Субъект и объект административного права

Содержание

Субъекты и объекты административных правоотношений

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты). власть исполнительный правовой

Субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения — всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Виды административных правоотношений Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений.

Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

  • а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это — собственно властеотношения;
  • б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков:

  • 1) по содержанию: материальные и процессуальные;
  • 2) по направленности отношений: = внутренние — отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица. = внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).
  • 3) в зависимости от характера юридических фактов: порождаемые правомерными действиями; порождаемые неправомерными действиями.
  • 4) в зависимости от государственного устройства: между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации; между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации; между исполнительными органами разноуровневых субъектов.
  • 5) в зависимости от особенностей участников отношений: между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня; между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня; между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями; между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления; между субъектом исполнительной власти и гражданами.
  • 6) по способу защиты: = защищаемые в административном порядке; = защищаемые в судебном порядке.
  • 7) по направленности связей: вертикальные — отношения «власть-подчинение»; горизонтальные — между субъектами исполнительных органов: = административно-процедурные: предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

= отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.).

Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении.

  • 8) по функциям права: регулятивные охранительные.
  • 9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения: отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции; отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

административно-правовые споры — отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству; отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений.

Каждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п. Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона.

Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами государственных органов власти.

Субъекты управления обладают рядом признаков:

  • 1) любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности; каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  • 2) субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  • 3) каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

Субъекты управления являются субъектами административного права.

Субъект административного права — это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой. Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

a) Административная правоспособность — способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

б) Административная дееспособность — это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность — способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

Дееспособность — это установленная (признанная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в от время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Дееспособность бывает:

  • 1. Полная;
  • 2. Частичная;
  • 3. Ограниченная.

Полная дееспособность, как говорилось ранее, наступает с совершеннолетием.

Частичная дееспособность — с 14 лет.

Ограниченная дееспособность — когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (наркоманы, хронические алкоголики).

Так как Россия вступила на путь рыночных отношений, в Гражданский кодекс было введено понятие эмансипация.

В статье 27 ГК РФ говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей.

Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Правосубъектность — правоспособность и дееспособность вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это объединительное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино (у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны и дееспособны). Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность.

Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти. Чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью. Административная дееспособность — процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

Несмотря на большой круг участников административных правоотношений их можно разделить на группы и подгруппы:

  • 1) Индивидуальные субъекты: граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства. Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.
  • 2) Коллективные субъекты:

a) Государственные организации: Органы государственной власти (государственного управления); Государственные предприятия, учреждения и их объединения; Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. б) Негосударственные организации: = Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); = Трудовые коллективы; = Коммерческие структуры; = Органы местного самоуправления.

Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией — совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей — статус беженца, «чернобыльца»).

Можно определить условия, при которых субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений:

a) наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъектов;

б) административная правосубъектность;

c) наличие оснований (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления.

Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:

1. В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован. Однако с предоставлением новой Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным договором более широких полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления, появлением предприятий и организаций различных видов собственности, развитием рыночных отношений все большее распространение получают отношения по горизонтали между органами исполнительной власти, местной администрацией и другими участниками, в которых они выступают как равноправные стороны управленческой деятельности.

Это касается соглашений о разграничении (делегировании) полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и субъектов РФ и органов местного самоуправления (местной администрации) — с другой, о заключении административных договоров между органами государственного управления (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, соглашений о взаимодействии, координации деятельности, намерениях между равноправными органами исполнительной власти, местной администрацией одинакового уровня, общественными объединениями, негосударственными предприятиями и учреждениями.

2. Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государствен но-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан.

Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно.

3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.

В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

1. Административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

2. Административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Субъекты административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управле­ния и урегулированные нормами административного права.

Участники этих отношений наделяются определенными пра­вами и обязанностями и являются субъектами правоотношения.

Под субъектами административных правоотношений необходимо понимать участников управленческих отношений, ко­торых нормативно-правовые акты наделили правами и обязан­ностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Все субъекты административных правоотношений должны обладать таким юридическим качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность слагается из двух эле­ментов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность — это установлен­ная и охраняемая государством возможность (способность) конкрет­ных субъектов вступать в различного рода правовые отношения.

Административная дееспособность — это процесс прак­тической реализации правоспособности субъектом административ­но-правовых отношений, т.е. способность сознательно и самостоя­тельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в сфере управления.

Субъекты административных правоотношений подразде­ляются на:

— индивидуальные, т.е. физические лица (граждане Рес­публики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. К ним также относятся государственные служащие, включая дол­жностных лиц, а также руководители различного рода коммерчес­ких структур негосударственного характера);

— коллективные, т.е различного рода объединения граж­дан как государственного, так и негосударственного характера. К государственным субъектам административно-правовых отно­шений относятся органы исполнительной власти, органы управле­ния организаций, структурные подразделения органов исполнитель­ной власти. К негосударственным — общественные объединения, партии, профсоюзы, органы местного самоуправления, некоммер­ческие организации, коммерческие организации, частные и иност­ранные организации.

Служба — это вид социальной деятельности людей.

Государственная служба в широком смысле — это трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, в органах государственной власти. В уз­ком смысле государственная служба — это выполнение работника­ми служебных обязанностей.

Государственная служба осуществляется на профессиональ­ной основе.

Государственная служба — это профессиональная деятель­ность граждан, выполняемая в государственных органах, учрежде­ниях, организациях, направленная на осуществление задач и функ­ций государства и отличающаяся по содержанию от труда рабочих.

Различают государственную службу в органах представитель­ной, исполнительной и судебной власти, а также службу в иных го­сударственных органах (например, в прокуратуре, милиции и др.).

Государственными служащими являются граждане, работа­ющие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законом поряд­ке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующими по поручению государства, в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.

По роли в реализации функций управления служащие подраз­деляются на: а) руководителей; б) специалистов (основной состав); технических исполнителей.

К руководителям относятся служащие, которые определя­ют цели деятельности, принимают решения, подбирают и расста­навливают кадры, координируют деятельность различных звень­ев аппарата управления и отдельных работников, организуют кон­троль за выполнением решений, ходом производственного процесса, мобилизуют коллективы на достижение высоких конечных резуль­татов и т.д.

К специалистам относятся служащие, наделенные полномо­чиями по осуществлению функций, связанных с подготовкой тех или иных управленческих решений, требующих специальных зна­ний (консультанты, советники по различным отраслям знаний, пре­подаватели, врачи, юристы, экономисты и т.д.)

К техническим исполнителям относятся служащие, деятель­ность которых, как правило, не влечет юридических последствий. Они обеспечивают служебную деятельность руководителей, спе­циалистов, создают необходимые условия для выполнения ими слу­жебных обязанностей.

Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридически значимые действия вла­стного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Кроме общеправового статуса государственные служащие обладают служебным, административно-правовым статусом. Воз­ложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами производится в целях успешного осу­ществления функций по занимаемой должности.

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме упол­номоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Под прохождением государственной службы понимается со­вокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, из­менение и прекращение государственно-служебных отношений.

Гражданин не может быть принят на государственную долж­ность в случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограниченно де­еспособным;

б) лишения его судом права занимать государственные дол­жности в течение определенного срока;

в) наличия заболевания, препятствующего выполнению дол­жностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненно­стью и непосредственной подконтрольностью одного другому.

Контрактная форма поступления на государственную службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с граж­данином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный срок. В контракте указываются условия службы, обязанности и права сторон. На основании контракта издается при­каз о назначении гражданина на должность.

В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям и уровню профессиональной подготовки и правовой культуры, способности работать с людьми проводится их аттеста­ция в соответствии с законодательством. Она может быть очеред­ной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через оп­ределенные промежутки времени (как правило, не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в три-четыре года).

Государственные служащие за совершение проступков мо­гут привлекаться к юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, административной, уголовной.

Структура административных правоотношений

Под структурой правоотношения, как правило, понимается его внутреннее строение, представляющее собой совокупность элементов и способ их взаимосвязи. Чаще всего к данным элементам теоретики права относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного права, как, впрочем, и в других отраслевых науках, высказаны и точки зрения, отличающиеся от наиболее распространенной. Практически нельзя назвать какой-либо элемент в составе административно-правового отношения, целесообразность выделения которого не подвергалась бы критике со стороны исследователей.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что к элементам состава (структуры) административно-правовых отношений относятся «субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание». Примечательно, что профессор Д.Н. Бахрах учитывает наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. «Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, продукты духовного творчества. В содержании различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)» /6/. В результате такой трактовки элементов структуры волевое поведение субъекта административно-правового отношения одновременно выступает как в качестве так называемого непосредственного объекта, так и в качестве материальной стороны его содержания.

Другой известный административист— Ю.Н. Старилов также выделяет три элемента административного правоотношения: «административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты и его нормативное содержание»/18/. Однако материальную составляющую — реальные действия, поведение участников правоотношения Ю.Н. Старилов, в отличие от позиции Д.Н. Бахраха, относит к объекту правоотношения, а юридическую составляющую — к содержанию.

Профессором А.П. Кореневым было высказано мнение, что «элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты». При этом в отношении объекта правоотношения позиция ученого созвучна позиции Д.Н. Бахраха: общий объект регулирования административно-правовых норм — это общественные отношения и непосредственный объект — поведение субъектов. Далее идет пояснение А.П. Коренева: «Реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения может быть связана не только с их поведением и действиями (право мерными или неправомерными), ибо такие отношения могут устанавливаться и по поводу вещей или продуктов творческой деятельности (например, при передаче их от одного органа управления в распоряжение другому» органу, при изъятии и конфискации их в административном порядке и реквизиции), а также по поводу личных нематериальных благ (например, при охране чести и достоинства граждан, при получении ими бесплатного образования и так далее). Однако и в подобных случаях объектом административно-правовых отношений являются действия сторон, а вещи или продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага — предметом правоотношений» /14/. Согласно этой позиции из структуры административного правоотношения вообще исключили такой элемент, как содержание, и, по сути, пошли вразрез со складывающимся в теории права мнением.

Более четкой представляется позиция Н.М. Конина, который под «структурой административно-правового отношения понимает совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты, объекты, права, обязанности и характер связи участников, условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты)». Следовательно, по мнению автора, только юридические факты, являющиеся основанием возникновения административно-правовых отношений, являются существенными и входят в структуру административных правоотношений /13/.

В «классическом» понимании состава или структуры административных правоотношений можно, конечно же, признать все три вышеназванных элемента (субъекты, объект, содержание) и даже дополнить еще и указанием на юридические факты.

Попытаемся на примере разобрать структуру административных правоотношений.

Рассмотрим состав административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих. Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему выговора. Необходимо указать элементы состава данного административного правоотношения.

Понятно, что правильный ответ заключается в следующем:

  • 1. Субъекты административного правоотношения — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают правоспособные и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. В нашем примере — субъекты правоотношения, т.е. его участники — руководитель, с одной стороны, госслужащий А. — с другой.
  • 2. Под объектом правоотношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов. В данном случае объектом является круг охраняемых административным правом общественных отношений в сфере государственного управления по поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы.
  • 3. Третьим элементом состава является содержание административного правоотношения. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная или фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и юридические обязанности). В нашем случае содержание — фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, т.е. госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности — права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившему свои должностные обязанности).
  • 4. В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А.
  • 5. Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя об объявлении выговора госслужащему А. Этот приказ является индивидуальным актом управления, или административным актом. Этот юридический факт в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения.

На данном примере наглядно можно объяснить так называемую классическую конструкцию состава административных правоотношений.

Согласно теории Лапиной М.А. /25/ конструкция состава административных правоотношений состоит из пяти элементов :

  • 1. Субъекты административного правоотношения, т.е. непосредственные участники (их может быть 2 и более). Здесь необходимо учесть специфику таких отношений и выделить, во-первых, то, что среди субъектов обязательно или, как правило, будет орган исполнительной власти, выполняющий исполнительно-распорядительные или контрольно-надзорные функции, а также оказывающий государственные услуги. Во-вторых, необходимо выделить субъект, выступающий в качестве инициатора таких правоотношений (в качестве которого может выступить любой из потенциально возможных субъектов административно-правового отношения).
  • 2. Субъективная сторона одного из участников правоотношения, который выступил инициатором такого правоотношения, или, можно сказать, «виновника правоотношения». Что это означает? Это внутреннее отношение данного субъекта к конкретному административному или административно-процессуальному правоотношению.
  • 3. Объект — общественные отношения в сфере государственного управления (это так называемый общий объект). Можно выделить родовой и непосредственный объект по аналогии с одноименным элементом состава административного правонарушения.
  • 4. Объективная сторона — это непосредственные действия (или бездействие) субъектов (участников) правоотношения (иными словами, их материальное содержание, которое выражается в поведении субъектов), которые, в свою очередь, основаны на соответствующих правах и обязанностях субъектов (или по-другому, юридическое содержание).
  • 5. Результатом таких действий, как правило, обязательно будет другой юридический факт (в большинстве случаев юридический акт, акт управления ), благодаря которому прекратится или изменится текущее правоотношение. Этот же юридический факт может лежать и в основе иного возникающего правоотношения. Здесь следует отметить, что юридические факты, выступающие основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений не всегда будут выступать обязательным элементом административно-правовых отношений. Таковыми являются лишь те из них, которые одновременно будут юридическими актами, индивидуальными актами управления.

административный правоотношение юридический обязанность

Административно-правовые отношения, их структура, виды

Понятие административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.

Административное правоотношение есть:

  • результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
  • регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
  • корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
  • установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она — основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой — вид и меру должного поведения.

Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.

Структура административно-правовых отношений

Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм, они становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения — это цельное социальное явление.

Структура правового отношения имеет 3 необходимых элемента:

  1. субъекты;
  2. объект;
  3. содержание (права и обязанности).

Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • предприятия;
  • учреждения;
  • организации;
  • государственные служащие;
  • граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность

Сущность административной правоспособности органов государственного управления предопределяется их специфическим назначением. Она означает способность данных органов иметь и осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач административно-правовые отношения. Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данное звено системы органов государственного управления, т.е. его компетенция.

Для общей административной правоспособности органа государственного управления характерна его способность самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций. Административная правоспособность органов государственного управления наступает с момента их образования и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е. способность практически реализовать свою правоспособность.

Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления. Естественно, что речь в данном случае идет о тех служащих, которые входят в состав административно-управленческого персонала, обладая с момента назначения и административной дееспособностью.

Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления. В более общем плане она определяется и предопределяется компетенцией данного органа управления, его административной правоспособностью. Конкретно его административная правоспособность закрепляется должностными инструкциями, а если таковых не имеется — общими или специальными нормами государственного и административного права.

Административная правоспособность граждан возникает с момента их рождения. Их частичная дееспособность в административно-правовой сфере наступает, как правило, с 14 лет, например получение паспорта, а полная — с 18 лет, т.е. с совершеннолетия.
В административно-правовых отношениях споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере государственного управления. В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения различаются:

1) по содержанию:

  • материальные;
  • процессуальные.

2) по соотношению прав и обязанностей участников:

  • отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
  • отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения):

а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию (связи, возникающие по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления — между двумя министерствами);
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.). Эти две названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;
в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, рассмотрение административно-правовых споров);
г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность).

Что такое правоотношения — их структура (объекты, субъекты), признаки и виды (гражданские, административные, семейные)

15 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Правоотношения занимают центральное место в юриспруденции (что это такое?).

Именно с целью их регулирования и защиты государство издаёт законы, указы, постановления, другие нормативные правовые акты.

Учёные изучают взаимосвязи в обществе, чтобы вносить предложения по совершенствованию законодательства. Уйти от правового поля невозможно, за исключением побега на необитаемый остров.

В этой статье разберём понятие по полочкам: перечислим признаки, элементы и виды правовых отношений.

Правоотношения — это…

Отношения – это любые взаимосвязи. Не все из них поддаются внешнему контролю. Например, Маша и Катя дружат с детства, дарят друг другу подарки, периодически ссорятся. Государство в лице органов власти никак не может повлиять на такие отношения. Да ему это и не нужно.

Другое дело – договорные отношения. Тут государство издаёт Гражданский кодекс, прописывает правила сделок, порядок заключения и исполнения договоров. Оно заинтересовано в таком регулировании, потому что иначе граждане начнут массово «кидать» друг друга на деньги, возникнет хаос, а судьи сойдут с ума из-за количества дел.

Так вот, правоотношения – это такие отношения, которые регулируются или охраняются правовыми нормами. Их участники наделяются правами и обязанностями.

Признаки правоотношений

Зная понятие, раскроете его важнейшие признаки? Если нет, то вот готовый ответ на вопрос:

  1. они возникают только в рамках общественной жизни;
  2. могут поддаваться контролю со стороны государства;
  3. закреплены в нормах права;
  4. предполагают наличие взаимных прав и обязанностей.

Некоторые учёные выделяют другие признаки правоотношений. В частности, наличие принудительного механизма охраны со стороны государства, сознательно-волевой характер.

Структура правоотношений — субъекты и объекты

С точки зрения философии, любое отношение включает три элемента: субъектов, объект и содержание. А как насчёт структуры правоотношения? Рассмотрим её основные черты.

Субъекты правоотношений

Их ещё называют участниками.

Чтобы вступать во взаимосвязи в рамках правового поля, субъекты должны обладать как минимум способностью иметь права и нести обязанности (правоспособностью). Такого статуса нет, например, у детей в утробе матери, животных и птиц.

Субъектами правоотношений являются такие лица:

  1. физические – это обычные люди (граждане, иностранцы, беженцы, лица без гражданства);
  2. юридические – это различные компании, учреждения, кооперативы;
  3. организации (что это?) без статуса юридического лица (например, отделы государственных органов);
  4. государства (что это?);
  5. территориальные единицы;
  6. международные организации.

Многие лица обладают ещё и дееспособностью, то есть возможностью реализовывать права и исполнять обязанности. Например, вменяемые люди, достигшие совершеннолетия.

Объекты правоотношений

Это блага, по поводу которых между субъектами возникают отношения. Могут быть материальными (деньги, квартира, автомобиль) и нематериальными (воспитание детей, информация).

Некоторые учёные предлагают делить объекты на явления и предметы.

Содержание правоотношений

Имеет две стороны – материальную (фактическую) и юридическую.

Фактическое содержание правоотношений — это разрешённое или должное поведение субъектов, которое прописано в нормах права.

Один из примеров правоотношения – займ денег. Субъектами будут являться должник и займодавец, а объектом – денежные средства. Материальное содержание включает в себя действия по передаче и приёму денег, оформлению расписки, возврату.

Юридическое содержание правовых отношений – это права и обязанности их участников.

В описанном выше примере речь идёт о возврате денег к определённому сроку. Для займодавца это право, а для должника – обязанность.

Виды правоотношений — гражданские, административные, семейные и трудовые

Правоотношения делят на виды в зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства они регулируются. Рассмотрим характерные особенности и приведём примеры.

Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения – это взаимосвязи по поводу имущества и нематериальных благ, возникающие между автономными субъектами. Урегулированы нормами гражданского права.

Примеры гражданских правоотношений:

  1. составление завещания;
  2. выдача доверенности адвокату;
  3. заключение и исполнение договора;
  4. защита коммерческой тайны.

Каковы особенности и виды гражданских правоотношений

Их участники наделены равными юридическими возможностями и реализуют права по своему усмотрению.

Так, в договоре нет главной или второстепенной стороны. Или, например, нельзя заставить человека принять наследство, если он не хочет.

Типичные объекты гражданских правоотношений – это деньги и другое имущество, интеллектуальная собственность, работы, услуги. К нематериальным благам в сфере гражданского права относят честь (что это такое?) и достоинство, здоровье, личную тайну.

Субъектами гражданских правоотношений чаще выступают физические и юридические лица. Реже – государство, например, в отношениях по приватизации государственного имущества.

По объекту выделяют следующие виды гражданских правоотношений:

  1. имущественные;
  2. неимущественные, связанные с имущественными;
  3. неимущественные, не связанные с имущественными.

К первым относятся, в частности, купля-продажа, наследование, займ, владение собственностью. Неимущественные отношения, связанные с имущественными – это создание и реализация объектов интеллектуальной собственности, регистрация юридических лиц. К последней группе можно отнести защиту чести и достоинства.

Административные правоотношения

В чём состоят важнейшие черты административных правоотношений?

Они построены на принципе соподчинения и затрагивают сферу общественного порядка. Здесь всегда есть властный и обязанный субъект, большую роль играет механизм принуждения.

Примеры:

  1. участие в дорожном движении;
  2. запрос справки в паспортном столе;
  3. регистрация по месту жительства;
  4. делегирование полномочий Президента другим должностным лицам.

Отдельно выделяют административно-деликтные отношения. Их содержание выражается в нарушении норм административного законодательства. Примеры: неуплата налогов, нарушение ПДД, оскорбление граждан, распитие водки в общественном транспорте. Ответственность устанавливается в КоАП РФ.

Семейные правоотношения

Далеко не все взаимосвязи внутри семьи регулируются нормами права. Например, государство не вмешивается в чувства супругов, интимную жизнь, способы пополнения домашней казны.

Зато в правовое поле попадают регистрация и расторжение брака, воспитание детей, усыновление и другие отношения.

В чём суть и особенности семейных правоотношений? Государство старается урегулировать то, что хоть как-то затрагивает общественную жизнь. Например, устанавливает обязанность родителей содержать детей. Это снижает финансовую нагрузку на государственный бюджет.

Трудовые правоотношения

Представляют собой юридические взаимосвязи между работодателями и работниками.

В эту категорию попадают заключение и расторжение трудового договора, начисление и получение зарплаты, создание благоприятных условий труда на производстве.

Кроме того, в отраслевой классификации выделяют конституционные, уголовные, экологические, международные и другие виды правоотношений.

Итак, правоотношения – это взаимосвязи между наделёнными правами и обязанностями участниками, подпадающие под действие правовых норм.

Они складываются в любых сферах общественной жизни: экономике, политике, государственном управлении, на работе и даже в семье. Государство регулирует только то, в чём заинтересовано.

Если хотите получать максимальную выгоду от участия в правовых отношениях, изучайте действующее законодательство.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

newinspire

Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения

Структура административно-правового отношения

Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:

— субъекты административно-правового отношения;

— объекты административно-правового отношения;

— права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;

— условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъекты административно-правового отношения

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правового отношения

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.

Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

— действия и поведение лица;

— предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

— вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы:

— метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;

— метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;

— метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;

— административно-договорный метод.

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер.

Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *