Строительный контроль при проведении капитального ремонта

Для начала необходимо отметить, что, что в настоящее время термин «технический надзор» действующими нормами права не предусмотрен, и практически не применяется, однако считаем целесообразным указать в ответе историю возникновения данного термина, и уточнить его соотносимость с термином «строительный надзор». Первоначально термин «технический надзор заказчика-застройщика за строительством» был введен Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», который охватывал (по сфере регулирования), в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства. Основными задачами технического надзора являлись, в частности, контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов (пункт 6.2 названного Положения). С 01.01.2005 в соответствии с Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 №70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» были введены в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», которые, вместе с тем, носили исключительно рекомендательный статус. Пункт 6.3 указанного документа в первоначальной редакции предусматривал выполнение технического надзора застройщика (заказчика) за строительством. Однако, принятие 29.12.2004 ГрК РФ (статья 53 которого предусматривала осуществление строительного контроля, при этом термин «технический надзор» уже отсутствует в тексте вновь принятого кодифицированного акта) повлекло за собой актуализацию СНиП 12-01-2004 путём утверждения Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пунктом 7.1 раздела «Контроль качества строительства. Надзор за строительством» которого предусмотрено, что участники строительства, а именно: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Как указано в части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в следующих целях: проверка соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Частью 4 вышеназванной нормы права предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, а по результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Правовая позиция органов государственной власти по вопросу соотносимости изложена, в частности, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.05.2011 №13425-ИП/08 «О строительном контроле», из текста которого следует что «в действующем законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности понятие «технический надзор» отсутствует. В соответствии со статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора, осуществляется строительный контроль». Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термин «технический надзор» является видовым понятием по отношению к термину «строительный контроль», поскольку последний значительно расширил полномочия лица, его осуществляющего, по отношению к первому, а термин «технический надзор», в свою очередь, стал составной частью, структурным элементом термина «строительный контроль», и, конечно, не являются при этом тождественными понятиями по отношению друг к другу.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа лицом, привлеченным к ответственности, заключается в том, что сумма штрафа вносится в банк или иную кредитную организацию либо платежному агенту, принимающему платежи от физических лиц, или банковскому платежному агенту. Факт исполнения постановления подтверждается копией платежного документа, выдаваемой лицу, производящему уплату соответствующей суммы (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

В силу действовавшей до 1 января 2013 г. редакции ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ по истечении срока уплаты административного штрафа и при отсутствии документа, свидетельствующего о его уплате, судья должен был направить на исполнение постановление о наложении административного штрафа в течение трех суток с момента наступления указанного срока.

Однако Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» из КоАП РФ были исключены положения об обязанности лица, привлеченного к административной ответственности, по предоставлению в суд документа об оплате административного штрафа. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2008 г. В связи с этим у судей начиная с 1 января 2008 г. фактически отсутствовала возможность проверить факт уплаты административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, что, в свою очередь, и служило причиной пропуска срока направления постановления по делу об административном правонарушении на исполнение.

В целях устранения этого пробела Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ были внесены изменения.

Указанная норма с 1 января 2013 г. начала действовать в новой редакции, предусматривающей обязанность судьи направить постановление на исполнение в указанные выше сроки, в т.ч. при отсутствии информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

При этом на банк или иную кредитную организацию, организацию федеральной почтовой связи, платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц, или банковского платежного агента (субагента), которым уплачивается сумма административного штрафа, возлагается обязанность незамедлительно после уплаты административного штрафа направлять информацию о его уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП), предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. 8 ст. 32.2 КоАП РФ)


Клименко Максим Михайлович
Эксперт-консультант по промышленной безопасности
(905) 521-77-52

Согласно п. 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

  • организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут (п. 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):

  • руководитель организации, эксплуатирующей ОПО;
  • специально назначенные лица, на которых возложены такие обязанности.

Кто назначается ответственным за производственный контроль

За организацию производственного контроля отвечает лично генеральный директор (директор) компании или его заместители, назначенные специальным приказом.
Обязанности по осуществлению производственного контроля можно возлагать (п. 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):
1) На одного из заместителей руководителя – если численность работников на ОПО меньше 150 человек.
2) На специально назначенного сотрудника – если работников на ОПО от 150 до 500 человек; к таким сотрудникам относятся:

  • административные и инженерно-технические специалисты (главный инженер, инженер, главный энергетик, энергетик, главный механик – в зависимости от типа ОПО);
  • специалисты по охране труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности (если такая должность есть в штатном расписании);
  • руководители отделов, департаментов, служб, которые непосредственно связаны с ОПО и т.д.

3) На руководителя службы производственного контроля – если численность работников на ОПО больше 500 человек.
Мы рекомендуем назначать специального сотрудника, даже если на ОПО работает меньше 150 человек. Потому как заместитель руководителя не всегда может справиться с делами ответственного (не хватает либо времени, либо опыта).
Ответственный за осуществление ПК должен (п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):

  • иметь высшее техническое образование по профилю производственного объекта;
  • иметь стаж работы не менее 3 лет на аналогичном ОПО;
  • не реже 1 раза в 5 лет получать дополнительное профобразование и проходить аттестацию по промышленной безопасности.

Как назначить ответственных за производственный контроль

Ответственных за производственный контроль назначают приказом по эксплуатирующей организации.

Такие работники должны:
1) Состоять в штате организации.
2) Иметь протоколы аттестации по промышленной безопасности:

  • «А. Общие требования промышленной безопасности» (А.1) – для ответственных за организацию;
  • «А. Общие требования промышленной безопасности» + «Б. Специальные требования промышленной безопасности» (конкретные области зависят от типа ОПО) – для ответственных за осуществление (например, А.1 + Б.9.31 + Б.9.32).

Приказ о назначении должен содержать:

  • ФИО и должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля;
  • ФИО и должность работника, который замещает ответственного за осуществление производственного контроля в период его отсутствия (отпуск, больничный, командировка и т.д.);
  • упоминание ответственного за организацию производственного контроля – ФИО, должность (для заместителя руководителя) или формулировку «ответственность за организацию производственного контроля возлагаю на себя» (для руководителя организации).

Обратите внимание: вместе с приказом нужно разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации должностную инструкцию ответственного за осуществление ПК.

Обязанности ответственных за ПК

Обязанности работника, ответственного за осуществление ПК, закрепляют (п. 10 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):

  • в положении о производственном контроле (ППК), которое утверждает руководитель эксплуатирующей организации;
  • в должностной инструкции;
  • в договоре (контракте), который заключают с этим работником.

Основные обязанности согласно п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263:

1) Обеспечивать контроль за работниками ОПО и соблюдение ими требований промышленной безопасности.
2) Разрабатывать план по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
3) Проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах.
4) Ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности (на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда).
5) Организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) на ОПО I, II или III классов опасности.
6) Организовывать своевременное проведение экспертизы промышленной безопасности.
7) Участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.
8) Проводить анализ причин аварий и инцидентов на ОПО и хранить документацию по их учету.
9) Организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.
10) Участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования.
11) Сообщать работникам ОПО об изменении требований промышленной безопасности, выходе новых нормативных актов (в том числе обеспечивать работников такими документами).
12) Вносить руководителю организации предложения:

  • о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
  • об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
  • о приостановлении работ на ОПО в случае нарушения требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников;
  • о приостановлении работ на ОПО, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;
  • об отстранении от работы лиц, у которых нет соответствующей квалификации и которые своевременно не прошли подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
  • о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности.

Права ответственных за ПК

Права ответственного за осуществление производственного контроля прописывают:

  • в ППК;
  • в должностной инструкции;
  • в трудовом договоре (контракте).

Ответственный имеет право (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):

  • свободно проходить на ОПО в любое время суток;
  • изучать документы, необходимые для оценки состояния промышленной безопасности в организации;
  • участвовать в разработке декларации промышленной безопасности;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
  • вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, которые принимают участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

Практические задачи ответственных за ПК

Помимо исполнения основных должностных обязанностей, ответственный за осуществление ПК должен решать следующие практические задачи:
1) Принимать активное участие в работе ОПО (на уровне организации и контроля мероприятий):

  • следить за выполнением лицензионных требований при эксплуатации ОПО;
  • следить за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО;
  • контролировать ремонт технических устройств на ОПО;
  • следить за устранением причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
  • следить за своевременным проведением испытаний и технических освидетельствований технических устройств на ОПО, за ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • следить за наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств на ОПО (сертификаты соответствия, декларации, экспертизы);
  • следить за выполнением предписаний Ростехнадзора и активно участвовать в устранении нарушений, которые лежат в сфере его компетенции и должностных обязанностей.

2) Контролировать работу оборудования на ОПО, в особенности технических устройств, которые подлежат учету в органах Ростехнадзора:

  • проверять готовность оборудования к пуску в работу (к началу эксплуатации);
  • проводить (участвовать в проведении) техническое освидетельствование оборудования;
  • регулярно осматривать оборудование и проверять, соблюдаются ли установленные режимы при его эксплуатации;
  • вести учет оборудования, учет его освидетельствований (испытаний, обследований, экспертиз) в бумажном и/или электронном виде;
  • выдавать техническому персоналу ОПО предписания по устранению нарушений промышленной безопасности (если выявил таковые при внутренней проверке), контролировать обязательное выполнение этих предписаний;
  • проверять правильность ведения и хранения технической документации при эксплуатации и ремонте оборудования.

3) Контролировать персонал ОПО, в том числе:

  • следить, чтобы соблюдался установленный порядок допуска рабочих к эксплуатации ОПО;
  • проверять выдачу рабочим производственных инструкций;
  • требовать отстранения от работы и проведения внеочередной проверки знаний для работников, нарушающих требования промышленной безопасности;
  • следить за проведением противоаварийных тренировок персонала и т.д.

4) Готовить отчет о производственном контроле и ежегодно, до 01 апреля, подавать его в Ростехнадзор (см. п. 14-16 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263, и приказ Ростехнадзора от 23 января 2014 г. № 25).
5) Не реже 1 раза в квартал подавать сведения (отчет) об инцидентах, происшедших на ОПО (если инциденты были).
6) Присутствовать при плановых и внеплановых проверках Ростехнадзора, представлять документы и давать разъяснения.

Санкции для ответственных за производственный контроль

Работники, ответственные за ПК, могут быть наказаны как должностные лица по итогам проверки Ростехнадзора (если есть нарушения промышленной безопасности).
Штрафы накладывают согласно КоАП РФ:

Статья КоАП РФ Административная ответственность (должностные лица)
часть 1 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года
часть 2 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до полутора лет
часть 3 статьи 9.1 – Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
статья 9.19 – Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте1 административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей
статья 19.7 – Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор)…, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление … таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде2 административный штраф от 300 до 500 рублей
часть 11 статьи 19.5 – Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС, государственный горный надзор3 административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

1 штраф по статье 9.19 могут наложить вместе с наказанием по статье 9.1; то есть в рамках одной проверки ответственных могут оштрафовать дважды.
2 по статье 19.7 могут наказать за непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля (отчета о производственном контроле) и/или квартального отчета об инцидентах, происшедших на ОПО (если не квалифицировано по части 1 статьи 9.1).
3 речь идет о невыполнении в установленный срок или ненадлежащем выполнении предписания Ростехнадзора, выданного по результатам плановой или внеплановой проверки (штраф накладывают независимо от наказаний по статье 9.1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *