Свидригайлов преступление и наказание характеристика

Содержание

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые» — Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

«Так не любишь? И не можешь? Никогда?». Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

История создания

Достоевский детально прорабатывал каждого персонажа. Прототипом Аркадия Ивановича Свидригайлова стал убийца Аристов. Он был дворянином и сидел в Омском остроге. Этот человек упоминался в произведении «Записки из мертвого дома».

Достоевский очень внимательно читал журналы и газеты, особенно ему нравился журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год был размещен фельетон о Свидригайлове, человеке, бесчинствующем в провинции. Персонаж описывался как мерзкий и отталкивающий.

Была еще одна версия, которая объясняла происхождение фамилии персонажа. Прообразом мужчины мог быть литовский князь Швитригайло. Часть этой фамилии («гайл») переводится как «похотливый» и «сладострастный». Именно так можно охарактеризовать Свидригайлова.

В романе «Преступление и наказание» его можно называть двойником Раскольникова. Аркадий Иванович прямо говорит, что с Родионом они «одного поля ягоды».

Краткая биография

Образ Свидригайлова подробно раскрывается в романе. Он был отставным офицером и два года служил в кавалерии. У Аркадия есть покойная жена Марфа и дети, но семьей все они являются только формально. Между ними не было серьезных чувств. Мужчина не любил Марфу Петровну, а вот женщина все делала для него. Они достигли согласия, но жене пришлось мириться с изменами мужа.

Они познакомились за восемь лет до событий романа. Аркадий попал в серьезную долговую яму и только деньги Марфы Петровны спасли его. Они поженились и сразу уехали в имение жены. Там он провел семь лет, никуда не выезжая и тратя состояние жены. Марфу он считал старой и некрасивой, но женщина обожала Аркадия, поэтому мирилась с таким отношением.

Свидригайлов совращал крестьянок и изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девушку. После надругательства она повесилась на чердаке. Кто-то сделал донос на Аркадия и завели уголовное дело. Только помощь жены спасла его от ссылки в Сибирь. Аркадий также довел до самоубийства одного из своих слуг. Он постоянно издевался над подчиненным и пытал его.

Марфа хорошо понимала моральные принципы Свидригайлова и поэтому перед смертью сделала необычный поступок: все свое имущество она завещала детям. Она хорошо понимала, что Аркадий не будет о них заботиться и оставила их на попечение тетки.

Семья перестает существовать после смерти Марфы. Многие люди считали Аркадия причастным к гибели жены и обвиняли его в убийстве. Подобного мнения придерживалась даже Дуня, новая возлюбленная Свидригайлова.

После смерти жены материальное положение Аркадия пошатнулось. Он привык к роскошной жизни, и поэтому продолжил тратить деньги, не понимая, что это приведет к проблемам. Его привыкли считать состоятельным человеком, никто не догадывался о настоящем финансовом положении мужчины. О детях Свидригайлов не беспокоился и считал, что им лучше жить у тетки.

Характер и внешность

Для полного представления Аркадия Ивановича лучше составить детальное описание. На момент событий романа ему исполнилось 50 лет и его жизнь наполнена разными неблаговидными поступками.

Внешние данные Свидригайлова:

  1. Рост выше среднего.
  2. Широкие и крутые плечи делали его слегка сутулым.
  3. Волосы густые с небольшой проседью.
  4. Широкая борода.
  5. Глаза голубые.

В целом Аркадий Иванович создавал впечатление человека моложе своих лет. Лицо у него было свежим, в руках он часто держит трость, любит надевать белоснежные перчатки. В его взгляде чувствовалось нечто неприятное. Вся одежда была щегольской и модной.

Портрет Свидригайлова будет неполным без упоминания его характера. Его основные черты:

  • грубость;
  • злость;
  • бесшабашность;
  • сумасбродство и другие.

Нравственный облик Аркадия Ивановича достаточно низкий. Он любит развратный и праздный образ жизни. Ему нравятся «грязные» места, например, притоны или другие сомнительные общества. Ничто его не привлекает и не интересует, сам Свидригайлов признает себя пустым человеком.

В то же время Аркадий Иванович знает, как произвести правильное впечатление. Он может показать себя обворожительным и порядочным человеком. С дамами мужчина становится обольстительным и хитрым. Свидригайлов имеет определенные связи в нужных места и долгое время работал карточным шулером.

Переломный момент

Свидригайлов хотел получить любовь Авдотьи (Дуни) Раскольниковой — сестры Родиона. Девушка работала гувернанткой в доме Аркадия. Мужчина соблазнял ее деньгами, устраивал встречи и предлагал ей стать невестой, после чего уехать в город Санкт-Петербург. Он даже предлагает лично убить Марфу, после чего женщина действительно умирает при странных обстоятельствах.

Дуня пугается своего господина и отказывает ему. Она уверена, что именно Аркадий отравил Марфу, поэтому девушка решила носить с собой револьвер. В это время Свидригайлов подслушивал разговор Родиона и Сони — это позволило ему узнать о преступлении Раскольникова. Эти сведения дали возможность шантажировать Дуню.

Мужчина запер девушку в комнате и начал страстно признаваться ей в любви. В отчаянии Дуня выстрелила в Аркадия, но произошла осечка. В этот момент Свидригайлов понял — ничто не способно заставить Дуню полюбить его.

Он дал девушке убежать, а сам решил пойти на улицу. Он долго гулял по кабакам, но не пил алкоголь. Он зашел к Соне Мармеладовой и отдал ей три тысячи рублей. Помимо страсти к Авдотье у мужчины была еще одна юная невеста. Ее родителям он подарил 15 тысяч рублей.

Аркадий снял маленькую комнатку и решил поспать. В это время ему снится маленькая девочка в гробу — это была жертва, которую он изнасиловал. Эта картина сильно пугает Свидригайлова, он просыпается. После ему удается ненадолго задремать и в это время ему снова видится маленькая девочка. Малышка плакала, а мужчина решил ее утешить. Он относит девочку в кровать, укрывает ее одеялом. Она начала смеяться, и это вызвало гнев у Свидригайлова.

Он проснулся в тот момент, когда был готов ударить малышку. В разбитом состоянии Аркадий выходит на улицу. В это время над городом лежал туман и было малолюдно. Свидригайлов дошел до пожарной части и застрелился.

Свидригайлов не переживал о своих преступлениях и его не мучила совесть, но месть судьбы его настигла в виде галлюцинаций. Сам Аркадий признавался, что его часто посещают приведения. В итоге он закончил жизнь самоубийством.

Значение персонажа

В романе Достоевского каждый герой выполняет определенные функции. Раскольникова и Свидригайлова можно объединять по ряду признаков. У них есть особая теория, которая позволяет оправдывать преступления. По мнению Аркадия, единичное мелкое зло допустимо при условии, что главная цель хороша. По словам Свидригайлова, одно преступление можно оправдать сотней добрых дел.

Как и Раскольников, Аркадий был виновен в нескольких преступлениях — карточном шулерстве, изнасиловании, доведении до самоубийства. Возможно, он виноват в смерти своей жены. Родион и Аркадий считают друг друга странными.

Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений. Но сам Родион пугается своего знакомого и полному отсутствию у него нравственности.

Конец Аркадия был неожиданным. Он решил покончить с собой и перед этим сделал несколько благородных поступков. Но даже это не могло полностью искупить его вину. Причиной самоубийства Свидригайлова стала скука и психологический тупик.

После разговора с Авдотьей (Дуней) Аркадий делает признание ей, и она стреляет в него из револьвера. Этот поступок приводит мужчину к необычной мысли: жизнь не приносит удовольствия. Отказ женщины приводит к пониманию нежизнеспособности теории вседозволенности. Все это заставляет Свидригайлова задуматься об очевидном выходе.

Свидригайлов, «Преступление и наказание»: характеристика персонажа

Порой несовершенство окружающего мира толкает человека на преступление. Кто-то преследует высокие идеалы и цели, а у кого-то просто нет выбора. Кто-то отчетливо понимает, что совершил преступление, а кому-то уже недоступны понятия морали, почти как господину Свидригайлову в романе «Преступление и наказание».

Аркадий Иванович Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского является центральным персонажем, не главным героем, но и не играющим последнюю роль. Это аморальный и бесстыдный человек, у которого своя жизненная философия, заключающаяся в поисках разного рода удовольствий. О нем ходит много слухов, и среди них нет ни одного положительного мнения, да и сам он добавляет щедрую порцию информации. Можно сказать, что образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» отрицательный. Хотя каждый читатель видит его по-своему.

В романе дважды описывается портрет этого персонажа: в начале и в конце. Это человек 50 лет, рост у него выше среднего, он обладает широкими и круглыми плечами, которые придают ему некоторую сутулость. Одевается щегольски и комфортно. Лицо у него скуластое и довольно-таки приятное, свежее и светлое. Волосы светлые и густые с редкой проседью, носит широкую и густую бороду. Глаза голубые, холодные и вдумчивые. В целом он выглядит моложе своих лет. В конце романа описание персонажа повторяется, но уточняются психологические моменты «лицо странное, похожее на маску», «взгляд слишком тяжел и неподвижен», «было что-то ужасно неприятное в этом красивом и моложавом лице».

Первое знакомство

В «Преступлении и наказании» Свидригайлов не последний человек в обществе, он состоятельный дворянин, помещик, муж Марфы Петровны — богатой дамы в возрасте. Впервые о нем упоминается в письме матери Раскольникова к сыну, где она рассказывала о проблемах Дуни, что служила в поместье Свидригайловых.

Сластолюбивый Аркадий Иванович преследовал красивую горничную, а когда получил отказ, оклеветал ее. Правда, вскоре он раскаялся в содеянном и восстановил репутацию Авдотьи Раскольниковой. Спустя некоторое время Дуне делает предложение Лужин, и она вместе с матерью приезжает в Петербург. За ними последовал и Свидригайлов. По воле случая он знакомится с главным героем романа – Раскольниковым, и просит его устроить ему свидание с Дуней.

Логический самоубийца

При чтении романа «Преступление и наказание» образ Свидригайлова ярко вырисовывается перед глазами, после того как он откровенно рассказывает о своем темном прошлом. Дворянин, который служил в кавалерии, шулер, вдовец, должник, убийца. Он свято верит в то, что если человек преследует высокую цель, то единичное злодейство является допустимым.

Аркадий Иванович в свое время увлекался азартными играми, за что был брошен в долговую яму, из которой его выкупила жена. Марфа Петровна была состоятельной женщиной и несколько старше своего мужа, поэтому закрывала глаза на то, что Свидригайлов бегал за молоденькими девушками. Проживая в деревне, он довел до самоубийства слугу, изнасиловал 14-летнюю девочку, а когда влюбился в Дуню, отравил свою жену.

В литературном мире Достоевского, особенно в «Преступлении и наказании», Свидригайлова можно считать первым настоящим, логическим самоубийцей. Он не только продумал самоубийство, но подготовил, обосновал и совершил. Аркадий Иванович прекрасно знает, что он погибший. Погибший и погрязший в пороках человек.

Без взаимности

Для него последняя и единственная надежда, позволяющая оставаться в этом мире, – Авдотья Раскольникова. Вот только с ее стороны его не ожидает ничего, кроме ненависти и презрения. Она все еще не может его простить за случившееся в поместье, более того, он шантажировал ее тем, что расскажет полиции о преступлении ее брата. Для Дуни Свидригайлов – отвратительный человек. Зато Аркадий Иванович не может даже в вине утопить свое отчаяние. Его любовь к Авдотье – не просто сиюминутное влечение, но желание стать в этой жизни хоть кем-то.

Его страсть к сестре Раскольникова длилась очень долго, еще с того времени, как Дуня работала в его имении. Он готов был по первой же ее просьбе убить жену (собственно, это он и сделал даже без ее желания), а теперь ставит на кон собственную жизнь.

Добрые дела

Характеристика Свидригайлова в «Преступлении и наказании» весьма неоднозначна. Перед последним разговором с Раскольниковой он начинает совершать неожиданные для себя поступки: оплачивает похороны Мармеладовой, устраивает ее детей-сирот, предлагает Раскольникову 10 тысяч рублей, чтобы избавить Дуню от вынужденного замужества с Лужиным.

Свидригайлов понимает, что такой, какой есть, он вызывает у Дуни отвращение, поэтому предпринимает кардинальные попытки переродиться, стать лучше. Предстать перед любимой девушкой благородным рыцарем, который с трепетом и добротой относится ко всем страждущим и всегда готов прийти на помощь.

Но нужно отдать ему должное, после рокового свидания с Дуней Свидригайлов продолжает совершать добрые дела, хотя согласно своему мировоззрению он должен был дойти до предела цинизма и совершить что-то из ряда вон выходящее. Очевидно, где-то в потаенных глубинах своей обнищавшей души Аркадий Иванович робко верил в бессмертную жизнь и очень не хотел провести вечность в закоптелой баньке с пауками. Свои преступления он пытался уравновесить финансовыми благодеяниями.

По ту сторону черты

В произведении «Преступление и наказание» Свидригайлов – это персонаж, в котором намешано все и сразу. Но для читателя он интересен тем, что является «отрицательным двойником» Раскольникова. Узнав о преступлении главного героя, Аркадий Иванович уверенно утверждает, что они – «одного поля ягоды». Вот только Свидригайлов давно сделал выбор: он на стороне темных сил и не испытывает по этому поводу никаких сомнений. Мужчина считает себя неподвластным нравственному закону, вот только осознание этого не приносит ему никакого удовольствия. Мировая скука – вот что он испытывает изо дня в день.

Днем Свидригайлов ищет все возможные развлечения, а ночью прячется от привидений загубленных им душ. Герой не способен различать добро и зло, от этого его жизнь теряет смысл. Где-то глубоко в душе он испытывает чувство вины и пытается загладить свои прегрешения. Вот только мертвую душу ничто не воскресит, и в результате он заканчивает жизнь самоубийством.

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым и поклонником Дуни Раскольниковой, (сестры главного героя, Родиона Раскольникова).
Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:
«…Это был человек лет пятидесяти…» О внешности Свидригайлова известно следующее:
«…росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…» «…обеими руками оперся на трость…Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…» «…Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем.» Свидригайлов — офицер в отставке, дворянин по происхождению:
«Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии…» Свидригайлов — вдовец, муж покойной Марфы Петровны:
«…Может быть…видя себя уже в летах и отцом семейства…» У Свидригайлова есть дети, но он считает себя плохим отцом. По его словам, дети в нем не нуждаются:
«…Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!» Свидригайлов является состоятельным человеком (до смерти жены):
«…Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным…» «Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно…» «…я хоть и небогат…» «…Марфа Петровна…и если и оставила ему нечто …чего и на год не хватит человеку с его привычками…» Господин Свидригайлов — сумасброд:
«…слишком уже строго поступили с этим сумасбродом…» «…этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть…» Свидригайлов — человек «забубенного поведения», то есть отчаянный, способный на все:
«…человек поведения забубенного…» Свидригайлов — грубый злодей, сладострастник и подлец:
«…от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца…» «Это непременно ты… подлец!» «…Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?»
Господин Свидригайлов — развратный, порочный, праздный человек:
«…Действительно, я человек развратный и праздный…» «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!…» Свидригайлов — ужасный, бесчестный человек:
«…Нет, нет, это ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу…» «…Хоть я и знаю, что вы человек… без чести…» Свидригайлов — мрачный, скучный человек, по его собственному мнению:
«…А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят…» Свидригайлов — грешный, низкий человек, любящий «места с грязнотцой»:
«…я человек грешный. Хе-хе-хе!…» «…я люблю клоаки именно с грязнотцой…» Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается:
«…и в таком скверном и пустом человеке, как я…» (Свидригайлов о себе) «…хотя бы что‑нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно…» Свидригайлов — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, по мнению Раскольникова:
«…В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире.» Свидригайлова не интересует мнение окружающих:
«…Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь…а потому отчего же и не побывать пошляком…» Свидригайлов — очень странный человек:
«Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…» Когда хочет, господин Свидригайлов умеет казаться порядочным человеком и вести себя обворожительно:
«…Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами…» «…Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком…» Господин Свидригайлов — хитрый человек:
«…он человек хитрый и обольстительный насчет дам…» «…непременно хитер и обманчив…» Аркадий Иванович Свидригайлов — хвастун (фанфарон):
«…какой вы, однако же, фанфарон!» (Раскольников Свидригайлову) «…не спорю, пусть и фанфарон; но ведь почему же и не пофанфаронить, когда оно безобидно» У господина Свидригайлова есть связи с важными, знатными людьми:
«…Я слышал, однако, что у вас здесь много знакомых. Вы ведь то, что называется «не без связей»…» «…Это вы правду сказали, что у меня есть знакомые…» Свидригайлов — бывший шулер (карточный мошенник). 8 лет назад он жил в Петербурге и состоял в команде шулеров:
«…Нет, какой я игрок. Шулер — не игрок….Да, был шулером.» «…Целая компания нас была, наиприличнейшая, лет восемь назад; проводили время; и всё, знаете, люди с манерами, поэты были, капиталисты были.» 8 лет назад Свидригайлов попал в долговую тюрьму, судя по всему, из-за шулерства. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. Влюбленная Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из тюрьмы, вышла за него замуж и привезла к себе в имение:
«…я сидел здесь в долговой тюрьме, по огромному счету, и не имея ни малейших средств в виду для уплаты.» …Это ведь я в деревне теперь опустился. А все-таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги, гречонка один нежинский. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище. Она ведь старше меня пятью годами. Очень любила. Семь лет из деревни не выезжал…» Свидригайлов пользовался богатством стареющей Марфы Петровны (до ее смерти). При этом с ее согласия он изменял ей с крестьянками:
«…Дело в том, что она была значительно старше меня, кроме того, постоянно носила во рту какую-то гвоздичку. Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу.» «…После долгих слез состоялся между нами такого рода изустный контракт: первое, я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем; второе, без ее позволения не отлучусь никуда; третье, постоянной любовницы не заведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянуть иногда на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома…» Когда-то Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной отвественности за «зверское душегубство» (судя по всему, изнасилование):
«Марфа Петровна… послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь. Вот каков этот человек, если хотите знать…» «… глухонемая, девочка лет пятнадцати и даже четырнадцати…Раз она найдена была на чердаке удавившеюся. Присуждено, что от самоубийства. …впоследствии явился, однако, донос, что ребенок был… жестоко оскорблен Свидригайловым.» «…наконец, в сущности, и доноса не было, благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны; всё ограничилось слухом. Но, однако, этот слух был многознаменателен.» Также Свидригайлова подозревают в том, что он довел до самоубийства крестьянина Филиппа:

«Вы, конечно, Авдотья Романовна, слышали тоже у них …об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права…» «…принудила или, лучше сказать, склонила его к насильственной смерти беспрерывная система гонений и взысканий господина Свидригайлова.» Живя с Марфой Петровной, Свидригайлов влюбляется в Дуню Раскольникову, работающую гувернанткой в доме. Он предлагает ей бежать, но девушка отказывается. Вскоре жена Свидригайлова, Марфа Петровна, умирает при странных обстоятельствах:
«…я и решил предложить ей все мои деньги (тысяч до тридцати я мог и тогда осуществить) с тем, чтоб она бежала со мной хоть сюда, в Петербург. … Верите ли, я до того тогда врезался, что скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне, — это тотчас же было бы сделано!» По мнению Дуни, Свидригайлов виновен в смерти Марфы Петровны. По словам Дуни, он отравил ее ядом:
«…Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен.» «Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца!… Ты мне сам намекал; ты мне говорил об яде… я знаю, ты за ним ездил… у тебя было готово… Это непременно ты…» «…этот ужасный человек, кажется, и был причиной ее смерти. Говорят, он ее ужасно избил!..» «Я уверена, что он был причиною смерти покойницы Марфы Петровны…» После смерти супруги Свидригайлов начинает видеть ее призрак и, судя по всему, сходит с ума:
«Это помешанный», — подумал Раскольников.» «…Но вы действительно, действительно сумасшедший!…» (Раскольников Свидригайлову) Накануне гибели полусумасшедший Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, Свидригайлов дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой он хочет жениться:
«…Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали.» «…Аркадий Иванович … принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку пред свадьбой…» Вскоре Свидригайлов кончает жизнь самоубийством на одной из улиц Петербурга:
«Свидригайлов спустил курок.»
Это был цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Свидригайлову

Свидригайлов

Свидригайлов – второстепенный герой произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», это двойник Раскольникова, который своим характером и своей судьбой раскрывает образ главного героя наиболее полно.

Значение имени

На первый взгляд фамилия Свидригайлова не является значимой и, как принято называть, говорящей. Однако при более тщательном анализе можно заметить, что фамилия героя имеет литовские корни, к которым относилась и фамилия самого Ф. М. Достоевского. Происходит фамилия Свидригайлова от фамилии литовского князя Швитригайло. Часть этой фамилии – «гайл» – по своему значению близка к словам «похотливый» и «сладострастный». Именно такие характеристики дает герою автор произведения, а также сладострастным характеризуют Свидригайлова и другие персонажи «Преступления и наказания». С помощью такого негативного состава фамилии героя Ф. М. Достоевский смог частично отразить полностью противоречивый и «странный» характер.

Теория

Свидригайлов, как и Раскольников, имеет свою теорию – теорию вседозволенности. В отличие от главного героя, он не имеет теоретического обоснования своей теории, потому что для него важна сама практика – жизнь. Фактически это теория Раскольникова, воплощенная в реальную жизнь. Свидригайлов считает себя «право имеющим» человеком, которому дозволено все что угодно. Он совершает преступления и считает их совершения оправданными.

Семья персонажа

В произведении дается биография Свидригайлова, из которой читатель знакомится с его семьей. Это покойная Марфа Петровна и дети Свидригайлова. В полном смысле этого слова настоящей семьей данных людей назвать трудно. Это семья лишь официально, взаимного чувства в ней нет никакой. Свидригайлов не любит Марфу Петровну, которая, однако, делает ради него все. Героиня действительно любит Свидригайлова до «одурманения». Аркадий Иванович же равнодушен к ней: между ним и женой составляется «изустный контракт», который разрешает Свидригайлову пылать страстью к другим девушкам с согласия Марфы Петровны.

Хотя женщина безумно любит Свидригайлова, она не завещает ему свои богатства, а оставляет их своим детям, потому что понимает, что он не будет заботиться о них. И действительно, дети, по мнению Свидригайлова, абсолютно не нуждаются в нем. Персонаж оставляет их на попечение тетке.

Семья Свидригайловых перестает существовать после смерти Марфы Петровны, хотя фактически она и не начинала существовать. Многие считают смерть героини подозрительной и обвиняют Свидригайлова в гибели его жены. Дуня, в которую влюблен Аркадий Иванович, такого же мнения.

Свидригайлов и Дуня

Роман «Преступление и наказание» содержит любовную линию, связанную с образами Свидригайлова и Дуни Раскольниковой. Дуня была для героя единственным шансом на спасение. Свидригайлову была нужна любовь Дуни, потому что он мечтал о живых и чистых отношениях. Он жаждал ее любви, словно воздуха: «Воздуху, воздуху надобно».

Аркадий Иванович понимал, что жизнь его низка и пошла. Дуня же совершенно не похожа на тех девушек, с которыми он имел отношения. Она чиста и искренна. Поэтому девушка и заинтересовала Свидригайлова. Она же пыталась образумить его в плане его взаимоотношений с женой. Дуне было жаль героя, она пыталась его воскресить, так как она понимала, что духовно он давно мертв.

Влюбившись в свою гувернантку, Свидригайлов предлагает ей сбежать вместе с ним. Однако Дуня не может пойти на такой шаг, он противен ей, она не готова принести себя в жертву. Свидригайлов до последнего пытается добиться расположения героини, однако она непреклонна. Крайней точкой в их отношениях становится признание Свидригайлова, после которого Дуня стреляет в него из пистолета. После поступка возлюбленной Свидригайлова он понимает, что жизнь не приносит ему никакого удовольствия.

Самоубийство

Существование Свидригайлова ничтожно, и герой это понимает. Своим самоубийством он как бы перечеркивает все то, что было в его жизни, он перечеркивает все принципы, с помощью которых существовал. Перед смертью он совершает благородные и милосердные поступки, чтобы искупить свою вину и раскаяться. Свидригайлов, который душевно уже мертв, решается умереть и физически.

Сцена самоубийства Свидригайлова тесно связана с его теорией вседозволенности. После отказа Дуни он понимает, что ему дозволено не все, что он ничем не отличается от других. Крах теории героя предполагает только один выход – смерть, так как он не может жить по другому принципу.

Свидригайлов глубже раскрывает образ Раскольникова, и смерть персонажа – это смерть теории главного героя.

Данная статья рассмотрит отношения Свидригайлова с его семьей и Дуней, поможет раскрыть причины самоубийства героя, а также поможет написать сочинение «Свидригайлов».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

Образ Свидригайлова

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» важен для понимания теории Родиона Раскольникова. Свидригайлов, являясь своеобразным двойником главного героя, демонстрирует теоретические положения мировоззрения Раскольникова на практике.

Поступки

Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова неоднозначен в оценке. Несмотря на то, что жизнь героя можно назвать пошлой и «сладострастной», а отношение других персонажей к Свидригайлову негативное, многие исследователи творчества Федора Михайловича Достоевского отмечают, что данного персонажа нельзя назвать полностью отрицательным. Он не однобок, как может показаться на первый взгляд.

Да, Свидригайлов – своеобразный злодей, совершающий множество и моральных, и физических преступлений. Он обвинялся в деле душегубства девушки, причастен к самоубийству лакея, довел Марфу Петровну, которая его сильно любила, до смерти. Это и многое другое характеризует героя как персонажа отрицательного.

Однако Свидригайлов совершает добрых дел даже больше, чем другие персонажи романа «Преступление и наказание». Он помогает оплатить похороны Мармеладовой, а также устраивает ее детей в приют. Свидригайлов беспокоится о Дуне и предлагает Родиону 10 тысяч рублей, чтобы избавить героиню от замужества с Лужиным.

Теория, которой живет Свидригайлов, мешает ему жить по совести, которая все же воплощена в его снах и потусторонних образах. Еще не заснувшая совесть говорит о противоречии действий героя и его мировоззрения.

Теорию Свидригайлова называют теорией вседозволенности, которая гласит, что цель оправдывает любые средства. Герой уверен, что ему дозволено абсолютно все, поэтому не боится совершать гнусные и преступные поступки. Наоборот, он не видит в них ничего плохого.

Хотя Свидригайлов не имеет четкой теории, он высказывает свои доводы так: «какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям».

Теория Свидригайлова показывает невозможность ее существования. История героя доказывает, что человек без убеждений просто не может по-настоящему жить. Герой разочаровывается в своей жизни и кончает ее самоубийством.

Двойник

Аркадий Иванович является двойником Родиона Раскольникова. Причем он замечает это сам и говорит главному герою, что они «одного поля ягоды». Сходство героев прослеживается в их теориях. Мировоззрение Раскольникова имеет теоретическое воплощение, в то время как жизнь Свидригайлова – это практическое применение теории главного героя. Аркадий Иванович живет по принципу «право имеющих», не задумываясь над тем, что он может быть «тварью дрожащей». Если теория Раскольникова подвергается им анализу, то жизнь Свидригайлова – результат этой теории в реальной жизни.

Образ Свидригайлова помещен в повествование, чтобы наиболее четко и преувеличенно показать теорию Раскольникова, продемонстрировать ее недееспособность. Это подтверждает самоубийство Свидригайлова, который пытается перечеркнуть все те принципы, которые помогали ему существовать в мире. Он понял, что теория вседозволенности не оправдала его надежд. Он не стал схожим с Наполеоном, хотя «переступал» грань дозволенного не единожды.

Знакомство Раскольникова со Свидригайловым неслучайно. Оно необходимо для замысла, чтобы Родион самостоятельно понял несостоятельность своей теории. Раскольников понимает, что человек одного с ним «поля ягоды» – пустой злодей, а значит, такова и его теория.

Данная статья поможет рассмотреть теорию Свидригайлова и его схожесть с главным героем, показать неоднозначность образа, а также написать сочинение «Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».

Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.

Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — “на кровь по совести”.
Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о “проба” удалась, он счел бы свою идею доказанной. Эднако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.
Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.
Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович — это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов — своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным “перешагнуть через кровь”. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов “подбадривает”, успокаивает, “наставляет на путь истинный”. И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясносамому Раскольникову. “Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”.
Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут … своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. “Хорошая” цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, — вот “хорошая цель” Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, “пошляк” и “умник”, вдруг наталкивается на преграду — в себе и в других. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал — не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова — одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.
Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский устраивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев, — ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить “по ту сторону добра и зла”, но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность — это “банка с пауками” и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.
Окончательно признав себя “вошью”, он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу “все дозволено”.

«Предсмертные сны (галлюцинации) Свидригайлова в идейной структуре «Преступления и наказания». Как по снам можно понять нравственное банкротство героя?»

“Характер Свидригайлова создан из поразительных контрастов, из самых резких противоречий, и, несмотря на это, а может быть, благодаря этому, он до такой степени живой, что нельзя отделаться от странного впечатления, что Свидригайлов больше, чем лицо романа, что когда-то знал его, видел, слышал звук его голоса” — так характеризует образ Свидригайлова Д.Мережковский.

В романе Достоевского “Преступление и наказание” Аркадий Иванович Свидригайлов представлен как темный двойник Раскольникова; он порожден кошмаром главного героя, выходит из его сна. “Ты его точно видел – ясно видел? Гм… то-то. А то, знаешь, мне подумалось… мне все кажется, что это, может быть, и фантазия…”

Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно “исправленный” от всяких предрассудков. Они идут по одному пути, но Свидригайлов свободнее и смелее Раскольникова и доходит до конца. Раскольников отменяет старый уклад жизни во Христе, вытесняя из себя человеко божеское, выковывая бога человеческое, но при этом все еще цепляется за красоту и благородство. Свидригайлов последовательнее: добро и зло – относительны, все позволено – все безразлично. Остается только мировая скука и пошлость.

Свидригайлов – сладострастник; на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. Он любит грязный разврат, но совесть его спокойна. Он испытывает степень своей свободы во зле и не находит предела.

Совершая зверские поступки, при этом Свидригайлов не законченный злодей: Аркадий Иванович великодушно отпускает Дуню, раздает деньги, помогает Мармеладовым.

Свидригайлов, стоящий на перепутье божественного и дьявольского, испытывает муки совести. Он, не верящий в Бога, всем своим поведением и манерами отрицающий жизнь истинного христианина, остается честным и искренним перед самим собой. В результате духовных терзаний, жизнь и сон Аркадия Ивановича сливаются в единую материю сна-галлюцинации.

Тема сна весьма широко использовалась в классических русских произведениях различных авторов XIX века. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” на сновидения возложена особая задача – передать скрытую, неизвестную сторону души героев. Для творчества Достоевского вообще характерно отразить нравственную патологию героев, которую наяву они не хотят признавать. В своей книге “Самообман

Раскольникова” Ю.Карякин пишет: “Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Сны – кошмары у Достоевского – не зеркальное повторение происходящего наяву, не простой дубликат действительности. Это всегда чудовищная аберрация, но всегда – отражение действительности в кривом и увеличивающем зеркале”.

Такое вот увеличивающее зеркало ждало в конце жизни и Свидригайлова. Его сон – это разговор с самим собой, со своим внутренним миром, запредельным, но очень обнаженным и честным. В своих предсмертных снах Свидригайлов видит самого себя, сталкивается с множеством образов, которые рождаются в его воображении. Сновиденческие картины и образы провоцируют реакцию на них, запечатленную непосредственно в самом сне, и служат особой формой его исповеди. Эти сны играют роль надвигающейся катастрофы в жизни Свидригайлова.

В последнюю свою ночь Аркадий Иванович Свидригайлов видит три сна – галлюцинации. Эти сны один другого кошмарнее. ““Вход” в эти сны и “выход” из них почти стерты, и трудно, подчас невозможно…, определить, когда Свидригайлов забывается, а когда – приходит в себя. Так и должно быть, потому что грань бытия и небытия для него давно уже стерта”, — говорит Ю. Карякин.

В первом сне ему мерещатся мыши: “… вдруг как бы что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге…. он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь. Он бросился ловить ее; но мышь не сбегала с постели, а мелькала зигзагами во все стороны, скользила из-под его пальцев, перебегала по руке и вдруг юркнула под подушку, он бросил подушку, но в одно мгновение почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и уже за спиной, под рубашкой. Он нервно задрожал и проснулся”.

Образ мыши является предвестником беды, надвигающейся катастрофы, апокалипсиса, который должен случиться со Свидригайловым. Мышь – это символ-воплощение души умершего, предвестник скоропостижной кончины. Приснившаяся, а в дальнейшем прыгнувшая за пазуху к Свидригайлову мышь постепенно приближает героя к неминуемой трагедии и скорой гибели.

Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит “… прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день”. Герою всюду видятся цветы и травы, непременные спутники Троицына дня. Здесь царит жизнь и девственная чистота природы, но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется: “посреди залы” стоит гроб, “обитый белым гроденаплем и обшитый белым густым рюшем”, в котором лежала “девочка, в белом тюлевом платье”. Белый цвет здесь несет оттенок смерти и тоски. Свидригайлов словно из пространства жизни перемещается в пространство смерти.Герой не видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы людей у гроба. Девочка из его сна — самоубийца, утопленница, не перенесшая насилия и надругательства.

Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому Свидригайлова, к отголоскам слухов, которые бросают тень на его “доброе” имя и “безупречную” репутацию. Аркадию Ивановичу кажется, что он знает эту девочку, что это та совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.

Во втором сне очень явственно проступает тема борьбы совести Свидригайлова с его развратной стороной души. Герой, который в своей галлюцинации не хочет лгать себе, впервые испытывает ужас от насилия, грязи, распутства, человеческой низменности, от тех моральных устоев, что в жизни доставляли ему лишь наслаждение.

Каждый следующий сон – галлюцинация Свидригайлова все более и более отвратительный, несущий в себе катастрофическое, разрушающее воздействие на душу героя. Перейдя в третий и последний сон, Аркадий Свидригайлов находит в углу пятилетнюю девочку. Свидригайлов здесь испытывает чувство страха: “… ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются…”.

В этом сне Свидригайлов спасает невинную девочку, заботится, согревает, укладывает ее спать. В его мыслях нет никакого злого умысла, но внезапно это маленькое существо превращается в него самого. Ранее такое румяное детское личико приобретает выражение развратной девицы. Пошлость, лицемерие, цинизм написаны на нем. Свидригайлов и эта малютка меняются местами. Герой осознает насколько он низок и страшен. Настоящий кошмар овладевает им, он начинает мучиться. Совесть подсказывает ему, что единственный выход – это самоубийство. Своей жизнью или лучше сказать проживанием ее, он преступал главные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Живя в свое удовольствие, Свидригайлов не ценил дружбы и не верил в настоящую любовь. Аркадий Иванович убивает в себе человеко-божеское. Будучи двойником Раскольникова, Свидригайлов не нашел для себя человека, с которым мог бы отмаливать свои грехи. У него не было своей Сонечки. Если во втором сне показана борьба совести, то последний сон – это взгляд в уродливое зеркало его души. Свидригайлов терпит крах, нравственное банкротство.

Весь ночной кошмар героя сопровождает образ зловещей природы.

Описания природы помогают Свидригайлову перейти из одного мира в другой, из бытия в небытие. Не случайно, что каждая галлюцинация оканчивается зарисовкой погоды за окном. Образ природы показан по принципу градации: от меньшего зла к большему.

В течение всей кошмарной ночи Свидригайлова преследует ощущение холода и сырости, неприятное ощущение промозглости. Ветер, вначале только завывающий, не дающий спокойно спать, вызывающий неприятные обрывчатые мысли, в дальнейшем “хлынет неистово в его каморку и облепит ему лицо и прикрытую одною рубашкой грудь”. Образ ветра дан Достоевским как символ нарастающей беды, которая неумолимо покарает Свидригайлова за его грехи.

В эпизоде снов Аркадия Ивановича присутствует и образ воды. Эта вода не очищающая священная стихия, она связана с пошлостью и развратом. В первом сне Свидригайлов видит мышь, которая скользит из-под его пальцев; во второй галлюцинации в гробу герою мерещится девочка-подросток с мокрыми волосами; а в последнем сне он заботится о “девочке лет пяти, не более, в измокшем, как поломойная тряпка, платьишке”.

Важен для эпизода снов Свидригайлова и образ свечи. Свеча – это символ связи человека с Богом, космосом, иными мирами. Свидригайлов, переходя из одной галлюцинации в другую, непременно зажигает свечу. Потеряв же последнюю надежду в перерождение личности, увидев свой истинный образ, герой ее больше не зажигает, он окончательно опустошил себя и не видит более смысла в жизни. Его свеча окончательно потухла. “Он на той же постели, так же закутанный в одеяло; свеча не зажжена, а уж в окнах белеет полный день”.

Достоевский вводит в сны Свидригайлова и тему тумана. Окончательно разуверившись в жизни, не видя более смысла продолжать ее, измученный совестью герой уходит. Он навсегда растворяется в этом “молочном, густом тумане, лежащим над городом”. Туман в данном эпизоде последний оплот жизненного пути Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Главный концепт всего произведения Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” — показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса. На примере Свидригайлова мы видим, что, даже нарушая закон, грабя, убивая, применяя насилия, человеку никогда не уйти от высшей справедливости — муки совести и кары господней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *