Суд коррупция

ВККС выпустила методические рекомендации по применению квалификационными коллегиями судей норм антикоррупционного законодательства. Отмечается, что, помимо ККС, рекомендации также могут использовать судьи и претенденты на судейскую должность для того, чтобы ознакомиться с правовым регулированием этой сферы и мерами ответственности за коррупционные правонарушения.

Пособие включает в себя три раздела: «Правовые основы и направления деятельности ККС в сфере противодействия коррупции», «Реализация норм законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей и руководителей судов» и «Применение дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции».

В приложениях к рекомендациям ВККС перечисляет основные требования (ограничения, запреты), предъявляемые к судьям для предупреждения с их стороны коррупционных правонарушений, а также разъясняет, как судья должен действовать в тех или иных ситуациях. Требования к служителям Фемиды и их обязанности по противодействию коррупции поделены на девять пунктов: 1. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 2. Представление сведений о расходах; 3. Открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владение и (или) пользование иностранными фининструментами; 4. Урегулирование конфликта интересов; 5. Уведомление о внепроцессуальных обращениях; 6. Получение подарков, услуг, наград и иных благ; 7. Выполнение иной работы; 8. Родственные связи; 9. Использование информации и госимущества.

Кроме того, ВККС приводит конкретные случаи несоблюдения судьями антикоррупционного законодательства, ставшие основанием для наложения на них дисциплинарного взыскания в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

Содержание

В каких случаях ККС выносили замечания

В этом разделе приводится семь примеров наложения такого дисциплинарного взыскания. Так, председатель суда получил замечание из-за того, что в аппарате суда работали его родной брат с женой. Другой служитель Фемиды использовал свой статус и служебный бланк при обращении в госорган для получения персональных данных, необходимых его брату для составления иска.

Зачастую судьи получают замечания из-за того, что «забывают» указать что-то в сведениях о своих доходах, расходах и имуществе. Например, один из судей попытался скрыть сумму, полученную им от продажи автомобиля, другой не указал принадлежащий его жене земельный участок, а еще один и вовсе не прописал в декларации квартиру. Их коллега не отчитался о доходах, расходах и имуществе своих несовершеннолетних детей, объяснив это раздельным проживанием с ними и отказом их матери предоставить такие данные. При этом он не подал заявление о невозможности по объективным причинам представить эти сведения, подчеркивает ВККС. Еще одна судья получила замечание за несвоевременную подачу такой отчетности (при этом квалифколлегия учла нахождение судьи в отпуске по уходу за ребенком и направление указанных сведений в суд по почте до истечения установленного срока).

За что служители Фемиды получали предупреждения

Поводом для вынесения предупреждения одной из судей стало то, что она приняла к своему производству исковое заявление от своего супруга, возбудила гражданское дело, провела подготовку к разбирательству и назначила судебное заседание. Впоследствии это дело передали другому судье. Другой служитель Фемиды рассмотрел ряд уголовных и гражданских дел с участием адвоката, являющегося его «свойственником», отмечает ВККС. При этом приговоры и решения, принятые по этим делам, вышестоящая инстанция оставила без изменения, и они не обжаловались по указанной причине.

Еще один судья при рассмотрении уголовного дела допустил внепроцессуальное общение с потерпевшим и его адвокатом, в ходе которого «высказал оценку представленным доказательствам и мнение о сути предполагаемого решения по делу, убеждая при этом потерпевшего и его представителя заранее согласиться с этим решением», подчеркивает ВККС. Другой судья, жена которого совершила административные правонарушения, зафиксированные камерой ГИБДД, обратился с заявлениями об отмене постановлений, заявив, что это он управлял авто в моменты регистрации нарушений. А поскольку он является судьей, к нему должен применяться особый порядок привлечения к административной ответственности. Из-за незаконного использования судьей своего статуса решение в отношении фактического правонарушителя не успели вынести в предусмотренный законом срок.

Предупреждения судьи также получали за неполные сведения о доходах, расходах и имуществе. Так, одна из судей не указала счета супруга в российских банках, при этом она пояснила, что муж не сообщил ей о них. Его коллега не отразил в декларации доход, полученный от продажи машин, а также не сообщил о том, что его родственники занимаются бизнесом. Другой судья не указал информацию о том, что его несовершеннолетнему сыну принадлежит доля в праве собственности на домовладение. А еще один служитель Фемиды скрыл от жилищной комиссии наличие у него в собственности жилья, что запрещало ему вставать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилусловий.

Мантию с плеч

ВККС также приводит ряд примеров, когда коррупционные правонарушения становились основанием для досрочного прекращения полномочий судьи. Так, один из судей лишился мантии за педагогическую деятельность на территории РФ, финансируемую за счет средств иностранной организации. Другой судья, председательствующий по уголовному делу, неоднократно общался с подсудимым по телефону и встречался с ним, в том числе у себя дома. При этом характер их разговоров и встреч свидетельствовал о том, что они состояли в дружеских отношениях, отмечает ВККС. Она также учла, что оправдательный приговор, вынесенный судьей, в дальнейшем отменили, а дело направили на пересмотр. Кроме того, ранее тот же судья уже допускал нарушения процессуального и материального законодательства. Вероятнее всего, здесь речь идет о Дмитрии Маненкове, бывшем судье Майкопского гарнизонного военного суда, который лишился полномочий еще в 2010 году, и до последнего времени не оставляет надежды их вернуть (см. «Ничего нового: судьи не смогли убедить ВС вернуть им мантии»).

Коллегия также в качестве примера упоминает мирового судью, которая, действуя по просьбе председателя райсуда и желая помочь ему для дальнейшей поддержки в карьерном продвижении, обратилась к другому мировому судье с просьбой возвратить в ГИБДД поступившие к нему материалы административного производства. Речь идет о мировом судье Левобережного судебного участка Биробиджана Вере Исайкиной, которую ККС лишила полномочий осенью 2016 года. В январе она попыталась обжаловать это решение в ВККС, однако ее жалобу оставили без удовлетворения (см. «Горите вы с этой безумной работой»: ВККС рассмотрела жалобы судей»).

Другая судья хотела скрыть факт посещения судебного участка ее знакомым (в дальнейшем он стал ее супругом): она изъяла расписку мужчины о получении судебного решения, а также дала указания секретарю судебного заседания изменить нумерацию листов дела. Еще один судья захотел лично рассмотреть конкретное дело, в результате чего нарушил установленный в суде порядок регистрации и распределения исков. Принятое им решение отменили из-за нарушения норм процессуального права, подчеркивает ВККС. Другая судья рассмотрела дело об административном правонарушении в отношении своего сожителя, а ее коллега принял к производству иск знакомого адвоката, наложил в ходе его рассмотрения обеспечительные меры и вынес незаконное решение о признании права собственности на недвижимость в другом субъекте страны.

Первое Антикоррупционное СМИ поможет разобраться, когда следует обращаться в Министерство внутренних дел РФ и в какие его структурные подразделения – в каких случаях сообщить о коррупции в подразделения Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК )МВД РФ, а когда в Главное управление собственной безопасности (ГУСБ)МВД РФ?

От правильного выбора, куда сообщить о факте коррупции, зависит оперативность реагирования правоохранителей, возможность утечки информации, а соответственно и в целом результаты фиксации и пресечения противоправной деятельности коррупционеров по вашему обращению.

Сообщить о коррупции в ГУЭБиПК МВД РФ

Борьба с коррупцией, а точнее пресечение взяток и иных должностных преступлений – это задача МВД РФ, внутри которого создано ГУЭБиПК МВД РФ и его структурные подразделения в субъектах РФ. Сообщить о коррупции в ГУЭБиПК следует в случаях вымогательства взятки, хищениях бюджетных средств, иных должностных преступлений чиновниками и должностными лицами всех уровней и статусов, а также при коммерческом подкупе и других злоупотреблений лицами, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Внимание! Следует знать, что ГУЭБиПК МВД РФ занимается пресечением противоправной деятельности чиновников федеральных министерств, служб, агентств, сенаторов СФ ФС РФ и депутатов ГД ФС РФ, руководителей субъектов РФ, региональных органов государственной власти, иных высокопоставленными должностными лицами, а также руководителей крупных российских коммерческих и иных организаций.

Поэтому, сообщить о фактах коррупции в таких случаях нужно именно в ГУЭБиПК МВД РФ.

Контакты:

ГУЭБиПК МВД РФ располагается по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3;

телефон: 8-495-667-20-20; факс: 8-495-667-28-43.

По данному телефону вы можете договориться о встрече, либо сразу приехать по указанному адресу, так как дежурные сотрудники ГУЭБиПК работают круглосуточно.

8 рекомендаций, как задокументировать коррупционера, зафиксировать противоправную деятельность.

В отношении всех коррупционеров регионального уровня, если это не первые лица субъекта, либо руководители региональных ОГВ, занимаются территориальные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК.

При каждом ГУ МВД РФ в субъекте РФ есть указанные подразделения.

Контакты необходимого подразделения вы всегда можете найти на сайте регионального ОВД

Сообщить о фактах коррупции в ГУСБ МВД РФ

В случае, если полицейские вымогают денежные средства или имеются материалы, подтверждающие должностные преступления, совершенные сотрудниками ОВД, необходимо обращаться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения в субъектах РФ.

Обратите внимание! Также как и с ГУЭБиПК, ГУСБ занимается пресечением противоправной деятельности сотрудников ОВД федерального уровня, то есть центрального аппарата Министерства и его подразделений, также руководителями Главных управлений в субъектах РФ. Региональными «оборотнями» занимаются региональные подразделения УСБ/ОСБ, соответствующих субъектов РФ.

Важно знать, что сообщать о коррупции со стороны сотрудников ОВД нужно в подразделения собственной безопасности, так как, сообщив в обычную дежурную часть ОВД, шансы на утечку информации возрастут во много раз. При вымогательстве руководителями или группой сотрудников, что реально может вызвать резонанс, лучше обращаться в Управление «М» ФСБ РФ и их соответствующие региональные подразделения. Обратившись в УСБ возможны «срывы», так как все работа ведется по «своим». Не все руководители ОВД дают согласие на задержание подчиненных, этого просто могут не оценить, а просчеты в контроле вспомнят всегда. У ФСБ таких проблем не возникнет.

Контакты:

ГУСБ МВД РФ располагается по адресу: г. Москва, ул. Пионерская Б. ул., д. 6/8;

телефоны: 8-495-667-07-30, 8-495- 667-74-47.

Не стучите во все двери

Важно понимать, что необходимо обращаться в профильные службы в соответствии с их зоной ответственности и территориальной принадлежностью. В противном случае, вы можете потерять важное время и нервы. Не нужно также добавлять лишнюю нагрузку на правоохранителей.

Также, помните, что не следует сразу обращаться к руководству страны (как это делают некоторые), не пройдя необходимые инстанции. Президент, Премьер-министр, Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, Председатель Государственной Думы, Министры — важнейшие акторы в борьбе с коррупцией, но они не помогут в оперативном изобличении и поимке коррупционера. Они не документируют противоправную деятельность с использованием оперативно-розыскных мероприятий, вся фиксация начинается, как правило, с двух ведомств — МВД и ФСБ России, а уже потом материалы с зафиксированными признаками противоправной деятельности направляются в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела и соответствующего расследования.

Не делайте лишних движений!

8 рекомендаций, как поймать коррупционера

Краткий разбор фальшивых судебных приказов мировых судов и судов общей юрисдикции, а также арест судебными приставами гражданских счетов в банках РФ

Не так-то просто выиграть судебный процесс в схватке с недобросовестным кредитором или управляющей компанией. И, как правило, выносится решение в их пользу.

Но если внимательно изучить документы, выдаваемые судом, можно заметить, что как такового решения нет, то есть нет оригинала решения суда судебного заседания.

В редких случаях можно получить копию решения, заверенного печатью, прошитого, прошнурованного и т. д. По мировым судам печать вообще не соответствует ГОСТу, и все это для отвода глаз, однако можно заметить, что это оригинальное введение в заблуждение.

Управляющие компании и кредиторы ведут предпринимательскую деятельность или, как правило, являются юридическим лицом. Заявляя право требования к человеку или ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ при возникновении споров, данные товарищи обращаются в мировые суды и суды общей юрисдикции, те в свою очередь с огромным удовольствием берутся за такие дела самовольно, определив подсудность.

На самом деле управляющие компании и кредиторы не могут подавать иски на человека или ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО в суды общей юрисдикции – и давайте кратко разберем почему.

Для начала обратимся к ст. 23 ГПК РФ и методом исключения убираем все, что не подходит, и остается там только судебный приказ.

ГПК РФ. Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье

1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

Следующее:

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей

(пп. 4 в ред. федерального закона от 11.02.2010 г. № 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции);

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным

(пп. 5 в ред. федерального закона от 11.02.2010 г. № 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции);

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей

(пп. 6 в ред. федерального закона от 11.02.2010 г. № 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции);

7) утратил силу

(федеральный закон от 22.07.2008 г. № 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции);

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации

(п. 1 в ред. федерального закона от 14.02.2005 г. № 2-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции).

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела

(п. 1.1 введен федеральным законом от 14.02.2005 г. № 2-ФЗ).

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим федеральным законом.

Следовательно, мы видим, что не могут они принимать в судопроизводство дела, которые касаются именно финансово-правовых отношений и споров. Никакие пленумы, никакие комментарии Верховного суда не имеют силы, так как есть ст. 8 ГПК РФ, где написано:

ГПК РФ Статья 8. Независимость судей
1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

С районными судами немного по-другому. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, где написано о компетенции подведомственности гражданских дел судам, часть 3:

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В свою очередь по смыслу и существу отсылает нас к ст. 2 АПК РФ, так как управляющие компании или кредиторы ведут экономическую и предпринимательскую деятельность.

АПК РФ Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом

(в ред. федерального закона от 30.04.2010 г. № 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции);

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Ну и статья 135 часть 1 АПК РФ, которая отсылает нас к судебному приказу, то есть к мировым судьям;

АПК РФ. Статья 135. Действия по подготовке дела к судебному разбирательству
1. При подготовке дела к судебному разбирательству судья:
1) вызывает стороны и (или) их представителей и проводит с ними собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений; предлагает раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъясняет сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определяет по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания.

И что мы видим? Получается, что для управляющих компаний и кредиторов дорога в мировые суды и суды общей юрисдикции закрыта! Но теперь вопрос: почему же они не подают в арбитражные суды?! Потому что им туда нечего нести! Кредиторы даже утверждают, что есть договор и правильно оформленный, ссылаясь зачастую на акцептно офертную форму. Но тем не менее юридически правильно оформленного и подписанного договора нет, как нет и первичной бухгалтерской документации в подтверждении законно оформленной сделки.

Что же нам со всем этим делать и почему в судах не работает публичный договор по управляющей компании, хотя грамотно разработанные профсоюзами имеются? Не работают определенные доводы, ходатайства по кредитным спорам, что касается кредиторов. Все решения, определения и судебные приказы, вынесенные мировыми судами и судами общей юрисдикции, оформлены ненадлежащим способом, не имеют юридической силы и по существу являются фальшивкой. Итак, почему? Да потому что они подают не в тот суд и решения уже вынесены заранее!

Неоднократно в этом убедились многие финансовые юристы и правозащитники, кто сталкивался лично в суде общей юрисдикции. Хорошо это запоминается тем, что, выслушав ваши доводы и приняв ходатайства не в пользу банка либо управляющей компании, судья, мило улыбнувшись и кивнув головой, уходит в совещательную комнату и буквально через пару минут, даже не изучив доказательства, выносит решение не в вашу пользу.

Один из алгоритмов действий и вариантов защиты

Когда приходит иск от мирового суда либо иск от районного или городского суда, либо вы получили повестку – идете в суд, получаете его там. На первом судебном заседании требуйте изучения материалов дела и переноса рассмотрения для подготовки к нему.

После того как только получили иск, можно написать жалобу в квалификационную коллегию судей, либо председательствующему, конечно же, первые сошлются на закон о мировых судьях, вторые – что все в порядке, так как это относится к имущественному спору! Сразу вопрос, а к какому имуществу! Ведь это касается билетов Банка России, те в свою очередь являются как долговыми обязательствами ЦБ РФ, так и его собственностью. По управляющей компании все более ясно, кто собственники имущества? Граждане! И это является более чем пояснением факта о неподсудности, если вас в суде попросят описать, в чем нарушены процессуальные нормы. Но это не столь важно. Самое главное мы получим ответ и далее с этим ответом уже можно будет привлекать недобросовестных слуг народа по статьям Уголовного кодекса. Вариантов очень много, и в основном это касается даже той ситуации, что на вас подали в суд незаконно.

И что касается мировых судов, можно узнать, кто назначил определенного мирового судью, и написать жалобу о том, что он принимает иски с нарушением подведомственности. Но и дать понять всем, что вы в курсе всей этой аферы и конкретнее о том, что они принимают иски с нарушением подведомственности.

Другой способ

При получении повестки можно направить официальный запрос в суд и уточнить их полномочия. То есть полномочия самого суда как организации, ведущей деятельность в правовом поле РФ.

Но ни каждый суд может предоставить официальный ответ, на каком правовом основании он работает. Как показывает практика, обычно отписываются, что на основании Конституции РФ 1993 года (проекте конституции – о том, что это проект, имеется официальный ответ из ГА РФ от 25.07.2018 г. за № 7150-Т, так как не собрал определенного количества голосов при голосовании), где никаких пунктов не указывается. Или на основании федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018 г.) «О судебной системе Российской Федерации», где указано, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Воссозданные суды федеральным законом можно найти списком на https://ru.wikipedia.org/, остальные свободны. Однако и там нарушены сроки публикации в официальных источниках. Из этого следует, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, то есть не обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в законную силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не было доведено до их сведения.

Уголовное право против недобросовестных слуг народа

Мы перестаем писать слово «жалоба», забываем про него и руководствуемся новым предложением; заявление о преступлении!

В заявление о преступлении можно включить все что угодно и, конечно же, что это коснулось вас лично и затронуло права и свободы. К примеру, ст. 140, 141 УПК РФ.

УПК РФ. Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении.
УПК РФ. Статья 141. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Самое важное в уголовном праве – это признание вас потерпевшим. Как вас признать потерпевшим? Для этого достаточно факта того, что против вас совершено преступление, и совершено оно именно в суде.

Что такое преступление?

Это уголовно наказуемое деяние, которое запрещено Уголовным кодексом, под угрозой наказания, то есть то, что нельзя делать согласно Уголовному кодексу, иначе вас за это накажут соответственно; если нельзя наказать, значит нет и преступления.

Преступления и какие части важны для преступления

С судами немного разобрали и понятно, что они не могут принимать иски с нарушением подведомственности. Теперь по управляющим компаниям и недобросовестным кредиторам – первое, что мы делаем – запрашиваем у них все необходимые документы, для этого имеются соответствующие заявления, требования в кредитную или управляющую компании. В правильно составленных требованиях, заявлениях указано, к примеру, на каких основаниях я должен платить и т. д., и запрашиваем документы. Конечно же, получаем простую отписку о том, что в вашем городе хорошая погода. На самом деле неважно, что они ответят. Главное, что ответили.

Что еще важно подчеркнуть в составе преступления? Ведь нужно доказать полиции, что против вас оно было совершено, соответственно в требованиях, заявлениях, переписках все подробно написано. Берем УПК РФ и подбираем статьи.

Значит, мы разобрали умысел, состав преступления, признаки преступления.

Кстати, то же самое касается и судебных приставов, к примеру, если у вас арестовали на счету денежные средства и вы об этом узнаете либо в банке, либо посредством смс-оповещения. Конечно же, это кража, и очень просто доказать, что против вас было совершено преступление. Для заявления в полицию достаточно выписки по счету или распечатки смс-сообщения. Этим вы докажите, что вы потерпевший, так как вас обокрали.

И самое главное – найти это физическое лицо, которое против вас совершает преступление по ст. 19 УК РФ.

УК РФ. Статья 19. Общие условия уголовной ответственности
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Уважаемые читатели, запасайтесь книгами, Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом о полиции РФ, Законом о прокуратуре РФ, Законом о Следственном комитете РФ. Достаточно того, что вы их внимательно прочитаете и поймете, что они на самом деле наши лучшие друзья.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

КОРРУПЦИЯ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ

С НЕЙ Поляков Н.М.

Поляков Никита Михайлович — студент магистратуры заочной формы обучения, юрист, юридический факультет, кафедра уголовно-процессуальных дисциплин, Владимирский государственный университет, г. Владимир,

Аннотация: в данной статье рассматривается значимая современная проблема -коррупция в сфере судопроизводства. Также вы можете ознакомиться не только с сутью данной коррупции, а также с методами борьбы с ней.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, коррупция в судебной системе, взяточничество, антикоррупционные стандарты, профилактика коррупции.

Феликс Франкфуртер утверждал: «Суд, не имеющий ни кошелька, ни меча, в конечном итоге опирается на убежденность значительной части общества в его моральном авторитете» .

Но, к сожалению, это не так. В мире процветает коррупция. Она затрагивает все аспекты жизни, а именно государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование.

Независимая, беспристрастная и информированная судебная система занимает центральное место в процессе формирования справедливого, честного, открытого и подотчетного правительства. В самом деле, для того чтобы судебная система могла реально осуществлять свою конституционную роль, она должна быть независима. Ее задача заключается в том, чтобы, находясь между правительством и народом, проверять деятельность правительства и государственных служащих и определять, соответствует ли эта деятельность стандартам, установленным конституцией и иными законами, принятыми законодательной властью.

Конституция 1993 г. установила в ст. 10 принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Она содержит гарантии, предусмотренные специально для судебной власти. Так, согласно ст. 120 «судьи не зависимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону». Реформы 90-х годов коснулись и сроков полномочий судей: судьям были гарантированы назначение на пожизненный срок — при условии прохождения трехлетнего испытательного срока для судей федеральных судов и несменяемость, а главное неприкосновенность.

Закон 1992 г. предусматривал дополнительные меры защиты судей, включая право на ношение оружия (п. 2 ст. 9). Судьи получили дополнительную правовую защиту, включая общую неподсудность по административным преступлениям и иммунитет от уголовного преследования (ст. 122 Конституции). Неприкосновенность такого рода могла быть отменена по запросу Генерального прокурора, но с тем условием, что он должен был получить поддержку квалификационной коллегии .

Однако анализируя претензии общества к судебной системе, В.И. Полудняков в 2002 г., в бытность председателем Санкт-Петербургского городского суда, назвал коррупцию одним из трех главных обвинений в адрес российской судебной власти (наряду с волокитой и «абсолютной безнаказанностью судей»), хотя настаивал на том, что в общественном сознании масштабы коррупции в судах явно завышены. О

соответствии этих стереотипов действительности по имеющимся в литературных источниках сведениям судить невозможно, поскольку обвинения в коррупции судей, как правило, статистическими или социологическими данными не сопровождаются. Однако если бы данные о привлечении судей к уголовной ответственности за так называемые «коррупционные преступления» и придавались широкой огласке, они, скорее всего, тоже были бы обречены на недоверие в обществе, убежденном в высокой латентности этих преступлений и в корпоративной замкнутости судебной системы.

В ходе проведения судебной реформы российские судьи стали в большей степени ориентироваться на интересы и приоритеты тех, кто обеспечивает им высокий уровень благосостояния, а не на закон. Потому и уровень взяточничества в российских судах не снизился, а вырос. Продолжение судебной реформы в таких условиях не приведет ни к реальной независимости судов, ни к высокому доверию к ним со стороны граждан, ни к снижению уровня коррупции, ни к превращению судебной власти в реальную систему обеспечения правосудия, прав и свобод граждан. Так рассмотрим же коррупцию в судебной системе.

Коррупция — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Коррупция в судебной системе — эксплуатация статуса, организационных и властных полномочий судьи и должностных лиц, осуществляющих административное руководство судебными органами, вопреки установленных Конституций РФ и законодательством норм их функционирования, которая наносит ущерб охраняемым законодательством правам и интересам граждан.

Среди коррупционных злоупотреблений в сфере отправления правосудия можно выделить следующие:

1) Связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

а) Взяточничество — получение судьей денег или иных материальных благ (например, оплачиваемых заинтересованным лицом туристических путевок, или приобретаемых на имя судьи или указанных им лиц недвижимости или других материальных ценностей) в обмен на использование судьей своих властных полномочий в целях исполнение просьбы лица, дающего взятку, как то: вынесение неправосудного судебного решения, создание процессуальных препятствий в защите своих прав и интересов другим лицам, а также совершение судьей иных действий, входящих в его компетенцию, для обеспечения защиты с помощью суда интереса взяткодателя.

б) Лоббирование судьей интересов преступных сообществ — создание председателем суда либо судьей по договоренности с другими судьями благоприятной обстановки для правового закрепления через суд определенных этапов деятельности организованной преступной группировки, как-то захват и обращение в свою собственность промышленных объектов, ценных бумаг, освобождение из -под стражи или от уголовной ответственности челнов указанной группировки.

2) Не связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

а) Злоупотребления «в угоду обстоятельствам» — допускаемые судьей нарушения закона (вынесение неправосудного решения или приговора, умышленные процессуальные нарушения) совершаемые судьей по просьбе лица, от которого судья чувствует служебную зависимость (органы исполнительной власти, квалификационная коллегия судей, руководство судов и т.п.) безвозмездно или в обмен на получение тех материальных благ, которые судье положены по закону (предоставление жилья, оплата санаторно-курортного лечения и т.п.), когда такие нарушения причиняют вред охраняемым законом правам и интересам граждан и организаций. В каждом конкретном случае обстоятельства и мотивы, побудившие судью допустить злоупотребление, могут быть разными. Характерными особенностями данного вида злоупотреблений являются: -отсутствие корысти (судья может радоваться, что к нему обратились, а может, наоборот, желать, чтобы у просившего лица изменились обстоятельства и оно

отказалось от своей просьбы), ущемление прав заинтересованных лиц, а также осознание судьей того момента, что ввиду допускаемых им нарушений закона ущемляются законные права и интересы других лиц.

б) Злоупотребления из личных побуждений — использование судьей своей должности для личных неимущественных благ, как-то получение информации, к которой законодательно установлен ограниченный доступ, безвозмездное содействие родственникам и знакомым и т.п. Примером подобных злоупотреблений можно считать дело одной судьи из Йошкар-Олы, которая была лишена полномочий за вынесение определения о назначении экспертизы по вымышленному ей гражданскому делу в целях сбора доказательств по иску, рассматривавшемуся в другом суде — в интересах ее близких родственников по неимущественному вопросу (устранение источника нанесения вреда здоровью).

Проблема коррупции в судебной системе является архиважной, ведь проявление коррупции — это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность судебных учреждений, такой вид правонарушения, как взяточничество, подрывает его авторитет, дискредитирует этот орган власти, ведет к нарушению принципа социальной справедливости.

Антикоррупционные стандарты — это научно обоснованный комплекс официально закрепленных в законодательстве правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие соответствующие виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничить коррупционные процессы в ней, позволить своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия.

Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией. 8 марта 2006 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд обязательств по имплементации антикоррупционных механизмов.

Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 году в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки.

Новая редакция УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки .

Кроме мер, принимаемых в нашей стране по борьбе с коррупцией, я предлагаю решить данную проблему также следующими методами, которые также могут быть профилактикой данного явления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— воспитать в людях чувство духовности (православия) то есть обязательные занятия воскресной школы. В Ветхом Завете Библии Моисею Богом были даны 10 заповедей. Такие как: не укради, не убей, не лги и другие. На мой взгляд, эти заповеди очень значимые. Человек должен понимать, что грешить очень плохо, потому что его постигнет наказание и в любом случае он ответит за свои грехи не перед людьми, а перед Богом.

— необходимо воспитать нравственность в людях;

— вести крайнюю меру наказания за данное преступление, которое будет распространятся не только на преступника, но и на его семью;

— ограничение статуса судьи, он должен быть независимым, но обеспечивать прозрачность своих доходов и своей семьи;

— декларированию должно подлежать не только имущество, полученное в собственность всеми членами семьи, но и находящееся в их пользовании;

— обязательный контроль банковских счетов, как в России, так и за ее пределами (ведь взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, а также в виде подарка).

Неприкосновенность дает судьям возможность уйти от ответственности. Ни один из государственных органов не имеет право на досмотр — это дает им уверенность в своей безнаказанности.

Если не решить вопрос об изменении статуса судей, возникает «судебная ошибка», в результате которой могут пострадать большое количество граждан. В России много примеров судебных ошибок и столько же примеров их неблагоприятного решения.

Главной задачей является — не допустить «поглощение» коррупцией судебной системы. Если это произойдет, под угрозой «судебной ошибки» окажется большинство граждан. Таким образом, решение этой проблемы является жизненно важным, как для общества, так и для государства. Заключение.

Коррупция в современной России является одной из серьёзных проблем страны. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами. Но если будут соблюдены все методы борьбы с коррупцией и если люди перестанут быть такими алчными, то данная проблема может исчезнуть.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Издательство «Эксмо», 2017. 32 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Издательство «Омега-Л», 2014. 196 с. (кодексы Российской Федерации).

НАЧАЛО ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

РОССИИ Мосунова А.Г.

Мосунова Анастасия Геннадьевна — студент, кафедра уголовного права, процесса и национальной безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье автор дает теоретический анализ подходов к определению начала жизни через призму как законодательства, так и научной доктрины. В статье также предлагается авторская трактовка жизни, адаптированная под уголовное право.

Ключевые слова: жизнь человека, уголовное право.

Сегодня каждый может найти необходимую информацию, и юридическая подкованность населения растет. Сталкиваясь с вымогательством взяток должностными лицами, граждане должны уметь защищать свои права и интересы. В более развитых странах уровень коррупции ниже – на 2016 год первое место по наименьшей коррумпированности заняла Дания, а последнее Сомали (176 место). Россия находится в этом рейтинге на 131 месте – к сожалению, в нашей стране часто приходится сталкиваться с взяточничеством. Что делать в таком случае, куда обращаться и как составить жалобу – рассмотрим в этом материале.

Что такое коррупционные действия

Согласно закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – закон №273-ФЗ), коррупционными являются следующие действия:

  • использование служебного положения в целях получения личной выгоды должностным лицом;
  • совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.

К личным выгодам относится получение денег и других материальных ценностей, а также имущественных прав и других услуг. Получение выгоды родственниками должностного лица тоже является взяткой.

Дача взятки и предложение взятки тоже квалифицируются как преступление. За это предусмотрена уголовная (ст. 290-291 УК РФ) либо административная (ст.19.28 КоАП РФ) ответственность.

Право на обжалование действий уполномоченных лиц

Положение ст. 45 Конституции РФ гласит, что человек может защищать свои права и свободы любым законным способом. Когда уполномоченное лицо вынуждает дать взятку, права гражданина нарушаются.

Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N59-ФЗ от 02.05.2006 (далее – закон №59-ФЗ) закреплено право каждого человека обратится в государственные органы с заявлением на нарушение его законных интересов (ст. 4).

После подачи жалобы в соответствующий орган заявитель имеет право (ст.5):

  • предоставлять дополнительные материалы (в том числе в цифровом виде);
  • забирать данные материалы;
  • знакомиться с ходом рассмотрения заявление и с документами по этому делу;
  • подать заявление о прекращении рассмотрения.

Правила составления жалобы

Заявление о факте вымогательства взятки составляется по правилам, указанным в ст. 7 закона №59-ФЗ. Обязательными элементами являются:

  • указание органа либо лица, куда направляется обращение.
  • при направлении должностному лицу можно указать как его ФИО, так и должность;
  • данные самого заявителя: ФИО, дата составления, личная подпись;
  • электронный либо почтовый адрес, по которому будет направлен ответ;
  • доказательства своего сообщения, если они есть.

При написании документа надо руководствоваться общими правилами делового этикета, по которым составляются официальные обращения. Это сдержанный стиль, лаконичность и последовательность изложения материала.

Структура документа

Жалоба на коррупционера пишется в свободной форме, но должна иметь определенную логику и структуру. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, мы советуем соблюдать их, чтобы получить ответ на обращение.

  1. Должно быть указано конкретное лицо (ФИО), которое склоняло к даче взятки, и его должность.
  2. Расскажите ситуацию в хронологическом порядке. Укажите даты, когда произошло (длилось) это событие.
  3. Подкрепите свои слова доказательствами. Это могут быть фотографии, аудио- и видеозаписи, копии документов.
  4. В конце обращения укажите свои требования. Например: провести уголовное расследование по факту коррупции; уволить данное лицо со службы; восстановить ущемленные права заявителя.

Обратите внимание. Если документ направляется вышестоящему лицу в той же организации, где работает взяточник, обязательно надо указать в поле «адресаты» список органов-получателей. Такими органами может быть прокуратура, следственный комитет, комитет по борьбе с коррупцией. Это станет гарантом рассмотрения обращения и безопасности заявителя.

Образец жалобы на коррупцию.

В каких случаях заявление не будет рассмотрено

В законе №59-ФЗ перечислены случаи, когда обращение могут не принять к рассмотрению (ст. 11). К ним относятся:

  1. Анонимность (обязательно указывать ФИО).
  2. Невозможность прочтения текста (почерк, шрифт или иные причины) – в этих случаях письмо возвращается отправителю с пометкой о нерассмотрении , если его адрес указан разборчиво.
  3. Оскорбления, нецензурные выражения, угрозы в адрес получателя либо других лиц также являются поводом для оставления письма без ответа.
  4. Если из текста письма невозможно понять суть обращения.
  5. Если на данную жалобу заявителю уже был дан ответ тем же органом, куда жалоба направлена вновь. Исключение – если появились новые обстоятельства или доказательства.

Чтобы обращение рассмотрели, необходимо придерживаться правил, описанных выше.

Важно. Помните, что заявление, содержащее недостоверную информацию, порочащую указанное в нем лицо, расценивается как клевета и карается как уголовное или административное правонарушение.

Куда направлять жалобу

Сообщения о коррупционных действиях можно сообщить в следующие органы:

  • отделение МВД: заявки о коррупционных преступлениях там принимаются круглосуточно;
  • региональное или центральное отделение Прокуратуры;
  • Управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • Управление собственной безопасности МВД;
  • Комитет по борьбе с коррупцией;
  • Суд.

Если факт коррупции касается первых лиц – губернатора области, руководителя какой-либо государственной службы, начальника управления полиции, то надо обращаться в центральные отделения указанных выше инстанций. В остальных случаях имеет смысл обращаться в региональные отделения.

Как рассматривается заявление

Жалоба на коррупционные действия рассматривается в порядке, указанном в ст. 8-10 закона №59-ФЗ. В течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано, затем оно принимается к рассмотрению. Если органы, куда поступило заявление, не имеют полномочий решать данные вопросы, оно передается в компетентные органы в течение 7 дней. Также в течение 7 дней должны быть переданы материалы в соответствующие инстанции, если жалоба подлежит совместному рассмотрению несколькими службами. Но пересылать материалы в службу, действия которой обжалуются, запрещено. Уполномоченные органы обязаны рассматривать обращение, обеспечить выездную проверку в случае необходимости, а также могут сотрудничать с гражданином-заявителем. Если информации для полной проверки недостаточно, проверяющие имеют право запросить дополнительные материалы у государственных служб либо должностных лиц, которые обязаны ответить на запрос в течение 15 дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, направленная в письменном виде (в том числе по электронной почте), рассматривается в течение 30 дней (п.1. ст.13 закона №59-ФЗ). Если этого времени недостаточно, в исключительных случаях уполномоченные органы могут продлить срок еще на 30 дней, обязательно уведомив об этом заявителя.

Ответ на жалобу

Инстанция, в которую поступило сообщение о коррупции, обязана направить гражданину ответ с результатами рассмотрения. В нем должен содержаться ответ по существу запроса – из документа должно быть понятно, был ли выявлен состав преступления в действиях лица и т.д. Ответ подписывается руководителем органа или другим уполномоченным лицом. Направляется документ по указанным данным – по электронной почте либо на почтовый адрес.

Сайты, куда можно сообщить о коррупции

Сегодня есть множество ресурсов, куда можно сообщить о вымогательстве взяток. На них есть специальные формы обращения, где нужно заполнить все поля. Принцип заполнения аналогичен описанному ранее. Контактные данные лучше оставлять достоверные, потому что все сведения будут проверяться. Жаловаться на действия уполномоченных лиц можно на следующих сайтах:

  1. letters.kremlin.ru/letters/corruptio – это официальный сайт управления Президента по работе с обращениями граждан.
  2. www.com-cor.ru/soobshchit-o-fakte-korruptsii/ – это Комитет по борьбе с коррупцией.
  3. pasmi.ru/contact – информационный ресурс, по указанной вам информации будет проведено журналистское расследование. В приоритете дела о высокопоставленных чиновниках с доказательной базой. На самом сайте написано, что по каждому обращению проводить расследование сотрудники не могут.

Телефоны и адреса

Не обязательно составлять жалобу в письменном виде. Можно сообщить о коррупционных действиях по телефону – это будет быстрее. Чтобы передать сообщение в полицию, надо найти на региональном сайте МВД телефон горячей линии.

Телефоны официальных общественных организаций, по которым принимают информацию о подобных правонарушениях:

Также можно жаловаться в Центральное отделение Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – тел +7 (495) 667 20 20. Если ваше сообщение касается лица, который занимает не очень высокий пост, лучше обратиться в региональное отделение управления.

Если отказываются рассмотреть

В случае, когда действия должностного лица были обжалованы безрезультатно, или если ответ не удовлетворяет заявителя, он может обратиться в суд для восстановления своих прав. Такой порядок предусмотрен п.4 ст.5 и п.7 ст.8 закона № 59-ФЗ.

Сроки обращения в суд:

  • 3 месяца с даты, когда состоялся факт нарушения прав (или когда гражданин узнал об этом);
  • 1 месяц со дня, когда заявитель получил отказ по своему обращению или с момента истечения срока рассмотрения (30 дней).

Обжалование действий лиц, занимающих должности в государственных органах, производится в порядке, закрепленном в гл. 22 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее – КАС РФ). Иск составляется согласно указаниям в ст.220. заявитель может в этом же исковом заявлении потребовать взыскания убытков и компенсацию морального вреда.

Жалоба на сотрудника полиции

К сожалению, нередко граждане сталкиваются со взяточничеством именно при обращении в правоохранительные органы, которые должны бороться с подобными правонарушениями. Что делать, если сотрудник полиции просит дать взятку или оказывает давление?

В таком случае можно действовать в нескольких направлениях.

  • Можно обратиться к начальнику отделения, где служит полицейский, нарушивший права заявителя. Но этот способ не всегда результативен – начальник может «покрывать» недобросовестного сотрудника.
  • В МВД есть отдел, работа которого направлена на контроль внутреннего правопорядка – Управление собственной безопасности. По факту коррупции в УСБ можно обратиться круглосуточно, позвонив по телефонам: 8 (495) 667-74-47 и 8-800-250-02-35, или можно направить жалобу в отделение УСБ вашего региона по адресу, указанному на сайте МВД.
  • Также можно обратиться в прокуратуру. Это надзорный орган, который не связан с МВД, не зависим от него и ответственно относится к подобным проверкам. Письменное заявление на действия полицейского можно оставить на официальном сайте ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.

Образец жалобы в прокуратуру на действия сотрудника полиции можно скачать здесь.

  • По факту коррупции также можно обратиться в Управление Следственного комитета (СКР). Письменный запрос можно подать также через интернет-приемную sledcom.ru/reception.

Жалоба на действия судьи

Гражданин при обращении в судебные органы может столкнуться с коррупцией со стороны судьи. Согласно закону РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексу судейской этики, судья не имеет право получать вознаграждения от граждан и юридических лиц. Действия судьи, нарушающие эти нормативные акты, являются дисциплинарным проступком, который можно обжаловать.

Образец обжалования действий судьи.

Куда обращаться

Жаловаться на судью можно только в определенные инстанции:

Законодательная база

При обжаловании коррупционных действий следует опираться на следующие законодательные акты:

  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  • «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ;
  • Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
  • Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *