС РФ.

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО. В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом. А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Ещё одно аналогичное решение суда. Есть пример и удовлетворённого иска.

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 700-85-66 ✖

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Обоснование
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2020 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО», основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
Согласно ФЗ «Об ОСАГО», водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ «Об ОСАГО», устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *